Двухколесные транспортные средства пользуются огромной популярностью у ценителей активного образа жизни. Они удобны, привычны, представлены на рынке в широком ассортименте. Более интересным является одноколесный велосипед, который получил распространение не только в цирковой сфере, но и в повседневной жизни. Подобные модели служат для развития чувства равновесии, координации движений, баланса. Прогулочные, спортивные, электрические варианты помогут разнообразить поездки, получить новые ощущения.
Содержание
Особенности и характеристики
Необычное транспортное средство называется «моноцикл». Долгое время конструкции имели ограниченную сферу использования, служили для выполнения разнообразных трюков в цирке. Классический вариант состоит из нескольких элементов:
- колеса;
- седла;
- стойки-рамы;
- каретки с шатунами;
- педалей.
Тормоза, как и цепной привод, отсутствуют, поэтому есть только одна передача — фиксированная. В связи с ростом популярности унициклов современные байки оснащают разнообразными дополнениями:
- рулем;
- тормозами;
- электроприводами;
- цепной передачей.
У традиционных велосипедов с одним колесом тормоза, а также тормозные ручки располагаются под сиденьем. Если моноцикл оборудован рулем, переключатели находятся на нем. Для поддержания равновесия вовсе не нужны дополнительные элементы, многие спортсмены предпочитают балансировать свободными руками. При выборе подходящей модели необходимо обращать внимание на несколько параметров:
- Диметр колеса. В идеале — около 20 дюймов. При увеличении показателей поддерживать баланс будет сложнее по причине высокого центра тяжести. Универсальный размер классических вариантов для взрослых — 24 дюйма, для спортивных моделей — 29–36 дюймов.
- Высота сидушки. Людям с длинными ногами рекомендованы моноциклы с увеличенным размером рамы. При посадке ноги должны доставать до педалей, свободно сгибаться без потери контроля над ними.
- Допустимые нагрузки. Вес велосипедиста не имеет значения, однако если он превышает 100 кг, стоит обратить внимание на горный уницикл с усиленной рамой.
- Давление в шинах. Для электрических вариантов рекомендовано 2,3–2,7 атмосфер. Традиционные велосипеды обычно имеют специальную маркировку на покрышках.
При накачивании колес необходимо учитывать вес спортсмена. Чем выше нагрузки, тем больше должен быть уровень давления.
Для обучения лучше подбирать моноциклы без цепного привода. Они гораздо проще в освоении. Заранее рекомендуется определиться со стилем катания. Велосипеды с одним колесом не являются универсальным транспортом, их разновидности имеют выраженные отличительные признаки.
Элементы конструкции
Устройство одноколесных велосипедов отличается максимальной простотой. Конструкция состоит из нескольких элементов:
- Колеса. Состоит из обода, оси, камеры, втулки, шины и спиц. Изделие обеспечивает прямую передачу усилия от педалей.
- Шатунов.
- Педалей. Закрепляются по краям колесной оси.
- Рамы. Имеет вилообразную конфигурацию, крепится к втулке.
- Подседельного штыря. Соединяет между собой сидушку и раму.
- Седла. Не все моноциклы дополняют этим элементов. В отличие от традиционного велосипеда по обеим сторонам располагаются бамперы.
- Выноса. Напоминает привычный руль, однако монтируется под сиденьем, направлен вперед. Данный элемент используется в качестве дополнительной опоры в длительных поездках. На нем могут располагаться фонари, звонок.
- Тормозов. Трюковой велосипед с одним колесом отлично функционирует без них. Прогулочные варианты оснащают специальной системой, которая монтируется под седлом. Если байк оснащен выносом, возможна установка ручного тормоза.
Суть работы одноколесных конструкций предельно проста: спортсмен поворачивает педали, поддерживает равновесие, используя корпус и бедра. Моноцикл может следовать заданному направлению, маневрировать либо передвигаться вперед.
Разновидности
Ассортимент унициклов довольно разнообразен. Встречаются прогулочные, спортивные и электрические модели. Каждый из вариантов имеет свои особенности и назначение:
- Спортивные. Эти моноциклы созданы специально для езды с препятствиями, прыжков, выполнения разнообразных трюков. Оптимальный диаметр колеса — 20 дюймов, именно такой размер прост в управлении, наиболее маневренный. Модели выдерживают высокие нагрузки за счет прочных шатунов и вала. Шины должны быть широкими для улучшения отскока.
- Прогулочные. Самые простые варианты унициклов, могут дополняться тормозной системой, рулем. Покрышки с размером 16 дюймов подойдут детям, 20-дюймовые оптимальны при обучении езде, 24-дюймовые рекомендованы для взрослого человека. Последние отлично подходят для преодоления средних расстояний, приятных поездок по парку.
- Электрические. Самое распространенное название конструкций — моноколесо, или электроколесо. Выдерживают нагрузки до 120 кг, работают на аккумуляторе, который заряжают при помощи бытовой розетки. Модели абсолютно безопасны для окружающей среды, встречаются варианты с одинарным и сдвоенным колесом.
Спортивные моноциклы успешно используются для преодоления разнообразных препятствий или кросса. Прогулочные байки удобны для применения в городских условиях. Электрические велосипеды не имеют рамы и седла, подходят для коротких дистанций.
Управление моноколесом осуществляется при помощи коленей. Конструкция включает фиксированные педали, которые служат для опоры ног.
Популярные модели
Многие вариации одноколесных байков пользуются повышенным спросом. В список самых популярных моделей входят:
- Airwheel Q3 340WH. Оптимальны для начинающих спортсменов, развивают скорость до 18 км/ч. Наиболее востребованная модель — InMotion V8.
- Beginner/Neighborhood. Простенькие унициклы, предназначены для новичков. Линейка представлена небольшими детскими или цирковыми велосипедами, учебными вариантами, круизерами.
- Touring. Транспорт отлично подходит для туристических целей, имеет колеса с диаметром 26–29 дюймов. Конструкции рассчитаны на длительные поездки. Некоторые модели могут дополняться двухскоростными муфтами, дисковыми тормозами, рулем.
- Muni. Внедорожники с одним колесом. Педали оснащены специальными креплениями, шипами. Покрышки шире стандартных, конструкция усилена.
- Street, Trial, Flatland. Все модели выдерживают высокие нагрузки, главное назначение — выполнение прыжков, всевозможных трюков. Параметры колес — 19–20 дюймов. Велосипеды подойдут невысоким спортсменам и подросткам.
- Ultimate Wheel. Моноцикл с минималистичным дизайном, состоит из колеса и педалей, сидушка и рама отсутствуют.
- GUni. Скоростные унициклы, колесо которых способно вращаться быстрее педалей, что позволяет набирать высокую скорость.
- Жираф. Одноколесные велосипеды с цепным приводом. Высота конструкций варьируется от 1 до 3 метров.
Популярны трюковые конструкции «Фристайл», которые предназначены для катания в формате шоу. Диаметр колеса составляет 20 дюймов, транспорт идеально подходит для перемещения внутри помещений. Прочная конструкция рассчитана на выполнение сложных акробатических номеров.
Нюансы использования
Разные типы одноколесного велосипеда служат для неспешных прогулок или экстремального катания по внедорожью. В зависимости от стиля езды, а также вида спорта назначение транспорта меняется:
- Туризм. Модели придутся по вкусу любителям долгих путешествий. Актуальны унициклы с большим диаметром колес — 29–36 дюймов. Велосипеды могут разгоняться до 15 км/ч.
- Стрит. Трюковые унициклы служат для катания по городу, преодоления лестниц, бордюров, перил и прочих препятствий.
- Фристайл. Цирковой велосипед предполагает использование трюков, связок, элементов хореографии.
- Флэтленд. Разновидность фристайла, сочетает в себе компоненты скейтбординга и BMX.
- Триал. Представляет собой преодоление различных препятствий на уницикле.
- Off-road. Горные модели велосипедов обеспечивают динамичную езду, спуск по склонам. Благодаря высокой маневренности модели могут преодолевать наиболее сложные дистанции.
- Уникросс. Есть модели, рассчитанные на гоночный стиль езды, способные быстро разгоняться.
Чтобы освоить катание на одноколесном велосипеде, придется тренироваться всего несколько дней. Проще это сделать людям, которые умеют ездить на традиционном транспорте и могут держать баланс, не касаясь руля. Специалисты рекомендуют оттачивать навыки катания внутри помещения либо на улице с использованием опоры. Сначала учатся передвижению по прямой, затем — преодолению препятствий и набору скорости.
Катание на уницикле должно быть безопасным. Для этого используют специальную защиту для головы, суставов, голеней. Перчатки предотвращают травмирование ладоней в момент падения.
Лучшие производители
Одноколесные модели, как бы они не назывались, — унициклами, моноциклами, моноколесами — всегда будут вызывать повышенный интерес. Сегодня многие компании занимаются разработкой и выпуском оригинальных моделей. В список лучших брендов входят:
- Surly. Американская фирма, специализируется на производстве современной горной техники. Популярны внедорожные модели, однако сейчас найти их в свободном доступе довольно сложно.
- Coker. Еще один бренд из США. Производит автомобильные диски, шины, в ассортименте есть пара моделей уницоклов для туризма с параметрами колес 36 дюймов.
- Kris Holm Unicycles. Профессиональный производитель велотранстпорта. Выпускает качественные моноциклы, которые пользуются спросом во многих странах мира.
- Torker. Бренд известен с 70-х город прошлого века. В ассортименте — «жирафы», шоссейные и триальные модели, а также транспортные средства для детей.
- Miyata. Японский бренд, специализируется на выпуске классических двухколесников и моноциклов. Модели отличаются простотой конструкции, имеют эргономичные сиденья.
- Nimbus Unicycles. Выпускает транспорт для опытных спортсменов. Линейка моделей представлена «жирафами», моноциклами для внедорожья, фристайла.
Одноколесный велосипед появился давно, за историю своего существования претерпел множество изменений, зато сегодня пользуется огромной популярностью. Благодаря разнообразию моделей можно подобрать подходящий моноцикл на любой вкус. Освоить навыки катания смогут все — и дети, и взрослые.
Содержание
Одноколесный велосипед имеет два названия — уницикл и моноцикл. Появились данные модели сравнительно недавно.
Главной отличительной чертой от обычного велосипеда, является наличие лишь одного колеса. Необычная конструкция подразумевает некоторые особенности управления, а также использование его в различных ситуациях.
Велосипед с одним колесом – название
Впервые, одноколесные велосипеда стали появляться на рубеже 19 века. В то время велосипед имел большое переднее колесо и маленькое заднее, назывались они-пенни-фартинг. Именно эту модель считают «родителем» уницикла.
Суть езды на пенни-фартингах заключалась в передвижении как на двухколесном велосипеде, но на неровностях заднее колесо подкидывало, и водитель терял равновесие. Так, люди постепенно начали приучаться ездить на таких конструкциях.
Постепенно внешний вид уницикла изменялся, из-за чего появилось много поклонников такого транспорта.
Конструкция одноколесного байка
В конструкцию моноцикла входят стандартные элементы:
- одно колесо;
- сиденье;
- педали;
- регулируемая стойка;
- приводной механизм.
Это схема обычного моноцикла с одним колесом и без руля, цепи и тормозной системы. Именно поэтому, при движении на нем необходимо соблюдать равновесие и не отпускать педали. Передача обычно фиксированного типа, так как отсутствуют тормоза и цепной привод.
Производители унициклов внедряют в новые модели такие усовершенствования:
- добавляют руль и тормоза;
- цепную передачу;
- электроприводы.
Руль в таких конструкциях служит дополнительным источником равновесия. Покупать моноцикл с рулем или без, зависит от человека, так как каждому удобней по своему.
В классическом варианте тормоз располагается под сиденьем, вместе с тормозными ручками. При наличии руля, ручки крепятся там.
Цепную передачу можно встретить на специальных унициклах-«жирафах». По своему размеру такие конструкции выше обычных, поэтому ногами до оси достать очень сложно. Каретку располагают в раме под колесом.
Моноциклы с электроприводом отличаются в сборке от своих «братьев». В таких моделях иногда присутствует несколько рам. Механизм работы похож на одноколесный сигвей.
Разновидности велосипеда с одним колесом
Изначально такие велосипеды встречались лишь на выступлениях в цирке. Постепенно любители экстрима стали пробовать выполнять трюки на необычном транспорте, и выходить на различные поверхности.
Спрос на моноциклы заставил производителей выпускать модели с новыми особенностями и возможностями, отсюда появились:
- конструкции для фристайла и триала;
- для езды по бездорожью;
- дорожные.
На трюковых велосипедах раму выполняют из более прочных материалов, уделяя особое внимание каретке, устанавливая двойной обод и широкие колеса. Усиленные конструкции применяют для занятий фристайлом и триала. Установленный диаметр колес- 20 дюймов.
Унициклы для передвижения по бездорожью подразумевают наличие колес диаметром 24 дюйма. Агрессивная резина необходима для того, чтобы передвижение по неровной поверхности было максимально комфортным. В таких конструкциях устанавливают тормоза. Для того чтобы водитель не ощущал вибраций при езде по кочкам, устанавливают специальные седла на пружинах.
На дорожных моделях допускаются дальние путешествия. На некоторых видах устанавливают дополнительные крепления для сумок. Диаметр колес составляет от 28 до 35 дюймов. В таких конструкциях также обязательны тормоза. Дорожные моноциклы дополняют специальными каретками, для того, чтобы колеса ускорялись.
Стили езды и виды спорта на одноколесном велосипеде
Усовершенствование моделей позволяет использовать одноколесные велосипеды в широких пределах. Именно поэтому их можно использовать не только на тротуарах и дорогах, но и на более серьезных площадках.
Выделяют следующие дисциплины, где используется уницикл:
- Триал — высокие скорости и множество препятствий. Для стойкости в таких условиях, моноциклы должны обладать прочностью, выносливостью, а также иметь тормоз.
- Фристайл. Техника, где выполняются различные прыжки, петли и другие трюки. Данная дисциплина является одной из самых захватывающих.
- Off Road monocycle. Езда по крутой местности, со склонами и впадинами. Такой вид развлечения также пользуется особой популярностью, так как не предъявляет особых требований к велосипеду.
- Туризм. Отдельные модели, приспособленные к путешествиям и туризму. Они оснащены отделом для сумок. На таких конструкциях можно преодолевать расстояние до 150 км.
- Стрит. Относится к цирковым видам и подразумевает выполнение трюков, обход препятствий и прыжки на тротуарах.
Помимо одиночных дисциплин, одноколесный велосипед используется в таких играх, где на поле находится вся команда.
Хоккей на таких велосипедах очень травмоопасный вид спорта, так как действие разворачивается на льду. Правила игры без изменений, на поле применяют клюшки и шайбу, которую забивают в ворота. Такие игры регулярно проводят Великобритания, Германия и Швейцария.
В баскетболе участники передвигаются по зале на велосипеде. Игра усложняется постоянным движением. Все передачи и броски осуществляются в обычном режиме. Моноциклы для баскетбола имеют 24-дюймовое колесо и облегченные педали. Такие игры активно практикуют в Германии, Великобритании и Франции.
В игре «униполо» используют велосипед вместо лошадей. Размер поля немного меньше, а также изменена форма клюшки.
Как научиться ездить на велосипеде с одним колесом?
Умение кататься на уницикле подразумевает тяжелые и длительные тренировки.
- Необходимо овладеть равновесием, чтобы чувствовать велосипед. Для этого проводят тренировки на любом одноколесном велосипеде. На первых порах товарищ может поддерживать тело велосипедиста, или использовать стену в качестве опоры.
- Правильная стойка заключается в ровной осанке, без движений вперед и назад. Как только человек научился правильно сидеть, можно переходить к передвижению.
- Для того чтобы двигаться на уницикле, необходимо наклониться немного в нужную сторону, при этом, не отпуская педали.
- Для того чтобы регулировать скорость, необходимо касаться покрышки колеса ногой.
- Следующий этап — научиться разгоняться и останавливаться, а также держать стабильную скорость. Наклон человека во время езды, отвечает за скорость передвижение. Для того, чтобы немного притормозить, следует наклонить корпус назад.
Одноколесный велосипед по истине , непростая конструкция, поэтому необходимо приложить немало усилий, дабы овладеть им. Регулярная практика и хорошая сила воли станут залогом успешной езды.
Как сделать из двухколесного велосипеда одноколесный?
Сделать моноцикл можно на основе расширения передней вилки.
Необходимые компоненты:
- каретка;
- седло;
- педали;
- подшипники.
Порядок действий:
- Снять вилку и расширить её у основания. Рекомендуемая ширина — 130 мм.
- Очистить каретку от лишних деталей, оставить необходимо только подседельную трубу.
- Подготовить сварку для соединения деталей.
- Вверху вилки сделать отверстие, диаметром, как каретка.
- Выравнивание линии цепи. Ровнять ее следует по линии осей каретки.
- Соединив обе детали, их следует сварить.
- Создание фиксированной передачи.
- Педали прикрепить по обе стороны от колеса. Втулку следует надежно прикрепить при помощи обода, спиц, шатуна.
- Для того чтобы сделать фиксированную передачу, можно заварить трещотку.
- Для того чтобы цепь не слетала, следует добавить дропауты. Их приваривают внизу, а вверху прикручивают болтами.
- Седло должно идеально подходить под тело человека. В таких конструкциях основная нагрузка идет на спину, поэтому удобная посадка играет не малую роль.
Унициклы известны с давних времен, но их активное применение началось недавно. За историю существования эти велосипеды изменили свой внешний вид и особенности. Любой человек при желании сможет научиться кататься на такой модели. Главное, выдержать обучение и подобрать правильную модель для передвижения.Спорт
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Содержание
Моноцикл — интересный вариант средства передвижения, способный поразить даже опытных велоэкстремалов. Многих интересует, как называется уницикл (одноколесный велосипед), и существует ли он исключительно в механической версии. На самом деле термин unicycle сегодня является официально признанным международным наименованием этого транспорта.
Одноколесные велосипеды уже перестали быть экзотикой — их свободно можно приобрести в крупных зарубежных магазинах, да и российские сети готовы предлагать такой товар своим клиентам.
Но вопросов от этого меньше не становится.
Как научиться кататься, узаконен моноцикл как транспортное средство? Поможет ли обзор электрических моделей и обычных унициклов в выборе подходящего варианта? Как можно использовать моноцикл в катании, где его применяют в качестве спортивного снаряжения? Прежде чем обзавестись одноколесным «железным другом», стоит разобраться в основных технических моментах и разновидностях таких велосипедов.
История
Моноцикл — особый вид велосипедов, долгое время имевший ограниченное использование. На нем выполнялись разнообразные трюки в цирке — старинные прообразы современных моделей можно видеть в музеях и частных коллекциях. По одной из наиболее популярных версий своим появлением унициклы обязаны «Пауку» — велосипеду типа пенни-фартинг, с гиперболизированным размером переднего колеса и закрепленной на нем парой педалей.
При катании его задняя часть часто отрывалась от земли, и не участвовала в передвижении. В итоге человек ехал и рулил практически на одном переднем колесе.
Если обратить внимание на моноциклы XIX века, эта теория легко находит свое подтверждение. В дальнейшем моноциклы выпускались в различных вариантах — без седел или с максимально высокой посадкой — так называемые «жирафы». В 80 годы XX века одноколесные велосипеды привлекли внимание поклонников экстремального спорта. Так появились MUni — mountain unicycling или горные унициклы.
Моторизованные моноколеса также имеют давнюю историю. Впервые их стали создавать еще в первой половине XX века, и выглядели эти версии весьма интересно. Например, известна модель с диаметром колеса 2 м, внутри которого располагался водитель и элементы управления. Но лишь с появлением гиробордов и компактных электрических батарей появились привычные современному райдеру варианты. Такие унициклы сегодня часто вовсе не имеют рулевой стойки и седла, а управление ими осуществляется изменением положения коленей.
Характеристика
Уницикл — одноколесный велосипед, на котором райдер балансирует. Иногда этот транспорт называется моноколесом или моноциклом, но суть от этого не меняется. Высота сидушки в таких устройствах определяется типом рамы и диаметром колеса.
При подборе чаще всего ориентируются на длину ноги от паха до стопы. При посадке нога должна уверенно доставать до педали и сгибаться не теряя контроль над ней.
Вес райдера не имеет значения. Но для людей с массой тела более 100 кг лучше выбирать модели в горном исполнении или для фристайла. Они оснащаются упрочненными конструкциями рам и не боятся нагрузок.
Давление в шинах зависит от выбора стиля и модели одноколесного велосипеда. Для электроунициклов нормальными считаются показатели 2,3-2,7 атмосфер. Для классических моделей ориентиром всегда служит информация на покрышке — там указываются минимальные и максимальные значения с литерами PSI — фунт/сила на дюйм в квадрате. Если обозначение BAR, расчет ведется в атмосферах.
При накачивании покрышек учитывается и вес велосипедиста — чем он выше, тем большее давление потребуется.
Так, если для человека массой в 50 кг хватит давления в колесах MUni 2,38-2,59 атмосфер, для райдера весом 105 кг нормой будет уже 3,06-3,27. Для шоссейного эти показатели всегда выше, минимальные значения варьируются в диапазоне 6,5-9 атмосфер.
Конструкция и принцип действия
Велосипеды с одним колесом — унициклы – имеют довольно простую конструкцию, состоящую из нескольких элементов.
- Колеса, включающего обод, втулку, ось, спицы, камеру и шину. Оно имеет прямую передачу усилия от педалей на втулку.
- Шатунов.
- Педалей. Они фиксируются на концах колесной оси.
- Рамы, имеющей вилообразную конструкцию. Она фиксируется непосредственно к подшипникам втулки.
- Подседельного штыря. Он обеспечивает соединение седельной части с рамой.
- Седла. Не каждое моноколесо выпускается с сиденьем, но в большинстве вариантов оно все же есть. Отличие от обычного велосипедного заключается в наличии бамперов впереди и сзади.
- Выноса. Он имеет некоторую общность с рулем обычного велосипеда, крепится под седлом и направлен вперед. Этот рычаг служит дополнительной точкой опоры в одноколесных велосипедах, предназначенных для продолжительных поездок. На нем могут закрепляться фонари, звуковые сигналы.
- Тормоза. Трюковые модели могут обходиться без них. Во всех остальных по умолчанию используется специальная конструкция тормозного механизма с подседельным креплением. Кроме того, если в наличии вынос, можно установить классический ручной тормоз.
Принцип действия максимально прост. Райдер вращает педали, сохраняя баланс тела при помощи бедер и корпуса.
Моноцикл двигается вперед или маневрирует, следуя заданному направлению.
Разновидности
Среди основных разновидностей моноциклов можно отметить как спортивные варианты, используемые для преодоления препятствий или кросса, так и прогулочные модели. Отдельно рассматривается электромоноцикл — обычно он не оснащается седлом и рамой ввиду ограниченной дальности поездок.
Электрический уницикл именуется моноколесом, управляется при помощи коленей, а педали по его бокам закреплены стационарно, как опоры гироскутеров.
Среди популярных моделей можно выделить Airwheel Q3 340WH, оптимальную для новичков, и развивающую скорость до 18 км/ч. Среди топовых версий лидером считается InMotion V8.
Beginner/Neighborhood
Самые простые одноколесные модели велосипедов, ориентированные на начинающих спортсменов, пока не определившихся со стилем езды. Основное деление здесь происходит по диаметру колес. С 12 до 16″ — детские или цирковые модели, самые компактные. Унициклы с диаметром колес 20″ — учебные, позволяющие научиться катанию взрослому человеку. Модели на 24″ приближены к круизерам, подходят для развития навыков продолжительного или трюкового катания.
Touring
Туристические модели унициклов оснащаются колесами диаметром от 26 до 29″ и рассчитаны на преодоление больших расстояний. Фактически это одноколесная версия обычного дорожного велосипеда, но с более массивными шинами. Унициклы touring класса удобны в автомобильных путешествиях — их легко транспортировать в багажнике.
На одноколесных велосипедах этого типа могут устанавливаться дополнительные компоненты — обгонные двухскоростные муфты, допускающие инерционную езду без вращения педалей, руль, традиционные дисковые тормоза.
MUni
Одноколесные «внедорожники» официально признаны и даже имеют свою международную федерацию со штаб-квартирой в США. На педалях таких унициклов располагаются шипы и дополнительные крепления. Шины и рамы могут быть шире обычного. Но основные изменения касаются оси — здесь используется привод BMX, адаптированный под конструкцию моноцикла.
Сегодня здесь используются шлицевые хабы Q-Axe, обеспечивающие более надежное соединение каретки и шатуна. Горные велосипеды с одним колесом, дополненные такой осью, выдерживают любые нагрузки не ломаясь.
Street, Trial, Flatland
Все унициклы для этих стилей катания должны выдерживать прыжки и нагрузки, связанные с преодолением препятствий. Размер колес в таких моделях небольшой, 19-20″, чтобы обеспечивать максимальную легкость маневрирования. Ось и шатуны здесь имеют усиленную конструкцию, шины увеличенной толщины. Триал ориентирован на катание невысоких райдеров или подростков, такие моноциклы не рассчитаны на высокие прыжки, и менее скоростные. Флэтленд-байки с 1 колесом не прыжковые, но рассчитаны на фигурное катание в условиях рельефа города.
Фристайл
Трюковые моноциклы, рассчитанные на катание шоу-формата. Для таких моделей характерен диаметр колес в 20″ и оптимизация конструкции для катания внутри помещений. В них нет элементов, способных повредить покрытие пола или пачкающих его шин. Для постановки ног часто применяется вилочная коронка. В целом моноциклы для фристайла лучше держат сцепление с покрытием, позволяют выполнять сложные акробатические трюки.
Ultimate Wheel
Минималистичный вариант уницикла, состоящий только из колеса и педалей — без сидения и рамы. Освоить такой «транспорт» довольно сложно, чаще всего их используют в качестве снаряда для тренировки баланса тела райдера. Но всерьез передвигаться по дорогам на них затруднительно.
«Жираф»
Разновидность моноцикла, оснащенная цепным приводом. Он более высокий — сидение располагается существенно выше. Выпускаются «жирафы» высотой 1-3 м.
GUni
Модели моноциклов с передачей. Их колесо вращается быстрее педалей. Обеспечивают значительное ускорение, такие модели используются для дальних переездов, путешествий или при участии в гонках.
Стили езды и виды спорта
Передвижение на моноцикле используется в разных видах спорта, для которых характерны и различные стили езды.
Туризм
Ориентирован на любителей дальних поездок, подразумевает использование моделей с большим диаметром колес 29-36″. Такие моноциклы развивают скорость свыше 15 км/ч, но требуют довольно уверенного катания от райдеров.
Стрит
Традиционный трюковый стиль, включающий катание по объектам городской среды. В процессе передвижения райдер преодолевает перила, лестницы, бордюры и другие препятствия.
Фристайл
Один из самых известных стилей, больше напоминающий шоу. Используются элементы хореографии, трюки, связки, образующие единую композицию.
Флэтленд
Подвид фристайла, использующий трюки из BMX и скейтбординга.
Триал
Преодоление препятствий на моноцикле, по сути, повторяет обычный велотриал.
Off-road
Внедорожная езда на специальных горных одноколесных велосипедах. Наиболее динамичный стиль, предполагающий спуск по склонам с крутизной в 20-40 градусов. Поскольку моноцикл более маневренный, ему подвластны даже более сложные маршруты.
Уникросс
Гоночный стиль катания. Подразумевает набор максимальной скорости. Заезды проводятся на специальных трассах.
Унициклы также успешно используются в различных видах командного спорта. Например, на них устраивают баскетбольные матчи, используя технику с диаметром колес 24″, А также на моноциклах устраивают игры в хоккей, гандбол и поло. Отличия в правилах с классическими версиями в основном связаны с особенностями передвижения транспортного средства.
Как научиться ездить
Чтобы научиться кататься на уницикле, достаточно потратить несколько дней, а также заручиться поддержкой — на первых порах она точно не будет лишней. Легче всего приходится тем, кто уже умеет держать баланс, не опираясь на руль, на обычном двухколесном транспорте. Начинать обучение лучше с самого простого.
- Посадка и баланс. Эти навыки лучше отрабатывать в помещении или на улице, но при наличии опоры. Центр тяжести должен быть перенесен на бедра, взгляд направлен прямо. Поймав баланс с опорой нужно начинать пробовать обходиться без нее. Как только начинающий райдер сможет продержаться в седле самостоятельно более 1 минуты, можно переходить к более сложным действиям.
- Передвижение по прямой. Чтобы моноцикл поехал, нужно приложить некоторые усилия — отклонить корпус вперед, смещая центр тяжести, и плавно начать кручение педалей. Торможение или снижение скорость достигается путем выпрямления спины или отклонения тела назад. Опытные райдеры не рекомендуют выгибаться во время езды – дугообразное положение позвоночника может привести к тому, что спортсмен просто вылетит из седла. На первых порах обязательно нужно сохранять баланс и малую скорость — размахивать руками точно не стоит.
- Маневрирование и повороты. Лишенные руля унициклы можно направить в нужную сторону при помощи переноса веса на одно из бедер. Легкое отклонение корпуса – и одноколесный байк легко поедет в заданном направлении. Сначала стоит пробовать маневрирование с максимальным радиусом, как и на обычном велосипеде. Затем постепенно можно пробовать его уменьшить.
- Ускорение. Это финальный этап обучения, позволяющий развить уверенность в управлении средством передвижения. Но и здесь важно помнить о том, что скоростной режим должен позволять райдеру при необходимости соскочить вперед из седла без риска получения травмы.
Катание на моноцикле считается более безопасным, чем на двухколесных велосипедах. Но это не значит, что стоит пренебрегать защитой — для голеней, локтей, коленей, головы.
Перчатки для рук тоже не будут лишними — при падении можно будет опереться на ладони.
Компании-производители
Среди компаний-производителей моноциклов есть и свои лидеры, и аутсайдеры. В рейтингах популярности традиционно лидируют несколько известных брендов.
Surly
Известный велосипедный бренд из США, специализирующийся на горной и экстремальной технике. В его исполнении выпускались внедорожные модели унициклов, которые еще можно найти в продаже. Но сегодня они сняты с производства, фирма сосредоточила свои силы на выпуске двухколесного транспорта.
Coker
Американская компания, специализирующаяся на выпуске шин и дисков для автомобилей, но в ее ассортименте есть две популярные модели одноколесных велосипедов. Это туристические Big и V2 с диаметром колеса 36″ и классическим дизайном.
Kris Holm Unicycles
Бренд, созданный в 1999 году одним из наиболее известных профессионалов в сфере велоспорта. Крис Холм в своих первых моноциклах не избежал типичных ошибок, через которые проходят все новички.
После выпуска нескольких провальных моделей его команда все же смогла найти «золотую середину», и сегодня унициклы марки успешно продаются в десятках стран мира.
Torker
Американская компания, первоначально специализировавшаяся на выпуске BMX велосипедов. Бренд известен с конца 70-х годов XX века. В линейках есть «жирафы», триальные модели и унициклы для начинающих, шоссейные «найнеры», а также детские версии одноколесных велосипедов.
Miyata
Японский бренд, помимо моноциклов, выпускающий еще и двухколесные велосипеды, огнетушители, а ранее производивший мотоциклы Asahi. Унициклы бренда долгое время были практически единственными массово доступными решениями на рынке, но сегодня их ценят за прочность и простоту конструкции, эргономичную конструкцию седла. В связи с отсутствием в ассортименте фирмы горных моделей, она востребована в основном среди фристайлеров, ценящих красоту катания. Не менее популярными остаются и «жирафы» серии Flamingo, выпущенные этой японской компанией.
Nimbus Unicycles
Один из ведущих мировых брендов на рынке моноциклов, ориентирован на опытных райдеров. В ассортименте есть одноколесные велосипеды для фристайла и внедорожной езды, дорожные модели и «жирафы». Новые высококлассные модели появляются в линейках именно этого бренда. Кроме того, фирма поддерживает профессиональных райдеров из Швеции, Англии, Франции.
Советы по выбору
Для того чтобы выбрать первый в своей жизни уницикл и не разочароваться в нем, есть ряд полезных рекомендаций, способных помочь в решении этой сложной задачи.
- Диаметр колес вначале не должен превышать 20″. Чем больше этот показатель, тем сложнее будет удержать баланс из-за высокого центра тяжести. Нормальный размер для взрослого человека — 24″, он считается универсальным. Для путешествий подходят модели с шоссейными колесами 29-36″, но они рассчитаны на опытных ездоков.
- Лучше не выбирать для обучения унициклы с цепным типом привода. Они более сложные в освоении.
- Стиль катания придется определить заранее. Моноцикл — не универсальный транспорт, и его виды довольно сильно отличаются друг от друга.
- При выборе комплектации первого одноколесного велосипеда стоит убедиться, что в нее включены тормоза. Это позволит чувствовать себя увереннее.
- В электромоноцикле стоит обратить внимание на наличие стойки. Такими моделями новичку управлять проще.
- Длина ног имеет значение — высоким людям стоит подбирать унициклы с увеличенным размером рамы. Тогда даже с маленьким колесом на 20″ будет комфортно изучать основы катания.
- Седла унициклов, ориентированных на разные стили катания, тоже имеют отличия. Во фристайле они пластиковые. В трюковых моделях — узкие. Широкие седла используются в прогулочных моделях, так как они ориентированы на комфорт в длительных поездках.
Опираясь на знания об устройстве унициклов, опыт управления двухколесным велосипедом и рекомендации по выбору можно подобрать для себя подходящий вариант мобильного транспортного средства без лишних сложностей и затрат времени.
О том, как подобрать уницикл и первый урок езды на нем можно посмотреть в следующем видео.
Используемые источники:
- https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/vidy/747-odnokolesniy
- http://veloinsider.ru/vidu/velosiped-s-odnim-kolesom.html
- https://vplate.ru/sport/monocikl/