Привет, Хабр. В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+. И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию. Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.
Технология
Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан. В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC. Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек. Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб. С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда. Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь. С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника. Более подробное описание в PDF можно найти здесь.
Конкурирующие стандарты
Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно. Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно:Источник В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты. Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).
Тестирование
Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу. Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации: Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab. Для тестирования я загрузил 3 файла на cloud.mail.ru, каждый содержит минутную запись DAB-мультиплекса, размер файла около 500Мбайт (таков размер IQ-записей для SDR с шириной полосы 2.4МГц). Открыть файлы можно в Qt-dab, ссылка на скачивание которого приведена выше.Файл-1: DAB-8A.sdr — cloud.mail.ru/public/97hr/2QjuURtDq. Мультиплекс 8А работает на частоте 195.136МГц и содержит 16 станций. Битрейт всех станций составляет 64Kbps.Файл-2: DAB-11A.sdr — cloud.mail.ru/public/3VVR/2mvjUjKQD. Мультиплекс 11А на частоте 216.928МГц. Он содержит 6 станций, с битрейтом 48, 48, 48, 48, 64 и 48KBps соответственно.Файл-3: DAB-11C.sdr — cloud.mail.ru/public/3pHT/2qM4dTK4s. Мультиплекс 11С на частоте 220.352МГц, содержит также 16 станций. Битрейты всех станций составляют соответственно: 80, 80, 80, 80, 56, 96, 80, 64, 56, 48, 64, 64, 64, 96, 80 и 64Kbps. Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.
Выводы
Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM. Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет. Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с. Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было. Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло». Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет хуже чем в FM. Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат. Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно. Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.
На заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) решен вопрос о внедрении в России вещания нового цифрового стандарта DAB+ и выделении частот для вещания в нем 175,872–228,128 МГц коммерческих радиостанций.
Итак, ГКРЧ выделила полосу радиочастот для создания на территории РФ сетей наземного цифрового звукового вещания стандарта DAB+. Новый стандарт радиовещания серьезно повысит качество приема по сравнению с аналоговым сигналом. Что такое DAB+ и зачем он нужен в эпоху мобильного Интернета?
По данным специализированного издания Broadcasting.ru, первый цифровой стандарт радиовещания в Европе был принят в 1995 году. Он носил обозначение DAB (digital audio broadcasting, «цифровое радиовещание») и имел обозначение ETS 300401. DAB+ представляет собой один из современных вариантов развития этого стандарта. В системе DAB+ (стандарт ETSI TS 102563) применен эффективный метод кодирования звукового сигнала – MPEG-4 HE AAC v2 (стандарт ISO/IEC 14496-3). Это позволяет примерно в 3 раза снизить скорость передачи цифрового звукового сигнала при сохранении качества звуковоспроизведения и увеличить количество аудиопрограмм, передаваемых в одном сигнале DAB+ (то есть вместо примерно 6 аудиопрограмм в одном радиочастотном сигнале системы DAB можно передать 18 программ c таким же качеством звучания в радиосигнале системы DAB+). При этом в обоих случаях полосы частот, которые занимают спектры передаваемых радиосигналов, имеют одинаковую ширину (приблизительно 1,54 МГц).
На сегодня цифровое радиовещание стандарта DAB+ осуществляется в Китае, Индонезии, Южной Корее, Германии, Австралии, Швейцарии, Дании, Норвегии и ряде других европейских стран. В США имеется свой формат Radio HD.
Разговоры о цифровизации радиовещания пошли в России с конца 1990-х годов одновременно с разговорами о цифровизации телевещания. Изначально для цифрового радио планировался к использованию ориентированный на ультракороткий диапазон стандарт DAB, предшественник стандарта DAB+.
Но никаких работ в этой области не было осуществлено. В 2008 г. начались работы по цифровизации телевидения в стандарте DVB-T. Тогда же было решено, что для цифрового радио будет использоваться другой стандарт – DRM, предназначенный для вещания на коротких волнах. Но и в области DRM также не было осуществлено каких-либо значимых работ.
В 2015 г власти начали думать над стандартом DAB+. В Москве было проведено исследование возможностей его работы, по итогам которого ГКРЧ должна была принять решение о возможности распределения частот для данного стандарта. Однако принятие решения было отложено для проведения дальнейших испытаний.
Стандарт DAB был утвержден в Европе в 1995-1997 гг. Он может работать в диапазоне от 30 МГц до 3 ГГц и обеспечивать скорость входного потока от 8 Кбит/с до 384 Кбит/с. DAB использует технологию кодирования MPEG Audio Layer 2. Благодаря этому стандарт обеспечивает качество вещания, схожее с компакт-дисками, хотя для их воспроизведения нужна значительно большая скорость — 1,4 Мбит/с.
DAB+ — усовершенствованная версия стандарта DAB. Данная технология может работать в диапазонах от 47 МГц до 3 ГГц. Скорость входного потока составляет от 8 Кбит/с до 172 Кбит/с с поддержкой частот дискретизации 16 кГц, 24 кГц, 32 кГц и 48 кГц. В стандарте используется более современная, чем в DAB, технология аудиокомпрессии – MPEG-4 He-AAC v2. Это позволяет осуществлять вещание большего числа радиостанций на одной частоте.
Так, согласно приложенному к материалам ГКРЧ отчету Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, у DAB для качественного вещания необходима скорость 192-256 Кбит/с, для нормального — 128 Кбит/с. У DAB+ для качественного вещания нужна скорость 64 Кбит/с, для нормального – 48 Кбит/с. Соответственно, если стандарт DAB позволяет уместить в одном мультиплексе 12 радиоканалов, то DAB+ — 18.
В тот же время авторы отчета из НИИР считают заблуждением, что качественное вещание в DAB+ можно обеспечить на скорости 64 Кбит/с, увеличив тем самым общее число каналов. В отчете НИИР говорится, что в Швейцарии вещание DAB+ ведется на скоростях 64-84 Кбит/с. Это приводит к характерным для цифрового сжатия искажениям звука, что особенно заметно в музыкальных программах, которые становятся довольно однообразными.
В результате заявленная для цифрового радио цель – обеспечивать вещание с качеством, сопоставимым с компакт-дисками – не удается достичь, констатируют в НИИР. Более того, большинство платных и бесплатных музыкальных сервисов в интернете работают со скоростями от 192 Кбит/с до 360 Кбит/с. Соответственно, для качественного вещания DAB+ необходима скорость 128 Кбит/с, тогда как при скоростях в районе 64 Кбит/с цифровое радио становится рядом с ними неконкурентным.
Особенностью стандартов DAB/DAB+ является возможность передачи сигнала управления динамическим диапазоном (DRC), который может использоваться в приемнике для сжатия динамического диапазона воспроизводимого звукового сигнала в условиях шума. Также данная технология будет полезна для лиц с ослабленным слухом.
DAB+ передает мультиплексированный поток данных, в которых одновременно осуществляется передача нескольких программ. Мультиплекс содержит: данные звуковых программ; вспомогательные данные, включая данные, связанные с программой (канал PAD); информацию о конфигурации мультиплекса (MCI) и служебный канал (SI).
В результате пользователь цифрового радио помимо непосредственно звукового сигнала, получает дополнительные функции приемника (управление динамическим диапазоном), текстовое отображение выбранной информации в канале SI (информацию о выбранной программе), дополнительные возможности для выбора других программ и одну или несколько служб передачи данных общего характера (например, канал сообщений о дорожном движении – TMC).
Стандарт DAB+ может поддерживать технологии условного доступа, позволяющие передавать звук только определенному кругу абонентов (например, оплатившим подписку). Также присутствует возможность организовать дополнительный канал передачи данных за счет каналов, не используемых для передачи звука, со скоростью до 16 Кбит/с. У приемников есть и радиоинтерфейс для обмена данными с ПК.
Передачу данных можно обеспечить и в канале PAD со скоростями от 0,66 Кбит/с до 64 Кбит/с. Это осуществляется за счет уменьшения пропускной способности звукового канала. В канале можно передавать динамическую индикацию метки программы и идентификации службы, причем поддерживается декодирование базового языка разметки гипертекста (HTML) и изображений в формате JPEG.
Вместе с программой передается и служебная разметка (SI): наименование программы; время и дата; перекрестная ссылка на ту же или подобную программу, передаваемую в другой группе программ или одновременно службой аналогового AM- или FM-вещания; расширенная служебная метка для услуг, связанных с программой; информация о программе; опознаватель передатчика и канал сообщений о дорожном движении (TMC, может использовать синтезатор речи в приемнике).
Возможно и автоматическое переключение на альтернативные каналы выбранной программы (например, в FM-диапазоне). Для того, чтобы приемник мог получать доступ к каждой или ко всем отдельным радиопрограммам с минимальной задержкой, для переноса информации о текущем и последующем содержании мультиплекса используется канал информации быстрого доступа (FIC). Этой информацией является информация о конфигурации мультиплекса (MCI).
Внедрение цифрового радиовещания в России нового стандарта позволит довольно неплохо подключить к этому проекту отечественную промышленность. Тем более, что разработки для цифровой связи в ВПК для военных успешно выполняются, производится и новое оборудование.
Комиссия также приняла новую редакцию решения ГКРЧ, регулирующего использование любительской и любительской спутниковой служб. В России насчитывается более 38 тыс. радиолюбителей, которые активно участвуют в общественной жизни, оказывают помощь в обеспечении связью при стихийных бедствиях, участвуют в различных спортивных состязаниях.
Подробнее: http://minsvyaz.ru/ru/events/38154/
Смотрите также
Оставьте свое мнение
Подписка на новости
Свежий выпуск каждый день!Ваш Email:
Почему российские вещатели не торопятся переходить на цифровые стандарты
Через три месяца в России отключат последние аналоговые ТВ-передатчики. Интернетом уже пользуются три четверти взрослого населения страны, а проникновение сотовой связи в РФ составляет 179 процентов. На этом фоне все более странно выглядит радиовещание, которое сопротивляется переходу на «цифру» не один десяток лет. RSpectr с помощью экспертов разбирается, в чем причины такого положения дел и есть ли необходимость отказываться от аналогового сигнала.
РЕШЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ
Впервые о переводе телерадиовещания на цифровые технологии в России задумались в конце 90-х годов прошлого века. В отношении ТВ эта идея окончательно воплотится в жизнь в 2019 году. Аналоговые телепередатчики уже отключены в 65 субъектах РФ, оставшиеся 20 перейдут на «цифру» в октябре.
С отечественным радиовещанием такой трансформации не случилось. Оно остается аналоговым, хотя государство не раз планировало внедрить цифровые технологии в эту сферу. Предлагалось использовать основные мировые стандарты: DAB (Digital Audio Broadcasting) и DRM (Digital Radio Mondiale). Обсуждалось также применение разработанной в России системы РАВИС.
В 2018 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла сразу два решения в отношении цифрового радио:
- о выделении неопределенному кругу лиц полосы радиочастот 175,872–228,128 МГц для создания сетей DAB+ (апрель);
- о выделении неопределенному кругу лиц полос 65,9–74 МГц (УКВ) и 87,5–108 МГц (FM) для DRM+ (сентябрь).
Российская академия радио (РАР) после решения ГКРЧ о DAB+ подготовило разъяснение о том, что выделение частот означает не начало цифрового вещания в данном стандарте, а всего лишь техническую возможность для этого.
СОЛИДАРНОСТЬ РЕГУЛЯТОРА И РЫНКА
В вопросах перехода радио на «цифру» и отказа от аналогового вещания точки зрения регулятора и отрасли совпадают.
Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин, отвечая на запрос RSpectr, был категоричен: «Мы против перехода на цифровое радиовещание, так как даже сейчас у радиостанций падают доходы от рекламы. Переход же на “цифру” неизбежно приведет к росту количества радиостанций, от чего в итоге пострадают все: рекламного “пирога” на всех не хватит».
В отрасли считают, что пока в России нет условий для перехода на цифровое радиовещание. При этом игроки рынка внимательно изучают перспективы его внедрения.
Как пояснил RSpectr директор департамента надзорно-разрешительной работы ФГУП «РТРС» Юрий Журавель, новые технологии интересны вещателю тогда, когда они ему выгодны. По его словам, рынок сам решает, когда и какие ему нужны платформы и стандарты.
Юрий Журавель, директор департамента надзорно-разрешительной работы ФГУП «РТРС»:
«Вещатель смотрит, достаточно ли проникновение новой платформы, не потеряет ли он свою аудиторию при переходе. И видит, что цифровых приемников совсем мало в продаже и на руках у населения. Вещатель оценивает, какие возможности даст ему новая технология. Как с ее помощью увеличить доходы или, наоборот, оптимизировать расходы? Наконец, вещатель смотрит на нормативно-правовую базу. Будет ли она обеспечивать его деятельность в новых условиях? И он понимает, что на сегодняшний день в России она не сформирована для нормальной работы радиостанций в специфических условиях цифрового вещания».
Генеральный директор Krutoy Media Юлия Голубева, отвечая на вопрос RSpectr, рассказала, что перспективы перехода на «цифру» интересуют и беспокоят отрасль. «Мы внимательно следим за тем, как развивается цифровое радиовещание в мире. Мы против революции, мы за эволюцию. РАР не поддерживает европейский опыт с отключением аналоговых передатчиков и переход на цифровое вещание в стандарте DAB+», – отметила Ю. Голубева.
По словам Ю. Журавеля, радиовещатели и в России, и в большинстве стран мира достаточно комфортно чувствуют себя в FM-диапазоне. «FM-вещание еще не исчерпало свой потенциал», – добавил он.
«ПОДМЕШАТЬ» ЦИФРОВОЙ СИГНАЛ
В конце 2017 года в Норвегии прекратилась передача государственных радиопрограмм в аналоговом формате. Переход на цифровой стандарт DAB+ вызвал недовольство у большинства граждан. Одни жаловались на то, что им придется менять радиоприемники или покупать адаптеры, другие опасались, что будут лишены доступа к сигналам о чрезвычайных ситуациях.
Норвегия – пока единственная страна, отключившая государственные аналоговые передатчики
В других странах «цифра» и аналог существуют параллельно. Наиболее успешным примером внедрения новых технологий в радио эксперты называют опыт США. Как указано в аналитическом отчете РАР, в апреле 2017 года 98% радиостанций в 100 крупнейших городах Соединенных Штатов запустили цифровое эфирное вещание, причем на собственные, а не государственные средства.
Американская система HD Radio (ее называют также IBOC) позволяет «подмешать» цифровой сигнал к аналоговому в полосе частот FM-радиостанции. При этом он никому не создает помех. Таким образом, радиостанция сохраняет аналоговый сигнал, запуская его цифровую копию на той же частоте. Здесь же можно запустить еще две-три цифровые программы.
HD Radio в Северной Америке
- Все автопроизводители встраивают в машины приемники с поддержкой HD Radio
- Более 253 моделей автомобилей оснащены приемниками с поддержкой HD Radio
- Более 4 200 цифровых радиопередач идут в стандарте HD Radio
- Более 50 млн приемников с поддержкой HD Radio установлены в автомобилях
С точки зрения пользователя все тоже удобно и просто. Радиоприемник автоматически переключается на цифровую копию программы, если она есть, а также указывает на наличие дополнительных каналов на этой же частоте. При проблемах с приемом устройство перестраивается на аналоговый FM-сигнал.
ВЫБОР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ
HD Radio – это торговая марка и проприетарная американская технология, использовать которую в России довольно проблематично. Однако похожие возможности предоставляет стандарт DRM+, который можно внедрять в нашей стране.
Юлия Голубева, генеральный директор Krutoy Media:
«Мы видим преимущество перехода на “цифру” не в возможности разместить несколько аудиопотоков в выделенной полосе частот (что позволяет данная технология), а в трансляции существующего аудиоконтента в более высоком качестве, сопоставимом с тем, что сейчас предоставляют стриминговые сервисы и онлайн-вещатели. Мы готовы рассматривать в дополнение к традиционному аналоговому параллельное вещание в стандарте DRM+, на тех же частотах. Похожая схема реализована в США (HD Radio), когда на одной частоте одновременно передается и аналоговый, и цифровой сигнал».
Несмотря на то что отрасль и регулятор пока не видят необходимости в переходе на «цифру», техническая возможность реализации этой услуги уже есть. Как сообщил Ю. Журавель, все необходимые испытания проведены.
Юрий Журавель (РТРС):
«РТРС как оператору связи надо быть в курсе технологических трендов и готовиться к разным вариантам развития индустрии. Сеть РТРС технологически готова к применению цифровых стандартов радиовещания. Это утверждение верно и по отношению к группе стандартов DAB/DAB+, и к DRM/DRM+. Мы готовы предоставлять такую услугу при наличии нормативно-правовой базы и интереса вещателей».
***
Отказ от аналогового радиовещания не нужен сейчас ни отрасли, ни регулятору. Правила игры сформированы, рекламный «пирог» поделен. Цифровые технологии могут прийти на этот рынок только как дополнение к аналоговому вещанию. А это значит, что статус-кво отечественного радио будет сохраняться.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Полесицкий, первый заместитель генерального директора «Европейской медиагруппы»:
– Отказалась от аналогового вещания только одна Норвегия. И до сих пор расхлебывает последствия, связанные с падением и слушания, и рынка. В других странах цифровое вещание появляется без отказа от аналогового.
В наших условиях, как мы полагаем, затраты, необходимые для его внедрения, значительно нивелируют некоторые возможные преимущества – например, увеличение количества принимаемых программ (притом что их уже и сегодня вполне достаточно).
Медиарынок в последние годы не растет (практически, за исключением сегмента контекстной интернет-рекламы). Это означает, что свободных средств у вещателей не прибавляется. Внедрение же цифрового вещания, в каком формате оно бы ни происходило, – это дополнительные затраты для всех участников процесса:
- Для государства, которому нужно построить сеть и обеспечить производство передающего и приемного оборудования.
- Для потребителей, которым нужно обновить парк приемников, а в случае с автомобилистами, наверное, и поменять автомобиль на оборудованный цифровым приемником.
- Для вещателей, которым предстоят многомиллионные траты на обновление парка передатчиков. Этих средств у профессиональных вещателей сегодня просто нет.
Таким образом, есть два варианта развития событий:
- Либо в радиовещание волшебным способом придут новые частные деньги людей, которые никогда профессионально этим не занимались, но вдруг захотели, со всеми возможными последствиями в виде вымывания с рынка сегодняшних игроков.
- Либо государство примет на себя еще один затратный проект, помимо множества других, гораздо более приоритетных.
И все это на фоне маргинализации действующих вещателей, которые будут не в состоянии угнаться за дорогой цифровой магистралью. А также грядущих революционных изменений, связанных с приходом сетей 5G и в целом с дальнейшим развитием высокоскоростного наземного и широкополосного кабельного интернета. И есть вероятность, что эти технологии смогут обеспечить настолько качественную и устойчивую доставку аудиосигнала, что цифровое эфирное вещание в стране устареет как раз к моменту своего внедрения.
И стоит учитывать еще такую мелочь, как сроки обновления автопарка, чтобы цифровой приемник оказался в каждой машине… К слову, в среднем 25% прослушивания радио в каждую четверть часа сегодня приходится на автомобиль, который к тому же меняют в среднем раз в пять лет.
«Европейская медиагруппа» как крупнейший радиовещатель в стране, конечно же, не останется в стороне от любых проектов, связанных с внедрением новых технологий вещания. Мы найдем способ и формы участия в проекте цифрового радио, если он все же будет реализовываться. Но, честно говоря, мы предпочли бы инвестировать в улучшение качества вещания и зоны покрытия в аналоге и онлайне, а также в совершенствование качества самого продукта в условиях серьезной конкуренции за уши слушателя как с другими вещателями, так и с музыкальными сервисами.
Изображение: RSpectr, freepik.com
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Используемые источники:
- https://habr.com/post/448244/
- https://www.qrz.ru/news/14847.html
- https://www.rspectr.com/articles/531/radio-sohranyaet-vernost-analogu