Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 1

Механический стедикам для камер до 1.5 кг.

Купив видеокамеру, первым делом проверяем заряд аккумулятора, жмём кнопку с красным кружочком и… начинаем махать несчастным аппаратиком, будто садовой лейкой. Ну ладно, ладно. Есть ведь и аккуратные операторы, которые, бережно прижав к себе драгоценное устройство, стараются на время съёмки задержать дыхание, унять дрожь в ногах и не шарахаться от каждой тени. Вышеприведённые примеры описывают разные методы хвата, удерживания видеокамеры, но способ съёмки, увы, один и тот же: с рук. Неважно, как вы держите видеокамеру — в вытянутых руках или прижав к носу, груди, поясу… Стоит лишь сделать шаг, второй, третий, как все ваши потуги удержать в кадре снимаемый объект превращаются в ничто. Никакой самый разволшебный стабилизатор, будь он хоть трижды оптическим, не поможет сохранить ту плавность движения, которую мы всегда видим в кино (он рассчитан только на гашение тряски рук и мелких случайных толчков). Вспомните: герой или объект движется в кадре, а камера, словно на облачке, следует за ним без единого толчка, без всякой тряски. А что у нас, в нашем любительском видео?Эти съёмки можно смело отправлять в помойку, то есть, конечно же, в Корзину. А ещё лучше — Shift+Del, поскольку они не годятся ни для каких целей. Таким образом, не имея возможности передвигаться с работающей видеокамерой, оператор стоит как приколоченный к одному квадратному метру асфальта, играя роль стационарного наблюдательного пункта. Для очистки совести всё-же скажем, что в большинстве случаев такая неподвижность и требуется, ведь не вся жизнь проходит в движении. Но всё-таки, если вдруг потребовалось вести съёмку и при этом передвигаться, чтоб «как в кино»?Конечно, кино — дело… дорогое. Сравнивать «их» возможности и бюджет с нашим «богатством» просто неприлично. Память тут же выпихивает на поверхность кадры из какого-то «фильма о фильме»: тележка с оператором, толкаемая суровыми мужиками… десятки метров рельсовых дорожек, проложенных для съёмки единственной короткой сцены. Или кран — плавно движущееся металлическое чудовище с длиннющей коленчатой стрелой, на конце которой торчит обдуваемый ветрами оператор либо управляемая сервоприводами конструкция. Всё это хорошо, нарядно и… недоступно. Но как же быть? Неужели нет на свете сколь-нибудь подходящей замены суровым мужикам, тележкам, рельсам и кранам? Есть такой заменитель!Стедикам. А также глайдкам, флайкам, стабикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) — всё это родственные понятия. Родился такой агрегат совсем не вчера, свой возраст он отсчитывает аж с 70-х годов прошлого века, и (предположительно) использовался при съёмках таких кинофильмов, как «Рокки», «Чужие» и пр. В нашей стране стедикамом пользовались гораздо позже, уже в нынешнем веке: «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и т.д. Тропинка этого устройства «из кино в массы» чертовски крива и труднопроходима; неизвестно, доковыляет ли когда-нибудь стедикам до обыкновенного оператора-любителя. Надеемся, что всё-таки дойдёт: ведь уже сегодня такими агрегатами с удовольствием пользуются «свадебщики» и видеографы, профессионально занимающиеся съёмкой каких-либо событий.Перед тем, как мы разберём наш стедикам на составные части (виртуально, конечно! — за реальную разборку автору руки оторвут), кратко охарактеризуем этот агрегат. Назначение стедикама очевидно: обеспечение мягкого, плавного перемещения видеокамеры при съёмке в движении. Преимущества перед прочими «киношными» системами стабилизации: мобильность и низкая стоимость (низкая по меркам видеокухни). Конструкция и комплектность стедикама может быть самой разной, в зависимости от запросов и толщины кошелька вопрошающего: кустарная система противовесов или механизм посложнее, с использованием фирменных деталей. Продвинутые киношники используют и совсем уж невероятные сооружения, состоящие из специального носимого жилета, жёсткого рукава, вертикальной стойки, при этом вся конструкция может быть оснащена монитором, куда выводится картинка с камеры, и прочими необходимыми в хозяйстве предметами вроде дополнительных аккумуляторов. Оператора в таком облачении и разглядеть-то трудно — ну зато ему работать удобнее, знай себе перебирай ногами да удерживай равновесие.

Но опять мы ударились в профсектор, где царствуют бездонные сметы. Давайте вернёмся на нашу любительскую землю, и внимательно изучим конструкцию одного из представителей стеди-глайд-стаби-устройств. Одного из самых, можно сказать, «бюджетных» вариантов (хотя, если поискать, то можно найти действительно примитивные конструкции).Устройство имеющегося в нашем распоряжении стедикама следующее:Пусть некоторые мелкие неточности, которые бросятся в глаза профессионалу, не испортят общей картины. Но суть именно такова: на площадку, прикрепленную к низу выдвижной штанги, навинчиваются грузики (противовесы), помогающие уравновесить систему. Таким образом, эта выдвижная штанга с площадкой, на которой покоятся противовесы, является плечом с изменяемой длиной.Внутреннее кольцо подшипника жёстко закреплено на центральной (главной) оси-трубке, обёрнутой пористой резиной (при съёмке вторая рука должна легонько касаться этой резины, дабы предупредить кручение или качание системы). К внешнему кольцу подшипника прикреплен в двух точках кронштейн, к которому, в свою очередь, крепится вращающаяся рукоятка. Таким образом, имеется свобода вращения по трём осям.В заключение «разберём» ту самую площадку, которая венчает всю конструкцию. Это сложный узел, требующий при кустарном изготовлении высокой точности и аккуратности. Площадка представляет собой статичную основу, на которой покоится ещё одна площадка, подвижная. К ней-то и привинчивается видеокамера. Вращающиеся резьбовые регуляторы предназначены для изменения положения площадки с камерой по двум осям в пределах статичной площадки.Регулировка стедикама — дело тонкое, почти как восток. При желании в Сети можно разыскать даже видеоинструкцию по настройке (но нужна ли она, если стедикама в наличии нет и не предвидится)? Если вкратце, то всю настройку требуется производить с закреплённой на площадке видеокамерой, причём она должна находиться в рабочем состоянии: открыт экран, выдвинут видоискатель, пристёгнута нужная бленда, вставлен тот аккумулятор, с которым впоследствии будет вестись съёмка. Теперь можно размещать грузики на нижней площадке, двигать подвижную площадку с камерой вперед-назад и влево-вправо до тех пор, пока вся система не примет строго вертикальное положение. Кстати, существует надёжный способ проверки правильности регулировки: из горизонтального положения в вертикальное вся система должна прийти за полторы секунды (скорость эту можно увеличить или уменьшить, изменив длину плеча путём вытягивания или втягивания штанги). При таком качании камера, закреплённая на верхней подвижной площадке, не должна поворачиваться вокруг оси штанги. И ещё один способ проверки: резко выбросить вперёд или вбок руку со стедикамом. Если система начала раскачиваться, значит, следует вернуться к самому началу настройки.И сразу видим ошибку: система неуравновешена, имеет склонность к раскачке. Виновата… видеокамера. Да, это так: увы, но камеры потяжелее у нас нет в наличии. Дело в том, что вес видеокамеры, да и вообще всей системы в целом — это критический фактор, о чём обычно не упоминается. Ведь само собой разумеется: говорим «стедикам» — подразумеваем «оператор-профессионал». И наоборот. А следовательно, при упоминании стедикама речь непременно идёт о видеокамере, весом своим в несколько раз превосходящей любительскую «мыльницу». Таким образом, стедикам — это уравновешенная система, работающая на принципе инерции массы. Чем большей массой обладает вся система, тем она устойчивее, это очевидно любому, кто может отличить вес от момента инерции. Кстати говоря, вовсе необазятельно использовать именно подшипник, кронштейн и поворотную рукоятку. Этот сложный узел вполне можно заменить обыкновенной шаровой опорой. Однако у последней есть один серьёзный недостаток: полной свободы движения по всем осям шаровая опора не даст, да и сила трения скольжения у таких опор довольно велика. Чтобы компенсировать трение, потребуется большая масса, а это снова означает тяжёлую видеокамеру и соответствующую систему противовесов.Но даже будь у нас самая претяжёлая видеокамера, абсолютно прямолинейного движения с одним лишь стедикамом достичь всё равно затруднительно, тем более вот так, с наскока. Во-первых: практика и ещё раз практика. Во-вторых, более-менее ровная съёмка с долгим проходом возможна только при наличии дополнительных «навесов»: жилета, рукава, вертикальной стойки (фотографии приведены выше). Но и в этом случае результат не гарантирован — если требуется длинное ровное прохождение, то тут уже никак не обойтись без тележки с теми самыми угрюмыми мужиками (или оператору придётся освоить курс катания на роликовых коньках).К счастью, в подавляющем большинстве случаев стедикам применяется лишь для коротких проходов и пробежек, облётов, а также может быть использован для «зума ногами». Эта фраза — не поэтическая вольность, именно так «зуммируют» в кино. Вспомните — в хорошем фильме почти не эксплуатируется зум самой видеокамеры. Вместо банального зуммирования объективом оператор приближает к объекту саму видеокамеру, зум камеры при этом не используется вовсе.Что касается удобства съёмки со стедикамом — забудьте о всяком комфорте, если вы не человек с тренированными мышцами и крепкими запястьями: теннисист, гребец, потомственный знаменосец… Автор изо всех сил пытался вспомнить, в каких случаях и когда ему приходилось вот так подолгу держать нагруженную кисть. Безуспешно. Ничего, кроме давным-давно сданного табельного ПМ, на ум так и не пришло. Нет, пожалуй, наиболее комфортно со стедикамом в руке будет чувствовать себя человек, который длительное время и часто практикует съёмку со стедикамом. К счастью, нам довелось познакомиться с одним из таких профессионалов, который не представляет себе видеокамеру без стедикама, и не замечает дискомфорта от нескольких килограммов в вытянутой руке. Алексей Шлыков, видеограф из Запорожья, проводивший мастер-класс в городе Иваново, охотно делился опытом и секретами съёмки. Впрочем, если о стедикаме и было сказано, то лишь вскользь, поскольку тематика встречи была иная. А именно — съёмка и монтаж клипа в сумбурном, энергичном, или, по-сегодняшнему говоря, трэшевом стиле. Кстати говоря, клип, получившийся в итоге всей работы, вполне можно рассматривать как пример грамотного использования стедикама. Вот и мы взглянем на результат, но не с одной точки зрения, а с двух одновременно: в те секунды ролика, когда применялся стедикам, в правом нижнем углу будут появляться кадры, снятые со стороны — обратите на них внимание. Ведь лучше один раз увидеть.Как видим, стедикам использовался не всегда. И правильно, ведь в клипе, как и в фильме, сцены, ракурсы и способы подачи материала должны чередоваться. Внимательный зритель, наверное, подметил ещё один момент: в некоторых случаях Алексей удерживал систему вверх тормашками. Почему? Потому, что траектория движения камеры по его задумке должна была почти касаться травы. Ну, а перевернуть видео в процессе монтажа — не проблема (кстати, некоторые профессиональные видеокамеры имеют для таких случаев два резьбовых отверстия для крепления площадки: в днище и вверху, на рукоятке).***Грустно: информацию о существовании стедикамов, а уж тем более о них самих, найти неподготовленному человеку крайне сложно. Но если и найдёте — будьте уверены, вам эта информация не предназначена. Она для тех, кто уже как минимум держал в руках стедикам, либо вовсе для полноправных владельцев подобных устройств. Публично рассказывать о стедикаме и об особенностях съёмки с этим устройством тоже охотников мало. Ситуация — прямо как в анекдоте советской эпохи: «А что его пробовать? Сало как сало». А ведь конструкция, работающая на таком бесхитростном, но чертовски действенном принципе, как равновесие и инерция масс, не представляет никакой тайны. К сожалению, все представители этой элементарной механики — кустарные самоделки. Как, например, следующий механизм:Всё это довольно странно: простейшая, но эффективная технология до сих пор так и не приползла к обыкновенному, массовому потребителю. Зайдите в магазин фото- видеотоваров, и поинтересуйтесь… штативами. Наряду с фирменными изделиями, цена которых начинается с тысячи ненаших денег, в наличии имеется и широкий выбор штативов стоимостью тысяча-другая кровных российских. Стедикама же в магазине вы не увидите — это гарантированно. Только на заказ, при этом нужно ещё знать «где» и «как». Ну а его стоимость… Он стоит нереальных денег. По меркам рядового любителя, разумеется: отдать 300 долларов (это самый минимум) за пусть нужную, но всё-таки редко используемую железку — это слишком дорогое удовольствие.Отчего столь высокая цена? Объяснение может быть следующим: высокий спрос плюс ручная (фактически) работа. Так каким же образом подобные вопросы, касающиеся дисбаланса спроса и предложения, обычно решаются на акулье-капиталистическом рынке? Ответ очевиден. А что, если перевести эту статью на китайский? Чем чёрт не шутит, глядишь, вскорости и за 50 долларов стедики появятся.  В подготовке данного материала посильное участие принимали:Евгений Боярченков, предоставивший стедикам;Сергей Чернов, изготовивший стедикам [Все статьи в разделе «Цифровое Видео»]

Один из прошлых постов был посвящен истории стедикама, в этом речь пойдет о принципе его работы. В первую очередь — о принципе работы «классическй» конструкции.

Из чего же состоит стедикам?

А состоит он из нескольких основных элементов: жилета, который распределяет нагрузку на все тело, двухчастной(чаще всего) «руки»-пантографа, состоящей из двух идентичных шарнирно соединенных параллелограммоподобных секций, пружины в которых уравновешивают массу тянущей вниз камеры, крепящейся слева или справа к нижней части жилета, карданова подвеса-гимбла, имеющего свободу вращения по трем осям, и т.н. поста(консоли) — обычно вертикального металлического шеста, соединенного с пантографом через карданов подвес. На верхней части поста находится камера, снизу — балансировочныые грузы — аккумуляторы, монитор видеоконтроля и т.п. При необходимости камеру и грузы можно менять местами.

Картиношки для наглядности:

Компоненты стедикама

Карданов подвес(гимбл)

И что нам дают все эти прибамбасы?

А дают они заданное устойчивое положение камеры в пространстве, как в статичном положении, так и в движении.

За счет чего это достигается?

Как все это работает?

С физической точки зрения стедикам представляет собой настраиваемый колебательный контур с частотой колебаний порядка 1 Гц. В «старших» моделях скомбинированы два контура: маятниковый и пружинный. Все элементы стедикама, так или иначе, подчинены задаче удержания камеры в заданном положении:

Пантограф удерживает консоль и изолирует камеру на ней от вертикальных движений оператора и мелких колебаний с помощью пружин, гимбл отсекает более «низкочастотные» нежелательные вертикальные перемещения оператора и пантографа, консоль, за счет подобранного баланса обеспечивает нужное положение камеры в статике и движении.

Если статического баланса достичь довольно легко, то с динамическим равновесием несколько сложнее. При правильной балансировке системы центр тяжести должен располагаться в области кисти оператора. Вследствие этого резкие рывки рукой воздействуют на центр тяжести, не создавая момента импульса и не вызывая колебаний физического маятника. Система «камера — steadicam» обладает большим моментом инерции относительно точки подвеса. Она действует как фильтр высоких частот, существенно ослабляя амплитуду колебаний на частотах более 1 Гц. Фильтр высокой частоты возникает вследствие того, что момент инерции велик. Для повышения инерционности не обязателен очень тяжелый груз, можно взять полегче, но вынести подальше.

Стедикам находится в динамическом балансе, если при внешнем воздействии(перемещении,отклонении,толчке)система остается вертикальной и сохраняет ориентацию в пространстве, если при вращении вокруг точки подвеса, он сохраняет ориентацию по оси (вращается в одной плоскости) и сохраняет ориентацию в этой плоскости (не отклоняется) и не возникают волновые колебания).

Динамическое равновесие и статический баланс– это два связанных условия для достижения динамического баланса.Динамический баланс не связан с тем как быстро или медленно будет двигаться стедикам,если приложить усилие. Это описывается понятием инерции. Часто стедикам может находиться в статическом балансе (совершенно вертикально), но не будет в динамическом равновесиии, соответственно, не будет в состоянии динамического баланса.

Конечно же, оператору следует помнить, что он является частью колебательной системы «стедикам — оператор» и ему необходимо согласовывать характер своих движений с передвижением камеры в пространстве.

Пара гифок с магией стедикама от Джона Уорда:

GifxGifx

На этом пока все, в дальнейшем будет материал про портативные и электронные стабилизаторы.

2<figu src=»https://ichip.ru/favicon-180×180.png»>

Мы все пробовали снимать видео на смартфон: изображение прыгает и трясется, стоит немного пошевелиться. А вот путешественники с YouTube выкладывают видео из походов, снятые обычным телефоном, и у них все выглядит плавно и ровно — как  так? Секрет прост: скорее всего они используют для съемки видео ручной стабилизатор.

О чем речь?

Речь идет об устройстве, которое называется электронным ручным стабилизатором для смартфона, или коротко — стедикамом (по аналогии со Steadycam, знаменитой профессиональной системой стабилизиции положения видеокамер, которая с 70-х годов используется в кино и на телевидении).

На Западе это же устройство называют карданным подвесом для смартфона (smartphone gimbal). Выглядит оно, собственно, вот так, чем-то напоминая  известную всем селфи-палку:

stedikam_dlya_smartfona.jpg

Но, разумеется, стедикам куда сложнее селфи-палки — и конструкционно, и по возможностям, которые он дает.

Как устроен стабилизатор для смартфона?

Стедикам для смартфона состоит из ручки и прикрепленной к ней подвижной рамки на нескольких шарнирах, которые приводятся в движение электромоторами. В рамку вставляется смартфон и закрепляется в горизонтальном положении. Его положение фиксируется несколькими датчиками-гироскопами.

За счет взаимодействия всех деталей конструкции рамка со смартфоном может вращаться в разные стороны без передачи вращения всей системе. Таким образом, движение смартфона зависит не от вашей руки, а от вращения рамки. Направление вращения может быть запрограммированным или динамическим, в зависимости от перемещений оператора.

Это позволяет снимать видео, поворачивая камеру в разные стороны, но при этом поворот будет ровным, без тряски и резких изменений изображения. Готовое видео будет выглядеть примерно так — что называется, почувствуйте разницу:

Это видео снято при помощи смартфона Asus ZenFone 5 на стедикаме.

Что умеет стедикам?

Основная функция устройства, как уже сказано, удерживать смартфон от тряски при видеосъемке. Полный список возможностей стандартного электронного стедикама гораздо шире, к примеру:

  • Автоматический поворот смартфона при съемке из горизонтального положения в вертикальное и обратно;
  • Подключение к смартфону по Bluetooth: благодаря этому можно удобно управлять съемкой видео и фото при помощи кнопок на ручке стедикама (пуск, пауза, стоп), а также калибровать сам стабилизатор;
  • Возможность разпознавания лиц: некоторые стедикамы умеют следить за движениями человека и поворачивать смартфон так, чтобы лицо снимаемого всегда попадало в кадр;
  • Спецэффекты и разные виды съемки, например, эффект вертиго, размытие фона или орбитальная съемка с видом от первого лица (POV);
  • Функция панорамной съемки и motion timelapse: камера смартфона делает серию снимков, при каждом из которых стабилизатор поворачивает устройство на небольшой угол, а затем эти снимки объединяются в панорамное фото или видеоролик. Посмотрите, как симпатично выглядит итоговый результат:

Этот таймлапс снят при помощи собильного стедикама. Кстати, узнайте, как снимать отличные таймлапсы.

Кому пригодится стедикам для смартфона?

Разумеется, профессиональному оператору вряд ли придет в голову снимать видео на смартфон. Но это устройство отлично дополняет арсенал видеооператоров-любителей. К примеру, оно будет по-своему полезно:

  • Журналистам, чтобы давать хороший обзор с места событий;
  • Любителям активного отдыха и путешествий — чтобы снимать красивые пейзажи;
  • Видеоблоггерам, которые ведут съемку в поле, а не на студии;
  • Владельцам дронов. Многие стедикамы специально конструируются для съемки с воздуха.

smartfon_na_drone.jpg

Что можно купить в России?

На российский рынок стедикамы для телефонов активнее всего поставляет Китай. Это фирмы Feiyu, DJI, Zhiyun, MOZA, TILTA. Китайские стабилизаторы видео для смартфонов просты по конструкции и относительно недорого стоят.

Вот несколько классных моделей, которые стоят рекомендации:

Feiyu Vimble 2

feiyu_vimble2.jpgПростейший стедикам с 18-сантиметровым встроенным моноподом, который будет удобен тем, кто привык обращаться с селфи-палкой. К нему прилагается тренога, с помощью которой его можно поставить на любую поверхность и оставить вращаться, снимая все, что его окружает. Хорошо подойдет для любителей пейзажной съемки на природе. Стоит около 8 тыс. рублей.

DJI Osmo Mobile 2

dji_osmo_mobile_2.jpgУмеет все, что мы написали выше, включая распознавание лиц и motion timelapse. Кроме, собственно, смартфона, в его рамке также можно закреплять фотокамеру и экшн-камеру GoPro, так что он пригодится и любителям экстрима, и фотографам, и спортсменам. Он подороже: около 12-13 тысяч, но зато очень надежен и многофункционален.

Zhiyun Smooth 4

zhiyu_smooth_4-e1537268974965.jpgСтедикам Smooth позволяет создавать настоящие кинематографические спецэффекты при помощи обычного телефона: таймлапс, ускоренная съемка, эффект движущегося заднего плана, вертиго и так далее. У него большое количество настроек фокуса и углов обзора, так что он придется по душе видеооператорам-любителям. При этом он относительно недорог: его можно найти за 9-10 тысяч рублей.

Читайте также:

Фото: компании-производители, Pixabay

Мобильные новости с минимальным трафиком Chrome: Создание собственной темы оформления Используемые источники:

  • https://www.ixbt.com/divideo/steadicam.shtml
  • https://pikabu.ru/story/stedikam_printsip_rabotyi_5438566
  • https://ichip.ru/sovety/ne-selfi-palka-chto-takoe-stedikam-dlya-smartfona-357072

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации