Сенсор является основным компонентом для любой мыши. От него зависит, насколько хорошо устройство будет передавать движение руки. Поэтому для любого геймера качество и техническая оснастка сенсора является важнейшим критерием выбора.
Производители мышек не производят сенсоры, они приобретают их у заводов-изготовителей, специализирующихся на данном сегменте. Некоторые производители мышек сами проектируют сенсоры и размещают заказы на их производство на заводах-изготовителях. Такая система действует в сфере создания многих компьютерных компонентов. AMD, Nvidia и Apple, например, не производят процессоры сами, — они их разрабатывают на бумаге, но производит их завод TSMC.
У мышек от разных производителей могут быть идентичные технические характеристики (уровень трекинга, разрешение и т.д.). Мы разделили все модели сенсоров условно на 3 категории: слабые, средние и топовые. Далее рассмотрим наиболее популярные модели каждого типа.
Обратите внимание: некоторые производители вносят собственные модификации в сенсоры (прошивку, микроконтроллер). Учитывайте этот факт при выборе мышки.
Слабые сенсоры. Avago A5050 и PAW3305
Первым делом рассмотрим игровые сенсоры, относящиеся к категории слабых. Такими сенсорами оборудовано большинство дешевых (в пределах 700-800 рублей) мышек. Учитывая небольшую стоимость, не стоит рассчитывать на высокие технические характеристики.
Avago A5050
Производители дешевых китайских мышек утверждают, что данная модель сенсора является игровой. На самом же деле, её нельзя назвать таковой из-за скромных технических характеристик (ускорение до 8g, дающее низкую максимальную скорость в 1м/сек). Также на мышках с таким сенсором очень высокая угловая ошибка, которая не позволит играть в игры, требующие высокую скорость реакции.
Максимальное разрешение, согласно официальной спецификации составляет всего 1350 dpi. Хотя некоторые производители, преимущественно из Поднебесной, пишут иные цифры (1600, 2400 и даже более). По факту они вводят потребителей в заблуждение.
PAW3305
Впервые этот сенсор был установлен в SteelSeries Kana. В то время многие ждали, что эта мышка станет лучшей моделью в сфере игровых устройств. Однако сенсор на деле оказался довольно посредственным:
- Матрица 32 х 32 пикселя.
- Скорость считывания поверхности 3600 кадров в секунду. Этот показатель оказался ниже, чем у сенсоров предыдущего поколения (3060, 3080 и т.ж.).
- Максимальная скорость работы – 2 м/сек. Есть модификация (3305DK-H) со скоростью в 3 м/сек.
- Максимальное разрешение – 3200 dpi.
- Небольшая акселерация 2-3%.
По мнению профессиональных киберспортсменов, этот сенсор ведет себя «непредсказуемо» при резких манипуляциях. PAW 3305 используется в серии V мышек от A4tech и во многих других моделях с небольшим dpi.
Средний сегмент. Сенсоры для мыши Pixart A9800, А3090 (S3095), AM010 и PMW3320
Далее затронем сенсоры среднего класса. Они обладают более высокими техническими характеристиками. Мышки с таким сенсором можно в полной мере назвать игровыми.
Pixart A9800
Считается самым распространенным лазерным оптическим сенсором. Является предшественником модели А9500. Обладает приличными техническими характеристиками:
- Ускорение 30G.
- Скорость: 4,5-5 м/сек.
- Скорость считывания поверхности – 12 000 fps.
- Возможность корректировки высоты отрыва.
- Светочувствительная матрица.
- Максимальное разрешение – 8200 dpi (шаг 50).
С технической точки зрения всё круто, если не одно «но»: в среднем 9 из 10 про — игроков в CS:GO пользуются мышками с оптическим сенсором, и то, львиная доля юзеров лазерных мышек используют их лишь по соображением рекламного контракта (многие коллективы сотрудничают с производителями мышек).
Причина, по которой киберспортсмены игнорируют Pixart A9800 заключается в высокой акселерации (простыми словами случайной погрешности) этого сенсора – до 6%. Это проблема не только этой модели, но и всех лазерных сенсоров. Для уменьшения акселерации рекомендуется использовать твердый коврик (например, из пластика). Однако пластмассовые коврики имеют одно неприятное свойство – они быстрее стирают ножки мышки.
А3090 (S3095)
Впервые был представлен в мышке Logitech G400. Обладает следующими техническими характеристиками:
- Максимальная скорость – 4 м/сек.
- Матрица – 30 х 30 пикселей.
- Скорость считывания поверхности – 6400 fps.
- Максимальное разрешение – 3500-4000 dpi (зависит от версии).
Можно сказать, что А3090 стал родоначальником новой эпохи сенсоров с минимальной акселерацией и отсутствием угловой привязки. Изначально производители мышек испытывали сложности с технической реализацией установки данного сенсора (это касалось скорости работы и высоты отрыва). Сейчас А3090 устанавливается в такие популярные модели, как Zowie АМ, Roccat Savu, Kana V2 и другие. По мнению большинства экспертов, мышки с таким сенсором лучше всего проявляют себя с разрешением 800 dpi.
Также в модели А3090 впервые была реализована инновационная технология сглаживания – smoothing. Опустим её технические подробности и выделим суть: мышь выдает результаты трекинга не мгновенно, а по результатам специального алгоритма обработки. Это позволяет снизить уровень шума, особенно при высоком разрешении. Однако сглаживание имеет и негативный эффект – небольшая задержка отклика. Впрочем, большинство среднестатистических геймеров не заметит её.
AM010 и PMW3320
Сенсоры Avago АМ010 пользуются спросом у производителя Logitech (модели G100, G302, G402 и другие). Этот сенсор является совместной разработкой Logitech и компании Pixart.
РМW3320 – это модификация АМ010, с увеличенным fps (5000). Оба этих сенсора характеризуются минимальной акселерацией (по этому показателю они сравнимы с топовыми моделями) и довольно высокой скоростью работы более 3 м/сек. РМW3320 можно назвать «золотой серединой» в соотношении цена – качество, так как при разумной стоимости, он выдает весьма неплохие характеристики.
Недостатки, пусть и незначительные, также имеются: обсчет углов и относительно высокая высота отрыва. Сенсор РМW3320 установлен в таких популярных моделях, как QPad DX-20, Ozone Neon 3k, СМ Storm Xornet 2 и других.
Топовый сегмент. Сенсоры для игровых мышей PMW3310, S3988, PWM3360, PWM3361, PMW3366, PWM3389 и PWM3367
В последнем пункте рассмотрим лучшие на сегодняшний день сенсоры для игровых мышек. Эти модели имеют много общего и их главное преимущество над всеми остальными конкурентами – большие матрицы вкупе с огромной частотой считывания поверхности fps.
Эти модели отличает инновационная технология переменного fps – чем выше скорость движения мыши, тем чаще сенсор фотографирует поверхность. Это обеспечивает высокую точность при любом режиме игры. Далее подробней рассмотрим основные технические характеристики топовых сенсоров для игровых мышек.
PMW3310
- Размер матрицы: 30 х 30 пикселей.
- Максимальное разрешение: 5000 dpi. (шаг 50)
- Скорость считывания поверхности: 6500 fps.
- Максимальная скорость работы сенсора: 6 м/сек
Сенсор PMW3310 представлен такими топовыми моделями игровых мышек как SteelSeries Rival 300, Cougar Minos X3, Mad Catz R.A.T. PRO X и другими.
S3988
- Размер матрицы: 30 х 30 пикселей.
- Максимальное разрешение: 6400 dpi (шаг 50).
- Скорость считывания поверхности: 12500 fps.
- Максимальная скорость работы сенсора: 7 м/сек
PWM3360
- Максимальное разрешение: 12 000 dpi (шаг 100).
- Частота опроса: 1000 Гц/1 мс.
- Ускорение: 50g.
- Максимальная скорость работы сенсора: 6,35 м/сек.
На основе этого сенсора сделано много игровых мышей. Многие производители игровых мышей построили свои топовые сенсоры именно на базе PWM3360 от компании PixelArt.
В качестве примера игровой мышки с сенсором PWM3360 можно привести Cougar Revenger. Её любят многие фанаты шутеров за высокую скорость и точность работы. А также Sound BlasterX Siege M04, Steelseries RIVAL 710 и Corsair M65 PRO RGB FPS.
PWM3361
Данная модель сенсора отличается повышенной точностью. Она активно используется компанией Roccat (сенсором PWM3361 снабжаются такие топовые игровые мыши, как Kone AIMO и Leadr). В этих мышках сенсор доработан производителем, модификация получила название Owl-Eye (в переводе с английского – «совиный глаз»). За основу был взят сенсор PWM3360. Технические характеристики PWM3361:
- Рабочее разрешение: 100 – 12 000 dpi (шаг 100).
Обратите внимание: разработчики рекомендуют устанавливать разрешение не более 3000 dpi – так будет достигаться максимальная точность работы устройства.
- Максимальное ускорение: 50 g.
- Частота опроса – 1000/500/250/125 Гц.
- Высота отрыва от поверхности: 1-3 мм.
- Частота кадров: 12 000 fps.
- Максимальная скорость работы сенсора: 6,35/сек.
PMW3366
- Размер матрицы: 36 х 36 пикселей.
- Максимальное разрешение: 12 000 dpi. (шаг 50)
- Скорость считывания поверхности: 16000 fps.
- 8 м/сек (на сайте компании logitech указано значение в 10 м/сек, но на практике это нереально).
Сенсор PMW3366 создан на основе PWM3360. Он используется во многих игровых мышках от компании Logitech (например, модель Logitech G903 Lightspeed, Logitech G Pro Gaming или Logitech G703 Lightspeed)
PWM3367
Эта модель является доработанным вариантом сенсора PWM3360 от компании Corsair. Это один из самых совершенных сенсоров, с огромным разрешением и возможностью детальной настройки. Технические характеристики:
- Максимальное разрешение – 16 000 dpi. (шаг всего 1 dpi)
- Ускорение – 50 g.
- Частота опроса – 1000/500/250/125 Гц.
- Скорость сканирования – 250 ips.
Сенсор PWM3367 используется в таких игровых мышках, как Corsair Scimitar Pro RGB, Corsair Glaive RGB или Corsair Dark Core SE.
PWM3389
Эта модель сенсора на сегодняшний день одна из лучших доработок PWM3360, в плане производительности, скорости реакции на движение и эффективности работы на разных поверхностях. Представлена компанией Razer. Технические характеристики:
- Разрешение – 16 000 dpi. (шаг 50)
- Ускорение – 50 g.
- Частота опроса – 1000/500/250/125 Гц.
- Скорость сканирования – 450 ips.
Сенсор PWM3389 используется в таких мышках, как Razer Deathadder Elite, Razer Lancehead Tournament Edition, Razer Naga Trinity и Razer Basilisk.
Общие особенности топовых сенсоров
Мышки с топовыми сенсорами позволяют пользователю производить детальную настройку всех основных параметров: уровень чувствительности, скорость, частота опроса и т.д. Для продвинутых геймеров предусмотрена калибровка, позволяющая настроить мышку для работы на разных поверхностях. Благодаря этому уменьшается высота отрыва устройства. Как показывает практика, необходимость в произведении калибровки актуальна, только при использовании твердых ковриков, увеличивающих высоту отрыва.
Приведенные показатели максимальной скорости кажутся невероятными. На практике редко кому (может быть за исключением некоторых про-игроков) удается разогнать мышку до 5 м/сек и более. Человеческая рука элементарно не приспособлена для столь быстрых и в тоже время точных движений. Поэтому, несмотря на максимальные показатели, главное чтобы мышка стабильно работала на скорости 4-4,5 м/сек, с чем описываемые сенсоры справляются на ура.
Топовые сенсоры отличаются минимальной акселерацией (не более 2%). По мнению многих пользователей, в этом компоненте выигрывает сенсор 3366, но с небольшим преимуществом. На этих моделях практически отсутствует случайная погрешность, что позволяет проявлять игрокам свой истинный skill.
Заключение
В данной статье представлены наиболее популярные сенсоры для мышей на 2018-2019гг, а также наиболее популярные или интересные модели мышей, в которых они установлены.
Если сравнить хайлайты последних турниров по CS с роликами 5-летней давности, можно заметить более высокий уровень стрельбы. Сегодня практически в каждом официальном матче случаются невероятные фликшоты и хэдшоты. Конечно, можно утверждать, что просто возрос средний уровень мастерства. Безусловно, это, правда, но есть и другая причина – появление более совершенных сенсоров.
Для тех, кто играет в игры ради удовольствия и не собирается связывать свою жизнь с киберспортом, нет нужды покупать дорогостоящие профессиональные мышки за 8-10 тысяч рублей. Для игры на обычном уровне подойдет практически любая игровая модель.
Однако, если вы выбираете себе топовую игровую мышь, то можно сказать, что любая мышка с сенсором на основе PWM3360 и выше будет достаточно хороша для любого требовательного игрока даже на соревновательном уровне.
Начиная с сенсора PWM3360, намного важнее то, как мышь лежит в руке. Разница в производительности, например, между PWM3360 и PWM3389 есть, но она значительно менее заметна на практике, чем, скажем, между PWM3360 и S3988.
- Цена: $24.01 (брал за 20$ по акции 8 лет AliExpress)
Здравствуйте, хотел бы рассказать про самую дешевую игровую мышь на топовом сенсоре PMW3360. Будет тестирование, расчленёнка, устранение мелких недочетов. Вкратце мышь отличная, смело можно брать, подробнее далее… Рассмотрим сначала Характеристики и спецификации: • DPI: 1000/2000/4000/8000/12000 (24000 Макс программно) • 50G 250isp • FPS: 12 000 • Частота опроса USB: 125/250/500/1000 Гц • Переключатель OMRON, срок службы 10 миллионов нажатий • Клавиши полностью программируемые программным обеспечением • RGB-светодиодная подсветка • Интерфейс USB • Для ОС Windows 2000 / XP / Vista / 7 / 8 / 10, операционная система Mac OS.Промо рендеры
Мышь приехала за 30 дней, трек отслеживался, в обычном пупырчатом пакете. Стоимость посылки магазин указал 6.37$(что актуально для Белорусов)фото упаковки и коробки мыши Провод средней жесткости, плетеная изоляция присутствует, так же есть ферритовый фильтр для устранения высокочастотных помех. USB штекер, как сейчас модно позолоченный и удлиненный. размер мышивес Тут появляется первый недостаток этой мыши, мышь очень легкая, пластик используется тонкий, поэтому когда надавливаешь на мышь с усилием, слышен треск корпуса. Покрытие матовое, не маркое и не софтач. Рука особо не потеет, отпечатки сильно не видны. По бокам есть софтач напыление в виде мелких пупырок.фото мыши с разных сторон Клик у мыши отличный, звонкий, но есть люфт кнопок. Так же есть удобная дополнительная кнопка левее левой )). Сделано намного удобнее чем в AT4tech X7, на ней по умолчанию забинден проклик.Аппаратная часть. Давайте разберем и посмотрим что внутри. Разбирается просто, отклеиваем нижний глайд, под ним один болт, далее корпус тянем просто вверх.Фото внутренностей мыши Тут все отлично, сенсор PMW3360 стоит в правильном положении, плата отличного качества, флюса нет, припаяно все аккуратно, закреплено надежно. Свичи на основные кнопки стоят OMRON, на дополнительные HUANO. Скрол крутиться и нажимается четко и хорошо. Кнопкой Dpi профили Dpi выбираеться по кругу (из коробки 1000, 2000, 5000, 8000, 12000).Программная часть . Программу настройки мыши качать отсюда Скриншоты программы настройки Тут тоже все неплохо. В первом окне на любую кнопку можно назначить любое действие, макрос, запуск программ, управление мультимедиа, сочетания клавиш. Второе окно отвечает за настройку производительности мыши. Тут можно выбрать количество профилей DPI мыши (1-5 шт) и настроить с шагом 100DPI каждый профиль, так же отрегулировать чувствительность и акселерацию (ускорение), дублируется настройка Windows, и частоту опроса usb. В третьем окне можно настроить подсветку мыши. Подсветка не однородная. С подсветкой у этой мыши печаль, этот недостаток к сожалению никак не исправить. Можно настроить яркость подсветки, есть три уровня. Есть четыре варианта подсветки: -подсветка выключена. -подсветка просто горит. -подсветка плавно загорается и тухнет. -подсветка переливается всеми цветами. Режимы подсветки можно менять не подключаю мышь к ПО сочетанием кнопок правая+левая+колесо и подержать 6сек. Проблема подсветки состоит в том, что когда выбран вариант «дыхания» подсветки то цвета меняются последовательно сколько есть у вас профилей в мыши. Еще одна проблема в том, что колесо мыши подсвечивается своим цветом и его нельзя поменять (1профиль -берюзовый, 2-зеленый, 3- синий, 4-красный, 5- малиновый), а на всю остальную подсветку, можно выбрать любой цвет ( Кто это придумал и зачем мне не понятно. Ну и четвертое окно это макросы, я ими не пользуюсь, поэтому не разбирался. От X7 не подходят, какой то свой формат.Тестирование мыши. Так как сенсор установлен по спецификации Avago и на нужной высоте с производительностью у мыши просто все отлично, у меня есть собранная Wmouse на сенсоре A3090 так в играх нет никакой разницы. Играю я в Warface.Тестирование мыши Устранения недостатков. Устранить можно только люфт клавиш и треск корпуса, делается очень просто. Верхнюю часть корпуса мыши разбираем на две части, сначала отгибаем защелку 1, потом 2 и 3. Верхняя часть корпуса мыши Далее берем толстый скотч, изоленту и клеем. Маленькие квадратики на 4 и 5 это устраняется люфт клавиш. Ну а треск корпуса, как на этом фото.убираем треск корпусаВыводы. Мне мышь понравилась, мышь бралась под переделку на WXmouse. За эти деньги купить что лучше не получиться. Мыши на таком сенсоре от приличных производителей стоят 60$-200$. Недостаток по сути только один, это криво реализованная подсветка. Так что к покупке рекомендую.мой зоопарк мышей upd Добавил фото размеров мыши, вроде как клон razer mamba Ранее мы говорили о плюсах топовых сенсоров PMW3310, S3988, PMW3366. Теперь поговорим о недостатках. Их немного, но они есть. Вопрос в том, насколько они критичны Smoothing и лаг сенсора 3310/3998/3366 В сенсорах 3310, 3998 и 3366 применяется так называемое «сглаживание» или smoothing. В чем суть этой технологии? А суть примерно в следующем: сенсор не передает данные о движении мыши после каждого фотографирования поверхности. Вместо этого, он делает несколько кадров, и затем передает уже усредненное «сглаженное» движение по всем этим кадрам. Как правило, цель такого сглаживания — это подавление шума на высоких dpi (см. jitter). Для пользователя сглаживание может проявляться следующим образом: 1. Неестественное поведение мыши, особенно заметное при очень медленных или очень быстрых движениях. Например, если мышь резко стащить с коврика, сенсор будет выдавать считывания, даже когда поверхности под мышкой уже нет. 2. Задержка работы сенсора. 3. В сенсорах с переменным фреймрейтом (а у нас как раз такие сенсоры) в момент изменения этого самого фреймрейта может наблюдаться ускорение/замедление курсора. Это хорошо видно на графиках Mousetester’a.Влияние сглаживания на изменение fps сенсора |
Естественно, чем больше кадров использует сенсор для усреднения, тем сильнее проявляются вышеуказанные эффекты. При этом более информативным является время сглаживания — т.е. число кадров сглаживания, разделенное на фреймрейт сенсора. В рассматриваемых нами сенсорах ситуация следующая (приведеные данные для низких скоростей):В 3998 время сглаживания зависит от dpi и составляет 4 мс при dpi меньше 1550; 8 мс при dpi от 1600 до 3150; 16 мс (!!!) при dpi свыше 3200.В 3310 на всех dpi сглаживание равно 4 мсВ сенсоре 3366 используется всего два кадра сглаживания (информация подлежит уточнению). И есть данные, что сам алгоритм работает на так, как в 3310 и 3998. Поэтому условно будем считать, что сглаживание в 3366 отсутствует. По факту, реальная задержка сенсора примерно в два раза меньше времени сглаживания. В реальных тестах минимальный лаг 3310 и 3998 равняется 2 мс, а соответственно максимальный лаг для 3998 составляет 8 мс (на высоких dpi). При этом лаг 3366 составляет менее 1 мс (по сравнению с эталонной Microsoft 1.1)
Лаг сенсора S3998 может достигать 8 мс. (c) overclock.net |
2 мс лага в 3310/3988 даже при самых оптимальных настройках — это не так уж много, но они есть. И кроме того, остальные негативные эффекты сглаживания никуда не уходят. Другой вопрос, ощущает ли это пользователь. Тут все индивидуально: в зависимости от силы сглаживания кто-то чувствует, а кто-то нет. В конце концов, сама тема сглаживания начала бурно обсуждаться в игровом сообществе именно из-за того, что кто-то там заметил, что мышь работает как-то не так. Если вы хотите проверить, чувствуете ли вы сглаживание, возьмите какой-нибудь Razer Deathadder 2013/Chromа, поставьте 3200 dpi и поводите мышкой, (соответственно, нужно уменьшить чувствивтельность мыши в операционной системе или игре). Следует также помнить, что сглаживание лучше заметно на мониторах с частотой 144 Гц. По мнению Криса Пэйта, специалиста компании Logitech, сглаживание может стоить вам одного-двух пикселей в ответственной игровой ситуации. Хоть он очевидно пиарит свою продукцию (PMW3366 пока эксклюзивно устанавливается в мышках Logitech), но это заявлениe вполне похоже на правду. Следует также помнить, что сглаживание может применяться и на уровне микроконтроллера мышки, что в свою очередь добавляет еще до 2 мс задержки сенсора. Тут все зависит от модели микроконтроллера и желания/нежелания производителя что-то менять. Будьте осторожны.PMW3360 PMW3360 — это открытая для всех производителей версия PMW3366. В настоящее время наблюдается интенсивный рост числа моделей с этим датчиком. Пока из видимых отличий от оригинального 3366: нативные dpi с шагом 100, а не 50. Также у PMW3360 было замечено существенное сглаживание при dpi выше 2000 (приблизительно). Пока наблюдаем. Потенциально, это очень сильный сенсор Линза в PMW3366 После выхода logitech g303 обнаружилось, что в этой мышке плохо закреплена линза (непонятно, во всех устройствах, либо только в части). Соответственно, при резких движениях линза смещается и мы получаем погрешность. Одно из последних тестирований показало, что примерно у половины моделей с сенсором PMW3366/PMW3360 есть этот баг. Чтобы проверить сенсор на предмет плохой линзы, не надо трясти мышь и слушать, что же там болтается. Наиболее достоверная методика проверки такая: 1. Установить 12000 dpi. 2. Заклеить сенсор изолентой. 3. Слегка нажать на изоленту, чтобы убедиться, что сенсор реагирует. 4. В программе MS Paint выбрать инструмент «карандаш», зажать левую кнопку и сильно потрясти мышь. Если карандаш после такой процедуры нарисует только одну точку, значит все впорядке. А вот если получится жирное пятно — значит у нас проблема. Устройство надо менять. При 12000 dpi погрешность сенсора из-за плохой линзы может составлять до 10 считываний. Соответственно, при 800 dpi можно ожидать примерно одно ошибочное считывание.Заключение В конце хочется отметить пару моментов: 1. Все сенсоры из рассматриваемой тройки технически очень мощные и гарантируют пользователю очень высокую точность позиционирования. Однако, если суммировать все качественные показатели, сенсор PMW3366 все-таки оказывается наиболее сильным и точным. 2. Пока непонятно, что нас ждет дальше. Всю жизнь пользователи боролись с многочисленными проблемами игровых сенсоров: низкая предельная скорость работы, угловая привязка, угловые ошибки, акселерация, плохое влияние коврика и т.д. И если в отношении 3310 и 3988 все еще можно напирать на сглаживание, то PMW3366 одним махом разрешил все наши проблемы. Ну, допустим, еще год-другой рынок будет переходить на 3360 и допиливать прошивки/программное обеспечение. А что дальше? 3. Таким образом, субъективно финальный рейтинг сенсоров будет выглядеть примерно так:PMW3366 > S3988 > PMW3310 > A3090 = PMW3320 (AM010/SDNS-3059) > A9800 > A3050 > PAW3305 На этом пока всё. Покупайте хорошие девайсы.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕкакой сенсор мыши лучше? Часть 3-1. Плюсы PMW3310, S3988, PMW3366 какой сенсор мыши лучше? Часть 2. Средние сенсорыкакой сенсор мыши лучше? Часть 1. Слабые сенсоры.Используемые источники:
- https://pctechnews.ru/poleznoe/8046/
- https://mysku.ru/blog/aliexpress/62737.html
- http://mousingame.blogspot.com/2016/09/3-2-pmw3310-s3988-pmw3366.html