—>
- 3.2Рейтинг
- 26497Просмотров
Представители «классического» ряда ВАЗ и, прежде всего, ВАЗ 2101, продолжают верно служат своим владельцам, однако время берет свое и с годами у и у этих, вполне успешных и надежных автомобилей начинают проявляться «детские болезни» связанные с недоработкой конструкции. В полной мере это касается и не слишком удачной схемы подключения фар, в результате чего, со временем, значительно ухудшается качество освещения дороги, происходят потери энергии и просто опасно перегреваются некоторые электрические соединения. В общем-то, достаточно неприятная проблема, однако она легко решается путем включения в схему питания фар автомобиля ВАЗ 2101 дополнительного реле, причем выполнить такую работу можно несколькими способами.
Подключение с размещением реле и прочих элементов схемы под капотом автомобиля (с использованием дополнительного блока предохранителей)
Для реализации подобного варианта дополнительно понадобится достаточно мощный провод сечением не менее 2, 5 мм, стандартные клеммы типа «ушко» и контакты варианта как «папа» так и «мама». В соответствии с имеющимся оснащением подсоединять клеммы к проводу допускается как обжимом, так и пайкой. Необходимую изоляцию мест соединений выполняем при помощи термоусаживаемой трубки соответствующего диаметра.
1 – фары; 2 – дополнительный блок предохранителей; 3 – лампа сигнализации о включении дальнего света; 4, 6 – реле управления фарами; 5 – блок с подрулевыми переключателями; 9 – аккумуляторная батарея.
Подключение схемы выполняем следующим образом:
- Располагаем два (при наличии противотуманок -3) реле под капотом на свободном месте правого брызговика;
- Питание для реле берем непосредственно с клеммы «30» генератора (розовый провод);
- Клеммы 85 каждого реле соединяем проводом с клеммой типа «ушко» с ближайшей надежной «массой» кузова;
- С клемм 87 прокладываем провода к блоку предохранителей (укрепленному там же под капотом) при этом не забываем установить перемычки между парами в соответствии со схемой;
- К свободным клеммам блока предохранителей (на схеме левая часть) подсоединяем провода от фар, стараясь не перепутать дальний свет с ближним. Кроме всего прочего, к одной из клемм, относящихся к дальнему свету, подсоединяем провод, который далее протягиваем в салон к лампе индикации дальнего света;
- Провода от управляющих контактов каждого реле также прокладываем через технологические отверстия в салон к колодке подрулевого переключателя, где подключаем их к цепи дальнего света (голубой и серый с красным провода);
- После снятия с блока салонных предохранителей оставшегося провода в дополнение ко всему получаем в свое распоряжение четыре незадействованных предохранителя (3, 4, 5, 6) которые в дальнейшем можно использовать на другие нужды.
Вариант с размещением реле в салоне под комбинацией приборов
- В данном случае, прежде всего, отыскиваем на клеммной колодке подрулевых переключателей провода голубого и серого с красным цветов (они идут от блока предохранителей) и переключаем их с колодки на клеммы 87 дополнительных реле. Подобное действие обеспечит подачу питания на блок предохранителей (на основной схеме – цепи, выделенные розовым и коричневым цветами). Перед тем как отсоединить провода делаем на колодке соответствующие отметки, чтобы не напутать с дальнейшими соединениями (голубой провод относиться к дальнему свету);
- К освободившимся местам на колодке блока подрулевых переключателей подсоединяем провода, идущие к клеммам 86 реле, стараясь не перепутать дальний и ближний свет;
- Питание, подключаемое к клеммам «30» можно взять с замка зажигания, либо протянув провод непосредственно с аккумуляторной батареи.
Следует отметить, что второй реализовать несколько проще (не требуется тянуть дополнительные провода из двигательного отсека в салон). Кроме того, при размещении в салоне элементы схемы находятся в более комфортных условиях (контакты и соединения окисляются меньше), а значит можно рассчитывать на более надежную работу схемы.
Кстати, подобным метод улучшения в полной мере подходит и для некоторых других марок автомобилей, в частности, он позволяет модернизировать цепь ближнего света автомобилей ВАЗ последующего «классического» ряда, а также улучшить схему питания фар на Volkswagen passat b3.
Похожие материалы
Популярные материалы
—>
Фотореле для уличного освещения можно отнести к группе наиболее полезных изобретений, особенно оценить его смогут владельцы частных построек. Что это за чудо-устройство, как оно работает и можно ли его подключить самостоятельно?
Зачем все усложнять?
Практически каждый владелец загородного дома сталкивался с ситуацией, когда, возвращаясь поздно домой, попадал в темный-претемный двор и ориентироваться в нем было весьма затруднительно. Чтобы включить освещение, необходимо добраться до выключателя, найти его в темноте. А если он и вовсе установлен в доме? Тогда придется потратить уйму времени, чтобы найти замочную скважину и открыть дверь, а потом освещение будет уже не нужно.
Установив фото- или, как его еще называют, светореле, вы забудете о подобных проблемах. Такое устройство отвечает за автоматическое включение и отключение уличного освещения в зависимости от видимости. Причем чувствительность прибора можно настроить самостоятельно. По его сигналу фонари могут включаться даже просто в пасмурную погоду или когда уже наступит кромешная темнота, а отключаться с первыми лучами солнца. Также к нему можно подключать и систему полива, чтобы лужайка во дворе орошалась каждую ночь без вашего участия.
Фотореле для уличного освещения
Подобное изобретение станет неотъемлемым элементом умного дома, жизнь в котором намного комфортнее. Правильно настроенное светореле позволит экономить электроэнергию и ваш семейный бюджет. К плюсам можно отнести и охранную функцию, ведь даже если никого не будет дома, свет все равно автоматически включится и вероятность того, что кто-то захочет похозяйничать на вашем участке, значительно снижается.
Чтобы схема работы стала чуть понятнее, нужно разобраться с терминологией. Реле означает переключатель. А вот по префиксу «фото» нам становится понятно, что срабатывает это устройство в зависимости от степени освещенности. Рассмотрим более подробно назначение каждого элемента этого прибора.
Схема работы фотореле
Состоит светореле из прочного корпуса, электронной платы и датчика. В качестве последнего чаще всего используют фототранзисторы или фотодиоды. Они вырабатывают и передают электрические сигналы на плату, напряжение этих импульсов зависит от степени освещенности. Как только на улице стало темнее, напряжение становится меньше, чем задано в настройках прибора, он сразу срабатывает и замыкает электрическую цепь уличного освещения. Утром, с появлением солнца, уровень посылаемых сигналов опять возвращается в прежние пределы, и прибор автоматически обесточивает светильники.
Какие функции имеет реле уличного освещения?
Сегодня можно найти множество моделей световых реле. Отличаются они страной, фирмой производителя, функциями, да и конструкцией. Например, датчик может находиться в корпусе (для наружного использования) либо быть выносным, тогда он преимущественно устанавливается в помещении. В зависимости от того, используется прибор внутри здания или предназначен для уличного освещения, он имеет различное наружное исполнение. Так, первые крепятся в электрическом щитке, а последние располагаются в надежном герметичном корпусе и предназначены для монтажа на улице.
Световое реле для уличного освещения
Наиболее простые устройства состоят из фотоэлемента с реле и срабатывают, ориентируясь на степень освещенности. Но со временем эта конструкция была усовершенствована, и сегодня наибольшим спросом пользуются световые реле с датчиком движения. Такие приборы работают не только в ночное время (порог устанавливаете сами), но и реагируют на перемещение. То есть, с наступлением темноты свет будет включаться, если рядом будет какое-то движение. Днем устройство отключается полностью.
Если вы приобретете для уличного освещения еще и реле времени, тогда появится возможность настраивать точное расписание работы светильников. Например, вы возвращаетесь с работы в 21.00. Задайте в настройках время с 20.00–23.00 и весь этот период во дворе будет светло, а потом освещение отключится автоматически.
Реле времени
А вот приборы, совмещающие в себе все три функции – счетчик времени, датчик движения и фотоэлемент – позволят комбинировать настройки. Самыми последними разработками в этой области можно считать фотореле для уличного освещения с функцией программирования. В этом случае устанавливается любая программа управления. Например, компьютер может откорректировать настройки в зависимости от сезона.
Характеристики реле – чему уделить особое внимание?
Приобретая этот электроприбор, обязательно ознакомьтесь с техническим паспортом, где указаны все необходимые характеристики. Наиболее значимые – напряжение, ток, мощность. В основном устройство работает от сети 220 В и на частоте 50 Гц. Встречаются и варианты, потребляющие 12 или 24 В. Правда, их использование не всегда оправдано, так как придется покупать дополнительно блок питания. На максимальный коммутированный ток обращать внимание следует, если собираетесь подключить к фотореле много светильников, а вот для освещения небольшого садового участка и двора этот показатель особой роли не играет. Мощность всегда обозначается двумя цифрами. Первая обычно не превышает 1 Вт (в режиме ожидания), а вторая составляет около 5–10 Вт (во время работы).
Блок питания для фотореле
Еще к важным параметрам следует отнести задержку включения и выключения. Этот интервал времени обычно исчисляется в секундах. В люменах указывается порог включения. Его можно регулировать, но шаг и предельные значения у различных приборов индивидуальны. Если будете использовать устройство под открытым небом, то его степень защиты должна быть IP 65. А вот когда в паспорте указана защита IP 40, то прибор предназначен для домашнего пользования, на улице его можно устанавливать только в специальном герметичном кожухе. Качественные светореле имеют достаточно широкий диапазон температур. Они работают при морозах -20 °C и в жару +50 °C. Еще в техническом паспорте обычно указывают габаритные размеры прибора.
Собираем реле и лампы в одну цепь
С установкой фотореле для уличного освещения особых проблем возникнуть не должно. Однако чтобы управлять сразу несколькими светильниками, следует правильно подключить его. Рассмотрим подробно все особенности этого процесса.
Как подключить фотореле для уличного освещения — пошаговая схема
Шаг 1: Изучаем устройство
Первым делом удостоверьтесь, действительно ли прибор подходит по мощности, ведь перегруз приведет к порче устройства и оно сгорит. Кроме того, значительно легче будет работать, если есть специальные клеммы для зажимки проводов. Если таковых нет, тогда подготовьте распределительную коробку. Она прекрасно защитит соединения от влаги, пыли и грязи.
Распределительная коробка для установки фотореле
На корпусе светореле обязательно должна быть схема подключения. Если она не нанесена, то лучше отказаться от подобного товара. Обратите внимание на чувствительность. Чем этот показатель меньше, тем более экономным окажется устройство. Так, светореле с чувствительностью 2 лк будет активироваться с наступлением темноты, а 5 лк сработает и в пасмурную погоду. Поэтому менее чувствительный прибор по меньшей стоимости вряд ли обернется большой экономией, ведь придется больше платить за электричество.
Шаг 2: Выбор места
Прежде чем приступать непосредственно к подключению фотореле для уличного освещения, нужно правильно подобрать место крепежа. Его следует разместить недалеко от самого светильника, при этом не допускается прямое попадание искусственного освещения. Еще избегайте затененных участков, это может спровоцировать ненужное включение устройства. Располагайте датчик подальше от навесов, высоких стен и заборов. Если установка реле запланирована зимой либо осенью, когда деревья уже сбросили листву, помните, что летом тени от них будет намного больше. Нежелательна и близость с горючими и легковоспламеняющимися материалами, качающимися предметами. Также избегайте химических сред.
Подключение фотореле для уличного освещения
Шаг 3: Схема подключения реле
В комплект к герметичным моделям входит специальный монтажный кронштейн, с его помощью и производится установка прибора в нужном месте. Если речь идет об устройствах, помещенных в защитный кожух, то они крепятся посредством винтового соединения. Существует две основные схемы подключения фотореле уличного освещения в зависимости от типа прибора. Мы остановимся на каждом варианте. Светореле бывает с тремя или двумя выводами, все провода различаются по цветам.
- Три провода (обычно коричневый, синий и красный) идут в монтажную коробку, где первый соединяется с выводом фазы, а второй с нулем. Также от нуля ведется и проводник к осветительному прибору. Оставшийся красный провод схема предписывает подсоединить непосредственно к лампе.
- Если вывода всего два, тогда фаза и ноль подключаются вышеописываемым способом к соответствующим клеммам. А вот светильники подсоединяются к выходным клеммам от нуля и фазы. Если необходимо управлять несколькими источниками освещения, то они подключаются к реле параллельно.
- Существуют модели, схема которых предусматривает отдельные выводы для заземления, но они используются нечасто. Вполне достаточно светореле с тремя выводами, где «земля» подключается через распределительную коробку непосредственно к лампе, минуя прибор.
Советы по экономии
Начинающим автоэлектрикам и людям, дорабатывающим свой автомобиль, зачастую сложно понять фразу «подключить через реле». Что означает подключение через реле и как это сделать? Разберемся в этом.
Прежде чем изучать схему подключения какого-либо автомобильного устройства через реле, нужно знать, что такое реле вообще и как оно работает. Об этом подробно написано здесь. После того, как вы поймете принцип работы этого несложного устройства, разобраться с его подключением будет гораздо легче.
Общий смысл подключения через реле – нагрузка на выключатель, который управляет устанавливаемым оборудованием. Все мощные потребители электричества в автомобиле (например, лампы фар, стартер, бензонасос, подогрев заднего стекла, электроусилитель руля) подключены через реле. Благодаря этому, данными устройствами можно управлять маленькими красивыми кнопочками вместо грубых и больших рубильников. Кроме этого, в отдельных случаях, реле позволяет экономить на проводах.
Реле подключают в «разрыв» электрической цепи. Рассмотрим установку реле на примере бензонасоса. Питание на него подается блоком управления двигателем (дальше – компьютером) и, чтобы дорожки платы компьютера выдержали ток, потребляемый насосом, их пришлось бы делать чересчур мощными. Прохождение сильного тока рядом с чувствительными электронными компонентами компьютера, может влиять на их работу. Чтобы избежать подобных проблем, между компьютером и бензонасосом устанавливается реле и компьютер подключается не к насосу, а к этому маленькому «помощнику».
Реле как бы разделяет провод, идущий от блока предохранителей к насосу на две части, которые могут замыкаться внутри реле при подаче напряжения на управляющие контакты магнита. Как уже было сказано в статье про устройство реле, управляющий ток очень мал и никак не сможет повредить компьютеру. Компьютер подает напряжение на управляющие контакты реле, а уже оно «соединяет» внутри себя силовую цепь и подключает бензонасос.
По такому же принципу реле устанавливается и на любые другие потребители электричества в автомобиле. Рассмотрим подключение противотуманок.
Провода на противотуманные фары идут от блока предохранителей, но по пути они проходят через реле. Управляет процессом включения/выключения фар кнопка на торпеде. При ее нажатии напряжение подается на один из управляющих контактов реле, и оно замыкает силовую цепь – лампы в фарах зажигаются. Второй управляющий контакт реле – «массовый», то есть по нему напряжение уходит на кузов автомобиля, создавая электрическую цепь.
Используя данную схему можно подключить практически любое мощное устройство и управлять им небольшой красивой клавишей. В некоторых случаях реле может стать спасением от заводских недоработок. Так, например, в ВАЗ-2106 ток, идущий на втягивающее реле стартера через замок зажигания, достаточно быстро приводит к неисправности контактной группы замка. Избавляются от данной неприятности установкой промежуточного реле и изменением питания втягивающего реле. После доработки, через контактную группу замка начинает проходить слабый управляющий ток, а уже реле подключает мощное питание стартера.
Используемые источники:
- http://www.elektrik-avto.ru/publ/stati_po_avtoehlektrike/podkljuchenie_far_cherez_dopolnitelnoe_rele/1-1-0-729
- https://remoskop.ru/shema-podkljuchenija-fotorele-vremeni-ulichnogo-osveshhenija.html
- https://russia-avto.ru/remont/elektromontazh/kak-podklyuchit-cherez-rele-shemy