Осенний привет хабровчанам! По жизни я — меломан, и провожу с музыкой непростительно много времени — по 8-12 часов в день. Большая аудиотека пополняется благодаря стриминговым сервисам. Всё сокровенное храню на плеере, используя наушники с большим количеством излучателей: TBA04, NuForce Primo8, ProPhile8 (редко).Мой сетап неплохо звучит, но не всегда уместен: на улице “вушники” глушат окружение — шанс поучаствовать в ДТП увеличивается, да и шелест листьев не слышно. В спортзале QLS360 — почти тренажер и средство самообороны, а внутриканалки — катализатор для циклопического сероотделения. С ребятами из Aftershokz давно знаком: тестировал модель Titanium. Фирма, в общем-то, вообще не про звук, но с другой стороны — это всё-таки наушники, производитель обещает нечто “удобоваримое”, уши открыты, проводов нет, ещё и принципиально новый тип излучателя — интересно. Опыт с Trekz Titanium был малым и не совсем удачным. Основные претензии: плохая разборчивость на быстрых композициях, вялый диапазон 90-200 Гц при сильной вибрации, да и собеседник меня не всегда слышал. Сегодня есть Aftershokz Air, и они, якобы, всё исправили-починили. Это мы сейчас и проверим.
Конструктивные особенности
Про конструктив до меня написанонемало. Вкратце: есть магнит с катушкой, пластиковая мембрана (диапазон >10кГц), несколько металлических дисков “для низких частот”, и вибрационная пластина, которая улучшает передачу колебаний костям черепа.
Отличия от предыдущей модели
Trekz Air во многом похожи на своего собрата — от технологий до экстерьера. Дужка стала легче и тоньше, углы — более гладкими, а звукопоглощающие разъемы на корпусе расположены не в ряд, а одной линией. В остальном отличий больше:
- Собеседник вас всегда слышит. С Trekz Titanium не всегда удавалось добиться приемлемой слышимости.
- Меньше вибраций.
- Ушки стали удобнее — масса на 6г меньше предшественника, иная развесовка, почти не давят на скулы. На голове держатся прочно: прыжки, пробежки — запросто.
Насколько это вредно?
Появляется новая технология — появляются и предрассудки. Впрочем, не такая уж и новая — костная проводимость была известна ещё во времена Евстахия (1510 — 1574). А итальянский математик Джероламо Кардано, по некоторым сведениям, впервые описал, как получить звук, закусив деревянную палку между зубами. Сегодня аппараты с костной проводимостью показаны при двусторонней атрезии наружного прохода, послеоперационных открытых мастодиальных полостях и других случаях. Консультация сурдолога при этом обязательна. Говоря о неинвазивных методах (Trekz Air — как раз из таких), возможны головные боли из-за давления наушников на кожу головы. Сам с этим не столкнулся — все индивидуально. Что касается науки, то никаких отдельных исследований, свидетельствующих о вредном воздействии наушников с костной проводимостью на слух, не проводилось. Тем не менее, длительное влияние высокой громкости с наушниками любого форм-фактора приводит к деградации слуха. Всё хорошо в меру.
Любителям “классики”
От обычных “затычек” Aftershokz Air отличаются в худшую сторону по нескольким причинам:
- Мало суббаса, что обусловлено особенностями конструкции.
- Утечка звука — есть. Здесь ушки приближаются ко вкладышам. Специальные отверстия в корпусе, из которых звук выходит в противофазе, спасают владельца от “компрометации”, но не полностью.
- Звуки воспринимаются иначе. Если в “затычках” при достаточной изоляции легко отличить музыку от города, то в Trekz Air они сливаются воедино. В целом, я чаще смотрю по сторонам — порой из-за иллюзорных угроз.
Субъективное описание звука
Стоит отметить, что Aftershokz никогда не позиционировали свои наушники как устройство для аудиофилов и созданы решать совсем другие задачи. Кроме того, Air — беспроводные, что накладывает определенные ограничения на возможности звуковоспроизведения из-за бесконечного поиска баланса между качеством звука и автономностью. Это значит, что владельцам всяких QLS360, типа меня, с точки зрения звука ушки окажутся не интересны. C непритязательным слушателем — меломаном, всё совсем иначе. Задачу “музыки на фоне” Aftershokz Air решают не хуже ассортимента недорогих затычек, а большего от них и не нужно — другие фичи. Описывать звук буду с позиции меломана, не вдаваясь в тонкие материи, взяв за референс условные TBA04 в связке с телефоном. В полной тишине есть проблема с воспроизведением высоких частот. Есть косяки и по краям диапазона. Частоты ниже 90 Гц слышны слабо, их нехватка компенсируется вибрацией наушников на скулах и некоторой гипертрофией мидбаса в отдельных произведениях. Ушки можно отнести к “срединно-ориентированным”, а парадигма звучания ближе ко вкладышам (pic). Вспоминая звук Trekz Titanium, улучшения есть — это и меньше вибрации при большей громкости, и лучшая проработка ВЧ-диапазона. Однако основные проблемы остались — плохая слышимость уже после 9 кГц, отсутствие саба (который в данном форм-факторе, по сути, вообще проблематично получить), и недостаточная разборчивость на сложных композициях. В целом все это “слушабельно” (как и вкладыши, с которыми их часто сравниваю), вопрос иной — нужно ли такое добро и насколько оно сочетается с аудиотекой. Включаем Extatum Et Oratum от Powerwolf (пауэр-хэви-метал)- много инструментов, играющих одновременно, быстрый темп и не самый лучший мастеринг. С такими композициями не каждый источник справится, и Trekz Air — не исключение. Мотив узнаваем, но надолго меня не хватило — кричаще-гудящая каша из звуков — сомнительное удовольствие. Другое дело Axel Thesleff — Bad Karma. Однообразный трэп, приправленный этническими мотивами. В начале композиции — длинное синтезаторное вступление, но в Trekz Air первые звуки слышно гораздо позже — в момент появления голоса. Основная тема и инструментальные партии различимы, но многое из “звуков окружения” и деталей низкого порядка воспроизводится сильно тихо — сказываются особенности излучателя.Far Places — In My Head и тут звучит весьма проникновенно (по крайней мере, голоса в Trekz Air всегда слышно хорошо), а басовая партия приятно массирует кожу головы. Претензии, пожалуй, все те же — нехватка “атмосферного гудения” и протяженности некоторых инструментов — затухают слишком быстро. Известный в узких кругах Nakaido Reichi, известный в России по сериалу Experiments Lain, наверняка знаком читателям Хабра. Тут ждет сюрприз — не считая голоса солистки (песня Duvet), который порой кажется излишне выразительным, и нехватки мидбасовой составляющей, весь сборник (особенно: Family Portrait, Working Man’s Theme и Mist of a Different Dimension) слушабелен и стоит у меня на повторе. Предвещая вопросы про Lo-Fi/Hip-Hop, Чамплу (который самурай), и прочий медитатив, вещаю: всё также не хватает фоновых звуков, но если окружающий шум не превышает 25 dB (у меня на работе этот показатель около 45 dB) можно обойтись без повышения громкости. Индивидуальные особенности слуха, в общем-то, тоже никто не отменял. Все-таки, наушники, являющиеся потомками военных и медицинских устройств, несмотря на все старания производителя — это не про hi-res listening, что бы под этим словом не понималось. Trekz Air — это, прежде всего, про тренировки, про спорт, про безопасность. Мотивы композиций узнаваемы, если бегать недалеко от шоссе, включив наушники на максимальную громкость. При этом, естественно, наибольшие потери будут в низко и высокочастотном диапазонах. Можно улучшить звукоизоляцию, используя пенные беруши, но тогда лишаемся основной фишки наушников. Я смещаю наушники в сторону глаз, подальше от уха (не как на фото). Нивелируя “хонки-эффект” (получается, если сделать “горн” из ладоней около рта), получаем субъективно более ровную ачх, меньше крикливости, меньше вибраций. Наушники не сильно давят на скулы при достаточно широкой голове. Аккумулятора хватает на 4 часа непрерывного звуковоспроизведения. Именно такой результат я получил, слушая музыку в паре с HTC U11. Производитель заявляет о большем сроке непрерывной работы. На пробежку — точно хватит. В режиме standby — не менее суток (производитель обещает до 20 дней автономной работы). Использовать их в качестве гарнитуры мне нравится намного больше. Особенно удобны Trekz Air в зале: наушники из ушей не выпадут, повышенного засорения звуковода не предвидится, ровно как и неприятных ощущений от распирания уха. А еще в Trekz Air улучшили ситуацию с микрофоном. В старой версии бывало, что я собеседника слышу, а он меня — нет. Здесь проблема ликвидирована окончательно.
Эпилог
Как бы там ни было, новый флагман компании так и не стал устройством для аудиофилов, и даже к ним не приблизился. Основным препятствием на пути разработчиков по-прежнему остается конструктив излучателя. Тем не менее, модель стала лучше, и по звуку, и по юзабилити. Новый флагман — Trekz Air, действительно флагман и действительно новый. Aftershokz вплотную приблизились к некоторым вкладышам, превзойдя их в сценариях использования — они выдерживают любые условия эксплуатации и всегда находятся на голове. Trekz Air не нужно поправлять во время пробежки, с ними не прослушать ночью ребенка. Кроме того, легко отвечать на звонки в дороге, продолжая оставаться в контакте с окружающим миром. Для своих задач и слушателей команда Aftershokz в очередной раз выпустила годную штуку, которая, к тому же, может спасти немало человеческих пешеходов. Если надумаете приобрести, то при покупке наушников в Medgadgets по купону AIR20 будет скидка 20%. Купон действует до конца февраля.
Технические характеристики:
- Тип излучателя: пьезодинамик
- Частотный диапазон: 20Hz~20KHz
- Чувствительность: 100 ± 3dB
- Микрофон: -40dB ± 3dB
- Bluetooth: v4.2
- Профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
- Диапазон работы: до 10 метров.
- Режим standby: до 20 дней
- Непрерывное воспроизведение: до 6 часов
- Заряжаются за 2 часа
- Вес: 30г
В этом посте я расскажу о костной проводимости, о том, как и где она применяется, как сделать дома свой наушник на базе этой технологии и приведу в пример несколько небольших обзоров наушников Aftershokz — лидер рынка потребительских гарнитур с этой технологией. На сегодняшний день компания Aftershokz лидер рынка в своем сегменте, и большинство наушников с технологией костной проводимостью звука буквально срисованы с трех моделей: проводной M3, беспроводных Bluez и Bluez2. Всего же беспроводных версий в линейке 2, и, судя по прошедшему CES-2016, модель Bluez2 будет окончательно вытеснена обновленной улучшенной версией с приставкой «S» — Bluez 2S, а в дополнение к ней уже поступили в продажу Trekz Titanium. Часть первая — что такое костная проводимость звука Полагаю, что многие знакомы со способами восприятия звука, и человеку доступны, в общем-то два:
- Воздушная проводимость звука
- Костная проводимость звука
Для абсолютно здорового человека доступны «обе версии», но в ряде случаев одна из них может стать единственной возможностью слышать. Если говорить о медицинском назначении приборов с костной проводимостью, то они адресованы пациентам с так называемой кондуктивной тугоухостью, при которой поражены структуры внешнего уха и среднего. Либо, например, людям с таким заболеванием, как микротия — отсутствие ушных раковин. Мальчик с микротией в наушниках Aftershokz M3 играет на синтезаторе Случаев кондуктивной тугоухости по сравнению с нейросенсорной (поражение структур внутреннего уха) примерно 30 процентов против 70-ти, что отчасти обусловлено и развитием плода в утробе. Внутреннее ухо начинает развиваться у зародыша на четвертой неделе беременности и почти неделю беззащитно, так что подавляющее большинство случае глухоты врожденной связано с повреждением внутреннего уха, а не внешнего. При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются в обход внешнего уха к внутреннему, вызывая колебания улитки. Самым громким историческим примером использования возможностей данной технологии является творчества Бетховена, который последние годы жизни мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к костям черепа разные проводящие устройства. Костная проводимость не сразу появилась на потребительском рынке, и вначале на нее смотрели исключительно как на медицинскую необходимость. Появились некоторые образцы слуховых аппаратов, самыми известными из которых долгое время были BAHA. Особенность их, правда, в том, что они — имплантируемые. В середине 20 века ученые-стоматологи обнаружили, что регенерация кости лучше всего происходит вокруг титана, и с того момента титановые импланты стали применять и в стоматологии, и, в частности, в костных слуховых аппаратах. Вкратце, процесс вживления представлял собою растянутую на полгода многоэтапную процедуру с «врезанием» титанового штифта в череп, а затем закрепления еще двух элементов. Часть вторая — безопасность Учитывая, что до определенного времени технология костной проводимости не воспринималась в отрыве от медицины, то по пришествии на потребительский рынок она была воспринята как нечто «опасное». Специфика передачи звука колебаниями воплощается в слабой вибрации, которая поначалу заметна, в связи с чем и вопросы: «А не раздробит ли это череп?», «А не разобьет ли это мозг?» На самом деле прослушивание музыки костью безопаснее, нежели традиционным методом. Наши барабанные перепонки гораздо чувствительнее наших костей, и любое воздействие на них — ухудшает со временем слух. Прослушивание же музыки в наушниках традиционных еще сильнее приближает неотвратимое-возрастное. При использовании наушников или гарнитур с технологией костной проводимости ушные раковины остаются открытыми, и звук идет в обход, через кость, сразу к уху внутреннему. Если бы это было так критически опасно, то скорее всего еще в раннем детстве нам бы «разнесло головы» мощью собственного же детского плача: да, звуки нашего голоса мы воспринимаем костью. Закройте уши, скажите пару фраз, слышите себя? Это, кстати, объясняет разницу в восприятии, когда мы слышим себя на записи. Часть третья —применение На потребительский рынок технология пришла не сразу, проделав путь по самым разным нишам. Костная проводимость звука была широко востребована в армии и в дальнейшем — охранной отрасли, когда необходимо было, например, контролировать происходящее вокруг, параллельно получая команды. Затем, разумеется, медицина и здравоохранение, где возможности костной проводимости стали для некоторых пациентов единственным шансом слышать звуки. Разные виды спорта, в том числе, на воде и под водой, куда, кстати, одними из первых принесли эту технологию инженеры Casio. Понятное дело, когда ты погружаешься с аквалангом, тебе необходимо поддерживать связь с внешним миром хотя бы по соображениям безопасности. И сегодня — это также с одной стороны спорт и спортивные «хобби», в частности велопрогулки, пробежки. А также, например, использование гарнитур костной проводимости за рулем, что позволяет комфортно общаться по телефону и следить за дорогой. Есть ощущение, что именно недавно закрытый проект Google Glass дал костной проводимости путевку на потребительский рынок, показал, что это несложно, относительно доступно и полезно. И это не обязательно должно быть в форме очков!Часть четвертая — Aftershokz Компания Aftershokz возникла чуть раньше, чем Google Glass, но до поры до времени занимала позиции выжидательные, однако период «активного маркетинга» пришелся на период активных диалогов вокруг очков поискового гиганта, и, взяв единственную функцию, Aftershokz довели ее до эталонной. Это косвенно подтверждает и признание со стороны крупных брендов (наушники продаются в AppStore, например): Недавно Microsoft для своего нового научного проекта взял возможности Aftershokz в качестве основного инструмента, создавая новую гарнитуру для слабовидящих. Она будет, по замыслу, принимать сигналы о препятствиях и окружающих объектах, работая в паре со специальной программой. Тем не менее своей основной аудиторией Aftershokz видит спортсменов, и большинство усилий в рекламе тратить именно на обращения к этой аудитории, систематически участвуя в мероприятиях и фактически. Логика довольно проста, и она со стороны разработчиков подкрепляется грустными статистиками о погибших и травмированных на дорогах бегунах и велосипедистах. Три года назад, говорят данные, на дорогах Великобритании:
- 19 438 ДТП с участием велосипеда
- Тяжелые травмы получили 2 867 взрослых
- легкие — более 14 тысяч взрослых
- За год на дорогах в ДТП погибли 6 детей и 103 взрослых
За этот же период в Штатах — более 700 погибших велосипедистов. При этом самыми распространенными травмами являются черепно-мозговые различной степени тяжести! Таким образом концепция Aftershokz «Слышать больше», или проще говоря: слушай музыку, но держи уши открытыми и контролируй ситуацию на дорогах, вывели их во все «топы» и рейтинги лучших спортивных наушников. Модельный ряд сегодня включает проводные наушники — Aftershokz M3, которые также надо заряжать! Остатки Bluez2, новые наушники Aftershokz Bluez2s и замыкает ряд Aftershokz Trekz Titanium. Откровенно говоря проводная версия редко попадала мне в руки, несмотря на статус официального дилера в России, а вот с беспроводными (на тех же, правда, правах) я наигрался вдоволь, и до сих пор, наверное, я один из немногих, если не единственных, у кого в нашей стране есть Trekz Titanium. Aftershokz Bluez и Bluez2 Беспроводные модели начались с версии Bluez, которая почти сразу была «модицицирована» до Bluez2, так как откровенно говоря не слишком была согласована с концепцией «спорта» в виду ряда особенностей. В частности аккумулятор был вынесен в затылочную область оголовья, что утяжеляло их, и при беге они постоянно как бы скакали. Там же находились и кнопки управления, что делало их менее доступными: В Bluez2 все это разнесли по бокам, а к этому слегка доработали «амбюшур». Пофиксили микрофоны на предмет подавления лишних шумов, и это позволило более комфортно общаться — собеседник слышал вас разборчивее. Модель Bluez2 стала легче и откровенно изящнее. Ее комплектовали мешочком для переноски и резиночкой для более плотной посадке на голове. При этом они представляли собой несгибаемую, хоть и довольно-таки прочную конструкцию, что в некоторых случаях отвращало некоторых от Aftershokz, пугливых, или чрезвычайно «криворуких». За несколько лет я не слышал, чтобы наушники при правильной эксплуатации у кого-то сломались. Несколько отверстий-микрофонов обеспечивали лучшую звукопередачу от вас собеседнику, в процессе которой интеллектуальная система подавляла лишнее и ненужное. В целом, к этой версии, претензий по звуку исходящему было меньше! А вот по качеству звука исходящего… В общем, надо отметить, раз уж теперь модель практически в прошлом, что звук такие наушники раздавали, и на определенной громкости это становилось очень заметным для всех, кто вас окружает. В этой связи многие пытались «поймать за руку» Aftershokz и говорили, что это обычные наушники, которые просто слышно издалека. Но это не так, и чуть позже я попробую это доказать. Дизайн моделей наушников с технологией костной проводимости весьма замкнут, так как способ закрепления их на голове буквально диктует форму оголовья: Синхронизируются модели со смартфоном по Bluetooth, а все необходимые кнопки, качелька громкости, и разъем находятся непосредственно на корпусе: Как уже отмечалось, в ряде случаев можно прибегнуть к дополнительному оголовью, чтобы посадка была более плотной:
- Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
- Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
- Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
- Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
- Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
- Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
- Диапазон связи: 10 м
- Тип батареи: литий-ионная
- Время работы: 6 часов
- Режим ожидания: 10 дней
- Время зарядки: 2 часа
- Цвет: черный
- Вес: 41 грамм
Aftershokz Bluez 2s Дизайн модели наследует многое из версии без «S», однако даже не самый пытливый взгляд различит, что слегка изогнутыми вышли места крепления динамиков: Слева Bluez2 — справа Bluez2s И это в свою очередь обеспечило более плотную фиксацию на голове и лучшее звуковосприятие: Динамики в этой версии «с дырочками»: И во всем остальном их можно было бы назвать «такими же», но дороже, если бы не один ключевой нюанс. А именно звукопоглощение. В отличие от версии Bluez2 новая версия практически не слышна окружающим с расстояния от полуметра на комфортной для вас громкости. Вот несколько видео в равных условиях (качество любительское, так что слушать лучше на высокой громкости или в наушниках):
- Aftershokz Bluez:
- Aftershokz Bluez 2:
- Aftershokz Bluez 2S:
- Aftershokz Trekz Titanium:
На мой взгляд даже самые новые Trekz’ы проигрывают эту характеристику Bluez 2s. Впрочем, у них есть другие неоспоримые преимущества. Свою технологию, которая обеспечивает качество звука, в Aftershokz называют «PremiumPitch», которая в версии Bluez 2s выросла до «PremiumPitch+», и при прочих равных характеристиках дала возможность слушать, меньше опасаясь «дополнительных» ушей.
- Совместимость: Android, IOS, WP, Windows, MP3-плеер и прочие устройства с Bluetooth
- Тип наушников: беспроводные
- Технология передачи звука: на основе костной проводимости
- Режим звука: стерео
- Диапазон: 20 Гц – 20 кГц
- Максимальное звуковое давление: 100 ± 3 дБ
- Встроенный микрофон: есть
- Чувствительность микрофона: 40 дБ ± 3 дБ
- Тип подключения: Bluetooth 4.0
- Поддерживаемые профили: Advanced Audio Distribution Profile (A2DP)
- Audio/Video Remote Control Profile (AVRCP)
- Headset Profile (HSP)
- Hands-Free Profile (HFP)
- Радиус действия: до 10 м
- Аккумулятор: литий-ионный перезаряжаемый
- Время работы: до 6 ч воспроизведения музыки, в режиме ожидания до 10 дней
- Время зарядки: до 2 ч
- Размер. вес: 41г
- Защита: IP55
Кнопки управления остались на привычных местах: Aftershokz Trekz Titanium Самая новая модель, сбор средств на которую в свое время взорвал Indiegogo. В данной версии Aftershokz последовательно реализовали, на мой взгляд, свою концепцию «наушников для спорта», сделав Трекз Титаниум легкими и гибкими, что с одной стороны делает их почти незаметными на голове, с другой — практически неубиваемыми: Они легко меняют форму, и их можно убрать чуть не в карман, а то и (ну мало ли) в коробку для галстуков… И при этом они всегда будут возвращаться в исходную форму: Относительно версии Bluez 2s они довольно сильно «всхуднули» (-8 граммов): Наушники продаются в коробке с аксессуарами, где помимо сумки для хранения, предлагаются на этот раз и «затычки», что немного странно, откровенно говоря, если мы говорим о безопасности и открытых ушах… Коробка на этот раз «облегченная», то есть не имеет лицевой, закрывающей, части, а вместо мешочка — полноценная сумочка на молнии, по ощущениям, из кожзама: Несмотря на свою конструктивную легкость, преимущество управлять наушниками без телефона сохраняется, и вы по-прежнему можете отвечать на звонок, регулировать громкость, переключать треки нажатием кнопок на корпусе устройства, не отвлекаясь на смартфон.
- Материал: Корпус из титана премиум класса обеспечивает прочность, долговечность и гибкость конструкции.
- Платформа: Android, IOS, Mac, и пр. Сопрягается с любым устройством, поддерживающим Bluetooth.
- Тип наушников: беспроводные
- Тип крепления: затылочная дужка
- Тип динамиков: датчики-преобразователи костной проводимости звука.
- Режим звука: стерео
- Диапазон: 20 Гц – 20 кГц
- Максимальное звуковое давление: 100 дБ
- Встроенный микрофон:есть
- Чувствительность микрофона: 41 дБ
- Тип подключения: Bluetooth v. 4.0
- Поддерживаемые профили:Advanced Audio Distribution Profile (A2DP)
- Audio/Video Remote Control Profile (AVRCP)
- Headset Profile (HSP)
- Hands-Free Profile (HFP)
- Радиус действия: Надежное беспроводное соединение в диапазоне 10 м.
- Аккумулятор: литий-ионный
- Время работы: Аккумуляторная батарея работает до 6 часов без подзарядки, в режиме непрерывного использования наушников
- Время зарядки: 1,5 часа
- Защита: Сертификат IP55.
Часть шестая — цена Aftershokz Самыми дорогими наушниками стали Trekz Titanium, и в России они будут стоить 10 000 рублей, Bluez 2s идут по цене 7 590 рублей, а дальше пропасть до проводных M3, которые стоят 4 150 рублей. Правда, частично эту пропасть пока уменьшает наличие Bluez 2, но пока не ясно, как скоро производитель выведет их из модельного ряда. Пока же они стоят 6 700 рублей. Будущее, правда, куда интереснее и не ограничивается интригой о том, уйдут ли вторые «Блюзы» или останутся. В недавнем разговоре с главой компании нам подтвердили «лучшие опасения». Спортивная составляющая наушников будет совершенствоваться не только формой, но и содержанием, и в одной из будущих моделей следует ждать датчиков пульса и трекинга активности! Часть седьмая — как это устроено Где-то выше я уже упоминал, что нередко раньше сталкивались с упреками относительного того, что это обычные наушники, которые просто раздают звук. Обычно разговоры об этом заканчивались, как только мы предлагали заткнуть уши. 100% опрошенных продолжали отлично слышать то, что передавалось через динамики. Можно поступить и от противного: заткнуть уши, сместив обычные наушники на кости, чтобы убедиться, что в этом случае звуки различать вы перестанете. При этом не стоит забывать, что при смещении обычных наушников метод «звукопроведения» не меняется: это все та же воздушная проводимость со всеми вытекающими последствиями для барабанных перепонок. Хотя, это уже, наверное, паранойя. Сами Aftershokz не скрывают того, как устроены их наушники, и систематически «вскрывают» содержимое на тизерах: При этом, разве что, некоторые вещи не называют своими именами. Дело в том, что основа костной проводимости в таком виде — пьезодинамик, и если вы хотите понять, как это работает, то можно это сделать в домашних условиях. Итак, я выбрал один из самых дешевых пьезозвукоизлучателей (без генератора), самые дешевые наушники, а, чтобы не паять, заручился парой крокодильчиков. Весь процесс заготовки наушника сводится к очень простым действиям:
- Разобрать пьезоэелемент
- Обрезать наушники
- Скрестить (в моем случае) синеватый и красный провод
- Скрестить два медных провода
- Скрестить черный провод пьезоэлемента с синеватым и красным
- Скрестить красный провод пьезоэлемента с медной парой
На первом шаге обрезаем наушники: И извлекаем медную пластину звукоизлучателя: После чего необходимо «скрестить» между собой провода наушников: И соединяем части конструкции крокодильчиками. Последовательность — не важна: Далее запускаете музыку, прислоняете источник звука к кости, а для верности эксперимента лучше изловчиться и заткнуть уши:Наушники, которые я использовал:
- Диапазон частот: 20 — 20000 Гц
- Импеданс: 32 Ом
- Чувствительность: 94 Дб
- Максимальная входная мощность: 10 мВт
И характеристики пьезоизлучателя: Часть восьмая — костная проводимость шутки ради О том, что технология жива и у нее есть будущее, на мой взгляд красноречивее всего говорят проекты экспериментальные. И один из таких должен был запомниться вам по прошедшему CES, когда Creative Lab, одно из подразделений Samsung, представила несколько новинок. Среди контроллера виртуальной реальности и умного ремня, который следит за калориями, затесался и смарт-ремешок для часов, который предоставлял возможность слушать музыку или общаться через палец! Внимательно приглядевшись, можно различить круглое пространство, расположенное аккурат в месте соприкосновения ремешка с костью, что и побудило протестировать наши наушники нетрадиционным способом. Я несколько раз зажимал динамики Aftershokz в ладони, прислонял их одновременно к разным сторонам руки, после чего с помощью аптечной резинки превратил их в «браслет Samsung»: Никакой магии, и костная проводимость отлично работает, так что я легко мог послушать музыку с помощью своего же указательного пальца. В качестве итога еще раз подчеркну, что основное визуальное отличие потребительских гарнитур с технологией костной передачи звука заключается в том, что они не закрывают ушные раковины, позволяя тем самым слышать то, что происходит во внешнем мире, при этом беспрепятственно общаясь по телефону или прослушивая музыку. Спасибо за внимание.
- Цена: $32,98
Хотя меня периодически охватывают настроения, свойственные романтически настроенным барышням (ну а кто не без греха?), эти наушники я выбирал, руководствуясь исключительно голосом разума. И дело здесь не в том, что особенность технологии обещает существенно продлить ресурс слухового аппарата. Просто я не хотел скучать в дороге и на работе, и одновременно не мог позволить пропускать некоторые предупреждающие сигналы и обращения к себе любимому, что неизбежно с наушниками любой другой конструкции. И спустя пару недель использования, когда страсти улеглись, спешу рассказать о достижениях. В двух словах: можно (нужно) брать. Но не меломанам. И не тем, кто (как я) слетает с катушек от наушников с зашейной дугой. Как всем известно, наушники, работающие по принципу костной проводимости вместо прямой передачи акустического давления на органы слуха, прикладывают пропорциональные частоте и амплитуде звука вибрации к височной кости. И в результате будь то музыка, будь то речь достигают соответствующих отделов головного мозга. Более подробно о процессе рассказать не смогу, поскольку я в этом гораздо меньший специалист, чем тот же Google. Но умозрительные выгоды таковы.
- Во-первых, снижение того самого акустического давления преподносится как великое благо для и так испытывающего колоссальные нагрузки слухового аппарата.
- Во-вторых, говорят, что благодаря костной проводимости кое-что слышать могут даже те, кто страдает от нарушений слуха.
- Наконец, так как уши остаются открытыми, то повышается безопасность на улице, так как слышны окружающие звуки.
Сказанное выше, впрочем не всегда верно. Например, я не уверен, что вибрации излучателей, особенно заметные при высокой громкости, не наносят вреда. Доказательств у меня, понятно нет, да и не исследовал я этот вопрос. Однако в конечном итоге должна же быть реакция со стороны как минимум нервной системы. И, возможно, кровеносной. К тому же, многие могут возразить, что для наилучшей передачи звука, ушки все же лучше закрыть берушами. Иначе шум снаружи заглушит все, что транслируют наушники. Это абсолютно верно, но лично я за открытые уши по указанным выше причинам (звуки на улице, коллеги). Наконец, если уши открыты, то они слышат звуки, издаваемые наушниками. Как ни парадоксально, но акустическая утечка, и притом заметная, имеется. Но справедливости ради — даже на максимальной громкости она слишком мала, чтобы причинить какой-либо ущерб слуху. Полистав eBay и Aliexpress я уяснил себе, что чаще всего наушники такого типа изготавливаются с проходящей за шеей дугой. Видимо, так проще всего размещать излучатели в правильном месте черепа. Однако встречаются и другие варианты. Например, с оголовьем: Основная роль наушников, кстати — слуховой аппарат. Но есть и 3,5-мм вход, так что можно и музыку слушать. Или вот вариант в виде закрывающей нижнюю часть лица маски: Этот вариант мне, кстати, очень понравился, чего не скажешь о цене. Да и одеваться в таком стиле я не умею, а иначе какая-то безвкусица получится. Теперь, собственно, к Mix 8.
Комплект
В скромной коробке лежат заклеенные полиэтиленом наушники, кабель для зарядки (microUSB), беруши и инструкция. Скромность в данном случае обусловлена тем, что производитель и марка наушников указаны на наклейке, имеющейся на одном из торцов. Ну и на самих наушниках. В общем, самый простой комплект, какой мы обычно ожидаем от типичных китайских наушников.
Внешний вид
Много глянцевого пластика, но не меньше и матового черного и серого. В целом отторжения не вызывает, и глянец ведет себе даже лучше, чем я думал. Что касается формы, то наушники такого типа, с проходящей за шеей дугой, часто называют спортивными. Почему-то считается, что это идеальная конструкция для активных телодвижений. Впрочем, так как я не спортсмен, то не могу определенно высказаться по поводу указанного достоинства. Наоборот, именно эта дуга доставляет мне огромное неудобство, поскольку обычно сделана так, что постоянно цепляется за ворот одежды, что приводит к сползанию наушников. Но в случае с Mix 8 неприятный эффект нивелируется двумя обстоятельствами:
- Во-первых, дуга здесь относительно небольшая, поэтому обычно я не чувствую скованности в движениях.
- Во-вторых, вместо привычных динамиков здесь их особая разновидность. В результате даже если задеть дугу, то наушники практически не соскальзывают, а если и немного сдвигаются, то это не так неприятно, как в случае с обычными.
Итак, с дугой разобрались: она есть и ее заушины оканчиваются излучателями, снабженными силиконовыми (как заявлено) вибропередающими накладками. Кнопок — достаточное количество, как я люблю (точнее — четыре штуки). На правом наушнике — многофункциональная: она включает и выключает, позволяет отвечать на звонки и переводит наушники в режим сопряжения. На левом похожая по форме кнопка включает музыку и ставит ее на паузу. Плюс к тому по нижней стороне правой дуги есть еще пара кнопок для регулировки громкости и переключения треков. И это чистый восторг, потому что наконец-то все сделано, по-моему. Именно: короткое нажатие регулирует громкость, а длинное — меняет трек. Собственно, для меня это важно, потому что громкость я меняю чаще, чем музыку. И уж сколько было случаев с предыдущими наушниками, когда вместо громкости я ставил следующую песню, не дослушав прежнюю! Несмотря на то, что наушники китайские, все кнопки работают удивительно приятно. То есть — не болтаются, не гремят, нажимаются четко, с мягким, скорее различимым тактильно, нежели слышимым щелчком. Что тому причиной — нормальная марка или более-менее приличная ценовая категория — понятия не имею. Световая индикация традиционного оранжево-синего цвета, зато спрятана под тонированным пластиком, окружающим кнопки на изулчателях. И спрятана настолько удачно, что почти незаметна. Завершает композицию прикрытый резиновой заглушкой разъем microUSB поблизости от кнопок.С рулеткой
Эргономика
Несмотря на так набившую мне (и усердному читателю) оскомину, проходящая за шеей дуга не так уж плоха. Она достаточно жесткая, чтобы излучатели с достаточным усилием касались висков и одновременно достаточно эластичная и мягкая, чтобы это усилие не было чрезмерным. Фактически, некоторый дискомфорт я начинаю ощущать только через два — два с половиной часа ношения наушников. Причем не от давления на виски, а от небольшого давления дуги на уши. По-моему, здесь даже видно, где они давят (там, где почти прямой угол на дужке): Кнопка увеличения громкости и правый наушник дополнительно отмечены небольшими выступающими точками. Для кнопки это, конечно, актуально, а для наушника — нет. Все равно Mix 8 надеваются только одним образом, и я бы хотел посмотреть на того, кто сделает это иначе. При этом нажатия на кнопки управления звонками и воспроизведением не доставляют неприятных ощущений. Но вот регулировка громкости поначалу заставляет повозиться. Первые дни я все никак не мог нормально дотянуться до кнопок — слишком уж близко они к излучателю. А потом ничего, привык.
Звук
Говоря о звучании наушников нужно понимать, что сама конструкция не имеет ничего общего с высоким качеством. Это мое личное мнение, основанное на всяких там предрассудках и субъективных ощущениях. Выбирая наилучший способ, чтобы описать то, что слышу, я остановился на таком сравнении: это похоже на портативную колонку среднего класса, претендующую на переход в следующую категорию. Наушники не излишне гулкие, не излишне звонкие и не слишком глухие в средних частотах — если без берушей. Вообще, звучание мне представляется довольно сбалансированным (на средней громкости) и за счет этого не вызывает отторжения. Скорее наоборот, поначалу довольно любопытно ощущать то ритмичные удары (если высокая громкость и много ударных), то забавную щекотку от преобладающей в некоторых композициях низкочастотной составляющей (опять же, на повышенной громкости). И надо понимать, что в данном случае «сбалансированность» не означает ровной, столь почитаемой аудиофилами нейтральной характеристики. У этих наушников звучание, разумеется, меняется в зависимости от варианта ношения (с берушами или без них), места (на улице или в тихом помещении) и громкости. В тихом помещении, ясное дело, деталей больше, где шумно — меньше. Когда громкость выше — больше низких, когда громкость ниже — меньше. Если задаться целью перегрузить до дребезга — это получится, но я с таким явлением за две с лишним недели не сталкивался, потому что максимальная громкость не особенно и нужна, а на средней перегрузки не будет. Вообще, по характеру отрисовки низких, Mix 8 чем-то напоминают некогда имевшиеся у меня наушники Cosonic, которые якобы были оснащены вибромоторами, предназначенными сделать более впечатляющими игры и фильмы. Те тоже, бывало, подергивались на ушках. Если выжать воду, то для тех, кто привык слушать поп в затычках стоимостью до, скажем, $15, особого криминала в звучании Mix 8, пожалуй, не будет. Не спорю: даже за указанную сумму можно приобрести приличные традиционные наушники, которые будут играть гораздо лучше. Можно. Но я, скорее, о типичных случаях, а не про исключения. При этом, однако, очень хорошо заметна разница между ситуациями, когда уши открыты и когда закрыты теми же берушами. В первом варианте звук более плоский, во втором — гораздо более насыщенный и богатый низкими частотами, но более гулкий — очевидно, высокие частоты не очень-то по костям передаются. Опять же, если уши открыты, то при достаточном уровне громкости возникает акустическая утечка (проще говоря, снаружи слышно, что играет в наушниках), которая спектрально дополняет звук, передаваемый через кости черепа. Что касается часто поминаемой громкости, то попытавшись выяснить количество ступеней, я остановился на 15-16. Дело в том, что наушники сигнализируют только о максимуме, поэтому за минимум я принимал позицию, в которой начинал хоть что-то слышать. На минимуме в тихой обстановке теоретически можно разобрать музыку, ну а максимум хотя и не оглушает, но в зависимости от жанра может «реально долбить» — т.е. излучатели буквально постукивают по вискам. Одновременно на максимальной громкости музыку будут слышать и окружающие. В тихом помещении музыка хорошо различима на средней громкости, когда наушники просто висят на шее. Причем это не особенность конкретной модели: я прочитал несколько обзоров, и с десяток мнений на Amazon, посвященных разным моделям. И везде одно и то же: утечки звука наружу. Это, конечно, не всегда хорошо, но словами не передать, сколько я видел кадров, ничуть не смущающихся тем, что их (обычные) наушники гремят чуть не на весь вагон метро. Итого, даже несмотря на то, что я предпочитаю не закрывать уши, выводить наушники на максимум практически не приходится: если вокруг настолько шумно, я предпочитаю вообще поставить музыку на паузу. Обычно же я довольствуюсь пятым-шестым уровнем, когда и слышно неплохо, и утечка наружу не такая уж заметная. Опять же, надо помнить, что громкость — вещь тоже субъективная, и в немалой степени зависит от источника.
Bluetooth
Если не принимать во внимание несущественные, в общем-то, особенности, о которых ниже, с точки зрения Bluetooth-устройств, это лучшие из моих наушников. И прежде всего потому, что у них феноменальная по китайским меркам дальность уверенного соединения. Нет, серьезно: если вокруг не слишком много помех, то 10 метров для них — это вообще ни о чем. И, если верить моему глазомеру, 20 метров тоже не проблема. Причем на расстоянии 10-15 метров можно еще и головой крутить, как заблагорассудится — не влияет. По грубым прикидкам, только отойдя метров на 30, можно столкнуться с уверенным заиканием. Да и то, если удачно повернуться, наушники продолжат нормально работать. Одновременно, если на телефон, скажем, удачно сесть, то в такой ситуации Mix 8 ведут себя точно так же, как и любые другие наушники — затыкаются. И точно так же пагубно большое количество помех: например, я точно знаю по крайней мере одно место, где наушники начинают заикаться, даже если телефон — в нагрудном кармане куртки. Но, повторюсь, такого рабочего радиуса я еще не видел. И на всякий случай: сказанное справедливо для комбинации Digicare Mix 8 и телефона Nokia 5. Возможно, что в других вариантах будет по-другому. Кроме того выяснилось, что и как гарнитура Mix 8 вполне себе ничего, если вокруг не слишком шумно. По крайней мере — по словам собеседников. На это я, кстати, совершенно не рассчитывал, но приятно удивлен. И, разумеется, если вокруг шумно (например, в торговом центре), то собеседник вполне резонно попросит переключиться на телефон.
Особенности
Вообще, я заметил, что почти каждая пара Bluetooth-наушников и телефона ведет себя по-разному. В идеале громкость регулируется синхронно и есть вызов голосового помощника. Но в случае с тандемом Nokia 5 и Mix 8 получается следующее. При воспроизведении музыки громкость регулируется раздельно в телефоне и наушниках. Однако во время разговора громкость регулируется синхронно. Вызов голосового помощника не предусмотрен. Также заметил, что часто после того, как музыка поставлена на паузу, ее не включишь снова кнопкой воспроизведения. Сначала приходится коротко нажать многофункциональную кнопку, и лишь затем — воспроизведение. Есть голосовые уведомления: о включении, о соединении, выключении. При входящем звонке — проговаривается номер по цифрам, причем сразу без траты времени на дурацкие реплики вроде «Incoming call».
Автономность
В наушниках заявлен аккумулятор емкостью 250 мАч. Не слишком много, но по факту я не испытываю особого дискомфорта от зарядки раз в пару дней — именно на столько мне обычно хватает заряда. При воспроизведении музыки на условно средней громкости аккумулятора достаточно на 6 — 6,5 часов. При зарядке через типичный народный USB-тестер Mix 8 принимают в себя что-то около 170 мАч за час с четвертью. Понимаю, как это выглядит (даже если брать соотношения вроде 5*170 и 3,7*250), но могло бы быть и хуже. Что приятно, наушники не докучают сообщениями о разряжающемся аккумуляторе. Просто играют сколько могут, потом говорят «Power off» и выключаются. Говорите что хотите, но по мне это идеальное поведение.
Сюрприз
Пока я крутил в руках наушники, думая чем-бы таким удивить искушенного читателя, обнаружил, что мысль моя обратилась к удивительно бесславно исчезнувшим виброколонкам. Помните, одно время на волне популярности (по крайней мере в медиа) были такие небольшие колонки, которые жалобно пищали в руках, но начинали басовито играть, будучи прилепленными к подходящей поверхности — стеклу, столу, шкафу, двери кабинета начальника? И чем, собственно, — говорил я себе, прилаживая наушники к подвернувшейся под руку полке стеллажа, — Mix 8 отличается от такой колонки? Да ничем!, — ответил себе же, включив музыку погромче. Нет, правда: если очень нужно, то в тихом помещении наушники, удачно на что-нибудь надетые или не менее удачно прислоненные вполне способны заменить небольшую колонку. Неплохо, если хочется их снять, а без музыки сидеть никакого желания (особенно, когда в телефоне динамик так себе).
Резюме
Знаете, первую неделю я эти наушники вообще не хотел снимать, даже несмотря на то, что звучание, как упоминал, далеко от эталонного. Очень уж забавная штука. И полностью оправдавшая ожидания: я действительно слушаю музыку на улице и на работе, не боясь, что упущу что-то важное снаружи. На вторую-третью неделю восторги немного прошли, и я уже начинаю думать, что, возможно, стоит комбинировать Mix 8 с более качественными наушниками, чтобы уже с удовольствием слушать любимые треки. Но пока до этого дело не дошло: уж больно все-таки удобно и слышать и слушать одновременно. Плюсы:
- Теоретически меньше вредят слуху
- Если использовать без берушей, то не мешают слышать звуки извне (при умеренной громкости)
- Качественное исполнение
- Феноменальный (для Китая) Bluetooth
- Неплохая автономность
Минусы:
- Среднее качество звука
- Утечки звука на высокой громкости
- Не подходят для прослушивания в шумном месте без берушей
Хотя, если задуматься, то это даже не минусы, а особенности конструкции. С некоторой натяжкой к недостаткам могу отнести раздельную регулировку громкости и среднюю автономность. Купил бы я эти наушники, если бы мне предварительно дали ими попользоваться те же пару недель? Да. Ни малейших сожалений о покупке. ps. Для желающих еще раз обсудить особенности механического воздействия медведей на мой слуховой аппарат еще раз сообщаю, что наушники абсолютно не подходят для тех, кто привык к описанию звучания в терминах вроде «кристальной чистоты», «невероятной широты сцена», «великолепная детализация». Это, скорее про то, как потратив 33 бакса получить приемлемое фоновое звуковое сопровождение с некоторыми плюшками. Обзоры аналогов здесь же:Aftershokz Trekz Titanium [Беспроводная гарнитура с костной проводимостью звука]Гарнитура DigiCare Do основанная на технологии костной проводимостиИспользуемые источники:
- https://habr.com/post/426551/
- https://www.ixbt.com/live/digs/chto-takoe-naushniki-na-osnove-kostnoy-provodimosti-zvuka-kak-rabotaet-kostnaya-provodimost-zvuka-na-primere-naushnikov-aftershokz.html
- https://mysku.ru/blog/ebay/56291.html