Андрей Смирнов
Время чтения: ~31 мин.
Просмотров: 34

Любимая игра полярников

с непристойным названием была вскользь упомянута в недавнем материале, не прошедшем мимо комментирующей общественностиОбсуждение, содержащее этот комментарий:«Ну не фига себе развлекалово, что тогда со школоты спрашивать.» Вкратце: антарктические зимовщики, коротавшие нескончаемую полярную ночь, кроме развлечений в стиле «выбеси товарища» практиковали и другие формы досуга, в том числе настольные игры. Неизменной популярностью пользовалась рассчитанная на четырех-шестерых-восьмерых участников

мандавошка

.В обсуждении интересовались, что за забава. Тема достойна отдельного освещения.Предыстория: в середине минувшего века, распространившуюся в Германии и прочем тлетворном западе настолку с несуразным именем «Не сердись, дружок» переиздали в адаптированном для юных октябрят формате — «Колпачки». Авторы оформления перестарались с оживляжем — на красочной коробке глазастые «колпачки», резво перебирающие ножками, напоминали букашек, которых дворовые энтомологи тут же отнесли в отряд кровососов, подсемейства обсценные. Соответственно геймплей обогатили не менее выразительной терминологией.2246392_original.jpg(фото стырнечено)Вернемся к египетскому Сенету ( https://fotovivo.livejournal.com/389405.html ) и проследим, как мы дошли до жизни такой к чему пришел «хомо людус» в результате тысячелетней практики перемещений фишек по игровому полю.Вслед за древнеегиптянами, усовершенствовавшими тривиальную ходилку до содержательной игры, с не меньшей охотой азартным развлечениям предались античные греко-римляне. Напомню историю вопроса: времяпрепровождение типа «бросил кубик — сходил», быстро наскучивает, как нынешним детям, так и доисторическим игрокам наскучило. Египтяне сделали качественный рывок в игровой механике (может не сами сделали, позаимствовали у соседей, благо до копирайта те еще не додумались) — позволили игроку управлять несколькими фишками одновременно и — изобрели взятие. Фишки стали бить друг друга — в игре появилась интрига!2243666_original.jpgИгровой девайс из иерусалимского музея Сенет —2243938_original.pngдаже сейчас небезынтересная забава. Но затяжная.В Сенете фишки перемещаются змейкой от старта к финишу. Узкий коридор в одну клетку шириной и негде развернуться.Перерыгивать можно через одну, впередистоящую, нельзя прыгать через две фишки, нельзя становиться на одну клетку — затор создать легче легкого.Римляне резались в похожий Дуодецим, только вместо 5-7 фишек каждому игроку причиталось уже по 15. Цель та же — перевести  их с начальной позиции на конечную (24-ю). Появилось кардинальное отличие: фишки разрешено размещать рядом, на одном пункте Поколения пользователей совершенствовали правила,  а с ними трансформировалась и доска,в последующую эпоху появились «Табулы» (буквально «дощечка») — — клеточки пришлось сделать вытянутыми, чтобы все фишки помещались, не мешая друг другу.На первый взгляд основная идея мало изменилась — «бросок-прыжок», но игра стала гораздо более динамичной, избавившись от заторов!«Более-менее точные правила Табулы нам стали известны в результате исторического курьёза: Император Флавий Зенон Август фантастически нелепо продул партию. Играя белыми в довольно крепкой позиции, Зенон умудрился попасть в невероятно безнадёжное положение, выбросил на кубиках 2-5-6 и был вынужден разбить три своих пары фишек, поскольку все другие пути были заблокированы. Результатом стал полный разгром белых. Зенон сочинил об этом случае горькую эпиграмму, сопроводив её записью роковой позиции. Греческий историк VI века Агасий Миринейский воспроизвёл её полвека спустя в сатирической форме — в виде вымышленной партии между императором Зеноном и Антигоной — и это позволило восстановить правила игры в XIX столетии.»skyruk.livejournal.comЧто-то знакомое напоминает, не правда ли? -Тот же принцип — бросил кубики, сделал ход. Но, благодаря отшлифованной веками системе правил, нарды стали одной из самых сбалансированных игр такого рода. (Сбалансированной — это значит, что преимущество первого хода не является решающим, игра не зацикливается, не застревает на каком-то этапе и тд)

В дальнейшем переход к многоклеточным «табулам» привел к появлению развитых логических игр — это как в биологии, многоклеточность — исходный пункт возникновения качественно новых организмов.Долго ли коротко, игровое поле закономерно преобразилось, приняв знакомый нам облик  — в самом деле, зачем фигурам толпиться на тесной «змейке», когда можно развести «бегунов» по разным дорожкам — оценить, кто первым достиг «финишной ленточки» это никак не помешает!  Но какой открывается простор для вариаций взятия, ценности фигур, приписанных им особенностей! Тактика усложнилась настолько, что кубики стали не нужны — каждая партия и без того получалась неповторимой. Но до сих пор на досках в клеточку сохранилось реликтовое направление движения фигур — от стартовой позиции к <strike>последнему морю</strike> противоположной горизонтали. (Хотя, разумеется, теперь это не главная цель игры)Не следует, конечно, понимать так, что шашки-шахматы произошли прямиком от сенета/табулы. Это лишь иллюстрация к логике развития игровой мысли. Подобные сенету «ходилки» с различными предметами в качестве «генератора случайных чисел» были известны во всем обитаемом мире; самой древней из находок, знаменитой игре Ур (из Месопотамской гробницы) — около пяти тысяч лет: Посмотрим на некоторые дожившие до современности варианты «ходилок» в стиле «кто первый дойдет до финиша»»Змеи и лестницы» в классическом варианте сохранилась как забава для самых маленьких, которым требуется уяснить идею очередности ходов, при том не куда попало, а по правилам. Познакомиться с чересполосицей удач-огорчений возможно легче как раз в такой игрушке, где от тебя ничего не зависит.Продвинутым «змеепроходцам», у которых действие «посмотрел на кубик и отсчитал соответствующее число клеток» не вызывает затруднений, стоит предложить апгрейд игры:бросать не один кубик, а два, в соответствии с выпавшими числами перемещать две (из четырех принадлежащих игроку) фишки, выбирая какую на сколько передвинуть; оговариваются правила взятия, могут ли фишки того же цвета находится на одной клетке, перескакивать через стоящие на пути. Именно так и реализован геймплей сабжа. Иногда, приличий ради, именуемый «восточной игрой шеш-беш» (что не правильно, шеш-беш — это нарды, так их здесь и называют). Минималистичная реализация.. ну, скажем, «колпачков»:она же на канцелярской доске и кнопках :На первый взгляд кубиковая «гонка» преобразилась до неузнаваемости, но это лишь поверхностная трансформация. Суть та же — пройти весь контур от А до Я бросая кубики; в определенных точках фишки могут «сгореть» — улететь на исходную позицию, в других  — продвинуться больше ожидаемого. Так же как малышовые «ходилки» существуют не только в виде змеек-лестниц (какой детский журнал или производитель хлопьев не печатал свое игровое поле с каким угодно бэкграундом), так и у четырехфишечной  «гонки» множество реализаций. Контуры отличаются — зачастую это крестообразная фигура, но стоит распрямить углы — получим квадрат или круг, на ход игры это нисколько не повлияет. Общее у «колпачков» — то, как организованы стартовая и финишная позиция. Перед началом партии все фишки — в «базе» (типа как карты в колоде).»База» у каждого играющего своя (четыре кружочка в стороне от «основной трассы») .Начинают «сдавать» — бросая кубики, по очереди. У кого выпало, например, две шестерки — вводит одну из фишек в игру, выставляя ее в начальный пункт.Начальный пункт тоже у каждого игрока свой (ближайшая к базе клетка, обычно как-то выделенная — цветом, обозначением, или просто ближайший угол); поскольку каждая фишка должна обойти контур вокруг — все в равном положении, откуда бы не стартовали. Обход совершается по часовой стрелке. Очередность ходов от игрока к игроку — тоже.Соответственно имеется четыре финишных отрезка, сходящихся к центру игрового поля (четыре клетки для четырех фишек) — Дом. У каждого игрока Дом свой, для наглядности эти отрезки окрашены в цвета фишек. На первый взгляд кажется проще пареной репы — кинул кубики, прыг-прыг-прыг, провел одну за другой фишки по контуру — детский сад, штаны на лямках.На что там прошаренные полярные мужи подсели? А не все так просто:Зарешеченное поле сбоку — это вход, типа «ты попал».Фишки ведь можно бить. Сбитая — уходит в базу. Дожидаясь очередного шанса выйти на старт. Клеткам придумали кучу дополнительных функций — ловушек (с суровыми наименованиями, типа БУР) или наоборот, укрытий (по прозвищу «туалет»), хитрозлокозненных перескоков — у каждой компании играющих свои изыски. Все это дает простор для выбора стратегии — какой из фишек выгоднее сделать ход с учетом диспозиции противника (выпавшие на кубиках значения можно сложить и переместить одну фишку на суммарную дистанцию, или же использовать отдельные значения для двух перемещений); вводить ли при случае очередную фигуру или развивать задействованные. Шахматы-не шахматы, но расчет не тривиальный, тем более что противников несколько. Рисуют доски и на шестерых и даже восьмерых играющих. Фишек больше, чем в детской игре — по 5 штук.Игра исключительно медленная, тягомотная — вроде бы вот-вот финал и тут, бац! — срубили почти финишировавшую пешку, начинай все сначала.  Жди пока шестерки выпадут, только чтоб войти в игру. А они как назло не выпадают — вокруг движуха, партнеры развивают фигуры, кто-то уже красуется в Доме и лишь ты, как дурак, сидишь на старте и ничего не можешь сделать. Но вот наконец-то долгожданная удача, вводишь фишку, не успел сойти с места — бац, ее опять сносят! ну, апатитхибинытвоюкочерыжку!Заимствованное «Не сердись, дружок!» точнее передать современным: «Чел, не парься!» Если играть часто, по идее впечатления сглаживаются — сегодня тебе везет, завтра другому.Но, в контексте вышепроцитированного поста, существует разновидность тактики, когда все играют против одного: сговариваются и мочат преимущественно его — забавно же смотреть, как чел бесится (куда он денется «с подводной лодки», это не во дворе, чтоб плюнуть и уйти). В мирном исполнении игра скорее всего идет фоном, под разговоры-пересуды, чтоб руки чем-то занять.Этно-исторический обзор:Крестообразное поле Пачиси и иже очень похоже на две скрещенные доски типа Дуодецима — для с четырех игроков.Возможно так и повелось рисовать игровое поле в виде крестообразной фигурыИгровое поле мезоамериканского родственника парчиса — патоллиВидимо финишный отрезок — Дом, для размещения «прошедших» фишек, появился позднее. Древняя индийская народная Пачиси«Игра Чаупар появилась примерно в IV веке н.э. Оригинальный Чаупар — довольно сложная игра. Это сегодня простенькие варианты крестовидных гонок тривиальное семейное развлечение, а тогда это была игра аристократов и махараджей. Золотой век Чаупара, скорее всего, настал во время Династии Моголов (1526-1857 гг.). Известны гигантские доски тех лет, размеченные во внутренних дворах дворцов квадратами красного и белого мрамора в Аллахабаде и Агре. Легенда гласит, что Император Индии Акбар I Великий (1542-1605 гг.) тоже любил играть на такой доске в своём дворце в Фатхпуре, восседая в центре поля на особом возвышении, при этом фишками ему служили шестнадцать наложниц его гарема, одетые в традиционные четыре цвета. Чаупар мог быть очень древней игрой. Ключевое слово «мог», не существует никаких свидетельств сколько-нибудь почтенного возраста этой игры.»«Парчис — — настольная стратегическая игра родом из Испании. Свои истоки парчис берет из более старинной индийской игры пачиси. В пачиси вместо игральной кости использовались раковины каури, которые при выбросе дают максимально 25 очков, что и объясняет этимологию названия игры: «пачис» на хинди означает «двадцать пять». Вариант игры, реализованный в Англии в 1896 году, назывался ЛьУДО (лат. ludo — <я> играю).»В начале партии все фишки стоят в стороне от «маршрута», иногда для них обозначено специальное место — «база».Фишки выводят на маршрут постепенно — бросая кубик. И перемещают с клетки на клетку по всё тому же древнему принципу — сколько очков выпало, на столько продвинулся. У каждого игрока по 4 фишки, чужие фигуры можно бить.Маршрут завершают выделенные пункты — провести на них свои фишки и является целью для каждого игрока.Практически та же «игра полярников», но и поле попроще и правила без заморочек»…в Германии, пожалуй, не найдешь, такую «обитель», где бы не присутствовал среди детских игрушек или взрослых предметов комплект игры «Mensch ärgere dich nicht» («Не сердись», тот самый). Ее любят и почитают в каждом доме. Именно ей посчастливилось стать самой популярной настольной игрой в стране. Подсчитано, что за сто лет продано не менее 70 миллионов игровых наборов. К вековому юбилею (в 2010 году) была выпущена почтовая марка «Mensch ärgere dich nicht» номиналом 55 центов. На марке изображено играющее семейство: довольная мама, собравшая все свои фишки на финальном поле, и машущий кулаками папа и ревущий сын. Играют не только «на дому», но и на официальных турнирах.»В одном-единственном варианте игра миллионов законсервироваться не могла. Возникли многочисленные ответвления, например,«Свара цеховиков» где фишки имеют разные достоинства, наподобие шахматных фигур, только называются не пешками и королями, а «простыми работниками», «подмастерьями» и «мастерами». Старшая фигура бьет младших, младшая может бить только равную по достоинству фигуру.» И куча прочих вариаций.Корейский Nyout / YutnoriВ нюансах несколько отличается от западных версий, но в основе сходство несомненно: по 4 фишки (лошади); взятие аналогично — с возвращением срубленной фишки в начало; проход от стартовой клетки до финишной. Только крест используется иначе — это вроде «лестницы»: удачно попав на кружок в начале креста, фишка может спрямить путь, получив преимущество в длине маршрута. Корейцы обходятся без Базы и Дома — берут «лошадей» из мешочка и возвращают туда же. Поле может быть квадратнымВ древности бросали 4 двусторонние палочки, теперь без затей — пользуются кубиком. Винажные релизы на тему «Не сердись» / «Ludo»
Самоделка:(Исторические картинки, понятное дело, нагугленные)Имеется несколько реализаций Парчиси-Ludo-Sorry на флеше.Веселее всего идет игра с двумя кубиками, поскольку с одним нахождение участника «вне игры» часто затягивается: «LUDo», «Sorry» и прочие однокубиковые стратегии  годятся разве что для прокачки дзена: пропускать раунд за раундом, дожидаясь милости фортуны — настоящее испытание выдержки.https://www.yapfiles.ru/files/2043156/Ludo_game.swfhttps://www.yapfiles.ru/files/2043181/babndit_ludo.swfhttps://www.yapfiles.ru/files/2043168/pachisi.swfУ Мicrosoft store  найдется множество бесплатных игр, которые в два клика добавляются к  «Стандартным» на компьютере — и «Лестницы» и разновидности «Колпачков» под разными именами и нарды-шашки-шахматы: выбрал, ткнул — установилось (гораздо проще и безопаснее, чем скачивать и устанавливать игры со сторонних сайтов)htts://www.microsoft.com/parchisСколько разработок — столько и правил. Схема игры у всех одна и та же, но вариаций в деталях множество, хотя в них легко разобраться по ходу игры (где-то можно бить фишку, только что вышедшую на старт, где-то нет; у некоторых игровая дорожка обогащена «опасными» или «бонусными» клетками; дополнительные символы на кубиках). Из этого следует, что для домашнего пользования можно выбрать из правил то, что вам нравится — это не будет некошерно :)Напр — сигналом на старт может стать не только шестерка на кубике, но и единичка; разрешается свободно перепрыгивать через сколько угодно фигур; свои могут стоять на одной клетке; на входном пункте фишка не бьется. При определенных условиях разрешены «туннельные переходы» (бонусы и минусы можете нарисовать где угодно).Если браузер не возражает — попробуйте «Bandit — Ludo»:Как играть дома:скачать и распечатать игровое поле, типа такого -или:»Ludo game» встречается в игровых наборах наряду с «пять в ряд», шестиконечной «хальмой» и привычными шашко-шахматами:Соорудить из подручных средств, например из детского домино —По желанию некоторым доминошинам можно приписать особые свойства: скажем, знак «стоп» («лиса»/»собака» в ЗооЛото, какой-то из фруктов в ботаническом и т.п.) обозначает задержку и передачу хода, а «90», наоборот, ускорение, дополнительный бросок кубика — дайте волю фантазии =)Предлагают играть в «Колпачки» на шахматной доске.Действительно шашки-дамки работают фишками, обходят доску по краю и попадают в Дома, расположенные по диагоналям. Так играть можно, но зачем?На шахматной доске  можно играть гораздо интересней! продемонстрировать ребенку эволюцию гоночных игр: — удобно ли все фишки передвигать по одному пути? Так ли уж необходимо ждать пока кубик позволит ввести фишки в игру? Сделаем процесс  более динамичным — выведем все четыре на старт сразу!  И пусть у каждой будет отдельная дорожка. Выставим фишки в ряд на своей стороне доски, бросаем кубик и перемещаемся. Наискосок, пока не доберемся до противоположной стороны. Маневрируем, с учетом того, что фишкам нельзя стоять верхом друг на друге. И перепрыгивать через свою нельзя. А перепрыгнув неприятельскую фишку — бьём ее и снимаем ее с доски. Начав играть, обнаружим, что удобнее пользоваться переделанным кубиком: так чтобы больше чем 1 — 2 — 3 не выпадало. А еще лучше — не больше 2.Кст — а зачем нам кубик? Игра и так продвигается достаточно непредсказуемо. Может добавить шашек для пущего оживления? Двенадцать будет в самый раз :)А что если приписать фигурам особые предназначения (как в одной из версий «Sorry» — «Сговоре цеховиков»), и пусть ходить они будут особенными способами: скажем, одна прямо, другая по диагонали, простой фигуре разрешено на одну клетку переместится, более ценной — на сколько угодно, а самая занятная фигура вообще скачет буквой Г. Фигурки наверняка найдутся, в комплекте с доской )»Легким движением руки шорты превращаются» (с) От простенькой «гонки» переходим к солидным логическим играм. Подводка дает начинающему игроку представление — почему они именно такие, игры на шахматной доске. Ludo – стратегическая настольная игра – в ее современном виде была запатентована в конце 19-го века в Англии. Королевский британский флот взял за основу правила Лудо и превратил его в игру Юкерс (Uckers).Родиной могут также считаться Испания или Индия. Там это развлечение носит названия Парчис или Пачис. Проследить истоки можно и ещё глубже, вплоть до игры Чаусар, известной еще в эпоху Махабхарата, в 10 веке до н. э.

Оформление и упаковка

Стандартный вариант предназначен для количества участников от 2 до 4. Есть версии, адаптированные и для более широкой компании: до 8 игроков. Но в этом случае потребуется поискать (или создать самостоятельно) подходящее поле. Лудо проста, но увлекательна, способна составить интереснейшее развлечение для людей разных возрастов.Причина её широчайшей популярности проста: она удачно сочетает случайность (течение зависит от числа на кубике) и стратегию (победит тот, кто выберет для своей команды лучшие ходы). Она азартнее, чем шахматы, но интеллектуальнее, чем карточные игры.Для игры в Людо потребуется минимальный набор принадлежностей. Их можно купить, или изготовить самостоятельно, распечатав поле на цветном принтере или раскрасив вручную лист ватмана. Принадлежности можно изготовить и на заказ: в этом случае может быть использован практичный двухслойный пластик, акрил для фигурок, разметка на доске гравируется лазером.

Поле чаще всего имеет квадратную форму

Помимо поля, потребуются:

  1. Стандартная кость (кубик) с нумерацией граней от 1 до 6.
  2. Фигурки четырех цветов, по 4 штуки каждого цвета (всего 16 шт).

Цель Людо – завести все свои фигурки в «дом», опередив соперников. Даже если противник уже успел поставить в дом несколько фишек, ход игры непредсказуем – прочие участники ещё могут его нагнать и перегнать. Что еще почитать:  Настольная игра Ужас Аркхема (Arkham Horror) — путеводитель в мир страхаПравила игры Людо укладываются в несколько пунктов:

  1. Каждый участник получает по 4 фишки одного цвета.
  2. Эти четыре фигурки необходимо поместить на базу, которая находится в углу. База может быть оформлена по-разному: в виде круга, замка, животного и пр. Это старт.
  3. Бросая кость, игроки один за другим делают ходы.
  4. Движение фишек – против часовой стрелки. В отдельных вариантах поля можно встретить иное правило – фигурка на доске идет по часовой стрелке. На рисунке ниже движение зелёных фишек отмечено фиолетовой линией.

Они определяются числом на кости и ситуацией, которая уже сложилась на поле:

  1. На кубике шестерка, стартовая клетка ещё свободна – игрок может ставить любую из своих фигурок, находящихся на базе, на начальную клетку. В некоторых списках правил можно встретить вариант того же хода, если кость показывает 5.
  2. Любое число от 1 до 6, а все фишки уже вышли в путь (не остались на базе) – можно сделать ход любой своей фигурой на выбор. Поставить её можно на свободную клетку, или на ячейку с фигуркой противника – в этом случае «враг» вернется на базу. А фишка, «съевшая» её, попадает вперед ещё на 20 клеток.
  3. На одну клетку можно поставить две фигурки, но не больше.
  4. Такие две фигуры образуют блок – это две фигуры разного цвета на выходе или безопасных точках, или одноцветные фигурки на общей дорожке. Фигуры, стоящие в блоке, невозможно «съесть».
  5. Если на клетке стоят сразу две фишки противника? Такой блок можно преодолеть, только если на кости 6.
  6. Число 6 на кубике даёт множество возможностей. Это: дополнительный ход – участник ещё раз бросает кость; любая выбранная фишка продвигается вперед на 6 шагов, при условии, что на базе уже не осталось ни одной фигурки; если у игрока, бросившего кость, есть блок, он обязан передвинуть одну из заблокированных фигурок.
  7. Число 6, выпавшее три раза подряд, означает, что участник передает ход, при этом последнюю фишку, совершившую движение по общей дорожке, возвращает на базу. Если же последняя фигура уже стоит на цветной индивидуальной дорожке, то она должна вернуться в её начало.
  8. Если одна из фигурок достигла цели – дома, то другую свою фишку можно передвинуть на 10 ячеек вперёд.

Что еще почитать:  Настольная игра 100000 лет до нашей эры

Они зависят от варианта игры Людо. Но возможно введение дополнительных правил, которые сделают её более сложной и интересной:

  1. Фишку, стоящую в ячейке старта, нельзя «съесть» – только поставить с ней свою фишку рядом. Таким образом, в этом поле образуется блок из двух фишек, который блокирует ход для всех прочих участников.
  2. Две 5 подряд дают бонус в 10 очков.
  3. Можно добавить непроходимый блок. Он образуется, когда игрок ставит две своих фишки на одну ячейку. Таким образом другие участники не могут преодолеть преграду, пока владелец блока сам не передвинет одну из фишек.
  4. В некоторых вариантах игры, практикуемых в Индии, используется два кубика. Если на кубиках цифры 6 и 1, участник тоже может получить право начать действие и переместить свою фишку на 6 шагов.
  5. Чтобы ускорить игру можно отменить строгое правило «старт – только при появлении на кости 6» и ввести более мягкие условия. Человек бросает кость, и при любой полученной цифре одна из фишек по игровой доске идет в нужном направлении, либо бросает кость три раза – если везет получит шесть, он начинает игру, если нет – отдает кость следующему участнику для его трех попыток.

Игра Лудо начинается с расстановки фишек. Каждый игрок помещает свои четыре фишки, человечка, фигурки в углу поля – на базу. Цвет фишек соответствует цвету базы.Кубик бросают по очереди. Первый выбросивший 6 получает право начать – он ставит одну из своих фишек на старт. Далее фигурки двигаются согласно означенным выше правилам.Съеденная фишка попадает на базу и ожидает, когда на кубике снова будет 6.«Съесть» чужую фигурку – одна из тактических целей игры, ведь это позволит задержать противника. Чтобы взятие чужой фишки состоялось, нужно попасть на её поле. Для этого число шагов должно быть равным числу, которое показывает кубик. «Съеденная» фигурка возвращается на домашнюю базу игрока и может снова начать ходы только при выпадении 6 на кубике.Безопасные поля есть не в каждом варианте игры Лудо, но они делают это занятие более увлекательным. В зоне безопасности невозможно оказаться «съеденным». Индивидуальная цветная дорожка – всегда безопасна, ведь противники не могут на неё попасть. Достижение этой дорожки также может считаться одной из промежуточных целей Лудо.Что еще почитать:  Настольная игра Master of Orion/Повелитель Ориона: хроники галактической экспансииДля победы нужно привести в дом все свои фишки, а не одну. Число шагов до дома должно быть равно числу на кубике. Например, если на кубике 5, а до дома 4 клетки – в дом эта фигурка попасть не сможет.

Отлично подойдет для развлечения детей среднего школьного возраста и старше

Настольная игра Лудо привлекает:

  1. Простым, но увлекательным сюжетом.
  2. Легкими правилами.
  3. Доступным инвентарем без излишков оформления или сюжета.

Отлично подойдет для развлечения детей среднего школьного возраста и старше. Увлечет и взрослых.Производители выпускают варианты Лудо в различном формате и оформлении. В видео ниже приводится обзор «Магнитного Лудо» от «Mack Zack». Удобное и компактное решение в дорогу.Типовой вариант Лудо – родом из Германии. Там она считается национальной, в её честь даже была выпущена памятная почтовая марка. Но различные вариации этого развлечения есть и в других странах: Англия, США, Колумбия, Индия, Эстония. Правила от игры к игре могут немного различаться.В испаноязычных источниках описываются более 10 вариантов Лудо, некоторые из них являются подобиями этой игры лишь отдалённо. Есть и компьютерные варианты. Для смартфонов с операционной системой Windows Phone существует бесплатная игра Air Combat – воздушный бой по тем же правилам.

  1. США: торговые марки Parcheesi, «Извините!» (Sorry!), «Усилие» (Aggravation), «Проблема» (Trouble).
  2. Испания: «Parchís» на испанском языке, «Parx» на каталонском.
  3. Колумбия: «Parqués».
  4. Германия: «Не сердись» («Mensch ärgere dich nicht»).
  5. Италия: «Не сердись» («Non t’arrabbiare»). Аналогичные названия Лудо имеет во многих языках: болгарский, македонский, албанский, голландский, чешский, словенский, словацкий, польский, турецкий, русский.
  6. Польша: «Чиньчик» («Chińczyk») что переводится как «Китаец».
  7. Эстония: «Поездка по всему миру» (Reis ümber maailma).
  8. Швеция: «Fia», что происходит от латинского слова fiat, означающего «Так и будет!».
  9. Франция: «Petits Chevaux», “Le Jeu de Dada” что означает «Маленькие лошадки», или «Игра в лошадок» (Dada – разговорное слово, означающее «лошадки»). Такое название она получила потому что фигурки на поле напоминают фигуру коня из шахмат.
  10. Венгрия: «Ki nevet a végén» («Кто смеется последним»).
  11. Дания и Норвегия: Лудо.

Большинство современных настольных стратегических игр для компании от 2 человек перегружены сюжетом. С точки зрения простоты и универсальности Лудо не имеет аналогов и её смело можно поставить в ряд с шашками и шахматами.

Приятной игры!Скажите пару слов в комментариях и в соцсетях (группы Вконтакте, Одноклассники)Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен!6b9545.jpg

  • Цена: 5,29

Приветствую. В сегодняшнем обзоре хочу вам рассказать про карточную игру UNO, или в простонародье — «М@нд@вошка». Набрел на отдел настольных игр и заказал парочку на пробу, даже не зная правил. К счастью, на большинство игр можно найти правила игры в интернете. Иногда бываю в гостях, и вечера что-то стали проходить однообразно. И вот, к счастью, пришли карты как раз к дню рождения друга. Вечер, по его же отзыву прошел на ура.

Карты пришли в упаковке, внутри которой оказалось 2 колоды. Карты в колодах самые дешевые, обыкновенного качества, из обычного картона, хотя полиграфия и нормальная, но тасуются не очень удобно.
Ну, зато игра прикольная. Инструкция присутствовала на китайском и английском языках, но её, конечно же никто не читал.) В общем-то, как сказал мой друг, правила такие же, как в «М@нд@вошке», в которую, кстати, можно играть и обычной колодой карт. Принцип прост, хотя мы и вспоминали правила игры по ходу игры). Например, сначала играли вообще одной колодой, потом заметили, что в ней только карты 2-х цветов, а у экшн-карты (на которую можно класть любую карту) на рисунке 4 цвета в эллипсе.
Потом добавили вторую колоду, но т.к. правила вспомнили не до конца, один раз играли, наверно, минут 40, трижды переворачивая колоду с «отбоем». В общем, правила, вкратце, такие — карты четырех цветов и с цифрами до 9. Выигрывает тот, кто первый скинет все карты, и когда на руках остается одна карта кричит «Уно!» (ну, или — «мандавошка!», кому как нравится). Поскольку игра на очки (до 101 очка) нужно в первую очередь скидывать карты с б0льшимими номерами. Первый игрок ходит с любой карты, скажем с 9-ки красное. Следующий игрок должен на его карту положить либо любую карту красного цвета, либо карту любого другого цвета, но с номиналом 9.
Игра идет по кругу, т.е. карты кладутся одна на одну всеми игроками по очереди по кругу. Если у вас нет ни экшн карт, ни карты подходящего цвета или номинала — набираете из колоды, пока не найдете нужную. Также можно класть экшн карты. Всего есть 4 экшн-карты. Первая карта «реверс» — игра идет в обратную сторону (против часовой стрелки), вторая карта — «пропуск хода», т.е. на ваш ход отбиваться должен не следующий игрок, а через одного.
Третья карта «выбор цвета» (пустой эллипс), его можно класть на любую карту и наверх — новую карту на свой выбор. Четвертая карта «козырь», эллипс с четырьмя цветами, ее можно класть на карту любого цвета, и также, на нее, соответственно, также можно класть карту любого цвета и номинала. Да, есть еще карты с цифрами +2 и +4, если вы видите, что у игрока, к которому вы ходите, осталось мало карт, и он может выскочить из игры — сходите с этой карты, и он должен будет набрать из колоды 2 или 4 карты одновременно, пропуская ход.60e8aa.jpg Ну, а уже в конце игры, подсчитываются номиналы карт, оставшиеся у всех на руках и ведется счет (учитываются только цветные карты с цифрами).Подробные правила можно прочитать тутПравила игры UNOЗадача: первым скинуть свои карты. На этом данный тур заканчивается и идёт подсчёт очков по оставшимся на руках картам. Выигрыш. Можно подсчитывать очки двумя способами – как вам больше нравится. Игроку, который первым избавился от своих карт, начисляется сумма очков, оставшихся на руках у всех остальных игроков. И так в каждом туре. Выигрывает тот, кто по результатам нескольких туров наберёт 500 очков. Этот вариант стимулирует именно выигрывать тур, то есть первым скидывать свои карты. Игрокам записываются очки, посчитанные по оставшимся у них на руках картам (игрок, который первым избавился от своих карт получает ноль очков). И так в каждом туре. Проигравшим считается тот, кто по результатам нескольких туров наберёт 200 очков, остальные выигравшие 🙂 Этот вариант стимулирует скорее скидывать наиболее «дорогие» карты. Разновидности карт. Всего в колоде 108 карт. Цифровые карты UNO. Стоимость по номиналу – от 0 до 9 очков. Каждая цифра 4-х цветов. Все цифры (кроме 0) в двойном количестве. Активные карты UNO: «Пропусти ход», «Возьми две», «Наоборот». Стоимость каждой карты 20 очков. Каждая картинка 4-х цветов в двойном количестве. Чёрные активные карты UNO: «Закажи цвет», «Закажи цвет и возьми четыре». Стоимость каждой карты 50 очков. По 4 карты каждого вида. Правила игры UNO. 1) Раздача карт В начале игры каждому раздаётся по 7 карт (в тёмную). Остальные карты кладутся рубашкой вверх – это колода «Прикуп». Верхняя карта из колоды «Прикуп» переворачивается, кладётся рядом и становится первой картой колоды «Сброс». 2) Игра Игра начинается «по часовой стрелке». Первым ходит игрок после раздающего (раздающий каждый тур меняется, обычно по часовой стрелке). Во время своего хода игрок имеет право выложить одну карту на колоду «Сброс» по следующим правилам: — Или карта должна быть того же цвета. — Или карта должна иметь ту же цифру, или ту же картинку (быть активной картой), или быть чёрной активной картой. — При отсутствии подходящий карты игрок берёт одну карту из колоды «Прикуп» (в тёмную). Если карта удовлетворяет указанным выше условиям – игрок может выложить карту на колоду «Сброс», если не удовлетворяет – игрок оставляет карту себе, говорит «Пас» и ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то один из игроков не скинет все карты. После этого происходит подсчёт очков по оставшимся на руках картам. Активные карты UNO. «Пропусти ход» – следующий игрок пропускает свой ход. Игрок может «спастись» от действия этой карты только выложив точно такую же карту (тот же цвет, та же картинка), то есть, выполнив Вмешательство. «Возьми две» – следующий игрок берёт из колоды «Прикуп» две карты (в тёмную) и пропускает свой ход. Игрок может «спастись» от действия этой карты выложив свою карту «Возьми две» (цвет может быть любой). Действия карт «Возьми две» не суммируются, и последний игрок, на котором закончилась «цепочка» выкладывания карт «Возьми две», берёт из колоды «Прикуп» всего две карты и пропускает свой ход. «Наоборот» – направление хода меняется на противоположное. Например, было «по часовой стрелке», после выкладывания карты «Наоборот» будет «против часовой стрелки». При выкладывании нескольких карт «Наоборот» их действия суммируются. Например, две карты «Наоборот» не оказывают никакого воздействия – ход продолжается в том же направлении что и раньше, три карты «Наоборот» меняют направление хода на противоположное и т.д. «Закажи цвет» – позволяет поменять игроку текущий цвет (на любой, в том числе и на текущий цвет). Следующий игрок должен положить любую карту заданного цвета. Для того чтобы выложить карту «Закажи цвет» игроку не требуется никаких специальных условий, в отличие от следующей карты «Закажи цвет и возьми четыре»… «Закажи цвет и возьми четыре» – может быть выложена игроком только в свой ход и только в том случае, если у игрока (игрок-1) отсутствует текущий цвет (причём текущая цифра/активные карты/чёрная активная карта «Закажи цвет» могут и присутствовать – это не важно, главное отсутствие текущего цвета). Одновременно с выкладыванием этой карты необходимо заказать цвет (может быть любой, в том числе и текущий цвет). Следующий игрок (игрок-2) берёт из колоды «Прикуп» четыре карты (в тёмную) и пропускает ход. Игрок-2 может «спастись» от действия этой карты только выложив карту «Возьми две» нового заказанного цвета (далее всё идёт как обычно со стандартным действием карты «Возьми две»). Проверка на честность. Если игрок-2, на которого направлено действие «Закажи цвет и возьми четыре», подозревает, что его обманывают и у игрока-1, выложившего эту карту, на самом деле есть текущий цвет, он может попросить предъявить игрока-1 свои карты. Если подозрения обоснованы, игрок-1 забирает свою карту «Закажи цвет и возьми четыре» обратно в руку, берёт четыре карты из колоды «Прикуп» (в тёмную), пропускает ход (фактически на игрока-1 перешло действие карты «Закажи цвет и возьми четыре»). Если подозрения были напрасны, игрок-2 берёт полагающиеся ему четыре карты из колоды «Прикуп», а также ещё две карты за недоверие и пропускает ход. Правило вежливости. Игра продолжается только после того, как игрок рассортирует свои новые четыре карты и скажет «Готов». Правило «UNO!» Игрок обязан предупредить, что у него осталась одна карта и возможно он скоро закончит игру. Выкладывая предпоследнюю карту (пока он её ещё не отпустил), игрок должен успеть сказать «УНО!» (что по-итальянски значит «один»). Если игрок этого не делает, «добрые друзья» (или один друг) могут заметить это и напомнить «УНО!». Друзья должны успеть это сделать от момента отпускания игроком своей предпоследней карты до начала хода следующего игрока (выкладывание карты или вытягивание карты из колоды). За забывчивость игрок, вовремя не сказавший «УНО!», берёт из колоды «Прикуп» две карты (в тёмную). Примечание. Игроки не имеют права скрывать количество карт в руке (то есть, собирать стопочкой или прятать под стол). Друзья должны быть всегда в курсе, чтобы помочь забывчивому игроку 😉 Штрафы. При большом количестве ошибок и невнимательности может быть введено дополнительное правило – при любой ошибочно выложенной карте, ложном крике и т.п. игрок берёт из колоды «Прикуп» две карты (в тёмную). Домашние правила UNO Игра UNO с вмешательством. Те же правила, что и в обычной игре УНО, со следующими добавлениями. Игрок может пойти вне очереди, если у него есть точно такая же карта, которая лежит верхней в колоде «Сброс». Точно такая же карта – это значит одновременное соблюдение двух условий: Тот же цвет. Та же цифра/та же картинка/чёрная карта «Закажи цвет». Далее ход продолжается в текущем направлении, начиная от игрока, перехватившего ход. Внимание! Эти условия не распространяются на карту «Закажи цвет и возьми четыре» – она выкладывается только в свой ход. Примечание. Перехват хода не работает в начале игры, когда на центр выложена первая карта колоды «Сброс». В начале игры право хода имеет только игрок, после раздающего. Игра УНО. Выкладывание двух одинаковых карт. Если у игрока есть две одинаковые карты (см. выше два обязательных условия), игрок в свой ход может выложить первую из одинаковых карт и сразу же сам выполнить Вмешательство точно такой же картой. То есть, две одинаковые карты нельзя выкладывать сразу одним движением руки, только поочерёдно: одну карту, потом другую карту. Соответственно, у следующего игрока будет возможность положить карту в свой ход, не дав игроку выполнить «Вмешательство». Игра UNO «семь-ноль». Те же правила, что и в обычной игре УНО, со следующими добавлениями: Каждый раз, когда выпадает «ноль», все участники передают свои карты соседним игрокам по направлению игры. Каждый раз, когда выпадает «семь», игрок, который положил «семь», обменивается картами с одним из игроков по своему выбору. Игра UNO с накоплением. Те же правила, что и в обычной игре УНО, со следующими добавлениями: Когда игрок кладёт карту «Возьми две», следующий игрок тоже может положить карту «Возьми две», и тогда третий по счёту игрок должен взять четыре карты. Те же правила применяются к картам «Закажи цвет и возьми четыре»: когда один игрок кладёт карту «Закажи цвет и возьми четыре», следующий игрок тоже может положить карту «Закажи цвет и возьми четыре», и тогда третий по счёту игрок должен взять восемь карт. Последний из игроков, который положил очередную карту «Закажи цвет и возьми четыре», заказывает цвет. Если игрок положил карту «Закажи цвет и возьми четыре» не по правилам и его «поймали», применяются обычные правила, но сумма штрафа возрастает в зависимости от числа использованных карт. Играющие могут класть карты «Возьми две» или «Закажи цвет и возьми четыре» до тех пор, пока они у них не закончатся. Например, если 4 игрока подряд положили карты «Возьми две», следующий игрок (у которого нет карты «Возьми две») должен взять восемь карт. Игрок может положить за один ход только одну карту «Возьми две» или «Закажи цвет и возьми четыре», даже если у него на руках несколько таких карт. В общем игра, не смотря на свиду простые правила, очень азартная.) Мы проиграли весь вечер несколько партий до 101 очка и вашему покорному слуге поначалу везло, однако потом пришлось мыть посуду, пол, и идти за пивом на стоянку в 2 часа ночи.) Пока я мыл посуду, гости все продолжали играть и начали новую партию). Вердикт — игра достойная и принесет вам немало веселых минут и внесет разнообразие в ваше времяпрепровождение!Традиции нужно уважать)70ca68.jpgИспользуемые источники:

  • https://fotovivo.livejournal.com/396167.html
  • https://nastolkoff.ru/taktika-i-strategiya/ludo
  • https://mysku.ru/blog/china-stores/25131.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации