Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 3

PDR инструмент: принцип технологии и процесс рихтовки

Инструменты и материалы

pdr-instrument1.jpg

Повреждения кузова автомобиля всегда болезненно переносится владельцами транспортных средств. Мало того, что машина испорчена, так это еще и влечет за собой немалые материальные затраты. Поэтому водители пытаются иметь в своем арсенале предметы первой необходимости, которые позволят самостоятельно произвести ремонт авто и сэкономить средства. Одним из незаменимых инструментов является PDR – Paintless Dent Repair. Это уникальное оборудование, позволяющее отремонтировать вмятину на кузове. Другими словами, если на поверхности есть повреждение, но при этом лакокрасочное покрытие не деформировалось, можно смело применять инструмент.

Основные моменты

В современном мире для ремонта повреждений автомобиля без деформации лакокрасочного покрытия используют ПДР инструмент. Он позволяет быстро и качественно вернуть машине товарный вид, а также устранить несовершенство любой модели авто. Принцип работы инструмента основан на вакуумном методе, благодаря которому презентабельность машины восстанавливается за считаные минуты.

pdr-instrument2-1024x605.jpg

PDR инструмент, удаление вмятин без покраски

Использование инструмента актуально при столкновении авто со зданиями, другим транспортным средством или столбом; при ударах или граде. ПДР не боится вмятин разных форм и размеров. Если при повреждении лакокрасочное покрытие сохранило первоначальный вид, то провести ремонт кузова не составит труда. В противном случае применение PDR бесполезно.

В основе инструмента заложено множество разновидностей стали (от 8 и более). Приобрести изделия на авторынке можно с самыми разными характеристиками.

Принцип технологии

Ремонт вмятин на кузове автомобиля осуществляется двумя способами: изнутри или снаружи. ПДР технология позволяет удалить повреждения любой сложности.

Для воздействия на вмятину изнутри используют «крючки», которые имеют различную конфигурацию и форму. Работа производится по принципу рычага – происходит воздействие на деформированный участок изнутри. Как правило, для ремонта не нужно демонтировать обшивку или поврежденную деталь. Процесс осуществляется через технологическое отверстие. Соответственно, поверхность необходимо довести до первоначального состояния.

Завершается процесс обработкой поверхности. Это можно сделать с помощью кернов или отполировать кузов.

pdr-instrument3-1-1024x882.jpg

Ремонт вмятин на кузове без покраски

С помощью клея

Порой изнутри провести работу невозможно, тогда процесс осуществляется снаружи. В этом случае применяют клеевой метод воздействия. С помощью термоклея происходит приклеивание пистонов различных форм и площадей. Используя специальный молоток или лифтер, вмятина вытягивается за пистоны. По завершении процесса термоклей удаляется специальным раствором. Этот метод позволяет вытянуть всю вмятину целиком или же большую часть ее площади.

Для успешной работы следует тщательно рассчитать, куда клеить пистоны. В этом поможет мастер, ранее выполнявший такой вид работ.

Подготовительный этап

Все работы, которые владелец автомобиля производит самостоятельно, необходимо тщательно продумать и подготовиться к ним. Для начала следует хорошенько осмотреть поврежденный участок в освещенном месте. Немаловажно обследовать лакокрасочное покрытие: оно не должно быть повреждено!

Как понять, что применение ПДР невозможно? Следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Повреждение лакокрасочного покрытия.
  • Старая обшивка.
  • Осуществление работы невозможно с внутренней стороны.
  • Предыдущая обработка выполнена некачественно.
  • Наличие сильного залома металла.

Удаление вмятин на автомобиле без покраски

Если же вышеперечисленные проблемы миновали владельца авто, то он смело может делать ремонт PDR инструментом.

Какие понадобятся инструменты

Без специальных инструментов и освещения выполнить работы с применением PDR будет невозможно. Для лучшей видимости повреждений используют контрастную подсветку с параллельными линиями. Она позволяет рассмотреть мельчайшие детали рельефа вмятины. Если поверхность имеет небольшое повреждение, допустимо использование переносного варианта. В противном случае подсветка должна быть на всю стену.

Основными инструментами при ремонте авто с помощью ПДР являются:

  • Обратный молоток.
  • Грибки разных размеров.
  • Высокопрочный полимерный минилифтер.
  • Клеевые стержни.
  • Скребок и термопистолет.
  • Керн.
  • Праймер или растворитель для удаления термоклея.

Обратный молоток кузовной 2,3 кг

Владелец авто может приобрести готовый набор для устранения вмятин.

Набор для устранения вмятин

Набор PDR состоит из специальных инструментов, изготавливаемых из разных видов сплавов, обладающих высокой прочностью. Клей используется от производителя. Он не повреждает лакокрасочное покрытие, легко удаляется и обладает высоким уровнем сцепления. Каждый комплект имеет инструкцию, с которой нужно внимательно ознакомиться.

В стандартный набор для ремонта вмятин входит:

  • Клеевой пистолет.
  • Клей.
  • Присоски различного диаметра.
  • Кронштейн.
  • Растворитель.
  • Приспособление для удаления повреждений.

Набор для устранения вмятин WHDZ

На рынке представлены наборы разных производителей и комплектации. Стоимость кейсов также значительно различается.

Процесс рихтовки

Поэтапно процесс рихтовки можно выполнить следующим образом:

  • Ремонт начинается с подготовки поверхности. Освободить ее нужно, сняв всё лишнее (ручки, зеркала и т. д.).
  • Первым делом следует установить лампу. Хорошее освещение – залог качественной работы.
  • После этого подбирается рычаг и производится давление на поврежденный участок изнутри. Чтобы металл был не передавлен, работы делаются аккуратно и спокойно.
  • С помощью специального молоточка вмятину доводят до идеального состояния.
  • После завершения работ рекомендуется отполировать авто, используя абразивную пасту или мелкий абразив.

Таким образом, привести автомобиль в порядок можно самостоятельно с минимальными затратами времени и денег.

Удаление вмятин без покраски по технологии PDR

Термическое восстановление

Существует ремонт кузова с помощью нагрева. Конечно, большие вмятины убрать не удастся, но простой и быстрый метод поможет избавиться от незначительных деформаций. После установки выравнивания повреждений способом PDR, нужное место достаточно нагреть, применяя промышленный фен. Нагреваясь, металл расширяется и становится более пластичным, что позволяет легче восстановить форму.

К любому процессу стоит подходить обдуманно, взвесив каждую деталь. В случае сильного повреждения кузова, термическая обработка не применяется, так как это только усугубит проблему и нанесет дополнительный ущерб покрытию.

Прямое механическое воздействие

Процедура прямого воздействия намного сложнее предыдущей и подразумевает использование различных инструментов (клюшки, крючки). Этот метод целесообразен при повреждениях элементов изгибов или ребер жесткости. Осуществление процедуры возможно с применением клеевого метода. С помощью инструмента вмятина изнутри выдавливается до тех пор, пока металл не вернется к исходному состоянию. Такой метод трудоемок и требует значительных усилий.

Прямое механическое воздействие

В каких случаях стоит делать такой ремонт?

Определиться, стоит ли делать ремонт с применением инструмента ПДР, можно, визуально осмотрев свой автомобиль. В месте вмятины не должно быть разрывов металла, поврежденных точек крепления и лакокрасочное покрытие должно быть целым. Вмятины на дверях, крыше или крыльях легко можно убрать с помощью PDR инструмента, другие повреждения необходимо тщательно изучить и принять решение, стоит ли браться за их ремонт.

Практически невозможно произвести восстановление кузова после серьезной аварии.

Преимущества технологий

Приобретая инструмент для ремонта кузова, покупатель имеет возможность:

  • экономить средства и время на осуществление ремонта;
  • выбирать насадку для конкретного типа вмятины;
  • комфортно работать с инструментом.

Ремонт кузова автомобиля без покраски

Основными преимуществами работы с этим инструментом являются:

  • качественный ремонт поверхности в обычных условиях;
  • отсутствие надобности перекрашивать или шпаклевать кузов авто;
  • возможность осуществления ремонта в 70% случаев;
  • экономичность по сравнению с кузовным ремонтом в автомастерских.

Благодаря тому, что краска не подвергается изменениям, несовпадение цвета после ремонта исключается.

Изготовление минилифтера

Минилифтер – основной инструмент, с помощью которого вытягиваются вмятины. Изготовить его можно с помощью следующих материалов: небольшая металлическая трубка, штыри (длина первого – 20 см, два длиною 12 см, остальные два – по 8 см), гайки, сварочный аппарат, резиновые накладки и колодки тормозные.

В металлической трубе необходимо вырезать паз, высотой 3 см, шириной 1 см, ниже которого следует приварить штырь. Снизу привариваются еще 2 штыря, таким образом, получается ручка. На станине будет крепиться корпус минилифтера, его изготовляют из старых тормозных колодок (низ изделия обклеивается резиновыми накладками). К 20-сантиметровому штырю приваривается трубка с гайкой и на детали делается прорез. Сзади штыря следует надеть пружину и вырезать в нем паз той высоты, на которой он будет находиться на корпусе инструмента. Получившееся изделие нужно вставить в середину корпуса и зафиксировать с помощью гайки. А 12-сантиметровый штырь приваривается к уже имеющейся ручке, довершая композицию. Завершается работа сбором деталей в единый инструмент.

Произвести ремонт кузова автомобиля с инструментом PDR получится у каждого водителя. Главное – соблюдать технологию и вовремя остановить работы, если поверхность отремонтировать невозможно.

Основные моменты

Покупать профессиональный инструмент pdr экономически очень затратно, потому что он продается целыми наборами. Примерная цена такого набора измеряется тысячами долларов. Покупать готовый инструмент вразброс – проблематично, потому что найти его можно лишь на специализированных сайтах или купить бывший в употреблении. Самодельный pdr инструмент обойдется владельцу авто минимальными затратами, а помощь может оказать огромную.

Важно: готовый набор pdr стоит дорого и окупится лишь в случае оказания платных услуг другим автовладельцам.

Научиться использовать профессиональный инструмент для удаления вмятин можно по видео-урокам, выложенным в сети. Также существует масса учебных пособий и специализированных форумов по кузовному ремонту, где опытные мастера делятся с новичками своими секретами. Также начинающему мастеру можно посоветовать поэкспериментировать на «пробном» жестяном куске, который имеет незначительные дефекты.

<center></center>

Важно: при выполнении кузовного ремонта на профессиональном уровне помимо инструмента pdr может потребоваться прибор ЛКП, измеряющий толщину покрытия перекрашенных авто.

Выбор инструмента

Pdr инструмент – дорогостоящее приспособление, поэтому на рынке можно встретить его низкопробную подделку. Стоит отметить, что покупатель может на первый взгляд и не определить подвох, необходимо тщательно все изучить. Среди стран, которые производят инструмент по технологии pdr, помимо Германии можно отметить Россию и Америку.

Признаки для распознания подделок:

  1. «Клюшки» имеют неправильную форму. Чтобы не «обжечься» на этом, лучше заранее изучить изображение набора в Интернете (а лучше вообще взять с собой эту фотографию) в магазин;
  2. Металлические рукоятки покрыты матовым виниловым покрытием или имеют отпечатки на глянце, следы недобросовестной шлифовки или иные дефекты. Американский производитель не допускает подобных изъянов в своей продукции, некоторые российские заводы этим «грешат».Крупные производители снабжают свой pdr-инструмент рукоятками яркого или определенного цвета, о чем сообщает на своем сайте;
  3. Многие подделки делают из мягких сплавов, заменяя ею качественную сталь.

Выбирая профессиональный pdr инструмент, предпочтение стоит отдавать приспособлениям из нержавейки. Преимущества нержавеющей стали очевидны – долговечность использования и устойчивость к ржавчине.

Набор для устранения вмятин

Мастер, который занимается кузовным ремонтом всерьез, должен иметь целый набор инструмента pdr. Стартовая цена полного комплекса приспособлений – от 150 тыс. руб. и выше. Позволить себе такое «удовольствие» может не каждый, поэтому многие выбирают другой вариант – самодельный pdr инструмент.

<center></center> Конструкция инструмента проста – крючок из стали, которая может быть нержавеющей или обычной. Угол каждой «клюшки» напрямую связан с областью устранения вмятины. Для разных областей ремонта требуются разные крючки с нужным изгибом. Помимо «клюшек» потребуется сопутствующий инструмент – минилифтер. Принцип действия минилифтера – обратный по отношению к крючку, приспособление может быть оборудовано шарнирами или не иметь их. Важность применения минилифтера заключается в сохранении лакокрасочного слоя на кузове в процессе ремонтных работ.

Профессиональный набор имеет в комплектации ударостойкую лампу, которая освещает область ремонта. Любой автовладелец может использовать простую лампу для освещения участка реставрации.

Изготовление минилифтера

Самодельный минилифтер – отличное подспорье автовладельцу, который немного помял крыло или бампер своей машины. Если нет денег на готовый pdr инструмент, значит, его нужно сделать самому.

Основная задача минилифтера – вытянуть вмятину, не повредив при этом ЛКП автомобиля. Самодельный инструмент для ремонта по pdr-технологии изготавливают следующим образом:

  1. подготовка материалов: трубка из металла небольшого диаметра, 3 металлические штыря (1 длиной 20 см, 2 других – по 12 см), пружина, 2 штыря по 8 см, 2 гайки, накладки из резины, тормозные колодки и аппарат для сварки;
  2. первый этап – изготовление корпуса минилифтера из трубы, в которой вырезается паз (высота – 3 см, ширина – 1 см);
  3. ниже вырезанного паза приваривается металлический штырь – нижняя часть ручки;
  4. внизу корпуса привариваются еще 2 штыря;
  5. станина самодельного минилифтера изготавливается из тормозных колодок, бывших в употреблении. Именно на станине будет производиться крепление корпуса. Низ станины обклеивается резиновыми накладками;
  6. самый большой металлический штырь – место для приваривания куска трубки с гайкой, после чего на гайке делается прорез. С обратной стороны на штырь одевается пружина;
  7. в штыре вырезается паз на той высоте, на которой он находится на корпусе самодельного минилифтера;
  8. сконструированное приспособление вставляется в середину корпуса и фиксируется гайкой;
  9. к нижней ручке приваривается 12-см штырь – верхняя часть ручки;
  10. все детали собираются в единый механизм.

<center>

</center>При наличии даже минимального опыта выполнения сварных работ самодельный минилифтер сделать не сложно. «клюшки» же мастера паяют самостоятельно, исходя из требуемого изгиба.

Не все повреждения кузова устраняются технологией PDR. Например, вмятины на порогах, капоте, стойках крыши и иных острых заломах устранить с помощью крючка и минилифтера не получится. Сложные повреждения кузова авто лучше доверить профессионалам.

53940802__3.jpgПроцент обращений автовладельцев в сервисы с проблемой удаления автомобильных вмятин очень высок. Любой квалифицированный специалист знает, что в подобном случае покраска не является единственным способом устранения различного происхождения вмятин на разных частях автомобиля. Существует технология выправления и ремонта вмятин, исключающая покраску, при которой используется pdr инструмент.

Это сокращение от английского названия Paintless Dent Repair (PDR). Представляет собой укомплектованный набор в виде рычагов, крючков, клюшек, различающихся формой и размерами. Такой инструмент позволит устранить дефекты даже своими руками, хотя перед этим вам придется пройти специальное обучение. Это избавит Вас от необходимости оставлять машину на СТО на несколько дней, если имеется незначительное повреждение.

Где и как появилась технология?

 Немецкая фирма Nuessle для удаления вмятин разработала pdr инструмент. Это одна из ведущих в Германии компаний, специализирующаяся на выправлении разного рода вмятин без необходимости покраски вмятин в результате неудачной парковки, от попадания града, от летящих предметов и многих других.

Впервые технология была представлена на автомобильных выставках, где необходимо было удаление вмятин, появившихся в ходе осмотра автомобилей посетителями. Такой способ кузовного авторемонта, который сейчас можно осуществить своими руками, появился благодаря открытию лакокрасочных покрытий на основе полимерных соединений. Прочная и гибкая структура окрасочного слоя выдерживала даже сильные кузовные повреждения.

Кстати, эта техника устранения дефектов отнюдь не новейшая разработка. История ее существования насчитывает более 20 лет, оказывается, она просто держалась в секрете разработчиками. На самом деле, уже с 1996 года было организовано обучение и подготовка квалифицированных специалистов, использующих pdr.

Основы применения pdr при ремонте своими руками

 Использование этой технологии основано на том, что прошедший специальное обучение мастер либо автовладелец, решивший своими руками выправить дефект и имеющий, соответственно, комплект pdr инструмента, при восстановлении кузовных элементов не осуществляет ни покрасочных, ни жестяных работ.

Удаление и рихтовка кузовных повреждений осуществляется с помощью давления на металлическую поверхность изнутри при помощи рычагов, имеющих разную конфигурацию. Металл подтягивается и с внешней стороны. При такой подтяжке необходим клеевой комплект либо прибор для удаления мелких вмятин. Удаление неровностей происходит полностью, состояние кузова после выправления таким образом невозможно отличить от заводского. Отсутствие необходимости красить экономит время и деньги.

Технология pdr особенно действенна там, где есть повреждение деталей, расположение которых исключает вмешательство обычными инструментами, труднодоступные места, например, дверные стойки. Вакуумные вытяжки помимо рычагов используются при мелких дефектах. Вытяжки накладываются на поврежденную поверхность и путем перепада давлений заставляют металл возвращаться в исходное состояние. Это очень легко сделать своими руками, не обращаясь к специалистам.

Аппликаторы также успешно используются при выправлении кузовных вмятин своими руками. Они фиксируются специальным клеем, образуя рычаг для требуемого усилия. Путем наложения минилифтера (специального инструмента клеевой системы) на аппликатор и происходит восстановление формы детали.

Обязательно перед применением минилифтера провести измерение толщины краски кузова (этот нюанс должен учитывать любой мастер, прошедший соответствующее обучение и автолюбитель, такового не имеющий). Клей на поверхности не остается, поскольку легко с нее удаляется.

Когда инструмент применять неэффективно

 hqdefault-1.jpgЕсли пройти обучение основам технологии pdr, то можно будет сделать все своими руками. Перед тем, как приступить к работе, осмотрите авто, внимательно оцените повреждения. Это позволит самому правильно выбрать, каким образом придется делать ремонт, если его можно сделать своими руками. Pdr инструмент не следует использовать, если:

  • нарушена целостность лакокрасочного покрытия;
  • есть существенные деформации;
  • окрасочный слой оказался низкокачественным;
  • машине больше 15 лет;
  • ремонт кузова ранее производился с несоблюдением технологий, технология pdr будет невозможна или затруднена.

Невозможно исправить без покраски:

  • кромки элементов дверей, капота, багажника;
  • любые детали при наличии на них острых заломов;
  • дефекты панели в результате непрямых ударов, при перекрашивании.

Соотношение цена – качество

 Особо следует обратить внимание на цену, по которой предлагается купить pdr инструмент. Всегда есть возможность сэкономить и купить дешевле, ведь рынок переполнен предложениями. Но при этом велики риски приобрести некачественный продукт, что повлечет не только существенные убытки. В данном случае цена говорит о качестве, а это главное в ремонте авто (включающем в себя и удаление вмятин), будь то ВАЗ или Мерседес.

Доверяйте зарекомендовавшим себя производителям. Несмотря на это, такой вид самостоятельного ремонта с использованием технологии pdr, остается одним из самых доступных. Это немаловажно, принимая во внимание факт ощутимого роста цен на услуги в сфере сервисного обслуживания. Хотя не стоит и пренебрегать услугами квалифицированного мастера, прошедшего специальное обучение.

Любому автовладельцу достаточно однажды сделать финансовое вложение в качественный инструмент, чтобы иметь возможность самостоятельно, без привлечения посторонней помощи, необходимости проходить обучение, устранять дефекты кузова, появление которых неизбежно. Pdr инструмент продается в разных комплектациях и наборах.

Используемые источники:

  • https://mensdrive.ru/instrumenty-i-materialy/chto-takoe-pdr-instrument
  • https://kuzovspec.ru/oborudovanie/pdr-instrument/
  • https://krasymavto.ru/oborudovanie/pdr-instrument-tehnologiya-udaleniya-vmyatin-obuchenie.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации