Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 3

Наследие прошлого. В Верхнем Сузуне НСО нашли остатки древних жилищ

(букв. «верхний бог»)

Нум-Торум, Торум, в мифологии обских угров верховное божество, бог неба, демиург. Среди большого числа параллельных имен и постоянных эпитетов Н.-Т.: «большой (великий) бог», «белый бог», «золотой свет», «верхний мир» и др. Довольно широко распространено представление небесных божеств: у манси он сын Корс-Торума и внук Косяр-Торума, которые занимают соответственно второй и третий ярусы верхнего мира, у северных хантов — сын Нум-Курыса и внук Нум-Сивеса. При этом братьями и сестрами Н.-Т. признаются божества солнца (Хотал-эква), луны (Этпос-ойка), огня (Най-эква), подземного мира (Куль-отыр), а также высшее женское божество Калташ-эква (одновременно жена Н.-Т.). Из семи сыновей Н.-Т. шесть выступают преимущественно как локальные божества, посланные небесным отцом в разные уголки земли, младший — Мир-суснэ-хум приобрел главенство. В ряде мифов Н.-Т. изображается как величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, живущий в огромном, светлом доме «на седьмом небе», который полон богатств. В этом доме находятся сосуды с живой и мертвой водой, водой для наводнений. Н.-Т. наблюдает за происходящим на земле в отверстие, через которое на железной цепи он спускает вниз своих посланников или поднимает земных героев, удостоившихся чести лицезреть его.Н.-Т. выступает в роли демиурга, его помощником является Куль-отыр в образе гагары, доставшей зачаток земли со дна первородного океана. Н.-Т. придал земле устойчивость с помощью тяжелого пояса, превратившегося в Уральские горы, создал животных, послал в мир болезни и смерть, научил человека рыболовству, охоте и изготовлению одежды (таким образом, Н.-Т. свойственны и функции культурного героя). Известен вариант мифа, в котором создание вселенной приписывается Корс-Торуму, а Н.-Т. выступает как воссоздатель и устроитель земли после потопа (выкупавшись в его водах, Н.-Т. омолодился и родил семерых сыновей). С Н.-Т. связываются запреты инцеста, жестоких и массовых убийств, регуляция отношений между людьми и медведями (см. КОНСЫГ-ОЙКА), установление законов религиозного культа.Н.-Т. почитался как божество, создавшее и посылающее на землю дневной свет, устанавливающее продолжительность жизни человека. Сведения о роли Н.-Т. в ниспослании удачи, установлении погоды, наделении человека шаманским даром не всегда идентичны: по одним версиям (более характерным для манси), он непосредственно занимается этими земными делами или направляет деятельность соответствующих духов, по другим же (чаще представленным у хантов), — после сотворения мира Н.-Т. в значительной мере отрешился от текущих дел, передоверив их младшим членам своей семьи или отдельным духам. В связи с этим непосредственные жертвоприношения Н.-Т. практиковались не повсеместно или же были редки; считалось, что любая жертва второстепенному божеству или духу является одновременно знаком почитания Н.-Т. или что небесное божество не нуждается в подарках человека. В культовых ритуалах с Н.-Т. ассоциировались белый цвет, возвышенность, береза как священное дерево. В тех районах, где велась активная миссионерская деятельность, образ Н.-Т. сливался в представлениях аборигенов с образом единого христианского бога, что, по некоторым данным, вело к активизации культа Н.-Т. и к практике прямых обращений к нему с мольбами. Не исключено, что именно поздними влияниями монотеистических религий объясняется то, что Н.-Т. в обско-угорской мифологии играет заметно большую роль, нежели во многом сходный с ним Нум в мифологии самодийцев.Лит. см. при статье ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Е. А. Хелимский.

Мифологическая энциклопедия

Как Нуми-Торум сотворил мир

275824_169_i_067.jpg

Верховным богом ханты и манси считали Нуми-Торума (Нум-Торума, Торума, т. е. «Верхнего бога»), «Большого старика» (Алле-ики), Сорни-Торума («Золотого Торума»), обитавшего на небе: слово торум имело много значений — «небо», «Вселенная», «погода», «бог» (как и финское слово юмала). Нуми-Торум (в других мифах — его отец Корс-Торум) велел гагаре, плававшей в водах Мирового океана, трижды нырять на дно, пока она не вынесла в клюве ил, из которого Нуми-Торум стал творить землю. В облике гагары, согласно мифам манси, скрывался бог преисподней Куль-отыр, богатырский повелитель злых духов (кулей). Он оставил часть земли в клюве, но когда земля, по повелению Нуми-торума, стала разрастаться, утаенная часть тоже принялась расти, и гагара выплюнула ее из клюва, создав горы (Урал) на ровной поверхности. Чтобы земля не разрасталась до бесконечности и не утонула от собственной тяжести, Нуми-Торум велел Вит-кулю — водяному — пожирать ее. Лесные пожары также делают землю легче и позволяют ей держаться на поверхности океана.

Гагара в мифах разных финно-угорских народов оказывается воплощением злого творца: Омоля у коми, Куль-отыра у манси; даже у саамов она считается женой черта. К «добрым» водоплавающим птицам с древних времен относились лебедь, гусь и утка.

У хантов противником Нуми-Торума был злой дух Кынь-Лунг. Они были братьями, рожденными богиней-матерью Анки-Пугос. Когда уставший от творения бог уснул на созданной им земле, Кынь-Лунг попытался сбросить его в океан. От этого возникли неровности почвы, а земля стала разрастаться. Нуми-Торум не смог жить на земле со злым братом: по Млечному пути он удалился на небо.

Чтобы земля была устойчивой на водах океана, Нуми-Торум, по совету своей сестры, богини земли Йоли-Торум-шань, или Калтащ-эквы, бросил на нее свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами, и тогда он превратился в Уральский хребет, опоясавший середину земли.

Побежденный противник бога-творца проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие (в других вариантах отверстие своим посохом проделывает Нуми-Торум). С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари — насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня — покровительница людей, Мых-ими, в мифах хантов тождественная Анки-Пугос и мансийской Калтащ-экве, загораживает это отверстие своими котлами.

Обско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныряют (без божественного повеления) две птицы — большая гагара и малая гагарка. Лишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. Они так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. У гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок (этиологический миф об окраске птиц подтверждал истинность мифа о творении). Земля, вынесенная на поверхность океана, стала сама разрастаться и растет все больше и больше.

Другой миф причудливо соединяет библейскую легенду о потопе с древним космогоническим мифом. Безымянные старик и старуха живут в доме на кочке посреди вод океана. С неба прилетают две железные гагары, которые по очереди выносят по кусочку земли и прилепляют их к бревнам избы. У старика есть белый ворон, которого он время от времени выпускает проверить, не выросла ли земля. Первый раз ворон летает недолго, на второй раз исчезает на полдня. В третий раз он возвращается лишь на третий год — но уже черным. Старик спрашивает ворона, почему тот почернел, и тот признается, что нашел на краю земли труп человека и поклевал падали. Тогда старик заклял его: ворон не будет сам добывать зверя и рыбу — он всегда будет питаться падалью. Сходный апокрифический миф рассказывается о Ное, который выпустил ворона из ковчега, чтобы он узнал, отступили ли воды всемирного потопа: такой миф был известен также саамам.

Еще один миф о сотворении мира содержит малоаппетитную на современный взгляд подробность. «Светлый муж-отец», как именуется Нуми-Торум уже под влиянием христианства, создал этот мир, который отождествляется с Сибирью. У него уже есть сын, который спрашивает у отца, не может ли он создать посреди океана холм, на котором он мог бы уместиться? Сын сам высмаркивает из глотки сопли, которые и становятся основой земли. Но тут творец видит нечто, всплывающее и вновь тонущее. Это оказался черт — куль, несомый ветром. Тогда мальчик выпускает своих помощниц — двух гагар, которые и разрывают черта.

Затем мальчик решается отправить птиц на поиски настоящей земли: одна из них скрывается под водой почти семь лет (без семи месяцев) и не достает земли, другая выныривает через семь лет и стряхивает со своих крыльев каменистую землю.

Поделитесь на страничке

Следующая глава

26.08.2018 10:27320Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. АиФ на Оби 21/08/201837495030b9c51ec4a29fb872c3e025ed.jpgАрхеологи нашли около ста бронзовых предметов культа. © / pixabay.com

Археологи Новосибирского государственного краеведческого музея этим летом работали на территории нового археологического памятника – поселения Верхний Сузун-10.

В Верхнем Сузуне учёные обнаружили остатки шести древних жилых строений. Люди жили здесь с VIII в. до н. э. (эпоха поздней бронзы).

Символ мудрости

За время раскопок археологи нашли около 100 бронзовых предметов. Большинство из них связано с религиозными представлениями обско-угорских народов Западной Сибири: плоские литые изображения хищных птиц, птиц-людей, всадников на коне, изображения медведей, оленя, гуся.

«Найденные антропоморфные изображения связаны с образами верховного божества в мифологии обских угров Нуми-Торума, чьё имя обозначает «Бог», «Дух», «Небо», и его жены – богини Калташ-эквы», – рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник музея Сергей Росляков.

Самой многочисленной находкой стали фигурки хищной птицы и человека-птицы. Учёные объясняют: одним из самых распространённых духов-покровителей у обских угров был «Старик-филин». С ним связана мансийская легенда, опубликованная доктором исторических наук Владимиром Петрухиным, много лет посвятившим изучению мифов финно-угорских народов.

Верховным богом у манси был Нуми-Торум. Его представляли в виде большого старика. «Нуми-Торум живёт в своём огромном и светлом небесном жилище с серебряным или золотым дымоходом, разделённом на семь покоев с семью окнами. Там у него хранятся сосуды с живой и мёртвой водой, книга жизни, куда записаны судьбы всех людей. На священном лугу с золотой травой пасётся скот небесного бога – кони, коровы, олени. Он имеет облик величественного старца в золотых одеяниях, восседающего на золотом престоле с золотым посохом в руках, его глаза подобны восходящему солнцу».

Нуми-Торум научил людей рыболовству, охоте, изготовлению одежды, установил религиозный культ и моральные нормы. От него зависит погода и удача в человеческой жизни, он может наделить человека шаманским даром.

a81c2078549d142e38d82121e7546c96.jpgПамятник археологии спасают в Новосибирске на месте будущей стройки

</p>

Кровожадная женщина

Второе по значимости божество народов манси – супруга Нуми-Торума – богиня Земли Калташ-эква. Это она надоумила мужа укрепить землю, плавающую на поверхности океана, горным поясом. Она вдохнула жизнь в тела первых людей.

Однако потом в божественном семействе произошла ссора. Калташ-эква потребовала, чтобы Нуми-Торум построил себе новое жилище из костей всех зверей и птиц. Нуми-Торум возмутился: что будут есть люди, если он убьёт всех зверей и птиц? Женщина, однако, настояла на своём, и бог отправил щуку собирать всех рыб, кулика – всех птиц. Наконец собрались все, кроме мудрого филина. Он явился лишь на третий зов и отговорил бога приносить себе в жертву всё живое, попрекнув его, что он уподобится женщине, если последует её совету. Тогда Нуми-Торум, разгневавшись, принялся бить Калташ-экву и наконец сбросил её вниз через отверстие, которое вело с неба на землю.

С тех пор филин считается у манси священной птицей.

В чём виновата собака?

Продолжение ханты-мансийского эпоса гласит, что у Нуми-Торума был младший брат – Куль-отыр – хозяин преисподней. Древние жители Сибири изображали его богатырём в чёрной шубе. Кто прикоснётся к шубе, того ожидают болезнь и смерть. Куль-отыр получает от старшего брата списки тех, кто должен умереть, отправляется за ними и перевозит их на лодке на тот свет. «Тот свет» у манси был в низовьях Оби за Полярным кругом.

Из-за Куль-отыра человек стал смертным. Раньше человек вновь оживал после смерти. Интересно то, что в могилы умерших предков ханты и манси клали лодки. Вероятно, на этих лодках ожившие покойники возвращались обратно.

Но однажды собака, увидев мёртвого хозяина, пришла к Нуми-Торуму и спросила, что с ним делать. Бог ответил, что на ноги мертвецу надо положить камень, а на голову – гнилушки, тогда он оживёт. Но на обратном пути собака повстречала Куль-отыра, и тот велел положить камень человеку на голову. Камень продавил человеку череп, и тот стал смертным. Тогда бог проклял собаку. Раньше она была чистым животным и ела из одной посуды с человеком. Но теперь она должна была жить на дворе и питаться тем, что ей подаст хозяин. На умершего же стали действительно класть камень – чтобы он не поднялся из могилы, став вредоносным мертвецом, по-современному – зомби.

Следующий материал

Также вам может быть интересно

Используемые источники:

  • https://gufo.me/dict/mythology_encyclopedia/%d0%9d%d0%a3%d0%9c%d0%98-%d0%a2%d0%9e%d0%a0%d0%a3%d0%9c
  • https://culture.wikireading.ru/4160
  • https://nsk.aif.ru/culture/nasledie_proshlogo_v_verhnem_suzune_nso_nashli_ostatki_drevnih_zhilishch

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации