Дата публикации: 31.10.2018
Особенности рисунка Зенитар 1,4/85
Не так давно Красногорский механический завод им. С.А. Зверева (КМЗ), выпускающий широкий спектр оптических приборов под маркой «Зенит», возобновил производство нескольких популярных ранее объективов, в числе которых — два портретных с классическим фокусным расстоянием 85 мм и высокой светосилой.
Узнать цену Зенитар 1,4/85
Один из них — легендарный Гелиос 40-2, которым снимали уже несколько поколений фотографов в России и во всём мире. Второй — герой этого обзора Зенитар 1,4/85, более молодой, но уже отчасти знакомый фотографам по своим предыдущим версиям MC Гелионар-1K 1,4/85 и MC Зенитар-1K 1,4/85.
Многие молодые фотографы, узнав, что эти объективы не имеют автофокуса и какой-либо электронной связи с фотоаппаратом, задают недоуменный вопрос: «Зачем они вообще нужны? Это же такая морока!». Мы обязательно постараемся ответить на него и рассказать о привлекательных сторонах возрождённой оптики. А тут сразу упомянем видеографов, которым очень приглянется объектив с плавным и длинным ходом кольца фокусировки.
В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.
Если говорить в двух словах, то такие «мануальные» объективы интересны своим собственным, порой неповторимым рисунком. Итак, ещё немного истории, а затем приступим к плотному знакомству с фотографическими возможностями Зенитар 1,4/85.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/160 с
Если у популярного объектива Гелиос 40-2 были прародители из 30-х годов ХХ века, то Зенитар 1,4/85 — довольно молодой портретный объектив. Его разработка началась на КМЗ в начале 1980-х, он создавался под байонет К для фотокамер Pentax (отсюда буква К в упомянутых выше названиях) и выпускался небольшими сериями в 1980-х и 1990-х. Затем в 2013–2014 годах объектив получил обновлённый дизайн, единый для всей оптики марки «Зенит», а его оптическую схему пересчитали для самых популярных байонетов зеркальных камер — Canon EF и Nikon F. Версию с резьбовым креплением М42 делать не стали.
Зенитар 1,4/85 имеет характер размытия более спокойный и ровный, чем у Гелиос 40-2. Фото: Влад Шутов
Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/640 с
Главное отличие этих двух портретников — в характере размытия. Гелиос 40-2 закручивает фон, и эта особенность оптического рисунка обеспечила ему столь высокую популярность. Зенитар 1,4/85 просто плавно размывает фон без какой-либо закрутки, но зато обеспечивает больше свободы по размещению модели в кадре — ведь закручивающий эффект наиболее интересно выглядит тогда, когда модель или парочка молодожёнов находятся близко к центру.
Так размывает фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/800 с
Так размывает фон Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с
Более современный Зенитар 1,4/85, по сравнению с «ветераном» Гелиос 40-2, начиная с открытой диафрагмы обеспечивает немного более высокую резкость. Но у него тоже есть эффект, вызванный не до конца исправленной сферической аберрацией. Он проявляется в лёгком ореоле или свечении контуров ярко освещённых объектов, что очень здорово можно обыграть в портретной съёмке, добавив кадрам романтичности.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с
Это волшебство наблюдается именно на открытой диафрагме: такого эффекта не получить при помощи современных автофокусных объективов, поскольку в них сферические аберрации обычно полностью устранены.
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2500 с
Уже при закрытии диафрагмы до f/2 картинка с Зенитара 1,4/85 в центре кадра становится резкой и мало отличается от той, что выдают современные конкуренты. Воздушное размытие ещё остаётся на краях кадра, а при значении f/2.8 оно пропадает уже на всей его площади (по резкости края немного отстают), а взамен более отчётливо проступает небольшая хроматическая аберрация. В то же время практически исчезает виньетирование, хорошо видимое на открытой диафрагме и ослабленное на f/2.
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/1600 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1000 с
На значениях от f/4 до f/8 картинка резкая по всему полю, хроматические аберрации слабы, их можно обнаружить только на периферии кадра.
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/500 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/250 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с
При закрытии диафрагмы до f/11 на снимках появляются первые, ещё очень слабые, признаки влияния дифракции, но уже при f/16 они проступают явно, а на крайнем значении f/22 картинка уже существенно замыливается.
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/80 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/40 сCanon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F22, 1/15 с
Надо сказать, что на открытой или слегка прикрытой диафрагме у Зенитар 1,4/85, в отличие от Гелиос 40-2, резкость от центра к краям падает не так быстро, поэтому Зенитаром гораздо проще снять классический портрет, в котором лицо модели находится в верхней трети кадра, а не вблизи его середины.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/320 с
Резкость резкостью, но для портретного объектива очень важен характер боке. Тут можно отметить, что у Зенитар 1,4/85 размытие более спокойное, чем у Гелиос 40-2. На некоторых дистанциях съёмки края бликов тоже довольно чётко очерчены и выглядят как чешуя, но они не такие контрастные и почти не окрашены из-за хроматической аберрации.
Фото: Влад Шутов
Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 500, F1.4, 1/4000 с
При удачно выбранной дистанции и правильном освещении каёмок у бликов вообще нет — мы получаем идеальное размытие фона.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1000 с
Закрытие диафрагмы до f/4 и более позволяет разглядеть, что блики многогранные: диафрагма имеет 8 лепестков, но это совсем не бросается в глаза. Объекты на заднем плане узнаваемы, при этом не перетягивают на себя внимания — так и должен рисовать хороший портретник.
Фото: Влад Шутов
Canon EOS 5D Mark III / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/1600 с
Объектив Зенитар 1,4/85 боится яркого встречного света. Снимая в таких условиях, особенно без бленды, нужно быть очень аккуратным, чтобы не получить в кадре засветы и блики. Если внимательно выбирать точку съёмки и положение солнца, то падение контраста из-за засветки вполне можно превратить в романтическую дымку.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с
Особенности фокусировки с Зенитар 1,4/85
Есть ещё один важный момент, к которому стоит быть готовым при работе с полностью мануальным объективом (а наш Зенитар 1,4/85 именно такой). Дело в том, что эффективно снимать с визированием через оптический видоискатель, стабильно попадая в резкость, получается только при прикрытии диафрагмы до f/2.8 или хотя бы до f/2.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/500 с
А вот при съёмке на открытой диафрагме с визированием через оптический видоискатель фотографу и модели придётся запастись терпением и быть готовыми к тому, что процент брака будет велик — уж очень мала глубина резкости, а автоматического подтверждения фокусировки нет. Наиболее остро эта проблема встаёт при съёмке многомегапиксельной камерой, такой как Canon EOS 5DS R (50 Мп), а при меньшем разрешении сенсора влияние ошибки фокусировки снижается.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/400 с
Выход из этой ситуации — съёмка в режиме Live View с визированием по экрану, в том числе с увеличением картинки. Также многие камеры имеют функцию «фокус-пикинг» для подсветки контуров предметов в резкости. А любителям всего классического и «мануального» напомним, что многие зеркальные камеры позволяют (даже в домашних условиях) поставить вместо стандартного фокусировочного экрана специальный — с клиньями Додена, микропризмами или матированием.
Если же прикрыть диафрагму до f/5.6 и более, например, при съёмке в студии, то никакого дискомфорта при фокусировке не будет, и на выходе мы получим результаты, ничем не уступающие другим современным портретным объективам.
Фото: Павел Молчанов
Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/125 сДата публикации: 31.10.2018ДомойFeaturedMainРепортаж с презентации Зенитар 0.95/50 и первые впечатления
15 марта 2019 года состоялась официальная презентация объектива Зенитар 0.95/50. Впервые сверхсветосильный объектив был показан на Фотофоруме в апреле 2016 года, что вызвало неподдельный интерес у наших читателей. Однако, это была лишь предварительная версия. 15 марта был показан серийный образец, объявлена стоимость объектива и предоставлена возможность протестировать новинку, о чем читайте ниже.
На мероприятии разработчики и представители Зенит рассказали не только о новом объективе Зенитар 0.95/50, но и поделились планами на будущее. Как вы возможно знаете, все выпускаемые КМЗ объективы, исключительно мануальные. Объективы не имеют электронного управления диафрагмой, автофокусировки и чипа подтверждения фокуса. То есть управление всеми аспектами съемки, кроме выдержки и ISO, исключительно ручное. Так, представители компании пообещали, что в ближайшем будущем, а это 2019-2020 годы, мы наконец-то увидим первые объективы с электронно-управляемой диафрагмой.
Однако, это не все хорошие новости. В будущем Красногорский завод планирует возродить производство еще нескольких легендарных объективов (см картинку выше). К сожалению, в ближайшее время мы не увидим объективов с электронным чипом подтверждения фокуса, и уж тем более с автофокусом. Еще одним разочарованием стало то, что в планах компании нет создавать версии объективов с другими байонетами. Почему была сделана ставка исключительно на Sony, мне не совсем понятно.
Но вернемся к главному герою этого мероприятия.
«Зенитар 0,95/50 ‒ объектив для вдумчивой фотографии, который подойдет и профессионалам, и любителям. Благодаря новым, усовершенствованным оптическим расчетам изображение получается более резким. Стоит отметить и собственный необычный рисунок, который особенно ценится в художественной фотографии. По качеству изделие не уступает иностранным аналогам, а привлекательная цена позволит успешно конкурировать с ними как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Безусловно, новая разработка выводит линейку Зенитар на принципиально новый уровень», ‒ рассказал генеральный директор КМЗ Вадим Калюгин
Как ясно из названия, объектив имеет фокусное расстояние 50мм, сверхсветосильную диафрагму f/0.95. Выпускаться объектив будет исключительно под байонет Sony E. Минимальная дистанция фокусировки составляет 0.7м. Отдельно стоит упомянуть о диафрагме, которая имеет абсолютно круглую форму и все это благодаря 14 лепесткам. Диаметр фильтра 72мм.
Объектив сконструирован из 9 линз в 8 группах. Представители КМЗ сделали особый упор в презентации на то, что все производство ведется на мощностях Красногорского завода им. Зверева и все материалы произведены в России.
Зенитар получился очень увесистым — 1200 грамм! Хотя размеры довольно компактные: 85,5х117,5мм, материалы решают, ведь объектив изготовлен полностью из метала.
Мне удалось потестировать новинку на фотоаппарате Sony A7s Mark 2. Буквально через пять минут моя рука начала уставать, но виной тому, на мой взгляд, не вес объектива, а все-таки маленький хват беззеркалки. Все примеры в этой публикации, сделанные на Зенитар 0,95/50, приведены без постобработки.
Кольцо фокуса имеет довольно мягкий и плавный ход, что позволяет с легкостью фокусироваться. Отсутсвие подтверждения фокуса конечно усложняет задачу, но в помощь фокус-пикинг.
У объектива имеется встроенная складная бленда, которая непроизвольно раскладывается при опускании фотоаппарата вниз (наверно мне достался такой экземпляр с недержанием:). Оптические элементы Зенитар 0.95/50, как заявляет производитель, имеют антибликовое покрытие, но от бликов это не очень спасает, поэтому было решено сделать встроенную бленду. При использовании бленды появляется заметное виньетирование в углах кадра.
Диафрагма регулируется без скачков, абсолютно плавно и мягко. Благодаря 14-лепестковой диафрагме боке получается невероятно мягким, иногда даже напоминает мазки кисти.
Безусловно, объектив обладает неповторимым рисунком и цветом. В этом есть определенный шарм, но в этом и его ограничение. Зенитар 0.95/50 подойдет исключительно для художественной съемки и как правильно сказал Вадим Калюгин: «вдумчивой фотографии».
Еще несколько фотографий, сделанных на Sony A7s II и Зенитар 0.95/50:
1 of 12
Чуть не забыл, стоимость объектива Зенитар 0.95/50 составит 50 тыс рублей. Старт продаж 20 марта 2019 года. Оформить заказ можно будет в официальном интернет-магазине Зенит.
comments powered by HyperComments
Тест Zenit M и Zenitar 1/35
Устройства в тесте: Zenit M / Зенитар 1/35 Leica M
Фотоаппарат Zenit M не стал прорывной камерой отечественной индустрии. Это скорее коллекционная версия не самой свежей Leica M. Учитывая малый тира…06.03.2019
Устройства в тесте: Зенитар 1.2/50s Nikon F
Зенитар 1,2/50S не очередной «полтинник», это уникальный по рисунку, непростой и интересный в использовании объектив. По своему назначению Зени…28.11.2018
Устройства в тесте: Зенитар 2.8/16 Nikon F
Зенитар 2,8/16 — интересный творческий объектив. Он качественно изготовлен, а новый дизайн строг и приятен глазу. Несмотря на ручную фокусировку и …22.11.2018
Устройства в тесте: Зенитар 1.4/85 Canon EF
В процессе тестирования Зенитар 1,4/85 мы убедились, что это современный с оптической точки зрения портретный объектив, который имеет свои особенно…31.10.2018
Устройства в тесте: Гелиос 40-2 Canon EF
Гелиос 40-2 — это, прежде всего, творческий объектив, главная ценность которого не в высокой светосиле или звенящей резкости, а в уникальном, непов…31.10.2018
Устройства в тесте: Зенитар 3.5/ 8 Nikon F
Зенитар 8mm f/3.5 — это современный объектив от отечественного производителя. Хорошее впечатление складывается сразу (начиная с упаковки и дизайна …19.10.2018</ul>Используемые источники:
- https://prophotos.ru/reviews/20767-zenitar-1-4-85-test
- https://photar.ru/reportazh-s-prezentacii-zenitar-0-95-50-i-pervye-vpechatleniya/
- https://prophotos.ru/reviews/zenit/lenses