


Каждый пользователь мобильных устройств хоть раз задумывался, как восстановить литий-ионный аккумулятор. Рано или поздно даже эти долговечные элементы питания теряют емкость или выходят из строя. Необходимость вернуть батарейку к жизни возникает при невозможности замены этой детали.
Li-Ion аккумуляторы не часто выходят из строя, но это возможно из-за неправильной эксплуатации изделия.
Особенности литий-ионных аккумуляторов
Перед тем как приступить к ремонту, нужно изучить особенности рассматриваемых батарей. Литий-ионный элемент выделяет энергию благодаря протекающим внутри химическим реакциям.
Ток подается на контакты, что позволяет нормально функционировать прибору-потребителю.
Аккумулятор имеет такие особенности:
Контроллер заряда-разряда литий-ионного аккумулятора.
- Наличие защитной платы. Микросхема контролирует уровень нагрева корпуса и течение процесса зарядки. При перегреве батареи контроллер прекращает поступление тока. Функционирование АКБ батареи автоматически приостанавливается при падении напряжения до 2,7 В.Такую плату внедряют в аккумуляторы из-за высокой вероятности взрыва.
- Длительный срок службы. Батарея выдерживает до 800 циклов зарядки, не утрачивая емкости.
- Чувствительность к критическому разряду. Если батарея долго хранится в полностью разряженном состоянии, восстановить ее будет сложно. Через 2-3 года элемент питания разряжается самопроизвольно. Даже если АКБ удастся реанимировать, дольше недели она не проработает.
Почему контроллер блокирует работу литиевых батарей
Причинами блокировки литиевого аккумулятора являются такие факторы:
- Короткое замыкание. Возникает при превышении допустимого уровня заряда. Контроллер разрывает электрическую цепь. Восстанавливается она только после устранения замыкания. Для разблокирования батарею подключают к зарядному устройству.
- Глубокий разряд. Система защиты не позволяет дальше потреблять энергию аккумулятора. Спасти батарейку можно, начав зарядку телефона оригинальным ЗУ.
- Течение опасных процессов. При критическом разряде начинается бурное течение химических реакций. Внутри корпуса образуются литиевые кристаллы. Взаимодействуя с электродами, они вызывают взрыв. Опасная ситуация возникает при подаче напряжения. Поступление тока блокируется контроллером.
Контролер заряда у Li-Ion батарей защищает аккумулятор от КЗ и перезаряда.
Методы восстановления литий-ионных аккумуляторов
Лучшим вариантом является утилизация неисправного аккумулятора. Однако если купить новый нет возможности, разрешается попробовать наиболее безопасные способы восстановления емкости.
Избавляемся от газов
При неправильном использовании банки аккумулятора наполняются газом и вздуваются. Чтобы восстановить работоспособность АКБ, газообразные вещества нужно удалить. Для этого демонтируют верхний блок, под которым находится колпачок.
Эту деталь прокалывают, батарею придавливают прессом и дожидаются выхода газов. Образовавшееся отверстие заделывают эпоксидным составом. Контроллер устанавливают на место.
При использовании этого способа нужно помнить о таких опасных моментах:
- механическое повреждение аккумулятора;
- выход из строя электронных компонентов батареи;
- возможность взрыва или воспламенения при соприкосновении катода и анода.
Используем холодильник
Считается, что оживить аккумулятор после глубокого разряда можно, поместив его в морозильник. Батарею кладут в полиэтиленовый пакет. Через полчаса АКБ вставляют в телефон, который подключают к зарядному устройству на минуту. После этого ждут нагревания корпуса батареи до комнатной температуры.
Способ заряд-разряд
Увеличить емкость батареи можно путем многократного разряда и заряда. Разряжают смартфон, пользуясь ресурсоемкой игрой или специальной программой.
Отремонтировать нерабочий элемент, который не заряжается, таким методом не получится.
Кратковременный возврат емкости
Ненадолго увеличить срок службы li-ion аккумулятора помогает использование блока питания, подающего напряжение 5-12 В. В схему включают резистор номиналом 330-1000 Ом. Контакты устройства соединяют с клеммами АКБ, соблюдая полярность. Для обнаружения плюса и минуса используют мультиметр. Параметры тока и напряжения должны соответствовать заявленным в инструкции.
Схема для кратковременного восстановления аккумулятора.
“Дикий” метод восстановления
Способ подразумевает удаление контроллера и замыкание клемм-токовыводов. Для этого используют любой металлический предмет. После этого контроллер устанавливают обратно. Перед началом процедуры рекомендуется удалить наклейку с корпуса батареи.
Прибор для восстановления литиевых аккумуляторов
Контроллер переводит разряженные в ноль батареи в нерабочее состояние. В таком случае напряжение на клеммах составляет 2,5 В. При получении этого значения источник питания подлежит восстановлению. Сделать ремонт возможно с помощью специального прибора, например Turnigy Accucell 6. Устройство самостоятельно контролирует процесс восстановления.
Действие выполняется так:
Прибор для восстановления Li-Ion аккумуляторов.
- С помощью клавиши “Type” выбирают способ зарядки “Li-Po”. Режим предназначен для аккумуляторов, подающих напряжение 3,7 В.
- Короткими нажатиями кнопки “Старт” устанавливают напряжение заряда. Для Li-ion предназначен показатель 3,6 В.
- Выбирают значение “Auto”. Это позволяет начать зарядку полностью разряженной батареи.
- Устанавливают силу тока. Значение должно соответствовать 1/10 емкости батареи. Параметр изменяют, нажимая кнопки “+” и “-“.
При повышении заряда до 4,2 В устройство автоматически переходит в режим выравнивания напряжения. Завершение процедуры сопровождается появлением звукового сигнала и надписи “Full”.
Техника безопасности
При восстановлении литий-ионных аккумуляторов соблюдают такие правила:
- Состояние ремонтируемой батареи нужно постоянно контролировать. Самопроизвольное возгорание может стать причиной травмирования человека или уничтожения имущества.
- Рекомендуется регулярно замерять температуру аккумулятора. При сильном нагревании корпуса восстановление прекращают.
- Нельзя подавать мощные токи при зарядке. Максимальное значение – 50 мА. Подобный показатель вычисляют путем деления напряжения ЗУ на номинал резистора.
Ни один способ возвращения емкости не дает 100%-ной гарантии. Иногда аккумулятор выходит из строя. Это нужно учитывать, начиная ремонт.
В процессе ежедневной эксплуатации современные аккумуляторы li-ion постепенно истощаются. Часто через пару лет активной эксплуатации их емкость снижается, и устройства уже не могут обеспечить нормальную эксплуатацию гаджетам или другим электрическим приборам. Следует понимать, что полностью вернуть первоначальную емкость аккумулятору уже нельзя, однако возможность продлить срок его использования есть. В этом материале мы остановимся на нескольких способах, позволяющих на время реанимировать аккумулятор.
Есть одна небольшая оговорка – все описанные здесь способы подходят для технически подготовленных пользователей. Если вы не относитесь к таковым, лучше всего не терять времени впустую. Вы можете обратиться в мастерскую либо сервисный центр, или же просто приобрести новый аккумулятор.
Как проверить емкость li-ion аккумуляторов самостоятельно?
Прежде чем заниматься реанимацией аккумулятора, необходимо узнать, какова на данный момент его емкость. Для профессионалов это элементарно — существует тестер аккумуляторов Кулон. Любителям же для проверки емкости аккумулятора можно воспользоваться следующим способом: подключить к тестируемому аккумулятору (заряженному) резистор соответствующего номинала, и путем записи величин тока, идущего через резистор, и напряжения на нем доводят аккумулятор до полного разряда. По данным, которые вы получите, строится график разряда, и определяется его реальная емкость. Конечно, точность такого способа определения не отличается идеальной точностью, поэтому вместо резистора часто используют источник стабильного тока с дополнительным источником напряжения в схеме.
Восстановление емкости li-ion аккумулятора
- Иногда вследствие длительной эксплуатации аккумулятор вздувается из-за газов, и заряд держит непродолжительно. В этом случае, используя эпоксидную смолу и паяльник, можно вернуть устройство к жизни. Для этого необходимо разъединить корпус батареи и верхний блок с датчиком. Отделяют датчик, и под ним находят колпачок, скрывающий управляемую электронику. Используя тонкую иглу, прокалывают колпачок с большой аккуратностью, чтобы не повредить начинку. Затем берут какой-либо плоский предмет, по габаритам превышающий размер вашей батареи, и прижимают им аккумулятор на столе или другой плоскости. Важно правильно рассчитать необходимое усилие. После этого эпоксидной смолой закрывают отверстие и припаивают датчик.

- Потребуются: блок питания 5-12 В, вольтметр, резистор с сопротивлением 330-1000 Ом и мощностью не ниже 500 мВт. Контакты блока питания необходимо освободить и произвести соединение с батареей следующим образом: минус батареи с минусом блока питания, к плюсу добавляем резистор. При помощи мультиметра нужно проверить правильность полярности. БП подключается в сеть на 2-3 минуты.
Другие способы восстановления емкости
Есть и другие способы восстановления работоспособности батареи li-ion – на форумах можно встретить немало самых неожиданных и даже сомнительных вариантов.
- Например, некоторые пользователи предлагают поместить потерявшую емкость батарею в морозильник на 30 минут. После этого ставить в устройство и заряжать его 1 минуту, а затем извлечь и дать нагреться до температуры помещения. Далее можно использовать аккумулятор обычным образом. Другой способ увеличить емкость li-ion аккумуляторов, не менее сомнительный – срезать пластик на батарее, найти главные контакты и на миг замкнуть их металлическим предметом. Возвращают крышку на место и оставляют для высыхания.
Отметим, что все указанные здесь способы не дают 100% гарантии хорошего результата, тем не менее, попробовать стоит.
Рекомендуем новый материал блога – статью, посвященную схеме устройства для зарядки аккумуляторов li-ion.
Новые посты:
Электровелосипеды 2019 года</li>Полноприводный электровелосипед своими руками</li>Обзор электро фэтбайков</li>
Другие посты:
История появления самоката</li>Делаем самокат своими руками</li>Электроцикл Mantra Italjet: технологичность и винтаж</li>
Рекомендуемые товары
Литиевый аккумулятор LiFePO4 48v 12Ah
| Ток заряда: | 4,0 А |
| Тип аккумулятора: | LiFePO4 (Литиевый) |
| Ёмкость аккумулятора: | 12 Ah |
| Номинальный вольтаж: | 48 V |
| Раб. температура: | от -20 до +55°С |
| Вес: | 5,8 кг |
| Габариты: | 290х138х85 мм |
| Дополнительно: | Номинальный ток разряда 3С, допустимый — 5С; Аккумулятор собран по схеме 15s4p из 26650 (grade A); Производитель — Headway (Тайвань); Наработка 1200.0 (циклов заряда); Тип токовывода — к проводам; Материал изготовления корпуса — Полипропилен |
Цена:25000 руб24000 руб
ПодробнееLiFePo4 Аккумулятор 18650 Headway 3,2V 15Ah (ячейка 40152S)
| Ток заряда: | 15 А |
| Тип аккумулятора: | LifePO4 (Литий-железо-фосфатный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 15 Ah |
| Номинальный вольтаж: | 3,2 V |
| Раб. температура: | от -20° до 50°C |
| Вес: | 480 гр |
| Дополнительно: | Максимальный ток заряда: 3C(45Amps); Максимальный продолжительный ток разряда: 10C(150ампер); Максимальный ток разряда: 15C(225ампер); Защита от перезаряда: 3.65±0.05Вольт; Защита от разряда: 2.0Вольт; Жизненные циклы: 2000Циклов; Сопротивление: ≤8mΩ. |
| Напряжение: | 3,65 ± 05 Вольт |
| Тип клеим: | С помощью винтов |
Цена:1790 руб
ПодробнееАккумулятор Headway LiFePO4 3.2V 10Ah (ячейка 38120S)
| Ток заряда: | 30 А |
| Тип аккумулятора: | LifePO4 (Литий-железо-фосфатный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 10 Ah (36Вт/ч) |
| Номинальный вольтаж: | 3,2 V |
| Раб. температура: | разряд -30°С~70°С, заряд: 0°С~45°С, хранение: -20°С~45°С |
| Вес: | 345 г |
| Напряжение: | 3,65 ± 0,05V |
| Тип клеим: | болты M6 |
Цена:1390 руб
Подробнее Аккумулятор Hvvea Li-ion 18650 / 26F
| Ёмкость аккумулятора: | 2600 mAh |
| Номинальный вольтаж: | 3,9 V |
| Вес: | Менее 49 г |
| Габариты: | 18х65 мм |
Цена:220 руб
ПодробнееСвинцово кислотный аккумулятор 12V12Ah
| Ток заряда: | — |
| Тип аккумулятора: | SLA (Свинцово-кислотный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 12 Ah |
| Номинальный вольтаж: | 12 V |
| Вес: | 3,8 кг |
| Габариты: | 150х100х95 |
Цена:2800 руб
ПодробнееАккумулятор велосипедный 36V 15Ah Li-ion
| Ток заряда: | 25 А |
| Тип аккумулятора: | Li-ion (Литий-ионный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 15 Ah |
| Номинальный вольтаж: | 36 V |
| Раб. температура: | от -20 до +40 °С |
| Вес: | 5 кг |
| Габариты: | 340х125х100 |
| Дополнительно: | USB выход, 2,1А |
Цена:32000 руб
ПодробнееBikelectro C-360 (36v, 10Ah li-ion)
| Тип аккумулятора: | li-ion |
| Ёмкость аккумулятора: | 480 Вт*ч |
| Номинальный вольтаж: | 36v |
| Раб. температура: | -10° до 60° |
| Вес: | 2.5 кг |
| Габариты: | зарядное устройство на 3А (42 В) , ключи |
Цена:16900 руб
ПодробнееАккумулятор 48v 8,8Ah
| Ток заряда: | 2А-8А |
| Тип аккумулятора: | Li-ion (Литий-ионный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 420 Втч |
| Номинальный вольтаж: | 48V/8,8Аh |
| Раб. температура: | от -20 до 60 |
| Вес: | 3 кг |
| Габариты: | 370х120х80 |
| Дополнительно: | Ток заряда при температуре выше ноля рекомендуется использовать 2-3 А. При температуре выше 10 градусов — не больше 8 А.Помимо самого аккумулятора, Вы дополнительно получаете зарядное устройство (время зарядки 3-4 часа) |
Цена:22990 руб
ПодробнееАккумулятор 48v 15.4Ah
| Ток заряда: | 5А-15А |
| Тип аккумулятора: | Li-ion (Литий-ионный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 740 Втч |
| Номинальный вольтаж: | 48V/15,4Аh |
| Раб. температура: | от -20 до 60 |
| Вес: | 5 кг |
| Дополнительно: | 1. При T≥0°C максимальная мощность 4000 Вт; 2. При 0°C>T≥-10°C максимальная мощность 1000 Вт; 3. При -10°C>T≥-20°C максимальная мощность 500 Вт; При минусовой температуре возможна временная потеря ёмкости до 30%; Рекомендуемый ток заряда: 5А (при T≥0°C) ; Максимальный безопасный ток заряда: до 15А (при T≥10°C); Внимание: зарядка максимальным током может негативно сказаться на сроке службы батареи; Разъём разряда — XT90 |
| BMS: | да , поддерживает ток 40-80 А |
| Комплект: | В комплекте зарядное устройство на 5А (54.6 В) Разъём заряда XLR Время заряда 3-4 часа. |
Цена:31990 руб
ПодробнееСвинцово-кислотный Аккумулятор 12V 4.5 Ah
| Ток заряда: | 1,35 А |
| Тип аккумулятора: | SLA (Свинцово-кислотный) |
| Ёмкость аккумулятора: | 4,5 Ah |
| Номинальный вольтаж: | 12V |
| Вес: | 1,3 кг |
| Габариты: | 90х100х65 |
Цена:1150 руб
ПодробнееИспользуемые источники:
- https://habr.com/post/239211/
- https://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-reanimirovat-litij-ionnyj-akkumulyator
- http://electrotransport.su/neskolko-sposobov-vosstanovlenija-emkosti-akkumuljatorov-li-ion/
Как правильно заряжать литий ионные аккумуляторы
Аккумуляторные батарейки Li Ion 18650
Аккумуляторные батареи Li-ion готовые
5 практических советов по эксплуатации литий-ионных аккумуляторов
Аккумулятор 18650: характеристики и типы, способы зарядки, область применения и ремонт
Отзыв: Контроллер заряда Li-Ion аккумуляторов Kvsun TP4056 - Отличный контроллер для цепей заряда АКБ типа 18650.
Аккумулятор 18650 LG lgdas31865 3.7V Li-ion 2200mA