Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 278

Усилители фирмы YAMAHA. Часть вторая: славное прошлое.

Правила Обновленный Форум Hi-Fi.ru: через неделю этот форум будет закрыт и осуществится полный переезд на новый форум—> Данный форум работает только в режиме чтения. Добро пожаловать на https://www.hi-fi.ru/forums/Форум» Винтажная техника» Акустика, усилители и ресиверы

04-02-2013 09:36:59Изменено: — 05-02-2013 07:27:31
06-02-2013 10:06:31
06-02-2013 10:19:35Спасибо Сергей!Ну в конце 80 я так понимаю было модно делать усилки с цапами, врятли там однобитная дешовка.Вот я и спрашиваю у народа по поводу звучания. Москвичи то слушали явно
06-02-2013 12:54:02
06-02-2013 16:50:04
06-02-2013 20:11:28A-2000 и AX-2000 (с «a» и без «а») находились в премиум-сегменте, и их и тогда было выпущено немного. Реже встречается разве что Centennial Edition или C-1/B-1. Так что пользователей — раз-два-и-обчёлся во всём мире, не говоря о России. На rt20 юзер WWZ продавал один A-2000a, можно у него спросить. А основная масса меломанов довольствовалась более распространёнными топ-интегральниками из обычных серий. Так что искать нужно мнения, скажем, об A-1020, или об AX-1050/1070/1090 (вроде в них тоже HCA применялась). Вышеупомянутые от них отличаются по звуку незначительно.
06-02-2013 20:25:41А Японский вариант AX-1200 ?
07-02-2013 08:14:19Сергей Кстати, а Вы не рассматривали CA 2000? Почему Вы его в список не включили?Он мне по дизайну очень нравится. Если выбирать Yamaha 70 и 80, то исключительно по внешнему виду выбрал бы его! Те три усилителя, что у Вас в выборе, мне внешне вообще не нравятся. А CA 2000 прямо таки серьёзный аппарат.Но вот как звучит??? Большие ли отличия от современных Yamaha AS 2000? Дома был тест в лоб. Marantz PM 40 SE против Yamaha AS 2000. Так вот большой разницы между ними не было, за  исключениемразной АЧХ. У Yamaha по уровню звучания середина тише, а у Marantz середина «совсем-совсем» голоса просто будь здоров. И в тоже время бас и верха не такие. У Yamaha верх не навязчивый и очень лёгкий (такое впечатление, что играют совсем не ВЧ динамики АС),бас мощный. Голоса звучат хорошо, но не так ярко и насыщено. Вообще Marantz PM 40 SE очень достойный аппарат, а весит всего 8 кг (или около того). То что вес на звук не влияет — это точно! Может я не совсем ясно описываю своё ощущение, но PM 40 SE больше для jazz’а, blues’а, звук его, если так можно выразиться «медовый» (выглядит смешно, но по другому АЧХ не могу передать словами), в то время, как Yamaha для другого (классику ни на одном, ни на другом не слушал).Я к чему, что может есть кто-то, кто слушал (CA 2000/ AX-2000 / A 2000a / АХ 2000а / AS 2000), один после другого и имел возможность сравнить один с другим (не важно какой с каким из приведённых выше Yamaha)?Изменено: — 07-02-2013 08:15:17
07-02-2013 12:00:41Я европейскую программу знаю куда лучше. Там AX-1200 не продавался; значит, чисто японская цацка. Вот, нагуглил. Уж больно похоже на 1050/70/90, в титановом оформлении и с «дровами» по бокам. Судя по годам выпуска, 1) пришёл на смену AX-2000; 2) построен на базе 1070 или (что куда менее вероятно) 1090. В Европе 1050/70/90 в титановом цвете выпускали, но без деревянных боковин.Так что тоже вполне достойный кандидат.Добавление: но у всех вышеозначенных проблема с переключателем входов. Это бааальшой минус. Небольшой плюс — переключатели порой появляются на ebay (NOS, за 75-85 евро); заменив, забываешь о проблеме ещё лет на 15.Изменено: — 07-02-2013 12:04:03
07-02-2013 12:04:32
Цитата
JLes  пишет:Я европейскую программу знаю куда лучше. Там AX-1200 не продавался; значит, чисто японская цацка. Вот, нагуглил. Уж больно похоже на 1050/70/90, в титановом оформлении и с «дровами» по бокам. Судя по годам выпуска, 1) пришёл на смену AX-2000; 2) построен на базе 1070 или (что куда менее вероятно) 1090. В Европе 1050/70/90 в титановом цвете выпускали, но без деревянных боковин.Так что тоже вполне достойный кандидат.

Подскажите чем 1090 так хорош что на его базе не может быть построен 1200 и чем отличаются 1050-70-90 друг от друга?Спасибо за Ваше участие в моем вопросе !

Дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем тему начатую в этой статье. Тему усилителей YAMAHA. Сравнений новых и старых моделей во второй части не будет. А будет, может и не совсем объёмный, но зато честный исторический экскурс основанных исключительно на собственных впечатлениях. Итак, напомним, что началось у нас всё с чувства сожаления. С сожаления, по поводу того, что многое любители аудио начали своё знакомство с продукцией фирмы с жалких и никчёмных поделок 90-00х годов и этим испортили себе впечатление об усилителях YAMAHA в целом.

Что ж, попробуем окончательно исправить это недоразумение!

Как и было ранее сказано — YAMAHA нам известна как настоящий новатор в мире аудио и творец изумительных по качеству усилителей, причём безотносительно к цене. Собственно, сам краткий экскурс мы начнём с представителей самого доступного сегмента рынка и закончим его подробным видеообзором непревзойдённо усилителя мощности YAMAHA B-2.

Итак, приступим!

YAMAHA CA-R1

YAMAHA CA-R1
YAMAHA CA-R1

Аппарат сильно удивил! Во-первых — совершенно копеечной ценой в Японии. Во-вторых — дизайном, практически повторяющим более старшие модели. Усилитель настоящий красавец: металлические ручки и алюминиевая мордочка выглядят вполне современно и стильно. Есть вещи, чей облик не устаревает со временем. Недаром фирма и сегодня делает аппараты, чей дизайн мало чем отличается от облика аппаратов родом из 70х годов прошлого века. И, конечно же, усилитель неожиданно приятно удивил своим звуком! Чего вообще не ожидалось от аппарата такого класса — так это способности качать даже большую и тяжёлую акустику. С моими тестовыми колонками DIATONE DS-1000ZX он расправился с «полпинка». Причём хватило и половины громкости. При этом никакого намёка на срывание усилителя в «кашу» и, вообще, признаков того, что аппарат «не качает» АС не наблюдалось. Панч звучал чётко и хлёстко, середина не казалась замыленной, а общая картина сцены была осязаемой до мельчайших деталей. Звучание тарелок, которые, я считаю, являются важной составляющей рок-музыки любой степени тяжести, было на своём месте.

В чём секрет? Да хотя бы в быстрых биполярных кремниевых транзисторах Toshiba в металлических корпусах. А ещё в том обстоятельстве, что в те далёкие годы интерес к HI-FI был явлением массовым, а компьютеров, мобильников и прочей лабуды, на которой производители могли сделать деньги попросту не существовало. Огромный рынок аудиотехники длился на целевые аудитории. Для каждой аудитории фирмы пытались сделать продаваемые вещи. Если 1000 бедных студентов купят 1000 аппаратов по 300$ то это всего лишь равносильно тому, что 100 состоятельных менеджеров купят 100 аппаратов по 3000. Простая логика, не правда ли?

Тех.данные YAMAHA CA-R1 :

Выходная мощность: 65 Вт на канал на 8 Ом (стерео)Диапазон воспроизводимых частот: 10 Гц до 100 кГц.Суммарный коэффициент гармонических искажений: 0,05%Коэффициент демпфирования: 30Входная чувствительность: 0.6mV (MC), 2.5mV (ММ), 150mV (линия)Отношение сигнал-шум: 73dB (MC), 83dB (ММ), 100дБ (линия)Разделение каналов: 55дБ (линия)Выход: 150mV (линия), 1V (предусилителя)Размеры: 435 х 337 х 160мм.Вес: 12кг.

YAMAHA CA-R1 изнутри.

Конструкция YAMAHA CA-R1 хоть и выглядит лаконичной, но лишней экономии на качестве (особенно учитывая цену) тут не наблюдается. Наоборот, хорошо виден профессиональный инженерный подход: транзисторы вынесены на бока корпуса и закрыты железом, что прекрасно обеспечивает их естественное охлаждение. Трансформатор размером с хороший кулак в защитном экранирующем кожухе плюс — мы видим на картинке ещё и экранирующею медную полоску. Плата входов также закрыта экраном. Переключатели расположены по всем правилам — в том месте, где их присутствие обеспечивает кротчайшее прохождение сигнала, сами переключатели приводятся в действие при помощи прочных металлических тяг-удлинителей.

Кстати, YAMAHA CA-R1 оснащён прекрасным фонокорректором с целыми 3мя (!) входами!

Стоимость CA-R1 в 1978 году составляла около 300$. Сегодня такой усилитель можно купить по цене от 20 000р., в хорошем состоянии.

Напомню: 12 кг. — столько весит современная YAMAHA A-S801 за 56 900 ₽.

YAMAHA A-S801 в работе:

А это ещё один аппарат совершенно случайно попавший в мои лапы. И сразу же ставший одним из любимых.

YAMAHA CR-600

Ресивер YAMAHA CR-600 1974 года стоил 95 000Y, что является условным эквивалентом сегодняшних 1500$. Назвать такую сумму незначительной язык не поворачивается, зато сегодня аппарат можно купить за сущие копейки — цена YAMAHA CR-600 на нашем рынке составляет 18000-25000р.

YAMAHA CR-600. 1974г.
YAMAHA CR-600. 1974г..

Даже если абстрагироваться от звуковых качеств аппарата то его стоит купить только за внешний вид! Настоящее украшение коллекции: фанерный макинтош с отделкой натуральным шпоном, алюминиевая передняя панель и металлических ручки выполненных в классическом для фирмы стиле.

YAMAHA CR-600. 1974г. Внутренняя компоновка.

Конечно, YAMAHA CR-600 не является каким-то там монстром ни по своим техническим параметрам ни по внутренней компоновке. Но свои 35 Вт + 35 Вт (4 Ом) этот, весящий 12кг аппарат, отрабатывает с лихвой.

Благодаря продуманному до мелочей балансу между мощностью и скорость блока питания и параметрами выходного каскада, построенного на 2х парах биполярных транзисторов в металлических корпусах, звучит ресивер классно! Кстати, это транзисторы оказались настолько удачными, что выпускаются до сих пор.

YAMAHA CR-600. Схема выходного каскада.
YAMAHA CR-600. Транзисторы выходного каскада.

По своему звучанию YAMAHA CR-600 напоминает скорей «годные» европейские аппараты, чем приторный и плоский звук дешёвого японского ширпотреба. Немого грязноватый, но зато богатый гармониками он шикарно предаёт звучание электрогитары! А ударные кажутся живыми настолько, что иногда слышно как ударник «лажает» и в этот момент становится немного непонятно — то ли — это действительно так, то ли — это «Яма» так отыграла.(смайл) Конечно, я бы не стал рекомендовать данный аппарат для прослушивания сложных музыкальных произведений в исполнении больших составов и для особо экстремального металла тоже. Но Dire Straits вас однозначно должен порадовать! А, возможно, и Motorhead! Но не давите потенциал усилителя тяжёлой и мощной акустикой. В партнеры для этого замечательного аппарата я бы рекомендовал подобрать небольшие 3х полосные «полочники».

YAMAHA CR-600 в работе. Видео от M. Parazzo

Усилители YAMAHA серии СА-1000 — 2000.

YAMAHA CA-2000 ¥158,000 1976
Yamaha CA-1000III 1976
YAMAHA CA-1000II ¥125,000 1976г.

Данная серия является классической линейкой усилителей от фирмы YAMAHA и имеет несколько модификаций. Все эти модели по характеру своего звучания похожи на описанный нами в первой части статьи YAMAHA CA-2000. Аппараты имеют общий дизайн, который уже описан на примере ресивера. Это классический дизайн усилителей фирмы в большей части используемый ей и сегодня. Качество звучание этих усилителей прямо пропорционально их стоимости. Тот же самый YAMAHA CA-2000 «положит на лопатки» практически весь «новодел» стоимостью до 200 000р. А просят за него на нашем рынке 45000-60000р. Характерной чертой всех (?) аппаратов 1000-2000 серии является возможность их работы в «классе А». Выходная мощность в этом режиме варьируется в зависимости от модели, а сам режим работы в «классе А» активируется отдельным переключателем.

YAMAHA CA-2000 в работе. Видео от AUDIODAY S

Усилители YAMAHA серии A-1000 — 2000.

Второй, а может быть первой (?) по своей известности и популярности у народа, пожалуй, можно считать аппараты серии «A» конца 80х годов прошлого века. Собственно, наверно, это есть вершина мастерства фирмы в плане производства «интегральников» относительно доступного ценового сегмента.

YAMAHA A-2000a ¥195,000 1987г
YAMAHA A-1000 128 000 иен 1984г.

Выполненные в антураже Hi-end аппараты щеголяют лакированным деревом и смотрятся дорого — богато. В техническом плане это развитие серии СA только ещё более совершённое.

Тех. данные 1000й Ямы следующие:

Power output: 120 watts per channel into 8Ω (stereo)

Frequency response: 20Hz to 20kHz

Total harmonic distortion: 0.005%

Damping factor: 90

Input sensitivity: 0.16mV (MC), 2.5mV (MM), 150mV (line)

Signal to noise ratio: 80dB (MC), 94dB (MM), 106dB (line)

Channel separation: 70dB (MM), 65dB (line)

Output: 150mV (line)

Dimensions: 435 x 146 x 424.5mm

Weight: 13kg

Как видим ничего особенного, на первый взгляд, в них нет. Аппарат сделан довольно добротно — приличного размера силовой трансформатор закрыт кожухом, 4 большие банки конденсаторов: пара на 33 000 и пара на 22 000. Отличные быстрые выходные транзисторы 2SA1333 и 2SC3370.

Однако в этом усилителе фирма реализовал технологию «Dual Amp Class A «, аналогичную продвигала фирма TECHNICS.

Суть её заключается в том, что в усилителе работают 2 каскада, один — в «классе А», а другой — в обычном «АВ». Сигнал обоих каскадов как бы микшируется. Технология создавалась, дабы получить на выходы положительные свойства обоих классов, минуя недостатки «класса А». Что и прекрасно получилось! Звучание усилителя радует чистотой и дентальной серединой в сочетании с завидной динамикой и панчем. Прекрасно отыгрываются как сложные музыкальные произведения в исполнении больших классических составов так и быстрая тяжёлая или электронная музыка. Вокал, как и полагается, «классу А» звучит на удивление натурально.

Принципиальная схема работы выходных каскадов.

Стоимость YAMAHA A-1000 на наших толкучках от 30 000р.

Старший брат — YAMAHA A-2000 выглядит на фоне 1000й настоящим монстром!

Внутренние оснащение YAMAHA A-2000.

Усилитель имеет «на борту» целых 2 экранированных и залитых трансформатора питания, а суммарную ёмкость его конденсаторной батареи я даже затрудняюсь определить. Причём трансформатор меньшего размера обеспечивает питание усилитель «класса A».

Это настоящий болид формулы 1 среди усилителей! Скорость, с которой он способен раскачивать даже самые тугие колонки обескураживает! Совершенно любое музыкальное произведение будь то сложная симфония в исполнении БСО или легендарная композиция Master of Puppets от Metallica — всё будет доставлено до ушей слушателя без каких-либо компромиссов! Впечатляющие мощь и скорость гармоничным образом сосчитаться в звучание A-2000 с прозрачностью и живым контрастом передачи сцены, а её пространственный рисунок вызывает эффект присутствия. Ничего подробного вы не услышите даже от очень дорогих современных аппаратов.

Оценивать его стоимость на основе сравнения с современными изделиями я не берусь, зато скажу во что может обойтись вам обладание таким чудом — A-2000 предлагают у нас на «вторичке» по цене от 50 000 за исправный аппарат.

YAMAHA A-2000 в работе. Видео от rockerok.

YAMAHA PRO.

Конечно, это не все модели хороших и очень хороших усилителей фирмы. Мы выбрали для вас те, с которыми имели дело сами и которые кажутся нам наиболее яркими из доступных сегодня. Помимо домашнего аудио фирма Ямаха сыскала настоящую славу и как производитель аудио профессионального и полупрофессионального. Некоторые модели из «про» и «полу про» линеек фирмы хорошо известны и почитаемы среди любителей. Давайте рассмотрим некоторые из них!

Yamaha PC2002M

Yamaha PC2002M

Тех. данные:

Power output: 240 watts per channel into 8Ω (stereo), 700W into 8Ω (mono)

Frequency response: 10Hz to 50kHz

Total harmonic distortion: 0.05%

Damping factor: 200

Input sensitivity: 0.775V

Signal to noise ratio: 115dB

Dimensions: 480 x 413 x 183mm

Weight: 20.5kg

Year: 1982

Yamaha PC2002M выглядит как настоящий монстр! И так же внушительно «голосит»: 700W в мостовой схеме — это вам не шутки!

Как своей внешней харизмой, так и внутреннем содержанием этот аппарат вполне может потягаться с каким-нибудь Аккуфейсом или, прости господи, Макинтошем.

Yamaha PC2002M
Yamaha PC2002M блок питания.
Yamaha PC2002M выходной каскад.

Размером со среднюю кастрюльку экранированный и «залитый» ТОР, целая батарея прекрасных транзисторов в металлических корпусах, всеми любимые стрелочные индикаторы с пачку сигарет. Разве не так должен выглядеть настоящий HI-END?

Созданный чтобы работать в условиях студий это аппарат не только способен порвать любую акустику. Но и практически ничего не искажает даже на большой громкости. И если вы слышите какие-то орехи в звучании системы с ним, или оно кажется вам излишне сухим — ищите причины в своих компонентах! Исправный и настроенный PC2002M имеет характер звучание ровном счетом никакой, как это, собственно и положенного настоящему высокому концу — т.е. искажения, вносимые им в сигнал, стремятся к нулю! А уж драйва и динамики у этого аппарата хоть отбавляй! И, кстати, пожалуйста, берегите акустику! Такая мощность — это не шутки! Соседям обязательно понравится!

Мы не нашли информации по поводу изначально стоимости Yamaha PC2002M. Но сегодня за него просят от 45 000р.

Yamaha PC2002M в работе. Видео от chibi813

YAMAHA B-4¥138,000 1978г..

YAMAHA B-4.

YAMAHA B-4 по какой-то причине часто можно увидеть в системах инженеров и всевозможных серьёзных самодельщиков от аудио. Чем он их так привлекает? Возможно, способностью выдавать целых 30W на канал в «А классе» при нагрузке 8Ом, что вполне достаточно для озвучки практически любой комнаты в городской квартире и легендарные транзисторы V-Fet?

Тех. данные YAMAHA B-4:

Выходная мощность:

Class B:120W+120W(8Ω)Class A:30W+30W(8Ω)

Коэффициент гармоник:Class B:10Hz~100kHz(0.02%、60W)Class A:10Hz~100kHz(0.008%、15W)

Вход: 1V/25kΩРегулировка выходного сопротивления: +1Ω~0Ω~-1ΩПитание: AC 100V, 50Hz/60Hz, 330WРазмер: 435×145.5×381mmВес: 21kg

Добавим ко всему этому великолепию схему «двойное моно» и, соответственно, наличие двух экранированных, намотанных на сердечник трансформаторов достаточно крупных размеров.

YAMAHA B-4. Внутри корпуса.

Звучание усилителей в «классе А» — отдельная тема. Кому-то оно нравится, кому-то нет. Лично я не поклонник прослушивание своих любимых тяжёлых жанров на усилителях с подобной схемой. Но если вы поклонник джаза, лёгкого рока, не нагруженной камерной музыки — вполне возможно, что звучание YAMAHA B-4 вам очень понравится. В АВ классе аппарат работает не сильно хуже описанного выше A-2000, но, пожалуй, 2000й всё же более утончённый и глубокий оратор.

А ещё в случае с YAMAHA B-4 радует цена. Этот аппарат на наших интернет — толкучках можно купить по цене от 28 000р.

YAMAHA B-4 в работе. Видео от うに

Дорогие друзья! Наша небольшая ретроспектива усилителей фирмы Ямаха подходит к концу. И как полагается самое вкусное мы оставили «на десерт». А именно дискуссия плавно перетекает к подробному обзору одного из самых любимых мною усилителей фирмы — великолепного «мощника» YAMAHA B-2, который является частью моей коллекции.

YAMAHA B-2

Аппарат появился на прилавках в 1976 году по цене 200 000Y. Что является относительно-условным эквивалентом сегодняшним 3000$.

Главной изюминкой аппарата стали фирменные транзисторы получившие маркетинговое название «Yamaha FET» — специальная разработка фирмы для своих усилителей высшего класса.

Транзисторы 2SK76 (Nch) и 2SJ26 (Pch) представляют собой комплементарную пару, контроль за производством которой осуществлялся на всех его этапах! Таким образом, инженеры фирмы получили не только идеально подобранную по параметрам пару, но и исключили даже свою возможность малейшего отклонения от этих параметров.

Транзисторы 2SK76 (Nch) и 2SJ26 (Pch)
Транзисторы 2SK76 (Nch) и 2SJ26 (Pch)
YAMAHA B-2 внутренне оснащение.

Все 26 кг. веса усилителя наполнены содержанием. Пустых пространств в корпусе практически нет, а пара довольно крупных классического типа и полностью экранированных трансформаторов, кажется, занимает добрую треть пространства.

YAMAHA B-2 конструкция блока питания.
YAMAHA B-2 конденсаторы питания.

В конструкции блока питания применены 4 огромны банки фирменных конденсаторов, специально разработанных для применения в усилителях — 4 х 18000 и выпрямительные мосты на быстрых диодах в металлических корпусах.

Уважаемые читатели, а теперь обещанный десерт: для тех кто ещё не в курсе — у нас есть собственный канал на Ютюб! И мы давно уже сделали подробнейший обзор этого удивительного усилителя с его разборкой, прослушкой и впечатлениями о звучание. Настоятельно рекомендуем ознакомиться:

YAMAHA B-2 . Наш подробный видеообзор.

Тех. данные YAMAHA B-2:

Тех. данные YAMAHA B-2.

В этой короткой ретроспективной статье мы собрали далеко не все хорошие и даже отличные усилители фирмы Ямаха — всё их рассмотреть в рамках нашего канала за один раз невозможно. Ну мы будем продолжать знакомить вас с ними по мере их к нам поступления в формате подробных статей и видеообзоров. Самое главное — мы очень надеемся, что немного поспособствовали разрушению бытующего у любителей аудио мифа о некой ущербности усилителей фирмы и приоткрыли для вас дверь в огромный и интересный мир технического наследия легендарного и заслуженного концерна YAMAHA.

И, резюмируя попытки сравнения новых и старых усилителей фирмы, которыми мы занимались в прошлой статье — ещё раз считаю необходимым высказать следующий тезис: технический прогресс — это не новое которое не только сильно хуже старого, но ещё и значительно дороге — прогресс — это когда новое значительно, а лучше на порядки, его превосходит по всем параметрам, включая показатель качество — цена. В настоящее время никакого прогресса на рынке аудио мы, увы, не наблюдаем. Многочисленные гешефты с попытками продать аудиолюбителям откровенный «фейк» за бешеные деньги и бессилие даже крупных компанией «родить» продукт, целесообразность покупки которого была бы очевидной говорит о глубоком кризисе отросли из которого она, возможно, уже никогда не выберется.

Многие из нас счастливые носители воспоминаний о настоящих вещах — вкусных продуктах, качественном табаке и алкоголе. Мы помним и знаем, как должна звучать музыка по-настоящему. Это всё — часть нашей культуры, культуры великих наций! Что и как будут слушать наши дети, на чём они вырастут, что сформирует их мировоззрение — вопросы с неприятными ответами.

Понравилась статья и видео? Тогда подписывайтесь на канал и ставьте нам лайки!

Мы в ВК:Sound Power — Vintage Hi-Fi Resources

Наш канал на Ютюб:Sound Power-The Audio Legends

Ваш Александр Сергеевич.

Используемые источники:

  • https://www.hi-fi.ru/forum/forum97/topic73824/
  • https://zen.yandex.com/media/audio_hifi_hiend_stereo_vintage/usiliteli-firmy-yamaha-chast-vtoraia-slavnoe-proshloe-5d6e9ed335c8d800ad620e3c

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации