Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 6

VU метр с нуля

c8905c.png

  • Цена: $21.42

Доброго времени суток! Хоть я и не отношу себя к любителям теплого лампового звука, стрелочные измерители уровня звука или VU-метры, давно меня привлекают. К сожалению сейчас их довольно редко встраивают в фабричные усилители и стереосистемы, а если и встраивают, то в достаточно дорогие устройства. Данный набор будет полезен тем, кто собирает свой усилитель/предусилитель/цап и как и я не безразличен к этим прыгающим в такт музыке стрелочкам.Небольшое предисловие: Как и многие радиолюбители, я достаточно давно загорелся идеей собрать свой усилитель. К сожалению из-за малого количества свободного времени пока все ограничилось покупкой тороидального трансформатора на 300 VA и diy набора на lm3886. Надеюсь, что когда-нибудь я докуплю необходимое, все соберу и эти волюметры займут свое почетное место на передней панели усилителя, ну а пока познакомимся с ними поближе.Упаковка: Весь комплект был запакован в антистатический полиэтилен:074162.jpg Внутри лежали два волюметра, завернутые в пупырку, а так же плата драйвера в антистатическом пакетике:395899.jpgВнешний вид, размеры: Сами приборы оказались довольно маленькими, и хотя все размеры есть на сайте продавца, я представлял их себе большего размера. Вот фото в сравнении с пальчиковой (АА) батарейкой: Спереди имеются винты для подстройки нуля, но этого делать не пришлось. Сопротивление измерительных головок — 671 Ом. Ширина, она же высота, она же диаметр отверстия для установки — 34 мм: Глубина чуть больше — 37 мм: Сзади имеются контакты для подключения сигнала (большие ближе к центру) и питания подсветки (маленькие по краям): Претензий к изготовлению нет, все сделано качественно. Плата драйвера тоже небольшая — 67х55 мм:

Качество сборки среднее: флюс смыт, но многие компоненты покосило: Небольшой минус — подписи входов/выходов, постоянно смотреть в список не очень удобно, но и делать это предполагается всего один раз. Драйвер выглядит достаточно просто. Основную функцию выполняет неопознанная микросхема с маркировкой LB За ее питание отвечает стабилизатор L7812CV: Из остальных компонентов: много конденсаторов и резисторов, два подстроечных резистора регулирующих уровень сигнала на волюметры, два мощных токоограничивающих резистора в цепи питания подсветки, диодный мост и npn-транзистор S9013. Питать драйвер рекомендуют от источника постоянного или переменного напряжения 12-15V / 300mA. Я для тестирования использовал импульсный б/п 12VDC / 1A. Ток потребления при этом составил всего 100 мА, при этом основным потребителем является ожидаемо подсветка. При напряжении 10 В, она потребляет около 48 мА на канал. Светится подсветка теплым янтарным светом, выглядит красиво: Тут сразу виден косяк — подсветка одной из головок немного ярче, чем у другой, поскольку лампочки у них имеют немного разное сопротивление 25.86 и 24.76 Ом соответственно. На глаз это практически не заметно, но на фото сразу вылезает. В принципе это легко исправить подобрав и поставив параллельно одному из токоограничивающих резисторов еще один. Производитель рекомендует держать напряжение подсветки в диапазоне 6-12 В, при этом чем ниже напряжение, тем дольше проработает лампа. Ниже на фото подсветка левого волюметра работает от 7 В, а правого от 10 В. При 7 В подсветка работает ощутимо тусклее и сильно желтит.Нагрев: В заголовке я не соврал — приборы действительно теплые, ведь для подсветки используются самые настоящие лампы, хоть и накаливания 🙂 Спустя полчаса работы корпуса немного нагрелись: Драйвер остался практически холодным, в основном греется диодный мост:Устройство в работе: Сигнал на драйвер я подал с линейного выхода звуковой карты, при этом стрелки зашкаливали и пришлось достаточно сильно открутить подстроечники. Входное сопротивление драйвера — 200 кОм. На сайте продавца написано, что драйвер можно подключать и непосредственно параллельно динамикам и все будет работать, но я не рискнул. VU-метры по определению показывают среднее значение уровня звукового сигнала в децибелах, с временем интегрирования порядка 300 мс. «Откалибровать» их очень просто, достаточно подать на драйвер синусоидальный сигнал максимальной громкости, а затем подстроечниками вывести стрелки на 0 дБ. Отклик по частоте линейный, при свипировании частоты стрелки не двигаются: А вот с линейностью по амплитуде не все так хорошо, если сравнивать со шкалой регулятора громкости foobar, то приборы занижают показания примерно в полтора раза (в децибелах), возможно конечно врет фубар или проблемы в звуковой карте. Ну и на последок небольшое видео, демонстрирующее работу измерителей в реальных условиях: На мой взгляд с основной своей задачей — дергать стрелочками под музыку и красиво выглядеть эти волюметры справляются отлично. Для профессионального использования они вряд ли подойдут, но там, в эру цифрового звука они уже и не используются. К минусам на мой взгляд можно отнести только маленький размер, я бы сделал их раза в полтора побольше, но тут дело вкуса. Также светодиоды в подсветке были бы долговечнее, но возможно с ними трудно добиться такого-же теплого свечения как у лампы при слабом накале. Спасибо за внимание! П.С. На случай перегоревшей лампы продаются и измерительные головки отдельно, но по цене они как половина набора: www.banggood.com/2pcs-500VU-Panel-VU-Meter-Audio-Level-Meter-6-12V-Audio-Level-with-Warm-BackLight-p-1014725.html?rmmds=search&cur_warehouse=CN Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Введение

Помню, как лет в десять впервые взялся за паяльник и к годам так к четырнадцати уже собрал радиуправляемую машину, но с появлением компьютера как то-забросил это благородное занятие. И вот, буквально две недели назад, меня посетила идея сделать что нибудь красивое. Подумал и решил сделать VU — meter. Начал перекапывать форумы по электронике, в поисках наилучшей, на мой взгляд, реализации данного девайса. Спустя день поисков я наткнулся статью в журнале “РадиоХобби”, поискав еще немного я нашел рисунок печатной платы. Так что, что ни логика ни печатная плата мне не принадлежит, предложил данную схему, как написано в журнале — Марцин Вьязаня. Тут начинается самое интересное…Осторожно трафик

Это прецизионный индикатор уровня звукового сигнала с расширенным динамическим диапозоном и повышенной точностью индуцируемых уровней. Звуковой сигнал поступает на прецизионный детектор, выполненный на ОУ U1, диодах D1, D2 и конденсаторе C6. Выпрямленное и сглаженное напряжение с выхода детектора поступает непосредственно на вход ИМС драйвера линейки светодиодов U2 и через делитель R4R5, ослабляющий сигнал на 5 дБ, — на аналогичный драйвер U3. Выходы обоих драйверов перемежены так, что их одноименные выводы в общей линейке из семнадцати светодиодов D3-D19 соответствуют уровням, смещенные на эти самые 5 дБ (уровни срабатывания дБ на схеме ) указаны справа от светодиодов). Таким образом обеспечена индикация сигналов уровнем от -23 дБ до +5 дБ с шагом в 1дБ для уровней от -6 до +5 дБ. Вместе с цветовой маркировкой (D19-D17 — красные, D16, D15 — желтые, остальные зеленые) такое построение индикаторов обеспечивает удобное наблюдение за уровнем сигнала вблизи номинального. Питание устройства осуществляется от однополярного источника напряжением 12 В. ИМС интегрального стабилизатора U4 обеспечивает питание линейки светодиодов и через R6D20-D22 формирует опорные напряжения «искусственной земли» для ОУ U1 и драйверов U2, U3. Чувствительность устройства 0.775 В = 0 дБ, верхняя граница частотного диапазона 22 кГц«РадиоХобби» 1/2008, с. 23-24

Вообще статья нацелена на аудиторию читателей владеющих базовыми навыками работы с паяльником и желающих сделать что нибудь интересное, имеющее практическое применение и не слишком сложное в реализации. В статье описывается голый тестовый образец, в будущем я планирую заказать оргстекло размерами 15 * 150 * 100 мм, их будет 20 штук на каждый из двух каналов, блоки будут расположены горизонтально. В каждом блоке будет по 3 диода. Должно получиться что то вроде VU — TOWERов.

Ближе к делу

Изготовление печатной платы

Для начала нам нужно вытравить печатную плату. Для этого берем немного денег и едем на радиорынок, или другое место где можно купить:

  • Стеклотекстолит односторонний размером 10*15 (~50р)
  • Хлорное железо (~60р за 100г)
  • Глицерин (~40р)
  • Фотобумага Lamond глянцевая 120 или 140 г/м^2 (~200р за 50 листов)
  • Ацетон

Изготавливать печатную плату мы будем по технологии лазерно-утюжного метода, или просто ЛУТ. Технология основана на том, что под высокой температурой тоннер с фотобумаги закрепляется на фольгированном текстолите, создавая при этом защитный рисунок, защищающий медь под принтом от отравления хлорным железом. После того как мы запаслись всем необходимым мы можем приступать к изготовлению платы. Скачиваем любую программу для открытия *.lay (я использовал Sprint Layout 5) и скачиваем проект платы. Печатаем на лазерном принтере рисунок платы, при этом желательно в настройках драйвера принтера указать высокую контрастность и качество печати. Также в Sprint Layout убираем слой с подписями, и цвет дорожек ставим черный. Необходимо печатать в зеркальном отображении. Бумагу желательно не трогать пальцами за поверхность, чтобы не оставить на ней жирные пятна.

После печати аккуратно вырезаем ее и пока откладывам. Берем стеклотекстолит уже разрезанный под нужные размеры (115 * 45 мм), шлифуем мелкой шкуркой, и удаляем жирные пятна ацетоном или средством для снятия лака. Далее прикладываем принт тоннером вниз к стеклостекстолиту и очень тщательно проглаживаем утюгом на максимальной температуре. Это очень важный момент, неоюходимо прогладить каждый уголок, каждый квадратный миллиметр бумаги. Гладим пока бумага слегка не пожелтеет. На это у меня ушло около 5 — 7 минут.
Даем плате остыть 5 — 10 минут, и подставляем под струю воды. Аккуратными движениями пальцев скатываем бумагу, пока она полностью не отделится от пластинки. На данном этапе важно хорошо проверить качество принта, так как если останутся места где не отпечатался тоннер они вытрявятся и контакты буду разорваны. Если все плохо то повторяем процесс заного, если есть небольшие косяки, то замазываем их маркером.
Далее готовим раствор хлорного железа в воде. Обычно хватает 100 г порошка на 0.5 — 0.7 литра воды. Засыпаем порошок в воду, а не наоборот и маленькими порциями, так как реакция идет с выделением большого количество тепла. Перемешивая доводим до равномерно ржавого цвета. Аккуратно под углом опускаем нашу плату в раствор, держим некоторое время периодически проверяя как идет процесс. В среднем процесс травления идет от 10 до 40 минут.
Когда вся ненужная медь будет вытравлена, достаем плату и промываем под струей воды. Далее внимательно рассматриваем плату на наличие остатков меди и разрывов. Если таковых нет, то все получилось замечательно и печатная плата почти готова. Осталось совсем немного. Снова берем ацетон и аккуратно ваточкой удаляем тоннер с платы.
Можно начинать сверлить. Так как бормашины у меня нет, как и других точных инструментов я использовал обычную строительную дрель.
Далее нам необходимо залужить плату. Ставим паяльник разогреваться, а пока берем ватную палочку мокаем в глицерин и наносим слой на плату. Когда паяльник разогреется берем жалом немного припоя и проходим по всем дорожкам платы. Лучше покрыть все дорожки оловом, чтобы исключить окисление меди и быть уверенным что нигде не разорван контакт. После чего отмываем плату от глицерина под струей воды и даем ей высохнуть.
Итак печатная плата готова. Теперь можно приступить с наполнению ее электронными компонентами.

Наполнение платы начинкой
Список покупок
  • ИМС LM3916N-1 PDIP18 * 2шт (~100руб каждая)
  • Стабилизатор напряжения 78L05 — 1шт (~20р) *
  • Диоды 1N4148 (КД522А) 150мА, 100В DO-35 * 5шт (~1р каждый)
  • Операционный усилитель TL081 PDIP8 — 1шт (~20р)
Конденсаторы:
  • К10-17А Н50 0.1мкФ * 2шт (~5р)
  • К10-17А Н90 0.33мкФ — 1шт (~5р)
  • К50-35 47мкФ 16В * 3шт (~5р)
  • К50-35 470мкФ 16В — 1шт (~5р)
Резисторы
  • 330 Ом
  • 2.2 кОм
  • 3.0 кОм
  • 3.9 кОм
  • 47 кОм
  • 120 кОм
  • Резистор подстроечный на 10кОм, я брал 3362-1-103 (~20р)

Цена — копейки. (Если, конечно не покупать их в Чип и Дип) Я брал С1-4 0.25 Вт подошли отлично, берите каждого по 5 штук, останутся лишние нестрашно, лучше иметь прозапас нежели мотаться снова по магазинам за компонентом из за сломанной ножки. *Насчет стабилизатора напряжения. Изначально спаял схемы на 78L05, после включения он очень сильно грелся, стабилизатор расчитан на 100мА потребеление диодов оказалось много выше, поэтому я заменил его на LM7805 в корпусе ТО220, который рассчитан уже на 1А и закрепил на него радиатор. Так что если диоды будут с большим амперажом то советую позаботиться и о стабилизаторе. Так же при желании можно позаботиться и о панельках для микросхем, ибо выпаивать микросхемы в случае неисправности довольно проблематично. Думаю процесс паяния не нуждается в объяснении, поэтому предлагаю вашему вниманию просто фотографии без комментариев.

Демонстрация рабочего образца И еще одно видео, уже два собранных драйвера

Вывод

Вообще на сборку ушло около одного вечера, цена вопроса примерно 600 рублей с учетом стоимости диодов. Как использовать данное устройство зависит от вашей фантазии, о своей задумке я рассказал, думаю данный драйвер неплохо впишется в компанию к сабу в машине да и в любую акустическую систему. К тому же данный драйвер имеет 2 режима отображения уровня сигнала: BAR и DOT. Для их переключения необходимо замкнуть или разомкнуть контакты, обозначенные на печатной плате S1P/L. Особенно понравилась реализация данного девайса с использованием оргстекла, когда режутся блоки толщиной 10 — 20мм и в каждый блок вставляется диод. Выглядит очень красиво. Хочется еще добавить, что это часть одного большого проекта по сборке домашней аудиосистемы в которую войдут:

  • Внешний USB ЦАП
  • Графический эквалайзер на 10*2 полос
  • Анализатор спектра 20 * 20
  • Усилителя с темброблоком на энкодерах
  • И многое другое, исключительно своими руками

Сейчас занимаюсь разводкой печатной платы для анализатора спектра. Кому станет интересно, с радостью поделюсь всей собранной информацией по этой теме.

vu-meter-70433_1280-900x444.jpg

Одна из наиболее туманных тем в мире аудио была и остается тема измерительного и индикационного оборудования. Для многих словосочетание «уровень аудиосигнала» продолжает оставаться некоторой агадкой. Это сложилось в результате внедрения различных стандартов, касательно параметров и методики измерения. Развитие цифровых технологий только усугубило ситуацию, добавив еще больше неуверенности. Уже давно в  прошом те времена, когда о характеристиках того или иного прибора можно было судить по его внешему виду. Ведь все помнят как выглядит классический VU метр, однако сегодня это еще не о чем не говорит и чтобы узнать, что же этот так похожий на своего прородителя метр измеряет, вам придется обратиться к его сопроводительной документации.

В этой статье мы рассмотрим несколько основных стандартов измерения уровня аудио сигнала, как аналогового, так и цифрового.

Прежде всего ответим на эллементарный вопрос Зачем нам вообще нужно измерять уровень аудио сигнала. На это есть несколько объективных причин.

Во-первых, для соблюдения корректной структуры уровня сигнала на протяжении всего сигнального тракта, что в свою очередь позволяет избежать перегрузки цепей оборудования и лишних искажений звука, а также максимально эффективно использовать доступный динамический диапазон

Во-вторых, некоторые измерительные приборы предоставляют возможность полученить информацию касательно такого субьективного ощущения как громкость аудио материала. Это становится возможным благодоря применению измерительных методик, в основе которых лежат исследования в области психоакустики, изучающей особенности человеческой слуховой системы, ее ограничения и недостатки. Но обо всм по порядку.

VU Meter

Чтобы внести некоторую структуру, разделим измерительные инструменты по их предназначению. Так, например, благодаря относительно большому времени интеграции (около 300 мс) VU метр может довольно много сказать нам о воспринимаемой громкости материала, но может оказатьсза практически бесполезным, если задачей является индикация пиковых значений аудио сигнала, которые могут оказаться весьма зловредными. И это опять же из-за довольно длительного времени интеграции — гораздо большего, чем длительность транзиентс — коротких звуков импульсного характера.

Шкала VU метра отличается от тех к которым уже успели привыкнуть пользователи последнего поколения и не редко вводит их в заблуждение. В отличии от значения 0 на шкале цифрового PPM метра, часто используемого в среде цифровых рабочих станций (DAW), 0 на шкале VU метра означает принятый за номинальный уровень +4 dBu, являющийся стандартным линейным уровнем в профессиональном аудио оборудовании. В зависимости от калибровки, это соответствует от -20 до -12 dBFS, что гарантирует от 20 до 12 dB резервного пространства. Под какой стандарт калибровать ваше оборудование зависит от рода материала, с которым вы преимущественно работаете. Если речь идет о классической музыке, то скорее всего вам подойдет вариант 0 VU = -20 dBFS, тогда как при работе с поп или рок музыкой, имеющей гораздо меньше динамики (к сожалению так сложилось), вам подойдет больше что-то между -16 и -14 dBFS.

PPM (Program Peak Meter)

Как можно заключить из названия, данный индикатор производит измерение пиковых значений сигнала. Такого рода индикаторы являются пожалуй наиболее распространенными и могут принимать различную форму и внешность — от одного или нескольких цветных светодиодов, дающих только грубую индикацию касательно уровня сигнала и применяемых в основном в полупрофессиональной сфере, до инструментов с высоким разрешением, на показатели которых полагаются радиостанции и телевизионные центры.

В аналоговом исполнении, PPM метр измеряет уровень аудиосигнала во временном окне равном 10 мс. С одной стороны, из-за такого короткого времени интеграции этот инструмент практически не пригоден для того, чтобы судить о громкости материала. С другой стороны, пиковые значения звуков, длительность которых составляет меньше 10 мс, PPM метр не регистрирует вовсе. Поэтому мгновенные пиковые значения сигнала могут отличаться на примерно 3 дБ от отображаемых на приборе. В эпоху аналогового оборудования это не представляло особой проблемы, так как даже когда не остовалось достаточного резерва динамического диапазона, то аналоговая техника, к примеру, магнитная лента, не особо строго наказывала виновного в этом звукоинженера, внося некоторую долю гармоничеких искажений. Часто этот эффект был даже желаемым. Однако в эпоху цифрового звука, когда все сигналы, уровень которых превышает максимально возможный уровень системы 0 dBFS, приравниваются к этому значению, что приводит к существенному и очень не приятно звучащему искажению сигнала, такие погрешности в точностях показания индикативного оборудования становятся непозволительными. Если учесть, что при частоте дискретизации 44,100 Hz, 10 мс составляют 441 отдельных отсчетов (семплов), то размахи угрозы становятся еще больше очевидны. При этом в соотвествии с принятыми стандартами, цифровой сигнал имеющий более чем 3 семпла подряд со значением 0 dBFS, считается искаженным. Почему именно три? Нет, не потому что три это какое-то магическое число. Все гораздо прагматичней — если первый и третий отсчет имеют максимально возможное в данной системе значение, то вероятность того, что уровень сигнала между ними превысил это значение очень велика и практически составляет 100%.

Ситуация не особо улучшилась и с внедрением цифровых посэмпловых измерительных приборов. В таких приборах считывание инфромации об  уровне сигнала ведется посэмплово. Казалось бы, что  может  быть  точнее?  Все  бы  хорошо,  если  бы  не  явление  интерсэмпловых  пиков.  То  есть, наивысшее пиковое значение цифрового сигнала совсем не  обязательно пришлись  именно  на  максимальную  точку  в  амплитуде  исходного  аналогового  сигнала.  Таким образом, действительные пиковые значения могут отличаться от посэмплово считываемых на 1-3 dB.

Однако, если у вас сложилось впечатление, что ситуация приобрела безвыходный характер и индикативное оборудование больше не на что не годно, то это не так. Соблюдая эллементарные правила и оставляя некоторый резерв, зависящий от типа прибора и области его применения, все вышеперечисленные методики измерения не только все еще имеют право на существование, но и могут оказать посильную помощь в соблюдении здоровой структуры уровня сигнала. Нужно только умело ими пользоваться и знать что именно показывает вам рабочий инструмент – будь то VU, PPM или любой другой метр.

Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то автор будет рад, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.

Используемые источники:

  • https://mysku.ru/blog/china-stores/61215.html
  • https://habr.com/post/111219/
  • http://yoursoundpath.com/audio_metering_madness/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации