15.02.2018,
В жизни каждого уважающего себя портативного аудиофила наступает момент, когда он решает обзавестись приличными полноразмерными наушниками и стационарным источником. Чаще всего в роли последнего выступает ЦАП с усилителем, и именно о таком «комбайне» мы и поговорим сегодня, ведь Audinst выпустили вторую версию своего HUD-DX1.
Собственно, если вы уже читали мой обзор первой версии этого устройства, можете сразу перейти к разделу о звуке, там я вкратце опишу ту небольшую разницу, что имеется между этими устройствами. Если же вы его пропустили, то читайте сразу этот, всё равно первой версии уже нет в официальной продаже.
Корейская компания Audinst уже далеко не новички рынка персонального аудио, но, несмотря на это, свою линейку они расширяют очень экономно, концентрируясь буквально на нескольких (очень хороших) продуктах. Вышедший несколько лет назад DX1 ознаменовал переход компании от PCM к Sabre, хотя само устройство осталось таким же универсальным и удобным, в компактном корпусе сочетается мощный усилитель для наушников и весьма продвинутые для небольшого комбайна решения: термостабилизированные задающие генераторы, двойная схема питания (от USB или внешнего блока), защита от скачков напряжения, защита нагрузки и многое другое.
Относительно недавно, в компании решили немного обновить это устройство, сменив некоторые ОУ с MUSES8920 на LME49720 (впрочем, Muses по-прежнему используются в роли преобразователя ток/напряжение), а также задействовав конденсаторы от Nichicon. Ещё чуть раньше в компании снизили ценник, и он составляет примерно 330 долларов, и при обновлении внутренностей он не изменился, что не может не радовать.
Технические характеристики
- ЦАП: ESS Sabre 9018K2M
- ОУ: MUSES8920, LME49720 и TPA6120A2
- Динамический диапазон: 127 дБ
- Общие гармонические искажения + шум: -120 дБ
- Максимальное выходное напряжение: ±10 Vpp @ 600Ω
- Максимальная выходная мощность: 1,5 Вт @ 32Ω
- Выходной импеданс: 2Ω
- Входы: оптический, USB
- Выходы: оптический, 3,5 мм TRS, 6,3 мм TRS, линейный выход 2 × RCA
- : USB 5 V или внешний БП 12V ~ 15V
- Размеры: 104 мм × 120 мм × 34 мм
- Вес: 300 г
Упаковка и комплект поставки
Судя по тому, что коробка осталась такой же, как у первой версии (про обновление уведомляет только стикер), упаковку Audinst заказали заранее и с запасом. Внутри коробки всё аккуратно упаковано в пакеты и мягкие вставки, поэтому за сохранность прибора можно быть почти спокойным (всё-таки не стоит недооценивать таланты нашей почты). Разумеется, внутри лежит сам ЦАП/усилитель, помимо него, также имеются:
- блок питания
- адаптер для европейских розеток
- USB-провод
- шестигранная отвертка для вскрытия корпуса
- 4 самоклеящихся ножки
Как видите, в отличие от других производителей, пломбирующих свои устройства, Audinst не только не запрещает вскрывать DX1, но даже и сами дают для этого инструмент, хотя всё равно вам ещё пригодится крестообразная отвёртка. Для чего же может понадобиться залезать внутрь — расскажу ниже.
Дизайн и управление
В Корее, видимо, решили, что подход Генри Форда «вы можете заказать наш автомобиль в любом цвете, если этот цвет — чёрный» слишком суров, поэтому DX1 предлагается в двух вариантах: чёрно-золотистый и бело-серебристый. Оба выглядят очень неплохо, и, пожалуй, посмотрев их оба вживую, я не возьмусь сказать, какой же лучше.
Само устройство очень компактно, оно не займёт много места на столе, при желании его можно даже брать с собой в поездки, если вы не мыслите ни дня без качественного звука. Что касается дизайна, думаю, он понятен по фотографиям, я же просто расскажу об управлении.
На задней панели размещаются практически все входы:
- USB для подключения к компьютеру или мобильным телефонам (в последнем случае надо будет подключить блок питания)
- питание, если вы решите подключить DX1 к сети
- линейный выход в виде двух RCA
- оптические вход и выход
Как видите, набор интерфейсов неплохой, и для полного комплекта не хватает только линейного входа, поскольку Audinst позиционирует DX1 больше как ЦАП, чем как усилитель. Некоторой компенсацией может служить возможность использовать прибор в роли конвертера «USB — оптика».
Как я уже писал выше, DX1 чаще всего может питаться от 5 вольт, получаемых по шине USB, хотя в некоторых случаях будет логичней подключить блок питания. Навскидку я вижу следующие случаи, когда это надо сделать: при использовании смартфона в роли источника, если вы используете DX1 с ноутбуком и хотите поберечь его батарею, если USB-выход вашего компьютера сильно шумит наводками по линии питания, при использовании тугих полноразмерных наушников. В последнем случае вам надо будет ещё и включить максимальный гейн, убрав два джампера на внутренней плате. При включении блока питания DX1 автоматически переходит на работу с ним, используя USB только для передачи данных. При этом, если источник сигнала выключается, комбайн тоже переходит в спящий режим с пониженным энергопотреблением.
Передняя панель содержит два выхода на наушники: 3,5 и 6,3 мм, при желании их можно использовать оба одновременно, но чаще всего это просто дополнительное удобство, позволяющее отказаться от переходников. Тут же находится переключатель выхода (линейный/наушниковый) и переключатель входов (оптика/USB), в среднем положении выключающий ЦАП. Ручка громкости находится справа, она обладает очень тихим ходом, шум при вращении отсутствует.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Подача комбайна по-прежнему нейтральная, с хорошим разрешением и без каких-либо «искусственных добавок». Если к этому прибавить большой запас по мощности, получается достаточно удобное устройство для любых наушников, позволяющее им максимально раскрыть собственный характер.
Бас тут быстрый, очень хлёсткий, с прекрасным уровнем детализации и неплохой глубиной. DX1 лишён типичной «добавки» НЧ, характерной для многих других источников, особенно недорогих, поэтому поначалу может казаться, что баса у него мало, но на самом деле количественно НЧ тут вполне сбалансированы. Разумеется, бас обладает приятной текстурностью и хорошо контролируется.
СЧ очень детальные и подаются с небольшим уклоном в микроконтрастность, что приводит к некоторой переборчивости устройства, записи ему нужны как можно лучше по качеству. Благодаря подобной подаче устройство изумительно передаёт нюансы инструментов и характер помещения, но низким мужским голосам на плохих записях может не хватать веса, хотя женские как раз от таких СЧ зачастую выигрывают. Воображаемая сцена не рекордная, но заметно больше средней по ширине и глубине, с прекрасным разделением планов.
ВЧ-диапазон тут также ожидаемо хорош, он протяжённый, детальный, с чуть акцентированными атаками и короткими затуханиями. При этом DX1 избегает резкости и излишнего акцентирования ВЧ-диапазона, если, конечно, не использовать его с совсем уж светлыми наушниками. Впрочем, чувствительные к ВЧ люди могут всё-таки ощутить «перебор», хотя, на мой слух, количество «верха» тут нормальное. «Слоистость» ВЧ не идеальная, но для данной ценовой категории тоже достаточно хороша, по верхним частотам комбайн способен выжать максимум из наушников с практически любой подачей.
Если проводить сравнение с первой версией, разница не велика, буквально на уровне мелких нюансов. Второе поколение обладает чуть лучшим разрешением баса и ВСЧ, в то время как «верхняя середина» первого поколения подаётся чуть более сглажено. В общем, если вы являетесь обладателем ЦАПа первого поколения, никакой необходимости в срочном апгрейде нет.
Если же вы хотите что-то изменить в подаче устройства, к вашим услугам богатые возможности замены ОУ, в DX1 меняются два «операционника», в V2 в их роли выступают LME’шки, но при желании их можно менять на многие другие. Чтобы не тратить лишнее время (и деньги) на поиски, сразу скажу, что, по многочисленным отзывам и моему личному опыту, наилучшие результаты дают старшие модели ОУ от Muses и гибридные ОУ SupremeSound V5i.
Совместимость
DX1 весьма универсален, есть буквально несколько моделей наушников, которым не хватит его мощности. Верно и обратное — низкий уровень шума позволяет почти без проблем использовать его с чувствительными IEM. Единственной трудностью в этом случае может стать излишняя мощность и, как следствие, маленький запас комфортного хода регулятора громкости, если ваши IEM сильно чувствительны. Последнее, впрочем, без проблем исправляется уменьшением громкости на источнике или использованием аттенюатора.
Стилистически комбайн универсален, главное тут — предпочтения владельца и достойный материал. К качеству записей устройство по-прежнему весьма критично, где-то на 8 по 10-балльной шкале.
По традиции несколько треков-примеров
Caetano Veloso — Um Canto De Afoxe Para O Bloco Do Ile. На первый взгляд кажется, что этот трек достаточно прост, но это очень обманчивое впечатление, только с хорошим ЦАПом (вроде DX1) можно как следует разложить его по составляющим, уловив все нюансы хора, и насладиться прекрасной, объёмной записью.
Lithium — Green. И ещё один многоплановый трек с очень объёмной записью, цепляющий некоторой экстравагантностью, спрятанной за спокойным фасадом. Добавьте к DX1 хорошие детальные наушники — и вы сможете переслушать эту композицию не один десяток раз, всё время находя при этом что-то новое.
Röyksopp — Eple. Если предыдущий пример вогнал вас в сон, то этот наверняка разбудит, проехавшись наждачкой по слуху. Ломаные ритмы, накладывающиеся друг на друга, образуют совершенное в своей хаотичности произведение, а комбайн от Audinst с его нейтральной детальностью позволит вам не пропустить ни одного причудливого изгиба этого трека.
Выводы
В целом DX1 претерпел очень небольшие изменения, разработчики, видимо, решили, что от добра добра не ищут, и менять знакомый звук не стали, просто немного оттюнинговав его по своему усмотрению. Так что данный комбайн по-прежнему является одним из лучших способов получить за небольшие деньги качественный стационар: детальный, техничный, универсальный и мощный. Для тех же, кому этот звук со временем приестся, есть прекрасная возможность «освежить» подачу, заменив всего пару ОУ.
Купить Audinst HUD-DX1
Не так давно, но уже исторически сложилось, что китайские высокотехнологичные товары занимают лидирующие позиции на рынке, по крайней мере в бюджетных и средне ценовых сегментах, применимо это и к Hi-Fi аппаратуре, как к портативной, так и стационарной, что, впрочем, не удивительно с учетом того, что именно китайские кони ниву потребительского хайфая и вспахали.
В топовом сегменте, конечно, расстановка сил несколько иная, присутствуют там и другие азиаты, и даже редкие европейцы сомнительного происхождения. И последнее время весьма активно дергаются корейские разработчики, и я сейчас не A&K имею ввиду. Да, чаще всего их продукция неконкурентоспособна или попросту слаба, как, например провальный OPUS#1, но попадаются и весьма достойные устройства, такие, как, например, Audinst HUD-DX1.
Корейцы традиционно наказывают китайцев в плане софта и дизайна (стоит вспомнить тот же OPUS, который по функционалу давал фору китайпрому) и Audinst HUD-DX1 не стал исключением.
Упаковка и комплектация
Поставляется он в весьма приличного вида белой глянцевой коробке с серебристыми надписями и необходимым минимумом информации на нижней грани. Человек, знающий английский, корейский либо китайский сможет понять, что у него в руках настоящий пропуск в мир хайфая с поддержкой звука разрешением до 32/384 и нэйтивной поддержкой DSD128, наличием неплохого набора интерфейсов, нешумным питанием и опять же поддержкой актуальных операционных систем семейств Windows (7-10) и MacOS X, пингвинятники же, по мнению разработчиков, должны слушать MP3 на встроенных динаймиках своих допотопных ноутбуков.
В сияющих недрах белоснежной коробки скрывается нехитрый скарб узкоглазого бродяги – сетевой адаптер с переходником на расово правильные розетки, USB-кабель, четыре не то ножки, похожи на батарейки, не то действительно батарейки, шестиугольный ключ для откручивания лицевой панели и внушительной толщины инструкция на четырех языках: английском и иероглифах.
Внешний вид и интерфейсы
HUD-DX1 продается как в погребально-черном, так и в свадебно белом цветах, на мой взгляд, именно второй вариант выглядит наиболее выигрышно, но не потому что жениться не так грустно, как помирать, и дело даже не в том, что расцветка довольно редкая, просто, сама эмаль очень красивая – с приятной матовой текстурой. Конечно, качество покраски скромнее, чем на автомобилях BMW, но хоть сколы анодирования маркером не замазаны, как часто бывает в этой ценовой категории.
Весит агрегат совсем скромно – 301 грамм, да и размерами куда компактнее многих аналогов, хоть это и не всех порадует. На передней панели кроме вертушки громкости, расположились переключатели выходов и входов, а также входы под наушники сразу двух стандартов: 3.5 и 6.3 мм. Задок корейца кроме традиционных USB-входа и разъема питания, имеет также оптические вход и выход с подпружиненными дверцами (до 192/24), а также выход линейный.
Юзабилити.
Драйвера без труда скачиваются с официального сайта, это получится даже у не сильно маразматичной пенсионерки или обладательницы розового айфона. На десятке все запускается сразу и без магии.
Интерфейс понятен без инструкции, перепутать что-то не выйдет даже при желании. Audinst HUD-DX1 может работать как с питанием от адаптера, так и без оного – но не с любым кабелем, понятное дело. Интересной особенностью является возможность подключения сразу двух пар наушников, работают они одновременно и вроде без проблем. По мощности толстый и худой входы не отличаются, хотя идея вроде здравая.
Звучание
Audinst HUD-DX1 очень компактен, помните? Тогда стоит запомнить и то, что рассчитывать на использование с этой крохой изодинам, как любят некоторые, или, к примеру, трехсотомников – не стоит, однозначно, для этого есть устройства другого размера и цены. Хотя, есть такие, кому и iBasso50 аудезы качает. Но с большинством внутриканальных и накладных наушников девайс справится без проблем.
Да и, как ни крути, владельцы изодинам или топовых высокоомов вряд ли станут интересовать DX1, это все-таки устройство начального уровня.
И на самом деле, весьма достойно звучащее для своей цены и размеров. В первую очередь внимание обращаешь на разделение инструментов и передачу пространства, сцена не раздута до безобразия, но проработана весьма прилично, на хороших записях это сразу же цепляет, очень трудно переключить трек. Разрешение и микродинамика не выдающиеся, но вполне соответствуют данной ценовой категории, а вот сцена шикарна.
Тембрально ЦАП нейтрален, без заметных перекосов. Звук не мутный, но и не высветленный. Высокие и середина вполне хороши и придутся по вкусу начинающему меломану, но аудиофила со стажем вряд ли впечатлят. Басы не чрезмерны, но достаточны, имеют неплохую скорость.
Главное, что корейцам удалось – это сохранить драгоценный баланс, как в характеристиках, так и в звучании. Audinst HUD-DX1 не слишком дорог, не слишком громоздок, достаточно мощен, прост в управлении и в то же время функционален, имеет лаконичный и приятный глазу дизайн, но самое важное – очень приятно звучит. Бывают устройства, к примеру, с шикарным разрешением, но отсутствием баса или никакой передачей пространства, и ты вроде и понимаешь, что звучит круто, но удовольствия от этого никакого. Здесь же тот случай, когда музыка приносит удовольствие, причем самая разнообразная, ЦАП может отыгрывать как легкие расслабленные композиции, так и плотный напористый звук.
В итоге
В целом, устройство весьма приличное и отлично подойдет тем, кто только ступает на скользкую дорожку звуколожества и хочет получить универсальный играющий из коробки без плясок с бубном вариант. Может показаться, что я не слишком то хвалил Audinst HUD-DX1, и стоит взглянуть на другие варианты, но проблем в том, что они не лучше. Это тот самый случай, когда устройство звучит не идеально, но очень хорошо на свои деньги. Да и отсутствие серьезных недостатков тоже вполне себе достоинство.
Корейская компания Audinst заработала себе имя, выпустив очень успешный ЦАП/усилитель для наушников HUD-MX1. Он был достаточно тепло встречен пользователями за счет удачного сочетания компактного размера, доступной цены и хорошего звука. Но почивать на лаврах долго — неудачная идея для любой компании, поэтому инженеры Audinst разработали новую модель HUD-MX2, о которой я и хочу рассказать.
Если у вас есть вопрос: зачем нужны ЦАПы и/или усилители для наушников — не буду в очередной раз повторяться. Прочитайте вступление к вот этому обзору и, думаю, вам будет понятно.
HUD-MX2 продается за 250 долларов (официальная продажа на eBay с бесплатной доставкой), примерно на 70 зеленых дороже первой модели. Что же мы получаем за эти деньги? Вкратце расскажу про особенности этого ЦАП/усилителя.
В ЦАП используется микросхема Vinyl EnvyUSB от VIA, поддерживающий звук разрешением до 24 бит / 96 КГц по USB и до 24 бит / 192 КГц по оптике. В сочетании с микросхемой PCM1796 от Ti, дающей динамический диапазон в 123 дБ, получается решение, обеспечивающее высококачественный звук для записей даже самых высоких разрешений.
В HUD-MX2 используются кварцевые генераторы с компенсацией температуры, что позволяет убрать все негативные термальные воздействия внешней среды. Усилитель собран в соответствии с «лучшими рекомендациями» Ti, используются LME49860, OPA2227, OPA2134 и TPA6120A2, это позволило достичь достаточной мощности для всех наушников с импедансом до 300 Ω. Если вы используете наушники с большим импедансом, вам нужно будет увеличить коэффициент усиления, убрав две перемычки внутри устройства (все есть в инструкции). Питание в HUD-MX2 построено тоже по двуполярной схеме, что обеспечивает достаточную выходную мощность и идет на пользу качеству звука. В устройстве используется схема сбережения питания, которая при отсутствии подключения переводит устройство в режим пониженного потребления питания.
Еще из положительных моментов стоит отметить схему защиты, которая оберегает подключенные наушники от резких бросков напряжения при включении/выключении устройства и переключении источников. Также предусмотрена защита при подключении к USB, если сетевой адаптер уже подключен. Интересно то, что в HUD-MX2 есть возможность работать без внешнего питания, используя 5 В от USB. В этом случае снижается максимальная громкость, но в большинстве случаев ее все равно достаточно.
Стоит отметить и поддержку частоты 88.2 КГц, что позволяет упростить апсемплинг стандартных 44.1 КГц. Безусловно, еще полезной будет возможность HUD-MX2 работать с iPad через Camera Connection Kit и со смартфонами, используя USB-OTG (если смартфон способен передать звук в цифровом формате). Я проверял работу с iPad, все действительно работает. iPad выступает в роли транспорта, то есть выдает цифровой сигнал, который детище Audinst самостоятельно преобразовывает в музыку. Результат получается ощутимо лучше, чем при использовании ЦАПа iPad (я уже не говорю про вариант без усилителя вообще).
Таким образом, «ЦАПоусь» у Audinst получился более чем технологичный, что радует внутреннее стремление «хочется побольше за свои деньги».
Технические характеристики
- Максимальная выходная мощность: 1.5 Вт @ 32 Ω, 300 мВт @ 300 Ω, 160 мВт @ 600 Ω
- Выходной импеданс: 2 Ω
- Поддерживаемое разрешение: 16 бит, 24 бит
- Поддерживаемые частоты семплирования: 44.1 КГц, 48.0 КГц, 88.2 КГц, 96.0 КГц, 176.4 КГц, 192.0 КГц
- Соотношение сигнал/шум: 123 дБ @ 24 бит, 192 КГц
- Допустимый импеданс нагрузки: 16 Ω – 600 Ω
- Входы: USB 1.1/2.0 и S/PDIF через TOSLINK
- Выходы: RCA, 3,5 мм, 6,3 мм, S/PDIF
- Размеры: 100 мм х 120 мм х 29 мм
- Вес: 260 гр
Упаковка и комплект поставки
Сразу видно, что Audinst HUD-MX2 продукт серийный, с упаковкой, солидным буклетом инструкции и неплохим комплектом поставки. Коробка из толстого картона с глянцевым покрытием и очень неплохой полиграфией. В верхней части коробки надежно зафиксирован вставками сам усилитель, под картонным разделителем лежит все, что входит в комплект. Помимо самого прибора вы получите: 1,5 метра USB-кабеля, 1,5 метра RCA-кабеля, наклеивающиеся ножки, чтобы уберечь нижнюю поверхность от царапин, блок питания и шестигранник для откручивания ручки регулировки громкости.
В общем-то все, чего только можно пожелать, в комплекте к ЦАП-у тут есть.
Дизайн и управление
В плане внешнего вида у HUD-MX2 нет никаких неожиданностей. Черный корпус с продольными полосами, серебристая передняя панель, строгий и аккуратный вид, подходящий для Hi-Fi техники. Все элементы управления скомпонованы на передней и задней панелях. Сзади находятся разъемы USB-входа, RCA-выхода, питания, оптических входа и выхода.
На передней панели разместились все остальные органы управления:
- Регулятор громкости — умеренно тугой, в конструкции использован высококачественный ALPS, поэтому регулировка очень плавная и ровная.
- Индикатор работы — светится красным, когда ЦАП не распознан подключенным устройством, желтым, когда звука нет, и зеленым, когда HUD-MX2 воспроизводит какой-то звук.
- Трехпозиционный переключатель источника ввода позволяет выбрать между «выключено», USB и оптическим входом.
- Переключатель между выходом на наушники и линейным выходом.
- Два разъема для наушников, так как этот ЦАП/усилитель оснащен одновременно 6,3-мм и 3,5-мм выходами — можно навсегда забыть про переходники и без проблем использовать любые наушники. Разъемы обладают достаточной жесткостью и хорошо фиксируют штекеры.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- MacBook Pro Early 2011
- Fidelia в роли плеера
- Записи в lossless-форматах
- Использованные наушники описаны ниже
Усилитель обладает невысоким выходным импедансом в 2 Ω, что исключает негативное влияние на звук чувствительных к этому наушников (типа многодрайверных арматур). В свою очередь, большой запас мощности позволяет усилителю достойно справляться со сложными наушниками типа Audeze LCD-2 и HiFiMan HE-500. Понятно, что владельцы подобных наушников скорее всего выберут усилитель другого класса (и цены), но наличие запаса по мощности радует. Я пробовал этот усилитель со своими Fostex T50RP, весьма тугими в раскачке, и с Sennheiser HD650, которые также не являются эталоном чувствительности, HUD-MX2 справляется с ними легко и без напряжения (и это с учетом того, что я не включал повышенный коэффициент усиления, так что запас еще есть).
Звук очень хорош, он ровный, прозрачный, с практически незаметным влиянием самого усилителя. При этом он не скатывается в сухой и скучный холодный звук, оставаясь достаточно музыкальным. Неплохо проработан бас, не отстают середина и верхние частоты. С HUD-MX2 расширяется стереопанорама, лучшее разделение инструментов и общая звуковая подача. Кажется, что из маленькой коробочки музыку переместили в большую комнату, и теперь можно отличить кто из музыкантов где расположен.
Подачу HUD-MX2 можно назвать «энергичной», за счет этого особенно хорошо звучат live записи и вообще музыка с живым исполнением. Он очень хорошо сыгрался с Fostex T50RP, Philips Fidelio L1, Sennheiser HD650. Не возникло у него проблем и с наушниками вкладышами: HiFiMan Re-400, VSonic GR 07 BE (особенно с ним хороши), и даже Ambient Acoustics AM4. Не очень понравилось звучание с Sennheiser IE8, но последние в принципе как-то не всегда дружат с мощными источниками. Большую часть времени я слушаю этот усилитель с внешним питанием, но при питании от USB звук не становится хуже.
Выводы
Один из явных рекордсменов по соотношению цена/качество. В этом ЦАП-усилителе за 250 долларов есть практически все, о чем только можно мечтать, начиная с дизайна и комплекта поставки и заканчивая отличным звуком. Хорошо, что компания не стоит на месте, а улучшает свои продукты, предлагая много необычных и полезных решений, таких как возможность работы от USB-питания и сдвоенных разъемов выхода.
Используемые источники:
- https://hi-news.ru/audio/obzor-cap-i-usilitelya-dlya-naushnikov-audinst-hud-dx1-vtoroj-versii.html
- http://zvukoed.com/audinst-hud-dx1/
- obzory-zheleza/cap-i-usilitel-dlya-naushnikov-audinst-hud-mx2.html