Катание на велосипеде – отличное времяпрепровождение с семьей или друзьями, а также польза для здоровья. Но во время прогулки можно случайно наехать на кочку или угодить в яму. Основная мощь ударов приходится именно на колесо, в результате оно может деформироваться, что приведет к возникновению различных проблем с ободом. Не все пользователи знают, как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда самостоятельно. Существует несколько основных способов. Освоить методику не составит большого труда.
Содержание
Определение проблемы
«Восьмерка» – деформация велосипедных колес из-за нарушений и отклонений обода от плоскости. Итог – нарушение правильной формы. Если колесо вращать по оси, траектория будет напоминать форму восьмерок. Кататься на транспортном средстве можно, но при езде будет чувствоваться виляние и постукивание, колеса велосипеда становятся непрочными, продолжат дальше искривляться и придут в негодность.
Существует несколько разновидностей «восьмерки»: между двумя спицами, напротив одной из спиц, напротив соседних элементов.
Чтобы определить проблему, велосипед следует перевернуть, затем зафиксировать. Оценить степень деформации можно такими методами:
- Визуальный. Для определения искривления нужно быстро крутить колесо и на скорости можно увидеть деформированный участок. Заметив дефект, надо запомнить его месторасположение или схватиться рукой. Такой способ не очень точный, особенно если поврежденных участков несколько.
- Контактный. Подобная методика точнее, она основана на отмечании зоны искривления. Колесо нужно освободить от покрышки, медленно покрутить. В момент прокручивания – поднести мел или маркер к тыльной стороне обода. Ту часть, которая искривлена, он заденет, автоматически отметив деформированное место.
Если обнаружена «восьмерка» заднего колеса, для кручения колеса лучше воспользоваться педалями.
Причины возникновения и профилактика
Появление деформации возможно из-за длительной эксплуатации. Основными причинами возникновения «восьмерки» являются:
- при движении транспортного средства на конструкцию действует вертикально направленная нагрузка, которая зависит от веса велосипедиста;
- неаккуратная, неосторожная езда, падения, наезды на неровности, попадания в ямы повлияют на симметрию и приведут к деформации;
- качественный обод в несколько раз снижает вероятность появления «восьмерки», в бюджетных моделях уже в момент приобретения может присутствовать дефект;
- регулярная активная езда, резкие торможения, рвущие разгоны, крутые повороты под сильным углом способствуют искривлению обода.
Искривления обода возникают не только от лихой езды. Даже при правильной эксплуатации велосипеда, деформации неизбежно появляются со временем.
Лучший совет специалистов для профилактики – это регулярный осмотр обода, спиц, центральной втулки, покрышек на предмет неисправностей или изношенности. Необходимо проводить своевременную замену узлов и деталей велосипеда. Это позволит избежать лишних проблем и дорогостоящего ремонта.
Методы устранения
Даже если нет опыта в подобных делах, действуя аккуратно и следуя правилам, исправить «восьмерку» на колесах велосипеда можно своими руками в домашних условиях. Перед началом работ необходимо подготовить инструменты:
- ключ для спиц;
- мел или маркер для отметки дефектов;
- пластиковые монтажки для монтажа и демонтажа покрышек.
Применяют два метода правки велосипедного колеса: силовой и подтяжка спиц. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны.
Силовой
Основа данного способа – выровнять обод с применением грубой физической силы. Исправить на велосипеде «восьмерку» можно, следуя пошаговой инструкции:
- снимаем колесо с рамы, шину не демонтируем;
- обхватываем шину с двух сторон, колесо деформированным участком поворачиваем к себе;
- прикладываем колено к самому центру «восьмерки» и с силой надавливаем от себя.
Оптимальный захват – 60 градусов с обеих сторон от центра искривления.
Чтобы выпрямить таким методом обод, нужно обладать физической силой. Для исправления большой деформации лучше позвать помощника, который будет удерживать велосипедное колесо, прижимая его к полу. Если приложить достаточную силу, искривление сгладится.
Такая правка отлично подойдет в дороге, вдали от населенного пункта. Однако, у способа много недостатков:
- устранить маленькие искривления не получится;
- не все обода исправляются методом силы;
- неудобство в работе;
- случайно можно перегнуть обод колеса в противоположную сторону.
Нужно действовать аккуратно и умело, иначе можно добиться обратного эффекта.
Подтяжка спиц
Метод заключается в регулировке спиц: подтяжка или ослабление. Работы по исправлению «восьмерки» на колесе выполняют с помощью спицевого ключа:
- при «восьмерке» между спицами – первую спицу слегка подтянуть, а второю пропорционально ослабить;
- искривление напротив одной спицы – спицу, которая находится напротив дефекта, подтягивают на четверть, а соседние ослабляют на одну восьмую;
- если «восьмерка» на колесе находится напротив нескольких спиц – ближнюю к центру спицу подтягивают в половину оборота – чем дальше от центра, тем больше стоит ослаблять или подтягивать другие спицы.
При регулировке не рекомендуется пользоваться плоскогубцами, так как ими можно случайно стереть грани ниппеля.
В случае значительной деформации обода колеса лучше начать проверку всех спиц на предмет натяжения. Провести профилактику: подтянуть или ослабить элементы. Исправление «восьмерки» проводят методом регулировки:
- отметить искривленный участок мелом;
- найти центральную спицу, которая находится в самой большой точке искривления;
- ослабить сторону, где выгнут обод, и единовременно натянуть противоположную сторону;
- ослабить центральную спицу на половину оборота – повернуть ее на три четверти, а обратно вернуть на одну четверть;
- рядом находящиеся спицы натянуть настолько же, насколько была ослаблена центральная спица и, понемногу сдвигаясь, подобраться к краю «восьмерки»;
- следующие спицы – настраивать с меньшим количеством оборотов.
Когда ремонт завершен, нужно проверить колесо на искривление контактным методом.
Устранение «восьмерки» на велосипеде методом регулировки спиц новичкам может показаться сложным и длительным процессом. Однако, этот способ очень точный и позволит избавиться даже от самых сложных дефектов. В результате тренировок работа не будет занимать много времени. Следует помнить, что «восьмерка» образуется даже у самых аккуратных и опытных велосипедистов, поэтому нужно знать, как отремонтировать колесо своими руками.
Время чтения: ~7 минут375 Так фиксируется искривление обода
Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:
- Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
- Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.
Устранение маленькой восьмерки
При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:
- Натягивается центр на пол-оборота.
- Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
- На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
- Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.
Выпрямление большой восьмерки
Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.
Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.
Еще можно почитать на похожие темы:Устройство и установка переднего колеса на велосипедПочему не крутится заднее колесо на велосипедеИз-за чего может шататься колесо на велосипеде Восьмерка на велосипедном колесе – наиболее распространённая деформация. Сегодня при создании велосипедов используются новейшие технологии, но даже у сверхсовременного байка колесо остается весьма консервативным, спицевым. Конструкция в этом случае не представляет из себя ничего сложного: втулка, да обод и спицы, которые их объединяют. В ходе эксплуатации каждый велосипедист сталкивается с деформацией колеса. И появление «восьмерки» на колесе – далеко не редкость. Связано это с нарушением целостности обода и разболтанностью спиц. И все-таки почему возникает данная деформация? В процессе эксплуатации колесо неизбежно подвергается нагрузке, как только велосипедист занимает свое место на седле. Добавим неровности дороги – ямы, кочки, плохое покрытие или отсутствие такового и вопрос с причинами возникновения «восьмерок» отпадает сам собой. К тому же неопытные велосипедисты часто неправильно распределяют свой вес на байке, а это также увеличивает нагрузку. Резкие торможения, прыжки и прочий экстрим, а также длительная эксплуатация также делают необходимым регулировку колес. Как видите, в процессе эксплуатации велосипед испытывает нагрузки, которые в наименьшей степени зависят от стиля вашей езды. Со временем изменяется геометрия обода колеса – происходит его деформирование. Скорость его проявления зависит от наличия дефектов обода (восьмерка, смещение «зонта» и «яйцо»). Стоит отметить, что срок эксплуатации колес зачастую также зависит и от материалов, из которых они изготовлены и их качества. Порой недорогие модели могут потребовать ремонта куда раньше, чем те, что изготовлены из дорогих комплектующих (к примеру, высокопрочного обода). Как определить, что колесо искривлено? Когда существует подозрение, что колесо утратило первоначальную форму, следует перевернуть велосипед и начать тщательную проверку. Для начала нужно осмотреть колесо в месте предполагаемых искривлений. Для этого его раскручивают, при этом в случае с задним можно сделать это при помощи педалей. Визуально очевидно, что искривленные участки во время вращения смещаются в сторону. Теперь осталось схватить его рукой в том месте и остановить, что довольно непросто. Еще одним, более действенным способом является использование мелка или маркера. Крутя колесо, его нужно подвести к ободу. Первым делом штрих останется на выпуклости «восьмерки». Раскручивая сильнее и приближая мелок к ободу можно определить и границы искривления. Как исправить «восьмерку» И вот искривление найдено. Исправить его своими усилиями под силу каждому велосипедисту, а, учитывая, что деформация – явление не редкое, со временем приходит и ценный опыт. Существуют два способа избавления от «недуга»: • силовое выпрямление; • подтяжка и ослабление спиц колеса. Необходимый набор инструментов для устранения деформации: 1) мел для отметки участка с дефектом; 2) спицевой ключ; 3) станок для правки колес (желательно, но не обязательно). Восьмерку, небольшую по размеру, можно устранить без демонтажа колеса. Для диагностики проблемы переверните велосипед колесами вверх, чтобы проверить правильность положения колеса относительно тормозных колодок. Этот процесс можно разделить на несколько операций. Сначала нужно выявить деформацию. В процессе вращения колеса прижмите к нему кусочек мела. В местах образовании восьмерки вы увидите соответственный след. Этот простой способ поможет определить точное место деформации обода. Далее предстоит подтягивание и ослабление спиц, но только с определенной стороны, о котором детально будет рассказано ниже. Если такие манипуляции выполнить с неточностями, можно придать колесу еще большей деформации. Есть несколько способов, при помощи которых ее можно убрать. Силовое выпрямление Посчитав возможным такой вариант развития событий, следует снять колесо с рамы. А вот покрышку и камеру снимать не следует. Колесо поворачиваем выпуклостью к себе и беремся за обод и покрышку руками. При этом средняя деформация требует расположения рук, равного 10 и 2 часам на циферблате. Используем колено, приставив его к выпуклой области, и сильно давим от себя. Если силы достаточно, это делается на весу. А можно расположить колесо вертикально, деформированным участком вверх. В этом случае требуется помощь напарника, который прижмет колесо к полу. После такого экстремального выпрямления колесо вновь возвращается на раму и проходит проверку. Но данный метод не всегда является эффективным. Он не точен, не исправляются небольшие деформации. Кроме всего прочего, неумелыми действиями можно спровоцировать и новые изгибы. Да и не каждый обод поддастся воздействию ногой – высокопрочные современные колеса останутся «при своем». Хотя в случае, если колесо подвело вас где-то в пути и «восьмерка» случилась внезапно из-за, к примеру, наезда на крупный камень, «силовое выпрямление» — единственно возможный способ. Регулировка спиц колеса От правильности натяжения спиц нередко зависят и ходовые качества велосипеда. Натяжение спиц добавляет прочности и эластичности колесу. Покрышки в данном случае снимаются, тщательно проверяется натяжение каждой спицы. Случается, что обод искривляется и в результате их общего ослабления. В ситуации, когда спицы болтаются как гитарные струны, следует их подтянуть на 1 оборот ключа. В найденной области искривления ищется спица, расположенная в ее центре, то есть у самой выпуклости. Поворот спицы необходимо осуществить в сторону, противоположную направлению выпуклости. При этом спицы, находящиеся по бокам от центральной, ослабляются. Если восьмерка находится между двумя ближними спицами, тогда при помощи специального ключа подтягивается первая спица на треть оборота, а спицу, находящуюся рядом, подкручиваем в обратном направлении, ослабляя зажим также на треть. В случае если «восьмерка» имеет размер в три спицы, предпринимаются следующие действия: • затягивание центральной спицы на четверть оборота ключом; • легкое ослабление крайних спиц (в два раза меньше натяжения по центру). Если «восьмерка» имеет размер в семь спиц, алгоритм действий таков: • центральная спица затягивается на пол-оборота; • вторая и третья спица должны быть ослаблены на четверть оборота; • четвертая и пятая затягиваются на одну восьмую; • шестая и седьмая (то есть крайние) ослабляются на одну восьмую. То есть чередование натяжения и растягивания спиц должно проводится так, чтобы крайние спицы «восьмерки» были ослаблены. После проведения процедуры колесо устанавливается на свое место и тестируется на возможные искривления. В случае если «восьмерка» выгнута в обратную сторону, ликвидируется все натяжение и усиливается затяжка на ослаблявшихся спицах. После чего все повторяется, но уже в меньшей степени. Результатом долгой операции становится выравнивание колеса до идеально ровного круга. Сначала работа пойдет не так быстро, но с приобретением опыта растет и скорость регулировки спиц. Меняем спицы Не все мастера умеют собирать колеса качественно, а потому лучше всего научиться делать это самостоятельно. Осуществляется сборка согласно определенному алгоритму. 1. Работы по набору спиц: • необходимо смазать резьбу спицы и обод в местах, где имеется соприкосновение с ниппелями, иначе спица не будет натянута с достаточной жесткостью; • в ситуации, когда у фланцев втулки присутствует зенковка с единственной стороны, головки спиц находятся на незенкованной, он нужен для изгиба спицы; • вставляется девять спиц во фланец таким образом, чтобы между ними находилось по незанятому отверстию, и чтобы головки располагались с внешней стороны. В ситуации с задним колесом начинать следует с правой части втулки; • на ободе среди отверстий, смещенных вправо, следует найти ближайшее от отверстия для ниппеля камеры; • в данном отверстии крепится первая спица, она считается ключевой; • от ключевой спицы следует отсчитать четыре отверстия, продвигаясь по часовой стрелке, поставить следующую спицу и завернуть ниппель; • в результате между спицами должно находиться три незанятых отверстия, самая близкая к вентильному отверстию спица располагается справа от него, а нарезанная часть втулки обращена к мастеру; • далее закрепляются остальные семь спиц, при этом используется каждое четвертое отверстие обода; • после переворачивание колеса с ободом соединяются еще девять спиц, вставляемых в левый фланец снаружи; • десятая спица должна находится справа от ключевой, соседствуя с ней, но при этом не пересекая; • после монтажа десятой спицы последующие восемь набираются в определенной выше последовательности; • и вот приводные спицы уже размещены на своих местах и их головки находятся с внешней стороны фланца. При этом ниппеля завернуты лишь на некоторое число оборотов; • устанавливаются натяжные спицы с головками с внутренней стороны фланца. Продевается спица во фланцевое отверстие и крутится втулка так, чтобы все спицы, находящиеся на местах, получили определенное направление, наиболее близкое к касательной относительно фланца. Первая натяжная спица должна пересечь три стоящих на месте приводных, при этом каждая натяжная должна пройти снаружи от первых двух пересекаемых ею под третью, также пересекаемую; • остальные спицы добираются по тому же принципу. 2. Натяжение Перед натяжением спиц, следует завернуть все ниппеля в равной степени. Затем нужно начать процесс, заворачивая каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается «дрожь», усиливается натяжение. Устанавливаем колесо для проверки и убираем все дефекты типа «восьмерки». Устраняем радиальное биение Обод колеса в виде овального «яйца» выглядит так: одна часть обода располагается ближе к центру, чем остальные. Такой изъян колеса появляется после неудачных приземлений. Исправить такую поломку гораздо сложнее, чем обычную восьмерку: 1) снимите покрышку и осмотрите обод; 2) переверните корпус велосипеда, прокрутите колесо, держа сверху какой-либо предмет. Отметьте мелом часть обода, которая будет приподнимать этот предмет; 3) одновременно проследите три направления: — ослабьте напряжение с центральной спицы; — натяните соседние спицы на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки; — спицы в противоположном конце колеса следует натянуть для исключения появления «яйца» в другом месте. Для устранения такой восьмерки нужен немалый опыт, процесс характеризуется своими сложностями. После исправления «яйца» нужно надавить на спицы всем весом, как в вышеуказанной схеме — для их усадки. Велосипедистам знакомо такое понятие, как «зонт». Дефект заключается в следующем: обод колеса смещен в одну сторону и расположен не идеально ровно по отношению к центру втулки. Насколько серьезна ситуация от такого смещения непосредственно для велосипеда, зависит от конструкции рамы и от конфигурации тормозов. Такой вид неисправности часто возникает в случае неправильной сборки колеса. «Зонт» устраняется по аналогии, как и обычная восьмерка. С одной стороны нужно натянуть спицы, а с другой – ослабить. В отличие устранения обычной восьмерки, в процессе правки зонта усилие для каждой следующей спицы не должно быть слабее, а сохранять равномерность по всей окружности. Подведем итоги Восьмерки появляются на колесах даже самых опытных и подкованных в езде велосипедистов. Для того, чтобы выправить колесо, нужно помнить несколько простых правил. Всегда аккуратно перетягивайте спицы колеса – существует риск повреждения обода. Если во время выправки одна или несколько из спиц окажутся перетянутыми, ослабьте их и ближние спицы. Только затем повторяйте регулировку еще раз. При езде на велосипеде спицы часто ломаются, пребывая в состоянии ослабления. Если в процессе процедуры протягивания одна или несколько спиц колеса оказались ослаблены, обязательно их подтяните, чтобы после этого заново повторить регулировку. Наглядное видео:Оригинальная публикация — на cortobike.ru
- добавить в избранное
- Мнения
Используемые источники:
- https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/46-kak-ispravit-vosmerku-na-kolese
- https://velofans.ru/remont/kak-pravilno-ispravit-vosmerku-velosipede
- https://twentysix.ru/blog/mountainbike/128907.html