Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 13

Простейшие опыты с микроскопом — первые шаги

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)Дошкольное образованиеВнеурочная деятельностьВнимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС. В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

Развивающие

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.

Обучающие

  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология

Воспитательные

  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

  • Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  • Знакомство с микроскопом
  • Разучивание стихов
  • Разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные»
  • Опробование и постановка на опыт чашки с молоком, кусочков хлеба на плесень, дрожжевой закваски, яйца в уксусе.

Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, белый халат, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация «Как выглядят микробы»

Содержание:

Организационный момент: «Ужасно интересно» из мультфильма из «38 попугаев». Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент: Незнайка

Стихи о микробах: http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_gigiena.htm

Презентация «Как выглядят микробы»

  1. Опыт «Путешествие микроба»
  2. Опыт «Микроб в ладошке»
  3. Опыт «Чужие микробы»
  4. Опыт «Ловим микроба»
  5. Опыт «Как спастись от микробов»
  6. Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»
  7. Опыт «Йог и вода грязная и чистая»
  8. Опыт «Как растут разные микробы»
  9. Опыт «Почему зубы крепкие и здоровые»

Рефлексия.

Домашнее задание: Журналистское расследование «Все о микробах»

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из «38 попугаев». Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент

Незнайка: Вы хотите знать, что я делаю. Вот все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет.

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»

Г. Кружков «Микроб — ужасно вредное животное»

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина и в путь.

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Презентация «Как выглядят микробы»

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Стих Бредихин В. «Поселился раз микроб и ещё один микроб»

Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Мы с вами уже говорили о том что, микробы бывают полезные и вредные. Мы читали о том, как Петька микроб делал кефир. А что же получилось у нас? Сейчас мы это не только проговорим, но и увидим. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента, спрятали ото всех кусочки сырого хлеба и кружку молоко. Сегодня утром мы поставили на батарею микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли, чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем? Проверяем, выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микробы или вредные посмотрим? (на выбор детей). Рассматривание плесени, дрожжевого теста, прокисшего молока.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

— Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

— Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

 Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Что нового и интересного вы сегодня. Какие решения вы для себя приняли. О каком опыте вы расскажете дома маме и папе. Чтобы еще хотели узнать о микробах? Для того чтобы информация, полученная сегодня у вас сохранилась, и мы могли ею поделиться с другими ребятами я предлагаю вам сделать журнал «Микробы и что я о них знаю». Дома с мамой и папой оформить страничку, мы соберем их и будем рассматривать. И я думаю, что узнаем еще много интересного. И…..

Стих Л. Авдеева «Не забудь о гигиене!»

scientist-with-microscope-996187-edited-825x510.jpg

Для первых опытов рекомендуется приобрести недорогой монокулярный микроскоп. Как правило, в комплекте идут дополнительные объективы. Вместе с окуляром аппарат может давать 800-кратное увеличение!

Совсем необязательно покупать или одалживать у знакомых биологов электронный, сканирующий или рентгеновский микроскоп: они предназначены для научного использования в лабораториях. Человек, работающий с ними, должен иметь специальный опыт. Но пока опыта нет, можно исследовать все, что есть под рукой и даже на руках, а обширный список мы как раз подготовили!

1 Мякоть или кожура фрукта или овоща, кусочки грибов, мох

Можно здорово удивиться, что яблоко меняет свой цвет: в зависимости от освещения фрукт становится черным или голубым, а кожура томата отличается бронзовым оттенком. А как красивы увеличенные листы салата или лесные мхи!

2 Волосы

Казалось бы, одинаковые на первый взгляд человеческие волосы под микроскопом имеют разную толщину, структуру и цвет. Можно сравнить волосы людей и домашнего животного — кошки или собаки, поместив их под стекло микроскопа.

3 Листья и лепестки растений

Микроскоп легко ответит на вопрос ребенка: «Почему крапива жжется?». Все дело в том, что на листе растения есть жгучие волоски, отлично заметные при увеличении!

А любители красоты не устоят перед увеличенными лепестками садовых или полевых цветков — анютиных глазок, васильков, красных роз.

4 Пыльца

«Неужели эти фигурки действительно существуют?» — может спросить юный биолог. Действительно, крошечные частички под стеклом — это разноцветные тела различных форм: одни напоминают круг, другие — многоугольники с шипами. А для того чтобы перенести пыльцу с растения на предметное стеклышко, понадобится мягкая кисточка.

5 Бумага, мех, нитки

Все это под увеличением изменяется причудливым образом: например, кусочек бумажного листа будет выглядеть как серая структура. И мех, и нитки под микроскопом совсем не похожи на то, что мы привыкли видеть невооруженным глазом!

6 Кристаллы поваренной соли, сахар-песок, зернышко кофе

Наверное, интереснее всего выглядят кубики соли — как будто ими можно играть! Да и гранулы сахарного песка поражают своими четкими геометрическими формами.

7 Соскоб налета со стенки аквариума

Этот опыт разъясняет строение зеленых водорослей. Специалисты отмечают, что такое наблюдение может заставить ребят подолгу находиться у микроскопа!

8 Бактерии в зубном налете

Зачем чистить зубы два раза в день? А для того, чтобы во рту было как можно меньше всех этих «палочек», «ниточек», «шариков», которыми изобилует зубной налет. Правда, чтобы увидеть бактерии, налет разводят в капельке воды, предварительно сняв острой зубочисткой или спичкой. Также можно изучить выпавшие молочные зубы, которые хранятся во многих семьях.

9 Грязь под ногтями

А это исследование — просто спасение для тех родителей, которые «воюют» со своими чадами за регулярное мытье рук. Мама и папам, уставшим объяснять, зачем это нужно делать, прекрасно поможет микроскоп.

Воочию увидев, что же скапливается под ногтями, дети незамедлительно побегут в ванную!

10 Муха или другое насекомое

Строение насекомого можно и нужно изучать под микроскопом: конечно, эстетического удовольствия не получишь, зато обретешь новые полезные знания.

Каким бы любознательным ни был ребенок, первое время работать с микроскопом нужно с родителями. Мама и папа должны предупредить, что нельзя баловаться со стеклом, крутить и вертеть винты без необходимости. Также родители могут рассказать об устройстве микроскопа и предназначении каждой детали. Все это «отложится в копилку» сына или дочери и заставит тянуться к новым знаниям.

Фото: pixabay.com/ru/users/skeeze-272447/

Теги: биология, естественные науки, микроскоп, природоведение, химияОптические приборыОПТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙразвернутьВКонтактеГлавная / Статьи и обзоры / Блог о микроскопах и микромире /

Эффективная эксплуатация увеличительной наблюдательной техники немыслима без базовых знаний по биологии. Стезя научной деятельности, профессиональная и любительская, в равной степени интересна детям и взрослым, не равнодушным к загадкам природы, тайнам мироздания, ищущим ответы на вопросы «как устроен мир». Наличие учебного микроскопа подразумевает непрерывное совершенствование навыков и мастерства, оттачивание методом проб ошибок всевозможных способов наблюдения, экспериментирование с субстратами и микрообразцами. Разберем простейшие опыты, которые станут отправной точкой и освоении работы с оптическим прибором.

Конечности мухи

Микропрепарат под названием «лапка мухи», входящий в состав наборов для опытов, можно легко приготовить в домашних условиях. Последовательность действий необходима следующая: пинцетом аккуратно разместить лапу по центру предметного стекла, его предварительно надо протереть сухой салфеткой. На покровное стеклышко по краям нанести ватной палочкой смолу, выполняющую фиксирующую функцию, и накрыть им препарат, проклеивая по периметру. Прижмите плотно на 3-4 секунды и оставьте подсыхать. Получившийся образец расположите на столике микроскопа. Прокручивая револьверное устройство, выберите объектив малой кратности – 4х. Включите нижнюю подсветку (если она встроена в основание штатива) или поймайте световые лучи при помощи зеркальца, если в вашей модели светодиодного осветителя нет. Посмотрите в окуляр – в нем при правильной настройке будет видно белое пятно – оно называется «светлое поле». Не отрываясь от просмотра, начните медленно подкручивать колесико фокусировки. Вскоре можно будет рассмотреть очертание микропрепарата, отрегулируйте резкость и контрастность изображения. Рассматривая лапку, можно заметить: волосяной покров, когти, которые позволяют насекомому ходить по стенам и потолку, не падая. Подушечки, называемые пульвиллами, являются органами осязания и имеют вкусовые рецепторы на последнем, пятом членике.

Клетки лука

Практическая часть, касающаяся подготовки микрообразца (склеивание двух стекол) и регулирования света – идентична предыдущему опыту. Возьмите луковицу, разрежьте ее вдоль, отделите одну из чешуек и препаровальной иглой снимите поверхностную пленку. Перед размещением луковой кожицы, капните пипеткой чуть-чуть йода – это обязательно для подкрашивания бесцветных органоидов клеток лука: вакуоли, ядра и ядрышка, цитоплазмы, оболочки. Используйте увеличение в пределах 40-400 крат, двигаясь постепенно от меньшего к большему.

Инфузория туфелька

Красивый и доступный для вылавливания одноклеточный микроорганизм обитает в большом количестве в водоемах с зацветшей или грязной водой: лужи, пруды, озерца, речные заводи. Наберите в баночку немного мутного раствора, поместите капельку на стеклянную поверхность, а рядом, на расстоянии 0,5 см – каплю абсолютно чистой прозрачной воды. Иголочкой между ними сделайте жидкую дорожку – быстрые инфузории «перетекут» в очищенную от примесей водную среду. Затем кончиком иголки «сломайте» канал миграции, проведя по нему с нажимом поперек. Теперь их можно набрать в пипетку и перенести на предметное стекло для дальнейшего изучения под микроскопом. Или второй вариант – обмакните в жидкость ватку, на ней останутся, словно в сети, несколько особей. Хорошо детализированы они будут уже на приближении 100х и выше.

Простейшие опыты с микроскопом – это первый шаг на пути познания ребенком или начинающим биологом принципов и азов микроскопии, некий базис для самостоятельных более серьезных исследований. Разнообразить этот процесс и даже превратить его в увлекательное хобби можно посредством цифровой камеры, осуществляющей фотографирования микромира, сокрытого от невооруженного оптикой взора. 

Используемые источники:

  • https://rosuchebnik.ru/material/eksperimentalnaya-deyatelnost-laboratoriya-professora-znaykina-ili-vse-o-mikrobakh-6190/
  • https://posleurokov.ru/blog/microscope/
  • http://oktanta.ru/prostejshie_opyty_s_mikroskopom_pervye_shagi

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации