«Стратокастер» — что это такое? Такой вопрос задает обычно себе каждый человек, который увлечен каким-либо музыкальным направлением, в котором роль солирующего инструмента отводится электрогитаре. Именно она выпускается известной фирмой «Фендер» под такой маркой. Поклонников данных инструментов можно найти множество среди музыкантов, играющих в самых разнообразных музыкальных жанрах.
Юбилей инструмента
В 2004 году в Америке состоялось пышное празднование юбилея создания гитары Фендера Стратокастера. В рамках этого события прошел грандиозный концерт, видеозапись которого позже была выпущена в формате DVD под названием Start 50. Среди участников события были такие знаменитые музыканты, как Марк Нопфлер, Гэри Мур, Брайан Мэй.
На одной сцене с ними выступили также вокалисты Пол Роджерс и Эми Вайнхауз. Это еще раз подтверждает тот факт, что любовь и уважение к Стратокастеру питают не только гитаристы, но и другие музыканты, являющиеся поклонниками его звучания.
Создатель
Что такое «стратокастер»? В первую очередь стоит сказать о том, что это слово является названием лишь одной из нескольких популярных моделей гитар, разработанных и выпускающихся фирмой «Фендер».
Эта компания была создана в начале сороковых годов. Первоначально ее возглавлял Лео Фендер. Изобретатель музыкальных инструментов родился в 1909 году в семье, которой принадлежали обширные плантации апельсиновых деревьев в южных штатах. В конце двадцатых годов Фендер окончил колледж по специальности «бухгалтер». Молодой человек с детства горячо интересовался радиотехникой, хотя никогда не получал в этой области профессионального образования. Еще во время учебы в колледже он открыл свою мастерскую по ремонту радиоприемников.
Производство техники
Вскоре будущий изобретатель гитары Фендер Стратокастер сам стал изготовлять радиоприемники, а затем и усилители. Музыканты ведущих джазовых оркестров того времени заказывали у него концертное оборудование.
Первые гитары
В годы Второй мировой войны в связи с развитием различных направлений джаза и танцевальной музыки большую популярность получили гавайские и лэп-стил гитары (на которых играют, держа их на коленях струнами вверх). Именно последнюю из перечисленных разновидностей Лео Фендер решил усовершенствовать в 1944 году. Незадолго до начала работы над музыкальным инструментом он познакомился с Доком Кауфманном.
Опытный специалист
Этот изобретатель и мастер по изготовлению музыкальных инструментов уже не первый год работал в данной сфере. Первым его творением было приспособление для создания эффекта вибрато. Эта конструкция включала в себя металлический рычаг, который при перемещении ослаблял натяжение гитарных струн. Такую систему Кауфманн разработал для всемирно известной фирмы «Рикенбакер». Гитары этой марки были весьма популярны и использовались многими музыкантами, в том числе и ливерпульской четверкой «Битлз».
За свою жизнь данный специалист успел поработать в таких известных фирмах, как «Рикенбакер», «Фендер», «Гибсон» и некоторых других.
В 1944 году Фендер объединился с ним для создания электрогитары новой модели. Это еще не была гитара Fender Stratocaster, но она уже имела некоторые черты, которые впоследствии станут фирменными знаками знаменитой модели. Например, данная гитара была снабжена так называемой «машинкой», то есть механическим приспособлением для получения эффекта вибрато.
Телекастер
В начале пятидесятых большие джазовые оркестры стали выходить из моды. На смену им пришли камерные ансамбли, которые исполняли веселую танцевальную музыку (кантри, вестерн, буги-вуги). К тому же, многие звезды не могли позволить себе приглашать для записи и концертных выступлений оркестры духовых инструментов. Поэтому появившиеся к тому времени электрогитары вызывали большой интерес у эстрадных музыкантов. Такие инструменты достаточно недорогие, и к тому же, благодаря громкому звучанию могут заменить собой целую духовную секцию.
Тогда фирмы, специализировавшиеся на производстве гитар, выпускали в основном полуакустические модели. Среди них особо выделялись так называемые арктопы, то есть гитары с особой аркообразной формой корпуса, которая позволяет легко играть высокие ноты. Но из-за недоработок в конструкции такие модели при выступлении в больших концертных залах производили «эффект обратной связи звука». Поэтому их невозможно было использовать для крупных мероприятий.
Фендер благодаря своему конструкторскому чутью понял, что корпуса гитар следует делать не полыми, а цельными (из одного куска дерева). Это позволяет избежать нежелательного эффекта «обратной связи». К тому же производство подобных инструментов обходится гораздо дешевле.
Первая легендарная модель
В 1950 году Фендер произвел первые экземпляры новой модели гитары, предназначенной для эстрадной музыки. Она получила название «Эсквайр», но позднее была переименована в «Броадкастер». Но и это название не прижилось, поскольку не отвечало требованиям времени. Тогда начиналась пора стремительного развития техники. Поэтому новое имя гитары, безусловно, должно было отражать эту особенность эпохи.
И такое название было найдено. Гитара стала именоваться «Телекастером». Эта модель была оснащена одним, а в некоторых вариациях — двумя звукоснимателями. Она выпускается и сегодня и является одной из самых популярных гитар в мире. Но при сходстве названий «Стратокастер» все же не является прямым потомком «Телекастера».
История создания
Что такое «Стратокастер»? Это принципиально новая модель электрогитары, которую фирма «Фендер» выпустила через четыре года после «Телекастера». Глава компании решил не заниматься усовершенствованием предыдущей модели, а создать новую. Эта гитара оснащена тремя одиночными звукоснимателями. Ее корпус является цельным и имеет две «арки» в верхней части.
Данное конструкционное решение еще более упростило игру в верхней части грифа, где находятся ноты высокого диапазона. Также гитары снабжены «машинкой» — устройством для создания вибрирующего звука. Причем рычаг данного приспособления стал не плоским, как в более старых моделях гитар, таких как инструменты фирмы «Рикенбакер», а округлым.
Другие особенности
Гриф инструмента прикреплен к корпусу металлическими болтами. Их шляпки обычно скрываются под прямоугольной пластиной с эмблемой фирмы «Фендер». В образцах пятидесятых-шестидесятых годов выпуска на этой металлической табличке иногда значилась дата изготовления инструмента.
Данный вид крепления грифа к корпусу гитары является не единственным существующим. Есть около десятка его аналогов. Например, в акустических гитарах часто используется другое соединение. В нем гриф крепиться к инструменту при помощи механизма, способного регулировать его высоту, а значит и строй гитары. Также известны модели гитар, в которых две упомянутые их части соединены между собой деревянными втулками, которые находятся внутри гитары и не видны снаружи.
Итак, что такое «Стратокастер»? Это гитара, конструкция которой включает в себя ряд особенностей, явившихся открытиями в сфере изготовления музыкальных инструментов.
Отпекаемый корпус
Прежде всего, следует упомянуть о том, что форма этой электрогитары «Фендер Стратокастер» специально разработана для удобства игры. Задняя часть корпуса и его боковые части являются рельефными. Это позволяет исполнителю плотнее прижать гитару к своему туловищу во время игры, а также выбрать наиболее удобную позицию левой и правой руки. Конструкция гитары напоминает устройство ортопедической обуви. Инструмент создан, учитывая анатомические особенности человека. Гриф «Фендер Стратокастер» обычно изготовляется из цельного куска клена с вставками из черного дерева.
Он удобен для обеспечения комфорта при исполнении произведений в быстром темпе. Лады устанавливаются на гриф «Стратокастера» при помощи гидравлического пресса.
Дизайн
Лео Фендер для разработки «Стратокастера» (фото гитары смотрите в статье) привлек двух авторитетных специалистов — Била Карсона и Фредди Треверса. Они оба были виртуозными гитаристами, известными своими выступлениями со звездами первой величины.
Карсон посоветовал Лео Фендеру оснастить свой новый инструмент пятью звукоснимателями. В итоге изобретатели остановились на количестве трех штук. Звукосниматели могут включаться попеременно, в разных комбинациях. Это позволяет получать разные оттенки звука. В первых моделях использовались две крутящиеся ручки для переключения комбинаций.
Позже стал применяться рубильник, ручка которого может находиться в пяти разных позициях, обеспечивая такое же количество вариантов сочетания датчиков. Теперь понятно, что это такое — «Стратокастер». Это первая в мире модель гитары, оснащенная тремя звукоснимателями.
Вибрато
Что касается механизма, с помощью которого достигается этот эффект, то и здесь не обошлось без новаторства. В «Стратокастере» стала использоваться пружинная система, позволяющая регулировать настройку каждой струны. Поэтому, если из-за использования рычага для вибрато строй гитары сбивался, его легко можно было отрегулировать. Струнодержатель такого типа, использующийся сегодня, позволяет это сделать.
Струны на «Стратокастер» можно ставить практически любого калибра. Их выбор зависит от того, какой окраски звука хочет добиться музыкант. Из всего разнообразия марок выделяется Fender Bullet. Эти струны предназначены специально для гитар «Фендер» (особая форма наконечника струн, совпадающая со строением струнодержателя).
Космическая гитара
Пятидесятые годы, как известно, стали началом космической эры в развитии человеческой цивилизации. Именно в то время был запущен первый искусственный спутник Земли. С этого момента началась «космическая гонка» — соревнование в этой области между двумя сверхдержавами — СССР и США. Тема освоения космического пространства стала одной из главных в новостных радио-, а затем и телепередачах.
Поэтому в качестве названия новой гитары Лео Фендер выбрал слово «Стратокастер». Первый корень его присутствует в термине «стратосфера», откуда, вероятнее всего, он и был позаимствован.
И действительно, электрогитара «Стратокастер» напоминает своим «обтекаемым» очертанием космические корабли и гоночные машины — высокоскоростные изобретения двадцатого века. Можно с уверенностью заявить, что название гитары оправдало себя. Этот инструмент способствовал стремительному развитию эстрадной музыки. Не случайно, что в 2009 году вклад Лео Фендера в развитие рока был отмечен на церемонии вручения премии «Грэмми».
Сборка АлиКастера
Всем привет!
Собственно решил я запилить пост о том как собирал гитару из частей, полностью купленных с Алиэкспресс.
Выбор пал на форму Стратокастер, как максимально универсальный вариант. Мало того, решил влепить туда floydrose.
Для начала рассчитав бюджет и прикинув, что нужно для сборки, залез на Али и долго, усердно выбирал детали. Самая большая сложность — найти корпус, с вырезом под флойд.
Его и пришлось ждать дольше всего, 37 дней экспорта…
Получив все добро приступил к сборке. Для начала пришлось подготовить гриф для установки топлока. Очень удобно получилось сделать канцелярским ножом и наждачной бумагой, и в итоге встал как родной(почти). От стикеров на грифе отказался в итоге, только портили вид.
Деку было решено заморить. Пропитывал в 3 слоя, до нужного оттенка и сразу после высыхания покрыл лаком. При морении нужно учитывать, что после покрытия лаком цвет будет еще чуть темнее.
Как только лак просох, приступил к полировке. Сначала убирал шагрень наждачной бумагой, постепенно повышая зернистость 300-800-1500-2000-2500.
После придал блеск полиролью
Процесс пайки не заснял. Но там собственно нет ничего интересного. 2 хамбакера и 1 ручка громкости с отсечкой.
Дальше последовала тривиальная сборка)
Конечно, гитара вышла не идеальной, гриф оказался чуть выше чем должен, но на играбельность никак не повлияло. Гитара звучит, строит. В мензуру попал, анкер в китайском грифе на удивление работает. В последствии проточил лады, благо хоть это умею…
В итоге на гитару было потрачено чуть более 12 тысяч рублей.
Пост не содержит никаких инструкций и прочего, по факту просто делюсь своим небольшим достижением. Гитара собранная своими руками это модно, стильно и повторять пожалуй не буду, хоть и было интересно.
Ну и котик в конце. Котик мой — тег мое)
Показать полностью1008.11.2016
Если ты еще не определился с любимым инструментом — они помогут!
Может показаться, что The Who с их известной манерой крушить инструменты после каждого шоу не питают к инструментам никакого уважения, но Таунсенд, любитель крутить гитару на ремне вокруг себя и крёстный отец характерной грозной рокерской стойки, по сей день продолжает играть на Стратокастере.
Никогда ещё пальцевая техника не была настолько рок-н-ролльной, как у Нопфлера. С помощью средних звукоснимателей на своём красном «страте» Нопфлер создал свои фирменные вкусные и хлёсткие гитарные риффы, которые составляют самую суть классической «Sultans Of Swing». Уникальный звук Dire Straits мгновенно узнаваем и может быть воспроизведён только с помощью Страта.
Будучи, возможно, первой рок-звездой в мире, Бадди Холли известен тем, как он использовал Стратокастер для создания своего культового звонкого рок-н-ролла.
Пожалуй, самый крутой гитарист, когда либо игравший на Стратокастере и, несомненно, лучший гитарист-левша. Хендрикс продемонстрировал, что Страт может издавать как тяжёлый угловатый звук, так и визжащие соло.
Гитаристы, которые не гонятся за скоростью, подтвердят, что Клэптон — один из самых талантливых и утончённых гитаристов. В своих композициях, от элегантной «Wonderful Tonight» до разнузданной «Layla», Клэптон продемонстрировал разнообразие звуков Стратокастера.
«Обожаю форму страта. Мне нравится, что у него три звукоснимателя, нравится форма головки грифа и сам гриф. Даже если бы это была не гитара, а башмак под дверь, или что-то такое, это всё равно был бы прекрасный дизайн».
Может, Ронни Вуд и не появлялся на ранних записях «роллингов», но его Страт уж точно помог ему безукоризненно воспроизвести многие классические песни «Стоунз» на сцене.
Не то чтобы Леннону нужна была какая-то специальная гитара, которая бы определяла его музыку, но всё же как-то он использовал Страт, когда его Рикенбакер развалился. Факт, что самая известная в мире рок-звезда играла на Страте уже сам по себе чего-нибудь да стоит.
В арсенале гитар Arctic Monkeys лежат два Стратокастера. Тёрнер часто меняет свои гитарные предпочтения, но нет сомнения, что риффы «манкиз» звучат особенно невероятно, когда извлекаются из Страта. Танцпол раскачивают на ура.
Стратокастер позволил Эджу сформировать фирменную комбинацию цепких риффов и текстурной гитарной подложки U2. Тёплые тона и чистая артикуляция снискали Стратокастеру заслуженную славу не только на бесчисленных классических песнях U2, но и сделали его неотъёмлемой частью выступлений на живых аренах.
Будучи в своё время пионером в использовании усиления, Дик Дэйл исследовал грязную сторону звука Стратокастера. Сильно перегруженный рифф его композиции «Mirsirlou» полностью игрался на одной струне, определил саунд сёрфа шестидесятых и навсегда стал ассоциироваться с «Криминальным чтивом».
Чёрный «страт» Гилмора используется в двух гитарных соло «Comfortably Numb», второе из которых считается одним из лучших соло, когда либо записанных человечеством. Несравненный талант Гилмора по праву входит в мировое наследие, из которого черпают гитаристы, подражая мысли и стилю Гилмора, в своё время воплотившихся через его Страт.
Стратокастер определил звук Джеффа Бека и славно послужил ему за всю его разнообразную соло-карьеру. Джефф также использовал эту гитару для трогательного инструментального кавера на битловскую «A Day In The Life», и она же изображена на обложке «Emotion and Commotion».
Гитарист и герой всех блистательных соло The Strokes, наверное, предан Страту больше всех, и на сцене без него практически не появляется.
Используемые источники:
- https://fb.ru/article/457300/stratokaster-chto-eto-takoe-opisanie-foto-otzyivyi
- tag/stratocaster/hot
- https://modernrock.ru/posts/blog/14-gitaristov-obozhayushhikh-fender-stratocaster.html