Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 6

Как выбрать барабанные палочки для начинающих

vidy-barabannyh-palochek.jpgЭта статья посвящена рассказу о том, какие бывают виды барабанных палочек, а также о том, что означает маркировка палочек, и о том, как правильно подбирать палочки для той или иной установки. То, каким видом барабанных палочек вы пользуетесь, повлияет на звучание, скорость и общий комфорт при игре.

Виды барабанных палочек по типу головок: форма и материал изготовления

Принято выделять четыре основных типа: цилиндрические, круглые, остроконечные и каплевидные. Размер и форма головки определяют продолжительность звука, его громкость и интенсивность.

1)    Головки в форме цилиндра (англ. Barreltip) дают рассеянный и открытый звук благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью барабана.

2)    Круглые головки (Balltip) нивелируют различия в звучании при ударах под разными углами и сосредотачивают звук, что особенно пригодится при игре на тарелках.

3)    Головки остроконечной формы (Pointedortriangletip) производят звук средней сфокусированности и, вероятно именно поэтому, являются наиболее популярными.

4)    Каплевидные головки (Teardroptip) внешне похожи на остроконечные. Благодаря выпуклой форме позволяют контролировать звук и площадь соприкосновения с пластиком при помощи изменения угла наклона палочки.

Головки могут быть изготовлены из дерева или нейлона. Нейлон дает чистое и отчетливое звучание и почти не подлежит износу. Из минусов можно отметить в их относительно высокую цену. Дерево дает мягкий и теплый звук; недостаток деревянных головок – стачиваемость.

Виды барабанных палочек по материалу: какие палочки лучше – деревянные или из искусственных материалов?

Наиболее популярными породами дерева при изготовлении палочек являются клён, дуб и гикори (светлый орех).

1)    Кленовые палочки – легкие и хорошо подходят для негромкой и быстрой игры. Ломаются и изнашиваются при этом они довольно быстро.

2)    Гикори обладает большей плотностью, чем клён; палочки из гикори тверже и прочнее. Они обладают способностью гасить вибрации, которые передаются рукам при ударах.

3)    Дубовые палочки – самые прочные из деревянных; они самые тяжёлые и плотные. Для изготовления палок дуб применяется относительно редко.

Искусственные материалы для палочек – это, в основном, алюминий и полиуретан. Они наиболее долговечны и часто имеют возможность замены отдельных частей.

Маркировка барабанных палочек.

Палочки маркируются буквами и цифрами (2B, 5A и т.д.), где цифра обозначает толщину (причём, чем меньшая указывается цифра, тем толще палочка), а буква же указывает на область применения. Ниже приводим наиболее распространённую схему маркировки.

  • Модели «A» предназначались для музыкантов, исполнявших танцевальную музыку биг-бендов. Они имеют относительно небольшие головки и тонкие шейки и позволяют извлекать мягкий звук (подходят для блюза и джаза). Модель «A» наиболее популярна среди современных барабанщиков.
  • Модель «B» первоначально предназначалась для симфонических и духовых оркестров. Они «звучат» громче, чем «А», и применяются в тяжелой музыке. Также их рекомендуют начинающим барабанщикам.
  •  Модель «S» предназначалась для маршевых городских оркестров, где требуется большая сила удара и громкость исполнения. Палочки модели «S» – самые большиеи почти не применяются при игре на ударных установках.
  • Буква «N» обозначает, что у палочки нейлоновая головка. Она добавляется в конце маркировки (например, «3B N»).

Как видим, при выборе барабанных палочек стоит учесть большое количество нюансов. Теперь вы знаете всё про основные виды барабанных палочек и можете руководствоваться этими знаниями. Если вы удачно выберите палочки, то ваше чувство ритма будет просто “упиваться от удовольствия” каждый раз при прикосновении к ударной установке.

Автор – Алексей Бочкар

<center>

18 Сентября 2019, Ср

И профессиональный драммер, и неопытный ударник не могут обойтись без своего главного орудия — без барабанных палочек. Барабанные палочки — особенный инструмент для каждого исполнителя. Перед ним всегда большое разнообразие музыкальных инструментов и аксессуаров, поэтому очень важно выбрать именно свой для неповторимого исполнения музыкального произведения. Для каждого вида установки есть свои палки для лучшего извлечения звучания. На это имеет влияние материал, из которого выполнены палки, их вес, диаметр и габариты.

Для начала следует узнать из каких частей состоит барабанная палочка.

  • Наконечник (tip) — барабанных палочек бывает разного размера и конфигурации. Он воздействует на качество и силу получаемого звука, на силу и длительность звучания.
  • Шейка (neck) — считается переходничком между наконечником и плечом барабанной палочки.
  • Плечо (shoulder) — зона палочки, которой можно бить по тарелке крэш и выполнять обратные удары. Длина и толщина плеча влияет на звучание и изгибаемость палки. Палки с утолщенным плечом выдают мощный отзвук, практически не гнутся. Тонкое плечо более упругое, такая палочка издает мягкий звук.
  • Тело (body) — самая большая часть барабанной палочки, работает для удержания палочки и выполнения ударов римшот.
  • Комель (butt) — толстый наконечник и балансир палочки. Его использование увеличивает силу удара и сочность звука.

Из чего делают барабанные палочки

Материалом для изготовления барабанных палочек служат всевозможные типы дерева, синтетические составы и металл.

Стальные барабанные палочки значительно тяжелее деревянных, их используют для проработки различных техник и тренировок ударов. На установке такими палочками играть нельзя.

Палочки из синтетических материалов имеют хорошую прочность. Могут иметь специальные сменные наконечники и колотушки.

Самые распространенные палочки — деревянные. Наиболее широко применяемые среди профессиональных ударников изготавливаются из таких видов древесины:

  1. американский орех — имеют средний вес, высокую твердость, практически не склонны к сгибанию, благодаря своей твердости хорошо гасят вибрации и поглощают отдачу от ударов;
  2. дуб — самые увесистые палочки, влагостойкие и очень плотные, но способность впитывать удары у них низкая,
  3. клен — применяют для быстрой игры, благодаря древесине издается более легкий звук, хорошо поглощают удары,
  4. бук — по своим качествам такие палочки похожи на дубовые, но менее влагоустойчивы.

Маркировка и размер барабанных палочек

Барабанные палочки имеют свою особую маркировку, которая состоит из цифр и букв.

Тип А наиболее популярна у современных барабанщиков. Такие палочки имеют тонкие шейки и небольшие головки, что позволяет извлекать ими мягкий звук. Эти палки применяют для исполнения джазовых и блюзовых мелодий.

Тип В идеально подходит начинающим музыкантам. Эти палочки звучат громче, применяются для исполнения тяжелой музыки.

Тип S сейчас практически не используется, а раньше предназначались для исполнения музыкальных маршей.

Английская «N» обозначает, что у палочки нейлоновая головка. Буква ставится в конце обозначения палочек.

Цифра в знаке указывает на диаметр палочки. Чем цифра меньше, тем окружность больше.

Большой диаметр палочек вызывает большую звукопроекцию и громкость.

Размер палочки выполняет роль рычага. Длинные палочки тяжело держать под контролем, но они дают хорошую силу звука при небольшом диаметре.

Масса барабанных палок влияет силу и мощность звука. Увесистые палочки извлекают громкое и «толстое» звучание. Более тяжелые палочки проще контролировать, чем тонкие. Тонкие палки издают более высокий и «легкий» звук.

При выборе барабанных палочек важно понимать, чем больше палочка впитывает вибрации от ударов, тем легче ею работать, тем меньше устают кисти ударника.

Наконечники барабанных палочек

При подборе палок важно уделить внимание их наконечникам.

Пластиковые наконечники придают барабанам выраженный звук и замечательно звучат по тарелкам. Более привычные деревянные наконечники дают барабану установленное глубокое звучание. Наконечники из нейлона хорошо пружинят и отлично звучат на тарелках, дольше служат. Для игры на электронных установках подходят только палочки с нейлоновыми наконечниками.

Оказавшись перед выбором барабанных палочек в музыкальном магазине, положите их на столешницу, пусть катятся. Ровные палочки покатятся ровно, а изогнутые станут «танцевать» на столе. Безусловно нужно быть уверенным в гладкости палочек, негладкие могут сломаться в любое время.

Рекомендуемые товарыim324-640px-Mallet_bag.JPG

Барабанные палочки используются для игры на ударных инструментах.

Обычно изготавливаются из дерева (клён, орешник, дуб , граб, бук). Существуют также модели, сделанные целиком или частично из искусственных материалов — полиуретан, алюминий, карбон и др. Часто встречаются случаи изготовления из искусственных материалов наконечника палочки, в то время как «тело» палочки остается деревянным. Сейчас все популярнее становятся нейлоновые наконечники, за счет своих исключительных характеристик износостойкости.[1] (недоступная ссылка) (см. про маркировки палочек)

Строение палочек

im244-320px-2006-07-05_stick_kopf.jpgНаконечник (головка) палочки

  • Комель — точка баланса палочки.
  • Тело — место хвата.
  • Плечо (шейка; в англоязычной литературе shoulder) — сужающаяся область палочки, часто ей совершаются удары по тарелкам. Форма и длина этого участка влияют на звучание и поведение палочки. Палочки с коротким участком более долговечны, так как их сложнее сломать, но трудноуправляемы и имеют малый отскок. И наоборот, палочки, плавно утончающиеся к головке, хрупкие, но имеют больший отскок и управляемость.
  • Наконечник (головка) — используется для ударов. Бывает разных форм, иногда изготавливается из пластика.

Классификация головок

По форме

Отличие типов головок между собой очень условно, кроме того, у большинства фирм свои стандарты головок, отличные от стандартов других фирм. Тем не менее, принято выделять 4 следующих типа головок: круглые, цилиндрические, остроконечные и «в форме косточки от оливы».

От размера головки зависит интенсивность, громкость и продолжительность получаемого звука.

Круглые головки (Ball tip) фокусируют звучание (что особенно хорошо для тарелок) и значительно снижают изменение звука при ударах под разным углом наклона палочки. Этот тип головок достаточно популярен среди современных барабанщиков.

Головки цилиндрической формы (Barrel tip) имеют большую площадь соприкосновения с поверхностью инструментов и дают более открытый и рассеянный звук.

Остроконечные головки (Pointed or triangle-tipped) являются самыми популярными. Дают средний по сфокусированности звук.

Головки в виде косточки от оливки (Teardrop or olive-shaped tip) очень похожи на остроконечные головки. Благодаря «выпуклости» позволяют контролировать звучание и площадь соприкосновения с поверхностью инструментов в очень широком спектре в зависимости от угла наклона палочки к инструментам.

По материалу

Кроме того, головки могут быть деревянными или нейлоновыми.

Нейлоновые головки достаточно популярны, так как практически не изнашиваются и позволяют получить кристальное, отчётливое звучание. Основной минус нейлоновых головок заключается в их дороговизне перед деревянными и в том, что они могут слететь с палки во время игры или, реже, расколоться. Хотя это случается крайне редко, потому что, как правило, сами палочки изнашиваются и ломаются быстрее. За свою карьеру ударники редко когда-либо сталкиваются со слётом головок, если качество палочек, которыми они пользуются, на высоком уровне.

Деревянные головки дают тёплое, мягкое звучание дерева. Основным их минусом является изнашиваемость (стачиваемость).

Материалы

Дерево

Чаще всего барабанные палочки изготавливаются из дерева. Как правило, используется гикори (светлый орех), клён или дуб. Однако многие барабанщики играют палочками из других пород дерева: например, из розового дерева (палисандр) или бубинга[1]

Палочки из клёна, будучи сравнительно лёгкими, используются преимущественно для негромкой или быстрой игры. Поскольку клён достаточно неплотный и мягкий материал, палочки из него быстро изнашиваются или ломаются.

Гикори является наиболее популярным материалом в производстве палочек. Он обладает большей прочностью, весом, плотностью и твердостью, чем клён. Кроме того, он обладает способностью эффективно гасить вибрации, передаваемые от ударов рукам.

Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные и прочные. Дуб нечасто применяется для изготовления палочек.

Искусственные материалы

Палочки из искусственных материалов обычно изготавливаются из полиуретана или алюминия. Такие палочки наиболее долговечны. Многие из них, например палочки Ahead, имеют возможность замены частей.

Сталь

В последнее время[какое?] набирают популярность стальные палочки для тренировок. Их вес значительно превышает вес палочек для игры, и ими нельзя играть на ударной установке, зато они используются для тренировок и отработки техники. Известный барабанщик Джоджо Майер (Jojo Mayer) в своей видеошколе рекомендует заниматься такими палочками. Но не все с ним соглашаются, некоторые говорят о противопоказаниях, которые возможны, если делать упор на «спортивной» составляющей — кисти станут сильней, но потеряют гибкость. В меру и при правильном подходе они будут полезны, но при неправильном могут навредить, поэтому заниматься ими стоит с осторожностью. Возможно, именно поэтому такие палочки не распространены и продаются в основном в интернет-магазинах.

О материале тарелок см. Сплавы для тарелок.

Маркировка палочек

Для обозначения толщины и веса различными производителями иногда используются разные маркировки. Некоторые производители (Pro Mark, Vic Firth, ZILDJIAN и др.) классифицируют палочки по стилям музыки (Rock, Jazz, Orchestral). Отдельно выпускаются «именные» палочки для барабанщиков — эндорсеров[2].

Наиболее употребительной является система обозначения двумя символами, где буква обозначает область применения, а цифра — толщину[3].

Буквенные обозначения

Буквенные обозначения раньше указывали на область применения той или иной модели, но на данный момент почти полностью утратили свой смысл. Разные производители могут применять разные схемы обозначения, на сегодняшний день самая популярная такова:

Модели «A» изначально изготавливались для биг-бендов, бендов, игравших танцевальную музыку. Как правило, такие палочки тоньше модели «B» и имеют более тонкие шейки и сравнительно небольшие головки, что позволяет барабанщику извлекать более тихий и мягкий звук. Обычно, палочки этой модели используются в небыстрой «легкой» музыке, например в джазе или блюзе.

Обозначение «А» происходит от слова «orchestra» (оркестровые). Использование буквы «А» вместо буквы «О» обусловлено тем, что известный барабанщик и конструктор ударных музыкальных инструментов Уильям Людвиг решил, что напечатанная буква «А» будет выглядеть лучше, чем «О»[1].

На данный момент модель «А» наиболее популярна среди барабанщиков[1].

Буква «B» означает «Band». Изначально предназначались для использования в духовых и симфонических оркестрах. Палочки этой модели, нежели «А», имеют больший размер плеча и головки для более громкой игры. Обычно применяется в тяжелой музыке, например в метале.

Сейчас палочки этой модели рекомендуются начинающим барабанщикам[1].

Буква «S» означает «street». Изначально эта модель палочек была предназначена для игры в городских маршевых оркестрах, где предполагается большая мощность удара и громкость исполнения, соответственно палочки этой группы имеют самый большой размер. Палочки этого вида практически не применяются для игры на ударной установке ввиду их большого диаметра.

Буква «N» означает «Nylon» и является относительно новым обозначением. Она дописывается в конце маркировки (Например, «5A N») и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.

Цифровые обозначения

Цифровые обозначения указывали ранее и указывают сейчас на диаметр (то есть толщину) палочки, однако, толщина палки идёт на убывание, то есть 5А гораздо толще, чем палочка диаметра 7А.

Данная система является устоявшейся, смысл остаётся, но в зависимости от бренда может чуть изменяться.

Цифровые обозначения применяются после буквенных, то есть если марка «B» толще «A», то 2B будет толще 2A, так как у палочек с обозначением «В» более толстая шейка.

Техника игры

В зависимости от ситуации, барабанщик может применять различные хваты палочек, и различные техники нанесения удара.

Хват палочек

Также иногда можно встретить произношение «захват палочек» или «замок»(grip).

  • 120px-Drumstick_regular_grip.jpg

    Традиционный захват

  • 120px-Regular_grip_left_hand_02.jpg

    Традиционный захват

  • 120px-Drumstick_mached_grip.jpg

    Симметричный захват (Matched grip)

  • 120px-French_grip_right_hand_01.jpg

    Французский захват (French grip)

  • 120px-German_grip_right_hand_01.jpg

    Немецкий захват (German grip)

Существуют несколько вариантов хвата палочек[4].

  • Традиционный (варианты названия traditional, conventional, orthodox, rudimental grip) — исходит из традиций военных барабанщиков. Палочки держатся таким образом, чтобы не мешал ремень барабана, не симметрично.
  • Симметричный захват (matched grip). Палки держатся симметрично, параллельно между собой или под углом. Этот захват используется наиболее часто, имеет несколько вариантов:
    • Французский захват (French grip).
    • Немецкий захват (German grip).
    • Американский захват.

Постановка рук

  • Техника Мёллера (en:Moeller_method). Названа в честь американского барабанщика Sanford Augustus «Gus» Möeller. Базируется на естественной работе мышц, без лишних движений и напряжения.
  • Метод Гладстоуна[5]. Базируется на нахождении точки баланса палочки и контроле её отскока.
  • В зависимости от используемых групп мышц разделяют пальцевую, кистевую, локтевую техники[6].

Другие приспособления для игры

Для игры на литаврах, том-томах используются специальные палочки с увеличенными головками. Для ксилофонов, вибрафонов используют подобные палочки, иногда для исполнения аккордов могут применяться и по 4 палочки.

Щётки

im244-Spazzole-brushes.jpgИгра щётками

В джазе, блюзе и свинге принято использовать щётки (англ. wire brushes) — приспособление, состоящее из рукоятки и прикреплённых к ней тонких прутиков, образующих веер. Прутики могут быть металлическими либо пластиковыми, а рукоятки, как правило — деревянными или алюминиевыми с резиновым или пластиковым покрытием. Щётки бывают выдвижными, тогда длину выступающего из рукоятки веера прутиков можно подстраивать: сделать их короче и жёстче или убрать совсем, чтобы обеспечить им сохранность после игры. С противоположного от прутиков конца такая щётка имеет металлический стержень, загнутый в петлю в форме кольца или треугольника. Щётку можно перевернуть и использовать эту петлю для игры на тарелке, что даёт более собранный и читаемый звук, приближающийся к звуку палочки. Большинство музыкантов предпочитают металлические щётки, хотя в последнее время появились более долговечные пластиковые.

Щётки придают барабанам более изящное, рассыпчатое, «вежливое» звучание, нежели палочки. Щётками тяжело играть forte, поэтому они редко используются в тяжёлой музыке и только для воссоздания некого антуража. Кроме того, игре щётками присущ особый приём «подметание» (англ. sweep) малого барабана, когда щётка с нажимом проводится вдоль поверхности пластика. Это даёт неповторимый шуршащий эффект (легато), протяжённый во времени, в отличие от коротких и острых ударов палочки. Зачастую, партия барабанщика, играющего щётками, состоит из непрерывного чередования ударов (англ. tap) и проводок. Для использования этого приёма необходим малый барабан с особым ударным пластиком, на который нанесено зернистое шершавое напыление.

Руты

Ру́ты (англ. rutes от нем. Ruten — прутья, розги) — пучок тонких древесных прутьев (фабричные руты делаются из отёсанной берёзовой или бамбуковой щепы, либо из синтетического сырья), закреплённых на рукоятке. Часто на руты надеваются дополнительные лента и резиновое кольцо, передвигая которые вдоль рута, можно затягивать или, наоборот, расслаблять пучок.

Руты придают барабанам приглушённое звучание. Даже играя fortissimo, ими невозможно добиться мощи звучания палочек; скорее сам рут придёт в негодность, ведь прутья легко надломить о тарелку или обруч барабана. Поэтому роль рутов рассматривается барабанщиками как своеобразная сурдина для ударных, и их используют, когда необходимо дать прозвучать другим инструментам. Тем не менее, звучание рутов отличается и определённым тембральным своеобразием: оно становится более тусклым, отдалённым. Руты пружинят при игре и имеют плохой по сравнению с палочкой отскок, и игра ими требует некоторой сноровки, поэтому, взяв руты впервые, барабанщики подчас теряются и жалуются, что рука «вязнет» и зажимается.

Колотушки

В академической музыке большое распространение имеют различные колотушки, или маллеты. Колотушка имеет лёгкую тонкую рукоятку и увесистый наконечник. Колотушки, как правило, имеют очень узкое предназначение и приспособлены для игры только на каком-то одном инструменте, например, колотушка для большого барабана, для гонга, для глокеншпиля. Для игры на других инструментах такие колотушки малопригодны. Материалы для изготовления колотушек могут быть различными. Рукоятки выполняются как из привычных видов древесины, так и из тростника или пластмассы. Наконечники могут быть жёсткими деревянными или пластиковыми, или мягкими, оббитыми резиной или войлоком. Наконечники также могут иметь различную форму, от строго сферической до сложной асимметричной с комбинированием разных материалов.

Тяжёлая мягкая головка колотушки позволяет достичь глубины и основательности звучания. Чем мягче и ворсистее наконечник, тем более долгую атаку имеет удар. С помощью мягких колотушек можно достичь ярких оркестровых красок, недоступных палочкам, например, долгого плавного crescendoтарелки или грозного, «подземного» tremoloлитавры. С другой стороны, особая развесовка колотушки позволяет выполнять широкий замах для пушечного fortissimo большого барабана.

Примечания

  1. 1234www.drumnet.ru — Школа — FAQ | Барабанные палочки
  2. Гид покупателя: подписные барабанные палочки (неопр.). Дата обращения 17 апреля 2013.Архивировано 17 апреля 2013 года.
  3. drumlessons.ru — уроки барабанов, статьи о искусстве игры на ударных (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 июля 2009.Архивировано 11 июня 2010 года.
  4. Виды захватов палочек :: drumspeech.com
  5. Статьи (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 июля 2009.Архивировано 21 ноября 2010 года.
  6. Billy Cobham: «Мысли вслух» | MusicBox № 20

Ссылки

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 4 декабря 2019 в 20:24. Используемые источники:

  • https://music-education.ru/vidy-barabannyh-palochek/
  • https://bigband.kiev.ua/blog/vidy-i-razmery-barabannyh-palochek
  • https://wiki2.org/ru/барабанные_палочки

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации