Еще не так давно музыкальные инструменты даже эстрадных оркестров — будь то саксофон, скрипка, аккордеон, пианино, контрабас и даже барабан — дарили слушателям свое естественное, «природное» звучание. Нынче же музыка стала иной — теперь в моде «электронное» звучание.
Фантазия, которую проявляют создатели разнообразной электромузыкальной техники, кажется порой безграничной. Сами инструменты и усилительная аппаратура, акустические системы, устройства синтезирования звуковых эффектов — все до предела «нашпиговано» электроникой. Сегодня музыкантов мало уже чем удивишь — ведь у них на вооружении есть такие творения инженеров, которые позволяют получать тысячи самых разнообразных оттенков звучания: струнного, духового, клавишного.Современный электромузыкальный инструмент (сокращенно ЭМИ) — очень сложное устройство. Даже не каждый опытный радиоинженер способен изготовить его в домашних условиях. А что тогда сказать о тех, кто только делает первые шаги в освоении электроники?Выход один — начинать, собирая пока лишь простейшие ЭМИ. О нескольких таких конструкциях мы и хотим вам рассказать.Как вы думаете, когда началась история электронной музыки? Многие, вероятно, считают, что в конце 50-х — начале 60-х годов, когда на свет появились электрогитары и электроорганы, а вокально-инструментальные ансамбли стали возникать, как грибы после дождя. Но, оказывается, все произошло гораздо раньше.Честь называться творцом электронной музыки принадлежит советскому ученому, инженеру-физику Л. С. Термену. Именно он изобрел первый в мире ЭМИ. Экспериментируя с прибором для измерения диэлектрической постоянной газов, он обнаружил влияние руки на распределение электрического поля. Это явление и было положено в основу действия первого электромузыкального инструмента, получившего название «волны эфира». В 1921 году изобретатель представил свое «детище» на VIII Всероссийском электротехническом съезде. Современники Л. С. Термена высоко оценили его прибор. «Изобретение электромузыкального инструмента открывает огромные перспективы… Путем электрического возбуждения можно получить такие звучания, такие интонации, которых до сих пор не знала музыка…» — так писала газета «Правда» в 1927 году.Со временем первый электромузыкальный инструмент стал называться терменвокс — сочетание, состоящее из фамилии изобретателя Термена и слова «воке» — искаженного от английского voice, что в переводе означает «голос».Итак, что же такое терменвокс? Принцип действия этого инструмента основан на изменении электрического поля, которое создается вокруг ЭМИ от перемещений человеческого тела. Изменяя положение туловища или отдельных его частей, например, рук, исполнитель тем самым воздействует на пространственную картину поля. ЭМИ воспринимает эти влияния и преобразует их в звуковые сигналы, тональность которых зависит от манипуляций человека и становится выше или ниже в такт с его движениями.Чтобы понять, каким образом пространственное перемещение руки можно превратить в звук, разберемся в устройстве терменвокса. Его функциональная схема показана на рисунке 1. Инструмент состоит из двух высокочастотных генераторов, к одному из которых подключена антенна WА, смесителя, усилителя звуковой частоты и динамической головки ВА.Рис. 1. Функциональная схема терменвокса.Пока исполнитель находится на достаточном удалении от антенны, ВЧ генераторы вырабатывают сигналы одинаковой частоты, которые поступают на смеситель. Предположим, что частоты обоих генераторов в исходном состоянии равны 90 кГц. Что произойдет при смешении двух сигналов? Чтобы понять это, необходимо отметить одну особенность смесителя — он выделяет на своем выходе колебания с частотой, равной разности частот входных сигналов. А поскольку в исходном состоянии частоты обоих генераторов равны, следовательно, сигнал на выходе смесителя в этом случае отсутствует и звука в динамической головке нет. Рис. 2. Принципиальная схема ЭМИ.Но вот исполнитель поднес руку к антенне. Что теперь произойдет? Человеческое тело становится как бы конденсатором, включенным между антенной и электрическими цепями верхнего по схеме генератора, то есть емкость тела исполнителя начинает оказывать влияние на работу этого генератора. В результате изменяется частота вырабатываемых им колебаний. Предположим, она стала равной 91 кГц. Теперь при смешении сигналов возникают так называемые биения — колебания с частотой, равной разности частот обоих генераторов. В нашем случае эта разность составит 1 кГц. Сигнал с такой частотой и выделит на своем выходе смеситель. Затем произойдет его усиление, и в динамической головке раздастся звук.Непрерывно изменяя расстояние между ладонью руки и антенной, исполнитель тем самым постоянно- варьирует емкостные параметры частотозадающей цепи верхнего по схеме генератора. При этом меняется частота биений, и из инструмента извлекаются звуки различной тональности. Если в результате манипуляций, производимых исполнителем, частота электрических колебаний на выходе первого ВЧ генератора меняется в пределах, скажем, от 90 до 100 кГц, то музыкальный диапазон терменвокса будет лежать в интервале от 0 до 10 000 Гц.Итак, исполнение музыкального произведения на терменвоксе заключается в перемещении одной или обеих рук вблизи антенны инструмента. Чтобы получить более плавное изменение высоты звука, ладонь можнр держать неподвижной, а все манипуляции производить только пальцами руки. В любом случае, чтобы «почувствовать» такой музыкальный инструмент и освоить технику исполнения на нем, необходима хорошая тренировка и, конечно же, наличие слуха.За 70 лет творческой деятельности Л. С. Термен создал множество самых разнообразных модификаций своего ЭМИ, причем не менее оригинальных. Вот, например, одно из его творений — терпситон — электромузыкальный инструмент, выполненный в виде плоской платформы. Становясь на нее и делая разнообразные движения, как бы в причудливом танце, музыкант может исполнить на таком экзотическом инструменте любое произведение.Любопытно, что на основе терменвокса создавались и такие «немузыкальные» приборы, как охранные устройства для промышленных зданий, складов, сейфов. Такой аппарат охранял даже один из залов ленинградского Эрмитажа. Разработанные Л. С. Терменом электронные «сторожа», как и его ЭМИ, реагировали на изменение картины электрического поля вблизи охраняемого объекта и при появлении посторонних подавали сигнал тревоги.Но вернемся к музыкальным способностям терменвокса. С принципами, заложенными в действие этого инструмента, мы уже познакомились. Теперь пора перейти и к практическому их воплощению.Терменвокс, описание которого мы предлагаем вашему вниманию, собран всего на двух логических микросхемах, прост в налаживании и не требует дефицитных деталей. Конечно, такое устройство далеко от профессионального инструмента, но тем не менее, собрав его, вы на практике познакомитесь с конструкцией, принципом действия и техникой исполнения музыкальных произведений на терменвоксе.Первый генератор собран на логических элементах 2И-НЕ DD1.1 и DD1.2 микросхемы DD1 (рис. 2), а второй — на элементах DD2.1 и DD2.2 ИМС DD2. Инверторы DD1.3 и DD2.3 выполняют роль развязывающих устройств, предотвращающих взаимное влияние генераторов друг на друга. В качестве смесителя используется логический элемент DD2.4. Низкочастотный усилитель собран на транзисторе VТ1 по схеме электронного ключа. Резистор R6 ограничивает ток базы транзистора, а R7 служит для регулировки громкости звучания динамической головки ВА1. Конденсаторы С4—С6 и резисторы R4, R5 образуют низкочастотные фильтры, исключающие взаимное влияние генераторов друг на друга через питающие цепи. Питается устройство от батареи GB1 напряжением 9 В.Оба высокочастотных генератора собраны по схемам несимметричных мультивибраторов, с работой которых вы уже знакомы (см. «М-К», 1990, № 1, «Шесть самоделок на одной ИМС»). Резисторы R1, R3 и конденсатор С2 образуют частотозадающую цепь первого генератора, a R2 и C3— аналогичную цепь второго генератора. Подстроечный резистор R1 необходим для «выравнивания» рабочих частот обоих генераторов. Антенна WA1 подключена к инструменту через разделительный конденсатор С1.Элементы терменвокса размещаются на монтажной плате размером 50X30 мм, выполненной из фольгированного гетинакса или стеклотекстолита толщиной 1—2 мм (рис. 3).Рис. 3. Монтажная плата инструмента со схемой расположения элементов.Для электромузыкального инструмента подойдут следующие детали. Транзистор — КТ602АМ (БМ) или КТ815, КТ817, КТ819 с любым буквенным индексом. Оксидные конденсаторы С4—С6 марки К53, остальные — малогабаритные керамические, например, КМ5, КМ6. Постоянные резисторы — ВС, МЛТ, ОМЛТ, С2-23, С2-33 мощностью 0,125 Вт, подстроечный — СП3-1б, СП4-1б, переменный — типа СПО-0,25, СПО-0,5, СП1, СП2. Динамическая головка — 0.5ГДШ-2 или любая другая мощностью 0,1—0,5 Вт с сопротивлением катушки 4—8 Ом. Тумблер — малогабаритный, марки ПДМ, МТ1, МТД1. Батарея питания — «Корунд» или шесть дисковых аккумуляторов напряжением по 1,5 В (например, СЦ-30).Детали терменвокса размещаются в металлическом корпусе подходящих размеров. Если такого не нашлось, можно использовать любую пластмассовую коробку, предварительно оклеив ее изнутри фольгой. Металлический корпус или фольгу необходимо электрически соединить с общим проводом питания инструмента. Антенна — медный или алюминиевый стержень Ø 2—4 мм и длиной 25—40 мм — устанавливается на лицевой панели корпуса на резиновом или пластмассовом изоляторе (рис. 4). Кроме того, на лицевой панели находятся тумблер включения питания, переменный резистор R7, снабженный декоративной ручкой, и динамическая головка; диффузор «динамика» закрыт тонкой цветной тканью. На боковой стенке корпуса — отверстие под движок подстроечного резистора R1. Монтажные соединения выполняются тонкими многожильными проводами в изоляции.Рис. 4. Внешний вид терменвокса.При правильном монтаже и исправных деталях инструмент начинает работать сразу после включения питания. Настройка его сводится к установке нулевой частоты биений генераторов. Если после включения питания звука в динамической головке нет, то необходимость в настройке отпадает. Если же звук появился, вращая движок подстроечного резистора, добейтесь его исчезновения. После этого терменвокс готов к работе.Может случиться так, что звучание ЭМИ окажется неустойчивым. В таком случае исполняйте мелодию, одной рукой производя манипуляции около антенны, а второй касаясь металлических частей корпуса. Если вы использовали пластмассовую коробку, оклеенную изнутри фольгой, то на ее лицевой панели необходимо установить специальную металлическую пластину размером примерно 20X20 мм, соединив с общим проводом питания.…Терменвокс был первым в мире электромузыкальным инструментом. За прошедшие с тех пор десятилетия создано немало новых ЭМИ, в чем нетрудно убедиться, глядя, например, на оснащение современной рок-группы. Электроорган, электрогитара, электробаян, электронная ударная установка — перечень музыкальных инструментов с приставкой «электро» можно продолжить. О некоторых из них мы расскажем в следующих выпусках.Э. АПРЕЛЕВTheremin todayAlexAlexМузыкальные инструменты / Звук и акустикаДобавлено 5 комментариев В статье рассказывается о необычное музыкальное устройство, которое можно собрать буквально за один вечер. Этот электромузыкальный инструмент является неким аналогом оригинального Терменвокса изобретенного в 1920 году русским ученым и музыкантом Львом Терменом, собственно от его имени устройство и получило свое название.Детали и элементы необходимые для создания устройства:-микросхема 555-динамик-аудиовыход -фотоэлемент-реле для регулировки громкости звука-макетная печатная платаОписание принципа работы и создания устройства:В оригинальной модели терменвокса изменение звука происходит за счет изменения емкости колебательного контура. То есть в нем имеется две антенны, которые позволяют музыканту за счет изменения расстояния от антенн до своих рук управлять частотой и громкостью звука, получая, таким образом, различные мелодии. Поэтому для игры на оригинальной модели терменвокса необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, так как музыкант не касается инструмента и не может опираться на какие-либо фиксированные позиции, а полагается только на слух.По сути терменвокс можно назвать первым электромузыкальным инструментом. Он очень универсален, подходит не только для исполнения различных музыкальных произведений, но так же может быть использован для создания звуковых эффектов вроде свиста, пения птиц и другие.Модель терменвокса, о которой будет рассказано в этой статье, имеет упрощённый вид. В этой модели отсутствуют антенны, а вместо них в схему устройства установлен фотоэлемент. Таким образом, регулируя освещенность фотоэлемента, можно управлять изменять звучание устройства.Сложно назвать данное устройство настоящим терменвоксом, так как оно сильно упрощено, но все же довольно интересное. К тому же собрать такую музыкальную игрушку на фоторезисторе гораздо проще.Для начала нужно достать все необходимые элементы для сборки подобного устройства. Этот терменвокс состоит из простейших элементов, которые можно купить в любом радиотехническом магазине, или даже достать из ненужных старых приборов вроде китайских магнитофонов и тому подобного. Хотя проще купить, так как все используемые элементы стоят достаточно дёшево.Чтобы сборка устройства, а именно пайка была гораздо проще и удобнее, автор приобрел так же макетную печатную плату. Таким образом, можно избежать самого длительного и нудного процесса в сборке этого устройства: рисовании и протравливании дорожек. К тому же это довольно длительный процесс и готовая макетная плата заметно ускорит возможность сборки терменвокса.При создании данного устройства автор опирался на приведенную ниже схему, попутно внося небольшие модернизации для улучшения работы и вида устройства.В процессе этой модификации в устройство были добавлены такие элементы как аудиовыход, регулятор громкости динамика, а так же кнопка выключения устройства.В качестве базового элемента устройства была использована 555-ая микросхема.Таким образом, громкость устройства изменяется за чет установленного регулятора, а высота тона издаваемых звуков моделируется фоторезистором за счет изменения освещенности. То есть движением руки, закрывая или открывая свету доступ к фотоэлементу, происходит регуляция тона и подбор музыкальных мелодий.Все устройство питается за счет стандартной батарейки типа крона. Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Если вы относитесь к большинству людей…
То впервые узнали о терменвоксе…
Смотря видео с Led Zeppelin, где Джимми Пейдж размахивает руками в воздухе, как злой маг.
Затем вы слышите странные звуки из ниоткуда…
А потом видите небольшую коробочку с антенной…
И внезапно… всё встаёт на свои места.
После непродолжительного интернет-расследования вы наконец узнаёте, что эта чёртова штука называется… терменвокс!
Уже несколько поколений музыкантов пережили этот момент, размышляя, что было бы прикольно на таком поиграть.
Но по какой-то причине не у всех доходят руки, чтобы купить и попробовать. Хотя, если вы читаете этот пост, то, полагаю, вы из храбрых.
Поэтому если вы рассматриваете возможность покупки терменвокса, вы пришли по назначению, потому что в этом посте я расскажу об этом малоизвестном инструменте во всех подробностях.
Готовы? Начинаем. Первое…
Немного истории
Если вас интересует, как появился инструмент (как и меня в своё время)…
Вот совсем коротенький рассказ:
Русский физик Лев Термен собрал первый терменвокс в 1920 году…
И, как утверждают многие источники, это был первый в мире электронный инструмент.
Затем он привёз своё изобретение на Запад, рассчитывая на то, что он станет популярным в США.
Но долгие годы его попытки были тщетными, и на терменвоксе никто не играл, кроме нескольких музыкантов.
Так обстояло дело до 50-х годов, пока Роберт Муг не начал собирать собственные терменвоксы. В последующие десятилетия инструмент становился всё популярнее.
Наконец, в 1993 году вышел фильм Лев Термен: Электронная одиссея, и инструмент вышел на, возможно, наивысший уровень популярности среди музыкантов и кинематографистов.
Теперь…
Что именно может делать эта штука?
Если прошло какое-то время с тех пор, как вы видели терменвокс в действии, вот небольшое видео, где Джимми Пейдж играет, а Джек Уайт и Эдж смотрят с восхищением:
Итак, уверен, вам понравился этот клип…
Но вы должны знать, что терменвокс способен на гораздо большее, чем просто психоделические эффекты.
Конечно, это отличное приспособление для создания космических звуков в научно-фантастических фильмах… но на нём можно играть, как на традиционном мелодическом инструменте.
Например, вот видео известной терменвоксистки Памелии Керстин, использующей его для басовой партии.
Вообще класс, да?
Но предупреждаю: вы сейчас видели наивысший уровень владения терменвоксом, и вряд ли подобные звуки будут исходить из ваших рук.
Но с чего-то же надо начинать, правда?
Итак, далее — объяснение основ…
Как играть на терменвоксе
Терменвокс контролируется двумя антеннами.
- рамочная антенна — для контроля громкости
- стержневая антенна — для контроля тона
Обычно высота тона контролируется правой рукой, а громкость — левой. Но можно и наоборот.
Соответственно…
- При приближении руки к рамочной антеннеувеличивается громкость звука.
- При приближении руки к стержневой антеннеувеличивается высота звука.
Да, вот так всё просто. Однако, использовать эти знания для создания музыки — совсем другое дело.
Вот несколько простых примеров того, что можно сделать…
Например:
- Использовать порхающие движения относительно антенны громкости для создания эффекта тремоло.
- Делать то же самое относительно антенны тона для создания эффекта вибрато.
- Плавно двигать рукой относительно антенны тона для создания космических эффектов.
- Дёргать рукой относительно антенны громкости для игры отдельными нотами.
Начинаете улавливать идею? После этого возможности безграничны.
Идём дальше…
7 классных терменвоксов
Теперь, когда у вас есть определённые знания об этом очаровывающем инструменте…
Всё, что остаётся — выбрать один и начать на нём играть.
Чтобы помочь вам с этим…
Я собрал список 7 самых популярных моделей терменвоксов, которые сейчас в продаже.
Вот они, начиная с…
1. Moog Etherwave Standard
Как я упоминал раньше…
Помимо Льва Термена главный популяризатор терменвокса в мире — Роберт Муг…
И даже в наши дни Moog Music — несомненный лидер в производстве качественных терменвоксов.
Их базовая и самая продающаяся модель — Moog Etherwave Standard.
Как и все терменвоксы в этом списке, в характеристики этого входят:
- 5-октавный звуковой диапазон
- адаптер для микрофонной стойки
- адаптеры питания на 110 и 220 В
- выход на джек 6,3 мм линейного уровня для усилителя или аудиоинтерфейса
ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку выход линейного уровня гораздо мощнее выхода инструментального уровня, Etherwave (как и большинство терменвоксов) правильней подключать в усилитель для клавишных, а НЕ гитарный.
Уникальная функция Etherwave — 2 регулятора для контроля формы волны и яркости звука.
И в качестве бонуса — диски с обучающими видео:
- Овладение терменвоксом с Лидией Кавиной
- Клара Рокмор, главная терменвоксистка-виртуоз мира
Зацените:
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
2. Moog Etherwave Plus
Следующая модель в линейке терменвоксов Moog — Etherwave Plus.
В ней есть те же функции, что и в Etherwave Standard…
А также 2 заметных новшества.
Первое — стереовыход на джек 6,3, что отлично подходит для тихой ночной практики в наушниках.
Второе — возможность использовать терменвокс как контроллер для прочих аналоговых синтезаторов.
Учитывая раздельные выходы для громкости и тона, их можно подсоединять во входы аналоговых синтезаторов, например, Moog Little Phatty или Voyager.
И можно контролировать не только громкость и тон, но и большинство других настроек.
Однако, поскольку большинство из вас наверняка НЕ играет на синтезаторе… если вам НЕ нужны эти функции, можете выбрать Etherwave Standard.
В противном случае смотрите эту модель:
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
3. Moog ThereMINI
Вы наверняка заметили тренд в моём выборе терменвоксов, правда?
Это не из-за того, что мне бабла отвалили, просто, если честно…
Не так много сравнимых по качеству производителей с терменвоксами, продающимися он-лайн.
Итак, заканчивая с Moog, я припас модель, которую кто-то назовёт лучшей из всех: Moog ThereMINI.
По сравнению с предыдущими двумя аналоговыми моделями, эту можно назвать электронной.
Потому что встроенный звуковой движок добавляет огромное количество полезных функций.
Во-первых, встроенный тюнер даёт точное представление о том, какие ноты вы играете прямо сейчас! Как вы можете себе представить, это отличный прибор для новичков, познающих азы игры на этом инструменте, а также для всех, кто хочет развить слух.
Во-вторых, выходы дают 3 варианта прослушать себя во время игры:
- динамик на корпусе
- выход на наушники спереди
- 2 выхода линейного уровня сзади
В-третьих, звуковой банк позволяет записывать различные предустановки звуков, шкал, диапазонов игры и эффектов.
Кстати, один из самых полезных эффектов — попеременный дилэй (стерео). Если вы — фанат игры Джимми Пейджа, вы наверняка замечали, что такой дилэй — один из часто используемых им эффектов.
Наконец, есть замечательная функция — вспомогательная квантизация тона, или, проще говоря, “автотюн терменвокса”.
Используя простые настройки, можно настраивать эту функцию примерно так:
- на максимальном уровне каждая нота указанной шкалы будет идеально строить, будет невозможно сыграть неправильную ноту… как с эффектом Шер или T-Pain.
- на минимальном уровне она выключена, давая полный контроль тона и возможность налажать 🙂
Для новичков это приспособление может быть особенно полезно, потому что его можно настраивать, чтобы оно давало достаточно помощи, чтобы звучать сносно. Улучшая свой навык со временем, можно настраивать его на меньший объём помощи, пока оно не перестанет быть нужным.
Великолепно, правда? Смотрите сами:
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
Далее…
4. Zep Theremin
Так полно разобрав модели Moog…
Перейдём к следующему по популярности бренду: Burns Theremins.
Первый, который я вам определённо советую, — Zep Theremin.
Как вы можете догадаться из названия, он создан по образу и подобию того, что Джимми Пейдж использует в легендарном фильме Led Zeppelin Песня остаётся всё такой же.
Если вам необходимо вспомнить, чем же он так шикарен, вот небольшой клип оттуда:
Если вы уже посмотрели этот фильм столько же раз, сколько и я (много), вы наверняка уже хотите этот терменвокс.
Однако, прежде чем вы долистаете до ссылки… сперва почитайте меня.
Дело в том, что у Zep Theremin, в отличие от предыдущих терменвоксов, всего одна антенна — тона.
И это обычное дело для менее дорогих терменвоксов.
Но проблема в том, что без антенны громкости вы не можете играть отдельные ноты, и эта штука хороша только для продолжительных “натянутых” звуков.
Что подходит для прикольных эффектов “как у Пейджа”, но НЕ подходит, если вы собираетесь играть басовые партии, как на видео раньше.
Ясно? Хорошо. Вот ссылки:
- Посмотреть текущую цену – (Amazon)
ПРИМЕЧАНИЕ: я нашёл отличный совет — к терменвоксам с одной антенной можно подключить педаль громкости. Попробуйте!
Далее…
Ещё 3 Burns Theremins
В качестве завершения поста — ещё 3 терменвокса Burns, достойных упоминания.
Но есть проблема…
Из из описаний продуктов следует, что…
Копирайтеры, которых они нанимают, ужасны, потому что никакой информации про возможности и функции нет.
Поэтому по большей части мне не удалось найти деталей о том, как они соотносятся друг с другом, и как их можно сравнить с другими.
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ BURNS THEREMINS: найдите нормальных копирайтеров! 🙂
По-хорошему, я бы и не стал о них рассказывать. Но с терменвоксами такая штука, что выбирать практически не из чего… а многим нужны варианты подешевле, чем Moog.
Кроме того… несмотря на недостаток информации от производителя, отзывы на эти терменвоксы всё ещё отличные. Поэтому точно стоит обратить на них внимание.
В любом случае, вот они
- B3 Theremin – (Amazon)
- B3 Theremin Deluxe – (Amazon)
- “Great Sounding Theremin at a Great Price” – (Amazon)
Используемые источники:
- https://theremintimes.ru/ru/archives/1380
- https://usamodelkina.ru/8095-termenvoks-svoimi-rukami.html
- https://ru.ehomerecordingstudio.com/best-theremins/