Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 5

Анкерная вилка в часах: за что она отвечает в часовом механизме?

Вилка в часах

Как работать с анкерным механизмом?

Новичкам в часовом деле следует знать, что то, как держится сам механизм часов, влияет на его удачное исправление. Профессионалы советуют держать его кончиками пальцев. Тогда будет видно все устройство и удастся извлечь сломанную деталь. Для этого используют бумагу. Ее поддевают под анкер и осторожно тянут на себя. Вилочка падает на бумагу. Далее проходит внимательный осмотр анкерной вилки и выявляются неисправности. Чаще всего ремонт вилки подразумевает замену копья или оси. То, как прилегают палеты, тоже влияет на правильную работу механизма. Иногда бывает достаточно их подтянуть, чтобы работа часов возобновилась.

Опытному мастеру потребуется не более 10 минут, чтобы проверить анкерный механизм и выявить его неполадки. Тогда как новичок может потратить на это длительное время

Какие инструменты нужны для ремонта анкерной вилки?

Детали в часах маленькие, поэтому каждый уважающий себя часовщик имеет в своем арсенале лупу. Кроме нее потребуются отвертки, пинцеты, бумага, кусачки. Следует отметить, что инструменты часовщиков особые, они предназначены для сборки крохотных механизмов, обычными инструментами тут не обойдешься. Потребуется хорошее освещение и настольная лампа. Многие мастера обходятся специальным фонарем, крепящимся на голову.

sunmag-3-remont-ankernoj-vilki-neobhodimoe-oborudovanie-instrumenty.jpg

Ремонт анкерной вилки: необходимое оборудование, инструменты

Советы по ремонту часов от профессионалов

Обычно бывает нужно просто почистить механизм, чтобы он заработал.

Чтобы вернуть часам ход, прежде всего, проверяют зазор. Их неплотность или слишком плотное сближение к другим частям влияют на ход часов: он становится медленным или порывистым. Если часы останавливаются без причины, дело в слишком маленьком зазоре между анкерной вилкой и штифтом. Собирают часы в той же последовательности, что и разбирают. Детали следует разложить на столе в том порядке, в каком они снимались.

Иногда проще заменить всю вилку целиком, чем исправлять неполадки в самой детали

Кроме того, в некоторых случаях палеты невозможно починить, не заменив полностью анкерное устройство.

Ремонт часов – кропотливое дело, требующее терпения и усидчивости. Если человек обладает этими качествами, то у него все получится.

18 сентября 2018, 14:48

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8») </p> Действует только при онлайн-заказе до 30.04.2020. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты, золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

sunmag-akciya.png

По материалам сайта timeway.ruЧтобы стрелки часов двигались, нужна энергия. В наручных часах в качестве источника энергии используют скрученную пружину, которая и движет колеса и стрелки часов. Пружина в часах представляет собой ленту из стали или специального сплава, свернутую внутри металлического барабана. На корпусе барабана нарезаны зубья, и он является одним из зубчатых колес механизма часов. Барабан надет на вал, относительно которого может свободно вращаться. Внутренний конец пружины зацеплен за крючок на валу, а внешний — тем или иным способом закреплен на внутренней стенке барабана.  Общий вид двигателя наручных часов показан на рисунке 2, а детали — на рисунке 3.  Если вращать вал при неподвижном барабане, пружина будет закручиваться. Если затем зафиксировать вал, пружина, раскручиваясь, будет стремиться вращать барабан. Это вращение передается на центральный триб, а через триб минутной стрелки, вексельное колесо и триб вексельного колеса — на часовое колесо, на втулке которого закреплена часовая стрелка. Число зубьев в этой колесной передаче подобрано так, что часовая стрелка вращается в 12 раз медленнее минутной. Система зубчатых колес, обеспечивающая нужное соотношение скоростей вращения минутной и часовой стрелок называется стрелочным механизмом.По опыту с детскими заводными машинками каждый знает, что если пружину завести и отпустить, она раскрутится почти моментально. Но от часов мы хотим получить равномерный и точный ход в течение продолжительного времени.Для точного хода часов необходимо устройство, которое за равные промежутки времени будет разрешать барабану (и соответственно стрелкам) поворачиваться на строго определенный угол. Устройство, задающие эти промежутки времени, в часах называют регулятором. В настенных часах им обычно является маятник. В наручных и карманных часах регулятором является система баланс-спираль (рис.4).       Баланс — это тяжелый круглый обод, маховик, закрепленный на оси с помощью нескольких спиц. Как и любой маховик, он обладает определенной инерцией. Винтами обод очень точно балансируют, добиваясь равномерного распределения массы по окружности. Отсюда и название — баланс.       Спираль — это узкая полоска специальной пружинной стали, свернутая в форме спирали Архимеда. Из-за очень малой толщины ее иногда называют волоском. Внутренний конец спирали крепится на оси баланса, а внешний — к одной из деталей каркаса часового механизма.Если баланс повернуть в какую-либо сторону, то в спирали возникнет напряжение, которое тем сильнее, чем больше угол поворота. Если теперь отпустить баланс, он под действием упругой спирали повернется обратно, в положение равновесия. В этом положении напряжение спирали исчезнет, но баланс по инерции повернется дальше почти на такой же угол, на который он был отклонен, снова напрягая пружину. Если бы не было трения и других внешних воздействий, то эти колебания повторялись бы бесконечно. Более того, теоретически, частота колебаний системы баланс-спираль не зависит от амплитуды, т.е. максимального угла, на который был отклонен баланс. Про такую систему говорят, что она изохронна. Время, за которое баланс совершает полное колебание, зависит только от упругости спирали, диаметра и веса самого баланса.  Таким образом, так же, как и маятник, система баланс-спираль совершает колебания с постоянной частотой. Следовательно, мы можем использовать ее для стабилизации скорости вращения колесной передачи. Предположим, за одну секунду баланс совершает три полных колебания. Если мы приспособим к балансу какое-либо устройство, которое за 180 колебаний будет передвигать минутную стрелку на одно деление, то в сумме со стрелочным механизмом мы получим часы. К сожалению, в реальной жизни возникает ряд проблем. Во-первых, из-за трения и других факторов баланс со временем остановится. Для поддержания колебаний необходимо периодически «подталкивать» баланс, передавая ему энергию. Вторая проблема — колебательные движения баланса необходимо как-то превратить во вращательное движение колес. Для решения этих проблем служит устройство, называющееся спуском, или ходом.

Ход, или спуск — это часть механизма часов, у которой две задачи: превращение равномерных колебаний баланса во вращение со стабильной скоростью системы зубчатых колес, включая стрелочный механизм, и передача энергии от двигателя балансу для поддержания его колебаний. При помощи хода регулятор управляет вращением зубчатой передачи так, что за одно колебание баланса колеса поворачиваются на определенные малые углы. Известно множество конструкций спусковых механизмов, но в настоящее время почти все механические наручные часы снабжены спуском одного типа, называемого швейцарским свободным анкерным спуском. Характерной чертой этого спуска является наличие элемента, похожего на корабельный якорь, называемого анкерной вилкой (поз. 14 рис.1), которая расположена между балансом и последним из зубчатых колес.  Детали и работа спуска изображены на рисунке 5. Анкерная вилка имеет два плеча, в которых закреплены рубиновые камни, называемые палетами, и раздвоенный хвост, концы которого называют рожками. Вилка насажена на ось, которая позволяет ей поворачиваться из стороны в сторону. В состав спуска входят также колесо с зубьями особой формы, называемое анкерным колесом, и импульсный ролик с импульсным камнем, находящиеся на оси баланса. Заводная пружина через зубчатую передачу постоянно стремится повернуть анкерное колесо против часовой стрелки. Но этому препятствует анкерная вилка. Большую часть времени одна из палет анкерной вилки «запирает» зуб анкерного колеса, не давая тому повернуться. Баланс большую часть времени двигается свободно и не имеет контакта с анкерной вилкой (рис. 5-1). Возвращаясь в своем колебании из мертвой точки, он бьет импульсным камнем по рожку и поворачивает анкерную вилку, этом палета, запиравшая зуб анкерного колеса, поднимается и освобождает зуб (рис. 5-2). Как только зуб оказывается свободным, анкерное колесо под влиянием заводной пружины начинает поворачиваться, и теперь уже зуб анкерного колеса «подталкивает» палету и поворачивает анкерную вилку. Рожок анкерной вилки догоняет импульсный камень и бьет по нему, сообщая балансу дополнительную энергию (рис. 5-3).Анкерное колесо поворачивается еще на некоторый угол, и теперь уже другой его зуб упирается в противоположную палету анкерной вилки (рис. 5-4). При обратном движении баланса все повторится снова, но с другой стороны вилки. За одно полное колебание баланса анкерная вилка разрешает анкерному колесу повернуться на один зуб. В момент, когда анкерное колесо поворачивается и ударяется зубом о палету анкерной вилки, мы слышим звуки «тик-так». Чем выше частота колебаний баланса, тем меньше на него влияют тряска и прочие внешние воздействия. В настоящее время в наручных часах используются балансы, совершающие колебание за 0,4 сек, 0,33 сек, а в особо точных — 0,2 сек. Частота колебаний баланса в несколько тысяч раз больше скорости вращения барабана. Чтобы согласовать скорости их движения, между барабаном и анкерным колесом помещают еще ряд колес и трибов, называемых основной колесной системой. Зубчатая передача от барабана к анкерному трибу увеличивает число оборотов, пропорционально снижая передаваемую мощность. Основную колесную систему обычно проектируют так, чтобы первый после барабана триб совершал оборот за 1 час, а его ось проходила через центр часов, поэтому он получил название «центральный триб» (поз. 7 рис. 1). На ось центрального триба устанавливают триб минутной стрелки с закрепленной на нем минутной стрелкой. Ось триба, совершающего один оборот за одну минуту, часто выводят на циферблат выше отметки «6 часов» и крепят к ней секундную стрелку.Как происходят перевод стрелок и завод пружины часов? В обычном, утопленном положении заводной головки (поз. 25 рис. 1, рис. 6А), кулачковая муфта, находящаяся на заводном валу, сцеплена с заводным трибом. Вращая головку, мы через заводной триб и заводное колесо вращаем барабанное колесо, закрепленное на валу барабана, и закручиваем пружину. Собачка не дает валу барабану вращаться в обратном направлении. Когда мы вытягиваем заводную головку (рис. 6Б), кулачковая муфта под действием рычагов передвигается по заводному валу, расцепляется с заводным трибом и входит в зацепление с переводным колесом. Триб минутной стрелки сделан так, что он держится на валу центрального триба фрикционно, т.е. с небольшим трением. Этого трения достаточно для того, чтобы при обычной работе часов он и закрепленная на нем минутная стрелка вращались вместе с центральным трибом. Но если приложить к трибу минутной стрелки небольшое усилие, то его можно повернуть относительно центрального вала. А часовое колесо с часовой стрелкой может свободно вращаться на втулке триба минутной стрелки. Вращая головку в вытянутом положении, мы через переводное колесо вращаем вексельное колесо, а с ним — минутную и часовую стрелки.

Используемые источники:

  • https://sunmag.me/chasy/vilka-v-chasah.html
  • https://uznayka.livejournal.com/8410.html

</picture>

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации