Данная статья наверняка будет более полезна не только автомобилистам, но и может пригодиться любому домашнему мастеру. Столкнувшись с обжимом клемм лучше всего использовать правильный инструмент, а именно — кримпер для обжима автомобильных клемм. Но, увы, не у каждого он есть, а если есть необходимость обжать одну клемму в месяц, то смыла в покупке кримпера нет. Сегодня мы попытаемся обжать клемму подручными средствами и покажем, как обжимать клеммы плоскогубцами.
Как обжимать клеммы плоскогубцами?
Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы.
Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
Каждое из этих ушек загибаем вовнутрь полукругом так, что бы концы не накладывались друг на друга.
Кончик провода зачищаем от изоляции на 5 мм и вставляем в получившееся отверстие. Достаточно теперь сильно сжать ушки плоскогубцами и их кончики плотно врежутся в изоляцию, фиксируя тем самым провод. Аналогично маленькими усиками фиксируются на этой клемме жилы провода.
Получилось не так аккуратно, как кримпером, но тоже прочно и надежно. Для сравнения: верхняя клемма фиксировалась кримпером, а нижнюю мы только что обжали плоскогубцами.
На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы.
Для наглядности можно взглянуть, как выглядит правильно обжатая клемма в разрезе.
comments powered by HyperCommentsДомойРуки из нужного местаКримпер. Как выбрать и пользоваться?
Для надёжного соединения проводов, небольших кабелей или клемм часто можно обойтись без пайки, достаточно надёжно обжать их концы. Для этого лучше воспользоваться электромонтажным приспособлением, внешне очень напоминающим пассатижи, но носящим специальное название – кримпер (от англ. to crimp – отбортовывать, отгибать).
Устройство
Универсальный кримпер для обжима наконечников состоит из:
- пары поворотных обрезиненных рычагов-рукояток;
- сменных обжимных насадок (чем их больше в комплекте, тем лучше);
- возвратной пружины;
- передаточного механизма, увеличивающего усилие/момент обжима;
- фиксирующей трещотки, ограничивающей нажим на клеммы;
Опционально может поставляться резец для проводов, при помощи которого можно выровнять выступающие части отдельных проволок. Универсальность кримперу обеспечивают плоскогубцы, которыми можно захватить клеммный наконечник, а также использовать для зачистки провода от изоляции; тогда можно обойтись и без стриппера.
Все элементы кримперов имеют антикоррозионное покрытие, поскольку работать с этим инструментом часто приходится в условиях повышенной влажности.
Как пользоваться кримпером?
Если у вас – именно универсальный инструмент, то предстоит последовательно выполнить следующие действия:
- Воспользовавшись резаком, подровнять торцы наконечников или снять слой изоляции, мешающий обжиму.
- Установить в посадочное место кримпера ту обжимную секцию, которая соответствует вашему типу клемм – с изоляцией или без неё.
- Поместить провод в короткий металлический цилиндр, находящийся во вставке.
- Рукоятками сжать секции, в которых находятся клеммные наконечники (для приспособлений, развивающих небольшие усилия обжима, эту процедуру придётся повторить несколько раз).
- Отпустить рукоятки, всё остальное сделает возвратная пружина.
Если кримпер для обжима автоклемм вас не подвёл, то соединение окажется качественным, и потерь тока в месте сборки не будет.
Какой кримпер выбрать?
Если вы не стеснены в средствах, то внимание следует обратить на модели, к которым предлагаются ножи, кусачки, пассатижи и набор до пяти сменных насадок, предназначенных для работы с проводами разного диаметра.
Важным параметром считается усилие обжима: если оно недостаточно, то кримпером придётся пользоваться несколько раз подряд, что утомительно.
Отсутствие механизма регулировки усилия обжима существенно ограничивает востребованность оснастки. Слишком слабый обжим приведет к ухудшению механических характеристик и плохой электропроводности соединения. Слишком плотный обжим до определенной степени может улучшить электрические характеристики, но может и повредить корпус клеммы, уменьшая прочность на растяжение или сопротивление вибрационным нагрузкам. Любая из этих проблем может привести к потере производственного времени, повреждению, ремонту и даже к потенциальной травме.
Топ-семёрка лучших моделей кримперов 2019 года
Специализированная продукция TE Connectivity от торговой марки Dalroad включает в себя и универсальный кримпер для наконечников проводов сечением от 2,5 мм2 до 120 мм2 (соответственно под токи 20…400A). Имеется регулятор усилия.
Кримпер для обжима наконечников модели RJ45 может использоваться также и для соединения витых пар. Приемлемая цена и универсальность – главные достоинства инструмента.
Кримпер WGGE WG-015 включает в себя не только собственно устройство для обжима наконечников, но и пассатижи с резаком. К сожалению, ручки эргономически не продуманы, а потому пользователю придётся потратить некоторое время, чтобы привыкнуть к инструменту.
Кримпер IRWIN VISE-GRIP Multi-Tool 2078309 относится к категории профессионального инструмента. В комплект входит нож-резак, кусачки и титановая защёлка с верхним ограничителем. Гарантируется надёжный обжим с первой попытки.
Торговая марка GROSS предлагает кримперы для обжима автоклемм, которые отличаются особым устройством обжимной головки – она полузакрытая, а потому может применяться не только в автосервисе, но и при прокладке соединений проводной связи.
Модель Titan Tools 11477 отличается цветовой кодировкой каждого гнезда, что облегчает пользователю выбор верного варианта установки клемм под обжим. Имеется опция настройки рукояток под размер руки и лёгкая регулировка силы обжима путём изменения длины рукояток.
Кримперы КВТ (серии СТК) предназначены для обжима проводов различного диаметра, изолированных и неизолированных наконечников, автоклемм. Надёжная механика, регулируемое усилие обжатия, наличие цветовой кодировки, храповый возвратный механизм выводят этот инструмент на первое место в нашем обзоре.
Клеммы для аккумулятора используются в разных видах транспортных средств и обеспечивают надёжное соединение с источником питания путём подключения к электродам на АКБ.
Функции
- Электрическое соединение батареи со стартером, прочими потребителями тока, «массой».
- Возможность установки аккумулятора, подходящего для модели машины.
- Обеспечение надёжной работы бортовой электросети автотранспортного средства в различных условиях эксплуатации.
Виды клемм
Существует разные типы клемм автомобильных аккумуляторов. Классифицируются по следующим признам:
1. По полярности батареи
Расположение контактов может сильно различаться. К источнику питания подключаются 2 клеммы для АКБ – отрицательная (-) и положительная (+).
При прямой полярности (Тип «1») «плюсовой» электрод предусмотрен слева, а «минусовой» – справа. Такое расположение контактов часто применяется в автомобилях отечественных производителей. При обратной полярности (Тип «0» и «5») электроды находятся с точностью до наоборот. Этот способ размещения используется в батареях для машин от зарубежных компаний.
Аккумуляторные клеммы могут подключаться по диагонали относительно друг друга (Тип «2»), располагаться только в правой части батареи (Тип «3» и «4»).
2. По схеме установки
Клеммы для подключения аккумулятора могут находиться в разных частях источника питания. Существует 2 основных варианта. В автомобилях из Европы и Азии электротехнические изделия подключаются к выводам на верхней грани корпуса. Это распространённый вариант установки, который также используется в российских машинах.
Обратите внимание, что американская схема расположения предполагает нахождение электродов на боковой поверхности АКБ. Батареи для автомобилей из США не могут устанавливаться в транспортные средства европейского и азиатского производства. Стандартные клеммы на аккумуляторе просто не позволят выполнить подключение.
3. По форме и габаритным размерам выводов
Выводы клемм для разных источников питания могут сильно различаться. На это необходимо обращать внимание перед покупкой аккумулятора, иначе можно столкнуться с неразрешимыми проблемами при подключении батареи.
Клемма на АКБ российского изготовления и зарубежного производства имеет вывод конусообразной формы. При этом «плюсовой» контакт больше в диаметре по сравнению с «массой». На некоторых батареях выводы сделаны под болт (для монтажа в грузовиках) или винт (североамериканский стандарт).
По диаметру конусообразные контакты делятся на обычные (19,5 и 17,8 мм) и уменьшенные (12,7 и 11,1 мм) для японских машин. В обоих случаях минусовая клемма должна быть меньше по размерам, чем плюсовая.
Существует 2 варианта решения проблемы из-за несовпадения размера. Можно провести замену выводных контактов или купить аккумуляторные клеммы переходники.
4. По материалу изготовления
Свинцовые. Лучшие аккумуляторные клеммы для по соотношению цена-эксплуатационные характеристики. Отличаются повышенной механической прочностью. Несмотря на меньшую электропроводность, чем у меди и латуни, многие производители используют этот металл.
Свинец – материал с низкой температурой плавления, что является недостатком металла. Однако свинцовый контакт сыграет роль плавкого предохранителя, который расплавится из-за кратковременного воздействия высоких температур в случае короткого замыкания.
Для улучшения эксплуатационных характеристик и замедления процессов окисления клеммы аккумулятора поставляются с болтами, прошедшими оксидирование и барашками из латуни.
Медные. Более дорогостоящие изделия. Медные аккумуляторные клеммы редко применяют в производстве батарей. Основная проблема — в сложной технологии изготовления. По сравнению с обычными свинцовыми электротехническими изделиями, отливка медных заготовок – трудоёмкий процесс.
Зато медь обладает хорошими физико-химическими характеристиками: отличный проводник электричества. После установки медных клемм упростится зимний запуск мотора, снизится скорость окисления контактов и ускорится зарядка АКБ.
Не стоит путать медные и омеднённые стальные клеммы. Первые качественнее вторых, обладают более высокими потребительскими свойствами. Многие дешёвые клеммы переходники изготавливают из стали и покрывают слоем меди.
Латунные. Отличаются стойкостью к влажности, простотой выполнения монтажно-демонтажных операций. Латунные клеммы АКБ оснащаются гайкой типа «барашек» и болтом, которые очень медленно окисляются. При этом необходимо аккуратно устанавливать электротехнические изделия из латуни. Материал обладает пластичностью, деформируется при слишком сильной затяжке простыми пассатижами.
Бронзовые. Это хорошие клеммы АКБ с высокой механической прочностью. В остальном схожи с латунными электротехническими изделиями.
О быстросъёмных клеммах на аккумулятор
Быстросъёмные клеммы делают из свинца, медного сплава или другого материала. Эти элементы лучше приспособлены к частому монтажу-демонтажу по сравнению со стандартными электротехническими клеммами.
Клеммы для зарядки аккумулятора позволяют легко и быстро отсоединить бортовую сеть автотранспортного средства без использования инструмента. Это предотвращает саморазряд источника электропитания. Такие виды клемм АКБ устанавливают взамен штатных изделий.
Какие клеммы выбрать?
Во-первых, клеммы должны подходить по конструкции (форме и размерам), соответствовать типу выводных контактов в АКБ. Во-вторых, лучше отдавать предпочтение свинцовым или медным клеммам. Свинцовые более универсальные и дешёвые, медные – качественные и дорогостоящие изделия, хорошо приспособленные к неблагоприятным условиям эксплуатации автотранспортного средства.
Видео:Окисление клемм аккумулятора
Как предотвратить окисление?
Какие клеммы для аккумулятора ни выбрать, всё равно понадобится грамотное и своевременное обслуживание. Причиной этому разрушительные окислительные процессы.
Окисление приводит к образованию на поверхности металлических изделий постороннего налёта или иных проявлений разрушения. Вызвано несколькими химическими процессами, включая кислотное разрушение.
Необходимо своевременно удалять налёт. Благодаря внимательному отношению к аккумуляторным клеммам двигатель будет лучше запускаться в мороз, замедлятся процессы утечки тока и нагревания контактов.
Для очистки необходимо отсоединить клеммы, смочить в спиртосодержащей жидкости и протереть сухой и чистой тряпкой. После можно обработать поверхность электротехнических изделий специальными средствами для лучшего контакта. Это эффективнее, чем применять солидол или литол.
Используемые источники:
- http://diodnik.com/kak-obzhimat-klemmy-ploskogubcami/
- https://proinstrumentinfo.ru/krimper-dlya-obzhima-avtoklemm-nakonechnikov-rj45/
- https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/klemmy-dlya-akkumulyatora/