Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 8

Музыкальный мастер-класс «Игра на калимбе для начинающих»

I3440-1-9d87-7jxr.jpg

  • Цена: $33.99

Какие ассоциации возникают в голове при фразе «музыка африки»? С максимальной вероятностью их будет не больше двух: «тамтам и вувузела». А вот есть еще и такая штука как калимба. Про нее я вам и расскажу. Вувузела, тьфу, википедия так говорит о калимбе: Вообще предисловие было другим, но я решил что обзорный сайт не место для демонстрации своего мнения относительно богатства и значимости культурного наследия Африки (естественно, я исключаю Египет, Финикию и всю остальную северную Африку), поэтому просто скажу что меня заинтересовала калимба и я попросил ее на обзор. Ничего подобного на муське не было и думаю что для многих этот обзор вообще будет первым упоминанием о таком музыкальном инструменте. Ammoon является достаточно известным музыкальным брендом, мне известным в первую очередь по всяким гитарным штукам, так что изо всех представленных на томптопе калимб я выбрал именно эту. А почему вообще калимба? Понял что ничего про нее не знаю, посмотрел видео — мне понравилось. Material: African piano solid wood + carbon steel Tonality: C tune Keys: 17 keys Item Size: 18 * 13 * 3cm Item Weight: 275g В комплекте: Калимба, чехол, инструкция, наклейки на «язычки», молоточек для настройки, цепочка и цацка для красоты.a17253.jpg

УПАКОВКА И ВНЕШНИЙ ВИД.

Так как инструмент деревянный и акустический, то вопрос качественной упаковки тут исключительно важен. К счастью, в этом плане все хорошо. Пусть упаковка и непрезентабельная, но она отлично делает то, что должна — защищает содержимое в пути. В остальном же это безликая толстостенная картонка, с толстым слоем поролона внутри.

А вот и сама калимба. Бывают разные ее вариации, но суть остается неизменной, это резонирующая коробка с парой-тройкой отверстий, в верхней части которой закреплёны язычки. По идее тот же варган является подобным инструментом, только там роль резонатора играет ротовая полость.8a4561.jpg Ну, давайте глянем ближе. В моей калимбе 17 язычков. Их можно подстраивать, для чего служит молоточек. Постукивая им по язычку, меняем длину и звук того. Под язычками установлены два брусочка. Ближний к играющему выполняет роль порожка, к дальнему можно еще и прицепить какую-нибудь веревочку для переноски или еще какую-то красоту. В моем случае это кисточка на цепочке. Выглядит дешёво, ну так и инструмент-то африканский.
Вместо округлого выреза тут фигурный, красивый. Сквозь него видна надпись Ammoon на внутренней стороне задней части. Все углы аккуратно сняты и зашлифованы. Лакировки нет, текстура отлично ощущается, но как минимум покраска была, у всех деревях слишком однородный цвет.
Еще одна надпись Ammoon есть на верхнем торце. С задней же стороны есть пара отверстий, с их помощью можно играть вибратто.
Собственно, вот и все насчет внешнего вида и устройства. Первое мне понравилось, второе очевидно и просто.

ИГРА НА КАЛИМБЕ И ЗВУК.

Даже если вы первый раз узнали о калимбе из этого обзора, то звук ее вы наверняка знаете — он часто появляется во всяких роликах про АфрикуЯмайку и какие-то там креольские местечки. Лично для меня сама первейшая и стойкая ассоциация — Футурама. Серия где празднуют «робоноку», кванзу и что-то еще. Да кажется и в редкие моменты когда Гермес Конрад танцует лимбо тоже звучит как раз Калимба. Стоит ли описывать как-то звук калимбы (да и можно ли сделать это так просто? опишите, к пример звук обычной гитары-дредноута со старыми струнами, или звук банджо), когда можно моментально сделать вывод, включив ролик? Могу только сказать что звук этот реально необычный, с приятнейшими обертонами и, самое главное — он исключительно приятный. Ближайший его аналог — это звук музыкальной штакулки. Мне еще почему-то напомнило челесту (для тех, кто не знает про такую — «танец феи драже») Так вот, звук субъективно приятный не в той манере как шотландец скажет » а вы не слышали волынку? исключительно приятный звук!», а на самом деле приятный. Я которые сутки уже не могу отлипнуть. Да и дети тоже мимо не проходят. Что касается строя, то он своеобразный. Я, как человек, привыкший играть на гитаре, нахожу его крайне необычным. Для наглядности сравним стандартное расположение нот на фортепиано с расположением нот на калимбе. На фортепиано низкие ноты располагаются слева, высокие справа. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и т.д. поочередно. Есть разные строи калимбы, приведу стандартный.

Я, к стыду своему, так и не смог освоить нот и теорию музыки, не хватило усидчивости. Да, на калимбе можно играть и аккордами. 1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким). 2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда. 3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно. Кстати, вибрато дается своеобразно, похлопыванием по-над резонаторным отверстием (а-ля индейский клич с хлопками по рту) В сети есть изрядное количество, хм, табулатур для игры. что касается настройки — просто постукиваете молоточком чтобы сделать звук ниже или выше. тут в помощь обычный тюнер. В моем случае настройка была в С, где-то +20 центов. минут за 20-25 настроил. с погрешностью в цент. Вообще, есть отдельная группа, посвящённая калимбе. Тут очень много разного полезного материала, выше я скопировал базовую информацию. Вот пара интересных видео. В пачебелевском каноне, к слову, отлично показан принцип вибрато на калимбе. кстати, нашел даже табы Jingle Bells ну и моя импровизация на тему Enter Sandman. Было бы чуть дольше, но сын сбил. Следующие попытки были хуже, да я и эту не переоцениваю, это потолок моих умений )

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Мне калимба понравилась. К моменту написания обзора она находится у меня уже порядка 3-4дней, и я постоянно ее терзаю. Выучить что конкретное мешает лень и отсутствие усидчивости, но просто таскать ее и бренчать уже в радость. К качеству изготовления и звуку у меня претензий ноль, это не пластиковое укулеле за 5 баксов (хотя и того есть свои покупатели). Кому может быть интересна эта штуковина? Не думаю что она будет интересна вообще не музицирующим людям. А вот если какой-то интерес иили опыт в звукоизвлечении есть, то, если не вести речь о личном пользовании, калимба может быть необычным и интересным подарком для какого-то знакомого музыканта ( от домашнего терзателя струн до способного рассуждать про обращение интервалов). Цена при таком раскладе совершенно подъемная, на уровне нормальной губной гармошки. Самое главное — штука реально необычная и надолго залипнуть с ней можно элементарно, благо она еще и габаритная, можно таскать с собой по дому. если среди читателей найдутся обладатели калимбы, прошу черкнуть свои впечатления в комментах. Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

 Сямисэн 

(shamisen)

Место рождения: Япония

Время освоения: несколько недель

Известные юзеры: Wagakki Band, Yoshida Brothers

Стоимость: от 125 до 3000 долларов

Если отбросить в сторону многовековую историю и кожу, которой обивают сямисэн, то окажется, что традиционный японский инструмент устроен не сложнее обычной балалайки. Судите сами: и у сямисэна, и у балалайки имеется корпус, гриф и три струны, которые нужно вдохновленно перебирать. Если ты уже владеешь игрой на русской трехструнке, то поздравляем: ты заочно умеешь играть на инструменте, без которого не обходилась ни одна гейша.

Существует несколько разновидностей сямисэна, отличия – в толщине грифа. Сямисэн с самым узким грифом – хосодзао – используется в качестве аккомпанемента для нагауты – длинной песни в японской поэзии. Тюдзао – сямисэн с грифом средней толщины – используется в дзиуте – камерном жанре японской музыки. А цугару-дзямисэн – с самым толстым грифом – необходим для озвучки дзёрури – театра марионеток.

Для игры на сямисэне тебе понадобится бати – гигантский аналог медиатора, сделанный из пластика, дерева или кости. Пальцами зажимаешь струны на грифе, с помощью бати создаешь нужный ритм – и готово!

В Японии 16-го века считали, что существует лишь два стиля для игры на сямисэне: коута (для короткой песни) и нагаута (для длинной). Однако нынешние музыканты плевать хотели на старые каноны: сегодня на сямисэне исполняют не только классические темы, но и партии, предназначенные для электрогитар.

P.S. Раньше корпус сямисэнов обтягивали исключительно кошачьей или собачей кожей, но сегодня гуманность взяла верх: специально для сторонников PETA создаются экземпляры, в которых используется искусственная кожа. К слову, такие сямисэны стоят дешевле классических.

Пример игры:

Первый урок:

Калимба — музыкальный инструмент c «волшебным» звучание.

kalimba-6-298x300.jpg

История происхождения калимбы

Археологи нашли подтверждения того, что калимба имела распространение на африканском континенте около двух тысяч лет назад. Народы, проживающие в Центральной и Южной Африке, использовали его в качестве инструмента для проведения различных культовых обрядов. В эпоху колонизации Америки он перебрался вместе с рабами сначала на Антильские острова, а затем и на побережье Южной Америки. Благодаря своим небольшим размерам, калимба была чуть ли не единственной вещью, которую рабы имели возможность взять с собой.

Кубинцы считают калимбу своим национальным музыкальным инструментом. На родине у него несколько десятков названий: лала, нданди, мбила, ликембе, санза. В европейском обществе закрепилось название Thumb piano, что означает «пианино для больших пальцев», на Западе – «калимба», а русские чаще всего употребляют слово «цанца».

Этномузыковед Хью Трейси в первой половине XX столетия проводил исследования на юге Африки. Ученого очаровывает звучание калимбы. Он выявил интересную особенность: в зависимости от местности инструменты отличаются по форме, размерам и характеру игры. Во второй половине столетия он основывает компанию, занимающуюся производством и продажей в Европу калимбы. В начале 70-х появляется большое количество производств, что расширяет возможности и окраски тональности.

kalimba-3-300x225.jpg

Применение

Размеры инструмента влияют на его звучание. Чем больше он, тем глубже и раскатистей звучание. Совсем маленькие — издают нежные звуки, похожие на игру музыкальной шкатулки. Под музыку шаманы общались с духами, пелись колыбельные детям, а травники лечили людей.

В настоящее время имеет широкий спектр применения на музыкальных фестивалях и даже концертах в консерваториях. Чаще всего является аккомпанементом другим музыкальным инструментам.

Как играть на калимбе

На калимбе можно играть стоя, сидя и на ходу. Играют указательными и большими пальцами двух рук — щипками, отпуская пластины и создавая резонанс. При настройки используют маленькую палочку или поправляют язычки без вспомогательных средств руками. Также для настройки тюнера существует специальный ключ, который чаще всего используется музыкальными виртуозами.У приспособления есть углубление для язычка, что очень облегчает настройку.

kalimba-1-300x263.jpg

Устройство музыкального инструмента

Самые большие настольные калимбы могут достигать размеров 120 см, размеры самых маленьких примерно 3 см. Существуют полые и сплошные музыкальные инструменты, что также влияет на музыкальное звучание. По форме выделяют прямоугольные и круглые калимбы.

Резонаторный корпус африканского инструмента калимба имел разную форму. От простого прямоугольного до затейливой фигуры животного или рыбы.

В прошлом чаще использовались бамбуковые или деревянные язычки пластин, теперь металлические находят большее применение. Пластины крепят на порожек, сам корпус делают из тыквы, дерева, панциря черепахи. Количество язычков варьирует от 4 до 100. Чем больше их число, тем сложнее в применении и искуснее игра. Диапазон звучания зависит и от полости внутри инструмента и количества пластин. Язычки могут быть от 2 см до 10 см.

Удивительное сочетание простоты и красоты звуков. Уникальность музыкального инструмента заключается в том, что несмотря на уровень познаний в музыке, любой человек сможет извлечь фантастические, чарующие звуки из калимбы. Импровизировать и играть может каждый, доверясь своей интуиции.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Используемые источники:

  • https://mysku.ru/blog/china-stores/61523.html
  • https://34mag.net/piarshak/post/5-instrumentov
  • https://muz-story.ru/drugie/kalimba/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации