Previous Entry | Next Entry
2. Знакомство с ткацким станком
Прежде чем заправлять станок, разберемся с чем же мы имеем дело, из каких деталей станок состоит и как они называются, чтобы дальнейший текст не вызывал недоумений по поводу экзотических слов.Перечисление деталей ткацкого станка звучит как песня, настолько они красивы и непосвященному уху не понятны.На эту тему есть мой семейный анекдот. Как-то мы с мамой и папой поехали в гости к их друзьям в деревню. У них прекрасная баня, я ее очень люблю и ее топят каждый наш приезд. И вот хозяин дома дядя Олег отправил меня и маму пилить дрова для бани (не подумайте, что мужики там лодыри, а заставляют работать женщин, просто мы пилили тонкие палочки-отходы от лесопилки). Мы с мамой эти палочки пилим, а я выбираю себе потолще и поровнее палку на притужальник, и та мне не нравится, и эта вроде не хороша. Подходит дядя Олег и спрашивает, что собственно я ищу. Я ему и говорю, мол ищу палку на притужальник. Он конечно изумляется такому странному слову и начинает меня заинтересованно расспрашивать. Ну конечно, когда есть заинтересованный слушатель, я хвост распушила и завела свою песнь, про станок люблю рассказывать, все детали назвала, что для чего служит и к чему присоединяется. Он слушал-слушал, а потом выдал моей маме такую фразу:«Вот ты, Галя, набилки. А муж твой – притужальник»Итак перед нами незаправленный ткацкий станок:Сразу же скажу свою просьбу к зашедшим в пост читателям, знающим не понаслышке (да даже и понаслышке) о чем я говорю, если вы знаете какие-то другие названия деталей станка, напишите об этом в комментариях, мне самой это очень любопытно, хочется расширить свои познания в этнографии ткачества.Многие детали в разных местностях имеют разные названия, и ,если я называю несколько названий, то в дальнейвшем буду пользоваться наиболее для себя привычным, которое я называю первым. Основные несущие части станка называются «боковины», «станины». Это боковые стены станка, которые задают его дину и высоту. Верхние части станин — горизонтальные или чуть наклонные брусья с рядом углублений называются «поднебник», они держат на себе всю оснастку. Мне нравится когда в них много углублений, чтобы оснастку можно было двигать в процессе ткачества.Ширину станка задают поперечные брусья, называются они «иглицы». В станинах есть квадратные отверстия, в которые вставляются концы брусьев-иглиц. Иглицы фиксируются клиньями. Вся эта конструкция из станин, иглиц и клиньев должна стоять крепко и не шататься. Хорошо, если ткачиха может дотянуться руками до поднебников, не вставая со своего места.Следующие важные детали — это валы. Их два, передний и задний. Задний вал называется «навой», «навойя», «колода». На него наматывается основа и в процессе ткачества она, преврящаясь в ткань, перематывается на передний вал. Передний носит названия «пришва», «грудница», «товарный вал». На него сматывается готовая ткань. В процессе ткачества валы фиксируются в определенном положении, держа в натяжении нити основы и готовую ткань. Рычаги, стопорящие валы, называются «притужальники». Притужальник представляет они из себя прочную палку, зауженную к одному концу и с отверстием или углублениями, в которые вставляется-обматывается веревка. Для удобной работы притужальники должны быть длинными. В идеале до притужальника, вставленного в навой, должна легко дотягиваться ткачиха не вставая со своего места и вытаскивать-встивлять его в вал, а также перетягивать основу не вставая с места. Вот фотография «раздетого ткацкого станка», здесь мы видим станины, иглицы, пришву, навой и один притужальник, вставленный в навой. Все остальные основные детали, пока еще не названные нами, представляют из себя отдельные системы, и первая из них – та, что отвечает за равномерность ткани и ее постоянную ширину. Главное тут — бердо. Я бы даже сказала БЕРДО. Оно, как главный персонаж фотографии лежит в центре. Это такая рама-расческа. Обычно оно сделано из тонких деревянных щепочек, бывают и железные. Каждая щепочка носит название «зуб» (у расчесок ведь тоже зубы). От плотности, с которой расположены зубья в берде, зависит плотность ткани. Если зубья расположены редко 2-4 на один сантиметр, то это бердо для очень редкой ткани, а точнее для половика. Для ткани в берде в одном сантиметре располагается 6-9 зубьев, а для тонких тканей еще больше (я такие не видала). 30 зубьев составляют «пасму». Так и говорят «бердо на 8 пасм» или «на 10 пасм». Это параметр определяющий количество ниток в основе. Часто в старых бердах ниткой отмечены-прошиты пасмы, чтобы каждый раз не считать, взял и видишь, какая плотность у берда, сколько в нем пасм. Бердо — сердце станка, но к сожалению они чаще всего в старых станках в плохом состоянии, с грязью между зубьями, подистлевшими нитками и зубьями. Бердо — сокровище. И это сокровище обрамляет сборная рама — «набилки», «набелки». Из них можно вынуть одно бердо и вставить другое, другой плотности. Иногда это не сборно-разборная конструкция, а рама футляр, раз и навсегда заключивший в себя бердо. Такие чаще всего встречаются у татар, башкир. Набилки на фото новодельные и, к сожалению, без украшения. На старинных набилках обязательно был вырезан оберегающий знак. Набилки навешиваются веревками на палку. На фото узел неправильный. После, в заправленном стане, я покажу правильный узел, которым привязываются набилки, он позволяет регулировать высоту их расположения относительно полотна.Кое-где набилки с бердом называют «батан». Следующая система – «нитченки» и «педали». Нитченки еще называют «ремизы». Их количество определяет переплетение. В простейшем и самом распространенном варианте их две, и переплетение, ими создается полотняное переплетение. Для более сложных переплетений и рисунков используют несколько нитченок-ремиз. Такое ткачество называют многоремизным. Нитченки представляют собой систему из двух рядов петель, встречающихся в середине нитченки и зацепляющихся друг за друга. Каждый ряд петель фиксируется на отдельной бечевке, которая привязывается к своей отдельной палке.Нитченки подвешиваются к верхней палке с помощью роликов (ой не помню, как их называют, я их не использую) или палочек-качалочек. Снизу каждая нитченка привязывается к своей педали.Еще в комплект станка входят «цены»-«трестинки» и куча палочек и палок, у каждой из которых свое место и предназначение.Продолжение следует в следующих постахНу и напоследок я за своим ткацким станком (к сожалению, фото моего станка полностью нет):
Profile
- olishna
Latest Month
September 2012 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
View All Archives
Tags
View my Tags page
Page Summary
- : (no subject)[+2]
- (Anonymous) : (no subject)[+6]
- : (no subject)[+4]
- : (no subject)[+1]
- : (no subject)[+0]
- : У меня есть овцы[+2]
- : Прядение шерсти[+0]
Categories
View my Categories page Powered by LiveJournal.comDesigned by Tiffany Chow
Previous Entry | Next Entry
Как сделать самому ткацкий станок
интересный сайт «ВСЕ О ТКАЧЕСТВЕ»Получение холста1.Вырастить лен или коноплю.2.Собрать лен в снопы. ( Для косовицы использовали серп или косу.)3. Высушить. Сушили в банях.( Если конопля, то ее мочили. Помещали в воду на несколько дней, этот водоем называли Мочище. Мочили для того чтобы полученная после ткань была мягче, не грубая.)4.Высушенный лен или коноплю мяли на Мялках, чтобы отлетела костица.5.Полученный лен трепали трепалом, чтобы отлетела оставшаяся костица, была чище кудель.6.Чесание. На чесалках расчесывали кудель, чтобы она была более пушистой и лучше прялась.7.Прядение. На прялке наматывали кудели и скалкой пряли, получалась нитка. Пряли и на самопряхе.8.Полученные нитки сматывали на тюрик. Тюрик- устройство для хранения очень длинной нити из льна или конопли.9. Тканье. Ткали на специальном станке КРОСНА. Получали холст разной длинны, ширины, плотности. ( Дорожки на пол, Холст для шитья, Холст на полотенца.)10.Шитье. Из полученного холста шили различные изделия. Для шитья использовали большую иглу или швейную машинку.<center></center> Боковые стойки соединяются брусьями и крепятся клиньями.<center> 8 — соединительные брусья; 9 — клинья. В задние пазы (3) боковых стоек вставляется колода(10).<center> 10 — колода (задний навой); 11 — палочка, вставляемая в паз колоды; В передние отверстия (4) вставляется пришва (12):<center> 12 — пришва (передний навой); 13 — палочка, вставляемая в паз пришвы. Верхние части боковых стоек именуются плечами. На них навешиваются круги (15) с привязанными к ним нитченками (16) и подножками: набелки (20) с вставленными в них бёрдом (21).<center> 14 — палочка, навешиваемая на плечи; 15 — круги; 16 — нитченки; 17 — подножки; 18 — палочка для подножек. Для работы необходимо иметь челнок с цевкой и иглицу:<center> 19 — палочка для навешивания на плечи; 20 — набилки; 21 — бёрдо; 22 — иглица; 23 — челнок с цевкой. Ткацкий стан в собранном виде:<center> Стойки и перекладины должны быть строганными из брускового леса и должны быть крепко связаны на шипах и скреплены по возможности хомутиками или угольниками. Дабы станок был устойчив и не дрожал во время работы, стойки его следует каким-либо способом укрепить к полу или потолку помещения, где станок устанавливается. Тот или иной способ укрепления зависит, с одной стороны, от высоты станка, а с другой — от высоты помещения и рода потолков и полов. Это всегда надо учесть прежде чем строить или ставить станок. Высота станка, смотря по тому, какую работу хотят на нем делать, доходит до 4 аршин (около 2,8м), а ширина делается весьма разнообразной, в зависимости от ширины производимой ткани. Размер стоек можно взять сечением 2х1 вершок (9х4,5см) или 2,5х1,5 вершка (7х11см) для станков более сильных. Из такого же леса могут быть сделаны продольные и поперечные перекладины, служащие для связи стоек в прочную станину. Стыки стоек, оголовков стоек и связей следует соединить в зарубку или на шип и при сильных станках связать узлы железными угольниками или хомутиками. Задний навой представляет из себя хорошо выстроганный гладкий деревянный барабан от 4 до 6 вершков (18-35,5см) в диаметре, уложенный деревянными или приделанными железными цапфами в подшипники, укрепляемые на станине станка. Дабы все нити сходили в ткань правильно, навой должен быть одинакового диаметра по всей своей длине и должен быть установлен на станине без перекоса. Передний навой представляет из себя такой же барабан, как и задний, но диаметром в 3 — 4 вершка (13-18см), и требования к его установке должны предъявляться те же, что и к заднему навою. Внизу батанной рамы (набилок) — выше ее нижнего бруса — устраивают бердо, состоящее из двух пластинок, сечением около полвершка (2см), отстоящих друг от друга — смотря по величине зева — на 1 — 3,5 вершка (4 — 1,5см). Между пластинками помещают зубья берда, делаемые из стальной проволоки: через промежутки зубьев берда протягивают нити основы (по крайней мере, по 2 в каждый промежуток) для удержания этих нитей в равномерном расстоянии друг от друга по ширине основы. Для более серьезных работ следует применять челнок со шпулькой.<center> Такого рода челнок делается из бука или яблони; выстрогав его снаружи в виде брусочка длиною от 3 до 9 вершков (13-40см), шириною от 0,5 до 1,5 вершка (2-7см) и высотою до 1 вершка (2,2см), брусочек заделывается концами на конус, дабы челнок легче проскальзывал сквозь зев. Далее челнок выдалбливают, устраивая в нем шпенечек для закрепления шпульки. Размеры станка, указанные в тексте, не обязательны — каждый, строющий себе станок, может отступить от этих размеров, да и сама форма станка не обязательна — ее как и размеры, можно изменять, как это видно из следующих рисунков.<center></center> В статье были использованы материалы книги Е. И. Осиповой «Новгородский половик. Традиция и современность» и В.А. Добровольского «Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани» из ИСТОЧНИКА
Profile
- Здравствуй 🙂
Latest Month
April 2020 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
View All Archives
Links
Categories
View my Categories page Powered by LiveJournal.comDesigned by Lilia Ahner
- Сортировать
- Лучший выбор
- Свежайшие
- Популярные
- Лучший выбор
- Свежайшие
- Популярные
ПредыдущаяДальше1-100 из 2,816Подлый интриги молодой человек печати что-то
Портрет молодой улыбающейся женщины
Планшетка с фондовых вопрос
Человек бьет ребенка
Театрального поза
Хитрый молодой человек, глядя на камеру
Поддельные друг backstabbing концепции
Подлый, хитрый, интриги молодой женщины в очках, что-то заговоре
Подлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговоре
Подлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговоре
Headshot хитрый, коварный молодой парень
Хитрые интриги девочка подростокПодлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговореДевушки орангутанг с ребенком в ветвях деревьевУлыбкиПодлый интриги молодой человек, пытаясь построить что-то винт кто-тоХитрые интриги ребенок мальчик, печати что-то плохоеДистонии Диагноз. Медицинская концепция.Страшный liskammHeadshot хитрый, коварный молодой пареньПодлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговореЧто теперь на доске мелом с многими вопросительные знакиБольшие наводнения хит The CityБизон самец пасутся возле шоссеТо, что лежит впереди открытых дверей слова будущую возможностьДевочка подросток с свитер на старинные стены, что-то интригиПодлый интриги молодой человек печати что-тоПодлый, хитрый, интриги молодая женщина замышляет что-то. Отрицательные человеческие эмоции, мимикаСамка орангутанга с львёнка.Хитрая, коварная молодая женщинаБольшие наводнения хит The CityВеликий наводнениях городаБольшие наводнения хит The CityРиск текст с золотыми монетами на деревянных фонеПланшетка с фондовых вопросПланшетка для фондовой торговли, изображающие непредсказуемость фондового рынкаМышление человека человека обдумывает будущее рядом словоСветильник ноге моей ноги свет стезе моейХитрые интриги молодая женщина, печати что-то смотрит в сторонуПодлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговореПредупреждающий знак: пляж закрыт из-за акул прицельной.Хитрая, коварная женщинаПодлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговореТекст письма слово эпилепсии. Бизнес-концепция для четвертой наиболее распространенных неврологических расстройство непредсказуемым припадкиБурное мореБольшие наводнения хит The CityГроза с градомПодлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговореПодчеркнул молодой человек объясняет эмоционально с помощью языка телаАналогично с двух сторон и носить две маски, Женская красота является непредсказуемым и полный сюрпризовМобильный телефон с лабиринтомПодлый, зло, хитрый, интриги старший зрелая женщинаЗатененные мужчина и женщина сюрпризЖенский орангутанг с ребенком на траве.Хитрые интриги ребенок мальчик, печати что-то плохоеХитрый, интриги женщина, что-то заговореХитрая, интриги молодая женщина, печати что-тоХитрая, интриги молодая женщина, печати что-тоХитрые интриги девочка подростокХитрая, интриги молодая женщина лжецаПодлый хитрые интриги женщина, печати что-тоПодлый, хитрый, интриги молодая женщина, что-то заговореАфриканская женщина на изолированном розовом фоне что-то выдумываетХитрая, коварная молодая женщинаХитрая, коварная женщинаПланшетка для фондовой торговли, изображающие непредсказуемость фондового рынкаФальшивые друзья, предательства концепцииПодлый интриги молодой человек, работник пытается построить что-тоРука с маркером, написание текстаПодлый, хитрый, коварный молодая женщина в очках пытаются построить что-тоПредыдущаяДальшеÑñð°ñð¸ð½ð½ñð¹ ñðºð°ñðºð¸ð¹ ññð°ð½ð¾ðº Стоковые фотографии и лицензионные изображения
Используемые источники:
- https://olsha5.livejournal.com/7739.html
- https://elen-mos.livejournal.com/362630.html
- https://ru.depositphotos.com/stock-photos/старинный-ткацкий-станок.html