Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 2

Оцифровка с помощью цифровой камеры фотографий, снятых на пленку

У многих в семье есть старые фотопленки, кадры с которых хотелось бы оцифровать. Некоторые и сейчас пробуют снимать на пленку (все же «полный кадр», высокий динамический диапазон, особые цвета), а т.к. сейчас практически невозможно найти место, где производят фотоувеличительную печать — пленки как правило цифруют.

Для этого существуют специальные сканеры в фотолабах.

У подобного метода плюсы есть — лично вам нужно просто принести и заплатить. Но есть и полно минусов — Вы не контролируете процесс, снимки могут получиться не такими, какие ожидались; у сканера высокий уровень шума и есть свои «артефакты». Мне показалось, что на выходе получается халтура. Возможно, нормальные фотолабы есть, но, видимо, не у нас в городе.

Потому есть еще один метод, долгий, но условно бесплатный -сканировать самому.

Суть заключается в пересъемке негатива на цифровую камеру:

-кадр помещается в рамку, которая выравнивает его;

-за кадром устанавливается источник ровного белого света (можно применить белый экран телефона);

-подсвеченный негатив фотографируется закрепленной верным образом цифровой камерой по типу обычной макросъемки.

Для сканирования «на дому» лучше всего применять камеры со сменной оптикой с сенсором большого разрешения (идеально — 24Мп, полный кадр); в качестве объектива использовать тот, что не дает искажений геометрии (ортоскопичный, с ФР более 70 мм, фикс), с максимальным разрешением (специальный макро- или увеличительный объектив), с низким уровнем хроматизма (отдавать предпочтение объективам со средней светосилой и простой схемой).

Впрочем, я успешно применял Canon 600D В с доступными объективами Вега-11У 50/2.8 и Индустар-58У 75/3.5 на диафрагмах F/8.

Съемка производится так, чтобы кадр занимал максимально большую часть кадра в камере. Снимать следует с закрепленной камерой, в полной темноте (за исключением подсветки негатива сзади), в RAW, на минимальном ISO. Фокусироваться легко по пылинкам на негативе) Посложнее, но точнее — по контрастным деталям на нем.

Еще стоит помнить, что темные области на негативе станут светами и наоборот — потому верно выставляйте экспозицию, чтобы не получить непредсказуемый результат.

После пересъемки RAW файлы в Lightroom обрезаются, выставляется баланс белого по прозрачному краю пленки, предварительно тянутся тени и света (чтобы выжать максимум потом из динамического диапазона пленки — получить неконтрастную, но сохранившую все детали картинку). Файлы экспортируются в несжатый TIFF.

Потом эти файлы инвертируются по цвету в фотошопе (CTRL+I), выставляется пока что автоматическая цветовая коррекция (SHIFT+CTRL+B, в случае грубых ошибок помогаем ей сами). Сохраняем файлы в том же формате и вновь отправляем в лайтрум, где окончательно разбираемся с контрастом, светами, тенями, тоном и температурой, после чего получаем долгожданные жипеги, готовые к просмотру.

Весь процесс очень долгий и нужны, занимает порядка 4 часов. Посмотрим, насколько результат стоит мучений — сравним сканированные фото и переснятые.

Подпись/Картинка

*Снято на Зенит-12СД, Agfa Vista 200/36. Оптика: Таир-3А, Вега-22 (самоделка), Мир-1.

Сканер

1466690268130916467.jpg

Пересъемка

1466690326186050508.jpg

Сканер

1466690444168378753.jpg

Пересъемка

Сканер

Пересъемка

Сканер

Пересъемка

Сканер (Этот кадр, испорченный сканером, стал для меня последней каплей)

Пересъемка

Сканер

Пересъемка

Сканер

Пересъемка

Из сравнения снимков можно сделать некоторые выводы:

-сканер дает «артефакты» — полосы и прочие ненужные детали. Да, можно обрезать, но раздражает;

-снимки со сканера выходят жутко переконтращенные, часто — не в тему;

-сканер губит весь динамический диапазон, теряя массово информация из теней и светов;

-при детальном сравнении у сканированных снимков отмечен высокий уровень шумов, в то время как переснятые снимки им пратически не страдают;

-работа с RAW и TIFF при обработке переснятых снимков позволяет тоньше редактировать недочеты пленки (еще не убранные на снимках волоски и пыль, которую не сдула груша);

-сканер делает каждый снимок похожим на «просрочку», а при пересъемке получается что-то напоминающее true-HDR снимок с очень яркими цветами;

-при пересъемке проще управлять цветопередачей. Точнее, есть возможность исправить недочет, хотя это не всегда легко;

-сканер дает в конечном итоге отпечатки с разрешением ниже, чем при пересъемке.

В целом, метод пересъемки очень трудоемкий, но зато можно вертеть достоинствами пленки как угодно, а снимки получить такими, какими их есть желание видеть.

Для осуществления оцифровки методом пересъемки нужно лишь рамку для кадров и хорошую фотокамеру, способную делать снимки с низким уровнем шума и в RAW. Дорогая оптика не требуется — хватит и старых фотоувеличительных объективов. Предпочтение стоит отдавать объективам Вега 11У и 5У, В Индустар-58У (из СССР) — они обладают приемлемыми характеристиками при небольшой цене.

Возможно, что сканер дал бы лучший результат, если бы за ним сидели компетентные люди. Или если б это был сканер получше. Но это уже мне проверить не получится.

Если у Вас есть какой-либо полезный опыт — поделитесь им в комментариях!

Благодарю за прочтение!

11То, что плёнку можно не только сканировать, но и переснимать на цифру — давно известный факт.Например, форумная ветка на фото.ру начинается еще с 2010 года и жива до сих пор.Зачем вообще это нужно, если есть сканеры?Во-первых, они, увы, все еще дороги. Тот же Nikon 5000 стоит около 100 тыс. р. Это как хорошая камера с макриком.Есть правда еще какие-то старые варианты типа минольты, плюстека и т.д., но там свои нюансы.Сканирование за деньги тоже бьет по бюджету, по сути мы платим за ролик пленки 300-400 р, и как минимум еще столько же приходится отдать за сканирование, плюс проявка, итого 36 ничтожных оцифрованных копий реальности обходится в 1000 р 🙂 Ну, как любит говорить Паша Косенко, «пленка это вообще дорогое удовольствие» :)Во-вторых, качество сканирования зависит от очень многих факторов, начиная с прогибов пленки и заканчивая настройками софта (а софт этот сделан в большинстве своем — для инопланетян и под старые операционки). И большинство сканирует с неоптимальными настройками.Поэтому многие пытаются решить вопрос подручными средствами.Принцип элементарно прост — пленка фотографируется на цифру напросвет с помощью макрообъектива или даже мыльницы с хорошим макро. Для этого делается некая конструкция, которая жесто соединяет камеру и держатель для пленки (рамку, окошко, готовый узел от фотоувеличителя или диапроектора). Иногда обходятся просто штативом, но это для разовой пересъемки, потому что настраивать параллельность плоскостей нужно аккуратно и долго. Иногда берут готовые старые адаптеры для пересъемки слайдов или макромеха. В общем, вариантов много.Раньше главная проблема была в невысоком разрешении камер. Поэтому кроме как для домашнего архива — никто не переснимал пленки для более серьезных целей.Чтобы как-то компенсировать малое разрешение, придумывали специальные рельсы, по которым камеру двигали и снимали пленочный кадр в несколько кадров, как панораму. Сегодня это уже не нужно — цифра давно взяла барьер в 35 мгпкс, причем без АА-фильтра, а выше 20-30 мгпкс на «обычной» цветной пленке живет только зерно. Можно конечно высканивать форму зёрен до бесконечности, но мы здесь не за этим 🙂Моя конструкцияВ общем, недавно я вспомнил, что давно хотел попробовать пересъемку на Olympus OM-D E-M5 Mark II, в котором есть режим высокого разрешения, дающий на выходе порядка 40 мгпкс. А у Олимпуса ведь еще есть прекрасный макрик 60 мм f/2.8. В общем, пока болел, за пару дней сделал такую вот цифровую репродукционную установку (ЦРУ!).

КонструкцияСтанина отпилена на скорую руку из доски ДСП, кадровое окошко вырезано в куске пластика и накрыто направляющими на клею, там довольно сложная конструкция из 3 слоёв, которую я не буду описывать, наверное лучше всего отыскать готовую рамку от сканера, взять узел от диапроектора или найти на барахолке фотоувеличитель. Их можно приспособить с минимальными переделками. С обратной стороны пластмаски прикручен кусок молочно-белого оргстекла, в качестве рассеивателя. Камера крепится на готовую штативную площадку (у меня валялась quick-release от новофлекса, я ее прикрутил болтом насквозь к доске). Откидной кожух работает как защита от внешнего света, он сделан из черной канцелярской папки.Я показываю общую идею, реализация может быть любой, не только горизонтальной кстати, если вы используете как основу фотоувеличитель например.Самое главное — соблюсти параллельность плоскостей. Угол по вертикали  легко проверяется угольником, который можно приставить как к кадровому окну, так и к передней части объектива. Угол по горизонтали наверное лучше всего проверять линейкой от оси объектива до углов кадрового окна.ПодсветкаЭто отдельный вопрос. По поводу нее ломают копья, кто-то даже паяет собственный свет из RGB-светодиодов. Дело в том, что важно не только, чтобы свет был полноспектральным, но, если переснимается цветной негатив, то подсвечивать лучше голубовато-бирюзовым — в противоположность цвету подложки пленки. Это уменьшит разбаланс цветовых каналов, и качество картинки будет выше, а обработка — проще.А лучше всего, говорят, снимать на фоне голубого неба в ясную погоду. Или взять вспышку с голубым светофильтром. Но вспышка — неудобное решение, не видишь, что переснимаешь.В принципе я пробовал переснимать с простой бытовой светодиодной лампочкой из ИКЕИ, и никаких особых издержек по качеству и цвету не заметил. Тут надо отдать должное не только самой плёнке, которую очень трудно «испортить», но и Олимпусу — равы с него отлично тянутся во всех направлениях :)Но на всякий случай позади установки я сейчас ставлю айфон с голубой заливкой.СъемкаСнимать лучше с пультиком (или управляя с компьютера), на хорошо зажатой диафрагме, но не выходя за дифракционный предел вашей камеры.Для моей камеры это примерно f/6.3, а наилучшей резкости по всему кадру в режиме Hegi Resolution я достиг на f/5.6.У Олимпуса очень удобное и функциональное приложение Olympus Capture, которое как раз кстати недавно обновилось и теперь полноценно работает с режимом High Resolution Mode.Помимо кучи других функций, там даже можно вручную выставить направляющие на кадре, по которым выравнивается пленка. И отдельной похвалы заслуживает ручная фокусировка кнопочками, с минимальным шагом. Это дает возможность прям поймать в фокусе зерно.Но самый кайф в том, что можно включить в системе инверсию цвета, и мы получаем просмотровый столик для негативов с позитивным изображением. Очень помогает в предварительном отсеве неудачных кадров.На пересъмку 1 пленки 36 кадров уходит максимум получаса (в режиме высокого разрешения). Это если вручную фокусироваться на каждом кадре. Если пленка ровная, то ее прогибом можно пренебречь и сфокусироваться 1 раз в самом начале, тогда весь ролик можно отстрелять минут за 10 🙂 В сравнении со сканированием, это очень быстро.ОбработкаКонвертирую исходный RAW в RPP, выставив профиль BetaRGB (предварительно его надо скачать и кинуть в папку программы где положено быть кастомным профилям, см. мануал к RPP). Делаю это, чтобы исключить влияние проприетарных профилей RPP которые при последующей инверсии негатива почему-то плохо сказываются на цвете, хотя по идее должно быть наоборот.Контрастная кривая L*, баланс белого ставим по межкадровому, экспокоррекция (простая, не компрессированная!) по вкусу, я стараюсь просто держать горб гистограммы примерно в середине диапазона. Насыщенность и все остальное — по нулям.Я сделал экшн, который шарпит фото через Smart Sharpen и уменьшает ее до 5500 по длинной, таким образом получается очень резкая картинка необходимого и достаточного разрешения.РезультатыПосмотрим, что получается на выходе.Картинка с овощами (внимание, по клику — полноразмер без шарпа и ресайза, JPEG, 13 МБ):Кстати у меня есть скан этого кадра, сделанный на Nikon Coolscan 5000. Давайте сравним их, раз такое дело :)Кадр с пересъемки я теперь уменьшил до размеров скана, но не шарпил. Разница в цвете легко компенсируется, диапазон пересъемки позволяет свободно корректировать цвет и насыщенность в любую сторону по желанию в довольно больших пределах без потери качества.
По-моему, пересъемка как минимум не хуже. Я не стану утверждать, что она лучше, потому что всегда найдутся скептики-ковыряльщики, которые начнут выискивать то, чего нет. Но зерно пленки на пересъемке выглядит более четко, и это не шум матрицы. При этом картинка более пластична. Хотя надо учитывать, что скан здесь автоматически откорректирован приложением Nikon Scan, которое немного зарезало диапазон.Еще две картинки (за авторством , на чьих пленках я в основном и тренировался :))По клику — полноразмер.Несколько кропов:
Портрет:Кроп:Трезвый взглядЕсли денег на сканер или сканирование нет, но уже есть хорошая камера с хорошим макрообъективом (в данном случае — Olympus OM-D E-M5 Mark II с 60 mm macro f/2.8), то при наличии рук и свободных 1-2 дней можно сделать приставку для пересъемки и получить результат, который как минимум не хуже, чем сканирование на Nikon Coolscan 5000 (и, возможно, вполне сравним с Coolscan 9000).Однако у метода есть и свои очевидные недостатки:1. Всё нужно делать вручную. Двигать пленку, фокусироваться, нажимать кнопку. Да, на пересъемку 1 ролика при этом все равно уходит времени в три-четыре раза меньше, чем при ее сканировании. Но при этом нельзя заниматься своими делами, как со сканером — запустил и пошел пить чай.2. Требуется обработка. Хотя методика несложная, но каждый кадр нужно обрабатывать индивидуально. И при этом иметь какие-то навыки цветокоррекции. Поэтому пересъемка плохо подходит для больших фотосессий.Других недостатков пока не заметил.Конечно сканирование сильно удобнее. Я почти каждый день вижу, как пленки сканируются на Coolscan 5000 — вставил пленку, обдул ее грушей — и понеслась. Да, есть некоторые нерегулярные траблы с софтом, который устаревший и давно не обновлялся. Но автоматика никон скана дает неплохой готовый результат. То есть, заряжаешь пленку и через полтора часа получаешь готовые файлы, которые почти без коррекции можно публиковать.В Среде сейчас можно отсканировать пленку 36 кадров в максимальном качестве всего за 600 р (проявка бесплатно) — http://shop.sreda.photo/film-scan-developing/Да, сегодня пленка — дорогое удовольствие. Зато пленочная техника дешевая. Т.е. попробовать можно занедорого, а если втянешься — то пиши пропало :)Всем удачи!

Наверняка у многих ещё сохранились негативы от старых плёночных фотоаппаратов. Печатать фотографии с плёнки не хочется, но если бы они были в цифровом виде на компьютере, то было бы классно посмотреть их и вспомнить хорошие моменты своей жизни 🙂

Я сканировал фотоплёнки в домашних условиях обычным цифровым фотоаппаратом и парой нехитрых приспособлений. Ниже поделюсь с вами хитростями оцифровки негативов.

Если вы были студентом, когда ещё не было ксероксов или они ещё только появлялись, то вам приходилось хоть раз пользоваться самодельным сканером из куска стекла, двух табуреток и настольной лампы. Ниже на фото конструкция усовершенствованная, вместо стульев короб из фанеры с закреплённым стеклом и энергосберегающей лампой белого света на 15 Ватт.

cam00402.jpg

Для крепления плёнки я использовал два кусочка стекла, стекло взял тонкое от настенной фоторамки. Стёклышки обклеены полосками белой самоклейки, сделано это для направления фотоплёнки и для защины от острых краёв. Два стекла складываются и склеиваются кусочками самоклейки. Между стёклами за счёт толщины самоклейки получается щель, в которую будем заряжать негативы. Размеров стёкол не привожу, всё делал на глаз из того, что было под рукой.

cam00404.jpg

Вот так плёнка вставляется в наше приспособление:

cam00419.jpg

Снизу приклеена белая плёнка, она будет служить рассеивателем света от лампочки.

cam00422.jpg

Наш плёнкодержатель кладём на «студенческий сканер» прямо над лампой, я ещё крепил его кусочками скотча, чтобы не ёрзало.

cam00428.jpg

Теперь я взял большой пластиковый стакан от сметаны и покрасил его внутри чёрным маркером. В днище вырезал отверстие под объектив фотоаппарата, подробно о нём ниже.

cam00433.jpg

Фотик самый обычный, цифровой. Главное чтобы была функция макросъёмки.

cam00435.jpg

На объектив я приклеил шайбу из чёрной самоклейки, сделано это для того, чтобы блестящий объектив не отражался на фотографируемом негативе.

cam00439.jpg

Стакан одеваем на объектив. Чем чернее внутри, тем лучше!

cam00441.jpg

Теперь ставим стакан на сканер и включаем лампу. Надо бы отметить, что лампа энергосберегающая взята не просто так! У неё белый свет и она нагревается совсем чуть-чуть, в отличие от обычной лампы накаливания. Лампа накаливания сильно греется и может испортить негатив, свет у такой лампы жёлтый.

cam00446.jpg

На фотоаппарете выставляем режим макросъёмки, также можно поэкспериментировать с балансом белого.

cam00448.jpg

Приближаем на сколько возможно, мой фотик слишком близко фотографировать отказывался, поэтому фоткал как показано ниже, а лишнее обрезал в фотошопе.

cam00451.jpg

Вот такая фотография получается с моего фотика:

Так я отфоткал все негативы, а было их несколько десятков плёнок.

Далее нам понадобится фотошоп. Не нужно пугаться, если вы не умеете пользоваться фотошопом, я всё расскажу что нужно нажимать 🙂

Итак, открываем фото-негатив в фотошопе. Нажимаем сочетание клавиш Ctrl + i (инвертировать), теперь сочетание Ctrl + m (откроется окошко как на фото ниже). Из выпадающего списка выбираем «Blue» и зажав кнопку Alt на клавиатуре двигаем мышью две стрелки (на фото указаны стрелками красного цвета) навстречу друг другу. При зажатой клавише Alt фон изображения станет синим, а при движении стрелки будут проявляться чёрные точки, как только проявилось несколько чёрных точек мы останавливаемся и выбираем из списка (список указан на фото зелёной стрелкой) «Green» и «Red» с которыми проделываем такую же операцию по проявлению до чёрных точек.

Чтобы обрезать лишние края выберите специальный инструмент и выделите вырезаемый кусок фото, нажмите клавишу Enter. Если вырезали не так как хотелось, то всегда можно отменить последнее действие сочетанием клавиш Ctrl + z.

Чтобы сохранить фото нажмите Ctrl + s. В открывшемся окне из выпадающего списка выберите формат JPEG, выберите папку для фото и нажмите Сохранить.

В результате этого урока по оцифрованию негативов в домашних условиях у меня получилась вот такая фотка:

На фото я, мой брат и мама. Я тут совсем «зелёный», очень люблю журнал «Ют» и всякие модели из бумаги.

КОММЕНТАРИИ

  • Солёное тесто разных цветов

    Обычно поделки из солёного теста красят, я предлагаю красить тесто, потом делать поделки.

  • Бумажная лодкаВот в детстве я про такую модель лодки из бумаги не знал! А теперь, в 25, уже поздно по лужам бегать, кораблики запускать 😉
  • Фотографии старых игрушек (часть 1)

    И чего тут только нет.

  • Оцифровка фотоплёнок в домашних условиях

    Есть желание оцифровать их, негативы, но как это сделать? Я нашел простой выход из этой ситуации для себя и охотно поделюсь с другими.

Используемые источники:

  • https://pikabu.ru/story/kak_otsifrovyivat_fotoplenku_skaner_vs_peresemka_4291871
  • https://dmitry-novak.livejournal.com/223391.html
  • https://modelmen.ru/p3044

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации