Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 5

Японский меч: Катана Мурамаса

Одна из жемчужин коллекции японских мечей — Меч известнейшего мастера Мурамаса. Мечи этого мастера уникальны тем, что на них — и это единственный случай в истории — были объявлены гонения, их запрещали носить, их уничтожали. Несмотря на это, мечи Мурамаса всегда были объектом страстного желания как самураев, так и, позднее, коллекционеров.Большинство сохранившихся до наших дней мечей Мурамаса находятся в частных коллекциях и никогда не демонстрируются широкой публике. Но вы имеете возможность посмотреть на эти мечи на данной подборке фотографий.1268825127_1.jpgДВА ВЕЛИКИХ МАСТЕРА.В истории создания японских мечей навсегда остались имена двух выдающихся оружейников:Масамунэ и Мурамаса. Кто-то говорит, что они были братьями, кто-то — что друзьями, кто-то — что Учителем и Учеником. Как бы то ни было, мечи этих мастеров отличает то, что у них есть свой собственный характер. И они отражают две возможных испостаси меча — меч разящий и меч, предотвращающий столкновение.Масамунэ называли Белым мастером. Он был монахом и владел множеством секретов по изготовлению мечей. Говорят, меч Масамунэ обладал такой силой, что его владельцу даже не было необходимости вынимать его из ножен — уже сама сила, вложенная в него мастером, даровала победу.Масамунэ создал школу ковки меча, его ученики также стали великими мастерами. Но один из его учеников использовал полученные знания и мастерство для того, чтобы создавать мечи, несущие смерть. Имя этого ученика — Мурамаса.Мурамаса, согласно преданиям, совершал суровые аскезы и обладал мистической силой, которая позволяла ему заковывать в свои мечи заклинания и воинствующих духов. Считалось, что меч Мурамаса, который вынули из ножен, требует крови и несет смерть.По легенде, Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы, который стремился завладеть властью над всей Японией, поэтому вкладывал в свои мечи проклятия для всей семьи Токугавы.Согласно преданиям, когда меч Масамунэ и меч Мурамаса воткнули в дно ручья, то опавшие листья, которые плыли по течению, огибали первый меч. А меч Мурамаса разрезал их надвое. Таким образом была явлена природа этих клинков: клинка, сохраняющего жизнь, и клинка, несущего смерть.МИСТИКА МЕЧА.На самом деле Мурамаса — это целая династия оружейников. Согласно общепринятой версии, первым в этой семье великих мастеров был Сэнго Мурамаса, который работал в поздний период эпози Муромати (около 1460 года). Он получил духовное имя Нюдо Мёдаи, но подписывался всегда светским именем — оно состояло из двух иероглифов, которые вы можете увидеть на хвостовике меча на следующей фотографии.Вторым в династии бы его сын, которого также звали Сэнго и он подписывался точно такими же двумя иероглифами — Сэнго Мурамаса. Его сын также стал оружейных дел мастром, а подписывался как Мэису Кувана дзю Мурамаса. Историки до сих пор теряются в догадках — сколько же на самом деле поколений было в этой династии. Дело в том, что мастера Муромаса не утруждали себя проставлением дат, и до наших дней дошел всего один меч с датой. Судя по всему, это меч второго Мурамаса. Однако, если это на самом деле так, первый Мурамаса никак не мог жить в то же время, что и его предполагаемый учитель Масамунэ. Между тем, большинство старинных книг и хроник настаивают на том, что между двумя этими величайшими мастерами существует преемственность.Исходя из этого факта историки сделали предположение, что в династии было еще одно поколение — четвертое — о котором не осталось никаких упоминаний в летописях.Как бы то ни было, мечи Мурамаса известны, прежде всего, благодаря своим невероятным характеристикам и связанным с ними мистическим историям. Доподлинно известно, что с мечами этих мастеров связана череда смертей и несчастных случаев в династии великого Иёясу Токугава. Именно поэтому он принял решение уничтожить все мечи Мурамаса, которые хранились в его семье, его примеру последовали и многие знатные воины, даймио и сёгуны.Однако мечи были так хороши, что многие самураи решили сохранить их тайно. Во времена Канэи (1625) владение мечом Мурамаса было запрещено, и воина, у которого находили такой меч, ожидало суровое наказание — вплоть до смертной казни. В то время практически все мечи Мурамаса были уничтожены…К концу эпохи Токугавы, несмотря на все запреты и гонения, подавляющее большинство самураев жаждало заполучить меч Мурамаса — из-за его невероятной остроты. Мечи Муромаса были классифицированы официальным испытателем Ямадой Асамоном как «мечи высшей степени остроты».Кубата Сагана, инструктор по кендо (искусству владения мечом) конца эпохи Токугава, писал, что мечи Мурамаса были острее, чем меч, сделанный известным мастером Бизэном Канэмицу. Многие предводители кланов и самураи выбирали мечи Мурамаса за их невероятную остроту, в их числе:Тоётоми Хидэёси, Маэда Тосииё, Тукусима Масанори и Санада Юкимура.До настоящего времени сохранилось лишь несколько мечей Мурамаса, в основном — в частных японских коллекциях. Увидеть это уникальное произведение оружейного искусства — редкая удача.Накайима Хисатае написал короткое стихотворение, посвященное мастерам Мурамаса:Заключен ли в них злой дух или нет,Этого мне знать не дано.Но в реальностиМечи Мурамаса – большая редкость,Это я знаю точноХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧЕЙ МУРАМАСА.В книгах по оружейному искусству, которые были написаны много позже после жизни Мурамаса утверждается, что их мечи больше похожи на традицию Мино, а не Масамунэ. Но по сути, мечи сочетают в себе характеристики и той, и другой традиции.Мечи всех троих (или четверых) мастеров обладали следующими характеристиками:— Лезвия были следующих форм:катана, вакидзаси, танто, несколько тати и совсем мало яри (копье). В целом по форме они соответствовали лезвиям Мино, за исключением того, что клинок был более широким и тонким, линия синоги размещалась выше, острие длиннее.— Текстура поверхности — итамэ-масамэ (прямая слоистость).— Цвет поверхности — чистый темно-синий с ниэ (относительно крупнозернистые зеркально-подобные частицы мартенситы на линии закалки).— Линии закалки волнистые или по форме напоминающие голову божества Дзидзо.— Гравировка на клинке встречается редко, чаще бывают желобки.— Хвостовик формы «живот рыбы».— Хамон с поверхностью нанако (поверхность в виде «икры рыбы»), в которой гранулы расположены диагональными линиями с образованием ромбиков, или нотарэ — волнистая линия, смешанная с хако (неровная линия с «коробочками»), многие с укрупнением к рукояти. Основание линий часто продолжается до края, иногда с аси (тонкие секторы мягкой стали на клинке, идущие до самой режущей кромки лезвия). Цвет якибы (закаленной части клинка) чистый кристалльный белый с голубоватым оттенком.

13 августа 2015

Кровавый японский меч Мурамасы: мистика и правда.

549145_800.jpgЖил основоположник этой кузнечной школы в середине 15-го века. Согласно традиции, самого первого мастера Мурамаса причисляют к ученикам оружейника Хэйандзё Нагаёси из Киото. Учитель прославился искусством чеканки по стали. Самый первый меч стиля Мурамаса относят к 1501 году. Но когда речь идет о школе, то тут следует подразумевать, что над мечами трудились несколько поколений мастеров. Их искусство и создало почитаемый в средневековой Японии оружейный бренд. Работали мастера в провинции Исэ, где умели добиваться исключительной остроты японского меча.Все выглядело, как досадная случайность. Просто неосторожное обращение с опасным оружием. Безупречно острые мечи наносили ранения своим владельцам неожиданно, будто кто-то невидимый направлял их лезвия. Сегун Иэясу, любуясь клинком, пробуя его мощь, неожиданно поранил себя один раз, потом другой. Воин Киёясу Токугава, дедушка ставшего в 1600 году на пост верховного властителя Японии Иэясу, погиб от кровожадного оружия выделки Мурамасы. Пострадал от него и отец правителя, получив серьезную рану.Народная молва быстро связала роковые события с магией. Говорили, что мастер Мурамаса продал душу демонам, которые и вселялись в каждый из клинков, которые закалялись в кузнице знаменитого оружейника. Это были мечи, наделенные черной энергией. Мечи-стихия, управлять которой можно было только воинам, у которых была душа не человека, но демона. Противники твердой власти Токугава утверждали, что несогласный с сегуном мастер нарочно заговаривал свои мечи, чтобы они приносили больше вреда в руках тех самураев, кто верно служил новой единой власти.Если отбросить мистику и суеверия, до которых были охочи простые японцы в 16-м столетии, то можно подумать, что просто кто-то хотел очернить имя Мурамаса перед правительством. Возможно, это была интрига конкурентов, желавших злословием добиться уничтожения всех изделий знаменитой кузни. Токугава действительно издали указ, согласно которому все мечи с клеймом Мурамасы подлежали уничтожению. Их требовали сдавать специальным чиновникам, без всякой компенсации. Такова была воля сегуна.Но не все самураи слепо повиновались приказам власти, когда речь шла о действительно великолепном оружии. Клинки прятали, снимали рукояти, взамен настоящих отдавали подделки. Так до нашего времени дошло около четырех десятков подлинных мечей школы мастера Мурамасы. Это оружие стоит сегодня столько, сколько не просят и за драгоценные полотна импрессионистов или старых мастеров эпохи Ренессанса.Источник

«Меч — душа самурая» — так говорили в Японии, где к холодному оружию всегда относились с особым пиететом. Поэтому со своими клинками воины не расставались никогда. Самураи свято верили, будто катаны являются их продолжением, но при этом считали, что мечи обладают своей собственной силой: одни якобы несут в мир добро и справедливость, а другие — смерть, хаос и разрушение. Поистине зловещую славу обрели клинки, вышедшие из кузницы мастера Мурамасы: казалось, в них жили сами демоны…

Дар богов

Учитель и ученик

Оружейные мастера в Японии занимали высокое социальное положение. Они были вхожи в лучшие дома и обладали целой массой привилегий. Правда, взамен к ним предъявлялись весьма высокие требования. Тогда считалось, будто мастер передаёт клинку свои собственные достоинства и недостатки. Поэтому оружейники должны были вести достойный образ жизни, воздерживаться от излишеств и почитать богов. А прежде чем приступать к работе, обязательно пройти обряды очищения и посвящения. За всю историю своего существования Япония знала немало оружейников. Но только о двух из них — Масамунэ и Мурамасе — были сложены легенды. Масамунэ, прозванный Белым мастером, возможно, был монахом: он в совершенстве овладел оружейным искусством, знал множество секретов изготовления мечей. По легенде, человеку, владевшему его клинком, даже не требовалось вынимать оружие из ножен. Сила, которую мастер вложил в его изготовление, уже гарантировала победу. Масамунэ делал оружие, призванное защищать жизни и отражать удары нападавших. Этому искусству он учил и всех своих учеников. И только Мурамаса — единственный из всех — пошёл против учителя и начал делать клинки, несущие смерть. Стоило только вынуть их из ножен, как они начинали требовать крови. Однажды, чтобы сравнить мечи Мурамасы и Масамунэ два клинка вонзили в дно ручья, по которому плыли опавшие листья. Те листья, что прикасались к катане Мурамасы, оказывались рассеченными на две части, тогда как меч Масамунэ листья огибали, не касаясь его… О Мурамасе ходили самые разные слухи. Одни говорили, будто, создавая свои катаны, тот постоянно повторял заклятие: «Да будет ужас в мире». Другие утверждали, что Мурамаса заковывает в мечи воинствующих духов, используя специальные заклинания. Поэтому его клинки считались кровожадным демоническим оружием, побуждающим своих обладателей крушить все и вся вокруг. А если владелец не прислушается к этим призывам, то поплатится собственной жизнью.

Проклятие семьи Токугава

Мастер

Великая честь

Каждый меч, вышедший из кузни знаменитого мастера Мурамасы, был совершенен, но при этом абсолютно индивидуален. И только исключительная острота и прочность объединяли эти 30-сантиметровые клинки, состоявшие из тысяч слоёв стали. Владеть таким мечом считалось огромной честью для японских самураев.

Повелитель колен

Некоторым клинкам мастера Мурамасы давали собственные имена. Например, «Резчик бороды» рубил головы вместе с бородой. А вот меч «Повелитель колен», которым преступника казнили в положении сидя, отрубив голову жертвы, скользил вниз и заодно перерубал ему и колени. Во времена Второй мировой войны в Японии был снят ролик, где катаной Мурамасы перерубали ствол пулемёта. В действительности сделать это невозможно. Но вот перерубить ружьё клинком знаменитого оружейника можно запросто.

Метки: Япония, оружие, Все загадки мира, клинок, меч, самураи, катана, Мурамаса

Используемые источники:

  • https://ucrazy.ru/interesting/1268825683-mechmuramasamifilirealnost.html
  • https://bigra.livejournal.com/280544.html
  • https://www.bagira.guru/weapon/yaponskij-mech-katana-muramasa.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации