Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 11

Можно ли выжигатель использовать как паяльник

Для оформления поверхности древесины могут применяться самые различные методы, наибольшей популярностью пользуется пирография или выжигание по дереву. Всего несколько контрастных штрихов могут сделать деревянное изделие привлекательным и неповторимым. Сделать красивую и оригинальную вещь можно при применении специального оборудования. Кроме этого, следует рассмотреть то, как правильно выжигать по дереву паяльником.

Разновидности выжигателей

Прежде чем приступить к работе, следует приобрести наиболее подходящий выжигатель. От основных характеристик во многом зависит качество получаемого изделия. Начинающие и профессионалы используют 2 типа паяльников:

  1. С проволочных жалом.
  2. С твердым наконечником.

6655454444-e1549659202650.jpg

Прибор для выжигания с твердым пером многие сравнивают с паяльником. Рабочая часть представлена наконечником сложной формы, который нагревается нихромовой проволокой при подаче напряжения. Отличительной особенностью является то, что комплект поставки включает набор насадок. Их геометрическая форма может существенно отличаться, подбирается в зависимости от того, какой рисунок нужно получить. Основные достоинства этого предложения:

  1. Относительно невысокая стоимость.
  2. Длительный эксплуатационный срок.
  3. Простота в эксплуатации.

Единственным существенным недостатком считается то, что для разогрева требуется около 5 минут и более. Для обеспечения безопасности на момент выжигания рисунка конструкция снабжается большой рукояткой, поэтому при выполнении тонких работ могут возникнуть сложности.

Для выжигания по дереву небольших изображений часто применяется инструмент с проволочным пером. В этом случае с деревом контактирует нагревательная проволока. Достоинствами можно считать:

  1. Устройство готово к применению практически сразу после включения.
  2. Модели из средней и высокой ценовой категории имеют регулятор, который позволяет выбрать наиболее подходящий термический режим.
  3. Конструкция оптимально подходит для проведения самых различных работ.
  4. Небольшая толщина нагревательной проволоки обеспечивает маленький контакт с материалом, поэтому с тонкой работой не возникает проблем.

55wrrwwwww-e1549659582683.jpg

Недостатком является высокая стоимость и малая ремонтопригодность. Нагревательная проволока даже при незначительном воздействии может деформироваться.

Как выбрать инструмент?

Для того чтобы научиться работать с инструментом, следует правильно его выбрать. Рекомендации по подбору подходящего выжигателя:

  1. Определяется объем проводимых работ и их сложность. Небольшие выжженные рисунки с тонкими линиями выглядят привлекательно, однако они могут быть практически незаметными на больших изделиях.
  2. Начинающие часто приобретают инструмент из низкой ценовой категории. Это решение обосновано тем, что при отсутствии опыта можно допустить ошибки, из-за которых устройство перестанет функционировать.
  3. Наиболее важными параметрами можно назвать мощность, размеры жала, возможность использования насадок и их количество, время нагрева и др. Вся требуемая информация указывается в инструкции по эксплуатации.
  4. Классический вариант исполнения инструмента представлен сочетанием понижающего трансформатора, рукоятки и рабочей части. В продаже есть и сложные установки для выжигания, которые могут использоваться для получения сложных изображений.
  5. Рекомендуется отдавать предпочтение продукции популярных производителей, т. к. она сможет прослужить в течение длительного периода.

Только со временем мастер, основываясь на личном опыте, сможет подобрать наиболее подходящий инструмент. Выбор рисунка часто проводится в зависимости от того, какие есть в наличии варианты выжигателей и насадки для них.

Способы выжигания

Приступать к работе по выжиганию после подбора эскиза можно после того, как рабочая часть инструмента была раскалена до требуемой температуры. Если наконечник прогревается неравномерно, то это указывает на появление дефектов и необходимость в его замене. Исключить вероятность перегрева устройства можно путем периодического его отключения от сети. При рассмотрении основных способов выжигания следует учитывать:

  1. Нанесенные линии стереть уже будет нельзя. Поэтому прежде чем приступать к сложным рисункам, нужно набраться опыта на легких.
  2. Новичкам рекомендуется использовать трафареты. Их можно изготовить самым различным образом или приобрести в интернете.
  3. Объемные рисунки получаются за счет сочетания линий различных оттенков. При быстром проведении инструмента получается тонка светлая линия, задержав жало можно получить темную линию.
  4. Опытный мастер учитывает то, каким образом располагаются волокна. Проще всего вести инструмент вдоль волокон.

При применении различных методик можно получить сложные рисунки, которые практически не отличить от картин. Первое время рекомендуют использовать простейшие методы.

С чего начать?

Пользоваться выжигателем просто, но для получения красивых рисунков нужно обладать талантом и навыками. Основными рекомендациями является следующее:

  1. Перед непосредственным нанесением рисунка следует правильно выбрать дерево. Встречается большое количество различных пород, все они по-разному реагируют на воздействие температуры. Рекомендуется отдавать предпочтение мягкой древесине лиственных пород: осина, тополь, липа.
  2. Некоторое дерево способно выдержать точечное воздействие температуры +250°C, другое воспламеняется при 120°C. Мягкость поверхностного слоя упрощает движение жала.
  3. Поверхность, на которой выжигается рисунок, должна быть предварительно обработана. Даже незначительные дефекты могут стать причиной, по которой наконечник случайно вильнет.
  4. С помощью трафарета и карандаша проводится нанесение контурных линий. Художники могут нанести эскиз вручную. Сложные рисунки наносятся при помощи копировальной бумаги.

66454554444.jpg

Для размещения инструмента создается подставка из негорючего материала. Часто используется керамическая тарелка или стакан. Керамика способна переносить воздействие высокой температуры на протяжении длительного периода.

Как правильно работать?

Рабочий инструмент напоминает простой карандаш с широкой рабочей частью. Поэтому проводимая работа практически не отличается от рисования по бумаге за исключением того, что рабочая часть раскаляется перед применением. Весь процесс делиться на несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Она предусматривает выбор древесины, на которую будет наноситься рисунок. Поверхность должна быть гладкой и ровной. Есть возможность сделать дощечку гладкой путем ее обработки наждачной бумагой.
  2. Нанесение рисунка. Для тех кто создает рисунки карандашом, задача будет простой. При отсутствии соответствующих навыков подходящий рисунок распечатывается, после чего наносится на дощечку при помощи трафаретной бумаги.
  3. Выжигание. После разогрева рабочей части инструмента можно приступить к выжиганию. Ручка инструмента, если она имеет небольшую толщину, берется как карандаш. Несложные рисунки начинаются с нанесения контуров, прямые линии создаются быстрыми движениями без оказания сильного давления. Если несколько линий расположены в непосредственной близости, их следует наносить с некоторой задержкой, которая требуется для остывания. Оттенок меняется путем установки подходящей мощности. Также для получения сложных рисунков проводится смена насадок.

Многие после нанесения рисунка оставляют изделие, не проводя финальную обработку. Это может привести к уменьшению эксплуатационного срока изделия.

Финальная обработка

После получения изображения поверхность обрабатывается наждачной бумагой. Защитить древесину от негативного воздействия окружающей среды можно следующим образом:

  1. Дерево покрывается лаком. Подобное вещество существенно продлевает срок эксплуатации изделия. При этом рисунок не теряет свои контуры, остается ярким и насыщенным.
  2. При необходимости проводится частичное или полное раскрашивание пространство, которое образуется между нанесенными линиями.

Финальная обработка изделия может проводиться при применении самых различных защитных веществ. Выбор проводится в зависимости от того, какого результата нужно достигнуть.

Техника безопасности

Работать с выжигателем следует аккуратно. Основные рекомендации следующие:

  1. При использовании инструмента нужно использовать специальную подставку, которая изготавливается при применении термостойкого материала. При ее отсутствии используется керамическая посуда или другие изделия из этого материала.
  2. Инструмент нельзя долго оставлять на обрабатываемой поверхности. Это связано с тем, что длительное воздействие высокой температуры приводит к возгоранию материала.
  3. Вблизи рабочего стола не должны быть расположены легковоспламеняющиеся материалы. Даже недлительное воздействие может привести к появлению пламени.
  4. Нанесение рисунка следует проводить осторожно. Неловкие и быстрые действия могут привести к появлению ожогов.
  5. Даже качественный инструмент может перегреться. Поэтому рекомендуется следить за уровнем нагрева рабочей части.

На момент выжигания может появиться неприятный дым, который не рекомендуется вдыхать. Работа должна проводиться на подготовленном рабочем месте. Отвлекающие факторы приводят к допущению ошибки, и работу придется начинать заново.

Старое жало от паяльника используем в качестве шаблона при изготовлении новых инструментов для пирографии, но укороченной длины, чтобы сократить время нагрева.

Шаг 1: Необходимый инструмент

Прежде чем приступать к работам по изготовлению нового жала для выжигалки по дереву, проверьте наличие всего необходимого инструмента и средств защиты:

  • Старый паяльник.
  • Старый гвоздь (толщиной минимум 5 мм и длиной около 100 мм).
  • Набор стальных напильников (по крайней мере, плоский напильник шириной 20 мм и набор надфилей должны быть).
  • Ножовка по металлу.
  • Тиски (желательно со встроенной наковальней).
  • Плоскогубцы обыкновенные или плоскогубцы с фиксатором.
  • Молоток.
  • Штангенциркуль / стальная линейка (любое средство для точного измерения расстояния).
  • Перманентный маркер / чертилка.
  • Дрель (не обязательно, но помогает значительно ускорить процесс).
  • Шлифовальная бита (устанавливается в патрон дрели – тоже не обязательно, но облегчит работу).
  • Защитные очки и перчатки (пригодятся при работе с электроинструментом).

После того, как все необходимые инструменты будут готовы, сама работа займет не более двух с половиной часов. Не забывайте соблюдать технику безопасности и пользоваться средствами защиты при работе с инструментом. Дети, помогающие в работе, должны находиться под постоянным присмотром взрослых.

Шаг 2: Снимаем мерки со старого жала от паяльника и отрезаем гвоздь необходимой длины

При выборе гвоздя, важно убедиться, что он имеет немного большие диаметр и длину по сравнению со старым жалом от паяльника. Это необходимо для последующей обработки гвоздя до нужного размера.

Прежде, чем вы приступите к утомительной работе по обработке гвоздя до нужных размеров, определите необходимую длину будущего жала. Используйте старое жало паяльника, чтобы по нему разметить маркером или чертилкой приблизительную длину гвоздя (лучше, если вы сделаете заготовку длиннее – всегда можно отрезать лишнее). Зажмите гвоздь в тисках и опилите его ножовкой по металлу (будьте осторожны, в процессе распиловки гвоздь нагревается и может вызвать ожог).

Шаг 3: Обтачиваем до необходимой толщины

Пришло время, заняться шлифовкой гвоздя до нужной толщины с помощью напильника. Прежде, чем приступать к шлифовке, измерьте диаметр старого жала и определите необходимую толщину нового. Пора начинать шлифование.

Метод первый (обходимся без дрели)

Есть два способа обработки гвоздя. Первый, наиболее трудоемкий, – просто зажмите гвоздь в тисках, затем с помощью 20-миллиметрового плоского напильника равномерно обработайте гвоздь по всей длине (не применяйте силу, а легкими обратно-поступательными движениями проводите шлифовку). Не забывайте постепенно поворачивать гвоздь, чтобы обработать его равномерно со всех сторон. Время от времени проверяйте толщину гвоздя. Проводите шлифовку по всей длине гвоздя, пока у вас не получится идеально цилиндрическая заготовка, таким же диаметром, как и у старого жала (если вы решите обрабатывать гвоздь этим методом, то на работу у вас уйдет больше времени, чем предполагалось ранее).

Метод второй (с применением дрели)

На данном этапе используйте средства защиты!

Второй (более быстрый) способ подразумевает использование дрели в качестве токарного станка, деталь зажимается в патроне дрели и равномерно обрабатывается напильником во время вращения.

Этот способ более опасен, и требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Для начала, надежно зажмите дрель горизонтально в тисках (как показано на фото выше). Следите за тем, чтобы не перетянуть тиски и не сломать дрель, но при этом дрель должна быть надежно зафиксирована. Затем зажмите гвоздь в патроне, проследите за тем, чтобы гвоздь был установлен в патрон до упора.

Перед началом шлифовки рекомендуется выполнить 30-секундную пробную работу дрели с зажатым в патрон гвоздем на самой высокой скорости. Затем выключите дрель и убедитесь, что крепление дрели и затяжка гвоздя не ослабли. Также рекомендуется время от времени, при шлифовке, останавливать дрель и проверять затяжки. Как только вы убедитесь, что гвоздь и дрель надежно закреплены, можете начинать шлифовку с помощью плоского напильника, осторожно прижимая его к заготовке и двигая по всей ее длине.

Старайтесь равномерно обрабатывать поверхность, чтобы толщина гвоздя была одинаковой по всей длине. Не забывайте время от времени останавливать дрель, чтобы измерить диаметр заготовки. После того, как вы обточите один конец гвоздя до нужной толщины, переверните его и повторите процесс с начала (помните, что когда вы перевернете гвоздь, его нужно вставить в патрон до упора и надежно зажать). Обрабатывая другую сторону гвоздя, можете оставить небольшой, более толстый участок на конце, чтобы затем сформировать из него желаемую форму наконечника жала для выжигания.

Шаг 4: Формируем наконечник жала

После того, как вы обточили гвоздь до нужной толщины, приступайте к самому интересному – приданию формы.

Этот процесс зависит от того, какой конструкции будет наконечник. Ниже описываются три довольно распространенных конструкции, освоив изготовление которых, вы сможете сделать и другие формы.

При дальнейшей работе пользуйтесь средствами защиты!

Конструкция №1 – Цилиндрическая точка / Коническая точка

Это самая простая конструкция жала и самая универсальная, т.к. напоминает обычный карандаш или кончик пера. Сделать эту работу можно также двумя способами. Первый способ (без дрели) – закрепите гвоздь в тисках горизонтально, чтобы его свободный конец был такой же длины, какой он будет выходить из паяльника (предварительно вставьте гвоздь в паяльник, чтобы проверить глубину). Затем, с помощью 20-миллиметрового напильника, заточите конец гвоздя под небольшим углом, чтобы получилось острие как у карандаша.

Не забывайте в процессе заточки вращать гвоздь. При вращении следите за тем, чтобы угол был одинаковым со всех сторон, а острие находилось по центру гвоздя. Способ второй (при помощи дрели) – этот метод намного проще и быстрее. Снова закрепите дрель в тисках (как и на предыдущем шаге). Не затягивайте сильно тиски. Зажмите гвоздь в патроне за хвостовик, по крайней мере, на длину 25 мм. Снова выполните пробную работу дрели, чтобы убедиться, что все достаточно надежно закреплено. Затем возьмите напильник и начните шлифовать конец гвоздя под небольшим углом. Не прилагайте больших усилий к напильнику при заточке.

Конструкция №2 – Универсальная точка

Здесь тоже существует два способа создания наконечника жала. Первый способ (не требуется дрель или шлифовальная бита) – одним концом гвоздь зажмите в тисках, затем начинайте обтачивать другой конец гвоздя, чтобы в итоге получился V-образный наконечник (см. фото). Обтачивайте до тех пор, пока конец не станет острым, а с боков не сформируются плоские наклонные поверхности. Затем слегка скруглите острие напильником, чтобы при выжигании наконечник не врезался в дерево.

Второй способ (с помощью конической шлифовальной биты) – этот метод намного быстрее, чем первый, а процесс изготовления аналогичен. Снова закрепите дрель в тисках (проверьте крепление пробной работой); шлифовальную биту зажмите в патрон дрели. Наденьте перчатки и включите дрель. Возьмите гвоздь в руку и начинайте с конца обтачивать наклонные стороны, чтобы в итоге получился наконечник в виде буквы «V». И снова немного обработайте острие напильником, чтобы не прорезать дерево при выжигании.

Конструкция №3 – Точка затенения

Перо такой конструкции пригодится при выжигании сложных изображений с различными оттенками. Сначала гвоздь расплющивается с одного конца, тем самым получаем широкий плоский наконечник. Зажмите и держите гвоздь плоскогубцами. Расплющите конец гвоздя на наковальне (или на большой кувалде) с помощью молотка.

Как только вы расплющите гвоздь до толщины 1,5-2 мм, приступайте к формированию наконечника. Зажмите хвостовик гвоздя в тисках, оставив расплющенную часть свободной, а затем плоским напильником скруглите наконечник. При необходимости, отшлифуйте края сплющенного конца и удалите заусеницы.

Шаг 5: Финальное тестирование

Теперь, когда у вас есть пирограф, настало время провести некоторые испытания. В первый раз самодельный выжигатель по дереву, со вставленным новым жалом, включите в хорошо проветриваемом помещении при отсутствии людей и животных, т.к. при первом нагревании жала, могут выделяться опасные химические вещества. Нагрев нового инструмента займет немного больше времени, чем старого, но после нагрева, жало будет работать на отлично. На фото выше, можете видеть, какие штрихи на доске оставляют изготовленные жала.

Помните, что заниматься пирографией всегда нужно в хорошо проветриваемом помещении и при этом пользоваться средствами индивидуальной защиты (защитные очки, маска, перчатки).

0_1cdd2a_d2ceb55a_M.jpgДолг платежом красен)Спасибо всем, кто задавал вопросы! Как обещала, отвечаю на все подробно и развернуто. Теперь у меня будет пост, который я смогу присылать всем вопрощающим для первоначального ознакомления)Начну прямо по порядку отвечать)— Сначала эскиз карандашом наносится или сразу прожиг?Это как раз то, о чем я говорила в прошлом посте — личные художественные навыки и манера рисунка. Умеете экспрессивно хаотично наносить линии, из которых затем волшебным образом складывается единая картинка — прекрасно! Хотите подстаховаться — рисуете сначала эскиз 1:1, вносите нужные правки и переносите его на дерево.Лично я часто перестраховываюсь, да. Потому что если что-то и можно исправить, то далеко не всегда. При моей особенности прожига, испорченные вещи в 99% случаев отправляются на помойку.Но и импровизации, как рыба на картинке ниже, случаются)— Сильно ли пахнет?Сильно! Иногда приятно, иногда не очень. Особенно сильно и неприятно могут пахнуть при прожигании пороки древесины. Крайне неприятно и опасно пахнут клеи и лаки, если вдруг попадаются. Возможны ожоги глаз и слизистых дыхательных путей, не шутка! Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.0_1cdd29_b9a8b3da_XL.jpg— Долго одна картинка рисуется?Все индивидуально, зависит по большей части от размера и детальности. У меня на работу с достаточным количеством деталей, вроде той же Москвы, форматом А4, уходит от двух полных рабочих дней до недели.— Сверху же лак?Вовсе не обязательно. Если выжженая поверхность не предполагает активного контакта с жидкостями или другими вещами, то вполне можно обойтись и без покрытия. Чем хорошо выжигание — оно, в отличии от той же росписи, не выгорает, а выжженная поверхность сама являятся защищающим слоем, не пускающим в поры влагу, грибки и прочее. Нетронутая температурой древесина может потемнеть или выгореть, но прожженые участки останутся такими же даже через годы.При желании все же дополнительно защитить поверхность, покрыть ее можно всем тем, чем обычно покрывают дерево: лаками, маслом, воском и их смесями и производными.0_1cdd2a_d2ceb55a_XL.jpg— Это же с фоток домики, много мелочей откидывать надо или по максимуму сохраняете? Это тоже вопрос личных навыков и предпочтнений. Если мы выжигаем по фото, то стараемся сохранять максимум детелей, хотя в процессе что-то теряется, а что-то, наоборот, проявляется. Некоторые детали удается обозначить лишь намеком и полутенями, то есть они как бы есть, но не перетягивают на себя внимание.-Как такие плавные переходы делаются и разные по тону части рисунка) одним выжигателем?Я работаю одним выжигателем, паяльникового типа. Использую в основном одну насадку, которая уже стерта под мою руку, плюс периодически ее подтачиваю — это насадка в форме лопатки. Ею я и делаю переходы. Чем дольше задерживается «жало» и чем сильнее нажим на одном месте — тем след будет темнее, чем легче и быстрее проводимая линия — тем она светлее.  Именно вариации сочетания «сила нажима+скорость штриха» и дают возможности своеобразной «палитры».0_1cdd27_48b134f1_XL.jpgДалее шел вопрос про процесс выполнения работы. Но ни одного нового видео пока нет, но мы над этим работаем) А фоторепортажи ( и два видео, все же) можно всегда найти тут: все записи о пирографии.— Как добавить тона и шершавостей?(вопрос по мотивам поста про карту Средиземья).Именно при выжиганиии паяльниковым пирографом, можно добиваться объема и буквально шершавостей сильным нажатием на «жало» (см. фото с кошками). Или воспользоваться классикой — штриховать затемненные участки сильнее. Вот буквально, использовать паяльник как карандаш. На мой взгляд, кстати, наиболее похожие между собой техники — точно также возможны самые разные штриховки, точки и т.д. Для удобства только нужно выбрать наиболее удобную насадку, возможно как-то сточить под себя (например, убрать острые углы для более плавного скольжения).0_1cdd26_57586f4e_XL.jpg— Подробнее про сам процесс: что, как, куда, в какой последовательности.Первым делом выбирается и подготавливается эскиз, я все таки сторонник правок и ошибок на бумаге, а не на дереве.Затем — подбирается и подготавливается поверхность под выжигание. Обычно достаточно легкой пошкурки — убрать заусенцы, пыль и все такое, что может нарушить рисунок.Переносим изображение на поверхность — можно воспользоваться копиркой, но надо иметь ввиду, что она не очень легко удаляется с поверхности. Карандаш стереть проще, но оставшиеся частицы ластика могут картину попортить. В сложных случаях можно воспользоваться мелкой наждачкой и зачистить лишнее, а затем восстановить рисунок (если он повредился).Ну и выжигание, собственно. Я делаю так: прожигаю контуры — нее сильно, буквально только наметить.А затем как раз и зачистить от разметки, выжженые контуры потом останутся. И дальше уже выжигаем по ним, обводя где надо, и где надо добавляя тон.По завершении работы, можно по желанию добавить цвета — акрилом, морилками или акварелью. И также по желанию, покрыть лаком или маслом. После первого покрытия работа может оказаться шершавой — тогда полируем мелкой наждачкой и покрываем второй раз.Остается только любоваться и гордиться собой)0_1cdd24_19901211_XL.jpg— На чем лучше учиться? Что такое «сложное» дерево и не сложное? Сложными для выжигания я называю хвойные породы. У них ярко выраженная структура годовых колец с разной плотностью. Эту особенность можно обыграть, но это требует опыта — прямые линии и равномерные участки «заливки» вывести будет сложно.Точно так же сложно выжигать на плотной древесине с волокнистой структурой — дуб, бамбук.Может показаться, что по этой логике легче всего работать с мягкими породами, но тут свои тонкости: мягкая, рыхлая древесина прожигается сразу сильно вглубь.Идеально, на мой взгляд, для выжигания подходит береза (и, соответственно, фанера из нее), как и любая другая плотная, однородная, светлая древесина. (например, бук.) Ну и липу, как наиболее доступную, исключать все же не надо, к ней можно приспособиться.0_1cdd25_ec598bf9_XL.jpg— Паяльниковые пирографы, и петельные — с каким лучше начинать тем, кто ни разу не пробовал?А тут я не советчик совсем. Я выжигаю паяльником, приспособилась и подружилась с ним настолько, что совершенно не представляю, как можно делать то же самое петельным выжигателем. У наоборот)Так что начинающим я бы посоветовала попробовать и то, и другое, и прислушаться к своим ощущениям. И вообще, и к выбору инструмента, и к выбору материала, лучше всего подходить с позиции собственного опыта, собственных предпочтений. Пробовать разное, пробовать много, но всегда отслеживать — как получается лучше, на чем идет легче, с чем работать приятнее)0_1cdd28_276ff729_XL.jpgВот, вроде бы ответила на все)Спасибо поучаствовавшим! Выводы сделаны, начинаем собирать и систематизировать информацию. А уж в каком виде все это материализуется, время покажет.Продолжать задавать вопросы можно и нужно! Единственная просьба, сначала ознакомиться со всеми полезными материалами в этом блоге по данной теме) Ссылки, как всегда, прилагаю)*   *   *Ссылки по теме:Пост с вопросами — где подробно рассказывается, почему я их не понимаю)…Пост с видеопроцессами…Пост с поэтапным описанием процесса создания панно раз…Пост с поэтапным описанием процесса создания панно два…Все мои посты про пирографию…Наши работы можно рассмотреть в вк, на фб, в инстаграме, на яме и мегаграде…Все посты про наш проект…Используемые источники:

  • https://electrod.biz/informatsionnyie-stati/vyizhiganie-po-derevu.html
  • https://masterclub.online/topic/16478-vyzhigatel-po-derevu-svoimi-rukami
  • https://kostuhina.livejournal.com/208614.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации