Я -консерватор. Иногда даже реторград.Поэтому, когда пришлось выбирать походную грелку для рук, предпочтение было отдано отечественной грелке с романтичным названием ГК-1.Намного проще было бы купить аналогичную грелку от «Zippo» или «Kovea», но я- консерватор.Мне достался экземпляр, сделанный ещё в Sovietskom Soyuse, спиж списанный из госрезерва. Как и положено серьёзной вещи- с инструкцией, в которой указано содержание платины в каталитическом патроне. Само устройство сделано прочно, но несколько грубовато. Зато, корпусом грелочки можно при необходимости забить гвоздь. Врагу. В голову. Кроме инструкции и коробки с предельно лаконичным дизайном к грелке прилагался чехол с развесёлыми пингвинчиками. По отзывам- разные зверушки украшали чехлы всех ГК-1 советского производства. Умысел это, или нет, но мне представился суровый работник СНАВР, ворочающий ломом среди завалов, который мимолётно улыбается, глядя на яркого кота Леопольда на мешочке. Потом работник снова надевает рукавицы и продолжает аварийно- спасательные работы в радиоактивной пустыне… Кислотные пингвинчики совсем не вписались в моё видение походной грелки и были тут же отданы хорошему человеку с перспективой стать чехлом для телефона. Новый чехол был пошит из универсального сырья- сумки для противогаза.Итак, собственно тест :60 градусов и 9 часов на 20 мл бензина- совсем неплохо. Слабо выраженный запах окисленного бензина чувствовался около часа при разогреве, затем- практически не чувствовался.Люди с современными взглядами могут использовать в походе также Zippo hand warmer или Kovea, но у них нет этого привета из прошлого, неотделимого от «изделия ГК-1». Для обогрева туриста в походе очень полезным может быть такое устройство, как каталитическая грелка. Эта грелка (другие её названия – бензиновая карманная грелка, грелка для рук) достаточно проста в работе, экономична и способна вырабатывать тепло в течение долгого времени.
Каталитическая грелка фирмы Kovea |
Конструктивно каталитическая грелка представляет собой металлический корпус, размерами сравнимый с крупным мобильным телефоном, в котором имеется ёмкость для бензина, катализатор на горловине этой ёмкости и крышка, закрывающая катализатор. Внутри ёмкости для бензина находится вата. При заправке бензин пропитывает вату, а затем, испаряясь, окисляется на катализаторе, выделяя при этом тепло. Катализатором служит платина. Волокнистый материал, содержащий платину, находится внутри металлической сеточки, которая закреплена на горловине ёмкости для бензина. Эта часть закрывается крышкой, имеющей ряд отверстий для доступа воздуха к катализатору. Таким образом, принцип работы каталитической грелки заключается в беспламенном окислении паров бензина кислородом воздуха в присутствии платины. Как мы знаем из курса химии, при окислении органических веществ (к которым относится и бензин) образуются углекислый газ и вода. Поэтому при использовании качественного очищенного бензина запах практически отсутствует. А количество образуемых водяных паров чрезвычайно мало. Во время работы поверхность грелки нагревается до температуры около 60 градусов. Такая температура может быть несколько высокой для соприкосновения с телом человека, поэтому в комплекте грелка имеет мешочек, в котором и нужно её держать во время использования. Кроме того, мешочек защищает грелку от охлаждения, поскольку при холодном воздухе её работа может остановиться вследствие недостаточного испарения бензина. Такие особенности диктуют сферы применения каталитической грелки. Несмотря на необходимость её использования в холодных условиях, необходимо предохранять грелку от непосредственного соприкосновения с холодным воздухом. Наиболее типичные способы применения: поместить под одежду (во внутренний карман или подвесить на шею на верёвочке); греть руки, держа их с грелкой в кармане либо поместив её в рукавицу; сушить обувь, бросив грелку внутрь ботинка; согреваться ночью, поместив грелку в спальник. В качестве компактного обогревателя каталитическая грелка очень удобна и экономична. Она потребляет 1-2 г бензина в час. Таким образом, если мы идём в недельный поход и планируем использовать грелку для обогрева в ночное время, то нам понадобится 50-100 г бензина. В продаже сейчас можно встретить китайские грелки, советскую грелку ГК-1, грелку фирмы Kovea (Kovea vkh-pw05m pocket warmer) и грелку фирмы Zippo (Zippo hand warmer). Китайские грелки имеют один плюс – низкую цену. Но отзывы купивших подобный девайс крайне негативные. Покупка китайской грелки превращается в лотерею, поскольку неизвестно, будет она работать или нет. Единственный выход – попросить продавцов проверить её работу прямо в магазине. Ну а лучше всего не пожалеть денег и купить грелку получше.
Китайская грелка |
Грелки Kovea vkh-pw05m pocket warmer («карманный обогреватель») и Zippo hand warmer («обогреватель для рук») друг на друга очень похожи. Весят они около 80 г, полной заправки (12 мл) хватает примерно на 18 часов работы. В комплекте имеются пластиковая воронка (у Kovea) или лейка (у Zippo) для облегчения заправки бензином с делениями на 6 и 12 мл.
Грелка фирмы Zippo |
Советская каталитическая грелка ГК-1, как типичное изделие советской промышленности, представляет собой крепкую и надёжную вещь. Весит около 100 г, полной заправки (30 мл) хватает примерно на 14 часов работы, то есть она менее экономична, чем Kovea и Zippo, но греет сильнее. Никаких леек в комплекте не предусмотрено (зато, как и ко всем советским товарам, к грелке прилагается подробная инструкция). Как заправлять её бензином? Инструкция предлагает влить его в горловину, немного подождать, пока впитается в вату, затем остатки слить. Заправить грелку можно и при помощи шприца, отмерив нужный объём бензина. К сожалению, в магазине ГК-1 практически не встречается. Её нужно искать на рынках или заказывать через интернет. Если повезёт, то цена грелки ГК-1 может быть существенно ниже, чем у грелок Kovea и Zippo при не уступающих эксплуатационных характеристиках.
Грелка ГК-1 |
Как пользоваться каталитической грелкой? Для эффективной работы у новой грелки (или у загрязнившейся от использования плохого бензина) катализатор желательно прокалить на пламени без копоти (например, у газовой печки). Далее нужно заправить её бензином. Бензин должен быть неэтилированный. Лучше всего использовать бензин для зажигалок (например, бензин Zippo) или «Калошу».
Бензин Zippo и «Калоша» |
Для заправки необходимо снять крышку, а затем катализатор с горловины. После наполнения ставим катализатор на место (если немедленное использование не планируется, можно накрыть горловину кусочком полиэтилена, чтобы бензин не испарялся, а затем установить катализатор). Если погода холодная, перед запуском необходимо грелку подогреть, например, на десять минут засунув её под одежду ближе к телу. Для запуска нужно в течение 10-15 секунд прогревать катализатор над некоптящим пламенем (например, зажигалкой), после чего начинается реакция окисления и грелка начинает работать. Заливая разное количество бензина, можно регулировать продолжительность работы грелки. Если же нужно прекратить её действие раньше, то необходимо снять насадку с катализатором (поскольку она горячая, то подцепить металлическим предметом) и дать ей остыть, после чего установить обратно. Пусть каталитическая грелка подарит вам тепло в походе!
Инструкция к грелке ГК-1 |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Используемые источники:
- https://gyrus-frontalis.livejournal.com/34864.html
- http://www.mir-vnutri-rukzaka.com/2011/12/grelka-kataliticheskaya.html