Содержание
Велосипед является популярным транспортным средством во всем мире. Езда на велосипеде помогает худеть, эффективно бороться со старостью, также это отличный способ справиться со стрессом.
Среди всего обилия велосипедных аксессуаров можно выделить механические спидометры. Это полезный и незаменимый аксессуар. Он станет надежным помощником для новичков и профессиональных велосипедистов.
Зачем нужен спидометр на велосипед?
Механический спидометр для велосипеда — это специальный измерительный прибор. Он предназначен для измерения скорости движения, а также пройденного пути.
Современные велокомпьютеры имеют большой набор функций. Они предназначены для определения разных параметров и показаний.
Виды спидометров для велосипеда, конструкция, плюсы и минусы
Виды спидометров:
- Беспроводной.
- Электронный.
- Механический.
Каждый имеет свои преимущества и недостатки.
Механический спидометр
Механические спидометры уже давно не пользуются былой популярностью. Им на смену пришли электронные велокомпьютеры. Тем не менее некоторым велосипедистам нравятся винтажные модели.
Сначала детально рассмотрим конструкцию.
Устройство состоит из таких конструктивных элементов:
- корпус;
- тросик;
- приводное колесико.
Чаще всего такие устройства устанавливают на шоссейные велосипеды. Устанавливать приборы на горные велосипеды не рекомендуется, потому что при попадании грязи, пыли или песка устройство быстро выходит из строя.
Главное — правильно установить механический спидометр. Покрышка должна контактировать с приводным колесиком. Для этого необходимо правильно его установить. Должен быть чистый контакт. При этом нельзя придавливать приводное колесико к резине. Вследствие чего может уменьшаться скорость движения.
Трос необходимо правильно натянуть. При этом нельзя закручивать трос.
К недостаткам относятся:
- Если на велосипеде установлены деформированные колёса, тогда устройство работать не будет.
- Нельзя сохранять информацию.
- Неправильная установка прибора приводит к постоянному притормаживанию.
- Нельзя пользоваться на проселочных дорогах. Потому что при попадании грязи устройство выйдет из строя.
- Прибор нужно периодически смазывать.
К преимуществам относятся:
- Надежность и доступность.
- Стоимость.
- Работает без батареек.
Электронная модель
Электронный спидометр — это специальный измерительный прибор.
Он предназначен для разных целей:
- текущее время;
- время в пути;
- пробег;
- скорость;
- максимальная и средняя скорость;
- давление и т. д.
Рассмотрим конструкцию. Электронный спидометр состоит из таких основных компонентов:
- Основной блок. Это специальный прибор. Как правило, он устанавливается на руль. Батарейки используются в качестве источника питания.
- Способы соединения. Обязательным условием является регулярная замена аккумулятора.
- Датчик каденса. Магнит устанавливается на шатун. А на раму монтируется датчик скорости.
- Датчик колеса. Этот датчик устанавливается на вилку.
Велокомпьютеры делятся на базовые и продвинутые модели. Они отличаются между собой по количеству функций.
К преимуществам относятся:
- Демократичная стоимость.
- Отлично подходят для новичков.
К недостаткам относятся:
- Небольшое количество функций.
- Провода подвержены износу.
- Такое устройство работает только в закрепленном положении.
Принцип работы устройство весьма прост. Прибор подсчитывает сигналы от разных датчиков за определенный промежуток времени.
Рассмотрим подробнее самые популярные функции электронного спидометра:
- Только самые дорогие модели оснащены такой опцией. Такая функция позволяет быстро определять местоположение.
- Пульсометр. В комплект поставки входит специальный датчик, который измеряет пульс. Такая функция поможет предотвратить перетренированность.
- Альтиметр. Такая функция будет актуальна при горных походах.
- Каденс. Каденс позволяет определять уровень нагрузки.
- Два велосипеда. Можно пользоваться прибором на двух велосипедах.
- Термометр. На экране отображается уровень влажности и температура.
- Секундомер.
- Часы.
- Одометр. На экране устройства отображается общий километраж.
- Максимальная скорость.
- Средняя скорость.
- Текущая скорость.
Беспроводной велокомпьютер
Беспроводной велокомпьютер — это современная система контроля. Главным отличием беспроводного велокомпьютера от проводного является способ соединения. Сигнал передается через специальный радиоканал. Батарейки используются в качестве элементов питания.
Беспроводные велокомпьютеры пользуются большой популярностью среди экстремалов и путешественников.
Рассмотрим самые популярные функции:
- Скорость (максимальная, средняя и текущая).
- Часы и секундомер.
- Влагозащита.
- Синхронизация с ПК.
- Альтиметр и каденс.
- Подсветка.
- Пульсометр.
- Расчёт времени круга.
К преимуществам относятся:
- Высокие показатели прочности. Используется надежное крепление, поэтому повредить устройство достаточно сложно.
- Информация сохраняется в памяти.
- Устройство подходит как для новичков, так и профессиональных спортсменов.
- Большое количество функций.
- Устройство не нужно смазывать.
- При необходимости устройство можно снять с крепления.
- Передача информации осуществляется без проводов.
К недостаткам относятся:
- Некоторые модели не имеют подсветку.
- Только в дорогих моделях есть GPS.
- Высокая стоимость.
- Регулярно нужно менять батарейки.
- Богатый комплект поставки включает в себя всё необходимое.
- К каждому датчику нужно устанавливать элементы питания.
Как закрепить спидометр на велосипеде?
Установка велокомпьютера состоит из нескольких этапов:
1. Первый этап — установка крепежной площадки.
Крепежная площадка — это специальная панель, которая имеет два контакта. Одним из главных конструктивных элементов является замок. Замок используется для закрепления прибора.
Крепежную площадку можно устанавливать в разных точках:
- На крае грипсы. В этом месте любят устанавливать крепежную площадку фанаты гаджетов. Такое размещение имеет большое количество преимуществ. Велосипедист может легко управлять гаджетом.
- Установка крепежной площадки на центральной части велосипедного руля. Такое положение подойдет для большинства велосипедистов. Устройство находится в безопасности.
- На выносе велосипедного руля. Отличное место для больших спидометров.
- Крепежная площадка крепится при помощи жгутов. При этом жгуты нужно сильно затянуть. После этого, нужно усилить жгуты при помощи подложки.
2. Второй этап — установка магнита и датчика. Датчики и магниты нужно устанавливать на расстоянии 8–11 см. от оси колеса. Работу нужно выполнять осторожно.
Сенсор устанавливается при помощи жгутиков. При этом геркон должен быть перпендикулярен оси магнита.
После этого, на спице устанавливается магнит. При этом расстояние между магнитом и герконом не должно превышать 2 мм. Магнит обязательно нужно затягивать.
3. Третий этап — размещение провода.
Это самый сложный и длительный этап установки. Прокладывать провод можно двумя способами:
- По тросику тормоза. Провод монтируется на простую изоленту.
- По рулевой колонке. Провод монтируется на жгутики. После этого, в зоне рамы нужно сделать напуск.
Отзывы велосипедистов
В прошлом году купил механический спидометр с одометром для велосипеда. Устанавливал несколько минут. В комплект входит тросик и специальный набор. Отличный выбор для любителей классики.Оценка:
Владислав
Продавец посоветовал беспроводной велокомпьютер. Мне он очень понравился. И я решила купить. Пользуюсь уже 2 месяца. Всё нравится. Есть даже пульсометр GPS.Оценка:
Ксения
Не так давно купила электронный велокомпьютер. Через несколько дней использования оборвался провод. Поэтому прибор пришлось выкинуть.Оценка:
Карина
Пользуюсь велокомпьютерами уже много лет. Перепробовал много моделей. Очень понравился KELLYS Track 30. Отличная модель по доступной цене.Оценка:
Константин
Мне всегда нравились механические спидометры. Они крепкие и надежные. Могут работать в разных условиях. Я использую механический спидометр на шоссейном велосипеде. Меня всё устраивает.Оценка:
Олег
Существует несколько разновидностей спидометров: механический, беспроводной, электронный. Механический спидометр для велосипеда является незаменимым аксессуаром, который можно закрепить на велосипеде своими руками.
Скорость езды на велосипеде интересует не только профессиональных спортсменов, но и многочисленных любителей этого средства передвижения (кстати, самого экологически безопасного). Обычно на заводе-изготовителе байк не оборудуют измерителем скорости. Однако установить спидометр на велосипед можно самостоятельно, потому что для этого не требуется особых технических навыков. Тем более что стоимость такого устройства невысока и выбор достаточно разнообразен.
Разновидности спидометров для велосипеда
Различают две основных разновидности приспособлений для измерения скорости велосипеда: механические и электронные (проводные и беспроводные). Первые наименее функциональны, в основном показывают только скорость движения и пробег. Вторые представляют собой миникомпьютеры с возможностью отображения на жидкокристаллическом дисплее самых различных показаний (от текущего времени до максимальной скорости движения за период поездки). Выбор того или иного устройства зависит как от личных предпочтений, так и от финансовых возможностей.
Конструкция, достоинства и недостатки механического велосипедного спидометра
Механический спидометр на велосипеде старого советского образца представлял собой ролик, плотно прилегающий к шине переднего колеса и соединенный тросиком с указателем скорости. Небольшая «восьмерка» или налипшая грязь приводили к тому, что показания становились недостоверными или вообще способствовали выходу прибора из строя.
Конструкция современных механических спидометров достаточно проста и надежна. Такое приспособление состоит всего из трех частей:
- привода;
- троса;
- стрелочного прибора.
К несомненным достоинствам таких измерителей скорости относятся:
- отсутствие элементов питания;
- независимость показаний от влияния электромагнитных полей.
Основные недостатки механического спидометра для велосипеда:
- Изделие не универсально и предназначено для установки только на велосипед с определенным размером переднего колеса. Поэтому перед приобретением необходимо обязательно внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
- Такие спидометры можно устанавливать не на все модели велосипедов.
- Для надежной и долгосрочной работы устройства тросик необходимо периодически смазывать.
Установка механического спидометра
Как установить спидометр на велосипед? Алгоритм установки:
- Ослабляем гайки крепления переднего колеса и снимаем его.
- Полностью откручиваем правую крепежную гайку.
- Крепим привод спидометра на ось так, чтобы его внутренняя металлическая втулка вращалась вместе с колесом.
- Устанавливаем колесо на место (адаптер для подключения тросика на приводе должен быть направлен вверх).
- С помощью кронштейна крепим стрелочный прибор на руле.
- Соединяем привод спидометра и указатель скорости с помощью троса (он входит в комплект поставки).
- Делаем несколько оборотов колеса.
- Закрепляем тросик с помощью пластиковых хомутов на передней вилке и руле.
Важно! Значительные изгибы тросика недопустимы.
Плюсы и минусы электронных устройств
Наиболее популярными в настоящее время являются электронные велосипедные измерители скорости. Удобное цифровое табло показывает не только скорость (текущую, среднюю за поездку и максимальную), но и время, а также пробег (дневной и общий). В комплект поставки входят:
- сам цифровой прибор;
- панель крепления;
- считывающий датчик;
- магнит;
- соединительный провод;
- элементы для установки и крепления.
Главное достоинство таких приспособлений: они универсальны и их легко адаптировать к любым разновидностям велосипедов независимо от размеров переднего колеса. Недостатком, хотя и незначительным, является необходимость периодической замены элемента питания.
Установка электронного спидометра
Как поставить спидометр на велосипед? Установить электронное приспособление гораздо проще, чем механическое:
- На передней вилке фиксируем считывающий элемент.
- Напротив него на спицу устанавливаем маленький магнит, так чтобы при вращении колеса зазор между ним и датчиком составлял рекомендованное производителем расстояние (обычно от 3 до 10 мм).
- Панель крепления цифрового прибора устанавливаем на руле в наиболее удобном для обзора месте.
- Провод, соединяющий датчик и указатель скорости, закрепляем хомутами так, чтобы он не мешал движению, тормозным колодкам и повороту руля.
- Устанавливаем цифровой прибор на крепежную платформу и приступаем к настройке.
Настройка велосипедного электронного цифрового спидометра
Как настроить спидометр на велосипеде? Довольно просто, если подойти к этому процессу с должной аккуратностью. Прежде всего, извлекаем элемент питания (если он установлен производителем). Это делаем для того, чтобы вернуть все заводские настройки в исходное положение.
Затем измеряем длину окружности переднего колеса. Сделать это можно двумя способами:
- Переворачиваем велосипед колесами вверх. Прикладываем гибкую рулетку вокруг шины. Записываем или запоминаем полученные измерения (обязательно в миллиметрах).
- Устанавливаем велосипед в вертикальное положение. Длинной линейкой измеряем диаметр переднего колеса (D). По формуле (всем хорошо знакомой со школьной скамьи) L=πD вычисляем длину окружности.
С помощью кнопок, установленных на корпусе прибора, вводим полученное значение. Теперь показания скорости будут точно соответствовать конкретному велосипеду. Небольшой погрешностью (которая появляется в результате продавливания шины под весом велосипедиста) можно пренебречь.
Далее, используя кнопку переключения режимов работы, устанавливаем точное время и пробег велосипеда (если он известен). После каждой поездки с помощью такого спидометра на велосипеде можно узнать: время начала и конца поездки, пробег, среднюю и максимальную скорости движения. Перед следующей поездкой показания обнуляем.
Беспроводной велоспидометр
Беспроводной спидометр на велосипеде (иногда их еще называют велокомпьютерами) отличается от обычного электронного приспособления тем, что нет необходимости соединять считывающий датчик с основным прибором проводами. Показания передаются с помощью радиосигнала.
За счет этого значительно упрощается установка устройства. Достаточно только закрепить:
- датчик на вилке переднего колеса;
- магнит на спице;
- сам прибор (в зависимости от размеров и конструкции) на руле или запястье.
Питающие элементы устанавливают и в датчик, и в основной прибор. Стоимость таких приспособлений дороже (в сравнении с цифровыми проводными моделями).
Похожие статьи
DmitrijArduino / Велосипеды Такая самоделка станет отличным дополнением для любителей поездок на велосипеде. С помощью такого спидометра можно увидеть точную скорость движения, а при некотором энтузиазме можно сделать целый бортовой компьютер для велосипеда. Для подсчета скорости вращения колеса используется бесконтактный магнитный выключатель (геркон). При прохождении мимо него постоянного магнита, сигнал поступает на Arduino, здесь то и происходит расчет скорости в милях или километрах в час, как результат на дисплее появляются цифры, они и показывают скорость. Установить такое устройство можно на любое колесо, причем даже не велосипедное. Главное — правильно указать радиус колеса, ведь именно на основе этих данных происходит расчет скорости.Материалы и инструменты для изготовления:— микроконтроллер Arduino;- магнитный выключатель (геркон);- резистор (10 кОм, 1/4 ватта);- провод;- батарея на 9В;- LCD дисплей;- макетная плата для распайки;- два переключателя.Еще понадобится фанера, винты, некоторое количество инструмента. Ну и само собой программное обеспечение Arduino IDE. Процесс сборки:Шаг первый. Электрическая схема спидометраВсего в схеме используется три переключателя. Один переключатель управляет питанием 9В. Второй переключатель отвечает за работу LCD экрана, с помощью него его можно включать или выключать. Ну и наконец, магнитный выключатель геркон, он замыкает цепь в том случае, если колесо делает один полный оборот. В проекте используется LCD монитор фирмы Parallax, он подключается к плате с помощью трех пинов. На один пин подается 5В, второй подключается к земле, ну а третий выход является цифровым, он отмечен цифрой 1.Резисторы на 10 кОм играют в системе роль защиты, чтобы не произошло перегрузки. Нельзя подключать землю и плюс 5В к Arduino напрямую.Шаг второй. Распаиваем шилд для спидометраНа макетной плате нужно установить три ряда коннекторов, они должны сесть на плату таким образом, как это видно на картинке. Шаг третий. Установка и подключение герконаГеркон представляет собой два элемента, это переключатель и постоянный магнит. С геркона выходит два провода, когда на него действует магнитное поле, то небольшой магнитный элемент внутри переключателя перемещается и замыкает цепь. Между пином A0 и землей на макетной плате нужно установить резистор 1 кОм. Концы провода подключаются к выходам A0 и 5V. Что касается механической части, то геркон устанавливается следующим образом. На спицу колеса крепится постоянный магнит. Сам же геркон устанавливается на вилку колеса напротив магнита. Между герконом и магнитом должно быть небольшое расстояние, иначе он не будет работать. Далее провода подключаются к выходам распаянной платы, и происходит проверка работоспособности. Когда магнит будет проходить возле геркона, Arduino должна выдать ~ 1023. Если система не работает, будет отображаться 0. В оболочке Arduino IDE нужно открыть серийный монитор (Tools — Serial Monitor) и запустить проверку. Если сигнала при вращении колеса нет, нужно заменить магнит на более мощный или же сократить расстояние между датчиком и магнитом.Если сигнал есть, можно загружать код для проверки. Когда колесо не крутится, должно отображаться значение 0.00. При вращении колеса скорость должна отображаться в милях в час.Чтобы установить дисплей, нужно взять дополнительный шилд. Рельсу нужно припаять к контактам «мама» на выходе protoshield. Для подключения экрана используется три контакта, он должен быть плотно установлен на рельсах. На задней стороне LCD экрана можно найти два переключателя, а также потенциометр. Переключатели нужно перевести в такое положение, как указано на картинке. Потенциометр же используется для ручной регулировки контраста экрана. После установки дисплей можно проверить. Если все сделано правильно, то на экране появится надпись «Hello World». Вполне возможно, что с первого раза это не получится и придется заново «перезалить» скетч. Шаг пятый. Подсветка спидометраТеперь нужно подсоединить тумблер подсветки. Это делается так, как указано на картинках. Нужно не забыть соединить резистор на 10 кОм с зелеными и черными проводами. Далее эти провода подключаются к одному контакту выключателя, а ко второму подключается красный провод. Красный провод является питанием, он подключается к Arduino 5V. Зеленый провод подключается к D2, а другая сторона резистора к земле.Шаг шестой. Питание спидометраВ цепи с питанием нужно использовать переключатель. Черный контакт от батареи подключается к земле, а плюсовой через переключатель подключается к выходу Vin.Шаг седьмой. Заключительный этап сборки и установка спидометраВ качестве корпуса используется бокс, который вырезается из фанеры. Элементы корпуса вырезаются с помощью лазерной резки по спроектированным шаблонам. Далее все элементы соединяются между собой с помощью клея. В заключении фанеру красят или покрывают лаком для защиты и придания внешнего вида.На руль спидометр устанавливается с помощью нейлоновых стяжек. Можно использовать и другие элементы. Вот и все, теперь спидометр готов и можно наблюдать за тем, сколько же выжимает ваш железный конь. Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Используемые источники:
- http://veloinsider.ru/aksessuary/vidy-spidometrov-dlya-velosipeda.html
- https://www.syl.ru/article/362685/kak-ustanovit-spidometr-na-velosiped-instruktsiya
- https://usamodelkina.ru/6832-spidometr-dlya-velosipeda-svoimi-rukami-na-arduino.html