Андрей Смирнов
Время чтения: ~33 мин.
Просмотров: 126

Испанский национальный костюм – переплетение старинных традиций с современностью

ispanskij-nacionalnyj-kostyum--21.jpg

Испания – страна с богатой историей и культурой. Пожалуй, многие хоть раз в жизни углублялись в изучение традиций, фламенко и зрелищной корриды. Помимо всего прочего, большой интерес представляет национальная одежда испанского народа.

На протяжении средневековья традиционный костюм регулярно претерпевал изменения, в конечном счете закрепив за собой позиции как одного из самых ярких и впечатляющих.

В нашей статье мы подробно расскажем об исторических аспектах становления традиционного костюма в Испании.

ispanskij-nacionalnyj-kostyum-.jpg

Немного истории

Развитие традиционного костюма Испании проходило на протяжении 15-19 веков.

В 16 в. при дворе испанских Габсбургов в обиход вошли жесткие каркасы для костюмов, пользовались они популярностью на протяжении всего столетия до 17 в. Они оказали влияние на развитие костюмов других стран Европы.

На становление основных традиционных черт костюма оказали влияние рыцарский образ, этикет королевского двора и религия. Костюм подчеркивал естественность и гармоничные пропорции, что было свойственно эпохе Возрождения, но, с другой стороны, существовали особые критерии, чтобы спрятать тело.

В костюмах всегда стремились расширить линию плеч с помощью специальных валиков или удлиненной линии плеч. Уже в 18-19 веках начал формироваться более современный вариант наряда, предметы которого присутствуют в современных моделях национального костюма.

ispanskij-nacionalnyj-kostyum--5.jpg

Разновидности

Женский

Костюм для дам всегда отличался четкими и правильными линиями и треугольным силуэтом. Платья имели корсет, плотно затянутый на талии, закрытое декольте в виде лифа сложного покроя.

Грудь пытались сделать визуально менее объемной при помощи корсета. Передняя часть лифа заканчивалась острым мысом. К верху пришивали металлический вертюгаден, на который надевались две юбки. Верхняя часть имела высокий треугольный разрез и открывала нижнюю юбку, которая всегда была другого цвета.

Конечно же платья украшали различного рода декоративными элементами, в виде нитей жемчуга, золотых нитей и декоративными сетками из нитей.

Рукава платья обычно были длинными и двойными. Нижний слой был узким, а верхний мог варьироваться, например, быть с разрезом на сгибе, куда продевали руку. Обычно второй рукав имел более свободную или расклешенную форму, края рукава изящно свисали. В женском наряде имелся брыжжевой воротник, он имел вырез спереди и открывал шею.

Описанный нами костюм был присущ представительницам аристократии.

Жительницы городов не использовали корсет и каркас для юбок. Их костюм составляли рубашка, узкий лиф, съемные рукава и юбки с большим количеством складок и сборок.

Позже, в конце 18 и в 19 веках женский наряд выглядел немного по-другому. Это был приталенный жилет с широкими лацканами, отсутствовал корсет, юбка в пол со складками, мантилья, гребень, веер и шаль.

Неотъемлемым элементом является мантилья – накидка с кружевом, которой покрывают грудь, плечи и голову. Гребень крепили высоко к волосам в вертикальном положении, а мантилью покрывали сверху.

Мужской

Традиционный костюм для мужчин в Испании состоял из сорочки, укороченных штанов, колета и плаща.

Сорочку украшал брыжжевый воротник и высокие манжеты из батиста, декорированные кружевом.

Укороченные штаны были шаровидного фасона, иногда их дополняли декоративной тканью в форме вертикальных полосок. Такие штаны также называли брагетт, под них надевали обтягивающие чулки – кальес.

Колет, он же хубон, являлся короткой курткой до линии талии или же до середины бедер. Он имел облегающий фасон, переднюю застежку, воротник-стойку и зауженные рукава с подкладками на плечах и отрезной баской.

Такой воротник явился предпосылкой появления гофрированного воротника. Привычная его форма постепенно становилась все больше в размерах, к нему добавили рюши и кружева. Так, в конце 16 в. он был размером уже вплоть до 20 см.

Плащи являлись вариантом верхней одежды, при этом имели разнообразные формы. Они могли быть укороченными или удлиненными, с капюшоном или вовсе без воротника. Самыми популярными были плащи-накидки, их носили расстёгнутыми ли же на одной застежке под шеей. Плащ всегда украшали наплечники и эффектно свисающие широкие рукава.

Именно в Испании, впервые на территории Европы, применили каркас в виде стеганой подкладки из ваты, конского волоса и опилок. На такой каркас и надевалась одежда.

Позже мужской наряд претерпел значительные изменения. Теперь он включал укороченный пиджак – фигаро, узкие штаны приблизительно по колено, жилет, кушак, перекрывающий линию талии, чулки, шляпу-треуголку, плащ и туфли с пряжками.

Детский

В основном, детские костюмы были похожи на взрослую одежду. Мальчики носили укороченные штаны с гетрами и рубашкой.

Для девочек подбиралась расклешенная юбка, рубашка и также воротники специфической формы. В отличие от взрослых костюмов, детские отличались более контрастными оттенками и наличием узоров.

Особенности

Цвета и узоры

Цветовая гамма одежды менялась в зависимости от исторического отрезка времени. В начале средневековья это были бледные некрасочные оттенки: черный, коричневый, серый и белый. Также присутствовали относительно яркие оттенки: фиолетовый и зеленый.

В 19 веке костюмы характеризовались яркими расцветками, например, красной. Зачастую одежду украшали узорами золотого или серебристого цвета. В основном это были цветы или горох.

Ткани

Обычно в изготовление одежды преобладали гладкие однотонные ткани. В 18-19 веках большое распространение получили узорчатые ткани, вышитые или набивные.

В узорах часто использовались религиозные мотивы, животные. Также ткани украшались лентами, нашивками и большим количеством кружева.

Крой

Как мы уже отмечали, в костюмах присутствовали четкие линии, с помощью которых создавались трапециевидные силуэты и расклешенные фасоны.

Все предметы гардероба отличались свободным кроем, в том числе мужские штаны и рубашки.

Аксессуары и украшения

Представители мужского пола носили шляпы из фетра или шляпы-треуголки, береты, шапочки красного оттенка, похожие на фригийские колпаки.

Дамы украшали волосы разного рожа шпильками и гребнями.

И в женском, и в мужском костюмах всегда богато демонстрировались украшения. Это могли быть ожерелья из жемчуга, пояса из драгоценных металлов, серьги, кольца, ремни, необычные пуговицы-застежки, цепочки, камеи и прочее.

Обувь

Мужчины носили обувь без каблуков, в основном выполненную из мягкой кожи или бархата. С середины 16 в. произошли изменения в форме обуви, нос туфель стал острее. На бархатной обуви делались прорези, через которые была видна цветная подкладка.

Женские туфли были весьма разнообразны. Они также изготавливались из мягкой кожи, бархата или атласа. С середины 16 в. начали появляться уже туфли на каблуках.

Женщины всегда стремились скрыть своей юбкой туфли. Исключением были туфли на толстой деревянной подошве. Толщина подошвы свидетельствовала о благосостоянии дамы.

Современные модели для традиционных танцев

Это, в первую очередь, широко расклешённая юбка в пол.

Стандартный фасон – клеш от бедра, мягкие легкие фактуры, способная изящно струиться при движении.

Обычно выполнена в темных тонах, часто бывает с набивным рисунком.

Юбку дополняет белая блузка не строгого стиля. Обязательными деталями для блузки являются: манжеты, кружево, или даже жабо, оборки, а материал должен быть мягким и нежным. Такая рубашка сразу делает весь образ женственным.

Альтернативой являются брюки широкого кроя – юбка-брюки или брюки расклешенного фасона. Помимо монохромного тона, они могут быть в полоску или крупную клетку.

Насыщенно красное платье часто используется для ассоциации с испанской культурой. Оно обычно имеет свободный покрой или многослойно.

Сарафан с цветочным принтом – еще один атрибут испанской культуры. Часто его носят с широкополой шляпой или платком.

Еще традиционный костюм носят совместно с корсетом темного оттенка, который надевают поверх блузки или отдельно.

Если говорить об аксессуарах, то девушки часто используют цветы, украшая ими волосы или прикалывая к одежде. Другой немаловажный аксессуар – шаль с бахромой или ярким рисунком.

Национальные костюмы

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

С помощью испанского костюма можно подчеркнуть национальные особенности и колорит Испании. Это древняя страна финикийского происхождения, которая раньше называлась Иберией. Она расположена на Средиземноморском побережье и долгое время находилась под римским владычеством, а потом приняла христианство.

Испанский костюм – роскошь и красота жгучего танца

Испанский костюм вошел в моду в XV веке. Это была эпоха Возрождения, которая диктовала свои условия. Тогда в моде были рыцарские идеалы, нравы королей и строгость католической церкви, для которой все было грешным.

В одежде важны были естественные и пропорциональные формы, но их максимально прятали от посторонних глаз, чтобы не поддаваться искушению. В это время при знатном дворе Габсбургов появляется термин «испанская мода», которую потом переняли многие королевские семьи Европы. Для знатных особ портные шили каркасные, объемные и тяжеловесные костюмы. Их тяжело было носить, так как они закрывали почти все тело и сковывали движения. В женской одежде не было никакой свободы.

Костюм треугольной конструкции напоминал футляр, в который была спрятана женщина. По преданию, такой стиль придумала королева Кастилии Хуана Португальская, чтобы никто не знал о ее беременности. Благодаря королевскому изобретению, испанки еще долгие годы носили богатые и роскошные платья, которые были неудобные и громоздкие.

Женское платье – красота геометрических форм

Испания стала законодательницей европейской моды. Одежда представительниц королевского двора эпохи Возрождения имела свои особенности:

  • Фигура и силуэт напоминали каркас треугольной формы.
  • Платья шили с лифом и с плотным, закрытым корсетом, чтобы скрыть естественные формы груди.
  • Спереди лиф имел форму продолговатого мыса. Каркас создавался из согнутой металлической проволоки, которая обшивалась дорогой тканью.
  • К лифу прикреплялись две плотные юбки. Они шились из тафты и располагались параллельно друг другу.
  • Верхняя юбка была с треугольным вырезом, а нижняя – с металлическими обручами. Юбки накидывались друг на друга.
  • Поверх юбок накидывалось верхнее платье с разрезом. Оно застегивалось петлями и повязывалось бантом.
  • Платье украшали жемчугом и сеткой, в которую вплетались золотые нити. Все это использовалось как вставки.
  • С помощью корсета зауживалась талия и уплотнялся живот. К нему прикреплялась узкая пластина, служившая для этих целей.
  • Женская одежда была с длинными двойными рукавами, которые шили из разных тканей. По всей длине рукав имел разрез и расширялся внизу, как крылья.
  • Плечи искусственно увеличивались с помощью специальных валиков и верхнего рукава.

В то время женщинам не разрешалось ходить с открытой шеей и декольте – поэтому воротник был для них настоящим спасением и особым украшением. Он был круглым, гофрированным и шился из белого тонкого рюша. Сначала воротник был маленький – не более 15 см, но со временем стало модно носить большие воротники – до 30 см.

Дополнением к наряду служили разные украшения, например, бусы, веер, пояс с пряжкой или головные уборы.

Под платье дама надевала туфли с массивной деревянной подошвой. Они украшались орнаментом из шляпок гвоздей. Толщина обуви указывала на признак аристократичности и знатности человека. Туфли изготавливались из натуральной кожи, бархата или атласа и украшались рисунком или вышивкой. Они не должны были выглядывать из-под платья, кроме деревянной обуви, которая могла быть видна по щиколотку.

Ткани и материалы

Строгий этикет испанского общества XVI и XVII века диктовал свои условия не только к одежде, но и к материалу:

  • В то время были распространены яркие, колоритные ткани с узором. В качестве рисунка использовались силуэты животных, религиозные символы и геральдические знаки.
  • Цветовая гамма отличалась разнообразием. В одежде преобладали черный, коричневый, серый, белый, красный, фиолетовый и зеленый цвета.
  • Одежда дополнительно украшалась золотистыми нитями, шнурами, лентами и кружевом из парчи. Все это нашивалось на костюм в разном направлении.
  • В конце XVI столетия в моде был гладкий однотонный текстиль.

Время и традиции

Простые девушки предпочитали одеваться не так, как знатные дамы. У них была другая мода, которая легла в основу традиционного народного испанского костюма. Об этом мы можем судить по картинам известного испанского художника Гойи, который использовал в своем творчестве яркие краски и необычное освещение. Он один из первых, кто воспел женщину Маху – горожанку, которая является прототипом знаменитой Кармен.

Одежда обыкновенных женщин середины XVII века состояла из таких элементов:

  • Женщины носили красочные платья без корсетов и не использовали для юбок металлические каркасы. Низ платья был с большими складками и свободно развевался на ветру.
  • В рубашках был лиф и корсаж на шнуровке. Рукава зауживались книзу. Они могли подворачиваться до локтя или полностью сниматься.
  • На платье надевался приталенный пиджак.
  • Важным атрибутом считался прямоугольный гребень. Им закалывали волосы. Гребень был резной, высотой 20 см, с несколькими зубчиками. Он изготавливался из слоновой кости или из черепашьего панциря. С такой прической ходили женщины в провинции.
  • Особым украшением была мантилья. Так называлась кружевная длинная вуаль, которая надевалась на гребень. Светлую мантилью носили незамужние девушки, а черную – женщины. Для торжественных случаев надевали длинную фату, которая закрывала полностью всю спину. В танцах вуаль не использовалась, либо был ее укороченный вариант.
  • Наряд дополнял складной веер. Он был настоящим произведением искусства, так как делался вручную. Основа веера изготавливалась из дерева. Его обтягивали шелком, бархатом или мягкой кожей. Некоторые веера украшали кружевом.
  • В женском костюме важны были детали: большие серьги, цветы и гребни для волос.

О народном испанском костюме

Шли годы, и испанский наряд преображался: некоторые элементы горожанки перестали носить еще в конце XIX — начале XX века. Например, мантилья и гребень, называемый по-испански peineta, стали частью королевской одежды. Сейчас эти детали воспринимаются как исторические: их можно изредка увидеть на национальных праздниках, карнавалах или свадьбах.

Национальный испанский костюм – часть культуры Испании. В каждом регионе страны свои особенности одежды:

  • На юге, в сельской местности, испанцы танцуют фламенко. Когда люди слышат это слово, они представляют образ страстной женщины в красном наряде. Фламенко создали и передали другим поколениям цыганки Андалусии. Они предпочитали одеваться выразительно для танца, чтобы подчеркнуть каждое движение. У танцовщиц – узкая талия и многослойные юбки, с воланами и драпировкой. Их руки открытые или полностью закрытые.
  • В центре страны девушки носили традиционные испанские платья или рубаху с лямками, на которую надевалась короткая легкая курточка. Голову покрывали платками или накидками.
  • В Валенсии женский костюм состоит из шелкового светлого платья с передником. На голове – тонкая ажурная косынка с рисунком, которая сзади закрепляется бантом. Наряд дополняют светлые чулки и туфли на низком каблуке.
  • В Каталонии девушки предпочитают носить распахнутые юбки с узорчатыми фартуками. Их фигуру подчеркивает белый кружевной лиф, а плечи закрываются ажурной шалью. На руки надеваются тонкие перчатки, доходящие до локтя. На голове – мантилья.
  • Наряд женщин Галисии состоит из блузки с длинными рукавами и расклешенной красной юбки с продольными темными бархатными полосками. На юбку надевается маленький или большой фартук с кружевом и бисером. На плечи накидывается нежная шаль. Голова повязывается платком.
  • На севере Испании национальный женский наряд в спокойных оттенках и со скромным рисунком.
  • В костюме женщин из Верхнего Арагона присутствует кремовая рубашка с пышным сарафаном.
  • В Нижнем Арагоне праздничная одежда состоит из короткой юбки в складку, передника и блузки с короткими рукавами, на которую накидывается шаль.

В ритме зажигательного танца: современные тенденции

Испания – страна с богатой культурой и традициями. Современный женский национальный костюм унаследовал многие исторические элементы. Традиционный наряд элегантный, с интересными украшениями. Он украшен золотистой и серебряной вышивкой и разноцветными камнями. В нем по-прежнему могут использоваться пуговицы с орнаментами, широкие пояса и большие воротники. В женском испанском костюме уместны такие детали:

  • Белая или нежно-кремовая блуза, сшитая из легкой ткани, с манжетами, оборками и кружевом.
  • Длинная, расклешенная от середины бедра, юбка из мягкой ткани. Она может быть с выпуклыми узорами или без них.
  • Платье красного цвета с несколькими воланами.
  • Летний сарафан в светлых тонах и с рисунком из больших ярких цветов. Его дополняют широкополая шляпа или платок.
  • Корсет в виде черного жилета или топ на шнуровке.
  • Детали: искусственные цветы на поясе, на волосах или на воротнике.
  • Красочная воздушная шаль с бахромой.

Жители солнечной страны любят одеваться оригинально и непринужденно. Их яркая одежда с экспрессивными деталями способна создать запоминающийся образ и подарить гостям праздничное настроение.

Танец фламенко, ставший визитной карточкой Испании, полюбили многие народы. Его включают в программу многих мероприятий, чтобы внести частичку Испании и познакомить с ее национальным колоритом. В последнее время в разных образовательных заведениях, например, в детских садах или в школах, проводят утренники и фестивали. Выбирая карнавальные наряды, можно создать красивый и соответствующий сценический образ. Национальный испанский костюм для девочки включает в себя все детали женского образа.

Костюм для фламенко бывает двух видов:

  • Первый вариант – платье с овальным вырезом и воланами или многослойная юбка в цыганском стиле. Под нее можно надевать любые блузы или топы.
  • Второй вариант – специальная бата. Это однотонная юбка с длинным шлейфом сзади. Ее фасон зависит от стиля танца. Бата позволяет свободно передвигаться по сцене, так как не сковывает быстрые движения. С ее помощью легко создать эффектный образ танцующей испанки.

Поклонникам солнечной Испании

Женский национальный костюм страны финикийского происхождения – яркий, красочный, с особой энергетикой. В нем сплелись вкусы, вековые традиции и самобытность испанского народа. Многим девушкам и женщинам по душе образ свободной испанской цыганки, которая непринужденно может танцевать на площадях шумного города и привлекать к себе внимание прохожих.

Романтические натуры оставляют много положительных отзывов о национальном испанском костюме. Девушки отмечают, что одежда идеально подходит для классического испанского танца и фламенко. Она подчеркивает каждое движение танцовщицы и ее гордую осанку. Длинная, пышная, многослойная юбка с рюшами не сковывает шаги и позволяет легко передвигаться в пространстве.

Гармоничный образ завораживает зрителей страстью и красотой, вызывает симпатии и оставляет положительные эмоции. Особый колорит вносят детали костюма: веер, бусы, серьги и цветы, которые крепятся к волосам или к воротнику.

Выбирая наряд, можно дать волю фантазии. Испанская одежда настолько разнообразна, что ее легко создать своими руками. Не нужно сомневаться в выборе тканей: уместны будут однотонные и разноцветные варианты. Правильно сшитый испанский костюм станет частичкой целого народа с его богатой историей.

string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 
string(10) "error stat" 

Испания за многовековую историю претерпевала многочисленные войны за власть, что и повлияло на интерпретацию национального костюма. Местные жители пережили эпоху горящих костров инквизиции, королевское влияние на развитие моды, подарившее миру эталонный образец пышной средневековой одежды. Хотя больше привлекают внимание этнические народные костюмы простых жителей с пылким нравом, выражающие истинный дух испанской земли с зажигательными танцами и корридой.

Особенности испанских костюмов

Существуют различия национальной одежды по регионам, но прослеживаются общие черты. На заре развития мужские костюмы выполняли функцию защиты обладателя от вражеских стрел, поэтому отшивались из плотных негнущихся тканей. Догматы католической церкви пропагандировали отказ от земных радостей, немногословность и чопорное поведение. Жители носили одежду в темных тонах для осветления лица, чтобы казаться светлее мавров. Приветствовались в костюме включения тканей красного, зеленого или фиолетового цвета. Дамы носили тяжелые наряды с металлическими пластинками на груди и животе. Такое ухищрение позволяло выделить талию и спрятать изгибы тела, но не давало полноценно дышать, становясь причиной обмороков обладательницы.

Народный костюм

Впервые в исторических хрониках испанский национальный костюм упоминается в XVI веке. В период воцарения Габсбургов представители высшего общества носили корсетные одеяния, но простолюдинам с горячей кровью оказалось несвойственно подчиняться жестким правилам. Из Андалузии берет начало культура простых испанцев – махо. Бурные выяснения отношений между парнями и девушками могли закончиться плачевно, ведь влюбленные не выходили на городские улицы без ножей. Образ жгучей Кармен возник на основе легендарных разборок махо, легко переступающих грань между любовью и кровавой ненавистью. Костюмы мужчин и женщин состояли почти из идентичных вещей. Представительницы махо носили яркие многослойные юбки, укороченные пиджаки и мантильи с гребнями.

Мужской костюм

Известны интерпретации мужского наряда, различные по эпохе появления на исторической арене. Традиционное одеяние, взятое историками за стандарт, состоит из следующих предметов:

  • Белоснежная сорочка с батистовыми манжетами, обшитыми кружевами. Обязательно к рубахе пришивался брыжжевый воротник.
  • Шаровидные штаны-брагет прикреплялись к бедрам сверху и снизу, имели подбивку из конского волоса. Отличительная черта брюк – вертикальные полосы из ткани контрастного цвета. В качестве нижнего белья носили кальес.
  • Укороченная курточка (хубон) или колет с наплечниками, зауженными рукавами и воротником-стойкой. С течением времени воротник удлинялся, к нему пришивали кружевные вставки. Манипуляции с отделкой стали причиной появления характерного испанского гофрированного воротника.
  • Мужчины носили плащи различной длины без воротника или с капюшоном. Традиционным для испанцев считается распашная накидка ропа с наплечниками, висячими рукавами и застежкой возле шеи.

Постепенно испанский костюм приобрел современные черты. На смену шаровидным брагет пришли зауженные штаны, колет заменил пиджак-фигаро. Мужчины дополнили наряд чулками, кушаком на талии, жилетом, треуголкой и плащом.

Женский костюм

С легкой подачи горожанок сформировался женский национальный костюм Испании, пропагандирующий свободу от металлических каркасов и жестких корсетов. Девушки самостоятельно отшивали наряд, состоящий из приталенного жилета, многослойной юбки с оборками, просторной блузы со съемными рукавами. Юные испанки в качестве головного убора носили светлый гребень, который после вступления в брак надлежало поменять на аксессуар коричневого или черного цвета. Гребнем закалывали длинную кружевную накидку – мантилью. Мастерицы старались вышить ее оригинальными узорами, придающими предмету индивидуальность. Современной интерпретацией национального одеяния считаются костюмы для фламенко. Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-3.jpg

Детский костюм

Не существовало особенных различий между детской и взрослой национальной одеждой. Мальчиков наряжали в рубашки с короткими штанишками, девочек – в блузки с пышными юбками. При желании отшивали детские наряды из ярких тканей, украшали узорами и орнаментами.

Костюм по регионам

Самобытная одежда в Испании отличается по регионам. Северные провинции тяготеют к строгим консервативным одеяниям, в центральной части страны придерживаются традиционных устоев. Характерные броские костюмы появились с легкой руки южных испанцев, откуда берет истоки страстный танец фламенко. Различия по регионам:

  • В Каталонии традиционный женский наряд состоит из светлой пышной юбки, атласного лифа с ажурными вставками, фартука и черной шали. Обязательно носить темные кружевные перчатки до локтя и мантилью.
  • Девушки Галисии тяготеют к расклешенным алым юбкам в продольные полосы из черного бархата, фартукам, блузкам с удлиненными рукавами. Желательно набросить на плечи ажурную шаль, а на голову повязать платок.
  • В Верхнем Арагоне носят льняные рубашки с длинными сарафанами, в Нижнем – укороченные пышные юбки, фартуки и блузы с шалями.
  • Народные костюмы в Валенсии составляют шелковые платья с флористическим орнаментом. Девушки подчеркивают талию расшитым передником, на голове носят косынки с бантами. Регион известен интересной прической с бусинами и заколками.

Всемирную популярность завоевал костюм жительниц Андалусии – яркое многослойное платье в горошек, обтягивающее изгибы фигуры. Южанки получили наряд в наследство от местных цыганок, воплощающих в танце страстную натуру. Андалусийки носят на плечах полупрозрачную шаль, в прическе закрепляют гребень с кружевной мантильей, в руках держат яркий веер.

Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-4.jpg

Аристократический костюм

На фото представлены испанские национальные костюмы аристократов. В создании многослойного одеяния участвовали портнихи, вышивальщицы и золотошвейки, работающие месяцами над пошивом и декорированием наряда. Платья напоминали произведение искусства, хотя находиться в подобном драгоценном костюме становилось пыткой. Вызывало зависть поведение свободолюбивого народа махо, что объясняет проникновение духа бунтарства в аристократическую среду.

Эпоха Реконкисты

Период характеризуется борьбой пиренейских христиан с маврами, оккупировавшими территорию. В результате произошло смешение элементов испанских и арабских костюмов, лепту внесли и рыцари, прибывшие из Европы. Испанцы стали носить удлиненные плащи – сюрко, которые закреплялись на доспехах с целью защиты от осадков. Мужчины примерили плащи с драпировкой на плече, накидки собреропа, ропилью и абриго. У женских платьев выделялась линия талии с расходящимися вниз складками материи. Характерно появление пелерины и сложных головных уборов на металлическом каркасе. Специфика тренсадо не теряла популярности до 1520 года, предлагала девушкам завернуть волосы тканью, перетянув лентой. Модницы носили тренсадо совместно с восточным тюрбаном. Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-5.jpg

Эпоха Возрождения

В моде пропагандировались предписания католической церкви, отрицающей красоту человеческого тела. Королевская власть базируется на поддержке аристократии и рыцарства, но вынуждена покоряться наставлениям духовников. Если Италия переживает расцвет художественной мысли, то в Испании проявления свободы под запретом. Возникает явление «испанской моды», получившей распространение в Европе. Аристократы носили тяжелые каркасные костюмы, сковывающие движения. Знаменитое испанское платье ввела в обиход Хуана Португальская с целью скрыть беременность. Силуэт составляли треугольники с вершинами на линии талии, очерчивающие границу лифа и расширяющейся юбки. Под одеянием носили юбку на металлической конструкции под названием вертюгаден или вертигадо. Сверху водружали баскинью (юбка) и вестидо (платье) на завязках.

Одежду отшивали из тканей серого, коричневого или черного цвета, допускались детали изумрудного или алого оттенка. Даже обувь не демонстрировали за исключением деревянных чапинес. Единственное разрешение для аристократов касалось ношения драгоценностей, служащих ярким акцентом на аскетичной одежде.

Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-6.jpg

«Золотой век» (XVII век)

Испания начинает терять позиции на территории Европы, находится на грани экономического краха. Ощущается французское влияние с подачи Людовика XIV, решившего наладить контакты с испанцами. Аристократы продолжают носить каркасные костюмы, но присматриваются к французским тканям с золотым шитьем. Богатые испанки облачаются в черные закрытые платья, напоминающие футляр, но не решаются отказаться от широкого крахмального воротника на металлическом основании. Общие черты аристократического и народного костюма – наличие мантильи и веера. Мужчины перестали носить шаровидные штаны, заменили их зауженными брюками до колен с завязками. Удлиняется традиционная курточка хубон с откидными рукавами. Испанцы внедрили в обиход костюмы французских мушкетеров, хотя на парики мода не получила распространения. Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-7.jpg

Мужской костюм

С XVII века аристократические костюмы отшивают из темных тканей, сочетают материалы с разной фактурой по типу шелка, хлопка или бархата. Горожане начинают носить одежду с вставками желтого, красного или малинового цвета. Появился закон о запрете украшения нарядов ажурными кружевами, но модники стали заказывать золотое шитье на одежде. Традиционный укороченный колет приобретает длину, на рукавах появляются прорези, пришивают мягкие валики на плечах. Под камзолом носят белоснежную рубашку с широкими рукавами, от непогоды защищаются с помощью манто, которое напоминало длинный круглый воротник на двух завязках. Мужчины носят зауженные штаны, завязывающиеся под коленами. Вместо пояса для шпаги щеголяют с богато декорированной перевязью на плече в качестве части национального костюма. Заменой туфель стали модные светлые сапоги с голенищами выше колен. Испанцы приобретали обувь на невысоком каблуке для комфортной верховой езды, дворяне получили приоритет носить красные каблуки на балах. Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-8.jpg

Женский костюм

Аристократки продолжали носить громоздкие платья на жестком корсете. На широкий каркас натягивались множественные юбки, верхняя часть тела затягивалась в корсет, сверху надлежало водрузить тугой жакет с баской. По обычаю, верхние рукава имели разрез и демонстрировали рукава нижнего одеяния.

Категорически запрещалось декольте и непокрытая голова. Плохим тоном считалось носить платья, открывающие обзор на носки туфель. Украшением аристократки становились драгоценные четки, отделанный вышивкой носовой платок и веер.

XVIII век

Со смертью последнего коронованного Габсбурга началось воцарение другой моды, свободной от жестких рамок. Мода приобретает европейские черты, распространяется среди аристократических кругов. XVIII век ознаменовался появлением костюма тореадора, названного блестящим облачением. В национальном одеянии для корриды прослеживаются черты андалузского костюма, облегающего тело, но не мешающего производить активные действия. Наряд состоит из расшитого жилета и курточки, укороченных брюк, гольф и галстука. Другое традиционное одеяние – испанские платья для танцев фламенко. Жгучая испанка в танце завораживает мелькающими воланами на алом платье, игрой полупрозрачной шалью и взмахами веером. Исполнительница байлаор украшает локоны цветком под цвет платья, крупные бусы и браслеты дополнят образ. Зажигательный европейский танец пронизан такой же атмосферой, как и танец бандари, характерный для жителей восточных стран. Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-9.jpg

Конец XVIII — начало XIX века

Полностью уничтожает аристократичную чопорность распространение культуры махо. Простонародные карнавальные костюмы пришлись по нраву богачам, желающим окунуться в бурную жизнь с танцами и песнями. В противовес отрицания французского влияния пропагандируется идея национализма. Сеньоры того времени часто заводили знакомства с представителями махо, носили яркие детали народных самобытных костюмов.

Особенности других составляющих

Придворные дамы с подачи королевы Изабеллы возвратили моду на мантилью. Аристократки украшают голову накидкой с гребнем, протестуя против правления короля-чужестранца. Явление известно в истории под названием «заговора мантилий». Девушки носят аксессуар светлого окраса, взрослые женщины предпочитают строгость черного цвета.

Текстиль

Для пошива одежды пользуются набивными или вышитыми тканями, обычно отличающимися искусными золотыми узорами на ярком фоне. Если в Средневековье предпочитали темные ткани, то со временем их вытеснили рулоны изысканной материи различной расцветки.

Цвета и узоры

Испанские костюмы пестрят сочетанием контрастных цветов, радуют россыпью палитры оттенков. В моде как пастельная, так и насыщенная яркая гамма. Часто встречается флористический узор или горох. Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-10.jpg

Ткани

Традиционно использовали ткани с гладкой структурой, но со временем научились отшивать одежду из шелка, льна и бархата. Костюмы создавали по контрасту из материи разной фактуры и цвета.

Крой

Отдавали предпочтение одежде свободного кроя – так отшивались штаны и рубашки. Четкие линии помогали достичь желанного силуэта, в моде оставались расклешенные и трапециевидные фасоны.

Аксессуары и украшения

Испанки носили удлиненное покрывало-мантилью, прикрепленное с помощью пейнеты. Конструкцию водружали посредине головы, что говорило об аккуратности девушки. Пейнеты изготавливали из панцирей черепах, позже перешли на пластмассовые изделия. Мантилью шили из кружевных или прозрачных тканей, украшали орнаментом.

В приоритете находились расшитые пояса, золотые украшения, крупные серьги и кольца, необычной формы пуговицы, камеи и ожерелья-цепочки. Акцент свадебного наряда часто сводился к изобилию украшений: медальонов, кулонов, кораллов, ожерелий и реликвариев, хотя в качестве головного убора служил кружевной платок.

Ispanskij-nacionalnyj-kostyum-11.jpg

Обувь

Мужчины носили мягкую бархатную или кожаную обувь по типу «медвежьей лапы». Позже в моду вошли остроносые бархатные и атласные туфли, военные надевали обувь с узкими голенищами. Охотиться полагалось в белоснежных белых сапогах. Девушки щеголяли в расшитых атласных и бархатных туфельках, также в моде были грубые чапинес на высокой подошве.

Волосы

Испанцы предпочитали коротко стричься, носили усы с бородой. Оставалось украсить макушку шапочкой, беретом или фетровой шляпой. Девушки отращивали длинные волосы, мастерили прически из кос, хотя чаще собирали локоны в лаконичный пучок. Прическу закрепляли шпильками, повязывали сверху платок.

Испанский костюм в наши дни

Национальный наряд Испании прошел историю становления, но сохранил присущие черты, которые отразились в коллекциях брендовой одежды. Разнообразные фасоны одеяний пригодятся при составлении стильного образа:

  • Белоснежная блузка из летящих тканей с кружевным воротником и ажурным жабо. Ошибочно примерять мужскую рубашку, выглядящую слишком консервативно.
  • Корсет подчеркнет изгибы фигуры, выделит талию. Его выпускают на шнуровке или шьют по аналогии с жилетом.
  • Расклешенная от бедра юбка в пол. Пригодятся для пошива не только яркие ткани с пестрыми узорами, советуют примерить платье в темных тонах.
  • Нюдовый сарафан с крупным флористическим узором – воплощение нежности. Образ дополняют широкополой шляпой.
  • Однотонные расклешенные брюки темного цвета.
  • Для вечернего выхода рекомендуют примерить алое длинное платье с многослойной юбкой, обшитой рюшами.

Атрибутом национального костюма послужит шаль, небрежно накинутая на плечи. Приветствуется крупный цветок в прическе или на одежде как символ жаркой земли людей с пылким нравом.

Испания поражает воображение традиционными нарядами, воплотившими воедино элегантность и притягательность. Даже если национальные костюмы уместны только на занятиях танцами, то некоторые элементы одежды вписываются в современный модный лук. Используемые источники:

  • http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/ispanskie/
  • https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/ispanskij/
  • https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/ispanskie.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации