Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 13

Гитарный эффект — delay: педаль для космонавта (2 часть)

Часть II. Продвинутый набор педалей эффектов

Часть III. Дополнительные примочки, подключение педалей эффектов и педалборды.

Занимаетесь вы на гитаре, которую идеально подобрали для себя, приобрели прекрасный усилитель, звук шикарный, но все же, рано или поздно вы понимаете, что чего-то вам не хватает, особенно, если вы выучили первые два аккорда, собрали группу, а перегруз только в вашем усилителе. Пришло время рассказать о педалях («примочках») и процессорах эффектов.

Тема, правда, большая, постараюсь максимально подробно и понятно, но как всегда, компактно ее раскрыть. Думаю, что лучше всего будет разбить статью на несколько частей. И в первой части я поговорю о тех гитарных эффектах, которые, на мой взгляд, являются самыми популярными, так скажем, «базовый набор».

doc005_sgSEl22.png

Педаль, она же ножной включатель/выключатель эффекта – это включатель/выключатель эффекта, который предназначен для использования ногой, собственно, из названия все и так ясно. Это то, что делает педаль эффектов педалью.

INPUT – вход для гитары.

OUTPUT – выход для подключения к гитарному усилителю.

DCIN – разъем для подключения блока питания.

Ручки настройки эффекта – индивидуальны для каждой примочки.

Так же в педалях существует отсек для батарейки 9V. Иногда она находится под крышкой сверху, а иногда снизу.

Итак, начнем. Мной будут рассмотрены такие эффекты как перегруз, delay, reverb и wah-wah.

Педальперегруза (overdrive, distortion, fuzz)

Пожалуй, наиболее популярными являются эффекты искажения и перегруза: дисторшн (англ. distortion), овердрайв (англ. overdrive) и фузз (англ. fuzz). Это и понятно, того самого тяжелого рокового звучания без этих педалей не существовало бы. Об этих примочках мы, в первую очередь, и поговорим.

Педаль перегруза (overdrive, distortion, fuzz) эта педаль, в двух словах, имитирует перегруженный усилитель. Впервые такой звук получили пропустив один усилитель через другой, собственно, это и имитирует примочка. У меня таких было очень много. Схему одной из них я прикреплю, ну а о настройке поговорим на примере одной из моих последних педалей, как мне кажется, обладающей самым распространенным функционалом, но об этом чуть позже.

Overdrive – это имитация искажения лампового усилителя. Простыми словами, если подгрузить ламповый усилитель с помощью ручки «gain», то получится «натуральный» перегруз, который имитирует педаль overdrive. Чтобы точно понять, как он звучит, вспомните подгруженный звук раннего рока и блюз-рока. Думаю, и так понятно, что данная педаль больше подходит для более легких стилей, а для полноценного метала ее будет не хватать.

Distortion – это имитация сильно перегруженного звука лампового усилителя. Звучание такой педали будет более мощным, насыщенным, плотным, с увеличенным сустейном (продолжительность звука), но менее «натуральным», чем у overdrive. Такая примочка прекрасно подойдет для тяжелых стилей рок-музыки и метала.

Fuzz – это своего рода дисторшн, но скорее имитация перегруза транзисторного усилителя. Название «фузз» говорит само за себя, ведь когда вы слышите эту педаль, то звук напоминает своеобразное жужжание. Кстати, обертонов у нее больше, чем у дисторшина. Трудно еще как-нибудь описать звучание этой примочки, она стала популярна в 60х с развитием ранней рок-музыки, чтобы определиться в ее надобности советую послушать живой пример в магазине или хотя-бы посмотреть интернет-ролики.

Настройка педали перегруза.

Педали перегруза, в основном, очень просты в использовании, но, как я и обещал, немного расскажу о настройке.

Level – ручка, которая есть почти у всех педалей. Это громкость на выходе. Что это означает? Это уровень сигнала, который будет поступать в усилитель. Тут в принципе все очень просто, на сам эффект она не влияет.

Эквалайзер – это одна, две, три или даже четыре ручки. Чаще всего их только две «High» — высокие и «Low» — низкие частоты, реже средние («Mid»).

Gain – это ручка уровня мощности перегруза.

INPUT – это вход для гитары.

OUTPUT (AMP) – выход для подключения к гитарному усилителю.

OUTPUT (MIXER) – это линейный выход для подключения к миксеру. Нет. Некоторые примочки обладают встроенным предусилителем для того, чтобы можно было включить гитару не в гитарный усилитель, а напрямую в линию, например,чтобы включиться в микшерный пульт или магнитофон деда, через линейный выход педали, но я не рекомендую так делать.

Рекомендации при выборе.

Выбор педали перегруза зависит от того, какой стиль музыки вы предпочитаете. Для тех, у кого в усилителе есть хороший перегруз как эффект overdrive, советую взять педаль distortion, но только если вы планируете играть тяжелые направления рок-музыки. Слушайте, смотрите интернет-ролики и не спешите, выбор хорошей педали перегруза — залог качественного звука.

Я еще буду подводить итог относительно всех педалей, но думаю это касается больше всего примочек перегруза. Педаль будет хорошо звучать только через хороший усилитель, даже если в примочке есть линейный выход.

Эффект реверберации (reverb)

Не могу представить себе гитару без эффектов задержки и эха. Начнем с эффекта реверберации.

Эффект реверберации (reverb) – это эффект эха, если быть проще, а если точнее, то к основному звуку прибавляется отраженные сигналы. Т.е. reverb – это эффект отражения, как если бы вы крикнули в большом помещении с высоким потолком и в результате многократного отражения волны звука от стен возникло бы эхо. Мы рассматриваем гитарные эффекты, так что будем касаться только их.

Классикой жанра, а также аналоговым ревербератором являются: пластинчатый, ленточный и пружинный reverb, но еще раньше использовали специальные реверберационные комнаты. Из-за компактности пружину стали встраивать в гитарные усилители. Это мой любимый вид reverb, не смотря на его «любовь к фону», думаю, что звук у такого самый живой.

Но технологии не стоят на месте, поэтому теперь, мы можем наблюдать цифровые эффекты реверберации, которые без труда помещаются в педаль эффектов. В большинстве цифровых примочек можно выбрать алгоритм реверберации: реверберационная комната, пластинчатый, ленточный, пружинный reverb и т.д.)

Настройка эффекта реверберации.

На усилителе чаще всего есть ручка «reverb», которая и регулирует уровень эффекта, цифровые же педали оснащены, в большинстве случаев, несколькими ручками. Уровень громкости эффекта на выходе, чаще всего называется «LEVEL». Ручка «TIME» изменяет саму длину этого эффекта, по сути, если вы крутите эту ручку, то складывается ощущение, что это и есть уровень реверберации, как ручка «reverb» на усилителе. Бывают педали с ручкой «TONE» для изменения уровня тона. Выбор алгоритма реверберации в цифровых примочках производится отдельной ручкой (например, ручка «MODE»).

Рекомендации при выборе.

Рекомендаций особо нет, я очень люблю пружинный reverb, но он частенько отсутствует в усилителях, поэтому я не против хороших цифровых примочек этого эффекта. Если быть честным, я сам только недавно узнал о том, что бывают эффекты реверберации в виде педали, но, к сожалению, их сложно достать и стоят они очень дорого.

Эффект задержки, педаль Delay

Delay – это эффект задержки. Второй по популярности после эффекта перегруза, но про эффект реверберации я рассказал раньше, чтобы не повторяться про эффект эха, ведь дилэй – это в какой-то степени тоже эффект эха, но с задержкой сигнала во времени. Т.е. эффект дилэй – это когда к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько копий) с задержкой во времени.

Первые дилэи были ленточными, благодаря смещенной и уменьшенной по громкости копии одной из дорожек на магнитной ленте. Затем была эра специальных ленточных эхо-машин, далее более продвинутые дискретные эффекты, ну а за тем современные аналоговые и цифровые эффекты задержки.

В наше время существуют аналоговые и цифровые дилэи. Цифровой осуществляет алгоритм используя встроенную память, а аналоговый эффект благодаря устройствам с зарядовой связью (знаю, сложно). Вам важно знать, что аналоговый дилэй оснащен модуляцией, которая имитирует перепады скорости первых ленточных приборов, делая звук «живым», но за него придется расплачиваться обратной связью. В то же время цифровой эффект очень четкий, но обладает большим временем задержки. Также большинство цифровых дилэев имеют вход для дополнительной педали, чтобы вы сами могли «простучать» темп задержки, но часто для этого имеется уже встроенная ножная или ручная кнопка «Tap».

Настройка эффекта дилэй.

В среднестатистической педали Delay можно отрегулировать глубину обратной связи, если такую выкрутить до конца, то количество повторов увеличится (например, ручка «F.BACK»), управлять временем задержки (например, ручка «D.TIME»), регулировать громкость эффекта на выходе (например, ручка «LEVEL»), а также во многих цифровых устройствах есть ручка для выбора типа задержки (например, ручка «MODE»). Как я уже говорил, в некоторых устройствах есть кнопка «tap», а также бывает дисплей для выбора и настройки эффекта задержки. Встречаются и приборы с ручкой для изменения тона эффекта («TONE»).

Рекомендации при выборе.

Слушайте, даже если вы новичок и мало что понимаете, выбирайте, смотрите интернет-ролики. На современном рынке огромное количество дилэев, как я уже сказал, это вторая по популярности примочка, поэтому будьте внимательны и обращайте внимание на цену, но она не всегда говорит о качестве устройства. Что касается цифрового или аналогово, то скажу, что это больше дело вкуса, берите то, что нравится и подходит именно для вас, у меня, к примеру, цифровой дилэй, у знакомого гитариста сразу два вида, а кто-то предпочитает только аналоговое оборудование. 

Педаль wahwah

Педаль wah-wah или квакушка – это эффект, который изменяет частотный диапазон при помощи движения педали, благодаря чему и получается характерный звук «вау-вау». Существует два вида квакушки: с педалью экспрессии и авто-вау. Я хотел рассказать только о первом варианте, так как считаю именно этот эффект необходимым в базовом наборе примочек, но, чтобы два раза об одном и том же не говорить, рассмотрим и второй.

Классическая педаль wahwah

Педаль autowah – это эффект wah-wah, только изменение частоты звука производится не при помощи педали экспрессии, а автоматически соответственно мощности атаки гитариста (громкости входящего сигнала или динамики, т.е. частота звука зависит от силы звукоизвлечения), либо с заданной ритмичностью.

Ручки у такой педали будут сильно отличаться друг от друга, но функции весьма схожи. На примочках, эффект которых зависит от атаки, можно отрегулировать диапазон фильтра, порог срабатывания эффекта, изменить амплитудный диапазон и т.п. (ручки называются по-разному, поэтому смотрите в инструкции что и как называется). Благодаря этим ручкам вы можете отрегулировать авто-вау так, чтобы эффект срабатывал даже при минимальной атаке или наоборот, только при сильном звукоизвлечении, а также можете добиться ярко-выраженного или наоборот слабого эффекта.

Итоги и рекомендации

Педали эффектов – это вещи, которые нужно подбирать индивидуально для себя и для своего оборудования. Звучание одной гитарной примочки может столько у вас вызывать восхищения, сколько отвращения она может вызвать у вашего товарища, так что слушайте сами и выбирайте для себя и своих нужд. Мало того, они еще и звучат по-разному с разными усилителями и гитарами, поэтому слушайте со своей гитарой и через такой же усилитель.

Не выбирайте дешевые педали. Гитарные эффекты – это не предмет первой необходимости, тем более, если у вас есть усилитель с хорошим перегрузом. Лучше подкопите, выберете и купите хорошую педаль, не нужно сразу собирать комплект, по одной будет превосходно.

Не смотрите с высока на российских производителей. В последнее время они стали производить хорошее музыкальное оборудование за приемлемую цену.

Хорошая педаль звучит хорошо только через хороший усилитель. Хорошая педаль, особенно это касается педалей перегруза, будет хорошо звучать, так как надо, так как вы хотите, только через хороший ламповый или хотя-бы гибридный усилитель. Я понимаю, стоимость и вообще, новичкам не стоит покупать дорогое оборудование, но об этом вы должны помнить и выбирать примочку соответственно имеющемуся оборудованию. Ту педаль, которая будет неплохо звучать и через транзисторный аппарат.

Это была статья про педали, которые на мой взгляд, хочется приобрести в первую очередь. Не ругайтесь, если ждали еще какой-нибудь эффект, а я про него не рассказал, еще расскажу, в следующих статьях, ведь это только первая часть.

Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что какой бы эффект вы не приобрели, звук все равно делает гитарист.

P.S. Все видео примеры взяты с сайта pop-music.ru, спасибо этому магазину за обзоры огромного количества музыкального оборудования.

Эту статью вы можете читать и не ознакомившись с первой частью цикла статей о дилее. Но рекомендуем ознакомится, она очень интересная!

Функционал: наличие 3 основных ручек (время задержки, обратная связь, громкость хвостов) и инструментальных выхода и входа будет равно 5 балам, за отсутствие каких то параметров, таких как ручка обратной связи и т.п. часть балов будет сниматься, а за наличие дополнительных ручек (например ручки тона) или выхода только с обработанным сигналом, наоборот начисляться.

Эргономика: так как удобство эксплуатации вещь сугубо индивидуальная, усредним параметры до размера BOSS стайл и питания от 9в — это 5 балов, расположение джеков удобство и читаемость ручек будет рассматриваться в отдельности.

Звук: будет  оцениваться не в критерии цена качество, а в абсолюте.

И цена качество из совокупности пунктов и субъективного мнения.

Начнем эту серию обзоров с аналоговых делеев, говорить будем о доступных моделях, как по цене так и по наличию в продаже.

Педаль гитарного эффекта delay — MXR Carbon Copy

Carbon Copy детище Jeorge Tripps выпускаемое компанией Dunlop под брендом MXR. На данный момент Carbon один из наиболее популярных дилеев разработанных за последние 10 лет, можно сказать живая классика. Построен дилей на двух 3208 AFAIK чипах, имеет задержку 600мс, из органов управления три классических крутилки, кнопка включения модуляции с индивидуальной подсветкой, а также два подстроечника модуляции (глубина и скорость) под крышкой.

По звуку Carbon Copy больше подходит для атмосферных, эмбиентовых композиций, нежели для слепбека или игры с перегрузом, хотя в последнем он и не плох, но это явно не его стезя. Атмосферы и пространства так же добавляет и модуляция, настроить которую можно от легкой едва слышной волны, до психоделического булькатания. По тону хвосты ближе всего к дилеям на караоке чипе, не отличаются глубиной, но имеют умеренную яркость. Так же дилей прекрасно заводится.

Если говорить о минусах данного дилея, то это прежде всего проблемы с надежностью, Carbon очень часто горит по питанию и это было бы пол беды, если бы не поверхностная пайка, за ремонт которой возьмутся не всякие мастера. Так же дилей имеет миллениум байпасс, о чем тоже стоит помнить перед покупкой.

Достоинства:

  • Ликвидность на вторичном рынке;
  • Универсальность;

Недостатки:

  • Надежность;

Цена: около 150$;

MXR Carbon Copy | analog delay

Педаль гитарного эффекта delay — Way Huge Aqua Puss MKII

Еще один дилей производимый Dunlop, но уже под брендом Way Huge. В отличии от Carbon Copy, Aqua Puss построен на клоне классической Panasonic MN3205 — Cool Audio V3205. Управление, опять же классическое: Delay – время задержки, Feedback – количество повторов и Blend – микс чистого сигнала и повторов. Размером чуть больше Carbon, что обусловлено отсутствием СМД компонентов в схеме, однако расположение входных гнезд сверху позволит разместить в борде данный девайс очень компактно.

Небольшое время задержки в 300мс, обусловлено тем, что стезя Aqua Puss слепбек. На коротких задержках дилей звучит просто шикарно, яркие и достаточно холодные для аналога хвосты прекрасно слышны, но при этом очень естественно ложатся в микс, дилей просто создан для классического слепбек эхо. Так же хочется отметить, что при «игре» с ручкой Blend, Aqua Puss вполне может понравится любителям эмбиента и психодела. Ну и конечно он отлично заводится.

Достоинства:

  • Отличное качество изготовления;
  • Разноплановость применения;

Недостатки:

  • Небольшое время задержки;

Цена: около 150$;

Way Huge Aqua-Puss Analog Delay

Педаль гитарного эффекта delay — Ibanez/Maxon AD9

Классический дилей, производимый компанией Maxon для Ibanez, AD9 является одним из первых дилеев работающих от 9в и практически полной копией легендарного BOSS DM-2. Как винтажный так и современный AD9 построено на MN3205, только переиздание имеет вместо чипа от Panasonic его клон. Органы управления классические три ручки. Время задержки 300мс. Из плюшек dry output, для игры в параллельной петле, что с учетом клипинга дилея, безусловный плюс.

AD9 имеет весьма узнаваемый густой и темный звук, который возможно не всем придется по вкусу, но если такой саунд вам понравится, этот дилей останется у вас надолго.

Из недостатков многие пользователи отмечают, что им не нравится отсутствие как таковой заводки, однако это очень просто решить, достаточно выставить нужное количество обратной связи с помощью подстроечника, для этого даже не обязательно разбирать дилей, все можно проделать через отсек для батарейки, главное не перепутать подстроечники. На фото желтым отмечен подстроечник фидбека с литерой R43.

Достоинства:

Недостатки:

  • Потеря до 3/4 цены на вторичном рынке;
  • Неудобная кнопка;
  • Небольшое время задержки;

Цена: около 200$;

Ibanez AD9 Analog Delay guitar pedal demo | A very nice reissue of a classic analog delay

Педаль гитарного эффекта delay — Mooer Audio Ana Echo

Темная лошадка из Китая, от набирающего обороты бренда Mooer. Не смотря на всю казалось бы несерьезность данного девайса, на борту не караоке чип, а вполне себе копия MN3205. Схематически Ana Echo очередной клон BOSS DM-2, все с теми же классическими ручками управления, правда из-за размера две из них очень неудобны в настройке, но это расплата за сникерс сайз.

Звучание все так же в духе DM-2 мягкое, теплое и темное. Заводится делей хорошо, стоит не дорого, если не боитесь Китая, осуждения на форумах или просто экономите место в борде можно брать. Опять же тру байпасс.

Достоинства:

  • Доступная стоимость;
  • Компактный размер;

Недостатки:

  • Неудобные органы управления;

Цена около 80$;

Mooer Audio Ana Echo Delay

Педаль гитарного эффекта delay — Electro Harmonix Memory Toy

Аналоговый дилей от именитых Electro Harmonix, самый младший в Memory серии. Построен на тех же двух 3208 чипах, что и Carbon, да и органы управления практически идентичны собрату от Dunlop: три классических ручки и тумблер включения/выключения модуляции, однако максимальное время 550мс и только один подстроечник под крышкой — регулировка глубины модуляции (правда есть еще один официальный трим чувствительности, но его обычно никто не трогает).

Звук как и функционал очень похож на Carbon, но опять же как и функционал немного не дотягивает. В целом общие впечатления такие: Memory Toy немного дешевле Carbon Copy, имеет немного меньшее время задержки, немного не дотягивает по функционалу, немного не дотягивает по звуку и вообще немного не то. Не поймите превратно, это все еще хороший бюджетный дилей, однако ему не хватает какой-то изысканности и благородства, ну или хотя бы изюминки — это просто аналоговый дилей.

Из существенных недостатков, пожалуй крайняя требовательность к питанию, дело в том что Electro Harmonix хотели срубить бабла и на сопутствующих аксессуарах, в следствии чего сделали питание не на 9, а на 9.6в, так что не с каждым блоком дилей будет работать адекватно, да и по амперажу не смотря на аналоговую схему, аппетиты у Memory Toy сверх меры.

Достоинства:

  • Доступная цена

Недостатки:

  • Требователен к питанию

Цена: около 100$

Electro Harmonix Memory Toy Analog Delay

Педаль гитарного эффекта delay — Electro Harmonix Memory Boy

Следующий дилей в Memory серии от Electro Harmonix, все те же чипы и время задержки, что и у Toy, однако подстроечник глубины выведен на лицевую панель, полноценным потом, есть тумблеры формы волны модуляци, выбор типа модуляци (хорус или вибрато), а так же возможность подключения педали экспрессии.

Не смотря на дополнительные плюшки, по звуку — это все тот же Memory Toy, само собой с Stereo Memory Man он не имеет ничего общего, однако широкий функционал делает его весьма интересным для всякого рода экспериментов и психодела.

И да все те же проблемы с питанием, вследствие чего за эргономику Boy так же получит низкий бал, ибо лишний блок в борде не самая лучшая вещь.

Достоинства:

  • Доступная цена
  • Широкий функционал

Недостатки:

  • Требователен к питанию

Цена: около 130$

Electro Harmonix Memory Boy Analog Delay

Педаль гитарного эффекта delay — Electro Harmonix Stereo Memory Man

Самый простой способ прикоснуться к «тому самому» звуку. Не смотря на то, что Stereo Memory Man на данный момент снят с производства, найти его б/у вполне реально, причем не за конский прайс (вполне можно уложится в 120-150$) Функционал у SMM спартанский по сравнению с DMM, всего три классических ручки: скорость, фидбек и микс, однако он может быть хорусом и не нуждается в блоке питания на 24в, однако вполне себе нуждается в понижающем трансе, о чем не стоит забывать перед покупкой.

Так же не стоит забывать, что у Stereo Memory Man максимальное время задержки всего 300мс. Казалось бы и зачем нужна эта рухлядь, я и сам не понимаю если честно, но это реально самый доступный способ получить звук настоящего Memory Man.

Достоинства:

  • Доступная цена;
  • Аутентичный звук Memory Man;

Недостатки:

  • Большой размер;
  • Как правило нужен понижающий трансформатор;

Цена около 150$ за б/у;

Pedal Demo #1 | Electro-Harmonix | Stereo memory man (late 90s)

Педаль гитарного эффекта delay — Malekko Ekko 616

Еще один аналоговый дилей на 3208 чипе от Malekko Heavy Industry Global Effects. Отличается от своих собратьев расширенным функционалом в компактном размере. Из органов управления помимо классических Time – время задержки, Regen – количество повторов и Mix – микс чистого сигнала и повторов, также имеются кнопки включения фильтра и модуляции, обе имеют светодиодную индикацию, помимо этого на лицевую сторону выведены подстроечники управления модуляцией Speed — Скорость, Depth — Глубина.

Модуляция в отличии от привычного хоруса, как в том же Carbon Copy, у Malekko представлена весьма психоделическим вибрато. С помощью фильтра хвосты можно сделать темными или яркими, но без ухода в экстрим.Так же на плате есть подстроечник, с помощью которого можно настроить нужную громкость и при желании хорошенько бустануть сигнал.

Максимальное время задержки 600мс. Вполне естественно, что с таким временем и функционалом, звук у дилея достаточно универсальный, можно получить как жирный дилей из 70-х, так психоделический дилей с вибрато на хвостах уносящий в 60-е, так и яркий слепбек дилей прямиком из 50-х и само собой современный эмбиентовый звук можно получить без танцев с бубном, однако есть и минусы.

Первый минус — за функциональность приходится платить качеством, звук весьма усредненный и не имеет своего характера, а второй — это надежность которая оставляет желать лучшего, в купе со слабой ремонтопригодностью заставляет обходится с делеем очень бережно.

Достоинства:

  • Универсальность
  • Очень широкий функционал

Недостатки:

  • Надежность

Цена около 150$:

Malekko Ekko 616 Analog Delay

Педаль гитарного эффекта delay — BBE Two Timer

Не частый гость в России дилей BBE Sound, однако весьма интересный и функциональный. Очередной клон BOSS DM-2, на современном аналоге MN3205. Является чуть ли не единственным дилеем, имеющим две ручки отвечающие за время задержки, с возможностью переключения между ними во время игры, то есть на полностью аналоговой схеме мы практически имеем пресет.

Более чем реально с раскатистого эхо (ну на сколько это позволяет 300мс максимальной задержки) , переключатся на слепбек и обратно, очень интересный и полезный функционал, да и по звуку BBE не подвели очень качественный клон DM-2 получился. Единственный недостаток — это все теже 300мс, для контраста при переходе хотелось бы чуть большее время задержки.

Достоинства:

  • Широкие возможности функционала;

Недостатки:

  • Маленькое время задержки, для такого функционала

Цена около 150$

Итоги

Подводя итог, можно сказать если вам нужен просто дилей и вы не ограничены бюджетом смело берите Carbon Copy, если опять же бюджет не давит, но нужен слепбек то Aqua Puss, хотите аутентичный темный звук из 80-х — это AD9, если бюджет ограничен Memory Toy, если ограничен бюджет и место в борде Ana Echo, если хотите эксперементов Ekko 616, если хотите экспериментов и сэкономить Memory Boy , если хотите иметь два дилея в одном BBE Two Timer, ну и само собой если хотите звук настоящего Memory Manто берите Stereo Memory Man.

Третья часть статьи про эффект Delay

shtampnm.pngArt.mЭлектроника / Звук и акустикаС давних времен гитаристов интересует один вопрос: “а как же разнообразить свое звучание и сделать его неповторимым?”Для этого и приходят на помощь самые разные педали эффектов. Сегодня поговорим, о том как сделать знаменитую педаль дилея deep blue delay. Началось все с того, что я испытывал сильную нужду в какой-нибудь педали, кроме уже имеющегося перегруза. В результате долгих размышлений я пришел к выводу, что основой педалборда каждого современного гитариста являются две педали: distortion и delay. Выбрать я решил самую ходовую на тот момент педаль дилея, но так как в магазинах она стоит ну совсем дорого (а особенно модель ручной сборки), я решил, что нужно взять это дело в свои руки.Начнем с того, что из себя представляет эта педаль.Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.Сейчас я покажу, как её сделатьДля начала вам нужно разжиться всеми необходимыми для сборки элементами:Резисторы (0,125 Вт): Конденсаторы (напряжение не ниже 16В):Микросхемы:Главной микросхемой в данной педали является микросхема PT2399. Её зачастую ставят в караоке системах, но это не мешает применить ее и для гитары. Так же в схеме стоит операционный усилитель TL072, либо можно поставить любой другой аналог (RC4558, NE5532, ОРА2134).схема:Стоит упомянуть о таком явлении, как земляная петля:«земляная петля — это неодинаковость земель, иными словами — разные потенциалы в точках заземления силовых кабелей двух или нескольких аппаратов(блоков внутри аппарата), иногда — заземленных экранов. Ну а там, где разность потенциалов — там соответственно напряжение и ток (паразитный), появление которого выражается в шумах и постоянных помехах.»Чтобы избежать появления земляных петель, а вместе с ними и разных ненужных наводок, необходимо сделать так, чтобы все минусы схемы сводились ровно в одну точку и контактировали с корпусом только в этой точке. В роли этой общей точки будет выступать корпус одного из потенциометров.Схема предусматривает и true bypass. Собственно, это такой метод переключения в педали, при котором, в выключенном состоянии, сигнал идет напрямую с входа на выход, минуя саму схему примочки.Следующим этапом сборки является изготовление печатной платы. В данном варианте нужно изготовить две разные платы.Этапы изготовления:При сверлении корпуса лучше сначала накернить все отверстия, приложив разметку к корпусу. Это все, что нужно для изготовления хорошей платы, но по неопытности, конечно, будут неизбежные косяки. В педали можно сделать следующие модификации:Если хвосты (повторения) начинают сильно искажаться, значит на микросхему PT2399 приходит слишком громкий сигнал. Это можно исправить, увеличив сопротивление резистора (с 10k на 15k).Если сигнал на байпасе громче включенного эффекта или педаль сама слишком громкая, то надо поменять резистор 12k. Повышение сопротивления приведет к приросту уровня громкости.Для того, чтобы убрать эффект самоосцилляции (бесконечное количество повторов), который происходит при выкручивании в крайнее положение ручки delay, нужно поменять резистор 5,1k. Чем больше сопротивление, тем меньше самоосцилляции.Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот.Для того, чтобы не было КЗ, нужно заизолировать корпус в месте, где вторая плата крепится к гнездам.Итак, педаль готова. В ней есть ручки регулировки громкости, частоты и количества повторов.Особенностью этой педали является то, что в общем миксе хвосты не залезают на основной сигнал и не создают диссонанса, а в педалборде эту педаль следует ставить после перегруза, либо вообще в конце цепи. Пускай педаль и кажется простой, но все таки есть некоторые сложности в ее сборке, так что нужно просто стараться и не лениться исправлять свои косяки.Все необходимые материалы для сборки можно скачать здесь:form-image.pngДоставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Используемые источники:

  • https://guitarsolo.info/ru/guitar-articles/gitarnye-effekty-chast-i-bazovyi-nabor-pedalei-effektov-peregruz-reverb-delay-wah-wah/
  • http://gtars.ru/oborudovanie/pedali/razbiraem-gitarnye-pedali-s-effektom-delay/
  • https://usamodelkina.ru/10806-samodelnaya-pedal-deep-blue-delay-dlya-elektrogitary.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации