Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Кастомные наушники: кому и зачем нужны достижения высоких технологий

Внутриканальные наушники-вставки, сделанные по слепкам ушей владельца (они же кастомы, customs, custom IEM) — последние годы являются признанной многими вершиной в персональном аудио. Действительно, за немалые деньги вы получаете штучный товар, сделанный с учетом именно ваших музыкальных вкусов и именно вашей анатомии. Решив досконально разобраться в вопросе кастомов, я отправился в гости в Киевскую лабораторию Ambient Acoustics, специалисты которой и поделились множеством полезной информации.

В тихом и уютном уголке Киева, недалеко от интернациональной площади размещается лаборатория индивидуальной акустики Ambient Acoustics, которую основали два профессионала своего дела: инженер-акустик Вадим Глазков и профессионал ортопластики Владимир Тимощук. Изначально они занимались индивидуальным слухопротезированием, но в 2009 году в руки Вадима попали наушники от Phonak Audeo, и разобрав их, он решил применить свои знания и умения на ниве создания наушников. Тем более что подобные технологии уже были отработаны многими известными компаниями типа JH, Ultimate Ears и Westone. Практически само пришло и название: Ambient Acoustics, то есть звук, окружающий со всех сторон, полностью погружающий в себя, максимально детальный и комфортный. Благодаря профессиональному подходу, за относительно недолгое время работы, услугами Ambient Acoustics воспользовалось много известных людей, так или иначе работающих со звуком. Некоторые (но далеко не все) отзывы можно почитать тут.

Отдельно стоит отметить, что в странах СНГ практически никто не занимается разработкой IEM «с нуля», обычно максимум что предлагают другие компании — это создание индивидуальных насадок и кастомизация готовых наушников по слепкам. Давайте разберемся подробней, что это значит.

Виды кастомизации

Важное замечание: перед заказом индивидуальных наушников, желательно обратиться к ЛОР-врачу для диагностики ваших ушей, особенно если вы страдаете инфекциями в ушах, обильным выделением серы или другими заболеваниями слуха.

Основой всей кастомизации являются слепки: ваши уши заполняются специальным быстрозатвердивающим материалом, который принимает форму вашей ушной раковины и слухового канала. Процедура абсолютно безболезненна и занимает 5-0 минут. Можно проделать это прямо в стенах лаборатории, а можно обратиться к местному специалисту по слухопротезированию, он и сделает слепки, которые нужны для создания уникального продукта. Очень детально и подробно все написано на сайте лаборатории.

Теперь можно непосредственно перейти к различным изделиям на основе слепков.

Не совсем относящееся к наушникам, но тоже достойное упоминания изделие — беруши, сделанные по отпечаткам ваших ушей. Удобное в ношении решение, отличающееся высочайшим комфортом, надежностью посадки и звукоизоляцией. В целом, всю кастомизацию, относящуюся к наушникам, можно разделить на три условных группы. Самая «простая» — индивидуальные насадки для наушников и bluetooth гарнитур. Фактически, по слепку вашего ушного канала изготавливается насадка на существующие наушники, и вы получаете более удобную посадку и лучшую звукоизоляцию. Насадки эти могут изготавливаться из акрила (более долговечные, но требуют привыкания) или из силикона (не такие долговечные, но часто удобней в ношении). Это отличный выбор в том случае, если у вас есть наушники, которые нравятся вам по звуку, но вы хотите добиться от них большего.

В случае, если у вас есть любимые наушники, сделанные по технологии сбалансированного якоря (что это такое я писал в одном из предыдущих обзоров), которые со временем пришли в негодность в связи с поломкой корпуса или провода (главное, чтобы излучатели были целы), вы можете отдать их на кастомизацию. В ходе этого они будут окончательно доломаны, извлеченные из них излучатели проверены на работоспособность и АЧХ, и после этого они будут помещены в корпус, сделанный по отпечатку ваших ушей. Естественно, можно подвергнуть кастомизации и не поломанные наушники, если вы хотите добиться от них большего. В первую очередь, кастомизация улучшает посадку в ухо и звукоизоляцию для наушников (а это уже немало). Кроме этого, в лаборатории Ambient Acoustics могут подкорректировать звук наушников в желаемую сторону (естественно, в определенных пределах).

Ну и наконец, вершина всего — кастомные внутриушные мониторы, то, что чаще всего и подразумевают под «кастомами». Это продукт, создающийся в акустической лаборатории с нуля: специалисты рассчитывают все факторы, влияющие на звук и создают наушники, максимально подходящие как под форму ваших ушей, так и под ваше восприятие звука.

Влияние на звук

Какие же факторы влияют на звук? Их не так мало, и обычно в ход идут все. Я немного утрирую объяснение, чтобы не вдаваться в разные подробности, поэтому изложение будет слегка упрощено. В первую очередь, это собственно подбор излучателей. Их количество, производитель, модель и так далее. Во-вторых, их акустическое оформление: то есть расположение в камерах внутри наушников. Будут ли они все в одной камере, или в разных, будет один общий звуковод, или же несколько отдельных, будут звуковые камеры открытыми или закрытыми… В-третьих, можно использовать так называемые фильтры (или акустические сопротивления) — грубо говоря, пробки из специального материала, который неравномерно пропускает звук разной частоты. В-четвертых, многое зависит от конструкции кроссовера. Это специальный фильтр, разделяющий сигнал на «составные части» и определяющий, какая часть звукового спектра будет воспроизводиться каждым конкретным излучателем.

Как видите, параметров очень немало, и как оценить полученный результат — вопрос неоднозначный. Сейчас я расскажу как этот вопрос решается в лаборатории Ambient Acoustics.

Макет уха

В AA путем расчетов и метода проб и ошибок разработали звуковую камеру, полностью моделирующую человеческое ухо с точки зрения акустики. Именно с помощью этого хитроумного прибора они и контролируют результат. С одной стороны находится микрофон, с другой — вставляется наушник. Дальше уже — дело техники, точнее специализированного программного обеспечения, которое и снимает АЧХ. С помощью такого сложного прибора и контролируются все звукоизлучающие изделия Ambient Acoustics.

Модельный ряд

Модельный ряд компании фактически состоит из 7 наименований и весь представлен на этой странице http://ambient-acoustics.com.ua/produkciya/ambient-in-ear-monitori/ (курс на момент выхода статьи составляет примерно 8 грн. за доллар, младшая модель обойдется покупателю в 250 долларов, старшая — в 525, о ценах я еще скажу ниже).

В общем, Ambient мониторы бывают одно-, двух-, трех- и четырехдрайверными. Начиная с двухдрайверной модели, все мониторы выпускаются двух модификаций: обычная и pro. Навязанные нам стереотипы убеждают в том, что все, имеющее приставку «pro» отличается в лучшую сторону от того, что приставки этой не имеет. В данном случае это является заблуждением и запутывающим фактором. И обычная и pro модели одинаково пытаются преподнести слушателю максимум музыки и звука. Разница же состоит в подаче музыкального материала и вытекающем из этого позиционировании. Модели с префиксом pro сделаны с акцентом на максимально ровное звучание, их АЧХ близка к ровной линии. Это дает максимально мониторный звук, и соответственно интересной эта модель будет в первую очередь профессионалам, работающим со звуком. Модель без индекса имеет немного приподнятый бас, и за счет этого композиции становятся более живыми и драйвовыми. Особенно «не pro» модели подойдут меломанам, которым интересна музыка и эффект вовлеченности, а не ровность АЧХ и равномерность звучания. Я, кстати, надеюсь в AA таки согласятся что надо и «не pro» модели дать какое-то имя, чтоб их можно было как-то удобно называть.

Что касается количества драйверов, то тут все тоже достаточно интересно. Побывав в гостях в лаборатории, я прослушал все возможные варианты и, на мой слух, в целом все достаточно закономерно. Самая базовая однодрайверная модель это уже неплохой выбор для тех, кому нравится арматурный звук, но как это часто бывает — у одноарматурных наушников просто не хватает динамического диапазона и из-за этого звук кажется немного зажатым.

Двухдрайверная модель уже это исправляет. Басам все еще не достает контроля и текстуры, но в остальном звук уже хорош.

Трехдрайверная модель убирает и этот недостаток, в целом уже весьма самодостаточна и звучит близко к идеалу, если бы не одно «но» 🙂 В четырехдрайверной модели Ambient Acoustics сильнее раскрыли звучание инфрабасовой составляющей и это ощутимо преображает звучание. Тут забавный парадокс, пока не слышишь звучание AM4, кажется, что AM3 — идеальны, что требовать большего от мониторов просто невозможно. А потом слушаешь AM4, и понимаешь, что они раскрывают нечто невообразимо новое. Причем, если бы меня попросили объяснить разницу в звучании «троек» и «четверок» словами, то я бы, пожалуй, и не справился, потому что сформулировать это по-моему нереально. Хотя может и найдутся обладатели золотых ушей, или просто умельцы гнать пургу, и расскажут про текстуру мид-баса и атаку верхней середины, но я не возьмусь. Посоветую только послушать самому и определиться со звучанием, которое подойдет именно вам. Могу посоветовать на всякий случай приготовится расстаться с максимальной суммой. Возможно, вам по звуку хватит и модели с двумя-тремя излучателями, в таком случае вы сэкономите деньги. Но куда хуже будет, если послушав, вы захотите модель старше, а денег на нее не хватит. А ведь кастомы — это вещь, которая делается очень надолго, и поэтому лучше чтобы они нравились.

Кстати, о цене. На первый взгляд она может показаться пугающей, но на самом деле цены Ambient Acoustics заметно ниже, чем у подавляющего большинства производителей «с мировым именем», хотя звук при этом более чем конкурентный.

Я лично для себя выбрал AM4 (не pro), которые на днях уже приехали ко мне, и думаю, что не прогадал. Но конкретные детали про наушники вместе с тестами и всем прочим я оставлю для следующей статьи.

7.07.203,

Вершиной мира портативной аудиотехники по праву считаются кастомные (они же «кастомы»). Сделанные по слепкам ушных каналов пользователя, зачастую подстроенные под желаемый звук, они являются той самой «вещью на века», символизирующей окончание поиска себя в мире персонального аудио и достижение нирваны. В этой статье я немного расскажу и покажу, как это выглядит, зачем делается и куда обратиться, если хочется достигнуть просветления.

Еще лет пять назад обзавестись кастомами было затратно не только по деньгам, но еще и по времени. Все лаборатории, занимающиеся их изготовлением, расположены были за рубежом, поэтому надо было проходить увлекательный квест по изготовлению слепков и их отправке за границу. При этом шансы получить хоть что-то взамен были не всегда 00 % в связи с «отличной» работой почтовых служб. Теперь ситуация в корне изменилась, поскольку уже несколько лет в Киеве работает лаборатория Ambient Acoustics, занимающаяся изготовлением кастомных мониторов (англ. Custom IEM) для всех желающих из стран СНГ. Недавно они обновили свою линейку моделей и представили интересные новинки.

Перед тем как рассказать о новых моделях, несколько слов про кастомы вообще.

Сама идея кастомных наушников, как и много других идей в мире персонального звука, пошла из мира слухопротезирования: именно там начали активно использовать миниатюрные излучатели на базе сбалансированного якоря (вот тут я подробно рассказывал о том, что это такое) и именно в слухопротезировании стали делать насадки на основании слепков ушного канала.

Суть очень проста: уши желающего обвешиваются лапшой заполняются специальным быстрозатвердивающим материалом, который заполняет ушной проход. Спустя 0 минут на руках специалистов оказывается слепок ушей меломана. После этого данный слепок обрабатывается, для прочности на него наносится специальное покрытие, и по нему делается отливка из фотополимера (чаще) или силикона (реже), которая и служит корпусом будущим наушникам. Внутри этого корпуса монтируются излучатели и кроссовер (так называется фильтр, разделяющий частоты, за которые будут отвечать отдельные драйвера), корпус герметизируется, и наушники готовы.

Кроме таких, «полных» IEM-ов, возможно изготовление насадок для обычных наушников, а также «кастомизация», когда начинку обычных арматурных наушников переносят в созданный по слепкам ушей корпус (отличный способ оживить любимые старые наушники).

Какие же плюсы дают кастомные наушники?

Во-первых, это комфорт. Немного привыкнув к ним (иногда правда требуется дополнительная подгонка, но это редкость), вы поймете, что их можно очень долго носить без малейшего дискомфорта.

Во-вторых, великолепная звукоизоляция. Даже не просто великолепная, а максимально достижимая в наушниках — CIEM-ы «садятся» плотно, и за счет этого не дают посторонним шумам ни малейшего шанса помешать вам, что позволяет слушать музыку даже в самых шумных условиях не выкручивая громкость, и таким образом беречь слух.

В-третьих, качественный звук. Чаще всего, изготовлением кастомов занимаются профессиональные инженеры-акустики, имеющие богатый опыт. Высокая цена изделий позволяет не экономить на деталях и материалах, и за счет этого добиваться очень впечатляющих результатов. Чаще всего кастомы становятся последним шагом в цепочке апгрейдов большинства меломанов, поскольку лучшего по качеству звука в портативном аудио пока не изобрели.

В-четверных, они красивые. Есть широкий спектр возможностей, с помощью которых вы можете выразить свою индивидуальность, начиная от подбора цветовой гаммы ваших IEM (есть широкий выбор материалов: прозрачные, не прозрачные, светящиеся в темноте) и заканчивая нанесением рисунков на крышки и использованием всяких стразиков.

От голой теории перейду к практике и расскажу о новых моделях Ambien Acoustics. Я уже был у них в гостях в прошлом году и впечатлениями от визита делился в этой статье.

Новый модельный ряд компании сократился. Вместо 7 моделей с числом драйверов от до 4 остались только 5, и они четко специализированы под свои задачи. Второе, и главное, отличие состоит в том, что в новых моделях вместо электрических кроссоверов больше используются акустические фильтры, и благодаря этому наушники показывают лучшую динамику и контроль звука.

Небольшое уточнение: фотографии, приведенные ниже, показывают не финальные кастомные мониторы, а так называемые «универсальные семплы» — мониторы, сделанные для тестирования звука. Поэтому у них другие звуководы, и на них надеваются насадки.

Модель Ambient Monitor является своеобразным «входным билетом» в мир кастомных наушников. Их звук — весьма ровный, с уклоном в аналитический, хотя ощущается некоторая нехватка детальности, особенно в области НЧ.

Ambient Monitor 2 — Vocal Edition — модель с двумя драйверами, оптимизированная для вокала. Очень быстрый излучатель, дающий акцент на СЧ и начале ВЧ, делает их незаменимыми для любителей вокальной музыки и работающих с голосом профессионалов. Хотя мне, например, с этой моделью понравилось звучание брутальных стилей: нет каши на НЧ, на средних и высоких частотах отлично различимы гитары, вокал и все остальные инструменты.

Ambient Monitor 3 — Reference Edition, ожидаемо с 3 драйверами в каждом наушнике, является моделью мониторной, настроенной на максимально ровное звучание, разумеется, с учетом неравномерности восприятия нашего слуха. Тут нет накачанного музыкального баса, нет акцента на ВЧ — что есть в записи, то вы и услышите. Наушники для любителей аналитического прослушивания записей, расслушивания разных нюансов музыки, отдельных инструментальных партий.

Ambient Monitor 4 — Music Edition — антипод предыдущих мониторов, модель музыкальная, спроектированная для максимально плотного звучания. 4 излучателя в каждом ухе позволили добиться акцента на низких частотах, причем не в ущерб остальному частотному диапазону. Данная модель отличается тем, что НЧ-акцент сделан в области нижнего и инфрабаса. Звучание наушников построено так, чтобы звук их воспринимался максимально открыто и воздушно, оно подстроено под восприятие человеком «обычных» звуков.

Абсолютно новой моделью являются Ambient Monitor 6 — HiRez. Использовав невероятное количество драйверов (да, по 6 на каждое ухо) и 4-полосный кроссовер, в Ambient Acoustics сумели создать модель, звучащую на максимально возможном диапазоне частот: от инфрабаса до ультразвука. Их звуковая подача похожа на «усиленный» вариант AM4, с еще более выраженным эффектом телесности и плотности звука.

Помимо наушников, Ambient Acoustics предлагают и другие интересные решения, например беруши. Изготовленные по индивидуальным слепкам из силикона беруши, намного лучше защищают слух. Есть также разные специализированные модели, например музыкальные, равномерно понижающие звук на всем частотном диапазоне и «охотничьи» с активным шумоподавлением. Ведутся разработки в области беспроводного звука.

Беруши с активным шумоподавлением — рабочий прототип

Кастомная насадка для гаринитуры

Отдельно радует цена на изделия Ambient Acoustics: кастомные мониторы — удовольствие не из дешевых, но AA не склонны брать надбавки за бренд, поэтому их ценник заметно ниже большинства «именитых» конкурентов, при этом не в ущерб качеству. Ознакомиться с ценами можно на сайте лаборатории. Ну а про то, что у них намного выше оперативность — не стоит и говорить.

Увидел в фейсбуке рекламу DoctorHead, мол, дорогие друзья, приходите скорей делать кастомные насадки для AirPods. Вместе с AirPods я провожу очень много времени, всегда ношу с собой – подкупает идея быстро вставить наушники куда положено, посмотреть в рестике или кафе сериал, послушать на прогулке музыку.

В AirPods мне нравится всё – качество звука, время работы, сам формат «ушей», где нет вообще ничего лишнего. Я бы добавил только защиту от воды, время работы, думаю, в Apple дотянут часов до десяти – вот тогда будет совсем хорошо. В любом случае, купить AirPods можно уже сейчас и отрадно наблюдать, что наушники становятся обычной частью городского пейзажа, людей с белыми «ушами» можно встретить не только в центре, но и в моем спальном районе – иду к машине, девушка гуляет с грудничком, разговаривая по AirPods. Идиллия! Я же подумал так, и без кастомных насадок вроде бы нормально, но, так как я настоящий фанат Apple, а не просто любитель, надо ехать и делать. И я поехал и сделал!

IMG_7830-024x768.jpg

Все происходит в магазине на Арбате, где за создание слепков отвечает специалист, зовут Алексей, в ходе общения узнал много нового. Для начала, в специальном закутке у вас проверят ухо на предмет серных пробок и воспалений, если у вас отит, то, какие тогда насадки, сперва лечиться. Отказать могут из-за покраснения и любых других проблем, даже подозрений на проблему.

Затем, в слуховой канал на нитке опускают специальный блок, чтобы слепочная масса не проникла внутрь. Из этой массы формируется слепок уха, он нужен для изготовления индивидуальной насадки. Нитка нужна, чтобы вытянуть блок. Я вам все это объясняю подробно, поскольку процедура только кажется простой. Блок вставляется глубоко, так как длина слухового канала от трёх до пяти сантиметров.

Следующий этап, заливка слепочной массы, она застывает за две-три минуты. Затем её достают из канала и на этом первая часть заканчивается. У меня с каналами и чистотой всё оказалось хорошо, так что затем я пережил установку блоков – не самая приятная на свете вещь и я бы легко с кем-то поменялся местами.

IMG_7833-024x768.jpg

Слепок нужен для каждого уха, так как мы ассиметричны и одинаковых слепков быть не может, по словам Алексея, за долгие годы работы с индивидуальными наушниками такого он не встречал. Кстати, именно поэтому люди и обращаются к «кастомным» насадкам, наушникам: если совсем не подходят обычные, повод идти дальше к продвинутым вещам.

Кастомы

Для кастомных насадок AirPods пока нельзя заказать наклейки на внешнюю часть или как-то изменить дизайн – пока возможно только выбрать цвет. Я выбрал белый, под цвет наушников, как оказалось, это идеальный вариант. После того, как у вас взяли слепок, он отправляется на производство, для начала его сканируют на 3D-сканере, получается модель.

Затем проектируется насадка и отправляется на печать, печать, соответственно, тоже 3D. Срок изготовления занимает около четырех дней, слепок сохраняется в базе. Но, через пять лет насадки нужно переделать, с возрастом форма уха меняется. Для создания насадок используется силикон, в меру твёрдый, в меру мягкий.

IMG_7834-024x768.jpg

В будущем для осмотра уха планируется использовать видеоотоскоп, можно будет самому посмотреть на экране, что там происходит в слуховом канале (кстати, сотрудник магазина все процедуры с вами совершает в халате и перчатках).

IMG_7837-024x768.jpg

Пока слепочная масса в ухе, можно почувствовать небольшие пощелкивания, это застывает материал. Тут же сразу оцените, насколько хороша шумоизоляция, посадка. Кстати, кроме вот таких насадок, на основе слепка можно сделать беруши для плавания, для перелётов, для стрельбы, кастомные наушники: глаза разбегаются, но, давайте посмотрим, что там получилось для AirPods.

Новые AirPods

Насадки я забрал через неделю, советую сразу же заказать и какой-нибудь мешочек для переноски, чтобы насадки не носить просто в кармане – всё-таки, они будут у вас в ушах. Наверняка вы уже поняли самый странный момент касательно аксессуара – насадки нужно снимать и надевать снова и снова каждый раз, как соберетесь убрать AirPods в чехол. Да, это не самая лучшая история. Но, в ряде ситуаций такие насадки не только не помешают, но и улучшат функциональность AirPods. Приведу пример – в самолете AirPods вам никак не помогут спокойно спать. Пассивная шумоизоляция тут не на самом хорошем уровне. Насадки помогают в корне изменить эту ситуацию.

IMG_784-024x768.jpg

В общем, первые мои впечатления были отрицательными. Я даже подумал, зачем я всё это затеял? Насадки казались огромными, я не понимал, как же из правильно разместить, где тут лево, где право. Отметок и правда не хватает, теперь понимаю где и что, но так вообще обозначения каналов стоит рисовать. Секрет установки насадок прост, вам нужно запихнуть выступ с отверстием как можно глубже в слуховой канал и спрятать основную часть в ушной раковине. По сути, видны только AirPods и внешняя часть насадки. Силикон не назовешь очень мягким, но насадки просто теряются в ухе, никак не чувствуются.

IMG_7843-024x768.jpg

За час-два работы с кастомизированными AirPods не появляется ощущения, что кожу что-то натерло или намяло. Важнее другое, без насадок тут практически не было пассивной шумоизоляции, теперь она появилась, окружающий мир просто исчезает, остаются лишь очень резкие звуки – AirPods вполне можно использовать и в полёте, и чтобы полностью отдалиться от реальности где-то на пляже. Очень круто, вот этот нюанс мне понравился больше всего.

IMG_7845-024x768.jpg

Меняется и характер звука, становится больше баса, но, мне кажется более важным комфорт и шумоизоляция. Насадки легко снять и поставить на место, это занимает секунды, дольше занимает процесс установки в ухо, особенно если нет привычки.

IMG_840-024x768.jpg

Для дальних перелётов придется снимать насадки, заряжать наушники и повторять процедуру заново – конечно, это ограничение. Но, если вы хотите использовать AirPods где только можно и модифицировать наушники радикальным образом, то у вас есть только такой способ – сделать «кастомы». Я не буду каждый день таскать насадки, но в короткие поездки буду брать, да и в городе, работая в кафе, они спасут от шума. Короче, очень клёво и ок.

IMG_844-024x769.jpg

Вердикт

Вся затея с кастомными насадками обошлась в 5000 рублей, основной минус – придётся их снимать каждый раз как придет нужда зарядить AirPods, основные плюсы – отличная шумоизоляция, на уровне специальных наушников, плюс улучшения звука (объём, басы). Стоило того? Да, определённо. Такая модификация AirPods пригодится и в работе, и во время отдыха. Кроме того, слепок пригодится для изготовления других кастомных вещей – вероятно, скоро последует продолжение рассказа.

Выражаем благодарность Doctorhead.ru за помощь в подготовке материала

Предыдущий2 сентября – красный день календаря. Ждём главный анонс Apple

Используемые источники:

  • https://appleinsider.ru/obzory-zheleza/kastomnye-iem-predposlednij-shag-k-audiofilii.html
  • https://hi-news.ru/audio/kastomnye-naushniki-komu-i-zachem-nuzhny-dostizheniya-vysokix-texnologij.html
  • https://wylsa.com/airpods-custom/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации