Привет, Хабр! В продолжение постов об истории игровых приставок я решил написать о портативных игровых системах. Я постарался обеспечить вам минутку ностальгии в это воскресенье, так что — добро пожаловать под хабракат.
Первые попытки
Microvision
О чем вы думаете, когда слышите понятие «портативная игровая консоль»? Вероятнее всего — о PlayStation Portable. Конечно, и до неё мы дойдем, но начало было положено всё-таки даже не компанией Nintendo. Одними из первых в 1970-х годах стала компания Milton-Bradley со своей портативной консолью Microvision, в которой (О Боги!) даже была возможность сменить игру. Разрешение жидкокристаллического дисплея составляло всего 16х16 пикселей, что на данный момент кажется нереальным — как можно играть, когда у тебя всего-то 256 точек на дисплее? Весьма необычным кажется и то, что кнопки управления располагались не на консоли, а на картридже. Количество кнопок — от двух до двенадцати, это зависело от конкретной игры. Консоль состояла только из корпуса, чипа для экрана и кнопок и штурвала. Ассортимент игр был крайне мал — за три года продаж консоли их вышло всего-то 13 штук. Всего было продано 8 миллионов экземпляров Microvision. Сравните размеры с PSP. Одна из игр, выпущенная в первый год продаж — Star Trek: Phaser Strike.
Palmtex Home-Computer Software Super Micro Cartridge System
В 1984 году выходит Palmtex Home-Computer Software Super Micro Cartridge System. Скорее всего, вы о ней даже не слышали — потому как эта портативная игровая система в плане продаж была провальной.
Nintendo
И вот уже после этого лидером стала компания Nintendo, в 1989 году выпустив Game Boy. Но путь к этой начался с серии игр Game & Watch. В советском союзе была своя Game & Watch, с волками и зайцами, называлась она Электроника. Подробнее об истории компании советую почитать тут: История Nintendo во главе с Хироси Ямаути. В серии игр Game & Watch впервые появился D-Pad, ныне кажущийся обязательным элементом джойстика почти любой игровой приставки. Талисман серии игр — Мистер Game & Watch. Родная советская версия. Сумели пройти до мультика в конце? Затем в 1989 году Nintendo выпускают первый Game Boy. После этого была выпущена масса версий, включая цветную в 1996 году. Разрешение дисплея — 160×144, масса игр и низкое энергопотребление, а также выпуск других версий сделали линейку этих консолей самой популярной. Наверняка вы, дорогие читатели, сами были или до сих пор являетесь счастливым обладателем Game Boy. Кроме игр, были и другие бонусы. Среди них — внешний аккумулятор, возможность объединить несколько геймбоев для совместной игры, поиграть в игры от Game Boy на телевизоре и даже сонар для поиска рыбы под водой. И принтер…
Прямо мечта ребенка из 90-х. В этом ролике робот перестает разрушать все вокруг, потому что начинает рубиться с парнем в тетрис.Первые цветные консоли
Atari Lynx
В 1989 году Atari выпустила первую цветную игровую консоль Lynx. Попытка захватить рынок портативных игровых приставок провалилась.Не смотря на потрясающие преимущества в графике над Game Boy, тогда еще вообще монохромным, консоль осталась позади. Один из гвоздей в её гробу — это слишком высокое энергопотребление. Шести батареек хватало на четыре часа игры, в то время как в Game Boy нужно было только четыре батарейки, и играть можно было гораздо дольше. Еще гвозди — это медленные игры, а также их выпуск с большим опозданием. И корпус, кстати, был чуть менее чем полностью заполнен воздухом — виной этому исследования, согласно которым консоль с большим корпусом можно продавать по большей цене. Их хорошего: — цветной дисплей — возможность совместной игры до 17 человек — возможность повернуть экран на 180 градусов, что было бонусом для левшей. Вот забавный ролик — в нем снялся Тоби Магуайер, известный человек-паук. В 1991 году Atari выпустила обновленную консоль, сделав ее чуть более привлекательной. И незначительно обновив чипсет и дисплей. В любом случае к середине 1990-х на прилавках магазинов данную приставку найти было очень сложно.
NEC Turboexpress
Одной из первых цветных портативных игровых консолей была Turboexpress от NEC в 1990 году. Это была портативная версия вышедшей за пару лет до этого приставки TurboGrafx-16. Это была первая портативная игровая консоль с 16-битной графикой. Разрешение 2,6 дюймового экрана — 400×270 пикселей. Весьма неплохо.
А тв-тюнер, приобретаемый отдельно, делал из Turboexpress настоящий портативный телевизор.Sega Game Gear
В начале 1990-х Sega вышла на тропу войны и представила миру свою версию портативной консоли. Это была Sega Game Gear, аппаратная часть которой сделана на основе восьмибитной игровой приставки Sega Master System. Это упрощало перенос игр с домашней приставки на портативную. К тому же, был ряд неоспоримых преимуществ над Game Boy: — цветной экран 3,2 дюйма — поддержка модулей расширения (даже телетюнер) — линза, увеличивающая дисплей до 5 дюймов Но такие вкусняшки сопровождались одним перекрывающим почти всё минусом: слишком высокие эгергозатраты. Комплекта батареек хватало на четыре часа игры. Так что если ты хотел взять её в поход или в поликлинику — нужен бы был мешок батареек. Консоль с линзой Super Wide Gear. Ох уж эта реклама 1990-х! В тлене и безысходности бытия явно видна Nintendo Game Boy, которую затем возвращают продавцу, потому что видите ли цветную приставку кто-то принес. Потрясающий полет фантазии. Этот ролик веселее, но бред тот ещё.
Game Boy Color
Первую цветную портативную консоль Nintendo выпускает лишь в 1998 году. Это был Game Boy Color, правопреемник классической версии. Для этой консоли было выпущено около семи сотен игр, среди которых есть даже игры в жанре Survival Horror. Консоль оснащена 8-разрядным процессором Z80, работающим с частотой 8 МГц, 32 килобайтами памяти и 17 килобайтами видеопамяти. Дисплей диагональю 60 мм вместил в себе 169х144 пикселей. Было несколько версий корпуса различных цветов, включая прозрачный. Для работы нужны две пальчиковых батарейки. Самыми продаваемыми играми были Pokemon Gold и Silver. На видео — геймплей Resident Evil: Gaiden. Это рекламный ролик 1998 года. Вы тоже увидели за рулем тачки парня из сериала Клиника? В следующей части мы поговорим о Nokia N-Gage, Game Boy Advance, Nintendo DS и PlayStation Portable. Это интересно:История Nintendo во главе с Хироси ЯмаутиИстория игровых приставок в рекламе. Часть 1: от Magnavox Odyssey до Super NintendoИстория игровых приставок в рекламе. Часть 2История игровых приставок в рекламе. Часть 3Альтернативные аркады на GDC: галерея сумасбродных контроллеров домашнего производстваУправление движением в играх Первая идея создания игровой системы с использованием телевизора пришла в голову инженеру Ральфу Байеру ещё в 1951 году, когда он работал над разработкой телевизора Loral. Воплотить в жизнь свою идею он смог только в 1966 году, создав простейшую игру для двух игроков. Игра носила название TV Game chassis и представляла собой две точки на экране, каждой точкой управляет игрок, задачей игры была необходимость догнать оппонента. Первая версия TV Game chassis Стоит также отметить, Байер успел и вторую модификацию TV Game chassis. Вторая версия TV Game chassis работал главным инженером в компании Sanders Associates и после создания и беттатестирования первой игровой приставки в мире он отнес её на суд Герберту Кампману, главе своей компании. После проведения презентации Кампман одобрил финансирование и развитие этого направления деятельности компании. И уже в 1967 году появился официальный проект игры, для которой разработано световое ружье и чуть позже третья игра пинг-понг. На базе этих игр был создан первый официальный прототип игровой приставки «Brown Box». Приставка представляла возможность играть двум игрокам, пользоваться световым ружьем и переключателями выбирать игру, всего их было 16, в основном туда входили игры спортивной тематики — футбол, хоккей, волейбол и др.Brown BoxПервое поколение (1972—1977г.) В 1969 году Байер для того чтобы перейти на массовое производство, договаривается с компанией Magnavox, которая в свою очередь вносит коррективы в составляющую приставки. После доработки приставки компанией Magnavox, консоль лишается переключателей игр, переключения становятся программными, приставка также лишается светового ружья, тем самым компания пытается сократить стоимость производства. В мае 1972 на свет появляется консоль под названием Magnavox Odyssey. За год продаж было реализовано почти 100 тысяч игровых приставок Magnavox Odyssey, а к моменту появления серии игровых приставок Magnavox Odyssey около 350 тысяч. Появление в 1975 году целой серии игровых приставок Magnavox Odyssey, было обусловлено задачей удешевления и упрощения производства. Появляются множество моделей приставки, с несколькими играми от 3 до 24. В 1975 году компания Atari выпускает свою версию игровой приставки под названием Atari pong. В 1976 году на свет появляется игровая консоль компании Coleco. Приставка называлась Telstar. С 1975 по 1976 год компания Philips производит первую приставку использующую картриджи — Philips Tele-Spiel ES-2201. Но себестоимость приставки была чрезмерно высока, и её производство остановилось в 1976 году… В то время рынок игровых приставок только набирал оборот, и в 1976 году производитель калькуляторов, компания APF Electronics Inc, выпускает свою консоль пинг-понгового типа — APF TV Fun. Но продержалась приставка не долго — до 1977 года.Второе поколение (1976—1984г.) Август 1976 года – компания Fairchild Semiconductor выпускает вторую в мире приставку со сменными играми на картриджах и первую с картриджем, содержащим программу — Fairchild Channel F. Стоит отметить что приставка основывалась на микропроцессоре Fairchild F8, разработанным Робертом Нойсом (Robert Noyce), в будущем Роберт покинул компанию Fairchild Semiconductor и основал свою, назвав её Intel. Лидер второго поколения приставок Atari 2600 появился в продаже на рождество 1977 года. В 1979 году Atari 2600 стала самой продаваемой приставкой, было продано около миллиона консолей. После этого Atari покупает лицензию на аркаду Space Invaders, что значительно увеличивает её популярность. Релиз игры состоялся в мае 1980 года, он увеличил продажи консоли вдвое, до 2 миллиона экземпляров в год. Мало того, в течении следующих двух лет продажи увеличивались такими же темпами и 1982 году было продано уже 8 миллионов приставок. Закат популярности Atari 2600 приходится на 1983 год, когда появление дешевых домашних компьютеров приводит к кризису рынка игровых приставок. Magnavox OdysseyІ — выпуск консоли состоялся в 1978 году, в то время компания Magnavox уже принадлежала North American Philips. И поэтому в некоторых странах приставка именовалась по-разному — Philips Videopac G7000, Philips Odyssey и Magnavox OdysseyІ. Инновацией консоли можно считать появление клавиатуры. Компания Mattel также боролось за покупателя в области игровых систем в 1978 по 1983года. Основным оружием в этой борьбе был бренд Intellivision, под этой маркой компания выпустила 3 различные модификации приставок. Но также как и кризис рынка игровых консолей не пожалел таких гигантов как Atari и Coleco, он заставил продать компанию и Mattel, причем покупателями компании стали её бывшие сотрудники. В 1982 году на замену сверхпопулярной Atari 2600 приходит Atari 5200 , приставка очень много в себя взяла от компьютеров Atari 400/800, но так и не получила такой популярности как у её предшественницы. В том же 1982 году компания Milton Bradley представляет Vectrex — единственную игровую систему, использующую векторный графический монитор, входящий в комплект консоли. По сей день никто из производителей ни разу не повторил этот подвиг. Всё тот же 1982 год, популярность Atari 2600 не дает покоя также компании Emerson Radio Corporation и для того чтобы откусить свой кусок такого прибыльного пирога она выпускает Arcadia 2001. Но идея и реализация оказались провальными, т.к. к тому времени уже начали появляться новые разработки компании Atari и Coleco – Atari 5200 и ColecoVision. Вообще 1982 год был очень плодовитым в плане появления новых разработок, ColecoVision компании Coleco, появилась в этом же году. С 1982 по 1985 год для этой системы было выпущено 170 игр. Первая игровая консоль компании Sega, именовалась SEGA Game 1000, её релиз состоялся в 1983году, а выпуск продолжался около 2 лет.Третье поколение (1983—1992г.) 1983 год компания Nintendo выпускает на японский рынок консоль под названием Famicom, а через 2 года в Европе и США она же появляется под названием Nintendo Entertainment System или попросту NES, к сожалению, в нашей стране такое название мало знакомо, но мы все хорошо её знаем под именем Dendy. Всего по официальным данным было продано более 60 млн. приставок и более 500 млн. игр к ней. Вы также с легкостью можете приобрести её копии и сейчас на радиорынках и в интернете. В начале 90х годов в связи с появлением 16 битных приставок популярность её начала падать. Но не в России, где продавался её китайский клон под названием Dendy. В 1986 компания Sega также представила свою 8ми битную игровую систему третьего поколения Sega Master System. Эта игровая система стало популярна в Европе и Латинской Америке, а вот в США и Японии она проиграла борьбу за покупателя Nintendo. В Бразилии консоль выпускается и в настоящее время. В июне 1986 года компания Atari делает попытку исправить свои ошибки и на замену Atari 5200 выпускает Atari 7800. Новая консоль стала практически полностью совместима с более чем популярной Atari 2600 и при этом была дешевле.Четвертое поколение (1987—1996г.) 30 октября 1987 года компания Nec разворачивает 4 виток истории развития и конкуренции на рынке игровых консолей, выпустив в Японии приставку PC Engine, а чуть позже на территории Северной Америки под названием TurboGrafx-16. Стоит также отметить, что компания NEC первая начала выпуск игр на компакт дисках, но для этого необходимо было использовать дополнительное устройство под названием Turbografx CD. К сожалению, такие инновации не позволили компании отбить большую часть рынка у Nintendo и Sega в Северной Америке, но она получила популярность и отличные продажи в Японии. 29 октября 1988 года в стране восходящего солнца происходит релиз компании Sega под названием Sega Mega Drive, четь позже продажи также начались и в Северной Америке, но уже под названием Sega Genesis. Ну а игрокам из Европы её пришлось ждать до 30 ноября 1990 года. В 1991 году компания Sega выпустила свой бренд-игру Sonic. После череды неудачных ходов, со стороны руководства компании популярность приставки в большинстве стран начала падать, и компания взялась за разработку 32 битной системы Sega Saturn. Игры для этой приставки выпускались вплоть до 1998 года. Super Nintendo третий представитель 16 битного и четвертого поколения игровых консолей появился 12 ноября 1990 года в Японии, а в августе 1991 года, немного изменившую дизайн приставку, игроки могли купить и в США. В России же приставка появилась в 1995 году. В 1996 году эра 16-битных консолей завершилась, появлением следующего пятого поколения приставок, включая Nintendo 64, популярность SNES стала падать. В Америке производство приставки прекратилось в 1999 году, а в Японии в 2003г.Пятое поколение (1993—2002г.) С 1993 по 1995 год по предложенной концепции компании The 3DO Company, производится выпуск игровой консоли 3DO Interactive Multiplayer, в массы она вошла под названием 3DO. Выпуском занимались несколько компаний Goldstar, Panasonic и Sanyo. Но время существования этой консоли оказалось очень коротким, несмотря на её внушительные характеристики, этому спсобствовали и высокая цена (699$) и наличие множества более популярных конкурентов. В сентябре 1993 года состоялся релиз Amiga CD32. Приставка создавалась и на базе компьютера Amiga 1200, присутствовала также возможность подключения клавиатуры и мыши. Ноябрь 1993 ознаменовался появлением Atari Jaguar. Но компании Atari и в этот раз не удалось завоевать своего покупателя, всего было продано 500 тыс. экземпляров. А появление Sony Playstation и установки новой более высокой планки качества в конце 1995 года заставило покинуть компанию Atari рынок игровых консолей. 170 тысяч экземпляров приставки Sega Saturn было продано в первый же день продаж – 22 ноября 1994 года в Японии. Через полгода и с худшими результатами продаж приставка появилась в США и Европе. 3 декабря 1994 появляется первая приставка компании Sony Computer Entertainment – Sony Playstation, несмотря на небольшой опыт в разработке приставок компании Sony удалось обеспечить приставке очень большую популярность, по всему миру было продано более 100 млн. экземпляров. Производство приставки длилось 11 лет, и этот срок одним из самых продолжительных периодов производства в игровой индустрии. 23 марта 2006 года производство было завершено, в компании Sony это объяснили исключительно необходимостью освобождения площадей и мощностей для производства PlayStation 3. Новая приставка 5 поколения от Nintendo появилась только в 1996 году, в отличии от большинства конкурентов на тот момент в Nintendo 64 использовались в качестве носителей картриджи вместимостью до 64мб. Но это не помешало её занять второе место после Playstation в борьбе за потребителей, обогнав тем самым Sega Saturn.Шестое поколение (1998—2006г.) На этот раз первым в новое поколение 128-разрядных игровых систем вступает компания Sega со своей приставкой Sega Dreamcast. Датой этого события можно считать 27 ноября 1998. Эта консоль стала последней для компании Sega, 31 января 2001 года компания объявила о завершении производства Dreamcast. В связи с тяжелым финансовым состоянием компании, она не могла больше конкурировать с Sony. А после объявления финансового отчета и убытков компании количество продаж приставки стало неуклонно падать. Март 1999 года можно считать месяцем зачатия, а 4 марта 2000 года – датой рождения второй консоли от компании Sony – Playstation 2. Эта приставка заслуженно носит титул самой быстро продаваемой и самой популярной приставки в мире за всю историю существования рынка игровых систем. В Мире продано более 140млн. экземпляров. В сентябре 2004 года Sony выпустила уменьшенную версию приставки. Первая приставка от Microsoft появилась 15 ноября 2001 года. Xbox стала первой приставкой с жестким диском. Стоит отметить, что операционной системой для приставки послужила измененная Windows 2000, специалисты назвали её Xbox OS. Самой дешевой из шестого поколения приставок можно смело назвать Nintendo GameCube. Появилась она осенью 2002 года. Её особенностью было то, что для неё специально были разработаны 8см диски формата Mini-DVD.Седьмое поколение (2004г- н/в.) Все меньше и меньше участников становилось в состязании разработки игровых систем в седьмом поколении их всего трое, но зато какие… Первым кто решил попробовать себя в среде игровых систем седьмого поколения была Microsoft со своей второй приставкой Xbox360, случилось это 22 ноября 2005 года в США у чуть позже в Европе и Японии. Долгожитель индустрии игровых приставок компания Nintendo, выпустила свой продукт седьмого поколения Nintendo Wii — 27 апреля 2006 года. Уникальность приставки заключается в её контроллере, который позволяет определять состояние, ориентацию и перемещение в трёхмерном пространстве, но к сожалению уступает конкурентам в борьбе за качество графики. На текущий момент Nintendo Wii является бесспорным лидером по количеству проданных экземпляров более 30 млн. Третья приставка от компании Sony увидела свет 11 ноября 2006года в Японии, 17 ноября в США и 20 марта в Европе. Sony Playstation 3 является самой технологически развитой и производительной приставкой седьмого поколения. Также её отличает от конкурентов наличие Blu-Ray привода. Что уже, в то время как распространение blu-ray проигрывателей оставляет желать лучшего, позволяет смотреть видеофильмы в новом, безусловно, лучшем качестве, имеющемся на текущий момент. А с учетом роста продаж телевизоров с большой диагональю и развития технологии HDMI, приставка будет являться просто необходимостью.История развития видеоигр в одном видеоролике:
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
6 9 сентября 2011 Автор: E-V-S,
Другие новости
Геймеры помладше часто считают началом исчисления поколений игровых приставок выход первой PlayStation. Игроки моего возраста уверенны, что первое поколение приставок — это Денди, а второе, соответственно, Сега. Atari 2600! — воскликнут олдфаги и тоже окажутся неправы.
В этой статье я прошёлся по всей хронологии домашних игровых консолей и расставил всё по своим местам.
1-е поколение
Всё началось в 1972 году, с выходом первой TV-приставки Magnavox Odyssey. Прототипом для неё послужило устройство Brown Box, которое позволяло двум играть в «догонялки» пикселями на экране телевизора. На самой же Magnavox Odyssey вышло 28 игр, а тираж составил 330 000 штук.
Brown Box
Процесс игры в Magnavox Odyssey
Atari Super Pong
Список приставок:
Odyssey
Coleco TelStar
Pong
2-е поколение
Приставки второго поколения работали уже на микропроцессорах и позволяли расширять библиотеку игр за счет сменных картриджей. Первой микропроцессорной приставкой стала Fairchild VES, выпущенная в 1976 году.
Fairchild VES
Однако самой популярной консолью второго поколения стала Atari 2600, выпущенная в 1977 году. Можно сказать, что оглушительный успех Atari 2600 (40 000 000 проданных копий), предопределил вектор развития всей видеоигровой индустрии.
Atari 2600
Список приставок:
Fairchild Channel F
Atari 2600
Atari 5200
Intellivision
ColecoVision
3-е поколение
Дальнейшим этапом развития игровых приставок стал переход к полноценным 8-битным платформам. Пальму первенства у Atari 2600 вырвала Nintendo Entertainment System, известная в России как Денди. Приставка разошлась тиражом около 62 млн. копий.
Nintendo Entertainment System
Atari 7800
Sega Master System
Список приставок:
Nintendo Entertainment System
Sega Master System
Atari 7800
Amstrad GX4000
4-е поколение
К концу 1980-х годов новым стандартом для игровых консолей стала 16-битная платформа. Первой приставкой нового поколения стала NEC PC Engine, которая позволяла одновременно отображать на экране 482 цвета.
Битва за лидерство среди приставок 4-го поколения разыгралась между Sega Mega Drive и Super Nintendo Entertainment System. На российском рынке безоговорочную победу одержала консоль от Sega.
Первая версия консоли Sega Mega Drive
Super Nintendo Entertainment System
Список приставок:
PC Engine
Sega Mega Drive/Genesis
Super Nintendo Entertainment System
Neo-Geo.
5-е поколение
В начале девяностых наступила эпоха CD, 3D и 32-бит. Главным событием тех лет, безусловно, стал дебют компании Sony с её PlayStation, которая разошлась тиражом в 102 000 000 проданных экземпляров, что примерно в три раза больше чем аналогичный показатель Nintendo 64, потенциального лидера консольной гонки.
Sony PlayStation
Nintendo 64
Список приставок:
Panasonic 3DO
Atari Jaguar
Sega Saturn
PlayStation
Nintendo 64
6-е поколение
Быстрее, выше, сильнее! В начале 00-х годов 64-битные игровые приставки сводили с ума потрясающими возможностями визуализации и проработки деталей. Лидером снова осталась Sony с впечатляющим показателем в 154 000 000 проданных PlayStation 2. Продажи могли быть ещё выше, если бы не активное развитие ПК-гейминга, который в это время всё активней включался в борьбу за статус самой прогрессивной игровой платформы.
Sony PlayStation 2
Список приставок:
Sega Dreamcast (1998)
Sony PlayStation 2 (2000) и обновлённая версия 2004 года.
Nintendo GameCube (2001)
Microsoft Xbox (2001)
7-е поколение
В конце 00-х Sega выбыла из консольной гонки, а Microsoft сумела выйти на один уровень с Sony. Началось вечное противостояние двух гигантов: Xbox и PlayStation.
PlayStation 3 и Xbox 360
Список приставок:
Xbox 360
PlayStation 3
Nintendo Wii
8-е поколение
Current gen. Больше ядер, больше памяти, больше разрешение. По немного другому пути пошла лишь Nintendo, которая нацелилась на семейный рынок и на новые способы взаимодействия игрока с игрой.
Xbox One и PlayStation 4
Список приставок:
Nintendo Wii U
Nintendo Switch
PlayStation 4
Xbox One
Источник: IGOR toNET
46Используемые источники:
- https://habr.com/post/220103/
- https://ekabu.ru/46763-istoriya-razvitiya-igrovyh-pristavok.html
- https://pikabu.ru/story/razbiraemsya_v_pokoleniyakh_igrovyikh_pristavok_5879354