- 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()» >Cancel
Съемка документов в ультрафиолетовой и инфракрасной области часто используется в экспертизах по установлению стертых, замазанных и невидимых надписей. Проверим, как отображаются чернила шариковой ручки в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной области.
</figure>
Для опыта возьмем несколько произвольно выбранных шариковых ручек разных цветов, напишем ими соответствующий цвет и максимально зачеркнем цифру «1», написанную простым карандашом перед цветной надписью. Дополним это всё штемпельными чернилами обыкновенной печати и талончиком, с частично стертой надписью, напечатанном на термобумаге. Сфотографируем люминесценцию в видимой области, используя обычную фотокамеру, надев на переделанную вспышку светофильтр УФС-6:
</figure>
Наблюдаем сильную флуоресценцию бумаги (в неё добавлен оптический отбеливатель при изготовлении), чек же, наоборот, практически не флуоресцирует. Пятна на нем – явные загрязнения. Светятся так же оранжевые и розовые чернила, в которых используется специальная люминесцентная краска (по всей видимости, родамин и эозин). Для повышения контраста наденем на фотоаппарат простой желтый пластиковый китайский светофильтр и сфотографируем бумагу через него:
</figure>
Контрастность возросла, но можно ещё её поднять. Фотографируем через светофильтр ОС-13:
</figure>
Осталась паста только двух цветов, впрочем, она используется для записей крайне редко, чаще – в художественных целях.
Сфотографируем отраженный инфракрасный свет. Снимем со вспышки все фильтры, наденем на переделанную камеру ИК-светофильтры (720 нм, 850 нм и 950 нм) и сфотографируем.
Мы увидим, что почти все чернила стали практически прозрачными, и через них отчетливо проступила цифра «1», замазанная ими. Съемка через светофильтры 850 нм и 950 нм делает картину ещё нагляднее:
Самыми непрозрачными оказались зеленые чернила, но и они уже «сдаются» в длинноволновом ИК:
Удивительно, что черные чернила, по идее, поглощающие максимум света, в ИК ничем не отличаются от других, а зеленым наоборот, даже проигрывают по непрозрачности в ИК-области. Практически никаких следов не остается так же на чеке, отпечатанном на термобумаге.
Сфотографируем отраженный ультрафиолет, надев на вспышку светофильтры УФС-6 и QB-21, а на переделанную камеру – светофильтр УФС-6:
Чек выглядит заметно светлее, что, в общем-то, логично – он не флуоресцирует под действием УФ, значит и поглощает его меньше. Впрочем, никаких дополнительных деталей на нем не проступает. Одна из «фиолетовых» надписей выглядит светлее остальных – очевидно, она отражает УФ лучше, чем остальные краски, и даже белая бумага. Теперь сфотографируем инфракрасную люминесценцию, надев на вспышку светофильтр QB-21, а на переделанную камеру – ИК-фильтры 720 нм и 850 нм.
Светятся пять из двенадцати образцов паст, причем голубая и черная – в более дальней области, чем розовая, оранжевая и фиолетовая. Светится так же штемпельная краска, а на чеке проступила исчезнувшая часть надписи, невидимая на других фотографиях. Эффект сильнее с 850 нм – фильтром:
На нем видно даже незначительное свечение первой фиолетовой пасты. Забавно, что ИК-люминесценция не мешает, а помогает выявить закрашенную цифру «1», расположенную под люминесцирующими чернилами.
Итак, можно сделать следующие выводы: многие пасты шариковых ручек прозрачны для инфракрасных лучей, (за исключением некоторых зеленых), под которыми видны надписи, сделанные простым карандашом. Некоторые пасты имеют видимую и инфракрасную люминесценцию и могут быть отличимы, например, в случаях дописки, или подправки надписей, сделанных другой пастой. Отпечатанный шрифт термобумаги имеет инфракрасную люминесценцию и четко проявляется, даже если в видимом свете уже ничего не заметно.
</div></div></article></div></div>Используемые источники:
- https://invis-light.livejournal.com/1377.html