Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 2

Репортаж с презентации Зенитар 0.95/50 и первые впечатления

Дата публикации: 31.10.2018

Особенности рисунка Зенитар 1,4/85

Не так давно Красногорский механический завод им. С.А. Зверева (КМЗ), выпускающий широкий спектр оптических приборов под маркой «Зенит», возобновил производство нескольких популярных ранее объективов, в числе которых — два портретных с классическим фокусным расстоянием 85 мм и высокой светосилой.

thumb_630.jpg

Узнать цену Зенитар 1,4/85

Один из них — легендарный Гелиос 40-2, которым снимали уже несколько поколений фотографов в России и во всём мире. Второй — герой этого обзора Зенитар 1,4/85, более молодой, но уже отчасти знакомый фотографам по своим предыдущим версиям MC Гелионар-1K 1,4/85 и MC Зенитар-1K 1,4/85.

Многие молодые фотографы, узнав, что эти объективы не имеют автофокуса и какой-либо электронной связи с фотоаппаратом, задают недоуменный вопрос: «Зачем они вообще нужны? Это же такая морока!». Мы обязательно постараемся ответить на него и рассказать о привлекательных сторонах возрождённой оптики. А тут сразу упомянем видеографов, которым очень приглянется объектив с плавным и длинным ходом кольца фокусировки.

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

thumb_630.jpg

Если говорить в двух словах, то такие «мануальные» объективы интересны своим собственным, порой неповторимым рисунком. Итак, ещё немного истории, а затем приступим к плотному знакомству с фотографическими возможностями Зенитар 1,4/85.

thumb_630.jpg

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/160 с

Если у популярного объектива Гелиос 40-2 были прародители из 30-х годов ХХ века, то Зенитар 1,4/85 — довольно молодой портретный объектив. Его разработка началась на КМЗ в начале 1980-х, он создавался под байонет К для фотокамер Pentax (отсюда буква К в упомянутых выше названиях) и выпускался небольшими сериями в 1980-х и 1990-х. Затем в 2013–2014 годах объектив получил обновлённый дизайн, единый для всей оптики марки «Зенит», а его оптическую схему пересчитали для самых популярных байонетов зеркальных камер — Canon EF и Nikon F. Версию с резьбовым креплением М42 делать не стали.

Зенитар 1,4/85 имеет характер размытия более спокойный и ровный, чем у Гелиос 40-2. Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/640 с

Главное отличие этих двух портретников — в характере размытия. Гелиос 40-2 закручивает фон, и эта особенность оптического рисунка обеспечила ему столь высокую популярность. Зенитар 1,4/85 просто плавно размывает фон без какой-либо закрутки, но зато обеспечивает больше свободы по размещению модели в кадре — ведь закручивающий эффект наиболее интересно выглядит тогда, когда модель или парочка молодожёнов находятся близко к центру.

Так размывает фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/800 с

Так размывает фон Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с

Более современный Зенитар 1,4/85, по сравнению с «ветераном» Гелиос 40-2, начиная с открытой диафрагмы обеспечивает немного более высокую резкость. Но у него тоже есть эффект, вызванный не до конца исправленной сферической аберрацией. Он проявляется в лёгком ореоле или свечении контуров ярко освещённых объектов, что очень здорово можно обыграть в портретной съёмке, добавив кадрам романтичности.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с

Это волшебство наблюдается именно на открытой диафрагме: такого эффекта не получить при помощи современных автофокусных объективов, поскольку в них сферические аберрации обычно полностью устранены.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2500 с

Уже при закрытии диафрагмы до f/2 картинка с Зенитара 1,4/85 в центре кадра становится резкой и мало отличается от той, что выдают современные конкуренты. Воздушное размытие ещё остаётся на краях кадра, а при значении f/2.8 оно пропадает уже на всей его площади (по резкости края немного отстают), а взамен более отчётливо проступает небольшая хроматическая аберрация. В то же время практически исчезает виньетирование, хорошо видимое на открытой диафрагме и ослабленное на f/2.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/1600 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1000 с

На значениях от f/4 до f/8 картинка резкая по всему полю, хроматические аберрации слабы, их можно обнаружить только на периферии кадра.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/500 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/250 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с

При закрытии диафрагмы до f/11 на снимках появляются первые, ещё очень слабые, признаки влияния дифракции, но уже при f/16 они проступают явно, а на крайнем значении f/22 картинка уже существенно замыливается.

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/80 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/40 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/15 с

Надо сказать, что на открытой или слегка прикрытой диафрагме у Зенитар 1,4/85, в отличие от Гелиос 40-2, резкость от центра к краям падает не так быстро, поэтому Зенитаром гораздо проще снять классический портрет, в котором лицо модели находится в верхней трети кадра, а не вблизи его середины.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/320 с

Резкость резкостью, но для портретного объектива очень важен характер боке. Тут можно отметить, что у Зенитар 1,4/85 размытие более спокойное, чем у Гелиос 40-2. На некоторых дистанциях съёмки края бликов тоже довольно чётко очерчены и выглядят как чешуя, но они не такие контрастные и почти не окрашены из-за хроматической аберрации.

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/4000 с

При удачно выбранной дистанции и правильном освещении каёмок у бликов вообще нет — мы получаем идеальное размытие фона.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с

Закрытие диафрагмы до f/4 и более позволяет разглядеть, что блики многогранные: диафрагма имеет 8 лепестков, но это совсем не бросается в глаза. Объекты на заднем плане узнаваемы, при этом не перетягивают на себя внимания — так и должен рисовать хороший портретник.

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1600 с

Объектив Зенитар 1,4/85 боится яркого встречного света. Снимая в таких условиях, особенно без бленды, нужно быть очень аккуратным, чтобы не получить в кадре засветы и блики. Если внимательно выбирать точку съёмки и положение солнца, то падение контраста из-за засветки вполне можно превратить в романтическую дымку.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с

Особенности фокусировки с Зенитар 1,4/85

Есть ещё один важный момент, к которому стоит быть готовым при работе с полностью мануальным объективом (а наш Зенитар 1,4/85 именно такой). Дело в том, что эффективно снимать с визированием через оптический видоискатель, стабильно попадая в резкость, получается только при прикрытии диафрагмы до f/2.8 или хотя бы до f/2.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с

А вот при съёмке на открытой диафрагме с визированием через оптический видоискатель фотографу и модели придётся запастись терпением и быть готовыми к тому, что процент брака будет велик — уж очень мала глубина резкости, а автоматического подтверждения фокусировки нет. Наиболее остро эта проблема встаёт при съёмке многомегапиксельной камерой, такой как Canon EOS 5DS R (50 Мп), а при меньшем разрешении сенсора влияние ошибки фокусировки снижается.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/400 с

Выход из этой ситуации — съёмка в режиме Live View с визированием по экрану, в том числе с увеличением картинки. Также многие камеры имеют функцию «фокус-пикинг» для подсветки контуров предметов в резкости. А любителям всего классического и «мануального» напомним, что многие зеркальные камеры позволяют (даже в домашних условиях) поставить вместо стандартного фокусировочного экрана специальный — с клиньями Додена, микропризмами или матированием.

Если же прикрыть диафрагму до f/5.6 и более, например, при съёмке в студии, то никакого дискомфорта при фокусировке не будет, и на выходе мы получим результаты, ничем не уступающие другим современным портретным объективам.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 сДата публикации: 31.10.2018ДомойFeaturedMainРепортаж с презентации Зенитар 0.95/50 и первые впечатления

© Илья Кайгородов / Photar.ru

15 марта 2019 года состоялась официальная презентация объектива  Зенитар 0.95/50. Впервые сверхсветосильный объектив был показан на Фотофоруме в апреле 2016 года, что вызвало неподдельный интерес у наших читателей. Однако, это была лишь предварительная версия. 15 марта был показан серийный образец, объявлена стоимость объектива и предоставлена возможность протестировать новинку, о чем читайте ниже.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

На мероприятии разработчики и представители Зенит рассказали не только о новом объективе Зенитар 0.95/50, но и поделились планами на будущее. Как вы возможно знаете, все выпускаемые КМЗ объективы, исключительно мануальные. Объективы не имеют электронного управления диафрагмой, автофокусировки и чипа подтверждения фокуса. То есть управление всеми аспектами съемки, кроме выдержки и ISO, исключительно ручное. Так, представители компании пообещали, что в ближайшем будущем, а это 2019-2020 годы, мы наконец-то увидим первые объективы с электронно-управляемой диафрагмой.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Однако, это не все хорошие новости. В будущем Красногорский завод планирует возродить производство еще нескольких легендарных объективов (см картинку выше). К сожалению, в ближайшее время мы не увидим объективов с электронным чипом подтверждения фокуса, и уж тем более с автофокусом. Еще одним разочарованием стало то, что в планах компании нет создавать версии объективов с другими байонетами. Почему была сделана ставка исключительно на Sony, мне не совсем понятно.

Но вернемся к главному герою этого мероприятия.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

«Зенитар 0,95/50 ‒ объектив для вдумчивой фотографии, который подойдет и профессионалам, и любителям. Благодаря новым, усовершенствованным оптическим расчетам изображение получается более резким. Стоит отметить и собственный необычный рисунок, который особенно ценится в художественной фотографии. По качеству изделие не уступает иностранным аналогам, а привлекательная цена позволит успешно конкурировать с ними как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Безусловно, новая разработка выводит линейку Зенитар на принципиально новый уровень», ‒ рассказал генеральный директор КМЗ Вадим Калюгин

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Как ясно из названия, объектив имеет фокусное расстояние 50мм, сверхсветосильную диафрагму f/0.95. Выпускаться объектив будет исключительно под байонет Sony E. Минимальная дистанция фокусировки составляет 0.7м. Отдельно стоит упомянуть о диафрагме, которая имеет абсолютно круглую форму и все это благодаря 14 лепесткам. Диаметр фильтра 72мм.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Объектив сконструирован из 9 линз в 8 группах. Представители КМЗ сделали особый упор в презентации на то, что все производство ведется на мощностях Красногорского завода им. Зверева и все материалы произведены в России.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Зенитар получился очень увесистым — 1200 грамм! Хотя размеры довольно компактные: 85,5х117,5мм, материалы решают, ведь объектив изготовлен полностью из метала.

© Илья Кайгородов / Photar.ru

Мне удалось потестировать новинку на фотоаппарате Sony A7s Mark 2. Буквально через пять минут моя рука начала уставать, но виной тому, на мой взгляд, не вес объектива, а все-таки маленький хват беззеркалки. Все примеры в этой публикации, сделанные на Зенитар 0,95/50, приведены без постобработки.

Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Кольцо фокуса имеет довольно мягкий и плавный ход, что позволяет с легкостью фокусироваться. Отсутсвие подтверждения фокуса конечно усложняет задачу, но в помощь фокус-пикинг.

Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru

У объектива имеется встроенная складная бленда, которая непроизвольно раскладывается при опускании фотоаппарата вниз (наверно мне достался такой экземпляр с недержанием:). Оптические элементы Зенитар 0.95/50, как заявляет производитель, имеют антибликовое покрытие, но от бликов это не очень спасает, поэтому было решено сделать встроенную бленду. При использовании бленды появляется заметное виньетирование в углах кадра.

Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Диафрагма регулируется без скачков, абсолютно плавно и мягко. Благодаря 14-лепестковой диафрагме боке получается невероятно мягким, иногда даже напоминает мазки кисти.

Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Безусловно, объектив обладает неповторимым рисунком и цветом. В этом есть определенный шарм, но в этом и его ограничение. Зенитар 0.95/50 подойдет исключительно для художественной съемки и как правильно сказал Вадим Калюгин: «вдумчивой фотографии».

Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Еще несколько фотографий, сделанных на Sony A7s II и Зенитар 0.95/50:

1 of 12

Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru
Sony a7s m2 + Zenitar 0.95/50 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Чуть не забыл, стоимость объектива Зенитар 0.95/50 составит 50 тыс рублей. Старт продаж 20 марта 2019 года. Оформить заказ можно будет в официальном интернет-магазине Зенит.

comments powered by HyperComments

Тест Zenit M и Zenitar 1/35

Устройства в тесте: Zenit M / Зенитар 1/35 Leica M

Фотоаппарат Zenit M не стал прорывной камерой отечественной индустрии. Это скорее коллекционная версия не самой свежей Leica M. Учитывая малый тира…06.03.2019image-rectangle_300_x.jpg

Устройства в тесте: Зенитар 1.2/50s Nikon F

Зенитар 1,2/50S не очередной «полтинник», это уникальный по рисунку, непростой и интересный в использовании объектив. По своему назначению Зени…28.11.2018image-rectangle_300_x.jpg

Устройства в тесте: Зенитар 2.8/16 Nikon F

Зенитар 2,8/16 — интересный творческий объектив. Он качественно изготовлен, а новый дизайн строг и приятен глазу. Несмотря на ручную фокусировку и …22.11.2018image-rectangle_300_x.jpg

Устройства в тесте: Зенитар 1.4/85 Canon EF

В процессе тестирования Зенитар 1,4/85 мы убедились, что это современный с оптической точки зрения портретный объектив, который имеет свои особенно…31.10.2018image-rectangle_300_x.jpg

Устройства в тесте: Гелиос 40-2 Canon EF

Гелиос 40-2 — это, прежде всего, творческий объектив, главная ценность которого не в высокой светосиле или звенящей резкости, а в уникальном, непов…31.10.2018image-rectangle_300_x.jpg

Устройства в тесте: Зенитар 3.5/ 8 Nikon F

Зенитар 8mm f/3.5 — это современный объектив от отечественного производителя. Хорошее впечатление складывается сразу (начиная с упаковки и дизайна …19.10.2018</ul>Используемые источники:

  • https://prophotos.ru/reviews/20767-zenitar-1-4-85-test
  • https://photar.ru/reportazh-s-prezentacii-zenitar-0-95-50-i-pervye-vpechatleniya/
  • https://prophotos.ru/reviews/zenit/lenses

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации