Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Дополнения для набора детской железной дороги – поворот-разъезд, небольшой домик-станция и прочее

bb9dc3.jpg

  • Цена: $7.59

Приветствую всех любителей поиграть! Я продолжаю обзор дополнений для детской деревянной железной дороги, которые начал в предыдущем посте Все мы в душе немножко дети)) В детстве я даже не знаю, что сделал бы за большой набор железной дороги. А сейчас можно вполне купить недорогие аксессуары для Икеевской дешевой ж/д. Изначально моя идея была – купить недорогую деревянную игрушку от Ikea (Лиллабу, набор железной дороги) и потом добавить элементы, купленные в китай-шопах: мосты, переезды, знаки, светофоры, человечков и так далее. Это все я потихоньку делаю, по мере получения выкладываю обзоры.

Аксессуары для детской деревянной железной дороги, про которые расскажу сегодня:

  • Механический перекресток
  • Переезды
  • Тоннель
  • Паровозики на батарейке
  • Домик-станция

Итак, у нас первый по очереди: механический перекресток-крутилка. Я уже сравнивал с наборами от Brio, сейчас сравнение Wooden Circular Turntable (поворотной деревянной площадки) из китайского магазина с с аналогичным переездом оригинальным Brio turnable 33361 (стоимость около 1500р).Основные отличия — больше въездов, но проще система поворота. У Brio turnable есть отдельная ручка для поворота, а в китайском конструкция очень простая, все «ручками». Предназначение этого переезда — сведение нескольких направлений в один перекресток, где можно механически выбирать направление движение. Для одиночного локомотива можно даже менять направление движения «на ходу». Очень удобно, если данный круговой перекресток располагается на выезде, например, из депо/гаража. И после заезда на цветной круг можно вращением выбрать направление движения паровозика. Отправить его в дальний путь))) Приходят все дополнения в простом почтовом пакете. Перекресток-крутилка упакован очень качественно.a6e730.jpg Посылка завернута в пеноматериал в пару слоев, плюс зип-пакетик с стикером лота. Понравилось, что деревянная цветная вставка (красного цвета) отдельно упакована в бумагу. 834dda.jpg На вид все достаточно качественно сделано. Коннекторы «мама» проточены в деревянной панели, а «папа» — вклеены отдельно. На фотографии хорошо видно, что никакой механизации нет. Нет ни оси вращения, ни подшипника, ни механического привода. Для вращения поворотной площадки необходимо схватиться за выступ и провернуть ее вокруг оси. Правда большого усилия не требуется, по этому и без подшипника. Как видно, внутри никаких механизмов нет, все достаточно тривиально. А вот оригинальный аксессуар от Brio 33361 У Brio 33361 имеется три направления против четырех, но есть отдельная ручка управления вращением. Вот примерно как выглядит механизм. Итак, соберем небольшую дорогу, чтобы оценить возможности этого аксессуара. Небольшие паровозики Ikea/Brio (или аналоги) можно разворачивать прямо на устройстве, они по размеру как раз полностью помещаются на поворотной площадке. А вот если есть сцепка с другими вагончиками, то тут только заранее выставлять направление. Подкатил — повернул — проехал. Правда, ребенок быстро освоился. Кстати, эти перекрестки-крутилки бывают в нескольких цветах: доступны для заказа red, yellow, blue. Вот сравнение красного и синего. При заказе указывайте пожелания, а то шлют все подряд. Естественно, что отличаются исключительно цветом поворотной вставки, все остальное одинаково. Размеры: примерно 1 см толщина, то есть толщина стандартного трака, крутилка около 8 см, вся конструкция — около 15 см. Цветная вставка примерно в двое тоньше. А вот размеры колеи стандартные — совпадают с Brio и Ikea. С переездом-крутилкой пока все. И пока ребенок играет, расскажу про другие дополнения, которые были куплены, чтобы довести upgrade игрового комплекта, например, до аналога BRIO Деревянная ж/д с переездом 33208 или до BRIO Деревянная железная дорога Городской транспорт 33139. цена вопроса указанных оригинальных наборов около 5к рублей кажный. Были заказаны два переезда через железнодорожное полотно. Конечно же полотно не железное, а деревянное, но игрушка от этого хуже не становится)))) Первый — переезд со шлагбаумом в виде пологого съезда с полотна и двух перекладин. Присутствует разметка асфальтового полотна. Перекладины фиксируются, но не сильно. Хорошо бы распечатать на бумаге и заламинировать дорожное полотно такого же цвета, как и на переезде (асфальт). Тогда будет настоящий перекресток)))) Второй — переезд с воротами в виде такого же съезда, но с четырьмя створками, которые свободно вращаются. Ворота вращаются во все стороны. Можно «закрыть» дорогу автотранспорту на переезде, а можно — паровозику. Кстати, моторизированный паровозик спокойно разворачивает эти ворота по пути следования, препятствием для него этот переезд не является. Далее несколько слов про простой тоннель, который был куплен в другом магазине, чтобы сравнить с другим тоннелем, что у меня уже есть.Тоннель сделан из материала типа МДФ, крашенное, крыша из дерева с пазами под фиксацию стен. В комплекте был простой деревянный отрезок-трак, по качеству, правда, похуже, чем у Ikea/Brio (цельнофрезерованный, без вставок). Тоннель узкий: проходят только маленькие деревянные паровозики Ikea и паровозики типа Brio. Были в комплекте 4 самореза, а на траке — просверлены отверстия (не сильно точно) Процесс сборки. Потребуется крестовая отвертка. Внимание, на фото трак от дороги Ikea, так как хотел сначала прикрутить тоннель к нему. А вот тут хорошо видно «родной» деревянный трак. Замок выфрезерованн, а не вклеен. Крышу кстати можно приклеить, а можно оставить съемной. Мы его используем как «тупичок», то есть начало путей, как депо или гараж для паровозика. Сравните с аналогичным аксессуаром: Brio tunnel 33735. Стоимость около 1500р. Тоннель не сильно «навороченный», но стоит почти в 5 раз дороже. Далее, самое интересное: Паровозики Я купил несколько из серии Thomas Trackmaster: это зеленый Перси и черный Дизель. Все они на 1хАА батарейке: Очень похоже что лицензионные копии. Качество хорошее, мордашки тоже, название героев (Генри, Тобби и прочее) соответствуют легенде Томаса и Друзей. Главный их плюс — это стоимость, практически в 2 раза дешевле, чем в магазинах игрушек. Так, например, за моторизированный паровозик Томас Трекмастер в оффлайне просят 1000….1300р. А «Дизель» из китая стоит около $8. Сравните внешний вид с игрушками, которые продаются в оффлайне. Вот например, Генри и Джеймс в ретейл упаковке из магазинов игрушек. А это Тобии и Дизель Как видно, никакой разницы. Значит, зачем же платить больше))) Также расположен выключатель-качелька на крыше, имеются приводные колеса и резиновым ободом с протектором. Диаметр колеса чуть больше. Второе преимущество перед оффлайновыми: китайские пароводики нормально тянут в горку, причем не только сами, но и три-четыре вагончика бодро тащат наверх. Обращаю внимание на незначительные отличия китайских паровозиков: Во-первых, нет выступа на нижней части паровозика. В оригинальном Трекмастере этот выступ служит для удержания паровозика на некоторых трассах (сомнительное свойство). Там на рельсах есть захват, который приподнимается и «ловит» паровозик за нижний выступ. Но, одновременно, этот выступ мешает преодолевать большие подъемы: мосты, арки. Паровозик начинет буксовать. У китайских такого нет, что для деревянной дороги однозначное преимущество. Во-вторых, используется всего 1 батарейка типоразмера АА (вместо 2хААА в оригинале), что на мой взгляд удобнее. Есть еще вот такой паровозик, не из серии Томаса, но является копией Brio. Имеет магнитную сцепку, скорости вперед-назад и светомузыку. Я рискнул его разобрать. На удивление, паровозик оказался сложнее, чем я думал. Несколько «отсеков» внутри: отдельно плата/выключатель, отдельно батарейный отсек, отдельно двигатель, и совсем закрытый — редуктор. Все под винты. Обратите внимание — спереди есть концевик, на касание (включается светомузыка, хотя логичнее было бы задний ход). Жаль только, что в ассортименте такой один, были бы разных цветов и форм, я бы купил еще, он более узкий и проходит в новый тоннель. Также был приобретен за смешную стоимость деревянный паровозик, наподобие деревянных из серии Лиллабу, но опять же «под Томас» (не моторизированный, совсем простой). Деревянный паровозик Дункан и тандем к нему (вагончик с углем). Цена вопроса рублей 90…100. По ссылкам большие лоты, где можно выбрать недорогие деревянные локомотивы и вагончики из серии Томас (без батареек, простейшие) с магнитной сцепкой. Качество среднее, чуть попроще, чем Ikea, но мне понравились. Самое главное — это соосность магнитных сцепок. Остальное в этом паровозике не так важно. Ну и в конце скажу про интересный домик-станцию. Проще некуда. Функций никаких нет, просто для обстановки дороги. Внутри присутствует слот для батареек АА (2 шт), но без контактов, а также небольшое гнездо для звукового излучателя (динамика). Присутствует также отверстие для выключателя. Я уже упоминал про это домик в комментариях к предыдущему обзору, а также есть на видео. Они идут как знаки, деревья и прочее — для обстановки игровой зоны. Для «умельцев» — могут пригодится, чтобы спрятать во внутрь какую-либо электронику, например, для имитации звуков ж/д станции, или установить рядом со стрелкой и перевозить рельсы (как вариант — светофор рядом и переключать цвета). В заключение, скажу пару слов про совместимость с Лиллабу подобных дополнений… Почти во всех представленных в обзоре деревянных дополнениях присутствуют замки а-ля Brio, То есть «папа» в виде круглого шипа, вклееного в отрезок дороги. На некоторых аксессуарах можно даже заметить следы клей. Если вы выбираете дубли к Brio, то коннекторы будут аналогичные — «папа» в виде шарика. У подобных коннекторов чуть отличаются размеры от Ikea. «папа» чуть длиннее, соответственно «мама» глубже. В идеале для Ikea использовать переходники-адаптеры, иначе будут небольшие зазоры. Вот примерно так. Обратите внимание при покупке цельно-фрезерованных траков. Как правило качество низкое, как самого материала, так и работы. В целом, несмотря на то, что качество везде разное, но получилось недорого и в радости полные штаны)))) Себе в закладки положил вот такую мелочевку типа сменных крючков для Трекмастера. Полезная штука, учитывая, как ребенок сейчас расцепляет паровозики с вагонами. Остались различные Y-разветвители, съезды, тупики, перекрестки, подставки, мосты и прочее. Дополнений уже всяких полно, оставлю на другой обзор. Если есть вопросы — задавайте в комментариях))) Еще есть тема — можно печатать на 3Д принтере всякие адаптеры и переходники, подставки и прочее.

Спасибо за уделенное внимание!

Итак, продолжаем вникать в хитросплетения железнодорожного моделирования.И сегодня речь пойдет о выборе рельсового материала.

Основных конструктивных типов на сегодняшний день есть два — это рельсы на балластной призме (как правило, пластиковой)

и обычная рельсо-шпальная решетка.

Рельсы на призме, как правило, имеют защелкиваемые соединения, что позволяет довольно быстро их собирать и разбирать, не боясь при этом повредить геометрию элементов.

Но, на мой взгляд, такой материал больше подходит для «покатушек» на полу, хотя есть примеры использования такого материала и на стационарных макетах. Например, макет уважаемого мной и довольно известного в кругу Американских коллег Майка Файфера (Mike Fifer) полностью выполнен на рельсовом материале Kato Unitrack.

Рельсо-шпальные решетки выпускаются в двух видах. Это готовые элементы определенной длины и радиуса, которые также можно собирать и разбирать на полу, но очень аккуратно, так как они не терпят приложения усилий и могут быть повреждены.

Другой вариант — это готовые элементы в виде стрелок и различного рода пересечений и гибкие элементы большой длины (флексы), которые укладываются с приданием нужных радиусов или прямыми по месту. Такой вариант не подходит для раскладывания на полу, так как гибкие элементы требуют механической обработки (обрезания рельс, шпал и т.п.) и к томуже, будучи согнутыми они стремятся принять первоначальное прямое состояние, поэтому требуют фиксации к основе.

Оба варианта имеют соединители в виде лепестков, одеваемых на основание рельса. Кроме того, соединители могут быть пластиковыми (капроновыми), если требуется изолировать рельсы друг от друга, например для разделения на блок участки или изоляции крестовин стрелок.

При укладке на макет, места соединений настоятельно рекомендуется пропаивать с внешней стороны.

Почему же рельсовый материал на пластиковой призме не очень подходит для макетов?

Во первых, сама призма, по крайней мере в масштабе N, выполнена довольно высокой. Т.е. насыпь будет неестественно высокой, а в случае прокладки параллельных путей, между ними будет «глубокая» канава, которую придется както убирать — засыпать дополнительным щебнем или другим наполнителем.

Во вторых, шпалы из такого балласта выступают совсем чуть-чуть и сделать отсыпку щебнем гораздо сложнее, так как при выравнивании он попросту выметается из углублений.

Рельсо-шпальная решетка лишена этих недостатков. Высоту насыпи определяет высота подложки (продается как готовая или изготавливается самостоятельно из пробковой коры, пенопласта и т.п.), а высота шпал позволяет спокойно просыпать их щебнем.

Кроме всего прочего, рельсовый материал имеет такой важный параметр — как высота рельса. Этот параметр обозначается как «Code» и указывает на высоту рельса в тысячных долях дюйма. Например, Code 80 — означает, что высота рельса от основания до верха головки равно 0,080″.

Чем меньше этот показатель — тем более масштабно смотрятся рельсы. Но тут есть одно большое НО. Полностью в масштабе рельсы сделать невозможно. С таких рельс попросту будет сходить подвижной состав. Почему? Да все очень просто. Колесные пары удерживаются в колее за счет гребней. Высота гребня составляет 25-30мм. Переводим в масштаб НО и получаем значения 0,28-0,34мм. Такая высота гребней попросту не удержит колесные пары в колее. По стандарту NEM высота гребня на масштаба НО составляет от 0,6 до 1,2мм, т.е. практически в три раза больше прототипа.

Чем выше гребень на колесных парах — тем меньше вероятность схода подвижного состава, но при этом колесные пары менее масштабны относительно прототипа.

При покупке подвижного состава, следует изучить этот параметр. Сейчас, как правило, все модели выпускаются с максимально низким гребнем, обеспечивающем проходимость по рельсам с Code 70 для масштаба НО и Code 55 для масштаба N.

Какие подводные камни могут быть пре несоответствии высоты рельс и высоты гребня. Если высота гребня больше, чем предусмотрено высотой рельс — гребни, возможно, будут ехать по шпалам, подвижной состав будет подпрыгивать, терять контакт с рельсами. Также, возможны сходы на стрелках, так как крестовины стрелок колесные пары проезжают на гребне.

Если высота гребня меньше, чем предусмотрено высотой рельс — единственный подводный камень — не совсем эстетичное прохождение крестовин, так как колесо может проваливаться в щель между рельсами (гребень не достает до крестовины).

Так на каком же коде остановиться? Вопрос конечно хороший… Нужно выбрать золотую середину. Как я уже упоминал выше, современные модели выпускаются с низким гребнем, а следовательно без проблем должны проходить минимальную высоту рельса. Но все таки, путевой материал лучше покупать с запасом по высоте. Для масштаба НО я бы рекомендовал Code 83, а для масштаба N — Code 80. Хотя, если вы решите собирать макет на флексах, то для масштаба N я бы рекомендовал путевой материал британской фирмы Peco Code 55. Почему? Code 55 от Peco имеют одну хитрость. У них высота рельса снаружи и внутри — разная. Конструкция рельс выполнена таким образом, что снаружи они имеют высоту 0.055″ (на картинке ошибка, пропущен один ноль), а с внутренней стороны, там где едут гребни — 0,066″. Такая высота позволяет проходить по ним практически любому ПС, за исключением разве что очень старых моделей, рассчитанных исключительно на Code 80.

На что еще стоит обратить внимание, при выборе путевого материала? Конечно на стрелки, а точнее, на то, как выполнено прилегание остряков. В дешевых моделях производители обычно не утруждают себя изготовлением пазов, в которые заходили бы остяки.

В некоторых моделях, например KATO Unitrack, это можно легко доработать самостоятельно, в других же, могут потребоваться определенные умения и наличие специального инструмента или вообще не возможно это сделать.

Чем же плохо прилегание к плоскости рамного рельса, а не в паз? Плохо это тем, что из-за миниатюрности рельс, остряки практически не возможно сделать острыми, а следовательно при наезде колесо будет биться о торец остяка. При этом либо остряк будет отходить от рамного рельса (если он не достаточно плотно удерживается), либо колесо будет подпрыгивать, либо будет иметь место и то и другое. И если второе еще както можно игнорировать, то при отходе остряка от рамного рельса, следующая колесная пара может проехать мимо остряка, что приведет к сходу.

Вот в краце все, что я хотел рассказать о выборе рельсового материала.

Хотя по стрелкам есть еще один момент — они бывают с изолированной крестовиной и с не изолированной крестовиной. Но подробнее об этом, я расскажу чуть позже, так как это скорее относиться к электропроводке, нежели чем к механическому устройству путевого материала.

50 Впрочем, у первого велосипеда колеса тоже были из дерева! Да и сам весь велосипед — тоже из него. Как же на нем ездили? Педалей и цепи не имелось. Ездок поочередно отталкивался ногами от земли, давая «самокату» некоторое ускорение. Разумеется, такой велосипед оказался громоздким, неудобным для передвижения и все же по тем давним временам «технически» казался совершенным. Шпалы во всем мире стали менять на железобетонные лишь во второй половине минувшего века. Да и то далеко не везде. Во многих странах они и сейчас по-прежнему деревянные, пропитанные специальным составом для защиты от сырости. И ничего, выдерживают многотонные составы, идущие с большими скоростями. Шпал много, они устойчиво лежат на поверхности, будучи частично углубленными в грунт. Между ними насыпан еще слой гравия или щебня. Достаточно все надежно. Да и велика ли беда, если какая-то шпала даст трещину? Из-за этого состав под откос не пойдет. Современная железная дорога и нынче наполовину… деревянная! А вот рельсы, само собой, стальные. А были ли они когда-нибудь деревянными? Есть ли такой пример? Есть! В Башкирии металлургическая промышленность начала развиваться еще задолго до революции. В 1913 году был основан Баймакский медеплавильный завод. Действовал он до 1956 года, а затем был преобразован в машиностроительный. Ныне у предприятия статус литейно-механического производства. После окончания в 1953 году Уральского политехнического института сменным мастером, а затем начальником металлургического производства стал работать на Баймакском медеплавильном заводе уроженец города Красноуфимска Свердловской области Александр Степанович Манылов — Почетный изобретатель СССР, Заслуженный металлург Российской Федерации. С 1957 года по 1997-й он стоял у руля образованного на базе медеплавильного производства машиностроительного завода. Словом, человек-легенда, прекрасно знающий историю металлургии Южного Урала. От него однажды я и услышал про железную дорогу с деревянными рельсами. В то время я только начинал знакомиться с Уралом, а новость эту мне Александр Степанович поведал… 1 апреля. Ну, какая может быть реакция? Принял за розыгрыш. Позже все же стал уточнять информацию. Оказывается, такая дорога на самом деле была! Долгое время на заводе руководил транспортным цехом Александр Спиридонович Бабошкин, пришедший на него в 1943 году. Когда транспортная проблема прижала завод очень сильно, он стал искать выход из ситуации. Кто-то предложил ему съездить в рабочий поселок Тубинск и посмотреть там старенький автомобиль ЗИС. Мол, а вдруг удастся его заполучить. Автомобиль заинтересовал своими… колесами. Тубинчане, не имея возможности найти для него резину, пошли по пути изготовителей конских телег — сделали колеса из дерева и обшили нижнюю часть полосами железа. Голь на выдумки хитра! Так появилась идея сделать рельсы для узкоколейной железной дороги тоже из дерева! Протяженность узкоколейки Баймакского медеплавильного завода составляла 25 километров. Вагонетки с торфом по ней сначала отвозились с использованием конской тяги. На путь обычно затрачивался день. Потом удалось отыскать маленький паровозик и доставить его в Баймак через горные перевалы. Статья опубликована в выпуске 13.08.2013 Обновлено 22.02.2018 Используемые источники:

  • https://mysku.ru/blog/china-stores/50202.html
  • https://pikabu.ru/story/vvedenie_v_zheleznodorozhnoe_modelirovanie_chast_3_vyibiraem_relsovyiy_material_5339504
  • https://shkolazhizni.ru/computers/articles/62489/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации