Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 6

Рельсовый звукосниматель — хамбакер для электрогитары

Сингл или хамбакер? Говядина или свинина? Выбрать можно, а однозначно ответить, что лучше, а что хуже – нельзя. Такие вопросы ставят дилетанты (простите за прямолинейность, да пойдет им это только в помощь), а более искушенные размышляют 1.jpg.pagespeed.ce.FTwaSurHAR.jpgглубже: научиться делать выбор в конкретном случае, чтобы получить максимальную пользу и комфорт. А бывает, что просто и необъяснимо хочется «жирной свининки» или разгрузиться и посмаковать «легкой говядинкой». Давайте и мы попробуем в этом разобраться.

Исторически изначально был изобретен звукосниматель, который мы сейчас именуем синглом (англ. Single-coil – одиночная катушка). Случилось это в 20-х годах XX столетия. Но тогда это был просто электромагнитный звукосниматель для электрогитары, чтобы «снять» возникающее и изменяющееся магнитное поле струны в постоянном магнитном поле звукоснимателя. Это была катушка, намотанная вокруг постоянного магнита. С течением времени эмпирически проявлялись разные свойства сингла, которые зависели от его местоположения относительно бриджа, высоты расположения, высоты магнитов звукоснимателя относительно каждой из струн. У самого бриджа струна имеет наименьшую амплитуду колебания, но она звучит ярче и с бОльшим количеством гармоник. Ближе к грифу струна имеет бОльшую амплитуду колебания, т.е. звучит громче и максимально ярко выражен основной тон. Поэтому бриджевые синглы стали устанавливать выше, чем окологрифные (нековые). Такжекаждая струна в отдельности создает разный по величине сигнал, чем обусловлена разная высота отдельных магнитов под каждую струну. Ну и сингл в нековой позиции звучит более глубоко и певуче в отличие от бриджевого, который чаще используют в сочетании с перегрузом. Еще впоследствии, сравнивая их с хамбакерами, поняли, что наличие у сингла всего лишь одной катушки делает его очень чувствительным к изменению магнитного поля, что характеризует сингл превосходной чувствительностью к динамике звукоизвлечения музыканта. Но этоже свойство сингла способно и «усложнить» жизнь музыкантов и звукоинженеров. Эта большая чувствительность применима также и к электрическим помехам, что порождает зависимость синглового звукоснимателя от наводок различного рода. А эти паразитные наводки, особенно от находящейся вблизи промышленной силовой сети частотой 50 Гц, создают ну весьма неблагоприятный и не вдохновляющий ФОН. Вот и задумались над новой задачей – найти решения для подавления шумов в выходном аудиосигнале датчика. Система из двух встречно намотанных катушек должна была подавлять 50-герцовый фон от электрической сети (англ. hum – гул, наводка, bucker — подавитель), но усиливать полезный сигнал от струн. Так появился новый вид звукоснимателя – хамбакер. Хамбакер состоит из двух катушек индуктивности, в отличие от сингла, находящихся в разных полюсах магнитного поля и намотанных встречно. В разных катушках векторы магнитного потока имеют противоположные направления, но из-за противоположности фаз катушек ток имеет одинаковое направление, поэтому сигналы обеих катушек суммируются. Радиоволны также индуцируют в катушках ток, но поскольку направление тока не зависит от магнитного поля, то из-за разных фаз намоток сигналы взаимовычитаются. Это говорит о том, что подобным техническим решением мы избавляемся от фона, который всегда сопровождает синглы. Так же как следствие, стал вышеуровень сигнала хамбакера, он составляет порядка 250—500 мВ(для сравнения — у сингла 100—200 мВ), что повышает компрессию и позволяет больше исказить звук при перегрузе с помощью эффектов. Из-за разного расстояния между катушками гармоники колебания струны, придающие яркость звучания, либо теряют громкость, либо исчезают вообще. Звук получается более «смазанный», «размытый» и менее яркий, чем у сингла.Итак, давайте попробуем еще раз собрать воедино и отметить различия этих двух видов звукоснимателей, а также посмотрим, что является следствием этих различий. У синглов есть фон, а у хамбакеров нет. Но именно этот недостаток позволяет синглу быть настолько чувствительным к динамике «снятия» звука, чего нет у хамбакера. Именно благодаря фону сингл чувствителен, выдает прозрачный, чистый звук, имеет тванг, чем не похвастается хамбакер, звук которого более компрессированный, соответственно в нем меньше динамики, он более «замыленный». И напрасно, по моему личному мнению, некоторые апгрейдеры пытаются самостоятельно избавиться от фона, экранируя внутренности гитары. Ведь именно избавлением от фона они теряют такие присущие синглу, яркие характеристики. Теперь про мощность. Так как у хамбакерааж две катушки, полезный сигнал которых суммируется, то они имеют более мощный выход, чем синглы. В сочетании с вышеупомянутой компрессией, звук получается более плотный, насыщенный, более полный одним словом. Сингл же звучит тонко, в нем нет этой полноты. Вот почему синглы более органично «работают» на чистом звуке, очень ярко звучат на брейк-апе усилителя, кранче и овердрайве. Именно в этих случаях зачастую нужно меньше компрессии, а больше динамики и обертонов, что не делает перегруз «с пропиткой», но насыщает его спектрально. Очень здорово сказал, к сожалению, ушедший от нас гитарист группы Pantera -DimebagDarrell про использование синглов с перегрузом типа «distortion»: «Когда я подгружал звук на более «чистых» датчиках, это был все тот же чистый звук, поверх которого был дисторшн». А «пропиткой» Dimebag называл то, когда чистый, натуральный звук датчика (он называл его «ровный») и звук с «пропущенным» через него перегрузом сливаются в один, а не «лежат слоями». И вот, когда нам нужна та самая «пропитка», на помощь приходят хамбакеры. Изначально уже более компрессированный звук, перегруженный дополнительно эффектом «дисторшн», он становится еще более плотным, насыщенным и глубоким. Конечно, теряется динамика, но не этого и добивались. Когда вы приберете громкость на гитаре, вы сможете «очистить» звук, но в то же время его полнота никуда не исчезнет, он правильнее сказать, станет более «рыхлым». Хочется подвести итоги и сказать, что сингл и хамбакер абсолютно невзаимозаменяемые виды электромагнитных звукоснимателей, потому как в них заложена абсолютно разная философия применения в звучании. Также не стоить забывать, что сочетая разное дерево деки, грифа, накладки грифа с этими двумя видами звукоснимателей, используя их в разном сочетании и положении относительно бриджа, мы получаем огромное количество вариантов звучания инструмента. И каждый имеет право на существование, имеет право нравиться и быть любимым. Поэтому, друзья, нужно только пробовать и сравнивать, а поиски могут продолжаться и всю свою творческую жизнь.

РОМАН КУЗНЕЦОВ

398065_436881986382543_198029135_n.jpg.pagespeed.ce.pdulS-K-p4.jpg

https://vk.com/id5701042

PS: Ответ на вопрос читателя:

 

Приобрести  Музыкальные товары можно в интернет магазине Monkey Music!

preview_topic_4d38c7_202x188.jpg

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Итак, как я и обещал сегодня более подробно рассмотрим классификацию звукоснимателей. В прошлый раз в «Звукосниматели. FAQ#1. Что такое? Как работают?» мы поговорили о принципах действия звукоснимателей. А так же разделили звукосниматели на два основных типа: пьезозвукосниматели и электромагнитные звукосниматели. Вот классификацией последних мы сегодня и займемся.

05 Классификация электромагнитных звукоснимателей

По конструкции звукосниматели делятся на синглы (single coil pickup), сиречь звукосниматели с одной катушкой и хамбэкеры (humbuckers) – звукосниматели с двумя катушками. По размеру, форме и конструкции синглы и хамбекеры могут быть чрезвычайно разнообразны. Для примера, вот как выглядят синглы. А вот, как выглядят хамбекеры. Надеюсь, теперь вы понимаете, как визуально различаются синглы от хамбекеров.

05.1 Синглы (Single Coils)

Вот характерный сингл. Синглы – это первые созданные звукосниматели. Однако, вместе с сигналом от струн, который они должны были снимать, они так же снимали случайные радиочастотные (РЧ) помехи, которые через усилитель слышатся, как назойливый гудящий звук – фон. Именно из-за этого фона, были разработаны хамбекеры.

05.2 Хамбекеры (Humbuckers)

Дословно, hum-bucker — это фоно-подавитель. Хамбекер представляет собой два сингла с общим магнитом в основании и двумя катушками, намотанными в разные стороны. Такая намотка позволяет уменьшать фон, благодаря тому, что паразитные наводки складываются в противофазе и взаимоуничтожаются. Для тех, кто далек от радиотехники, на пальцах это означает следующее: направление РЧ сигнала зависит от того, в какую сторону намотан провод катушки, т.е. если намотать катушку по часовой стрелке, то сигнал пойдет в одну сторону, если против часовой – в другую. И при сложении таких вот сигналов, наводки уничтожаются. Однако, хамбекеры не звучат так же, как синглы без фона. Они звучат по-другому и много громче. На самом деле, различий между синглами и хамбекреами много больше. Некоторые говорят, что хамбекеры хороши только для дистроршена, а синглы для чистого звука. Хотя, по большому счету, это дело личных предпочтений. Довольно много гитаристов используют хамбекеры при игре чистым звуком и наоборот. Тут, скорее, больше зависимости от конкретной модели звукоснимателя, нежели от его типа. Например, Ritchie Blackmore, Ywingie Malsteen, Kirk Hammet используют синглы для перегруза, а многие джазовые гитаристы (да и не только) играют чистым на своих лесполах. Можно начать описывать тональные различия в звуке синглов и хамбекеров, но это занятие неблагодарное. Будет гораздо лучше, если вы сами поиграете на гитарах с различными звукоснимателями. Можно сказать, например, что синглы звучат более чисто, воздушно, у них есть тванг и т.п. Но сами понимаете, что мой тванг – это не твой тванг. 😉 Субъективизм чистой воды. Кстати, на сайтах производителей звукоснимателей зачастую есть примеры звучания, так что можно отслушать и сделать какие-то выводы. В следующий раз продолжим классификацию звукоснимателей и поговорим о активных и пассивных звучках, ну и еще кое о чем. С использованием материалов: ultimate-guitar.comДополнения, исправления, комментарии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты. Про звукосниматели:Звукосниматели. FAQ#1. Что такое? Как работают?Звукосниматели. FAQ#2. Синглы и хамбакерыЗвукосниматели. FAQ#3. Активные и пассивныеЗвукосниматели. FAQ#4 С преампомЗвукосниматели. FAQ#5 06 Настройка звукоснимателейЗвукосниматели. FAQ#6. Зачем их менять?

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 2791
12.09.2017 17:05
Категория: Общая информация
pickup.jpg

В прошлой статье мы поговорили в общем об устройстве звукоснимателей и вкратце об их типах. Сейчас более подробно остановимся на конструкции электромагнитных звукоснимателей, которые ставятся на все электрогитары. А после поговорим о видах звукоснимателей по наличию усиления сигнала (пассивные и активные звукосниматели).

Конструкция электромагнитных звукоснимателей

Итак, по конструкции, звучки делятся на 2 типа: сингл звукосниматели (Single Coil) и хамбакеры (Humbucker). На вид сингл как бы одинарный, а хамбакер двойной.

Сингл Хамбакер

Синглы (Single Coil)

Синглы – это звукосниматели с одной катушкой. Синглы выдают чистый и стеклянный звук с мягким оттенком. В конструкцию этих датчиков входит от 4-х до шести постоянных магнитов с количеством витков около 10 тысяч.

У синглов есть один неприятный недостаток: они довольно сильно фонят. Это особенность конструкции. Также на датчик могут воздействовать различные паразитные поля, что также добавляет море фона к полезному сигналу. Особенно это заметно на перегрузе.

Чаще всего синглы используют в легкой музыке, например в блюзе, где необходим кристально чистый и мягкий звук электрогитары.

Хамбакеры (Humbuckers)

Так как синглы довольно сильно фонят, инженерами был разработан другой тип звукоснимателя — с двумя катушками вместо одной. Они расположены рядом друг с другом, а катушки у них намотаны в противоположные стороны. Благодаря такой намотке существенно снижается фон, потому что паразитные наводки складываются в противофазе и взаимоуничтожаются.

Звучание хамбакеров отличается от звучания синглов. Хамбакеры дают более громкий звук, без фона. Они хорошо справляются на перегрузе. Звук получается более мощный и агрессивный. Чистый же звук хамбакера менее стеклянный и соответственно менее «верхастый». Причина эта в том, что катушки, разнесенные в пространстве дают два совершенно разных сигнала, которые в итоге при сложении в один, теряют некоторые высокочастотные составляющие.

Как было сказано выше, звукосниматели хамбакеры хорошо подходят для дисторшена и овердрайва. Поэтому их повсеместно используют в тяжелой музыке и ее поджанрах.

О том как распаять звучки на гитаре, читайте здесь: Распайка звукоснимателей (H+S+S).

Пассивные и активные звукосниматели

По наличию усиления в датчике, звукосниматели подразделяются на пассивные и активные.

Пассивные звукосниматели

passive.jpg

Принцип работы звукоснимателя, как мы уже знаем, состоит в том, что механические колебания струны под действием магнитного поля, преобразуются в колебания электрического тока. Далее этот сигнал поступает на вход усилителя. Пассивные датчики посылают сырой сигнал, без различных преобразований, а регулировки громкости и тона могут только ослаблять уровень громкости высоких частот. В их схеме кроме магнитов и катушек больше ничего нет.

Сигнал с пассивного, да и любого другого датчика будет тем громче, чем большее количество витков намотано на его катушках. А большое количество витков – это высокая индуктивность и большое сопротивление. Это приводит к ослаблению сигнала по верхним и нижним частотам. Получается будто в звуке с пассивных звукоснимателей больше выражены средние частоты. Поэтому одна из причин, почему пассивы могут звучать мощно и сильно — наше ухо более восприимчиво именно к средним частотам, в то время как высокие и низкие ослаблены.

Большое количество витков на катушках и сильные магниты в пассивных звукоснимателях, могут привести к тому, что магнитное поле датчика будет влиять на колебание струн. Проявляются это как их более быстрое затухание колебания струн, а так же всякие волчки и т.п.

Все эти и другие факторы придают пассивным звукоснимателям свое уникальное звучание.

Активные звукосниматели

EMG.jpg

Самые популярные среди активных датчиков это звукосниматели EMG. Также в линейке Seymour Duncan есть активные модели датчиков — это Blackouts.

В отличие от пассивного датчика, активные имеют на борту катушки с очень малым количеством витков. Сопротивление такого датчика будет ниже, а также и меньше ослабление низких и высоких частот. Звук с активов получается более широкодиапазонным, более полным. Но сырой сигнал с этих датчиков будет очень слабым, чтобы раскачать усилитель. Поэтому в их конструкции был предусмотрен миниатюрный усилитель звукоснимателя, который усиливает сигнал до нужных значений.

Активные звучки дают как правило более высокий уровень сигнала, чем пассивные (естественно после предусиления). Поэтому вам не нужно будет сильно выкручивать гейн на усилителе, который может добавить фона.

Конструктивно звукосниматель помещен в пластиковый корпус, залитый компаундом, что обеспечивает ему хорошую защиту от окисления. Недостаток активных звучков это то, что для их питания необходимо наличие батарейки, расположенной в корпусе электрогитары. Хотя конечно она прослужит вам довольно долго, например, если играть часов по 5-6 в день, то на год ее вполне хватит. Но сядет она в самый неподходящий момент, это точно. =)

В плане разницы звука у пассивов и активов, обычно говорят, что активные датчики менее «живые», звук у них более стерильный по сравнению с пассивными датчиками.Ну а вообще конечно я рекомендую никого не слушать, а прежде послушать самому и сделать собственные выводы. Большое количество известных гитаристов мира используют активы и довольны ими. Может и вам стоит попробовать?

1111111111 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Добавить комментарий

Используемые источники:

  • https://blog.monkeymusic.com.ua/electromagnetic-pickups/
  • http://jablog.ru/blog/workshop/2313.html
  • http://guitargrad.ru/elektrogitara/obshchaya-informatsiya/28-vse-o-zvukosnimatelyakh-chast-2

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации