Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 2

Обзор зарядного устройства TechnoLine BC-700, или мой опыт восстановления Ni-MH аккумуляторов

vosstanovit_ni_mh_akkumulyator.jpgЭлементы с высокой энергоемкостью, которые не боятся холода, — вот как позиционируются NiMH аккумуляторы. Эти батареи, по заверениям производителей, лишены недостатков кадмиевых аналогов. Производство и переработка таких аккумуляторов происходит значительно проще. Однако некоторые минусы у них все-таки есть. Вот почему важно знать, как восстановить NiMH аккумулятор.

Содержание

Проблемы подобных батарей

Есть несколько причин, по которым этот тип АКБ невозможно назвать идеальным. Их немного, но они существенные:

  1. Так называемый эффект памяти никуда не делся.
  2. Для зарядки нужны продвинутые устройства.
  3. Высокая чувствительность к режимам разрядки и зарядки.
  4. Наконец, необходимо периодически производить восстановление NiMH аккумуляторов, ведь это поможет продлить срок службы устройства.

Кроме того, эти аккумуляторы дороже, чем кадмиевые. Впрочем, этот минус со временем исчезнет, чего нельзя сказать о меньшем числе циклов заряд-разряд.

Сразу после 200 циклов уже могут наблюдаться ухудшения в их работе. К тому же саморазряд превышает оный у кадмиевых в 1,5 раза.

Правила восстановления АКБ

vosstanovlenie_ni_mh_akkumulyatorov.jpgПоскольку память у этих элементов теряется, они могут в значительной степени потерять емкость. Да, это не столь серьезная проблема, как на кадмиевых аккумуляторах, однако она дает о себе знать.

Данный эффект проявляется в случае, если аккумулятор много раз не полностью заряжался. Таким образом и происходит запоминание новой границы заряда, и емкость сокращается. Естественно, это уменьшает потенциал батареи, ее эффективность.

Однако восстановление никель-металл-гидридных аккумуляторов помогает обеспечить полную реализацию потенциала подобных батарей.

Для этого нужно:

  1. vosstanovlenie_nikel_metallogidridnyh.jpgЛампочкой или зарядным устройством разрядить батарею до диапазона от 0,8 Вольта до 1 Вольта.
  2. Произвести полный процесс зарядки.
  3. В случае если восстановление не производилось долгий период времени, стоит сделать несколько циклов.

Рекомендуется производить этот процесс один раз в течение месяца.

Обычно емкость сокращается не более чем на 5%. В таком случае восстановление NiMH аккумуляторов — вполне оправданный процесс. Главное — использовать зарядное устройство, обладающее контролем по минимальному напряжению, чтобы разряд не был глубоким. Правильно производить этот процесс с каждым элементом батареи по отдельности.

Рекомендуем:  Как проверить объем и емкость аккумулятора мультиметром

Эффективность процедуры

Если аккумулятор отработал уже несколько лет, то данная процедура может оказаться бесполезной. Восстановление металлогидридных аккумуляторов помогает, скорее, не как универсальное решение проблемы, а как постоянная ее профилактика, длящаяся на протяжении всего процесса эксплуатации.

Восстановить NiMH аккумулятор самостоятельно не составит труда. Главное — не забывать о том, что зарядное устройство должно иметь контроль по минимальному напряжению. Не следует производить одновременное восстановление аккумулятора целиком.

Опыт автолюбителей

При восстановлении лучше повторяйте несколько циклов заряда и разряда, даже если выполняли эту процедуру совсем недавно. Только так можно добиться гарантированного результата. Но ни в коем случае не допускайте полного разряда. Это не только сделает операцию бессмысленной, но может также испортить батарею.

Не забывайте про контроль по минимальному напряжению, иначе можно испортить устройство. Однажды я так потерял почти новую аккумуляторную батарею, ей было всего три года. Пришлось брать новую, теперь никогда не допускаю подобных оплошностей. Отказываться от этой процедуры все равно не стоит, ведь если пренебрегать ей, то это сильно скажется на продолжительности службы АКБ.

Когда друзья просили помочь с их автомобилями из-за проблем с АКБ, всегда начинал ремонт с восстановления батареи. Кому-то это помогает, другим — нет. Чтобы устройство прослужило больше семи лет, нужно всегда за ним ухаживать, а не только при возникновении трудностей. Как минимум надо проверять, что параметры исходящего тогда не поменялись.

Несколько лет пользовался батареей и ничего с ней не делал. Когда автомобиль стал плохо заводиться, понял, что проблема вызвана нарушением функциональности АКБ. Неоднократно проводил восстановление, но ситуация не изменилась. Более опытный друг пояснил, что это связано с неправильной эксплуатацией — батарею нужно было регулярно тренировать, тогда бы такого не случилось. Еще полгода катался с ней, а потом купил новую.

Если вовремя проводить тренировку, то никаких особых проблем не будет. Надо просто бережно ухаживать за устройством и следить за изменение параметров, своевременно измерять плотность. А также лучше не допускать полного разряда батареи. Хотя состав NiMH нормально переносит подобные ситуации, будет лучше, если удастся их избежать.

Никель-металлогидридные батареи чувствительны к разряду и заряду, заряжать их нужно специальными устройствами. Со временем происходит саморазряд, поэтому нужно периодически выполнять восстановление Ni-Mh-аккумуляторов. Существует несколько способов увеличения емкости, продлевающих срок службы АКБ.

Узнайте как восстановить ni mh аккумуляторы.

О чем нужно помнить при эксплуатации Ni-Mh-аккумуляторов

При использовании батареек никель-металлогидридного типа принимают во внимание такие моменты:

  1. Увеличенная стоимость. Такие аккумуляторы в 1,5-2 раза дороже никель-кадмиевых. Внедрение новых технологий позволяет постепенно сравнять стоимости. Подобное характерно для стандартных источников питания типа АА или ААА.
  2. Наличие эффекта памяти. При регулярном недозаряде батарея перестает полностью восстанавливать мощность. В никель-металлогидридных АКБ этот эффект менее выражен, чем в предыдущих моделях.
  3. Чувствительность к частой зарядке. Рабочие качества изделий ухудшаются уже после 300 цикла.
  4. Высокая степень саморазряда. Срок хранения батарейки никель-металлогидридного типа в 1,5 раза меньше такового у других видов.
  5. Необходимость правильного выбора силы тока. Источник питания подает достаточно высокое напряжение. Однако мощность подаваемого заряда не должна превышать 0,5*С. Несоблюдение этого правила снижает срок эксплуатации никелевых источников электрической энергии. Никель-кадмиевые аккумуляторы менее чувствительны к подаче мощного тока.
  6. Необходимость использования специального зарядного устройства. Прибор для Ni-MH-батарей можно использовать для зарядки кадмиевых АКБ, но не наоборот.

Зарядка никель-металлогидридных аккумуляторов

Никель-металлогидридные источники питания можно заряжать капельным или ускоренным методом. Первый способ использовать нежелательно, что объясняется сложностью определения времени прекращения подачи тока.

Аккумулятор может перезарядиться, что приведет к разрушению металлических пластин. Ускоренный метод зарядки обладает более высоким коэффициентом полезного действия. На выводы подается ток силой 0,5-1*С, где С — емкость источника питания.

Процесс восстановления мощности АКБ включает такие этапы:

  • определение типа аккумулятора;
  • предварительный этап;
  • переходная стадия;
  • быстрая зарядка;
  • подача тока слабой силы, обеспечивающая дозарядку;
  • поддержание заряда.

Для ускоренной зарядки используется качественное устройство, контролирующее начало и окончание процесса с учетом независимых критериев.

никель-кадмиевых элементов питания достаточно отслеживать кривую напряжения в конце зарядки. При восстановлении мощности металлогидридных элементов нужно контролировать температуру электролита и время подачи тока.

Восстановление Ni-Mh-аккумуляторов

Восстановление аккумулятора.

Из-за эффекта памяти такие АКБ при неправильной эксплуатации утрачивают большую часть емкости. Подобное возникает при многократных неполных циклах зарядки.

Батарея запоминает степень разряда, что приводит к уменьшению емкости. Часть компонентов перестает участвовать в электрохимических реакциях.

Устранить эффект памяти помогает восстановление. Для этого АКБ разряжают до 1 В, подключая лампу или зарядное устройство. После этого элемент питания заряжают полностью. Если восстановление не выполнялось слишком долго, потребуется несколько циклов. Тренировку нужно проводить раз в месяц.

При этом учитывают такие моменты:

  1. Эффект памяти способствует снижению емкости на 5-10%. Восстановление этого параметра возможно за 1 цикл разряда и заряда. Вычислить емкость можно, разрядив заряженную батарею. Для этого измеряют время потери заряда и умножают полученный показатель на мощность потребителя энергии. Результат сравнивают с заявленным в инструкции значением. Некоторые ЗУ измеряют все показатели автоматически.
  2. Рекомендуется использовать зарядные устройства с функцией разряда. Прибор должен ограничивать минимальное напряжение. Это помогает избежать критического разряда элемента питания при восстановлении. Без такого устройства не обойтись при невозможности определения остаточной мощности АКБ и расчета предполагаемого времени разряда.
  3. При неизвестной степени заряда разряжать источник питания лампой нужно, непрерывно контролируя напряжение. Иначе батарея станет непригодной к дальнейшей эксплуатации. При восстановлении системы, состоящей из нескольких аккумуляторов, перед началом тренировки выравнивают степени заряженности. Для этого элементы полностью заряжают.
  4. Если аккумулятор функционирует не менее 5 лет, циклический метод восстановления может оказаться неэффективным. Тренировка считается профилактической мерой, направленной на поддержание работоспособности изделия. Вместе со снижением емкости изменяется состав и объем электролита. Поэтому периодически доливают очищенную воду или готовый кислотный раствор.

Процессы взаимодействия элементов в аккумуляторной батарее

Никель-металлогидридные аккумуляторы чаще всего состоят из нескольких элементов. Например, батарея шуруповерта состоит из 10 компонентов, соединяемых поочередно.

Элементы имеют разные характеристики, например большую или меньшую емкость.

Источники питания с небольшой мощностью заряжаются быстрее, что приводит к их разрушению. При коротком замыкании некоторых деталей происходит деградация остальных.

Срок службы батареек с меньшей емкостью короче. Ремонт аккумулятора осуществляют путем соединения исправных элементов основной и дополнительной АКБ.

При использовании устройства нужно поддерживать одинаковую степень заряженности компонентов системы. При необходимости выполняется отдельное восстановление элементов. Для этого батарею разбирают, что нередко вызывает затруднения.

Более простым методом является применение зарядных устройств, оснащенных функцией балансировки. Такой режим подходит для новых и критически разряженных источников питания. В течение 4-5 часов ЗУ подает ток силой 0,1*С, далее параметр увеличивается до 0,3*С. При длительном хранении батареи проводят несколько таких циклов.

Похожие статьи

Хранение никель кадмиевых аккумуляторов для шуруповертовХранение аккумулятора зимой домаЛитий феррофосфатные аккумуляторыКак восстановить плотность аккумулятора в домашних условияхДолгое время не мог закинуть результаты своих эксперементов в ЖЖ… дома инета сейчас нет, на работе большая загруженность.Тем не мение работы не встали, а двигаются и вскоре тут появится отчет о проделанной работе.на данном этапе я наткнулся на то, что все АКБ имеющиеся у меня в наличии, постепенно пришли в негодность… результатом — испытания уже автономного устройства откладываются… Порыл инет на эту тему и честно копипастю сюда кусок статейки, непосредственно алгоритм восстановления Ni-Mh

 

Алгоритм восстановления Ni-MH аккумуляторов

Как было сказано выше, потеря емкости аккумулятора связана с отложением продуктов реакции на электродах. Для восстановления аккумулятора необходимо вернуть эти продукты в исходное состояние.

Для этого необходимо иметь в наличии следующее:

  • источник питания с плавной регулировкой напряжения, индикаторами силы тока и напряжения (можно также воспользоваться отдельными вольтметром и амперметром);
  • подготовленные для зарядки аккумуляторные элементы;
  • нагрузку — реостат или лампочку, сопротивление которых необходимо подобрать исходя из формулы:

R = U / I [Ом], где U — номинальное напряжение батареи [B], I — необходимая сила тока [A], которая берется из расчета I = 0.4 С(бат).

Желательно также иметь в наличии термодатчик или термореле, чтобы можно было вовремя отключить ток при перегреве.

Перед зарядкой разрядим аккумулятор до напряжения порядка 1 В — подключаем вольтметр и нагрузку параллельно элементу. Периодически контролируем напряжение (оно не должно упасть ниже 0.9 В — могут начаться необратимые процессы). Периодически контролируем температуру — она не должна подниматься выше 50 градусов Цельсия. В противном случае необходимо отключать нагрузку до тех пор, пока элемент не остынет до комнатной температуры. После разрядки необходимо выждать время для нормализации процессов внутри элемента (15-20 минут). За это время элемент «регенерируется», напряжение повысится, и его можно доразрядить до напряжения 0.9 В. Далее, выждав 10-15 минут, можно приступать к зарядке.

Зарядка

Для зарядки подсоединяем амперметр последовательно к заряжаемому элементу, источник питания и вольтметр — параллельно, одним контактом к свободному полюсу аккумулятора, другим — к свободному контакту амперметра. Термодатчик или чувствительный элемент, термореле, желательно закрепить на аккумуляторе с использованием термопасты для более точных измерений. Устанавливаем регулятор напряжения источника питания на минимальное напряжение (реостат — на максимальное сопротивление). Далее — плавно поднимаем напряжение так, чтобы сила тока на амперметре достигла значения:

I(зар) = 0.1C(бат)

Например, для аккумулятора емкостью 1500 мАч максимальная сила тока будет 150 мА. Сила тока будет постепенно снижаться, и соответственно, необходимо повышать напряжение. Сначала — раз в 3-5 минут в течение первого часа, далее — каждый час. Как только напряжение достигнет 1.3 номинального (1.4-1.5 вольт), нужно оставить аккумулятор на зарядке как есть — далее повышать напряжение нельзя. Когда сила тока упадет до значения близкого к нулю (через 4-6 часов), нужно отключить зарядку, подождать 15-20 минут для нормализации процессов, и поставить заряжаться на 8 часов. На всем протяжении зарядки необходимо следить за тем, чтобы температура не поднималась выше 50 градусов Цельсия. Если же температура превышает это значение — надо понизить ток зарядки (в 1.5-2 раза) до тех пор, пока аккумулятор не остынет до 30 градусов. Затем можно плавно поднять ток до номинального значения. Для восстановления первоначальной емкости потребуется 3-4 таких цикла.

Используемые источники:

  • https://proakkym.ru/batarejka/sposoby-vosstanovit-nimh-akkumuljator
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-vosstanovit-nikel-metallogidridnyj-akkumulyator
  • https://jeikis.livejournal.com/3344.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации