Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Делаем колодки обувные. Столярный способ

Со стороны пошив обуви кажется чем-то магическим. Ну, то есть обувь шьют на огромных заводах, там сидят сотни людей за сотней агрегатов, они выполняют таинственные операции с сотней материалов, это масштаб и огого.

Еще есть Мастера, которые шьют люксовую обувь по индивидуальным заказам, иногда репортажи об их работе появляются в бумажножурнальных изданиях или интернете. Это, понятно, старые волшебники, у них фартуки и натруженные руки, а из инструментов, похоже, один только нож и еще по мелочи. Они получили знания от других, еще более старых Мастеров, знания эти тайные. И вроде процесс пошива в репортажах показан довольно подробно, а все равно смысла в нем улавливается не больше, чем во взмахе волшебной палочкой: была кожа, Мастер сделал таинственные пассы руками, и вуаля — перед камерой блестит носами пара идеальных оксфордов.

На деле все проще — и вместе с тем сложнее. Пошив обуви — это технологический процесс, четкая последовательность операций. Для их воспроизводства требуется точное поонимание, что и зачем мы делаем — как и для любого технологического процесса, понятно. Справиться с пошивом можно и без архидорогостоящих аппаратусов, которые стоят на фабриках — не с одним ножом, конечно, но с набором ручных (и при возможности нескольких автоматических) приспособ. Я напишу отдельный пост, с чего начинается мастерская, что в ней должно быть, что в ней может быть, если речь о ручном пошиве обуви и кожгалантереи.

В посте сегодня я хочу показать вам технологический процесс пошива пары кожаной обуви «в лицах», т.е. в фотографиях. Это была моя первая пара при обучении. Пара довольно сложная, таково было тех.задание преподавателя. Иногда мне кажется, что это была проверка, не сбежит ли эта девочка, сверкая пятками, когда поймет, с чем ей придется столкнуться в будущем. Но это было так интересно, так необычно и не похоже на все, с чем мне доводилось сталкиваться ранее, какое там бежать, еще! еще!

Итак, начнем. Для начала определяемся с эскизом модели и подбираем колодку. Будем шить женские ботинки на шнуровке (типа дерби) с декоративными ремешками. Колодку выбираем под мерки стопы с подходящим нам носиком — овальным

Модифицируем колодки: по одной из характеристик колодки делятся на туфельные и сапожковые, нам нужны сапожковые (для обуви с высокими берцами или голенищем), а у меня колодки туфельные. Превращаем их в сапожковые с помощью так называемой набитки, детали из очень плотной кожи. Вообще с помощью разнообразных набиток колодки можно подгонять под мерки стопы в нужных местах и менять их — колодок — форму

Далее нам нужно перенести стилевые линии — линии деталей — на колодку. Для этого используют бумажную малярную ленту. Колодка плотно ею обклеивается и прямо по ленте карандашом рисуется наш ботинок. После чего лента разрезается, аккуратно снимается с колодки и наклеивается на бумагу, так мы получаем развертку поверхности колодки с нанесенными стилевыми линиями.

Переводим стилевые линии в чертеж

И переводим чертеж в лекала

По этим лекалам кроим детали верха и подкладки. Важно помнить, что детали нужно кроить на пару обуви (в удвоенном количестве) и отзеркаливая детали на вторую полупару (чтобы не накроить на две левые ноги)

После выкраивания детали нужно утоньшить и дополнительно обработать, для этого есть специальные приспособления, но преподаватель считает, что сначала необходимо научиться работать ручным инструментом, поэтому берем нож и работаем.

А вот как выглядит обувная кожа. Она очень, очень сурова, ею можно забивать гвозди и, при необходимости, грабителей в переулке, по плотности напоминает фанеру

Основную стельку необходимо увлажнить и прикрепить к низу колодки. это делается потому, что след колодки не плоский, он имеет изгиб под каблук, и нам необходимо, чтобы стелька точно повторяла этот изгиб. Подошвенная кожа очень плотная, поэтому для формования мы прибиваем влажную стельку к колодке по периметру следа. У стельки есть припуск под обработку, поэтому она шире следа

Оставляем стельку сохнуть и переходим к сборке заготовки верха. На этом этапе мы превращаем кучу разрозненных кожаных деталей в верх обуви. Мы шьем, клеим, обрабатываем края, снова клеим и шьем — и так до тех пор, пока…

Пока у нас не получается вот такие растопыренные ботинки без низа

К тому времени у нас подсохла основная стелька, и мы обрезаем ее лишние края и обрабатываем их наждаком, уменьшая зерно с каждой итерацией, пока срез кожи не станет гладеньким

Вклеиваем супинатор. В данном случае супинатор — это металлическая пластина, имеющая тот же изгиб, что и след колодки. Эта жесткая пластинка поддерживает свод стопы и препятствует развитию плоскостопия

Основная стелька готова, пришло время затягиваеть верх на колодку. Затяжка верха — процесс кропотливый и, пожалуй, самый сложный для ученика. Необходимо затянуть верх ровно, без перекосов, проследив, чтобы ни кожа верха, ни кожа подкладки, ни вклеенные между ними слои задника и подноска не дали складок. И, конечно, очень важно затянуть обе полупары зеркально одинаково, установив одинаковую высоту голенища и одинаковое его положение по вертикали, все парные швы должны быть точно на одном уровне во всех трех пространственных проекциях. Затяжка должна быть достаточно сильной, чтобы эластичная кожа верха натянулась и села на изгибы колодки плотно, чтобы впоследствии приформоваться и сохранить на себе эти изгибы. Но так же важно не перетянуть кожу, чтобы она не порвалась.

А здесь верх затянут полностью, посажен на клей, и гвозди удалены

164

Алексей Гринев из Красноярска задает вопрос:

Решил заняться пошивом тапочек. Как и из чего можно сделать колодки для изготовления обуви, которые могли бы прослужить довольно длительное время?

Ответ эксперта:

Оптимальный материал для приготовления обувных болванок – дерево, обладающее твердостью, устойчивостью к воздействию влаги, хорошо поддающееся шлифовке. Такими свойствами обладает береза, бук, клен. В качестве заготовок лучше взять отрезки бруса 12х12 см. Для выбора длины можно использовать старую обувь подходящего размера и по ней отмерить необходимое расстояние.

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • ножовка по дереву;
  • киянка;
  • набор стамесок, в том числе с закругленными резцами;
  • топорик;
  • рашпиль плоский и полукруглый.

Еще понадобится пара старой обуви, желательно спортивной (кроссовки), которая хорошо облегает ноги.

Схема изготовления обувной колодки

Пошаговая инструкция по вытесыванию колодок для изготовления обуви своими руками:

  1. На одной из сторон бруса карандашом обводится подошва кроссовка, а на боковых его сторонах вырисовывается профиль будущей обуви.
  2. Посередине нижней и верхней части проводятся центровые линии. Просверливаются два сквозных отверстия, которые помогут восстановить центровку в процессе обработки древесины резцами.
  3. С помощью ножовки и топорика удаляются излишки дерева на заготовке. При этом соблюдается осторожность, чтобы не срубить лишнего. Сначала выпиливаются крупные участки, потом скалываются более мелкие.
  4. Далее заготовка обрабатывается стамесками до придания формы, наиболее схожей по размерам с ногой. Во время работы необходимо постоянно сверять удаление оттачиваемых поверхностей от центра, чтобы не допустить изъяна на колодке.
  5. Окончательная шлифовка производится с помощью рашпилей и наждачной бумаги.

Если планируется использование каблука, то пяточная часть заготовки должна иметь соответственное углубление.

В таком же порядке изготавливается колодка для второй ноги. Процесс может показаться излишне трудоемким, но на выходе пользователь получит пару колодок, которые можно использовать на протяжении длительного времени и не только для изготовления тапочек. Каждая болванка может использоваться для пошива обуви только одного размера и одного фасона. Для других моделей понадобятся иные колодки, которые можно изготовить по такой же предложенной схеме с внесением соответствующих корректировок.

Видео: Станок для изготовления обувных колодок

Показываю, как я делаю колодки своими руками по эскизам заказчиков. Итак, первоначально прошу обвести каждую ступню на клетчатой бумаге. Именно с такого листка очень просто перенести без погрешности первую плоскость на твердый шаблон. Что показано на 1 фото.

Дальше на фанере или куске ДСП вырезаю очень аккуратно шаблон на новую пару.

Теперь обвожу маркером, мелом или карандашом по всей плоскости опять же аккуратно по борту. Стоит заметить, что основа материала (это яблоня) выровнена. Иначе будут ошибки.

Вот наши следья. Дальше нужно убрать все лишее. Для этого использую столярный топорик и УШМ с разными насадками.

В итоге 2 баклуши с заданными бортами, которые останутся такими до процесса шлифовки. Дальше высота под каблук, если такой имеет место быть. В этом примере каблук 4-4,5 см. От баклуши отмеряю на пятке сказанную высоту.

И убираю эту часть, начиная с центра заготовки колодки.

Важно соблюсти одинаковые процедуры на пару.

Вот такой вид решено оставить до финишной обработки.

Теперь вывожу носок, борта. К сожалению не мог остановиться и заснять все подходы к заготовке.

Могу описать то, что я вижу и делаю. По основам резного ремесла важно на изделии правильно проводить плоскости, контролировать их сочетание. Плоскостей может быть сколько угодно, отчего работа с колодкой не кажется такой трудной. На деле вывел (убрал) часть дерева с заготовки, затем аналогичное действие на второй заготовке.

Это пара после грубой обработки, с готовыми к шливофке носками, взъемом. Осталось привести в порядок область щиколотки или голени.

Дальше ставлю лепестковый, выставляю 1 или 2 скорость на УШМ и очень-очень дотошно обрабатываю крепкое дерево. В процессе шлифовки контролирую заданные параметры на косой взъем, прямой взъем и обхваты.

Еще стараюсь задать нужные формы под визуальную модель по фото. Это не всегда просто сделать, однако грубых линий или участков не остается все равно.

На последнем фото пара еще не готова к покрытию маслом или лаком. Ей нужно отстояться 1-2 дня. После чего еще несколько раз произведу замеры, на глаз определю расхождения в плоскостях. Если будет явная разница в паре, то довожу до нормы.

Благодарю за интерес к ремеслу. Если что-то есть для развития, то напишите, не ленитесь. 🙂

Колодки обувные. СтолярныйСкачатьИспользуемые источники:

  • story/protsess_poshiva_obuvi_5245549
  • https://promzn.ru/voprosy-otvety/izgotovlenie-kolodok-dlya-obuvi.html
  • https://www.livemaster.ru/topic/3336878-masterclass-delaem-kolodki-obuvnye-stolyarnyj-sposob

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации