23.03.18 Crionics 64 217 6 Притащили мне как-то потрепанный жизнью корпус от американского гитарного комбика «PEAVEY» и попросили собрать в нём гитарный усилитель.Сборка усилителя заняла много времени и длилась больше года. Это был мой первый комбик. Было много экспериментов и было опробовано много схем предусилителей. Я то забрасывал надолго всё это дело в угол, то брался вновь за эксперименты. Зато я приобрёл хороший опыт. И весной этого года я наконец собрал законченную конструкцию.В статье представлены результаты моих трудов. Комбик имеет два канала: «Guitar» и «Bass», и честные 50 Ватт звука.
Содержание / Contents
Корпус изрядно потрёпан, но ни чего делать я с ним не стал, это придает ему винтажный вид. Ещё до меня внутри собирал усилилитель какой-то самодельщик. Но результат был настолько отвратительным, что его принесли мне. Огромное спасибо этому неизвестному паяльщику за хороший трансформатор, который очень пригодился для питания моего пятидесятиваттного варианта УМЗЧ!
↑ Схема предварительного усилителя комбика
Канал «Guitar»: переключение режимов «Clean/Drive» (чистый/перегруз), регулятор усиления «Gain» и регулятор громкости «Drive Volume» в режиме «Drive».Канал «Bass»: регулятор громкости/усиления «Volume». Общие для обоих каналов регуляторы тембра «Bass», «Middle», «Treble». Общий регулятор громкости на выходе преампа «Master». По схеме скажу только о самом главном. RC-цепочки C4R4, C5R7, C6R8, C7R10 корректируют АЧХ так, как нам нужно: подчеркивая и формируя самые вкусные частоты гитарного диапазона. Без них звук был бы слишком «плоским», неярким и невыразительным. Диоды служат для ограничения амплитуды на пиках, опять таки формируя «тот самый звук». Сопротивление потенциометра P7 вместо 100К можно поставить 470К — 1М, тогда драйва в режиме «Drive» будет намного больше и можно будет играть более тяжелые вещи.
↑ О деталях преда
Конденсаторы C1, C3, C8, C10, C11, C19, C18 — керамические многослойные. C12, C13, C16, C17 — электролитические, Jamicon. Все остальные — плёночные отечественные типа К73-17. Резисторы мощностью 0.125-0,25 Вт.ОУ KA4558 или аналоги других фирм, например BA4558, NJM4558.
↑ Оконечный усилитель комбика, он же УМЗЧ
Схема — класика жанра, добавлено лишь токовое зеркало на транзисторах VT4, VT5.Резисторы R12, R13 мощностью 2-5 Ватт. Транзистор VT7 устанавливаем на теплоотвод одного из выходных транзисторов. Выходные транзисторы устанавливаются на теплоотводы с площадью не менее 400 см кв каждый. Конденсаторы C6, C7 МБМ, запаиваются в непосредственной близости к корпусам выходных транзисторов, соединяя второй вывод с шасси.
↑ Налаживание УМЗЧ
Включим в положительную и отрицательную ветви питания по лампе, напряжение которой не меньше питающего, можно взять лампы 230V на 60W. Защитная способность лампы накаливания основана на том свойстве, что между её сопротивлением в холодном и горячем состоянии существует большая разница. Если усилитель работает хорошо, ток покоя составляет около 30-40 мА. При таком токе лампа накаливания за счёт малого «холодного сопротивления» эквивалентна проводнику (короткому замыканию), как если бы её и не было в цепи. Другими словами, когда лампа не горит — всё в порядке. Если лампа горит, это свидетельствует о большом токе потребления и о наличии какой-то неисправности в схеме. Однако катастрофы не произойдёт, т.к. возросшее сопротивление разогретой нити накала лампы ограничило ток, что понизило вероятность повреждения деталей усилителя (как правило, выходных транзисторов).Ток покоя 30-40 мА выставляется подстроечным резистором R7. Если его регулировки не хватает, нужно уменьшить сопротивление резистора R8. Опыт показывает, что большой ток покоя возникает из-за неправильной установки резисторов, дефектов на плате, плохой пайки, высокочастотного самовозбуждения и, гораздо реже, вследствие плохих деталей.
↑ Схема блока питания
На обмотке для питания усилителя должно быть напряжение 2×26 V при токе не менее 2 A. Резисторы R1, R2 нужны что бы ограничить входное напряжение стабилизаторов 7815/7915. Все общие провода должны быть сведены в одной точке, это залог чистого звука и устойчивой бесперебойной работы устройства в целом. Конденсаторы у меня все Jamicon. C1, C2 должны быть на напряжение не менее 50 Вольт, а C3, C4 — не менее 25 Вольт.
↑ Файлы и сэмплы
▼ Печатная плата ПУ в формате Layout 🕗 16/06/08 ⚖️ 21,86 Kb ⇣ 361
Камрад, смотри полезняхи!
Андрей Новыдарский (Crionics)Каменск-Шахтинский Ростовская обл.Список всех статейПрофиль Crionics
Читательское голосование
Статью одобрили 64 читателя.
Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт с вашими логином и паролем.
Поделись с друзьями!
Связанные материалы
Гитарный эффект «Drive Master»… Давненько я хотел сделать эту статью, но эти педальки у меня быстро расходились, и я даже не… Мой преамп Tomato… Преамп «Томато», наверное, самый популярный из всех преампов, представленных нашими Российскими… Электронные регуляторы громкости, баланса и тембра… Электронные регуляторы громкости, баланса и тембра. Безымянная брощюра, но не менее ценная от… «MICROLAB M-500» на прокачку до «5.1». Часть 2: TDA7448 + ATiny26 = многоканальный Master Volume… Cнова приветствую читателей Датагора! Во второй части статьи «MICROLAB M-500» на прокачку до «5.1»… Блок обработки сабвуферного канала: сумматор, сабсоник, регулятор частоты и фазы… Фото моего блока, блок сделан по второму варианту платы Устройство предназначено для формирования… Сэмплы гитарного комбоусилителя U-96… Как и обещал, записал пару сэмплов на скорую руку с моего комбика из статьи «Новый гитарный… Новый гитарный комбоусилитель U-96 на базе Uncle G-10 от Elenberg… Попал ко мне некий комбоусилитель Uncle G-10 очень далекой от гитарных дел фирмы Elenberg. Потуги в… TDA7442D+ATmega8. Микропроцессорный регулятор громкости… Привет ВСЕМ!!! Интересно, кому бы не хотелось, чтобы его усь обладал сервисом промышленных… Ламповый усилитель для гитарного комбика… Всем привет !! Давно хочу собрать какой нибудь усилитель и колонки чтоб дома можно было слушать… Гитарный преамп Tomato — исправленная печатка. Tomato updated pcb. Обновлено…. Маленькая заметочка в стиле «возвращаясь к напечатанному» для устранения замеченных ошибок. В… Модификация лампового преампа Mesa Mark… Когда-то я был новичком в конструировании ламповых гитарных усилителей, но я очень хотел играть на… Ремонт тонкомпенсированного регулятора громкости РП1-57Е в усилителе «Амфитон»… После покупки старого усилителя «Амфитон» советского производства столкнулся с частой проблемой…
Общаемся по статье 💬
Простой гитарный комбик в корпусе старого «PEAVEY». Схема, печатка, сэмплы (восстановлено)
Комментарии, вопросы, ответы, дополнения, отзывы
Информация Вы не можете участвовать в комментировании. Вероятные причины: — Администратор остановил комментирование этой статьи. — Вы не авторизовались на сайте. Войдите с паролем. — Вы не зарегистрированы у нас. Зарегистрируйтесь. — Вы зарегистрированы, но имеете низкий уровень доступа. Получите полный доступ.
Всем привет! Увидел, что на меня подписались 10 человек и решил подкинуть еще немного рукожопства. Не буду расписывать все подробно, ибо, как мне кажется, скучно.
Шел 2011 год, студент гитарист-любитель не имел ни лишних денег, ни музыкального, ни радиотехнического образования, однако энтузиазма и свободного времени имел предостаточно. Естественно каждый начинающий гитарист мечтает о нем. О, как много в этом словосочетании «ламповый комбик»… Для людей далеких от гитарной, и в целом музыкальной темы: комбик — это комбинированное звукоусиливающее устройство, которое сочетает в себе предварительный усилитель, который формирует звук, оконечный усилитель и колонку с динамиком. А ламповый комбик это трамплин на пути к РОК славе (нет).
Самый дешевый полностью ламповый комбик даже сейчас стоит в магазине от 25000р., не помню точно сколько это стоило 6 лет назад, но тогда сумма пугала меня раз в пять больше чем сейчас. А ведь это только 5 ватт мощности, но «ламповых», не китайских.
И так, за спиной два года клуба юных радиогубителей, раскуроченные ламповый телевизор и радиолла. На тематическом форуме нашел принципиальную схему знаменитого в гитарных кругах Маршал ЖСИЭМ 800 адаптированного под двойной триод 6н2п х2 и выходной пентод 6п14п:
Сборочный чертеж:
Провел укрупнительную сборку, тут основные детали с готовой платой:
Плату делал методом навесного монтажа:
Шасси (на что все крепится) делал из ненужной боковой стенки корпуса компьютера, точечной сваркой:
Выходной трансформатор пришлось домотать до необходимого выходного сопротивления:
Собираем «голову» комбика:
Проверяем на динамике от другого комбика. Ай, теплота то какая! Фурычит, но восхищаться буду позже. Кстати! У нея внутре неонка!
Заказал самоклейку у рекламщиков, наклеил и навесил ручки потенциометров:
Пол дела сделано, осталось собрать корпус. На распиле заказал фанеру необходимых размеров:
Все клеил и фиксировал саморезами:
Углы обработал рашпилем:
Котейка считает, что это её новый домик:
Корпус обклеил дерматином:
Рамку «гриля» сделал из рейки и черной канвы для вышивания:
Накручиваем фурнитуру на корпус, прикручиваем динамик. В Все готово к окончательной сборке:
Сажаем «голову» и закрываем 2/3 задней стенки, +10 к ламповости:
Получаем вот такую красоту:
Звук, это… это небо и земля по сравнению с «мертвым» полупроводниковым усилителем. Это надо слушать в живую. Громкость для квартиры даже избыточна. Играл максимум на 25% громкости, ибо громко. На 100% выкручивал всего пару раз, чисто попробовать, в тот момент чувствовал себя Марти Макфлаем который добрался до оборудования Дока.
К сожалению ни аудио, ни видео записать не могу, так как нахожусь далеко от дома.
По сумме которую потратил на комбик судить тяжело, так как детали собирал около полутора лет. Помню, что самой дорогой покупкой был динамик (1200р) и фурнитура (около 400р+150р доставка) примерная итоговая цена 4000р, что было не накладно, так как покупал частями. А собрал все за пару недель по вечерам после пар.
И да! Оно того стоило!
Всем спасибо за внимание.
P.S. Очень много моментов опущено, на столько много, что потребовалось бы еще минимум три поста про этот комбик. У кого есть вопросы задавайте в комментариях.
P.P.S Спасибо большое моей супруге за помощь в создании комбика.
161
Предыдущий пост | Следующий пост
Портативный гитарный комбоусилитель за 47 рублей.
На самом деле, конечно, заголовок открывает лишь часть правды: если вам захочется сделать своими руками гитарный комбик, то, как минимум, вам понадобится динамик, вокруг которого и будет строиться весь проект. А динамик — самая дорогая и редкая в обычном хозяйстве вещь, так что учитывайте это, рассчитывая бюджет. Но у меня-то такой динамик уже был!Так что, можно сказать, мой вариант гитарного комбика мне действительно обошелся совсем недорого:— готовая плата цифрового стереоусилителя с Али (3+3 Вт) за 47 рублей,— разъемы и провода (нашлись в сусеках),— строительные и отделочные материалы (здесь простор фантазии не ограничен, можно использовать то, что под рукой),— инструменты и время (уж этого добра у меня и так навалом).Итак, усаживайтесь поудобнее, поехали.Итак, все началось с найденного старого советского динамика 4ГДШ на честных советских 4 ватта (по сегодняшним стандартам — ватт 10 примерно) и сопротивлением 4 ома. Динамик проверенный: полоса для гитары — вполне подходящая, достаточно широкая, низы хорошие, один недостаток — хлипкие подвесы и аллергия на высокие нагрузки. Значит, есть смысл взять не слишком мощный усилитель, чтобы в рокенрольном угаре не порвать динамик в погоне за драйвом.Чисто случайно, у меня под рукой оказался заранее зачем-то ранее заказанный стереоусилитель с АлиЭкспресс, который действительно стоил 47 рублей с доставкой (ссылку прилагаю, но если она перестанет работать, всегда можно легко найти такой же). Быстро сложив столбиком два и два, я понял, что, в принципе, я теряю пару копеек и вместо этого приобретаю первый опыт комбостроения, что, само по себе, уже плюс.Малая мощность усилителя меня не смущала: изначально я нацелился на изготовление комнатного варианта комбика, самого ближнего поля, для занятий, а не для выступлений.Для корпуса взял старую УСБ-плиту от упаковки каких-то приборов, что под руку попалось.В принципе, как оказалось, это вполне годный вариант для комбика небольшой мощности. Фронтальная панель — 240х240 мм с отверстием в 200 мм, для установки динамика снаружи.Форма намечалась трапециевидная, так что непрямые углы пришлось заранее учесть.Также пришлось добавить дополнительные ребра жесткости, по совместительству — звуковые пороги для уменьшения внутренних отражений. Нижний и верхний — разные, верхний, к тому же, будет частично прикрывать плату усилителя и обратную сторону крепления ручки. Остальной корпус открытый, с классической прорезью посередине.
После сборки (тонкие саморезы, клей ПВА) и закругления краев, изделие приобрело свои контуры.Панель подключения было решено сделать минимальной по размеру, расположенной на задней верхней части, угловую. Не спрашивайте почему, так карта легла. На панели из куска алюминия разместилась сама плата усилителя и стандартное гнездо для 6,3 мм гитарного джека. Здесь нужно сказать, что усилитель — двухканальный, а комбик подразумевает один канал, потому я просто, не запариваясь, подключил левый канал к разъему, а правый канал усилителя не задействовал вовсе. Конечно, можно было вывести его на отдельный разъем для подключения еще какого-то усилителя или динамика, но это уже удар по минимализму, значит долой. Проверка показала, что схема работает, пора было заняться отделкой.Обтянуть комбик дермантином может каждый дурак, у которого есть дермантин. Я был без такового, так что, следуя памятным заветам, решил пойти другим путем и зажечь пламя из искры. Точнее — сотворить отделку из газеты The New York Times, очень кстати оказавшейся под рукой. Не спрашивайте почему и откуда такая идея, это дань стилю этого уважаемого издания и вообще таинственный секрет.На загрунтованные строительным клеем внешние поверхности будущего шедевра, клеем ПВА наклеились газетные статьи. Исключительно в черно-белом формате и почти без картинок.Теперь, в свободное от занятий время, всегда можно будет подтянуть свой английский, прочитав про запрет на изгнание непальских женщин из дома на время менструации, про первую женщину-генерала армии США и про всякие другие интересные события.После обрезки лишних кусков отделочного полотна (хаха) их снова нужно было загрунтовать, чтобы декоративное покрытие не сделало газету «прозрачной», выведя на передний план пропитавшуюся насквозь обратную сторону. Можно было воспользоваться тем же ПВА, но я взял имеющийся у меня лак ПТФЭ, который славится своей непроницаемостью. После того, как он высох, сделав газету контрастнее и непромокаемее, для связки пришлось покрыть сверху его влагозащитной грунтовкой (да-да, она тоже оказалась под рукой в нужное время). В принципе, без всех этих танцев с бубнами вполне можно обойтись, обтянув комбик эко-кожей, джинсовой тканью или резиной, на любой вкус, кошелек и ассортимент запасов, но я же описываю свои танцы, так что продолжу.Для финального покрытия был выбран водорастворимый акриловый лак — потому что без запаха и быстро сохнет, позволяя наносить толстые слои.Отколорировав его в голубой цвет (чтобы комбик более лучше подходил к цвету моих глаз), я принялся наносить довольно вязкий лак широкой кистью, слой за слоем. И еще. И еще, новый слой за новым слоем. Всего получилось около 15-20 слоев, я точно не считал, но когда глубина полупрозрачного синего цвета меня устроила — я сказал «стоп» и дал всему этому делу как следует высохнуть.Кстати, если обратили внимание на странные штуки из темного вспененного полиуретана — это мне показалось, что акустическая волна внутри комбика будет слишком симметричная и я решил добавить отражениям и резонансам сложностей, вырезав такие вот рассекатели из первого попавшегося подходящего материала.Пока вся эта конструкция сохла, я выбрал формат питания и после недолгого раздумья остановился на стандартном микро-USB, поскольку питания усилитель требует немного (всего 5 В) и не использовать это было бы глупо. Зато теперь эта штука сможет работать от любого обычного телефонного адаптера или павербанка, если вдруг приступ творчества случился с вами в пути. Гнездо питания нашлось и припаялось на наскоро вырезанную печатную плату. Вообще-то, такие гнезда, с уже удобным подключением через плату, миллионами продаются на том же Али, но легкие пути — не для нас.От корпусов старых усилителей, давно разобранных и почивших, нам пригодились декоративно-защитные металлические уголки. Без них тоже можно (как, впрочем, и вообще без отделки), но как раз в этот момент проект стал приобретать некие эстетические формы и захотелось отполированных красивостей.Для непрямых углов уголки пришлось доработать напильником, а на нижнюю часть резиновые ножки быстро сделались из резины.Для хорошей посадки динамика сначала я хотел использовать тонкий поролон, но вовремя вспомнил про наступивший век технологий: использовал обычный самоклеящийся трубчатый уплотнитель для окон и скажу вам, что это гениальное решение такого рода проблем. Панель тоже встала на место как родная, плотно вдавившись в полимерный лак.Для защиты диффузора динамика пришлось напрячься и найти сетку. Слава богу, старых колонок и материалов от них у меня, как вы уже догадались, навалом.Ну, тут для слесаря вообще все просто: очистить от ржавчины, придать форму — дело получаса. Покрасить контрастным белым цветом (чтобы визуально отвлечь от мелких огрех лицевой стороны), высушить как следует.Решетка установилась на саморезы через демпфирующие прокладки из толстой пористой резины: и не звенит, и прижимает с двух сторон хорошо.Чтобы была возможность подключать к гнезду разные по форме разъемы питания от любых проводов и адаптеров, пришлось его немного «поднять» над стенкой и чуть заглубить вовнутрь, чтобы защитить от случайных касаний и ударов.Последняя деталь — ручка от старого аппаратного кейса, обычный вариант для любого комбика. Имейте в виду: «чемоданные» ручки тут не годятся: при игре они будут вибрировать и звенеть, так что только «мягкие» варианты!Декоративная пластиковая ручка громкости от советского комплекта «Эстрада-001», старожилы должны были сразу узнать. Можно, конечно, было выточить металлическую, но не на этот раз.Вот так, в конце концов, выглядит законченный проект сверхмалобюджетного домашнего гитарного комбика.Что там еще осталось? Опробовать, конечно! А то вдруг все напрасно, представляете облом?Но оказалось, что как гитарный вариант — это вполне себе сносный комбик, пусть даже на нем отсутствует управление тембром и мощность не слишком велика. Дома включать его на полную громкость — то еще испытание для соседей, хватает вполне. А для необходимой регулировки тембров тут достаточно обычной примочки с ручкой тембра или выносного процессора. Низы есть и они очень неплохие, но, как в любом гитарном комбе открытого типа, они не на переднем плане. Атака отличная, контролируется четко. На пределе громкости, конечно, бывают линейные искажения в среднем спектре частот, но именно это и звучит как очень легкий буст-перегруз, что для гитары вполне неплохо. Дома у меня гитары не нашлось, так что попросил младшего продемонстрировать на том, что есть. (Звук местами затыкается — это мой странный телефон так снимает, не обращайте внимания).Главное, что устройство реально работает и способно озвучить через себя инструмент вполне адекватно. Усилитель и вправду оказался очень неплохого качества звучания, хоть и маломощный — зато питается от 5 В и не убивает динамик. Обычного питания в 1000 мА ему хватает с запасом (на записи — 500 мА), от павербанка живет довольно долго, думаю, несколько часов, если не половину дня. Своего фона практически нет, наводок не боится. Собственный звук инструмента передает довольно точно.Вывод: если у вас есть динамик, сходный с моим по характеристикам, и вам по случайности нужен домашний комбик — берите на вооружение эту сверхмалобюджетную и совершенно рабочую схему изготовления.А я пока заказал еще несколько вариантов плат — на 30 и 60 ватт, попробуем что-то покрупнее, пожалуй.Если не забуду и все получится — выложу при случае.Всем пока, играйте свою музыку почаще!Профиль
- volandband
- страница группы ВОЛАНД в Сети
Календарь
Август 2018 | ||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Весь архив
Метки
Все метки
На странице
- : (без темы)[+1]
- : (без темы)[+0]
Категории
View my Categories page Разработано LiveJournal.comДизайн Используемые источники:
- https://datagor.ru/musicbox/193-gitarnyjj-kombik.html
- https://pikabu.ru/story/teplyiy_lampovyiy_gitarnyiy_kombik_s_amerikanskim_zvukom_iz_sovetskikh_radiodetaley_svoimi_rukami_5199899
- https://volandband.livejournal.com/486165.html