Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Как точить карандаш? Профессионально. Как художник.

   Качественные и хорошо подготовленные инструменты и материалы художника делают 50% работы. А что может быть проще и важнее простого карандаша? Конечно, скажете вы, только в чём проблема? Купил один раз точилку — и точи карандаши, на здоровье. Но не тут-то было. Такой стандартной заточки хватает ненадолго (карандаш быстро тупится) и держать его правильно во время рисования не получается — он просто не будет рисовать так, как нужно. 

   Начинаем снимать стружку почти параллельно направлению самого карандаша примерно в 2-3 см от острия грифеля. Не торопитесь и не старайтесь сразу отхватить большой кусок дерева — лучше несколько раз снять лишнюю стружку с одного и того же места. Это поможет формировать ровный край среза, без бугров и углублений. Так заточка будет ровной, конусообразной, а карандаш удобным и эстетичным. Нам ведь не хочется, чтобы он походил на скрюченные пальцы ведьмы?

Сам карандаш крепко держим в нерабочей руке. Я правша, поэтому захватываю карандаш левой рукой, а нож держу в правой. Грифель карандаша очень хрупкий, снимая большие куски дерева, можно легко его обломать. Поэтому не строгаем карандаш резаком в рабочей руке, а медленно двигаем лезвие вдоль карандаша большим пальцем нерабочей руки. В моём случае, работает только большой палец левой руки, правая только фиксирует нож (это хорошо видно на видео выше).

   Сначала снимаем фаски с углов, затем всё более тонкой мелкой стружкой начинаем обрабатывать всю необходимую для зачистки длину. Режем только дерево! Грифель остаётся пока неизменным. Постарайтесь, чтобы нож скользил по конической поверхности легко, не оставлял зазубрин или лишних бугорков и ямочек. Для ровности оструганной поверхности можно немного пошлифовать её этим же ножом, расположив его лезвие перпендикулярно конической поверхности — грубые ложбинки и грани заточки будут ощущаться пальцами во время рисования. Избавимся от них.

   Ювелирно и очень осторожно заостряем грифель карандаша. Здесь лучше тоже не торопиться и мелкой крошкой обточить грифель со всех сторон на несколько раз. Он непременно получится острым и конусообразным, равномерным со всех сторон. Покрутите карандаш в руке, посмотрите, не сместился ли кончик грифеля на сторону, не искривился ли. Для верности, можно довести грифель до нужного состояния притиранием его к мелкой наждачной бумаге или выровнять так же, как и деревянную поверхность, перпендикулярно по отношению к направлению графита взятым перпендикулярно ножом.

   Если графит отломился, ничего — аккуратно подчищаем дерево у основания стержня, удлиняем графитную часть и снова её заостряем как описано выше. Проверьте скольжение ножа по поверхности всей заточки: угол заточки дерева должен совпадать с углом заточки графита. Так карандаш будет проводить ровные линии, как бы вы его не взяли в руку — со всех сторон одинаково.

   Твёрдый графит требует особой осторожности — для его точения нужна сила нажатия, но можно и переусердствовать и сломать острый край. Двигайтесь медленно, осторожно, снимайте графитную стружку и пудру мелко, по несколько проходов на одну сторону. Мягкие карандаши тоже требуют аккуратности — тут, наоборот, излишняя сила нажатия может навредить. Мягкий графит легче стачивается, не давите на него сильно, чтобы не убрать лишнего.

   Проверяем длину заточки, удобно ли держать карандаш, комфортно ли наносить линии и пятна разно направленности с разным захватом карандаша и наклоном руки. Если нужна более длинная заточка (я люблю, когда карандаш заточен на 4-5 см длиной), понемногу удлиняем зачищенную часть. Старайтесь не затронуть острый край. Лучше отнимать нож примерно на полпути к грифелю. Если до этого момента вы всё сделали правильно, нож сам легко проскользнёт по уже заточенному карандашу, ничего не повредив.

   Сразу избавляемся от свисающего с карандаша мусора — стружки только мешают. Убираем грубые углы и грани. Проверяем заточенную часть на ровность и удобство держания в разных положениях и захватах.

   Шлифуем напоследок очищенную от дерева часть карандаша, доводим его до ровного, идеального состояния. Первые несколько раз на точение карандашей таким образом будет уходить много времени — минут 15 и даже более, но потом, натренировавшись, можно сократить его до 5-7 минут. Зато удовольствие от рисования таким карандашом вы непременно оцените в первые же секунды рабочего процесса. Удобнее сразу заточить несколько наборов карандашей, чтобы заменять карандаши нужной мягкости быстро, не отвлекаясь от процесса. У меня одновременно в работе 3-5 наборов карандашей. Это очень удобно.

   Для заточки всех затупившихся и сломанных карандашей выгодно выделить полдня сразу и не отвлекаться от рисования целый месяц. Надеюсь, ваши карандаши теперь всегда будут острые, удобные и готовые к созданию прекрасных работ в любое время, когда бы вас ни посетило вдохновение. Точите карандаши с удовольствием! Удачи вам, дорогие художники!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂

На первый взгляд кажется, что такие мелочи, как затачивание карандаша не сильно то и влияют на качество конечного рисунка, но это далеко не так. Почему то людям, далеким от занятий рисованием, со стороны кажется, что художник наделен талантом от природы и потому все у него получается. Он просто берет и рисует шедевр 🙂 Но на деле рисование – та же математика. В нем есть свои правила и каждая мелочь, как и в точных науках играет важное значение. Так, если ты не заточил правильно карандаш, то тебе не удастся сделать аккуратную штриховку, прорисовать мелкие детали. Но хватит размышлений, приступим к практике!

“Как же можно неправильно заточить карандаш?” – спросите вы. Да очень просто – точилкой для карандашей!

Неожиданно? Все так и есть. Точилка или подстругалка, как ее некоторые называют, ломает стержень внутри карандаша. Кроме того само качество заточки оставляет желать лучшего: карандаш затачивается недостаточно остро и совсем не эстетично. На фото ниже левый карандаш заточен точилкой, а правый канцелярским ножом, правильно.

image-127.jpeg

Посмотрите поближе и увидите, что стержень карандаша, заточенного ножом больше оголен и острее на конце, что позволит дольше рисовать без повторной заточки.

image-128.jpeg

Для этих целей нужно использовать канцелярский ножик. Канцелярский, потому что у кухонного лезвие очень толстое и им неудобно строгать, особенно когда заостряешь самый кончик и нужно быть очень аккуратным. Ножики бывают разными. На фото большой и маленький варианты. Большой надежнее и в нем есть сменные лезвия, а маленький удобно с собой таскать, когда идешь на улицу рисовать или в гости наброски делать.

image-129.jpeg

Начинать заточку нужно отступив от стержня несколько сантиметров. На этом этапе можно состругивать дерево большими хлопьями, главное чтобы на карандаше еще оставался слой дерева под ножом.

Вот как выглядит карандаш, когда я сточила первый слой.

Дальше необходимо срезать мелкие хлопья около кончика. При этом нужно оголить стержень где-то на сантиметр.

И последний этап: соскабливаем лишний графит с грифеля. Чтобы его случайно не сломать придерживайте стержень пальцем снизу.

Затачивать следует до такой степени, чтобы карандашом можно было уколоться. Такой игольчатый кончик позволить делать красивые мелкие штришки и прорисовывать детальки.

В итоге у вас должен получиться карандаш, у которого древко заточено на 2,5 – 3,5 см, а стержень выступает на 8 – 10 мм. Оставшуюся “пыль” можно использовать для фона или рисования облаков. Нужно просто высыпать ее на нужное место и растереть кусочком ваты. Вот так!

Теперь вы знаете как правильно заточить карандаш и не будете ломать их точилкой:) Успехов вам в рисовании и не ленитесь узнавать такие мелочи, которые помогут вам быстрее научиться рисовать!

Как правильно точить карандаши

16 октября 2017, 14:38 </li>

0u396b7ca2-1aa94740-2679c21a.png Один из первых навыков, которому детей учат в художественной школе, это рисовать на мольберте и точить карандаши. Несмотря на простоту операции здесь есть несколько тонких моментов, которые я и постараюсь раскрыть. Также мы постараемся разобраться когда нужны точилки и нужно ли всегда остро затачивать карандаш.

Чернографитные карандаши

В зависимости от задач карандаши требуют разной заточки. Если нужно что-то написать или набросать эскиз — точилки вполне достаточно. Главное, чтобы она была острой, я свои постоянно меняю и выкидываю старые. Существует поверье, что точилка ломает грифель внутри карандаша, однако я на своем опыте проверила что нет, если она достаточно острая и точить аккуратно. Лучше всего не крутить карандаш в точилке, а проворачивать ее вокруг карандаша — так давление на грифель будет меньше. Неплохо отзываются об электрических точилках, но тут увы я не могу чего-то сказать, поскольку ей не пользовалась. Насколько я видела, большинство зарубежных художников пользуется электроточилками.0u64c01a02-70da9c60-b93c9910.jpg Если нужно рисовать на мольберте или вертикальной поверхности — тут уже понадобится канцелярский нож. Идеальная заточка для такого положения: длинный грифель (около 1 см), длинный конус заточки (2-3 см) и острый кончик. Это делается для того, чтобы при рисовании более горизонтально у карандашей была вариативность линии и дерево не царапало лист. Заточка ножом требует сноровки и аккуратности, нужно еще учитывать, что не все карандаши сейчас с хорошей древесиной и что мягкие карандаши точить чуть сложнее. Однако немного практики и затачивать будет совсем легко, главное помните, что точить нужно всегда от себя) В процессе можно заострять кончик карандаша наждачной бумагой. Писать и рисовать вертикально таким карандашом неудобно да и не требуется.

Цветные карандаши

Здесь тоже сложно обойтись без точилки, но есть одно «но». Лучше всего использовать точилку для широких карандашей, чтобы конус получался маленьким. Когда мы рисуем или раскрашиваем цветными карандашами, из-за нажима на карандаши с острым кончиком грифель как бы вибрирует внутри корпуса и ломается. Так получаются карандаши со сломанным грифелем, которые ни разу не падали. У такого способа правда есть недостаток — точить придется чаще. 0u38188e3e-62511211-705445dc.jpg

Монолитные карандаши

Самый идеальный тип, почти не требующий заточки. Прелесть монолитов в том, что поворачивая их в процессе рисования, можно автоматически затачивать карандаш, не теряя при этом пигмента. Ну или как вариант пользоваться наждачкой. Есть специальные для художников, либо нулевка из строительного магазина тоже вариант. У меня вот такая, мне нравится, единственное может некоторым показаться немного грубой.0u12c872d4-174747f7-690bd634.jpg Напоследок веселое видео как делать НЕ надо) Ну вот и все хитрости, надеюсь они помогут сохранить ваши карандаши целыми и позволят делать красивые рисунки.Используемые источники:

  • https://jotto8.ru/blog/kak-tochit-karandash-professionalno-kak-hudozhnik
  • https://sketch-art.ru/kak_pravilno_zatochit_karandash/
  • http://artlab.club/school/kak-pravilno-tochit-karandashi.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации