T18 — первая американская ПТ-САУ в ветке развития. Обладает толстым лобовым бронированием, хорошей подвижностью и отличным орудием, что превращает этот маленький танк в грозного соперника или прекрасного союзника.
Прокачка
Для исследования T18 требуется 110 единиц опыта. Предыдущий танк — T1 Cunningham;
Первым делом изучаем фугасницу — 75 mm Howitzer M1A1. Она имеет колоссальный урон, но плохую точность;
Далее устанавливаем топовый двигатель. Это даст нам высокую максимальную скорость;
Чтобы улучшить поворотливость танка ставим топовую ходовую;
Исследуем радиостанцию;
В последнюю очередь изучаем топовое орудие — QF 2-pdr Mk. IX. Обладает высокой скорострельностью, но небольшим уроном;
Следующий танк в ветке — T82. Для его исследования необходимо 1050 единиц опыта.
Топовая комплектация
Цена
3000 кр.
Прочность
125 HP
Масса/макс.
13.49/15 т.
Мощность
350 л.с.
Скорость
48/8 км/ч.
Поворотливость
30 °/с
Корпус
51/32/25 мм.
Урон
45/45/60 HP
Пробитие
64/121/23 мм.
Перезарядка
2.1 сек.
Углы ГН
-15…+15°
Углы ВН
-5…+20°
Обзор
240 м.
Связь
325 м.
Преимущества
Быстрая перезарядка
Высокая максимальная скорость;
Крепкое лобовое бронирование;
Хорошая поворотливость
Таран
Недостатки
Низкая скорость заднего хода
Мало HP
Слабый обзор
Умения и навыки экипажа
Командир (Радист)
Наводчик
Механик-водитель
Заряжающий
Оборудование
Маскировочная сеть
Стереотруба
Улучшенная вентиляция
Снаряжение
Малая аптечка
Малый ремкомплект
Ручной огнетушитель
Бронирование
Применение
T18 — ПТ-САУ закрытого типа, что положительно сказывается на ее защите от фугасных снарядов. В зависимости от выбранного орудия есть две тактики применения этого танка в бою:
С топовым QF 2-pdr Mk. IX: Дистанция — дальняя. Орудие точное, скорострельное, рация мощная, надо только занять хорошую позицию и стрелять по засвету союзников (желательно так, чтобы самому не «засветиться»). Для этой тактики очень полезной будет маскировочная сеть. Крайне важно менять позицию после обнаружения противником, так как стоящий T18 — легкая мишень, даже с толстой лобовой броней. Ни в коем случае нельзя идти в первом ряду и выезжать на противников, поджидающих T18 за углом — выстрел в движении или сразу после остановки скорее всего уйдет мимо, и ПТ-САУ будет уничтожена раньше, чем сведется или перезарядится.
С «фугасницей» 75 mm Howitzer M1A1: Дистанция — ближняя и средняя (точность у «фугасницы» небольшая). При обнаружении противника выстрелить и спрятаться. Во-первых у этого орудия долгая перезарядка, во-вторых часто бывает, что у противника остается 5-10 ХП, и в результате, пока произойдет перезарядка, он сможет сделать по T18 2-3 выстрела(хотя иногда спасает толстая лобовая броня). И именно поэтому лучше воевать в группе с союзниками, которые смогут добить противника. Также можно затаранить еле-живой танк противника, благо масса и скорость танка позволяют это сделать с наименьшими потерями ХП у самой ПТ-САУ.
Видео
Историческая справка
С октября 1941 по май 1942 велись работы по созданию самоходной гаубицы на базе шасси легкого танка M3 Stuart. Изначально, проект под названием Т18 разрабатывался как САУ поддержки. На вооружении состояла 75-мм гаубица, располагавшаяся в просторной, полностью закрытой бронированной рубке. Однако проект был заброшен из-за появления более совершенной САУ М8 на базе танка М5.
Рекомендуем
Характеристики
320Прочность210.0мОбзорСнаряд538ДПМ64Пробитие40Урон1Урон по модулям/экипажу—Урон за барабан792Скорость полета15.63%Потеря пробития на расстоянии—Радиус взрываДПМПробитиеУронУрон по модулям/экипажуУрон за барабанСкорость полета%Потеря пробития на расстоянииРадиус взрываДПМПробитиеУронУрон по модулям/экипажуУрон за барабанСкорость полета%Потеря пробития на расстоянииРадиус взрываДПМПробитиеУронУрон по модулям/экипажуУрон за барабанСкорость полета%Потеря пробития на расстоянииРадиус взрыва40.0Калибр13.46Скорострельность4.46Время перезарядки—Время перезарядки барабана—×Снарядов в барабане—Время до готовности следующего снаряда1.150.345РазбросКоэффициенты увеличения разброса0.160В движении0.200При повороте шасси0.100При повороте башни3.500После выстрелаУглы наводки 5°Вниз 20°Вверх15°/15°Углы горизотальной наводки45.89Скорость поворота башни13.26ВесСкорость48Вперёд15Назад14.21На жестком грунте13.20На среднем грунте9.72На мягком грунтеСкорость поворота шасси31.29На жестком грунте29.06На среднем грунте21.41На мягком грунте4.29м×2.24м×1.82мРазмерМаскировка38.00%Когда неподвижен28.00%В движении16.75%После выстрела если неподвижен13.00%После выстрела в движении Дистанция засвета противником с обзором в 253м
Бронетехника
Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты. В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч. При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.Т-18 (МС-1) образца 1927 г.Боевая масса, т: 5,3Экипаж, чел: 2Размеры:Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»Ширина, мм: 1760Высота, мм: 2120Клиренс, мм: 315Бронирование: стальная катаная, 8-16 ммВооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлажденияМощность двигателя, л. с: 35Скорость по шоссе, км/ч: 16Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5Запас хода по шоссе, км: 100Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37Преодолеваемый подъём, град: 36Преодолеваемая стенка, м: 0,5Преодолеваемый ров, м: 1,85Преодолеваемый брод, м: 0,8В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек. Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах. Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше. Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах. Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области. Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной. Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.И, соответственно, покажем танк изнутри.