Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 12

bootsector

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.213759_original.jpgПорой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:213286_original.pngЧтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.213781_original.jpgВ качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп…И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».Вот так система выглядит в сборе:Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.

Навеял мне пост story/fonokorrektorpristavka_dlya_lampovog… как мы с тестем делали «Фонокоррекор от Василича» все схемы были взяты с http://forum.cxem.net/ были закуплены Советские сверх малошумящие лампочки 6Н17Б и 2 6Н16Б.В  найдена на просторах форума схема которая как нам показалась была самой элементарной (Боже как мы ошибались).

Сначала мы пытались сделать каноничный «Василечевский Фонокорректор» что то вроде этого

Но, к нашему великому сожалению трансформатор найденный был очень большой по габаритным размерам. Так же захотелось поставить на крышу этого корпуса индикаторные лампочки, но корпус оказался на столько маленьким, что плата усиления индикаторов 6е3п не влезала в корпус, к тому же после наших переделок начался неимоверный фон по левому каналу. Было решено переносить собранные платы в другой более просторный корпус. Взяли старый кассовый ящик.

К большому сожалению как всё это собиралось мы не фотографировали ( ну не знал я, не знал, что на Пикабу буду это постить).

Собственно сам фонокорректор. Да, такая, относительно не большая плата, является ламповым усилителем, и устройством корректирующим АЧХ. Усиливает она сигнал напрямую со звукоснимателя проигрывателя (около 0,75 — 2 мВ) и усиливает до обычных стандартных 1,5 вольт.

Собственно сам блок индикацииВ  две лампочки 6е3п и две усилительные лампочки. Сейчас название не вспомню т.к ФК пока у тестя.В 

Про цепь питания могу сказать то что пришлось убирать основной трансформатор в металлический кожух, так как наводки давал он невероятные, а схему питания вполне можно вынести наружу.

Второй трансформатор для питания индикации и в общем то наводок он не даёт т.к нагрузка совсем не большая. Эти фотографии были сделаны на момент предварительной сборки сейчасВ  он выглядит вот так.

Спасибо за внимание. Отдельное ОГРОМНОЕ спасибо за его пост. @еBootSect корпус у твоего усилителя шикарный.

Используемые источники:

  • https://bootsector.livejournal.com/78017.html
  • story/kak_delalsya_fonokorrektor_vasilicha_5623465

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации