Стоит ли покупать более дорогой аудио кабель для наушников? Есть ли разница в звуке, при проводе в наушниках из другого материала? Если вы задаётесь этими вопросами, знайте, аудиофилия ближе, чем кажется. 😉 Ниже рассмотрим несколько интересных с точки зрения цены и качества кабелей от проверенных производителей и попытаемся разобраться в азах «кабелестроения».
Собственно, конечный звук зависит от нескольких основных элементов: качество прослушиваемого материала, источник, кабель, наушники и личное восприятие. И вот кабель стоит подбирать в самую последнюю очередь.
Да, личное восприятие имеет очень важное значение. Это и психоакустика и разность в терминологии. В любом случае, нет такого понятия, как «объективно лучший звук». Вкусы у всех разные. И даже, учитывая это, человек вносит субъективный взгляд в свою оценку любого элемента аудио-системы.
Какой провод для наушников лучше купить?
Если у вас уже есть хороший источник (портативный плеер или домашняя система), качественные наушники и фонотека «без потерь качества», то можно заняться выбором качественного кабеля. Но, если вам это всё чуждо, и вы предпочитаете слушать музыку от телефона в популярных недорогих наушниках, от замены кабеля разницы не будет.
Медный литцендрат на кастомных многодрайверных арматурных наушниках
Не стоит забывать, что кабель должен быть ещё и удобным. Зачастую хорошо звучащие кабели толстые, слабо гнущиеся и легко ломающиеся. Поэтому, важно соблюсти баланс, чтобы не ходить с наушниками «на канате».
Попробуем разобраться стоит ли приобретать аудио кабель для изменения (улучшения) звука. Если стоит, то всем ли? И обязательно ли цена провода определяет его качество? И попытаемся сделать это без погружения в физические или аудиофильские термины.
Стоит ли покупать дорогие кабели?
Первое и главное: не стоит покупать кабель, дороже, чем наушники. Кабель за 50-100$ окажет определённое влияние на звук наушников за 300-500$ – это будет слышно. А вот будет ли слышна разница на бюджетных моделях – большой вопрос.
Как и всё в аудиофильской среде, многие кабели сильно переоценены. Если в описании эпитетов того, какой становится божественный звук с этим кабелем, больше, чем технических характеристик – скорее всего, цена не оправдана.
Если кабель поставляется в шикарной деревянной коробке, в нём использованы дорогие материалы, где не нужно (вроде металлических «бегунков» для регулировки длины) – вряд ли он стоит своих денег.
В комплектации топовых наушников всё это ещё имеет смысл, но кабель – это просто кабель. Всё, что не касается его прямого функционала – ощутимо «касается» его конечной стоимости.
Следует понимать, что в кабелях используются примерно одни и те же материалы: серебро и медь. Разницу между серебряным и медным кабелем услышать можно. Но вот между «наичистейшим» серебром и «простым» серебром – сложно. Если вообще возможно. Хитрые методы плетения, взаимопроникновения материалов, штекеры, коннекторы, изоляции и прочие нюансы влияют на звук исчезающе слабо. Из разряда, что влияние можно измерить, но не услышать.
Если вы задумались о приобретении кабеля именно для улучшения звука, не стоит поддаваться аудиофильским сказкам и сразу смотреть на кабели за тысячи долларов. Лучше начинать со средних. За 50-100$ можно найти достойный провод, «звучание» которого вы, наверняка, услышите.
В среде аудиофилов и просто любителей музыки (и аудио-оборудования) уже немало копий сломано об вопрос «есть ли реально слышимая разница между проводом за 50$, за 5000$ и комплектным безымянным?» И однозначного ответа пока не предвидится.
Зачастую в этом споре аудиофилы не хотят слышать доводов радиотехников, ограничиваясь либо простым «я так слышу», либо более агрессивным «в моей системе всё прекрасно слышно, если от вашей нищебродской кофеварки кабель за 1000$ звучит не лучше обычного, это не мои проблемы».
А люди, не понаслышке знакомые с физикой, химией и радиотехникой, не особо хотят прислушиваться к «золотым ушам» аудиофилов, а приводят примеры замеров сопротивлений, ёмкостей и прочих параметров кабеля, которые не должны влиять на звук.
К слову, о влиянии сопротивления кабеля на звук в абсолютных величинах, думаю, не будет спорить и радиотехник, оно имеет место. 😉
И, что ещё серьёзней, грозят «двойным слепым тестом». Вот это уже аргумент. Факт: на слепых тестах (особенно, двойных-тройных, которые исключают элемент угадывания) большинство «золотых ушей» пасуют. Либо не хотят их проводить вовсе, либо перестают слышать разницу.
Но нельзя сказать, что ещё никто не прошёл слепой тест кабелей. Проходят, и даже хорошо. И с повторениями. Но такие люди редко отстаивают точку зрения «магии кабелей» на форумах, а обычно спокойно слушают свой годами собранный сетап и никому не мешают.
Шнур для наушников является прибором, хоть и очень простым. И у него есть свои параметры и влияние на общую систему (электрическую цепь). Обобщённо, кабель – это дополнительное сопротивление. Его величина складывается из нескольких параметров.
Во-первых, важен материал проводника, его удельная электропроводимость. Больших таблиц с справочными значениями приводить не будем. Просто обобщим: в наушниковых проводах логичнее всего использовать медь и серебро (собственно, они и используются). Чем они чище, тем лучше, примеси дают свой вклад в электропроводимость.
Есть металлы и с лучшими параметрами электропроводимости, но они не используются из-за других своих особенностей: ломкость, дороговизна и прочие. Золото же, которое всё чаще встречается в аудиофильских кабелях, проводит ток хуже меди. Единственное его преимущество тут – оно не окисляется.
Во-вторых, длина кабеля. Чем он длиннее, тем, соответственно, больше его итоговое сопротивление. Конечно, при увеличении длины увеличивается и его электрическая ёмкость, но я хотел использовать поменьше терминов, а этот момент не столь важен, опустим его. 😉
В-третьих, диаметр сечения кабеля и его структура. Тут есть 2 основных варианта: множество тонких кабелей изолированных друг от друга и сплетённых (известный литцендрат) или моножила с довольно широким сечением.
Sennheiser HD 800 с заменённым кабелем
Общее сопротивление кабелей портативных наушников (учитывая все вышеописанные параметры) варьируется от 0,5 до 10 Ом. Больше всего влияния дополнительное сопротивление кабеля оказывает на многодрайверные арматурные наушники при низкоомном источникеусилителе.
Соответственно, на изменения звука в итоге влияет и источник, и сами наушники. Одинаковый кабель может дать разные нюансы на нескольких усилителях иили наушниках, в зависимости от типа наушников (арматурные, динамические, большоймаленький излучатель, многодрайверная конструкция) и сопротивления источникаусилителя.
Есть устоявшиеся понятия о «звучании материалов» (речь идёт о литцендратах):
Это подтверждается опытом многих пользователей, в том числе и моим, поэтому можно принять данную информацию в качестве «отправной точки».
Есть ещё одно интересное понятие – балансное подключение. С точки зрения радиотехники, оно довольно хитрое. Если в двух словах, то при балансном подключении каналы изолированы от взаимного влияния (и внешних помех) на всём пути от источника до наушников.
Sony MDR-Z1R с возможностью балансного подключения
Для того, чтобы понять эффект, нужен полностью балансный тракт: источник и усилитель, построенные на соответствующих принципах и кабель. Зачастую портативные плееры поддерживают и балансное и обычное подключение. Это говорит о том, что схема там небалансная, но на выходе стоит «мост», который позволяет подключать соответствующие кабели. И этот вариант тоже имеет влияние на конечный звук.
По большому счёту, более точное разделение каналов даёт лучшую стереопанораму и локализацию кажущихся источников звука. В портативном аудио влияние балансного кабеля (особенно, с обычным источником) не так велико, как пытаются показать маркетологи.
Стоит ли гнаться за балансным подключением? Сразу – явно не стоит. Многим не нравится разделение каналов, теряется некая «энергетика» записи. А многие вовсе не слышат разницы. По опыту могу сказать, часто она близка к самоубеждению.
Не станем рассматривать магию силовых кабелей, USB-проводов, позолоченных штекеров и прочих вещах, граничащих с эзотерикой (по техническим причинам). Лучше рассмотрим 5 интересных с разных точек зрения моделей кабелей.
ТОП 5: Качественных проводов (кабелей) для наушников (2020)
№ | Модель | Описание | Цена |
---|---|---|---|
1 | MiniJack-MiniJack от Monoprice | Бюджетный качественный кабель для наушников 3.5 мм на 3.5 мм; | 6$ |
2 | Кабель MEE Audio с MMCX адаптерами | Балансный кабель с переходниками на разные стандарты подключения; | 100$ |
3 | Pirole TPE 3B L-shape | Провод с микрофоном для наушников; | 8$ |
4 | Кабели Hybrid Audio | Аудиофильские кабели для наушников ручной работы; | 100$ |
5 | Кабели ISN Hi-Fi Audio | Качественные и относительно недорогие шнуры для наушников с адаптерами MMCX. | 49$ |
Влияние кабеля на конечный звук (особенно в портативной системе) – самое минимальное. Зачастую, даже меньше, чем личное восприятие. Если вы подумываете об улучшении звука, сначала логичнее менять наушники, потом источник. И уж в последнюю очередь – кабель.
MMCX шнуры для наушников
Кабели ISN Hi-Fi Audio (49$) – качественные и относительно недорогие шнуры для наушников с адаптерами MMCX. Отличный внешний вид, качественная сборка и материалы и ощутимая разница в качестве звучания – признаки настоящих аудиофильских кабелей, пусть и начального уровня.
- Обзор трёх аудиокабелей ISN Hi-Fi Audio
- Кабели для наушников – раздел
MMCX шнуры для наушников
С одной стороны – это полезно. Даёт возможность более точно «настроить» посадку, улучшает эргономику в целом. Но с другой – эти коннекторы легче ломаются. Всё из-за той же подвижности.
У меня тоже в своё время ломались MMCX коннекторы, как на кабеле, так и на самих корпусах наушников. Печально, но пока так и не перешёл на 2 pin адаптеры. Хотя собираюсь. 😉
По звуку каждый из трёх кабелей привносит свои нюансы:
- ISN S16 – наименее окрашенный звук. Хороший бас, сцена и детальность. Универсальный вариант, подойдёт для любых наушников (с тёмным или светлым звучанием);
- ISN C16 – кабель ощутимо прибавляет НЧ, и несколько подчёркивает СЧ. Подойдёт для наушников со светлым звучанием. Поможет сгладить слишком яркие ВЧ;
- ISN H16 – предлагает мягкий спокойный звук с качественными НЧ и сглаженными ВЧ. Лучше всего подойдёт к наушникам со светлым звуком. К «тёмным» не рекомендуется. Хотя, на вкус и цвет…;-)
Если вы ищете недорогой, качественный удобный кабель, который улучшит звучание ваших наушников, обязательно рассмотрите продукцию ISN Audio. Отличный вариант для качественных наушников среднего и более высокого ценового сегмента в районе 100-250$.
Кабели ISN Hi-Fi Audio
Аудиофильские кабели для наушников
У меня сейчас есть 2 кабеля от Hybrid Audio (около 100$ каждый) – это аудиофильские кабели для наушников ручной работы. Магазин (а точнее, мастер) хорошо известен в узких кругах. Предлагает различные кабели на любой вкус.
Сейчас основным у меня является медный литцендрат. Кабель довольно толстый, но в меру мягкий. В чёрной изоляции. С самыми простым разветвителем и «бегунком». Вся стоимость берётся только за кабель, никаких переплат.
Если честно, даже не помню, какая конкретно модель. У мастера их очень много. 😉
Медный литцендрат Hybrid Audio
Все коннекторы выбирал сам, они тоже средние по качеству, без излишков: угловой 3,5 мм mini jack и адаптеры MMCX. Сборка хорошая, кабель использовался далеко не в «тепличных» условиях, но не порвался, не износился. По звуку качественная медь дала моим кастомам бОльшую детальность и натуральность в сравнении с кабелем, который шёл в комплекте. Очень хорошо для джаза, фолка и прочей инструментальной живой музыки, которой слушаю всё больше и больше.
Silver Crystal v3 (второй кабель) – посеребрённая медь с высоким содержанием серебра по 10 жил на 1 проводник. Он ощутимо толще и гораздо менее гибкий. Но звук даёт во многом интереснее: больше НЧ, сам бас более упругий, более натуральные ВЧ и в целом более энергичная подача. В сравнении с медью.
Hybrid Audio Silver Crystal v3
Этот кабель долгое время был основным и любимым. Он отлично подходит для металла. Первым же кабелем был Hybrid X2 mini (гибрид меди и посеребрёнки), который уже продан. С ним звук был спокойнее, «теплее» и менее агрессивным.
Нельзя сказать, что все описанные отличия в звуке моментально «бросятся» в уши. Это не тоже самое, что поменять наушники. Но и вслушиваться по несколько минут не нужно. Пока писал статью, пару раз «перетыкал» кабели, разница слышалась сразу. Но тут стоит брать во внимание, что в многодрайверных арматурных наушниках разница «звучания кабелей» слышна лучше всего. Кроме того, у одного кабеля сопротивление ощутимо ниже и звук в нём банально громче. Но, даже учитывая эти моменты, отличия есть.
Кабель Hybrid X2 mini Если вы ищете настоящие аудиофильские кабели, но не хотите переплачивать зарубежным производителям за бренд и «лакшери»-упаковку, обратите внимание на Hybrid Audio. Своих денег они точно стоят.
Провод для наушников с микрофоном
Pirole TPE 3B L-shape (8$) – провод с микрофоном для наушников. Не имеет адаптеров, то есть либо их, либо наушники к кабелю надо припаивать. Подойдёт тем, у кого повредился свой провод и/или нужна гарнитура.
По качеству звука данный провод для наушников с микрофоном не дотягивает до аудиофильских, но, тем не менее, разницу в звучании можно услышать на наушниках средней ценовой категории. Звук будет разборчивее, «теплее» и натуральнее, в зависимости от того, какой провод был «по умолчанию».
- Качественные кабели любой ценовой категории можно приобрести в магазине Era in Ear.
Pirole TPE 3B L-shape кабель с микрофоном
У наушников ценой около 100$ комплектный кабель скорее всего будет не хуже, а то и лучше этого. Но есть и исключения.
Если у вас наушники со съёмным кабелем, можно припаять к Pirole TPE 3B L-shape нужные коннекторы и использовать его в качестве дополнительного варианта с гарнитурой. Пульт «умеет» управлять звонками, громкостью и переключением треков. Но только с iPhone. Со смартфонами на базе Android, к сожалению, доступны не все возможности.
Pirole TPE 3B L-shape кабель с гарнитурой
Универсальный балансный кабель для наушников
Универсальный балансный кабель для наушников MEE Audio с MMCX адаптерами (100$) хорош именно наличием в комплекте трёх адаптеров под разные варианты балансного (2.5) подключения. Про особенности балансного подключения сказано выше.
Балансный кабель для наушников MEE Audio MMCX в коробке
Этот вид подключения (и кабелей) пришёл из профессиональной техники (хоть там используется не для улучшения звука, а для уменьшения помех у длинных проводов), поэтому производители «не договорились» о едином стандарте.
У разных компаний свои взгляды на балансное подключение. Самый распространённый: кабель для наушников 2,5 мм mini jack. Этот стандарт используется во многих портативных плеерах. Но даже тут бывает разная распиновка.
Балансный кабель для наушников MEE Audio MMCX переходники
Sony, традиционно для компании, предлагает собственный разъём: 4,4 мм jack. Hifiman использует стандартный по размеру 3,5 мм jack со специальной распиновкой. И это даже не все варианты. То есть, чтобы купить балансный кабель, нужно заказывать штекер под свою технику (когда кабель делается под ваши нужды), либо обзавестись переходниками. Если есть переходники, кабель можно подключить к разным наушникам и источнику.
У данного универсального балансного кабеля MEE Audio уже есть переходники на все популярные варианты подключения. А самый распространённый – 2,5 мм – основной. Очень удобно. Подключение к наушникам через адаптеры MMCX – один из двух самых популярных стандартов.
Кабель подойдёт для внутриканальных наушников среднего и выше среднего ценовых сегментов. Проводник – посеребрённая медь, конструкция витая (4 жилы, по 2 на канал). Все разъёмы и переходники надёжные и качественные.
Балансный кабель MEE Audio MMCX
Многие аудиофильские кабели предлагают большее количество жил и более качественные (что не точно) материалы. Но этот вариант очень хорош в плане универсальности и баланса цены и качества.
Качественный кабель для наушников 3.5 на 3.5
Спиральный кабель MiniJack-MiniJack от Monoprice (6$) – бюджетный качественный кабель для наушников 3.5 мм на 3.5 мм. Отличается надёжной сборкой и спиральной конструкцией. Может выступать в качестве межблока (подключение колонок, усилителя) или кабеля для наушников.
Витой кабель для наушников 3.5 на 3.5 от Monoprice
Аудиофильскими потребительскими качествами не обладает, но звучать будет не хуже комплектного кабеля бюджетных и средних по цене наушников. Пригодится там, где полезна витая конструкция: чтоб не валялся под ногами, но можно было и отойти.
Отлично подойдёт на замену износившегося провода или в качестве дополнительного, так как занимает мало места. Штекеры надёжные, прямые. Сам кабель разгибается довольно туго, что может быть как плюсом, так и минусом в зависимости от ситуации.
Дек 17, 2019
Для проведения эксперимента мы взяли три пары наушников: OPPO PM3 стоимостью 30 000 рублей и Sonus Faber Pryma 01 за 56 500, а также High-End-модель Audeze LCD-XC за 160 700 рублей (все цены здесь и далее приведены на июль 2016 года). Конкуренцию кабелям, входящим в комплект, составили совместимые модели Atlas из новой линейки Zeno. Стоимость этих кабелей варьируется в зависимости от длины, схемы подключения и типа разъемов, в пределах от 16 000 до 35 000 рублей. Получается, в общем-то, не дёшево. Кабель для OPPO PM3 может стоить, как сами наушники, и даже обладатели наушников Audeze LCD-XC наверняка захотят взвесить все «за» и «против» прежде чем производить подобный апгрейд. Основания для замены штатного кабеля должны быть очень серьёзные.
На длинных кристаллах
Кабели Zeno — это модель, разработанная компанией Atlas специально для использования с наушниками. Разъёмы как со стороны усилителя, так и со стороны наушников могут быть разными. В списке доступных фигурируют даже весьма экзотические коннекторы, использующиеся в двух-трёх моделях наушников одного бренда, а также разъёмы для подключения к балансным усилителям. Стандартный размерный ряд кабелей Atlas Zeno находится в пределах от 1,5 до 4 м. По предварительному заказу можно получить кабель любой произвольной длины, так что перфекционисты могут отмерить расстояние от усилителя до любимого кресла с точностью до сантиметра.
Токопроводящие жилы выполнены из дорогой монокристаллической меди ОСС высшей степени очистки, изготовленной по технологии непрерывного литья. Изоляция проводников — FEP или, проще говоря, Тефлон — материал максимально инертный и нейтральный, который часто используется в кабелях средней и высокой стоимости. Общая изоляция выполнена из мягкого ПВХ, хорошо гасящего вибрации и усилена снаружи прочной нейлоновой оплёткой. Разъемы Atlas Metik были специально разработаны для серии Zeno и устанавливаются на кабель путём обжима, чтобы избежать потерь сигнала неизбежно возникающих в месте пайки.
В целом получается, что кабели по конструкции, материалам и классу качества вполне аудиофильские. Разница в звучании должна быть заметна даже в том случае, если комплектные кабели будут очень хорошими.
Внешние данные
Изготовлены кабели Atlas Zeno добротно, трёхметровые версии имеют ощутимый вес. Прямые кабели для одностороннего подключения к наушникам выглядят мощными и совершенно неуязвимыми. Радиус сгиба настолько велик, что о возможности возникновения внутренних изломов и каких-либо иных повреждений конструкции в процессе эксплуатации не может быть и речи. Это по меньшей мере практично, к тому же со временем кабель не потеряет товарный вид, а значит, минимально упадёт в цене при перепродаже на вторичном рынке.
Но именно мощная конструкция является одним из недостатков кабеля. У наушников OPPO, как и у многих других имеющих одностороннее подключение наушников, входной разъём ориентирован строго вниз, и получается, что при сильном повороте или наклоне головы кабель Atlas упирается в ключицу. С тоненьким и гибким штатным проводком такой проблемы не возникало.
Y-образные кабели демонстрируют пугающий контраст между толстой и тяжелой основной частью кабеля и довольно тонкими черными проводниками, идущими после разветвления. За сохранность этой конструкции я переживал гораздо больше и старался обращаться с ними максимально бережно, чтобы случайно ничего не оборвать.
Общий вывод после изучения конструкции очевиден: эти кабели созданы главным образом для домашнего использования. Даже если источником выступает портативный аудиоплеер High-End-класса, использовать его с такими кабелями будет удобно либо дома, либо во время дальних поездок, когда вы просто сидите в удобной позе и долго слушаете музыку не совершая при этом каких-либо активных движений. Сложно представить использование Atlas Zeno на прогулке или в ежедневных поездках в общественном транспорте. Тяжелый, толстый и плохо гнущийся кабель — прямая угроза жизни разъёму плеера. В карман такую сборку точно не положишь.
Условия тестирования
В качестве тестовой системы использовался ноутбук с выводом звука через ASIO-драйвер на XMOS USB-ЦАП (чип PCM5102), к которому был подключен наш лабораторный усилитель для наушников, собранный на мощных микросхемах студийного класса. Основной контент был CD и HiRes-качества, плюс несколько МР3 записей исключительно для контраста. Охват музыкальных жанров максимально широкий: камерная и симфоническая классика, джаз, рок всех видов от Битлов и Цеппелинов до современного металла, электронная танцевальная музыка, классический и эстрадный вокал, этника и различные живые записи. Одним словом всё, что только может оказаться в коллекции опытного аудиофила.
В High End лиге
Эффект от смены кабелей был хорошо заметен на всех трёх тестовых моделях и в целом он проявлялся одинаково: повышалась детальность, на слух отмечалось расширение частотного диапазона — бас становился глубже, а верхние частоты — светлее и чище. Кроме того, с Atlas Zeno музыка начинала звучать немного громче, чем с оригинальными кабелями.
На Audeze LCD-XC присутствие Atlas Zeno было лучше всего заметно при прослушивании HiRes-записей. Возникало ощущение большей цельности, гармоничности при некотором приросте разрешения. Так, например, в HiRes-записи Леонарда Коэна 2014 года Popular Problem (24бит/96кГц) подрастала детальность, голос становился ещё более бархатистым и глубоким. Запись сюиты Кармен Ж. Бизе в исполнении Лондонского Королевского Филармонического Оркестра прозвучала ещё более точно и академично, а плотные гитарные риффы 30 Second to Mars, напротив, переставали быть чрезмерно интеллигентными и сдержанными, обретая должную экспрессивность и напористость.
Звучание Audeze LCD-XC новые кабели не изменили радикально и не сделали его на класс выше. Они стали скорее достойным дополнением, эдакой вишенкой на и без того вкусном торте.
Преображение Sonus Faber
В случае с Sonus Faber Pryma 01 кабели Atlas Zeno привнесли весьма ощутимый эффект. С комплектными проводами сцена была узкой, все звуки как бы собирались «внутри головы» . К тому же яркие средние частоты порой играли слишком резко, причиняя слуху определенный дискомфорт. С кабелем Atlas Zeno они заиграли выразительнее, но главное — сбалансированно, став лояльнее к тем жанрам музыки, которые со штатным кабелем и вовсе не звучали.
Середина звука стала более комфортной и более фактурной, бас зазвучал глубже, четче. Высокие частоты зазвучали чище, стали как бы яснее, естественнее и воздушнее, а «сцена» заметно раздвинулась. Голоса музыкантов в начале трека Silense с HiRes-версии альбома Ottmar Liebert & Luna Negra – Up Close, 2008 (24бит/96кГц) стали настолько реалистичны, что я невольно вздрогнул от неожиданности, хотя уже слушал эту же композицию с комплектным кабелем.
Возврат к штатному кабелю окончательно убедил меня в том, что он сильно отличается от Atlas Zeno. Звук мгновенно стал грубым, грязным, «сцена» собралась в точку, середина выдвинулись вперёд, став сухой и плоской, а бас потерял силу, став монотонным. Определенно, Sonus Faber Pryma 01 заслуживают лучших кабелей, чем те, которыми их снабдил производитель. Даже с учетом того, что цена Atlas Zeno составляет половину от цены самих наушников, подобный апгрейд показался мне вполне оправданным.
За ту же цену
На OPPO PM3 при смене кабелей наиболее заметным эффектом было изменение громкости. Оригинальный кабель и Atlas Zeno одинаковой длины, поэтому сравнение было абсолютно честным. На тяжелом и быстром металле Halerstorm с альбома ReAniMate 2.0: The CoVeRs eP, 2013 (16бит/44,1кГц) гитарный звук сливался в кашу, а с кабелем Atlas Zeno стали хорошо слышны отдельные ноты и риффы. Звучание верхних частот становилось чуть более открытым и воздушным, а бас и нижняя середина звука обретали телесность. С кабелем из комплекта на записях Ottmar Liebert & Luna Negra резкие удары пальцами по деке акустической гитары звучали картонно, неплотно и искусственно, словно кто-то стучал по пластиковой коробке. На кабеле Atlas звук становился более реалистичным, напоминая на удар по дереву.
В целом, кабель Atlas Zeno превосходит комплектный, однако сопоставляя его стоимость со стоимостью наушников, решение о замене кабеля принять будет довольно сложно.
Характерным признаком Atlas Zeno стала лучшая макро и микро динамика, а также более очерченная ритмичность, которые я услышал на всех трех моделях наушников. Положительный эффект можно было различить даже прослушивая музыку с обычного смартфона. Однако возможен вариант, когда преимущество Atlas не очевидно, и хочется скорее оставить старые кабели из комплекта, нежели использовать их более дорогие аналоги. Речь идет о записях невысокого качества и современных релизах, сжатых в МР3. Естественная фильтрация слышимых артефактов, которую обеспечивали недостаточно качественные штатные провода, шла на пользу звуку. Но это, согласитесь, частный случай.
По науке
Попробуем обосновать теоретически эмпирический опыт. Вооружившись мультиметром, я измерил ёмкость и сопротивление кабелей и разделил на длину, чтобы получить значение в расчете на 1 метр.
Комплектный кабель OPPO:
Сопротивление — 0,3 Ом
Ёмкость — 0,31нФ
Комплектный кабель Sonus Faber:
Сопротивление — 0,68 Ом
Ёмкость — 0,17 нФ
Кабель Atlas Zeno:
Сопротивление — 0,23 Ом
Ёмкость — 0,11 нФ
Разница в цифрах есть. Местами она небольшая, местами значительная, но всегда в пользу Atlas и в принципе коррелирующая с результатами прослушивания. С инженерной точки зрения, эта разница в характеристиках кабелей обусловлена, конечно, конструкцией и материалами. В кабеле Atlas мы имеем многожильные проводники из монокристаллической меди в тефлоновой изоляции. А в конструкции штатных кабелей обычно используется литцендрат — многожильный проводник, каждая токопроводящая жилка которого имеет индивидуальную лаковую изоляцию. Несколько проводников из литцендрата уложены внутри кабеля рядом, одним пучком, и друг от друга их отделяет только лак, а единственная серьёзная изоляция находится снаружи кабеля.
Недостаток такой типа кабеля — высокое погонное сопротивление и ёмкость. Кроме того, в литцендрате каждая тонкая жилка одного проводника изолирована от соседней по всей длине кроме мест пайки и по сути работает отдельно, имея индивидуальные электрические характеристики на доли процента отличающиеся от соседних. Это придаёт кабелю из литцендрата эффект несколько грязного, не чёткого и грубоватого звучания, которое можно услышать при прямом сравнении с более качественными кабелями.
Не берусь утверждать что 100% штатных кабелей делается именно из литцендрата, но процент их настолько велик, что иные конструкции можно считать исключением. Когда нужно сделать тонкий, лёгкий и гибкий кабель, производитель не сомневается и в ход идёт именно литцендрат.
Итог
Вопрос обоснованности замены кабеля для меня был решен однозначно. Это стоит делать в ситуации, когда и наушники, и воспроизводящий тракт достаточно хороши. А при прослушивании на улице или, скажем, в общественном транспорте я бы ограничился более удобными штатными кабелями. Услышать более воздушный верх или прирост разрешения, когда вокруг бурлит городская жизнь — задача невыполнимая и, вероятно, не имеющая смысла.
Открытым остался вопрос подбора кабелей. Это, как и в обычной стерео-системе, один большой частный случай. Эффект от использования альтернативных кабелей разного класса качества и просто от разных производителей будет меняться от существенного до малозаметного. В целом же, считайте эту публикацию открытием сезона. Теперь мы еще и кабели для наушников будем тестировать. И тема видится мне весьма интересной.
Atlas Zeno
Паспортные данные:
Проводники — монокристаллическая медь ОСС
Изолятор — FEP (Тефлон)
Тип кабеля — прямой или Y-образный
Тип разъема — под заказ
Длина — 1,5-4 м с шагом 0,5 м или под заказ
Цены:
Прямой (1:1), TRS 3,5 мм — TRS 3,5 мм, длина 3 м — 19 294 р.
Y-образный (1:2), 4-pin XLR — TS 2,5 мм, длина 3 м — 32 524 р.
Y-образный (1:2), TRS 6,3 мм — 4-pin mini XLR, длина 2,5 м — 31 422 р.
Благодарим за предоставленные на тестирование наушники магазин Doctorhead.ru
- Цена: $1.98 (191,53 руб.. на момент покупки)
Сегодня будем обзирать обозревать кабель для наушников. Кабель покупался для замены на уже повидавших виды наушниках. Делать это я буду своими руками, так что любителям самостоятельности, колхоза и DIY (не люблю я это слово) — добро пожаловать. Есть у меня наушники Koss Porta Pro. Отличная модель.Кстати, она выпускается компанией Koss уже более 25 лет без изменений и все еще популярна. За несколько лет владения этими наушниками я к ним привязался и когда они начали меня подводить я решил подарить им вторую жизнь. Слабое место этой модели — кабель, со временем он дубеет. Сначала он переломился у штекера. Совершив вандальное действие, я отрезал штекер вместе с куском кабеля и приколхозил обычный китайский штекер из радиомагазина. Примерно через год ситуация повторилась и мне захотелось решить проблему кардинально — заменить деревянный кабель на новый. На просторах Али был заказан один из самых недорогих кабелей. Кстати, сейчас по этой ссылке продается совсем другой кабель, но тоже недорого. Платил своими:Скрин оплаты Для любителей упаковки:УпаковкаА точнее ее отсутствие
- https://headphonesbest.ru/ratings/top-5-kachestvennyh-kabelej-dlja-naushnikov-vlijanie-provoda-na-zvuk-28356
- https://stereo.ru/to/3och5-stoit-li-menyat-shtatnyy-kabel-dlya-naushnikov-na-bolee-dorogoy-vyyasnyaem-na
- https://mysku.ru/blog/aliexpress/44189.html