Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 2

Схема лампового фонокорректора для винила EQUALIGHT

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.213759_original.jpgПорой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:213286_original.pngЧтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.213781_original.jpgВ качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп…И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».Вот так система выглядит в сборе:Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.

Выбор фонокорректора очень важен для получения качественного винилового звучания. Схема лампового фонокорректора EQUALIGHT для ММ-звукоснимателя — это главная тема нашего обзора.

Разбирать принцип работы этого устройства мы будем на примере печатной платы EQUALIGHT уровня PREMIUM. Она выполнена из стеклотекстолита толщиной 2мм и толщиной проводников 70мкм. Платы такого же уровня используются в фонокорректор AUDIO NOTE.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ лампового фонокорректора «EQUALIGHT»:

Используемые радиолампы:

6Н24П х 2 шт

6Н2П х 1 шт

6Н23П х 1 шт

Коэффициент усиления (1 КГц): 45 Дб

Перегрузочная способность: 40 Дб

Номинальное входное напряжение 3 мВ (MM)

Номинальное входное сопротивление 47 КОм

Отношение сигнал / шум не хуже <-74 Дб

Отклонение от АЧХ RIAA max В± 0,5 Дб

Минимальное сопротивление нагpузки (-1,5 Дб) 5 КОм

Номинальное сопротивление нагрузки 30 КОм

Коэффициент нелинейных искажений при выходном напряжении 500 мВ не хуже 015% на частоте 1 KГц (почти в 2

Полностью стабилизированный полупроводниковый источник питания с двойной стабилизацией накала

Сосредоточенная цепь пассивной коррекции без использования ООС (Stanley P. Lipshitz)

В данном фонокорректоре используются электролитические конденсаторы Panasonic lLL 10000 hrs с низкой утечкой , Nichicon.

Точность подбора всех компонентов 0,5 %

Печатная плата из стеклотекстолита толщиной 2 мм, толщина проводников 70 мкм

5tormozedisonЗвук и акустика / УсилителиДобавлено 3 комментария При записи грампластинок частотную характеристику сигнала корректируют в расчёте на считывание пьезоэлектрическим звукоснимателем, подключённым непосредственно ко входу усилителя. Если же звукосниматель электромагнитный, сигнал с него нужно усилить, а частотную характеристику — вернуть в исходное состояние. Для этого и нужен фонокорректор.Конечно, он может быть встроен в проигрыватель, который в этом случае просто подключается к усилителю кабелем, как если бы звукосниматель в нём был пьезоэлектрическим. Но в более серьёзных аудиосистемах фонокорректор — отдельное устройство со своими корпусом, блоком питания. Штука не из дешёвых, поэтому самодельные фонокорректоры — не редкость даже у тех слушателей, которые предпочитают готовые проигрыватели и усилители. К ним относится и автор Instructables под ником Zoran.Velinov. Живёт он в Македонии, а конструкцию изготовил для знакомого продюсера и ди-джея под ником Mihail P.Устройство очень минималистично, на его передней панели находятся два входных тюльпана, выключатель для отделения общего провода от заземления и выходной трёхконтактный джек:Сверху — зажим для заземления:На боковой стенке (увидите её позже) — разъём и выключатель питания.Внутри тоже всё довольно просто. Двуполярный блок питания:И собственно фонокорректор:Блок питания вырабатывает напряжения +12 В и -12 В, что попадает в диапазон напряжений питания ОУ TL074. Стабилизаторы — линейные, поэтому трансформатор выбран таким, чтобы напряжение после выпрямления и фильтрации составляло 15 В по обоим каналам.Микросхема TL074 — это сразу четыре ОУ в одном корпусе. По два на стереоканал. В каждом из них первый усиливает сигнал в 22 раза, второй — в 4,5. Всё вместе усиливает в 99 раз, мастер округилил это число до 100 и считает, что в децибелах получается 40, проверять расчёт не буду, так поверю. Такого усиления достаточно для голов как с подвижными магнитами, так и с подвижными обмотками. Резисторы и конденсаторы вокруг ОУ осуществляют необходимую коррекцию.Платы Zoran.Velinov сделал ЛУТом так: печать на глянцевой бумаге, перенос на нагретую фольгу прокатыванием сверху трубой из нержавеющей стали, травление составом из 12% перекиси и 15-20% соляной кислоты, остальное вода.Платы после сборки:Почему-то мастер решил впаять в платы клеммники лишь на время проверки, а затем выпаять их и впаять все провода непосредственно в платы. Дело вкуса.Мастер разбирает компьютерный БП:Переворачивает разъём питания:Клеит на корпус наклейки:Помещает внутрь свои платы (изолирующая прокладка между корпусом и печатными проводниками обязательна), соединяет их по питанию, подключает кабели входов:И кабели выходов:Соединяет разъём питания через выключатель с платой БП (ОСТОРОЖНО! И предохранитель бы сюда ещё добавить):Подключает входные тюльпаны:Выключатель разделения общего провода и заземления:Зажим заземления:С обратной стороны:Подключает выходной трёхконтактный джек:Изолирует его с обратной стороны так:А с лицевой — так:Любуется результатом:Ну, теперь всё можно соединить и слушать:Если вас заинтересовал этот фонокорректор, скачайте все необходимые для его изготовления файлы в одном архиве. Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь. Используемые источники:

  • https://bootsector.livejournal.com/78017.html
  • https://pikabu.ru/story/skhema_lampovogo_fonokorrektora_dlya_vinila_equalight_7305248
  • https://usamodelkina.ru/12757-samodelnyj-fonokorrektor.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации