Клеммы для аккумулятора используются в разных видах транспортных средств и обеспечивают надёжное соединение с источником питания путём подключения к электродам на АКБ.
Функции
- Электрическое соединение батареи со стартером, прочими потребителями тока, «массой».
- Возможность установки аккумулятора, подходящего для модели машины.
- Обеспечение надёжной работы бортовой электросети автотранспортного средства в различных условиях эксплуатации.
Виды клемм
Существует разные типы клемм автомобильных аккумуляторов. Классифицируются по следующим признам:
1. По полярности батареи
Расположение контактов может сильно различаться. К источнику питания подключаются 2 клеммы для АКБ – отрицательная (-) и положительная (+).
При прямой полярности (Тип «1») «плюсовой» электрод предусмотрен слева, а «минусовой» – справа. Такое расположение контактов часто применяется в автомобилях отечественных производителей. При обратной полярности (Тип «0» и «5») электроды находятся с точностью до наоборот. Этот способ размещения используется в батареях для машин от зарубежных компаний.
Аккумуляторные клеммы могут подключаться по диагонали относительно друг друга (Тип «2»), располагаться только в правой части батареи (Тип «3» и «4»).
2. По схеме установки
Клеммы для подключения аккумулятора могут находиться в разных частях источника питания. Существует 2 основных варианта. В автомобилях из Европы и Азии электротехнические изделия подключаются к выводам на верхней грани корпуса. Это распространённый вариант установки, который также используется в российских машинах.
Обратите внимание, что американская схема расположения предполагает нахождение электродов на боковой поверхности АКБ. Батареи для автомобилей из США не могут устанавливаться в транспортные средства европейского и азиатского производства. Стандартные клеммы на аккумуляторе просто не позволят выполнить подключение.
3. По форме и габаритным размерам выводов
Выводы клемм для разных источников питания могут сильно различаться. На это необходимо обращать внимание перед покупкой аккумулятора, иначе можно столкнуться с неразрешимыми проблемами при подключении батареи.
Клемма на АКБ российского изготовления и зарубежного производства имеет вывод конусообразной формы. При этом «плюсовой» контакт больше в диаметре по сравнению с «массой». На некоторых батареях выводы сделаны под болт (для монтажа в грузовиках) или винт (североамериканский стандарт).
По диаметру конусообразные контакты делятся на обычные (19,5 и 17,8 мм) и уменьшенные (12,7 и 11,1 мм) для японских машин. В обоих случаях минусовая клемма должна быть меньше по размерам, чем плюсовая.
Существует 2 варианта решения проблемы из-за несовпадения размера. Можно провести замену выводных контактов или купить аккумуляторные клеммы переходники.
4. По материалу изготовления
Свинцовые. Лучшие аккумуляторные клеммы для по соотношению цена-эксплуатационные характеристики. Отличаются повышенной механической прочностью. Несмотря на меньшую электропроводность, чем у меди и латуни, многие производители используют этот металл.
Свинец – материал с низкой температурой плавления, что является недостатком металла. Однако свинцовый контакт сыграет роль плавкого предохранителя, который расплавится из-за кратковременного воздействия высоких температур в случае короткого замыкания.
Для улучшения эксплуатационных характеристик и замедления процессов окисления клеммы аккумулятора поставляются с болтами, прошедшими оксидирование и барашками из латуни.
Медные. Более дорогостоящие изделия. Медные аккумуляторные клеммы редко применяют в производстве батарей. Основная проблема — в сложной технологии изготовления. По сравнению с обычными свинцовыми электротехническими изделиями, отливка медных заготовок – трудоёмкий процесс.
Зато медь обладает хорошими физико-химическими характеристиками: отличный проводник электричества. После установки медных клемм упростится зимний запуск мотора, снизится скорость окисления контактов и ускорится зарядка АКБ.
Не стоит путать медные и омеднённые стальные клеммы. Первые качественнее вторых, обладают более высокими потребительскими свойствами. Многие дешёвые клеммы переходники изготавливают из стали и покрывают слоем меди.
Латунные. Отличаются стойкостью к влажности, простотой выполнения монтажно-демонтажных операций. Латунные клеммы АКБ оснащаются гайкой типа «барашек» и болтом, которые очень медленно окисляются. При этом необходимо аккуратно устанавливать электротехнические изделия из латуни. Материал обладает пластичностью, деформируется при слишком сильной затяжке простыми пассатижами.
Бронзовые. Это хорошие клеммы АКБ с высокой механической прочностью. В остальном схожи с латунными электротехническими изделиями.
О быстросъёмных клеммах на аккумулятор
Быстросъёмные клеммы делают из свинца, медного сплава или другого материала. Эти элементы лучше приспособлены к частому монтажу-демонтажу по сравнению со стандартными электротехническими клеммами.
Клеммы для зарядки аккумулятора позволяют легко и быстро отсоединить бортовую сеть автотранспортного средства без использования инструмента. Это предотвращает саморазряд источника электропитания. Такие виды клемм АКБ устанавливают взамен штатных изделий.
Какие клеммы выбрать?
Во-первых, клеммы должны подходить по конструкции (форме и размерам), соответствовать типу выводных контактов в АКБ. Во-вторых, лучше отдавать предпочтение свинцовым или медным клеммам. Свинцовые более универсальные и дешёвые, медные – качественные и дорогостоящие изделия, хорошо приспособленные к неблагоприятным условиям эксплуатации автотранспортного средства.
Видео:Окисление клемм аккумулятора
Как предотвратить окисление?
Какие клеммы для аккумулятора ни выбрать, всё равно понадобится грамотное и своевременное обслуживание. Причиной этому разрушительные окислительные процессы.
Окисление приводит к образованию на поверхности металлических изделий постороннего налёта или иных проявлений разрушения. Вызвано несколькими химическими процессами, включая кислотное разрушение.
Необходимо своевременно удалять налёт. Благодаря внимательному отношению к аккумуляторным клеммам двигатель будет лучше запускаться в мороз, замедлятся процессы утечки тока и нагревания контактов.
Для очистки необходимо отсоединить клеммы, смочить в спиртосодержащей жидкости и протереть сухой и чистой тряпкой. После можно обработать поверхность электротехнических изделий специальными средствами для лучшего контакта. Это эффективнее, чем применять солидол или литол.
Любая деталь автомашины требует контроля и своевременного обслуживания. Роль батареи в авто является одной из наиболее важных. Если она ломается, исчезает не только вспомогательный источник электричества, но и возможность запуска двигателя. Владелец автомобиля должен регулярно контролировать уровень заряда и электролита. Клеммы играют важную роль в функционировании аккумулятора. Не все знают, какие клеммы для аккумулятора лучше.
Содержание
Базовая информация о батарее
Батарея машины скапливает энергию, чтобы далее её можно было использовать для включения двигателя, фар, стеклоочистителей. Ток передаётся во всю электронику машины, когда двигатель не функционирует. В подавляющем большинстве модификаций применяются свинцово-кислотные батареи. Принципиально знать, какие аккумуляторные клеммы лучше, и подобрать правильную батарею. Они также выбираются по предназначению. Возможность зарядки также весьма важна. При подборе аккумуляторов от различных изготовителей важно учесть лишь несколько критериев.
Можно выбрать два типа устройств:
- которые необходимо обслуживать;
- которые не нуждаются в обслуживании.
Проблема в том, что в первом случае собственник машины имеет возможность сменить повреждённые детали в период работы аппарата, но в другом случае батарея запечатана — нет потребности систематически её контролировать либо наполнять. Способ зарядки, кроме того, играет главную роль. Есть заряженные и сухие батареи.
Разница между ними состоит в том, что для сухой необходимо перемешать особые компоненты в сложных пропорциях, чтобы приобрести жидкость, какую необходимо налить. Поэтому в том случае, если нет стремления вторгаться в систему, нужно выбирать правильные заряженные батареи. Кроме того, они имеют специальные покрышки с системой разъединения. Они оберегают электролит от разливов и батарею от чрезмерного испарения влаги.
Рекомендуем: Как правильно поставить аккумулятор в машину
Типы контактных клемм
Наиболее большой проблемой в работе батареи является окисление либо разрушение. В этом случае они должны быть заменены. Необходимо знать, какие клеммы выбрать для аккумулятора. На рынке можно отыскать элементы из свинца, меди и латуни.
Какие клеммы для АКБ лучше:
- Свинец. Большая часть собственников авто выбирают эти компоненты. Этот материал обладает оптимальной проводимостью, он более лёгкий, чем прочие сплавы, что весьма хорошо для обжима, помимо этого, он устойчив к электролиту, не формирует электрических пар и не подвергается коррозии. Помимо этого, свинец экономичнее других, но имеет невысокую температуру плавления, что может послужить причиной к малоприятным результатам, особенно в тёплую погоду.
- Латунь. Есть, кроме того, латунные зажимы. Они гораздо тяжелее, но мощнее, чем другие. Легко и просто деформируются плоскогубцами, что не играет в выгоду, так как для успешной работы они должны весьма плотно примыкать. Кроме того, быстро удаляются, имеют хорошую проводность и высочайшую температуру плавления.
- Медь. Медные клеммы для батареи, на первый взгляд, — это лучший выбор. Максимальная проводимость, не столь сильно окисляются, имеют большие размеры. Они плавятся при высокой температуре.
Окисление компонентов аккумулятора
Теперь о причинах окисления. В общем, окисленные клеммы показывают, что произойдёт в ближайшее время, когда придётся заменить батарею. Независимо от причин появления следов электролита на клеммах аккумулятора утечка кислоты очень негативно сказывается на состоянии устройства.
Основными причинами появления белого цвета на зажимах являются:
- Утечка электролита.
- Проблема с электрической сетью автомобиля.
- Вентиляционные отверстия батареи засорены.
Чтобы определить, упала ли кислота на клеммы батареи, нужно просто промыть её тёплым раствором соды. Если белое покрытие от соды не ушло, то нужно использовать какой-нибудь скребок. Можно даже купить специальную щётку для чистки.
Выбор подходящего элемента
Аккумулятор является одной из самых важных частей автомобиля. Но бывают ситуации, когда проблема может возникнуть в батарее. Это клеммы аккумуляторных батарей, которые окисляются и требуют замены. Тогда нужно сделать правильный выбор клемм для аккумулятора.
Рекомендуем: Характеристики автомобильных аккумуляторов Варта (Varta)
При выборе изделия многое зависит от условий, где будет располагаться элемент, а также важен материал, из которого он изготовлен.
Владельцы автомобилей согласны с тем, что наиболее универсальными являются свинцовые зажимы, — они довольно мягкие, не реагируют с кислотой и дешевле, чем изделия из других металлов. В этом случае подходит свинец, который имеет низкую температуру плавления, достаточную, но не самую высокую электропроводность.
Не следует упускать из виду тот факт, что свинец при высоких температурах начинает смягчаться. И продукты из него деформируются. Фактически, когда речь идёт об автомобильных аккумуляторах, это неоценимое преимущество, поскольку в случае короткого замыкания зажим сначала расплавится и сломает электрическую цепь, так что повреждение не будет идти дальше.
Элемент свинца отличается от меди и латуни. Их электропроводность в несколько раз выше, они также довольно мягкие, но они очень подвержены коррозии и стоят намного больше свинца. Такие элементы подходят для любителей «наполнять» свой автомобиль различной электроникой.
Поэтому, если тюнинг автомобиля — не главное, можно безопасно выбирать свинцовые клеммы. Их срок службы дольше, они дешевле, и владелец может только заботиться о них регулярно и подтягивать их, когда контакты уходят.
В любом случае вышеупомянутые зажимы используются владельцами автомобилей. Каждый выбирает то, что наиболее подходит в его конкретном случае. Подход к выбору запасных частей для автомобиля должен быть разумным.
Свинцовые клеммы
Самыми распространенными и надежными аккумуляторными клеммами по праву считаются свинцовые – не только по цене, прочности и т.д. И хотя у свинца меньшая электропроводность, чем у меди, латуни и алюминия – предпочтение все же производители аккумуляторов отдают свинцу.
Он намного мягче других металлов и к тому же очень тяжелый.
В силу того, что при производстве начинки и токоотводов свинцово-кислотных аккумуляторов применяют свинец (о чём мы писали в статье «Способы изготовления токоотводов свинцовых аккумуляторов»), то и автомобильные аккумуляторные клеммы тоже, в основном, изготавливают из свинца.
В последнее время появились свинцовые клеммы с латунными барашками и оксидированными болтами, что значительно снижает степень окисления.
Стоимость свинца намного меньше меди, а его мягкость позволяет без особого труда обрабатывать отлитые из него детали. Температура плавления свинца составляет 327°С, олова – 232°С, меди — 1084 C, латуни – 1050 C, а бронзы – 1140 C.
Низкая температура плавления свинца может, на первый взгляд, считаться недостатком. Но иногда, в случае короткого замыкания, этот недостаток перерастает в достоинство. Свинцовые клеммы расплавятся и сыграют роль плавкого предохранителя.
Если короткое замыкание будет длиться какое-то время, то электролит в аккумуляторе может выкипеть, что может спровоцировать его взрыв.
Латунные клеммы
Клеммы латунные для аккумуляторных батарей стойкие к окислению с гайкой «барашек» и болтом затяжки. Клеммы могут использоваться при повышенной влажности. Конструктивно устроены так, что затяжку клеммы можно выполнять одной рукой – головка болта упирается в специальный выступ и не дает возможности болту проворачиваться вокруг своей оси.
Медные клеммы
Вообще-то массово медные аккумуляторные клеммы не выпускают, по крайней мере, упоминаний в Интернете не нашел. В отличие от процесса изготовления свинцовых клемм, медную клемму очень сложно сделать методом отливки.
По физическим свойствам медь является самым лучшим проводником электричества. Если вы установите такие клеммы на ваш аккумулятор, то этим вы значительно улучшите пуск двигателя зимой, снизите окисление и улучшите зарядку батареи.
В интернет-магазинах предлагают обмедненные клеммы по цене 260 рублей за штуку.
Автомобильная клемма с выключателем массы
Обычно для подключения аккумулятора к бортовой сети используется переключатель масс. Но всё можно сделать гораздо проще. Есть устройство, где выключатель массы находится прямо на аккумуляторной клемме.
Эту клемму можно устанавливать как на минусовый токоотвод аккумулятора, так и на плюсовой. Данное устройство пригодится тем, у кого слабый аккумулятор или автомобиль имеет какую-то утечку тока (и трудно её найти).
Конструктивно клемма состоит из двух латунных частей, которые разделены между собой изолятором. Также есть пластиковый барашек с латунным сердечником. Он и является выключателем массы.
Если закрутить его до конца, то его шляпка упрётся в клемму и замкнёт цепь. Диаметр клеммы – 17 мм.
Вполне возможно, что это устройство избавит вас от покупки, монтажа и подключения отдельного выключателя масс.
Такую клемму можно заказать на Алиэкспресс, стоимость 1 шт. 315 руб. с бесплатной доставкой. Если заказываете 2 штуки – стоимость 500 рублей.
Окисление автомобильных клемм
Некоторые водители, открыв капот автомобиля, с удивлением обнаруживают шапку окислов на выводном штыре стартерной батареи.
Именно здесь чаще всего нарушается контакт. Именно по этой причине чаще всего случаются отказы при пуске двигателя.
Почему у кого-то такая неисправность проявляется, а у кого-то – нет?
Можно ли избавиться от подобной мелкой, но коварной неприятности?
Лечить последствия можно бесконечно, каждую неделю очищать и драить клеммы. Лучше выявить причину окисления.
Причиной появления окислов на клеммах аккумуляторов является просачивание электролита через неплотность между выводным токоотводом и корпусом стартерной батареи.
Нарушение герметичности в этом месте обычно происходит по двум причинам:
- — при производстве аккумуляторной батареи допущен заводской брак;
- — водитель допустил небрежность при обращении с аккумулятором.
Многие автовладельцы, закручивая на клемме крепёж, ленятся взять в руки второй гаечный ключ. Казалось бы – чего проще. Головку болта удерживайте одним ключом, а вторым затягивайте гайку. Так нет же – крутят только гайку и тем самым изгибают, выламывают токоотвод.
Пластиковая крышка у основания токоотвода при таком варварстве, естественно, будет деформироваться. Появление микротрещин вокруг токоотводов происходит из-за небрежного снятия и установки клемм.
Будьте аккуратней, не прилагайте слишком большое усилие!
Появление микротрещин в районе токоотводов замечено, в основном, у аккумуляторов нижней ценовой категории.
При появлении первых признаков окисления можно использовать подручные материалы, для чего необходимо снять окислившуюся клемму и очистить ее и токоотвод наждачной шкуркой или металлическим ёршиком.
Из нетолстого войлока (подойдет армейское шинельное сукно) необходимо вырезать кольцо диаметром 4-5 мм. Посредине сделать отверстие такого диаметра, чтобы кольцо оделось на токоотвод.
Кольцо с обеих сторон необходимо смазать любой густой смазкой.
Проверено – такой способ гарантированно защищает место утечки электролита. Теперь кислота не будет разъедать клеммы.
Независимо от автомобиля и аккумулятора – аккумуляторные клеммы через время окисляются. Бывает активное окисление (наросты белого порошка), а иногда не заметное, но все равно нужно будет снимать клеммы и всё очищать.
Окисление любой интенсивности вызывает ухудшение контакта между токоотводами и клеммами со всеми вытекающими последствиями.
Если с автомобилем начинают возникать какие-либо проблемы – первым делом необходимо проверить состояние аккумулятора.
Плохой контакт на аккумуляторных клеммах – основная причина неисправностей и отказов.
Слабая затяжка и как следствие, неплотное прилегание клеммы к токоотводу аккумулятора, дает плохой контакт, вызывая реакцию окисления. Данная ситуация устраняется чисткой токоотвода и клеммы.
Почему окисляются клеммы аккумулятора?
От того, что нет герметичности либо сильно парит из газоотвода, или кипит аккумулятор о чём подробно описано в статье «Почему закипает аккумулятор».
Пары электролита попадают на токоотвод и конденсируются в виде белого налёта. Неприятное и некрасивое явление, которое легко отчищается, но это ухудшает контакт, нагревается клемма и происходит много всяких недоразумений.
Разгерметизация между токоотводом и корпусом аккумулятора чаще всего встречается на дешевых аккумуляторах.
Если появились вокруг токоотвода микротрещины, то их нужно своевременно запаять клеевым пистолетом, предварительно очистив и обезжирив поверхность вокруг токоотвода.
Ответственные производители сделали газоотвод в сторону от токоотвода, чтобы как можно меньше паров в случае кипения электролита попадало на токоотвод и клемму.
Как избавиться от окисления клемм?
На некоторых аккумуляторах предусмотрены специальные кольца. Они, конечно, не спасают на 100% от окисления, но, тем не менее, какую-то защиту они приносят.
На многих качественных аккумуляторах также устанавливают подъёмные кольца и обруч-зажим.
Времена подручных средств постепенно проходят и все больше автолюбителей переходят на профессиональные средства ухода и профилактики.
В частности, хорошо зарекомендовали себя такие устройства как чистик.
С помощью чистика тщательно очищаем внутренний конусный диаметр клемм, срезаем небольшой слой свинца, чтобы получилась абсолютно гладкая ровная поверхность. Это нужно для плотного пятна контакта.
Далее очищаем токоотводы, чтобы не было малейших признаков окисления.
Если у вас еще нет чистика, то данные операции можно проделать с помощью наждачной бумаги. Хотя, конечно, качество обработки будет пониже.
После обработки токоотводов корпус аккумуляторной батареи необходимо промыть раствором соды.
Почему греются клеммы на аккумуляторе?
Основной причиной, по которой нагреваются аккумуляторные клеммы, является некачественный контакт с токоотводом.
Нагревание клемм может быть вызвано:
- — загрязнением поверхности токоотвода и клеммы;
- — ослаблением крепёжных элементов;
- — физической деформацией.
Чем плотнее прилегают друг к другу клеммы и токоотводы, тем меньше электрическое сопротивление в месте контакта и тем меньше будут греться клеммы при протекании пускового тока.
При увеличении сопротивления на стартер подается меньше тока, что приводит к проблемам в запуске двигателя.
Зачастую просто достаточно разобрать клеммное соединение, при помощи чистика очистить поверхности и надёжно зафиксировать соединение. Если клемма подверглась деформации, то её желательно заменить на новую.
Нужно ли смазывать клеммы аккумулятора?
После очистки токоотводов и клемм их можно и нужно защитить с помощью различных средств. Именно защитить, а не смазывать внутри.
Цветные металлы (а свинец особенно) имеют нехорошее свойство – быстро окисляться и покрываться защитной плёнкой. Смазками нужно пользоваться после того, как аккумулятор надежно подсоединен к бортовой система автомобиля.
Пропускает ли смазка электрический ток? Нет, все современные защитные средства являются диэлектриками и могут только ухудшить проводимость. Их основная задача – защитить свинцовые детали от появления окисла.
Если клеммы подверглись окислению, то уже никакая защитная смазка не поможет. В такой ситуации необходимо только отсоединять аккумулятор, зачищать клеммы до блеска и уже потом, после обратной сборки, покрывать защитным средством.
Современные материалы более качественные, чем 20-30 лет назад. Под капотом автомобиля намного чище и суше, чем раньше, корпуса аккумуляторов герметичные. Да и защитные средства нередко стоят немалых денег.
Если у вас хороший, качественный аккумулятор, ничего не окисляется, то, естественно, ничего смазывать не нужно. Ну а если дешёвый, возможно неисправный или бракованный, с трещинами аккумулятор, который окисляет все подряд (крепления, место где стоит и клеммы), то тогда единственное спасение (не считая покупки нового) нанести смазку на клеммы. Но злоупотреблять этим не рекомендуется.
Применять ли защиту для аккумулятора – дело каждого, но лучше наверно, перестраховаться, чем недо……!
Какие средства использовать для защиты клемм автомобильных аккумуляторов?
Если вы уже определились в вопросе защиты и приняли положительное решение – необходимо разобраться – какие средства можно и нужно применять.
Лучшее соединение токоведущих деталей – металл к металлу.
Раньше для смазки применяли ЛИТОЛ 24, потому что ассортимент защитных смазок был скудный, можно сказать, вообще никакой. Автолюбители применяли любую густую смазку, мазали что было под рукой (солидол, ЦИАТИМ, 157-ю и т.д.).
Сейчас мы имеем достаточный выбор защитных смазок:
Molykote HSC Plus – расфасовка 100 г. – примерная стоимость 900 руб.
Смазка для электроконтактов LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett 7643 – в районе 230 руб.
Смазка Vmpauto MC1710 – 1 пакт. 10г. – около 50 рублей.
Список и дальше можно продолжать, но думается, и этого вполне хватит.
В магазинах выбор довольно велик. Тут тебе и спреи, и смазки, и гели.
По отзывам автомобилистов, предпочтение отдается смазке для электроконтактов LIQUI MOLY.
Какие полезные функции выполняют средства для защиты от окисления?
Необходимо изолировать место соприкосновения клеммы и токоотвода от воздействий внешней среды, т.е. попадания влаги, паров электролита, загрязняющих веществ и т.д.
Из отрицательных свойств необходимо отметить тот факт, что густая смазка собирает на себя всю грязь.
После каждого снятия аккумулятора необходимо повторно проводить очистку токоотводов и клемм.
Используемые источники:
- https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/klemmy-dlya-akkumulyatora/
- https://proakkym.ru/avto/kakie-klemmy-vybrat-dlja-akkumuljatora
- https://akkumir.ru/ustrojstvo/avtomobilnye-akkumulyatornye-klemmy