Содержание
Слово «фэтбайк» происходит от английского слова «fat» – «толстый». Это велосипед на толстых колёсах.Был придуман в 80-х годах Марком Грюнвальдом, жителем Аляски, США.
Именно он ввёл термин в обращение. Хотя одним из первых упоминаний была публикация в 1932 году рекламной картинки с изображением трюкача на велосипеде с толстыми покрышками.
Особенности фэтбайков
По своей природе фэтбайк горный велосипед, отличающийся только колёсами, имеющими большую ширину. В остальном всё то же самое – рама из хромолебдена или алюминия и одинаковое навесное оборудование.
За исключением вилки – пухлые колёса настолько хорошо амортизируют и делают комфортной езду по любым неровностям, что производители,как правило, ставят на них жёсткие вилки.
Хотя у любого правила есть исключения:
- Полноподвесные фэты имеющие как заднюю, так и переднюю амортизацию.
- Электрические.
- Карбоновые и титановые, имеющие меньший вес в сравнении с алюминием.
- Односкоростные велосипеды.
- Фэтбайки с планетарной передачей.
Плюсы и минусы
Как и любой другой тип, фэтбайк имеет свои плюсы и минусы.
К явным плюсам относятся:
- Привлекательный внешний вид, притягивающий взгляды.
- Отличная проходимость по различным типам поверхности.
- Универсальность к условиям использования.
К очевидным минусам можно отнести следующее:
- Увеличенный вес.
- В некрупных городах сложно найти камеру или покрышку (при серьёзном порезе и придётся заказывать по интернету).
- Довольно высокие цены (хотя они неуклонно ползут вниз благодаря стараниям различных китайских производителей).
Колеса
Колёса – основная фишка. Именно они дают название типу велосипеда. Благодаря им фэт прекрасно себя чувствует на бездорожье, существенно выигрывая по проходимости у своих менее «толстых» собратьев.
А благодаря большому объёму воздуха и довольно низкому давлению(от 0.2 до 2 атм., в зависимости от типа покрытия) достигается невероятная плавность хода, несмотря на то, что под колёсами – камни, ветки или сухой асфальт.
Обычно ширина покрышек, устанавливаемых на фэтбайки, колеблется от 3.5 до 4.5 дюймов, это примерно 9-12 см, но есть модели с покрышками 5 и более дюймов. Ширина ободов на всех фэтбайках 65-100 мм.
Вес
Вес большинства фэтбайков чаще всего колеблется в пределах 14-17 кг. Колёса – основная «жировая масса» – весят по 3-4 кг. Рама имеет вес в районе 2 кг, вилка за счёт отсутствия амортизации позволяет сэкономить– вместо привычных 2-2.5 может весить легче килограмма.
На ежегодных выставках производители постоянно показывают новые модели велосипедов, изготовленных из различных инновационных материалов и использующие более лёгкое навесное оборудование. Вес некоторых экземпляров доходит до 12 кг, что ставит их в один ряд с горными велосипедами.
Внешний вид
Внешний вид фэтбайка всегда вызывает эмоции. Одним он нравится сразу, у других вызывает отвращение нелепым сочетанием тонких труб рамы и широких покрышек. Но главное – он цепляет. Рынок данных велосипедов в России и СНГ только набирает популярность и даже в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург всё ещё в диковинку встретить такого редкого монстра.
Все фэты по своему внешнему виду и строению делятся на оффсетных и безоффсетных (симметричных). Оффсет (англ. offset) –смещение в сторону относительно центра.
Бывает у следующих составляющих любого фэтбайка:
- Оффсет рамы и вилки – смещение перьев в право либо на 17.5, либо на 28 мм.
- Оффсет обода – смещение крепления спиц в правую сторону относительно его центра.
Они оба предназначены для использования стандартных MTB-втулок шириной 135 мм на ободах до 100 мм. Также позволяет использовать планетарные втулки.
Преимуществами и недостатками оффсета являются следующие особенности:
- Главным преимуществом является возможность использовать популярные MTB-втулки.
- Второй плюс – взаимозаменяемость колёс. Оба собираются на задних втулках и легко меняются местами – переднее на заднее и наоборот.
- Главный же минус – оффетные колёса менее устойчивые и не такие жёсткие, как безофсетные.
- Также к минусам можно отнести крайне необычный несимметричный внешний вид.
Симметричные безоффсетные фэтбайки также не обошла волна положительных и отрицательных сторон. К таким относятся:
- Основное преимущество – их популярность. Абсолютное большинство из них в своём арсенале несут задние перья под втулку 170 или 190 мм.
- Вторым плюсом, в противовес минуса оффсетных, является прочность таких колёс.
- Третий приятный бонус, это возможность в дополнение к толстым собрать комплект 29-ыхколёс на лето и ровные дороги.
- Минус номер один. Отсутствие взаимозаменяемости колёс, которая так полезна в дальних поездках и путешествиях.
- Различие стандартов (170, 190 и 197 миллиметровые втулки) накладывает определённые сложности. Плюс к этому цены на данные втулки и комплектующие к ним довольно высокие.
Навеска
Навеска современных фэтбайков мало отличается от привычных всем горных, но некоторые особенности всё же есть:
- Фреймсет – рама и вилка, имеют геометрию, позволяющую использовать широкую, более 3.5 дюймов, резину.
- Используются обода шириной от 65 до 100 мм.
- Размер каретки равен 100 мм (подходят все популярные стандарты). Возможна установка системы со встроенным валом с тем же размером.
- На симметричных фрейсетах используются задние втулки размером от 170 мм и передние – 135 мм.
- Передний переключатель стандарта ShimanoDirectMount или ShimanoE-Type.
- Некоторые популярные фреймсеты (Pugsley, Moonlander, 9:zero:7 и т.д.) используют два задних тормоза.
Благодаря своей универсальности, «толстяк» подойдёт для любого времени года, места катания и покрытия. Он прекрасно справится с дальними пробегами по ровному асфальту стоит только поднять давления в колёсах.
Свежевыпавший снег и песок также не будут для него преградой – широкие покрышки на низком давлении позволяют проезжать препятствия без закапывания.Их давно используют не только для простого катания, но и как ежедневный транспорт от дома до работы.
Туристы делают на них ставку благодаря исключительной универсальности и надёжности. Для многих он становится стилем и образом жизни, меняя в корне ощущение от велосипеда.Повседневное использование фэта не требует изучения новых навыков. Это обычный велосипед, пусть и немного непривычно выглядящий.
Он позволяет ехать куда угодно, особо не задумываясь о маршруте. Там, где горный велосипед завязнет в грязи, «толстячок» проедет даже не испачкавшись. Главное помнить о давлении в колёсах, ведь этот велосипед как никто другой зависим от него.
Лучшие фирмы-производители и модели
Производителем «топ 1» на данный момент является американская фирма Surly. Именно они стали серийно продавать фэтбайки, начав выпуск своей модели Pugsley.
Не упускают свою возможность такие именитые производители, как Cube, TREK, Specialized или Scott, выводя на рынок замечательные модели:
- Cube Nutrail.
- TREK Farley.
- Specialized Fatboy.
- Scott Big Jon.
Но не только на этих крупных производителях держится весь рынок. Ежегодно появляются всё новые и новые игроки, в основном родом из Китая, наполняющие рынок интересными, яркими, со своими особенностями моделями велосипедов.
Это позволяет ценам медленно, но верно ползти вниз, создавая конкуренцию. В конечном итоге покупатели от этого только выигрывают.
Цены и где купить
Жителям больших городов повезло – волна популярности фэтбайков дошла до них и в спортивных магазинах многие марки и модели есть в наличии.
Конечно, если хочется что-то более эксклюзивное, придётся поискать в интернете и скорее всего заказывать из-за границы. Но большинство не менее интересных, а главное более дешёвых моделей можно уже купить в России.
В нижней касте велосипедов до 40 тысяч рублей, на которые стоит обратить внимание, находятся:
- StelsNavigator 480 MD 2017 – 21 410 руб.
- Stark Fat 26.2 D 2017 – 27 590 руб.
- StelsNavigator 680 MD 2017 – 32270 руб.
В диапазоне цен от 40 до 80 тысяч рублей находятся следующие представители:
- Silverback Sphere Delight – 73 800 руб.
- Author Su-Mo 2017 – 74 080 руб.
- Specialized Fatboy SE 2016 – 79 333 руб.
Ну и завершает парад «толстяков» категория 80+ тысяч рублей со следующими представителями:
- Fuji Bikes Wendigo 26 1.1 2016 – 81 590 руб.
- KTM Fat Flea 2016 – 94 070 руб.
- Silverback Scoop Fatty 2017 – 98 700 руб.
- Scott Big Jon 2017 – 120 185 руб.
- Cube Nutrail Pro 2017 – 132 900 руб.
Отзывы
Качественно сделанный фэт с приятным дизайном. Выдерживает мой вес в 160 кг.Принял решение похудеть и купил себе этого монстра. Как говориться, толстый велосипед для толстого человека. В городе велосипед привлекает много внимания, пару раз останавливали на дороге сотрудники ГИБДД, расспрашивали, что это за агрегат.Оценка:
Спирин Иван (Author Su-Mo 2015)
Отличный, лёгкий красивый велосипед. Вес около 14 кг. Понравилось, как держит траекторию на снегу и в грязи, не нужно его постоянно «ловить». Единственный недостаток – он слишком дорог, страшно оставлять у магазина даже пристёгнутым.Оценка:
Алексович Алексей (TREK Farley 8 2015)
Крутой вид, все постоянно спрашивают про велосипед. К недостаткам могу отнести слабые тормоза, но это поправимо. Впечатлён проходимостью зимой на шипованной кевларовой резине 4.9 дюйма. По лестницам ездить одно удовольствие, что вверх, что вниз. В общем впечатления только положительные.Оценка:
Батков Сергей (Smart Bikes Fatty 2015)
Это безумие, которого мне не доставало. Идеальная управляемость в поворотах на лесных тропинках. Хорошо амортизирует удары. Вес – это без малого 17 кг – не напрягает. Простенькие тормоза Tektro (которых. К слову, хватало) сменил на ShimanoXT. При покупке рассматривал «китайцев», но у них большой недостаток, это вес в районе 20 кг. В итоге взял этот. Сначала думал покататься сезон и продать, но решил оставить себе – очень уж фановый велосипед.Оценка:
Филоненко Роман (Mongoose Argus 2015)
Сначала долго сомневался в покупке данного аппарата, но всё же купил. Отличный вел. Цена/качество в порядке. Вес 14.2 кг, неплохое навесное. Накатал за всё время 1200 км по паркам и городу – всё радует!Оценка:
Макаров Олег (CRONUS Fatty 2016)
К плюсам данного велосипеда можно отнести высокую проходимость и отличные тормоза. Но из-за отсутствия амортизаторов он слишком жёсткий, хотя это дело вкуса. В особенности поведения могу выделить такие моменты, как: большие колёса, гасящие вибрацию, отличную управляемость и превосходную 20-скоростную трансмиссию.Оценка:
Medvedev24 (Trek Farley 6 2015)
Китайский фэтбайк. Общее впечатление хорошее, хотя не обошлось и без ложки дёгтя. Китайские комплектующие посредственного качества, а на рост 180 см не хватило подседельного штыря. К колёсам никаких претензий, прекрасно ездит по песку и камням. Велосипед очень скоростной, но довольно тяжёлый, ведь рама стальная. Вполне подойдёт как первый велосипед для желающих попробовать фэт.Оценка:
Полина Борода (Danie 2015)
Выбирая свой первый велосипед, непременно стоит взглянуть на фэтбайки. Ещё лучше если будет возможность взять его покататься. Не обязательно надолго – достаточно и 10 минут, чтобы понять, а может быть, и влюбиться. Данная культура владения «толстяками» всё больше и больше завоёвывает рынок, а вместе с тем и сердца людей.Используемые источники:
- http://veloinsider.ru/vidu/fetbajki-osobennosti-velosipedov-i-otzyvy-o-nix.html