- Цена: $3.55
Некоторые называют её мохнатой изолентой, но это не тканевая изолента, которой электрики провода изолируют. Данная лента широко применяется в автомобилях для жгутования проводов, обматывания дверных тяг, закрепления, подматывания и подкладывания против скрипа внутри салона. Посылка шла с некорректным Финским трек номером RT103627222FI, который не отслеживался. Однако за месяц лента успешно добралась. Обычно я пользуюсь популярной немецкой лентой Coroplast. Теперь решил попробовать недорогой китайский аналог. Привожу фото для сравнения. Слева немец (с его коробочкой), справа китаец На размер мотка немца не смотрите — я от него половину уже измотал.
Как можно заметить, немец немного шире (25мм против20мм), намотка более ровная. Китайская лента значительно тоньше и просвечивает, клей не такой липучий. Горит лента хорошо, впрочем как и немецДля примера — один из вариантов её применения Вывод: со своей задачей лента вполне справляется, но с некоторыми ограничениями — нежелательно её использовать там, где есть повышенные нагрузки и трение, т.к. лента быстро протрётся.Изолента — это необходимый атрибут в сумке любого электрика. И как бы не расхваливали по своим характеристикам термоусаживаемые трубки, но более универсальной защиты для оголенных токоведущих частей эл.проводки, пока что не придумали.
Самой известной фирмой выпускающей несколько разновидностей данной продукции является компания 3М.
В советское время в распоряжении электриков и рядовых пользователей было всего два вида изолент:
Куда только не приспосабливали умельцы синюю ленту помимо ее основного назначения:
- для ремонта бабушкиных очков
- для восстановления казалось бы безнадежно сломанных вещей
Безбашенные экспериментаторы даже умудрились опробовать ее вместо покрышки на колесах автомобиля. Смотрите видео об этом в конце статьи.
Сейчас выбор изолент стал гораздо богаче и не искушенному пользователю очень легко запутаться в этом многообразии. Трудно понять какие модели действительно хорошие, стоят своих денег и соответствуют заявленным характеристикам, а какие нет.
Не многие знают, но качество изолирующей ленты можно легко проверить в домашних условиях при помощи не сложных экспериментов.
Кто-то спросит, а зачем, собственно, проверять дорогие и известные марки? К примеру, тот же самый 3М.
Дело в том, что при покупке легко можно нарваться на подделку и потом долго плеваться в сторону производителя, а он здесь будет не причем. Поэтому давайте разбираться, как и что следует проверять.
Эластичность</h2>
В первую очередь проверим ее на эластичность и растяжимость. Как известно, намотку изоленты всегда нужно производить в натяг. Чем плотнее вы ее накрутите, тем надежнее будет контактное соединение. Туда 100% не попадет влага и пыль.
Поэтому так и ценится лента с высокими эластичными свойствами. Да и удобство работы с ней вырастает в разы.
Отметим, что чем меньше ширина ленты, тем плотнее получается намотка. По ГОСТу рекомендуется выпускать следующие размеры изолент:
При этом строго нормируется ее толщина (минимум 0,2мм +/-0,05), но не ширина (от 15 до 50мм).
Как правильно наматывать ПВХ изоленту</h2>
Один из популярных вопросов у электриков – сколько витков ПВХ изоленты нужно наносить на жилу?
Здесь придерживайтесь следующего правила – толщина искусственного изолирующего слоя в местах соединения проводников должна быть не меньше толщины родной изоляции провода.
Чем тоньше у вас лента, тем больше витков придется намотать. Например, для изоляции жил кабеля ВВГ 3*6 нужно наносить минимум два-три витка изоленты с толщиной 0,3мм или 5-6 витков с толщиной 0,15мм.
Только в этом случае вы создадите минимальный изолирующий слой близкий к заводскому.
Наносить изоленту нужно с таким натягом, чтобы ее ширина при этом была 5/8 (около 60%) от оригинальной. Не забывайте при намотке про 50% нахлест.
А вот самую завершающую фазу изоляции практически все делают неправильно.
По рекомендациям производителей (того же 3М), последний виток делается без натяга! После чего его нужно отрезать ножом или ножницами, но никак не отрывать руками.
В этом случае кончик 100% не отлипнет и в будущем не будет торчать.
Но давайте перейдем к тестам. Перед их проведением все виды изоленты обязательно должны иметь одинаковую комнатную температуру.
Для проверки эластичности отрезаете кусочки с разных экземпляров изоленты одинаковой длины в 10-15см. После чего, последовательно растягиваете эти куски вдоль линейки или рулетки до момента разрыва.
Фиксируете на каком расстоянии изолента порвалась и записываете показания. Все что останется, это сравнить полученные данные.
Для чистоты эксперимента тест повторяете несколько раз. Сравнивая полученные результаты, можно легко вычислить такой показатель, как относительное удлинение при разрыве.
Не все электрики знают, но данный параметр строго регламентируется ГОСТ 16214-86 – скачать.
Согласно ему, у всех качественных моделей он должен составлять не менее 190%.
Восстановление размера</h2>
После растяжения хорошая изолента спустя определенное время должна восстановить свои первоначальные размеры. Чтобы проверить эту характеристику, возьмите квадратный пустотелый бокс и растяните несколько лент между его гранями.
После этого положите на них сверху тяжелый предмет ровной формы, чтобы он оказывал одинаковое давление на каждую ленту в ряду.
Для создания большего усилия, можете принудительно придавить его рукой.
Давление оказывайте в течение нескольких секунд. Далее уберите предмет и наблюдайте за результатом и скоростью восстановления размеров.
Та лента, которая быстрее всего вернется к своей прежней длине и будет наилучшей.
Дешевые модели вообще не смогут восстановиться до нормальных размеров и останутся провисать как веревки.
Клейкость и адгезия</h2>
Адгезия – это грубо говоря, как сильно “держит” изолента. В заводских условиях ее проверяют путем приклеивания к стали, как при низких температурах, так и при комнатной.
Как в домашних условиях проверить насколько хорошо изолента приклеивается к поверхности? Для этого вам потребуются грузики одинаковой массы. Можете воспользоваться обычными пассатижами.
Тест заключается в следующем. Плотно приклеиваете несколько типов изоленты на ровную металлическую поверхность.
За верхнюю часть ленты цепляете пассатижи и наблюдаете с какой скоростью они движутся вниз.
Та, которая отклеится быстрее всего, будет наихудшей. Модели с максимальной клейкостью и адгезией будут ползти вниз еле-еле.
А как быстро проверить клейкость прямо в магазине? Элементарно.
Разматываете кончик изоленты примерно на 5см. Немного растягиваете его и приклеиваете на указательный палец.
После чего начинаете болтать изоленту на пальце из стороны в сторону. Если она не отвалилась и не упала, то это уже говорит о том, что товар не откровенный брак и к нему можно присмотреться.
Как восстановить старую изоленту</h2>
При долгом хранении, теряются прежде всего клеящие свойства ленты. Попросту говоря, клей высыхает.
Однако воспользовавшись небольшим лайфхаком можно попытаться вернуть ее клейкость. Для этого помещаете рулончик в микроволновку и запускаете ее в режиме размораживания в течение 10 секунд.
Засохший липкий слой после такой обработки размягчается и лента снова спокойно клеится к предметам.
Горючесть и самозатухание</h2>
В современном электромонтаже по требованиям пожарной безопасности прописывается применять кабели только с негорючей изоляцией с индексом НГ.
То же самое относится и к изолентам. Они все должны обладать свойством самозатухания и не поддерживать горение при удалении открытого пламени.
Для проверки горючести поджигаете кусочки ленты обычной зажигалкой и наблюдаете за поведением огня.
Предупреждаем, что подобный эксперимент лучше проводить в специальных условиях, а не посреди жилой комнаты. Отдельные виды лент горят синим пламенем, да еще и «плюются» раскаленным каплями во все стороны.
Качественная же продукция должна сразу затухать, как только вы ее убираете от огня.
Температура эксплуатации</h2>
Хорошая изолента должна оставаться клейкой даже при отрицательных температурах. При покупке смотрите на упаковке такой параметр, как рабочая температура.
По стандарту изолента должна сохранять все свои свойства на кабелях, работающих при температурах от -50С до +70С.
При этом не путайте понятия диапазон монтажных температур и диапазон рабочих температур. Они существенно отличаются между собой.
Для повышения максимально возможной температуры, ограничением выступает клеевой слой. У хорошей 3М изоленты он достигает 105С.
Ленту конечно можно сделать из материалов, которые будут спокойно держать +200С и выше, но вот с клеем при этом возникнут проблемы.
Для проверки работоспособности изоленты при минусовой температуре, можете заморозить несколько бобин в морозилке. Также должны быть охлаждены изолируемые поверхности.
Обматывать теплый провод холодной изолентой нет никакого смысла, это не даст нужного эффекта и чистоты эксперимента.
Для проверки работоспособности при повышенных температурах, наклейте кусочки ленты на двигатель автомобиля.
Его рабочая температура составляет 90 градусов, плюс ко всему прочему будет дополнительный тест в условиях агрессивной среды – масло, пыль, грязь, вибрации. Покатайтесь на машине некоторое время.
Изоленте, которая будет держаться как ни в чем не бывало, смело можете доверять любые ответственные соединения и контакты.
При использовании разноцветной ленты на улице, очень важен такой параметр как защищенность от ультрафиолетового излучения.
Здесь придется довериться указанным техническим характеристикам производителя. Быстро проверить наличие данного свойства в домашних условиях не получится.
Если конечно у вас дома нет специального бокса для искусственного состаривания материалов.
Как подобный собрать, читайте в отдельной статье про ультрафиолет.
Срок годности</h2>
А что делать, если какие-то марки показали практически одинаковый результат, но при этом стоимость одной изоленты в несколько раз больше другой? В чем здесь подвох и стоит ли покупать более дорогую?
Подвоха здесь никакого нет, вся разница как правило, заключается в гарантийном сроке эксплуатации и хранении. У тех моделей, где он больше, выше и цена.
Если у вас мотки изоленты не хранятся в сумке или ящике по несколько лет, а сразу же уходят на работу при ремонте какого-то объекта, то и покупать равную по качеству, но более дорогую, нет никакого смысла.
Если же изолента нужна для редких домашних работ – оторвал кусочек в 30см, замотал скрутку и положил на несколько месяцев до следующего случая, то здесь действительно стоит закупиться более дорогими экземплярами с большими сроками эксплуатации и хранения.
Жидкая изолента</h2>
А что делать, когда нет возможности нормально подлезть к проводам, чтобы их заизолировать?
Например, при сверлении стен зацепили кабель и содрали с него изоляцию. Не хочется ведь выдалбливать дыру, дабы сделать пару витков ленты вокруг проводов.
Либо мыши перегрызли изоляцию кабеля, но при этом сама медная жила осталась целой и невредимой.
Во всех этих случаях вас спасет, так называемая жидкая изолента.
Наносится она кисточкой и напоминает жидкую резину.
Если заводская кисть от баночки испортилась, используйте любую другую. Желательно одноразовую.
Так как после нанесения всего одного слоя, ее придется выкинуть. Эта штука не краска, очистить в растворителе не получится.
Единственное неудобство такой изоляции – время застывания. Производители рекомендуют выдерживать сутки, прежде чем образуется плотная монолитная структура.
В зависимости от вашего провода можете подобрать разную расцветку (черный-красный-зеленый-белый).
Жидкость эта довольно вонючая и липкая. Поэтому работать с ней лучше в одноразовых перчатках.
Существуют также изоляционные спреи.
Но они больше применяются в электронике. Подобным спреем защищают компоненты от воды, кислотных и щелочных растворов, утечек тока, КЗ и механических воздействий от посторонних предметов.
Толщина нанесенного спрея в 0,2мм выдерживает пробой 5кВ. При необходимости можно наносить несколько слоев.
Обработанные компоненты будут надежно защищены от брызг и прямого попадания на их поверхность разных жидкостей.
Чтобы при необходимости удалить покрытие, поддеваете его с краю ножом и снимаете как шкурку.
При многослойном нанесении такой спрей можно использовать для изоляции электрических контактов и клеммных соединений.
Источники: EKF, 3M Россия
- Цена: $2.24 (19мм х 15м)
Основное применение этой ленты — в автомобиле в роли уплотнителя между трущимися деталями, по причине которых во время езды возникают скрипы и так называемые «сверчки». Кроме этого, лента может использоваться для жгутования проводов в автомобиле и не только. Этот мини обзор будет нести скорее исследовательский характер, нежели практический. Проверю основные свойства в бытовых условиях, — ежели интересно, заглядывайте на огонёк — он тут тоже есть.Характеристики: Тип клея: натуральный каучук Материал основы: ПЭТ флис Цвет: Черный Адгезия к стали: 3 N/cm Относительное удлинение при разрыве: 20% Прочность на разрыв: 37 N/cm Термостойкость: 105℃ Шумоизоляция (дБ) 5,5dB / Класс C (в соотв. LV312) Общая толщина:250 μm Ширина: 19мм Длина: 15мОсобенности: Сильное сцепление Нет вредных веществ Защита от коррозии Снижение шума Сложно порватьОсмотр Пакуется лента в обычный пакетик, ничего особенного, впрочем в защите от пинков нашей почты она особо и не нуждается: Лента чёрного цвета, в виде катушки. Специфические запахи отсутствуют Материал основы — текстильный ПЭТ
Тип клея, как сообщается в описании лота — натуральный каучук Диаметр катушки — 81.3мм Ширина — 18.6мм Вес — 38 грамм Применение и тесты Поскольку автомобиля у меня нет, то использовать ленту планирую в основном для жгутования проводов, которые любят ерошится и разлохмачиваться. Классический пример — провода, выходящие из блока питания от компьютера. Лента липнет хорошо и по окончании жгутования получилась довольно плотная и сбитая текстильная оболочка. Между делом я производил замену батарейки в кварцевых часаx Casio, но по окончании сборки время всё равно почему-то останавливалось. Причина крылась в выпадании батарейки из своей ячейки. Тогда налепил пару слоёв ленты. Немного не стандартно, но помогло. Теперь проверим стойкость жгутования к различным условиям. Для этого сделал такую заготовку: Обычное сгибание переносит вполне нормально. В месте сгиба ничего не отклеивается Мороз жгуту тоже оказался нипочём Обдув горячим воздухом места окончания жгутовки, где лента теоретически может сама расклеиться. Здесь я немного перебрал с температурой, так как лот с описанием характеристик товара смотрел всего 1 раз, — там написано, что термостойкость 105 градусов, а в моей памяти отложилось, как 120 градусов, поэтому их и выставил на фене. Но к моему удивлению, лента не испортилась и её текстильные волоски даже не поплавились, хотя и распушились немного. Клеящие свойства ухудшились субъективно процентов на 10-15%, незначительно. Прогрев этого участка проводил в течении 1 минуты. Клеящий слой после прогрева феном Далее следует тест на намокание бензином-растворителем «Калоша». Пока жгут намочен бензином, клеящие свойства ослаблены, и его очень легко расклеить. После же испарения бензина, липкость восстанавливаются до изначальной, которая была до намокания бензином, т.е. «Калоша» не растворяет клеящий слой. На другой заготовке. Здесь просто наклеил одну ленту на другую и смочил бензином Вручную разорвать ленту можно и без особого труда, если надрывать с края: Также решил определить максимальный вес, который лента сможет выдержать. Для этого я просто склеил её вдоль пополам, одним концом привязал к электронному безмену за крюк и постепенно тянул за другой конец. В итоге 5.5 кг лента смогла выдержать без проблем, однако ближе к 6 кг волокна начали медленно трещать от разрывов и в итоге лента разорвалась. Напоследок — открытое пламя. Лента хорошо горит.Выводы Расписывать здесь особо нечего, так как это довольно простая вещь, которая найдёт своё применение, тем более с достойно пройденными тестами на нагрев и намокание «Калошей». Единственно непонятным пока остаётся момент со стойкостью материала ленты к пускай слабому, но продолжительному трению, а также вопрос натуральности каучукового клея. В оффлайне можно найти аналоги этой ленты, но пользоваться ими мне ещё не доводилось. Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта. Используемые источники:- https://mysku.ru/blog/aliexpress/27615.html
- https://domikelectrica.ru/kakaya-izolenta-luchshe-dlya-elektroprovodki/
- https://pluspda.ru/blog/china-stores/66427.html