- Цена: $7.59
Приветствую всех любителей поиграть! Я продолжаю обзор дополнений для детской деревянной железной дороги, которые начал в предыдущем посте Все мы в душе немножко дети)) В детстве я даже не знаю, что сделал бы за большой набор железной дороги. А сейчас можно вполне купить недорогие аксессуары для Икеевской дешевой ж/д. Изначально моя идея была – купить недорогую деревянную игрушку от Ikea (Лиллабу, набор железной дороги) и потом добавить элементы, купленные в китай-шопах: мосты, переезды, знаки, светофоры, человечков и так далее. Это все я потихоньку делаю, по мере получения выкладываю обзоры.
Аксессуары для детской деревянной железной дороги, про которые расскажу сегодня:
- Механический перекресток
- Переезды
- Тоннель
- Паровозики на батарейке
- Домик-станция
Итак, у нас первый по очереди: механический перекресток-крутилка. Я уже сравнивал с наборами от Brio, сейчас сравнение Wooden Circular Turntable (поворотной деревянной площадки) из китайского магазина с с аналогичным переездом оригинальным Brio turnable 33361 (стоимость около 1500р).Основные отличия — больше въездов, но проще система поворота. У Brio turnable есть отдельная ручка для поворота, а в китайском конструкция очень простая, все «ручками». Предназначение этого переезда — сведение нескольких направлений в один перекресток, где можно механически выбирать направление движение. Для одиночного локомотива можно даже менять направление движения «на ходу». Очень удобно, если данный круговой перекресток располагается на выезде, например, из депо/гаража. И после заезда на цветной круг можно вращением выбрать направление движения паровозика. Отправить его в дальний путь))) Приходят все дополнения в простом почтовом пакете. Перекресток-крутилка упакован очень качественно.

Спасибо за уделенное внимание!
Итак, продолжаем вникать в хитросплетения железнодорожного моделирования.И сегодня речь пойдет о выборе рельсового материала.
Основных конструктивных типов на сегодняшний день есть два — это рельсы на балластной призме (как правило, пластиковой)
и обычная рельсо-шпальная решетка.
Рельсы на призме, как правило, имеют защелкиваемые соединения, что позволяет довольно быстро их собирать и разбирать, не боясь при этом повредить геометрию элементов.
Но, на мой взгляд, такой материал больше подходит для «покатушек» на полу, хотя есть примеры использования такого материала и на стационарных макетах. Например, макет уважаемого мной и довольно известного в кругу Американских коллег Майка Файфера (Mike Fifer) полностью выполнен на рельсовом материале Kato Unitrack.
Рельсо-шпальные решетки выпускаются в двух видах. Это готовые элементы определенной длины и радиуса, которые также можно собирать и разбирать на полу, но очень аккуратно, так как они не терпят приложения усилий и могут быть повреждены.
Другой вариант — это готовые элементы в виде стрелок и различного рода пересечений и гибкие элементы большой длины (флексы), которые укладываются с приданием нужных радиусов или прямыми по месту. Такой вариант не подходит для раскладывания на полу, так как гибкие элементы требуют механической обработки (обрезания рельс, шпал и т.п.) и к томуже, будучи согнутыми они стремятся принять первоначальное прямое состояние, поэтому требуют фиксации к основе.
Оба варианта имеют соединители в виде лепестков, одеваемых на основание рельса. Кроме того, соединители могут быть пластиковыми (капроновыми), если требуется изолировать рельсы друг от друга, например для разделения на блок участки или изоляции крестовин стрелок.
При укладке на макет, места соединений настоятельно рекомендуется пропаивать с внешней стороны.
Почему же рельсовый материал на пластиковой призме не очень подходит для макетов?
Во первых, сама призма, по крайней мере в масштабе N, выполнена довольно высокой. Т.е. насыпь будет неестественно высокой, а в случае прокладки параллельных путей, между ними будет «глубокая» канава, которую придется както убирать — засыпать дополнительным щебнем или другим наполнителем.
Во вторых, шпалы из такого балласта выступают совсем чуть-чуть и сделать отсыпку щебнем гораздо сложнее, так как при выравнивании он попросту выметается из углублений.
Рельсо-шпальная решетка лишена этих недостатков. Высоту насыпи определяет высота подложки (продается как готовая или изготавливается самостоятельно из пробковой коры, пенопласта и т.п.), а высота шпал позволяет спокойно просыпать их щебнем.
Кроме всего прочего, рельсовый материал имеет такой важный параметр — как высота рельса. Этот параметр обозначается как «Code» и указывает на высоту рельса в тысячных долях дюйма. Например, Code 80 — означает, что высота рельса от основания до верха головки равно 0,080″.
Чем меньше этот показатель — тем более масштабно смотрятся рельсы. Но тут есть одно большое НО. Полностью в масштабе рельсы сделать невозможно. С таких рельс попросту будет сходить подвижной состав. Почему? Да все очень просто. Колесные пары удерживаются в колее за счет гребней. Высота гребня составляет 25-30мм. Переводим в масштаб НО и получаем значения 0,28-0,34мм. Такая высота гребней попросту не удержит колесные пары в колее. По стандарту NEM высота гребня на масштаба НО составляет от 0,6 до 1,2мм, т.е. практически в три раза больше прототипа.
Чем выше гребень на колесных парах — тем меньше вероятность схода подвижного состава, но при этом колесные пары менее масштабны относительно прототипа.
При покупке подвижного состава, следует изучить этот параметр. Сейчас, как правило, все модели выпускаются с максимально низким гребнем, обеспечивающем проходимость по рельсам с Code 70 для масштаба НО и Code 55 для масштаба N.
Какие подводные камни могут быть пре несоответствии высоты рельс и высоты гребня. Если высота гребня больше, чем предусмотрено высотой рельс — гребни, возможно, будут ехать по шпалам, подвижной состав будет подпрыгивать, терять контакт с рельсами. Также, возможны сходы на стрелках, так как крестовины стрелок колесные пары проезжают на гребне.
Если высота гребня меньше, чем предусмотрено высотой рельс — единственный подводный камень — не совсем эстетичное прохождение крестовин, так как колесо может проваливаться в щель между рельсами (гребень не достает до крестовины).
Так на каком же коде остановиться? Вопрос конечно хороший… Нужно выбрать золотую середину. Как я уже упоминал выше, современные модели выпускаются с низким гребнем, а следовательно без проблем должны проходить минимальную высоту рельса. Но все таки, путевой материал лучше покупать с запасом по высоте. Для масштаба НО я бы рекомендовал Code 83, а для масштаба N — Code 80. Хотя, если вы решите собирать макет на флексах, то для масштаба N я бы рекомендовал путевой материал британской фирмы Peco Code 55. Почему? Code 55 от Peco имеют одну хитрость. У них высота рельса снаружи и внутри — разная. Конструкция рельс выполнена таким образом, что снаружи они имеют высоту 0.055″ (на картинке ошибка, пропущен один ноль), а с внутренней стороны, там где едут гребни — 0,066″. Такая высота позволяет проходить по ним практически любому ПС, за исключением разве что очень старых моделей, рассчитанных исключительно на Code 80.
На что еще стоит обратить внимание, при выборе путевого материала? Конечно на стрелки, а точнее, на то, как выполнено прилегание остряков. В дешевых моделях производители обычно не утруждают себя изготовлением пазов, в которые заходили бы остяки.
В некоторых моделях, например KATO Unitrack, это можно легко доработать самостоятельно, в других же, могут потребоваться определенные умения и наличие специального инструмента или вообще не возможно это сделать.
Чем же плохо прилегание к плоскости рамного рельса, а не в паз? Плохо это тем, что из-за миниатюрности рельс, остряки практически не возможно сделать острыми, а следовательно при наезде колесо будет биться о торец остяка. При этом либо остряк будет отходить от рамного рельса (если он не достаточно плотно удерживается), либо колесо будет подпрыгивать, либо будет иметь место и то и другое. И если второе еще както можно игнорировать, то при отходе остряка от рамного рельса, следующая колесная пара может проехать мимо остряка, что приведет к сходу.
Вот в краце все, что я хотел рассказать о выборе рельсового материала.
Хотя по стрелкам есть еще один момент — они бывают с изолированной крестовиной и с не изолированной крестовиной. Но подробнее об этом, я расскажу чуть позже, так как это скорее относиться к электропроводке, нежели чем к механическому устройству путевого материала.
50 Впрочем, у первого велосипеда колеса тоже были из дерева! Да и сам весь велосипед — тоже из него. Как же на нем ездили? Педалей и цепи не имелось. Ездок поочередно отталкивался ногами от земли, давая «самокату» некоторое ускорение. Разумеется, такой велосипед оказался громоздким, неудобным для передвижения и все же по тем давним временам «технически» казался совершенным. Шпалы во всем мире стали менять на железобетонные лишь во второй половине минувшего века. Да и то далеко не везде. Во многих странах они и сейчас по-прежнему деревянные, пропитанные специальным составом для защиты от сырости. И ничего, выдерживают многотонные составы, идущие с большими скоростями. Шпал много, они устойчиво лежат на поверхности, будучи частично углубленными в грунт. Между ними насыпан еще слой гравия или щебня. Достаточно все надежно. Да и велика ли беда, если какая-то шпала даст трещину? Из-за этого состав под откос не пойдет. Современная железная дорога и нынче наполовину… деревянная! А вот рельсы, само собой, стальные. А были ли они когда-нибудь деревянными? Есть ли такой пример? Есть! В Башкирии металлургическая промышленность начала развиваться еще задолго до революции. В 1913 году был основан Баймакский медеплавильный завод. Действовал он до 1956 года, а затем был преобразован в машиностроительный. Ныне у предприятия статус литейно-механического производства. После окончания в 1953 году Уральского политехнического института сменным мастером, а затем начальником металлургического производства стал работать на Баймакском медеплавильном заводе уроженец города Красноуфимска Свердловской области Александр Степанович Манылов — Почетный изобретатель СССР, Заслуженный металлург Российской Федерации. С 1957 года по 1997-й он стоял у руля образованного на базе медеплавильного производства машиностроительного завода. Словом, человек-легенда, прекрасно знающий историю металлургии Южного Урала. От него однажды я и услышал про железную дорогу с деревянными рельсами. В то время я только начинал знакомиться с Уралом, а новость эту мне Александр Степанович поведал… 1 апреля. Ну, какая может быть реакция? Принял за розыгрыш. Позже все же стал уточнять информацию. Оказывается, такая дорога на самом деле была! Долгое время на заводе руководил транспортным цехом Александр Спиридонович Бабошкин, пришедший на него в 1943 году. Когда транспортная проблема прижала завод очень сильно, он стал искать выход из ситуации. Кто-то предложил ему съездить в рабочий поселок Тубинск и посмотреть там старенький автомобиль ЗИС. Мол, а вдруг удастся его заполучить. Автомобиль заинтересовал своими… колесами. Тубинчане, не имея возможности найти для него резину, пошли по пути изготовителей конских телег — сделали колеса из дерева и обшили нижнюю часть полосами железа. Голь на выдумки хитра! Так появилась идея сделать рельсы для узкоколейной железной дороги тоже из дерева! Протяженность узкоколейки Баймакского медеплавильного завода составляла 25 километров. Вагонетки с торфом по ней сначала отвозились с использованием конской тяги. На путь обычно затрачивался день. Потом удалось отыскать маленький паровозик и доставить его в Баймак через горные перевалы. Статья опубликована в выпуске 13.08.2013 Обновлено 22.02.2018 Используемые источники:
- https://mysku.ru/blog/china-stores/50202.html
- https://pikabu.ru/story/vvedenie_v_zheleznodorozhnoe_modelirovanie_chast_3_vyibiraem_relsovyiy_material_5339504
- https://shkolazhizni.ru/computers/articles/62489/



ЛИЛЛАБУ Железная дорога, 50 предм.





IKEA Железная дорога ЛИЛЛАБУ - отзывы
Как сделать самодельное приспособление для заточки ножей своими руками
CMOS Battery Low, Failed и прочее — или зачем в Вашем компьютере батарейка
Видео и фото обзор стартового набора Arduino для UNO R3 из посылки на Aliexpress
Небольшой обзор небольшой газовой зажигалки