Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 1

Ремонт настенных кварцевых часов

Всё началось с того, что 2 года назад из поездки по Белоруссии я привёз своему деду в подарок часы местного производства марки TROYKA.В этих часах установлен кварцевый механизм плавного хода (встречается сокращение МПХ 🙂 ), т.е. секундная стрелка не громко щёлкает ежесекундно, а довольно тихо шуршит непрерывно. От идущей в комплекте солевой батарейки часы довольно точно отходили месяца 2. Что ж, заменил на щелочную и часы встали через месяц. Заменил ещё раз, снова проходили около месяца. После 3-й замены батарейки стало понятно, что что-то тут не так. Проверив «севшие» батарейки, я понял, что они ещё ого-го какие живые. Проконсультировавшись у ближайшей блогосферы, я выяснил, что такие механизмы не ремонтируются и проще выкинуть. Я и забил, пока однажды в икее не увидел их самую дешёвую модель часов и не взял в руки, чтобы посмотреть, какой там механизм.Вот они такие — самый простой пластмассовый корпус и пластмассовое стекло, бумажный циферблат0_52df55_fe75631f_XL.jpgВнезапно в них оказался установлен именно тот самый механизм, а на наклейке присутствовала загадочная надпись «Made in Belarus» =D0_52df56_8e877c39_XL.jpgЦена агрегата оказалась что-то в районе 250 рублей, я довольный схватил их и помчался домой препарировать. Поменял местами механизмы. Это несложно — стрелки аккуратно снимаются со штока, после чего надо немного отжать защёлки и извлечь механизм из корпуса, собрать в обратном порядке. Икеевский вариант разбирается вообще за 1 минуту, там ни 1 болтика даже нет.Итак, собрал, поставил б/у батарейки в оба экземпляра. На удивление пошли оба. Я так подумал, что при снятии стрелок мог что-то поправить внутри старого механизма. Но после около месяца работы на б/у батарейке, снова нарисовался жор электричества.»Отремонтированные» же белорусские часы ходили нормально, батарейку раньше положенного не съедали. Но я был бы не я, если бы на этом всё счастливо и закончилось. Внезапно часы отказались функционировать в естественном вертикальном положении. Только в горизонтальном! При этом механизм вертится, но что-то где-то отошло. Я их и тряс и стучал, нет, не идут. Тогда я решился на вскрытие.Вскрытие прошло неудачо. Шестерёнки все высыпались и следующие полчаса я потратил на их установку назад. При этом никаких дефектов на глаз не заметил. Двигатель работал, всё вертелось. А в собранном состоянии часы всё равно не пошли.Тогда в 3-й раз я пошёл в магазин за часами и купил их. Дома распаковал, внутри оказался другой механизм! Я приуныл. С другой стороны, может быть действительно по предыдущей модели было много брака. Пересобрал, повесил, всё работает. Ход точный.И вот только тут я внезапно погуглил… рукалицо.жпгВыяснилось многое. Для начала то, что все механизмы универсальны, т.е. имеют одинаковый размер, а различаются длиной штока, на который устанавливаются стрелки. Сделано это для возможности использования циферблатов разной толщины и так же может быть предусмотрено крепления к циферблату гайкой за шток. Узнал даже одну из самых распространённых моделей китайских механизмов — это JL 6262. Китайские магазины в кризис продают его около 300 рублей за штуку, т.е. в докризисные времена цена была вполне доступная. У нас же я не нашёл ничего кроме оптовой продажи ящиками. В одной статье рекламировали механизм GrandTime sweep в сравнении как раз с этим JL 6262. Для него процент брака заявлен ≤0,05%, а у JL ≥4%, а точность хода 1-2 секунды в сутки. Интересно, в какой процент брака попал я… Для исправных механизмов время работы от щелочной батареи должно быть примерно 8-11 месяцев и срок службы механизма около 6 лет. Как-то не очень много. Думаю, у многих дома ещё есть советские часы с дискретными механизмами, клацающие уже лет по 30.В раздумьях о применении тушек от икеевских часов я, не питая особых иллюзий, заказал у китайцев на пробу механизм стоимостью менее 1$ (это уже с доставкой), но с более длинным штоком под гайку (можно забацать хенд мейд). И вот не так давно этот механизм добрался до меня.Качество пластмассы нормальное. За такую цену я вообще ожидал какой-нибудь ужас. Предлагают использовать щелочные элементы питания0_52df53_8dc60307_XL.jpgРезьба на штокеВоткнул истинно китайский механизм в икеевские часыПервый сюрприз — механизм заработал от старого аккумулятора, который я уж собирался выбросить. Но вот чуть более длинный шток не совсем убрался под стекло. При лёгком нажатии на стекло снаружи секундная стрелка застопорилась. Из положения вышел не до конца вставив стекло в защёлки. И так держится довольно прочно. Так что если соберётесь менять механизм, проверьте, хватит ли вам длины. Второй сюрприз — точность хода этого механизма оказалась выше, чем у моих наручных Casio!Ну, а дальше время покажет. Из чего состоят часы? Ну, скажете вы, из всяких там колёсиков, пружинок, рычажков. И будете правы, но… на самом деле часы — это прежде всего корпус и механизм. Так вот. Когда находит грусть, кто-то «откупоривает шампанского бутылку» по мудрому совету литературного персонажа, а кто-то ищет занятия для рук. Итак, на дне коробки с запчастями отыскался у меня великолепный механизм, часовой калибр Ракета 2628.Н, один из лучших калибров часовой промышленности СССР, если не лучший. Беда одна. Он стоит, как вкопанный. Следовательно, предстоит репассаж. Ладно, по-французски это слово означает «глажка одежды», но мы-то подразумеваем генеральную чистку, смазку и регулировку часового механизма с полной его разборкой. Калибр не из простых. В усложнениях — календарь мгновенного действия.

Хорошо. Это механизм. Нам нужен корпус для него. Есть! Невесть что, но он есть. В качестве лекарства от скуки создадим марьяж, поставим калибр Ракета 2628.Н в китайский корпус. Пусть походит в нем, пока новеньким разживёмся чем-то более приличным и родным.REM: если кому-то по душе термин «котлета», да ради бога!
«Итак, мы начинаем» ©. Для работы нам понадобятся два пинцета — прямой и г-образный, путцхольцы* — большие и малые, в качестве малых пойдут зубочистки. Отвёртки, двух тут достаточно. Оптика, часовые масла, маслодозировка. *- См. Тезаурус. Для смазки одного механизма применяется до пяти видов масел. Масло для палет и баланса, для ангренажа, для ремонтуара и для пружины. Притом для первого витка пружины иногда применяется смазка, специально для первого витка пружины предназначенная. Такие тонкости. Но мы обойдёмся двумя универсальными — «702» для смазки пары металл-камень и «701» для пары металл-металл. Здесь их достаточно. Это недорогие масла, но со своей функцией справляются великолепно. Масла куплены на АлиЭкспресс в кои-то времена, накладную, увы не сохранил. Начинаем. Кладём калибр на подставку «быстрой стороной» кверху и отпускаем пружину, придерживая отвёрткой стопор колеса барабана. Затем снимаем баланс вместе с мостом и прокладкой под ним.
Оборачиваем часы циферблатом вверх. Снимаем стрелки. Для этого воспользуемся г-образным пинцетом, подложив предварительно прокладку на циферблат, чтобы не поцарапать его. У меня вот такое приспособление из куска старой фотоплёнки. Теперь снимаем циферблат и пластиковое кольцо между ним и платиной, опустив два винта на торцах платины механизма (они видны нв втором фото снизу).
Вот что под циферблатом. Снимаем шайбу, шкалу дней недели. Шкалы будут вымыты в шампуне и очищены мягкой беличьей кисточкой.
Теперь нам открыт доступ к мосту календаря. Отвинчиваем три крепёжных винта, снимаем мост календаря, аккуратно! — там несколько пружин и мелких деталей, стремящихся очень резво воспользоваться столь внезапно обретённой свободой!
Разбираем «медленную сторону». Снимаем колёса и рычаги календаря, вексельное и переводное колеса, пинцетом с прямыми губками снимаем минутный триб. Для снятия минутного триба прикладываем небольшое усилие. Аккуратно раскладываем детали на чистом листе бумаги. Медленная сторона свободна. Переворачиваем механизм. Демонтируем колесо барабана, заводное колесо. Заводное колесо крепится винтом с левой резьбой. Будем внимательны. Снимаем детали и мост барабана. Мост барабана крепится тремя винтами. Два коротких и одни длинный. Длинным винтом также закреплена собачка барабанного колеса. Снимаем её аккуратно, помня о пружинке, находящейся под собачкой.
Снимаем мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо.
Демонтируем мост центрального колеса. Обязательно запоминаем какой винт где стоял. Если перепутаем, не соберём ремонтуар.
Снимаем анкерное колесо, мост анкерной вилки и саму вилку. При этом помечаем винты крепления вилки. Их нельзя спутать с другими. А вот тут виден виновник остановки часов — тот махонький чёрный волосок, притаившийся на копье вилки. Удаляем его. Итак, у нас остаётся ремонтуар. Снимаем крышку ремонтуара, извлекаем переводные рычаги, вал, пружину и кулачковую муфту.
Платина свободна. Часы готовы принять водные, о, пардон, бензиновые процедуры. Для процедур используем бензин «Калоша». Качество бензина имеет значение. Некоторые оставляют налёт. Некоторые обладают весьма нехорошим запахом. Мне удалось приобрести вот этот сорт. С ним возможно работать даже в квартире, если окно приоткрыто. И следов на деталях не оставляет. Но если не найдёте такой, «Бензин для зажигалок» тоже сгодится.
Весь процесс чистки снять не получилось. Руки в перчатках, лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться, а действие проходило на балконе, то бишь, на свежем воздухе. В помощь были привлечены кисти, зубные щётки, путцхольцы и бумажные гигроскопичные салфетки. Итог — всё сияет. Облагородим стрелки, снимем старый разрушенный лак и нанесём новый.
Приведём в порядок корпус (насколько это возможно). Вымоем, вычистим, отполируем стекло. как было а так стало Скажем за это спасибо зубной пасте Prokudent 🙂 Лучшего полироля (по моему мнению, опирающемуся на длительную практику) для часовых акриловых стёкол ещё не придумали. Как принято говорить, «сборка механизма производится в обратной последовательности». Поставим на место центральное колесо, смажем его камни, накроем мостом, соберём ангренаж — устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колесо, накрываем это всё мостом ангренажа. Смазываем камни и цапфы. Смазываем пружину и собираем барабан. Устанавливаем его на место и накрываем мостом. Ставим колёса барабана и заводное колесо. Отвёрткой заводим пружину на три-четыре щелчка и проверяем скат ангренажа — отлично! REM: О термине «скат колёсной системы ангренажа» расскажу подробнее, поскольку это очень важный момент в ремонте часовых механизмов. Если пружину завести, то агренаж, не контролируемый анкерной вилкой, начнёт свободно вращаться с большой скоростью. Вращение происходит в одном направлении. Если механизм собран правильно и тормозящие факторы отсутствуют, то по окончании завода пужины колёса повернутся на определённое число оборотов в противоположную сторону. Это говорит о правильной сборке и обслуживании калибра. Если этого не происходит, то в системе есть тормозящий момент, причину которого нужно найти и устранить. Замечу, что проверку ската нужно производить только при смазанных камнях и цапфах, иначе цапфы могут перегреться от быстрого вращения и, как говорят, «сгореть» — потерять от нагрева закалку. Такие цапфы очень быстро выйдут из строя в эксплуатации часов. Устанавливаем анкерную вилку, мост вилки. Смазываем рабочие грани палет. Заводим пружину на пару оборотов и проверяем импульс вилки. Есть, прекрасно. Ставим баланс. И — о чудо! — часы пошли. Теперь бушоны.Работа с бушонами. Фото.REM:Бушоны обслуживаем после того, как установлен баланс. Это делается так, чтобы масло создало плёнку, правильно заполнило объём и не растекалось. После обслуживания бушонов баланс уже не снимают, но если возникает такая необходимость, то при повторной установке весь процесс повторяется — то есть, промывается баланс, заново разбираются, промываются и смазываются бушоны. Иначе смазка узла будет нарушена и межпрофилактический период значительно сократится.
Аккуратно, придерживая путцхольцем «лиру», снимаем её. Снимаем бушон, отправляем его в бензин, где он благополучно рассыпается на две части — накладной камень и проходной. Промываем, собираем, капнув масла «702» на накладной камень, устанавливаем на цапфу баланса и, тихо шепча молитву и затаив дыхание, нежно отправляем лиру в её пазы. Уф! Теперь то же на платине. Готово. Собираем календарь. Тут хитрость в том, чтобы аккуратно, не поломав накопительную пружину, поставить на ось командное колесо с кулачком перевода дня недели. С раза пятого собираем переводные рычаги календаря. Ставим на место диск чисел и накрываем всё это мостом. Тут нужна сноровка. Но ничего. С пятого раза всё становится на свои места. Теперь водружаем на законное место диск дней недели, отведя иглой в сторону рычаг его фиксации. Шайба и отмытый в пяти шампунях циферблат с пластиковым кольцом-проставкой. Закрепляем, проверяем работу календаря, проводим его до момента переключения и ставим стрелки на футоры в этом самом положении, чтобы календарь у нас переключался ровно в 12-00. Есть! Собираем механизм в корпус. Нажав на подавку, вынимаем заводной вал, устанавливаем калибр в корпус часов, фиксируем механизм распорным кольцом и, снова прижав подавку, устанавливаем заводной вал. Теперь выставляем ход и выкачку по прибору. Поскольку далеко не у каждого дома наличествует такая экзотика, как ППЧ-7 (Прибор Проверки Часов), то на практике вполне применим смартфон с установленной на нем программой Clock Tuner, которую можно получить из Play Маркет Андроид. Бесплатной версии программы более, чем достаточно для вполне адекватной настройки хода механизма часов, но полная версия более информативная. По отображаемому программой графику при помощи градусника и подвижной колонки баланса выставляем выкачку и период колебаний 18000 ВРН. Вуаля — «в ниточку»! Ошибка хода составляет минус четыре секунды в сутки. Для такого механизма — более, чем великолепный результат. Закрываем заднюю крышку-«хлопушку». Всё! А, нет, не всё! Собственно, ради чего всё это делалось. P.S. Поносил часики малость и решил, что с тёмными стрелками всё-таки будет лучше.… и на модном аксессуаре Тезаурус.Ангренаж — совокупность колёс часового механизма. Собственно, это устройство передачи усилия пружины на спусковое устройство.Бушон — узел часового механизма, часть инкаблока, защищающий цапфы осей от повреждения при ударе и сохряняющий смазку.Выкачка — точная установка равновесного положения баланса.Палеты — прямоугольные камни анкерной вилки, работающие с венцом анкерного колеса. Различают входную и выходную палету.Платина — (ударение на первом «а») то, на чём, собственно, собирается весь механизм часов. Плата. Вот та штуковина круглой формы с множеством фрезеровок. К драгметаллам отношения не имеет.Путцхольц (от нем. Putzholz) — заострённая деревянная палочка для чистки и удержания деталей при сборке.Ремонтуар — механизм перевода стрелок вручную.Футор — цилиндрическая часть колеса для крепления стрелок.Цапфа — самая тонкая часть на конце оси колеса, входящая в отверстие камня.

Двадцать с лишним лет провисели на стене веранды неработающие часы сделанные из детского конструктора «Юный часовщик». Часы имели богатую историю. Доступный по цене в 70е годы прошлого века конструктор позволил внедрить элемент, как сейчас называют, «умного дома» в жизнь. Несколько контактных датчиков по ходу гири и контактный датчик на часовой стрелке превращали часы в программируемый суточный таймер для включения или выключения магнитофона или лампового телевизора на одной из двухимеемых программ. Правда, у часов был недостаток – во время хода стук от них был неслабый. Эта громкая особенность была использована на даче для отпугивания воров за урожаем. Предполагалось, что грохот от хода часов будет останавливать ночных воров, для этого даже была удлинена цепь на гире для обеспечения хода на трое суток. Но в середине восьмидесятых сломалось коромысло в механизме и часы встали, самодельное коромысло прослужило не долго и с тех пор часы представляли из себя кусочек памяти давних времен. И вот спустя столько времени руки добрались и до них.

Остановившиеся ходики
Вид на механизм
Механизм ходиков
Часы разобраны

Сейчас нет проблем приобрести пластмассовые механизмы для часов. Специально покупать механизм не стал, а использовал демонтированный от перекидного рекламного календаря. Механизм оснащен винтом и крепежной гайкой. Это позволило легко своими руками установить новый механизм на лицевой панели ходиков. Для сохранения подобия старых часов корпус от прежнего механизма сохранил, немного подрезав  метал снизу. Стрелки можно было использовать от «календарных» часов, но решил сохранить старые увесистые стальные стрелки, для этого пришлось немного расточить посадочные отверстия для плотного надевания на пластмассовые втулки нового механизма. Секундную стрелку решил не ставить. Для правильного расположения стрелок часов сначала все стрелки устанавливаем на полночь, а затем после установки батарейки выставляем время. Для декорации был установлен маятник и подвешена гиря. В доме прибавилось часов.

Новый механизм
Механизм часов
Механизм установлен
Стрелки установлены
Подрезанный корпус
Часы собраны

По такой же технологии удалось продлить жизнь еще одним часам. В корпус от старых пружинных маятниковых часов лет десять назад были вставлены электронно-механические часы «Янтарь» из 80х годов (съедали батарейку формата «А» за пол года), после поломки последних механизм также самостоятельно был заменен на пластмассовый. Красивые стрелки не подходили к новому механизму и поэтому просто были приклеены к пластмассовом стрелкам. Часы благополучно работают по настоящее время.

Настенные часы
Корпус часов
Пластмассовый механизм

Часы являются в некоторых местах неотъемлемым предметом интерьера, но не долговечность и сложности ремонта иногда вынуждают отказаться от этих предметов, хотя с установкой дешевого механизма им можно продлить жизнь. В планах установки электронной системы боя часов и бюджетная попытка восстановления маятника, но об этом в следующих публикациях.

Похожие материалы:

1. Быстрое изготовление простого подарка

2. Часы Хэллоуин

3. Часы позитив

4. Самодельные часы Дракон

Используемые источники:

  • https://f0rest.livejournal.com/61945.html
  • https://mysku.ru/blog/diy/74624.html
  • https://sekret-mastera.ru/bez-rubriki/remontiruem-nastennye-chasy.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации