НАСТРОЙКА
Мышь подключается последовательному порту RS232/V24, описание см. в ttyS(4).
ОПИСАНИЕ
Введение
Описание разъёма c 9 контактами, используемого для подключения мыши: <center>
контакт | название |
2 | RX |
3 | TX |
4 | DTR |
7 | RTS |
5 | GND |
</center>
Такое описание приводится в документации, почти любой мыши хватает 9 V.
Драйвер мыши может распознать мышь, посылая ослабевающий сигнал RTS и затем увеличивая его. Примерно через 14 миллисекунд мышь пошлёт 0x4D (‘M’) по линии данных. Ещё через 63 миллисекунды трёх-кнопочная Microsoft-совместимая мышь пошлёт 0x33 (‘3’).
Относительное движение мыши посылается как dx (положительное значение означает движение направо) и dy (положительное значение означает движение вниз). Различные мыши могут работать на разных скоростях. Для определения скорости устанавливаются следующие её значения (по очереди): 9600, 4800, 2400 и 1200 бит/с; каждый раз при установке значения скорости пишутся 2 символа из таблицы, приведённой ниже, и после этого выполняется ожидание, равное 0,1 секунды. В таблице указаны скорости и символы, соответствующие им:
<center>
бит/с |
9600 |
4800 |
2400 |
1200 |
</center>
Первый байт из пакета данных может использоваться для синхронизации.
Протокол Microsoft
В протоколе Microsoft используется один начальный бит, 7 битов данных (без проверки четности), один стоп-бит; протокол работает со скоростью 1200 бит/с. Данные пересылаются по RxD трёх-байтовыми пакетами. Движения по dx и dy пересылаются в коде дополнения до 2. Значения lb (rb), устанавливаемые при нажатии левой (правой) кнопки: <center>
байт | d6 | d5 | d4 | d3 | d2 | d1 |
1 | 1 | lb | rb | dy7 | dy6 | dx7 |
2 | dx5 | dx4 | dx3 | dx2 | dx1 | |
3 | dy5 | dy4 | dy3 | dy2 | dy1 |
</center>
Протокол Microsoft для трёх-кнопочной мыши
Первоначально мышь Microsoft имела две кнопки. Но есть несколько трёх-кнопочных мышей, также использующих протокол Microsoft. О нажатии или отпускании средней кнопки сообщается отправкой пакета с нулевым движением и ненажатыми клавишами. (Таким образом, в отличие от двух других кнопок, состояние средней в каждом пакете не передаётся).
Протокол Logitech
Трёх-кнопочная мышь Logitech представляет собой расширенный вариант протокола Microsoft: когда средняя кнопка отпущена, посылается вышеописанный трёх-байтовый пакет, а когда она нажата, посылается четырёх-байтовый пакет, где четвёртый байт имеет значение 0x20 (или, как минимум, в нём установлен бит 0x20). В частности, о нажатии средней кнопки сообщается с помощью пакета 0,0,0,0×20 при том, что остальные кнопки остаются ненажатыми.
Протокол Mousesystems
В протоколе Mousesystems используется один начальный бит, 8 битов данных, без проверки чётности и два стоп-бита при скорости 1200 бит/с. Данные посылаются по RxD пяти-байтовыми пакетами. dx посылается как сумма значений в коде дополнения до 2, dy посылается как отрицательная сумма значений в коде дополнения до 2. lb (mb, rb) обнуляются при нажатии левой (средней, правой) кнопки: <center>
байт | d7 | d6 | d5 | d4 | d3 | d2 | d1 |
1 | 1 | lb | mb | ||||
2 | dxa6 | dxa5 | dxa4 | dxa3 | dxa2 | dxa1 | |
3 | dya6 | dya5 | dya4 | dya3 | dya2 | dya1 | |
4 | dxb6 | dxb5 | dxb4 | dxb3 | dxb2 | dxb1 | |
5 | dyb6 | dyb5 | dyb4 | dyb3 | dyb2 | dyb1 |
</center>
Четвёртый и пятый байты описывают изменения, произошедшие за время передачи второго и третьего байта.
Протокол Sun
Протокол Sun представляет собой трёх-байтовую версию протокола Mousesystems (описанного выше): два последних байта не отсылаются.
Протокол MM
В протоколе MM используется один начальный бит, 8 битов данных, контроль по нечётности и один стоп-бит при скорости 1200 бит/с. Данные посылаются по RxD трёх-байтовыми пакетами. dx и dy отсылаются как единичные значения со знаком, бит знака указывает на отрицательное значение. lb (mb, rb) устанавливаются при нажатии левой (средней, правой) кнопки: <center>
байт | d7 | d6 | d5 | d4 | d3 | d2 | d1 |
1 | 1 | dxs | dys | lb | mb | ||
2 | dx6 | dx5 | dx4 | dx3 | dx2 | dx1 | |
3 | dy6 | dy5 | dy4 | dy3 | dy2 | dy1 |
</center>
ФАЙЛЫ
- /dev/mouse
- Обычно используется символьная ссылка на устройство мыши.
Практически у каждой страны при внимательном изучении оказывается своя «визитная карточка» в мире оружия. В царской России отлили Царь-пушку, и мало кому интересно, что она ни разу не стреляла. Американцы гордятся «томми-ганами», и их мало волнует, что их чаще можно увидеть у мафии и бутлегеров, а не солдат армии США.
Германия в годы Второй Мировой войны была знаменита своими «вундерваффе», оружием, которое должно было уничтожить, испепелить и раскатать врагов фюрера и рейха. Среди всех, подчас безумных, изобретений сумрачного германского гения, безусловно, особое место занимает танк «Маус».
Содержание
Первые шаги в сторону проекта
Ни для кого не секрет, что фюрер германского народа Адольф Гитлер серьезно страдал гигантоманией. Однако бедняга постепенно терял все свои любимые игрушки. Сначала сгорел дирижабль «Гинденбург», потом злые англичане из зависти утопили любимого «Бисмарка».
Внимание бесноватого перекочевало на танки, благодаря которым вермахт поставил на колени почти всю континентальную Европу. Начав войну с Советами Гитлера ждало еще одно разочарование – у русских танки оказались больше.
Ознакомившись с Т-35 и наслушавшись страшилок о КВ, фюрер решил, что панцерваффе ничем не хуже и созвал совещание в июне 1942 года, где высказал пожелание увидеть сверхтяжелый танк к следующему году.
Пожелание Гитлера вызвалась выполнять вся промышленность Рейха.
Даже Порше, любимец Адольфа, не рискнул в одиночку работать над проектом. Нашлись, правда, скептики, решившие, что в этот раз фюрер хватил лишку. Раскритиковал машину Гейнц Гудериан, один из создателей немецкой танковой стратегии.
В своих мемуарах он пишет о непонравившейся ему идее поставить на танк вместо пулемета 75-мм противотанковое орудие, которому будет сложно бороться с пехотой.
Правда, в том же отрывке он говорит, что был единственным, кто выступил против проекта в открытую. Неудивительно, ведь эти воспоминания «быстроногий Гейнц» опубликовал в 1954 году, когда мало кто мог опровергнуть его слова.
Создание прототипа
Сразу же после совещания у фюрера, началась разработка прототипа «Маус» и разделение обязанностей среди крупнейших промышленных сил Германии. Создание башни и корпуса взял на себя концерн Круппа, только им по силам было создать необходимой толщины броню. Даймлер-Бенц озаботился разработкой и созданием силовой установки, наиболее подходящей для нового «танка прорыва». Компания Сименс занималась разработкой трансмиссии для машины. Чехи из Шкоды отвечали за ходовую.
На Порше посыпалось множество вопросов, дать ответы на которые он, в принципе, так и не сумел. Спасовав перед таким масштабным проектом, Фердинанд попросил возложить на него только проектную часть и создание жизнеспособной модели.
Вводить «мышонка» в производство должен был Альберт Шпеер.
Проблемы у доктора Порше возникли с двигателем. Первоначально планировалось создать дизельную силовую установку. В ней меньший расход этого вида топлива и малая пожароопасность. Это было как нельзя «актуально» для холодного климата Восточного фронта, на который планировалось отправить грозные машины. Однако времени для разработки такого мощного агрегата просто не было.
В итоге создателя машины уговорили попробовать поставить поставленный в серию авиационный двигатель МВ 509 производства Даймлер-Бенц. Вся система была схожа с проталкиваемыми в тот момент доктором Порше устройствами Тигров и САУ Фердинанд.
Обычный двигатель внутреннего сгорания, подключенный к электрогенератору, обеспечивал выработку тока, который, в свою очередь, крутил колеса при помощи электродвигателей и обеспечивал движение. Проблема установки нового ДВС лежала и в необходимости полностью перекраивать электрические схемы и агрегаты, уже подготовленные для дизеля.
Рубеж 1942 и 1943 года выдался богатым на события вокруг проектируемого танка «Маус». 3 января 1943 года фюрер увидел деревянный макет будущего танка прорыва. Несложно догадаться, что вождю германского народа он понравился. 21 января на очередном совещании военные потребовали ускорить работу над танком, так как он позарез нужен был на Восточном фронте. При этом прозвучали скептические замечания по поводу управляемости.
Порше уверил, что управлять машиной будет не сложнее, чем управлять Тигром.
2 февраля военные в очередной раз огорошили просьбой Фердинанда. Им не терпелось усилить новый танк, и для пущего эффекта они требовали поставить на «Маус» огнемет.
Уже 10 февраля все разработчики в один голос утверждали, что это слишком и что танк и так получается слишком тяжелым. Главным аргументом инженеров были возможные задержки из-за изменения ходовой, так как уже разработанная конструкция не смогла бы нести дополнительные 5 тонн на огнемет и горючие смеси.
Параллельно в Штутгарте испытывали и вводили в строй двигатель для танка «Маус». Неугомонный Порше на своем заводе построил полноразмерную деревянную модель танка, которую буквально сразу показал министру вооружений Шпееру.
По горячим следам макет хотели показать Адольфу, но не получилось. Тот увидит макет вундерваффе только 14 мая. В приступе восторга фюрер прикажет заменить 128-мм пушку на 150-мм. Успокоившемуся было Круппу тут же придет заказ на доработку башни машины для орудия большего калибра.
Почти половина лета ушла на различные бюрократические проволочки. Поскольку единоначалия не было, разные конторы под разными предлогами замедляли работу над проектированием и созданием деталей и узлов для машины. Предприятия, и так нагруженные военным заказом часто просто саботировали создание «Маус», ссылаясь на подчинение самому высокому начальству.
Так, начало работ над созданием коробки передач было связано с обращением непосредственно в штаб вооруженных сил Рейха, что сильно затягивало процесс из-за бюрократических проволочек. Перца добавляли союзники, бомбившие заводские корпуса и не дававшие в срок закончить необходимые детали.
Сборка и испытания машины
Как бы то ни было, 1 августа 1943 года на заводе Альмеркише Кеттенфабрик началась сборка первой модели танка «Маус». В это же время было получено добро на проектирование второй модели, прототипа, который должен был доказать или опровергнуть некоторые инженерные задумки, не вошедшие в первый прототип.
27 октября на очередном совещании обсуждались даты начала серийного выпуска нового танка, было примерно посчитано, сколько реально можно будет сделать машин в первой серии.
Немцы замахнулись аж на 152 единицы.
24 декабря 1943 года состоялся первый, «незаконный» выезд проектируемого танка«Маус». Не поставив в известность начальство из Берлина, испытатели выгнали машину из сборочного цеха и опробовали его в ближайших окрестностях. Один из рабочих инженеров нарисовал на лобовой броне танка мышонка и подписал «MAUS». Выходку нашли очень забавной, с учетом габаритов машины.
В начале 1944 года прототип танка «Маус» оказался на полигоне в Бёблингене, где его официально начали обкатывать и опробовать. Первоначально испытания велись без башни, так как ее не успели собрать и доставить на полигон. Позже ее все же доставили. Затем ее монтировали на корпусе и продолжили испытывать танк на самых сложных условиях.
Ходовая, к примеру, позволила подниматься под углом в 43 градуса. Отмечалось и легкая управляемость машины, по свидетельству механиков-водителей, «не сложнее РzКрfw IV». Но прототипу «Маус» было не суждено начать серию германских сверхмощных танков прорыва. Ходовые испытания выявляли новые проблемы, решаемые, но требовавшие времени, а его-то у Рейха как раз и не было.
В конце 1944 года фюрер приказал остановить все работы по созданию танка. Громадное количество времени, ресурсов и технических идей повисло в воздухе и пошло псу под хвост.
Компоновка и конструкция танка Маус
Технически новая разработка сильно напоминала все военные изделия Фердинанда Порше. Корпус машины «Маус» делился на три боевые составляющие:
- отделение управления, где между топливных баков сидели механик водитель и радист-стрелок;
- силовое отделение, где находился двигатель и трансмиссия. Там же располагалась система пожаротушения, два баллона с углекислым газом, готовые потушить любое возгорание автоматически;
- боевое отделение машины, где сидели командир, командир орудия и двое заряжающих.
Достаточно большой калибр орудия «Маус» требовал раздельного заряжания, чем и были заняты двое самых сильных членов экипажа. В реальности нет ни одного документа, подтверждающего опытные стрельбы, так что эти двое, скорей всего, оставались без работы.
Бронирование стало главной характеристикой танка «Маус». Толстую крупповскую броню машины не могло пробить ни одно танковое орудие, ни советского, ни союзного производства.
Любовь Порше к электродвигателям воплотилась в электрическую трансмиссию. Ведущее колесо каждой гусеницы оснащалось собственным электрическим двигателем. Энергии генераторной установки должно было хватать и на поворот башни«Маус», но для подстраховки смонтировали ручной механизм. Повернуть башню вручную при малейшем боковом наклоне машины было невозможно из-за огромной массы башни.
Проходимость, несмотря на вес, за счет широких гусениц была на достаточно высоком уровне.
Самый большой недостаток – невозможность прохода танка «Маус» по автодорожным мостам, махина проломила бы любой пролет. Плавучесть так же была никакая, но инженеры разработали остроумную систему перегона танка по дну рек. Экипажа при этом внутри быть не должно, а все управление осуществлялось по радио.
Все основные характеристики можно увидеть в небольшой табличке. Для сравнения здесь же представлен советский танк Т-34, самый распространенный танк советской армии, который хотя бы раз видели все.
Маус | Т-34-85 | |
---|---|---|
Длина, м | 9,03 | 6,1 |
Ширина, м | 3,67 | 3 |
Высота, м | 3,66 | 2,7 |
Клиренс, см | 50 | 40 |
Ширина гусениц, см | 110 | 50 |
Мощность силовой установки л.с. | 1080/ 1250 | 500 |
Орудие | ||
Лобовая броня, мм | 200 | 40 |
Масса, тонн | 188,9 | 32 |
Конечно, классы у танков совершенно разные. Но данная таблица дает представление о том, какой была эта машина на фоне самого массового и известного советского танка.
«Маус» в боях и в культуре
Боевая история машины «Маус» не имеет ни одной страницы. Наступавшая Красная Армия не позволила немцам утащить в Берлин их прелесть, поэтому поступил приказ уничтожить машины. Выполнение, правда, подкачало, и советским воинам достался один из самых необычных трофеев Великой Отечественной.
Из вывезенных в Кубинку двух машин удалось собрать одну, и сейчас в знаменитом танковом музее стоит корпус от второй машины и башня от первого прототипа. В начале 1950-х их еще тестировали на пробитие брони, но затем он порчи музейного экспоната отказались.
В силу своей специфичности использовать танк оказалось не так-то просто ни киноделам, ни игроделам. Прорыв наступил с выходом в начале 2000-х стратегии «Блицкриг», где впервые появляется эта машина в игре за немцев в качестве спецтехники и в игре за союзников в качестве противника. В ущерб историчности там «Маус» ездит и стреляет во все своей красе. Сейчас этот танк можно погонять и в «Worldof Tanks», и в«War Thunder», и во многих других игрушках.
Можно собрать «Маус» и дома. Для этого не нужно объединять всю мощь объединенной Германии, достаточно купить сборные модели Cyber-Hobby, Lunar Model и нескольких других. Здесь проблема только найти эти модели, так как российский рынок завален в основном вездесущей «Звездой», которая до мышонка пока не добралась. Но, как известно, если сильно захотеть.
Заключение
Танк «Маус» не стал ни лучшим, ни уникальным, ни вообще боевым танком. По сути дела он так и остался на уровне прототипа. Однако его потенциал говорил о многих возможностях, которые бонзы Рейха упустили в свое время. Несмотря на огромные недостатки и недоработки, эта машина вошла в историю, и служит иллюстрацией политики Германии во Второй Мировой войне.
Как говорится, замах на рубль, а удар на копейку.
Сегодня единственный в мире «Маус» служит одной из жемчужин экспозиции в Кубинке, привлекая внимание, как специалистов, так и впечатлительных девушек, которых удалось затащить в этот музей стали и мощи.
Сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины.
В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк Маус, собранный из частей обоих экземпляров, в Бронетанковом музее в Кубинке. Однако имеются и другие сведения. В книге «Конструктор боевых машин» Лениздат 1988. говорится: » Тогда же выяснилось, что В«маусВ» был изготовлен в трех экземплярах. О его боевом применении свидетельств не имеется. Однако на боевые позиции две машины все-таки выводили: одна из них оказалась в городе Цоссене перед входом в здание германского генерального штаба, а вторая стояла в охране рейхсканцелярии в Берлине. Ну, а третья, как уже говорилось, досталась нам в подорванном виде на Куммерсдорфском полигоне.»
Танк «Маус» в Кубинке
Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый.Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем
Схема Panzerkampfwagen VIII Maus v.2
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над В«танком прорываВ» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма В«КруппВ», В«Даймлер-БенцВ» отвечала за двигательную установку, а В«СименсВ» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы В«АлькеттВ». Проект В«тип 205В», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка В«МаусВ».
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип В«МаусаВ» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем В«Даймлер-БенцВ» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Танк «Маус» на ходовых испытаниях по бездорожью,1944.
Уже снова собранный «Маус»
Кабина управления с кожаными сиденьями
Немного характеристики.
14Используемые источники:
- http://ru.manpages.org/mouse/4
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/maus/
- story/panzerkampfwagen_viii_maus_neobyichnoe_oruzhie_ch5_5252456