- Иванова Мира Варсанофьевна, учитель русского языка и литературы
Разделы:Литература
Класс:8
Цели:
- Общие – создать условия для разговора об отношении человека к дому, о чувствах, которые может испытывать человек, лишившийся дома.
- Частные – углубить знания школьников о композиции лирического стихотворения, закрепить навыки лексико-стилистического анализа поэтического текста.
Эпиграф к уроку:
Словарик:
- Шифоньерка – шкафчик для белья и мелких вещей.
- Сю – Эжен Сю(1804-1857) – французский писатель, автор социальных романов «Парижские тайны» и «Вечный жид».
- Патерик – сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого- либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми.
- Божница – полка или киот, остекленная рама или шкафчик для икон.
- Горка – застекленный шкафчик для посуды, фарфора.
- Дагерротип – снимок, сделанный способом дагерротипии, т.е способом фотографирования на металлической пластине, покрытой слоем йодистого серебра (этот способ применялся до введения методов современной фотографии).
Музыкальное оформление: (по выбору учителя)
- Олег Газманов «Мой храм»;
- Юрий Антонов «Крыша дома своего»;
- Лев Лещенко «Родительский дом».
Оборудование:
- На доске эпиграф к уроку, словарик.
- Тексты стихотворений И.А.Бунина «Люблю цветные стекла окон…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
- Пословицы о доме.
Структура урока:
- Вызов.Психологический настрой. Составление кластера «Дом».
- Слово ученикам. Зачитывание мини-сочинений «Чем мне дорог мой дом».
- Осмысление-реализация. Работа с новой информацией. Аналитическая работа по поэтическим текстам.
- Рефлексия. Выполнение творческих заданий.
Ход урока
Вызов интереса по теме «Дом». Беседа.
- Если вы окажетесь в другом месте, вдали от родных мест, то о чем вы чаще всего будете вспоминать? Почему?
- Что не дано забыть человеку?
- Дорогу куда до самого последнего часа должен помнить человек? Почему?
- Что значит для вас родной дом? Что в нем вам особенно дорого?
- Зачитывание мини-сочинений «Чем дорог мне мой дом».
- Какое чувство вызывает в вас слово «дом»? Какие ассоциации возникают при произнесении слова «дом»?
Составление кластера к слову «дом»
Объявление темы урока
Словарная работа
Ознакомление со стихотворением И.А. Бунина «Люблю цветные стекла окон»
Аналитическая работа по тексту
2. Чем дорог этот дом лирическому герою? Назови, что он вспоминает. Как вам кажется, случайно ли перечисление любимых вещей или их вйыбор чем=то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?
Составление кластера «дом» №2 по прочитанному стихотворению
3. Что привносят в наше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры?
– Помогают ярче представить названные предметы, даже почувствовать запах и услышать звон, скрип.
Какие предметы мы воспринимаем в стихотворении зрительно?
Все названные предметы
На слух?
– Звенящую люстру, скрип половиц
А на запах?
Неясный винный запах.
4. Рассмотрим композицию стихотворения. Как вы думаете, что бы изменилось в нашем восприятии этого стихотворения, если бы и последняя строфа начиналась со слова «люблю» ? Люблю и вас дагерротипы…
– Дагерротипы упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В оригинале мы видим повтор обращения «И вас, и вас дагерротипы», выделяющий именно эту деталь из всего упомянутого ряда.
5. Обратите внимание на две заключительные строчки, которые почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по-вашему мнению, смысл этого повтора?
– Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Кроме того, эти воспоминания (сумрак от липы, скрип половиц) носят очень конкретный, личный, бытовой характер.
6. Постарайтесь ответить на вопрос о настроении этого стихотворения.
– В настроении лирического героя есть оттенок «светлой печали», вероятно. Объяснимый тем, что любимый дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний. Предчувствие утраты дома ощущается здесь, что, в конечном счете, сочетается с перипетиями биографии И.А. Бунина.
Чтение текста
Выявление первичного восприятия
– Познакомьтесь с еще одним стихотворением И.А. Бунина. Что их объединяет?
Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Сравните ваши впечатления от двух прозвучавших на уроке стихотворений И.Бунина.
Аналитическая работа по тексту
1. Какова роль зачина в создании настроения этого стихотворения? В чем смысл многоточия в конце первой строки? Как возможно продолжить этот словесный ряд?
2. Как бы вы определили его тему?
– тема стихотворения – утрата дома. Из скольких частей состоит стихотворение? Как вы думаете, что дает разделение стихотворения на две части – строфы?
– Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому» – «С своей уж ветхою котомкой!»
3. Как чувствует себя человек, лишенный дома?Опишите, Что мог чувствовать лирический
Герой стихотворения
4. Выпишите слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слова «дом»
В первой строфе и во второй, и определите их значение в понимании психологического состояния лирического героя:
1 строфа – гнездо – нора – отцовский дом – родной дом
2 строфа – нора – гнездо – чужой, наемный дом
5. Какие антонимичные глаголы употреблены в двух строфах? Благодаря чему они становятся особенно выразительными в этом стихотворении?
– Они становятся особенно выразительными на фоне композиционного сходства строф,
А также в сочетании с антонимичными эпитетами.
1 строфа – «Когда я уходил с отцовского двора»
2 строфа – «Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный двор»
Обратите внимание на временные формы этих глаголов. Попробуйте изменить форму глагола «входить» настоящего времени на форму прошедшего времени. Что изменилось в стихотворении?( Учитель обращает внимание учеников на то, что особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола настоящего времени. «Когда входил…»- это рассказ о том, что было, «Когда вхожу…»- это о том, что испытывает лирический герой сейчас.)
6. Какие слова можно считать ключевыми для второго стихотворения?
– Ключевыми словами можно считать слова «горько», «горестно».
7. Сравните настроение двух стихотворений. Каково настроение лирического героя второго стихотворения, что он испытывает?
– Лирический герой испытывает горе и горечь оттого, что лишился дома.
Дополнение кластера «дом» №2
Рассказ учителя.
– Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт. После Великой Октябрьской революции из-за неприятия большевистского строя покинул Россию. 33 года он провел на чужбине, где состарился и умер во Франции. Всю жизнь он с горячей любовью вспоминал Россию, родной отцовский двор, горячо любимый дом.
Выполнение творческих заданий.
1. Ученики подбирают синонимы к слову «дом»
Дом – изба, очаг, кров, приют, пристанище от напастей…
2. Дополнение синонимического ряда синонимами из прочитанного учителем текста
– Дом –суверенное царство посреди целого мира. Это твердыня в бурях эпохи, прибежище, даже святыня, Это –становление Бога в мире, место, где должны воцариться – что бы ни творилось на земле – мир,тишина,радость, любовь, чистота, порядок, благоговение, послушание, традиции, а во всем этом – счастье.
3. Пословицы и поговорки о доме.
Ученики вспоминают и записывают пословицы и поговорки о доме, учитель дополняет их ответы.
- Дом без призора – яма.
- Дом вести – не лапти плести.
- Дом без хозяина – сиротинка.
- Дом вести – не рукавом трясти.
- Дом дело найдет.
- Дом дому не указывает.
- Дом невелик, да лежать не велит.
- Дом не старше хозяина.
- Дом построить – не шапку на голову надеть.
- Дом построить – не шапку на голову надеть.
- Дома и стены помогают.
- Домашний вор опаснее чужого.
- Без хозяина – двор, а без хозяйки – изба плачет.
- В гостях хорошо, а дома – лучше.
- Криком избы не построишь.
- Изба красна не углами, а пирогами.
- Мой дом – моя крепость.
4. Слово учителя.
В 17 веке Симеон Полоцкий по царскому поручению составляет интереснейшее педагогическое произведение под выразительным названием «Обед душевный». В нем – гимн семье. «Отец дома должен быть как солнце (Греть, светить). Мать – как луна, а чада – яко звезды. И если преграда между солнцем и луною бывает, то свет их до звезд не доходит.» Как вы понимаете это высказывание? Какая пословица близка по смыслу к этому высказыванию? (Крепкий дом – крепкая семья).
– А что вы видите на крыше ? Что, по-вашему,символизирует аист?
– Аист – символ семейного счастья, символ верности, символ мирной жизни.
Прослушивание записи песни «Аист на крыше»
5. Выразительное чтение стихов о доме
6. Составление синквэйнов-пятистиший к слову «дом»
7. Возвращение к эпиграфу урока и вывод по уроку
Возврат к эпиграфу, зачитывание его хором вслух.
– Куда бы ни забросила человека судьба, он до последних минут помнит и хранит в сердце своем родную сторонку, родные места, теплый любимый дом. Тепло своего светлого дома он хранит в сердце, и это тепло согревает в самые трудные минуты.
8. Задание на дом.
Написать сочинение-размышление по одной пословице о доме.
Стихотворения И.А. Бунина, анализируемые на уроке
2.06.2010
Идёт приём заявок
Подать заявку
Описание презентации по отдельным слайдам:
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953) «Люблю цветные стекла окон…», «У птицы есть гнездо…»
Родился 22 (10) октября 1870 г. в Воронеже в семье обедневшего помещика. — 1870—1881 гг. — детские годы в небольшом родовом поместье — хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Домашнее обучение под руководством студента Московского университета Н.О. Ромашкова. — 1881—1886 гг. — учеба в гимназии в Ельце. Первые стихотворные опыты.
— 1889—1892 гг. — переезд в Орел, начало сотрудничества с редакцией газеты «Орловский вестник». — 1891 г. — первая книга И.А. Бунина «Стихотворения. 1887—1891 гг.». Первые публикации в столичных журналах «Русское богатство», «Вестник Европы». — 1893—1894 гг. — встреча с Л. Н. Толстым в Москве. — 1895 г. — переезд в Москву. Знакомство с А. П. Чеховым, В. Г. Короленко, А. И. Куприным, В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом.
— 1903 г. — И. А. Бунин удостоен Пушкинской премии Петербургской Академии наук за перевод Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и поэтический сборник «Листопад». — 1903—1904 гг. — путешествие И. А. Бунина вместе с драматургом С. А. Найденовым во Францию и Италию, позднее — в Турцию. Впечатления от путешествий легли впоследствии в основу цикла рассказов 1907—1911 гг. «Тень птицы».
— 1907 г. — путешествие И. А. Бунина в Египет, Сирию, Палестину. — 1909 г. — И. А. Бунину присуждена вторая Пушкинской премии за книгу «Стихотворения. 1903—1906 гг.», а также за перевод драмы Байрона «Каин». Избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности. — 1910 г. — повесть «Деревня». Путешествие в Вену, на юг Франции, Алжир и Тунис. — 1911 г. — закончена работа над повестью «Суходол». Присуждена Золотая Пушкинская медаль. Путешествие на Цейлон.
Читайте также: Когда высаживают хризантемы в открытый грунт
-1912 г. — избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. — 1915 г. — в Петербурге в издательстве А.Ф. Маркса опубликовано полное собрание сочинений И. А. Бунина в 6 т. — 1917-1918 гг. — неприятие И. А. Буниным Октябрьской революции как «кровавого безумия» и «повального сумасшествия». Переезд семьи в Одессу.
1920 г. 26 января —переезд во Францию. Кабинет Бунина в Париже
— 1936 г. — присуждение Нобелевской премии «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе русский характер». — 1933 г., 9 ноября — автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (первое полное издание — Нью-Йорк, 1952). — 1946 г. — работа над книгой рассказов о любви «Темные аллеи» (Нью-Йорк). — 1950 г. — в Париже опубликовано полное издание книги «Темные аллеи». — 1952 г. — в Париже к юбилею опубликована книга «Воспоминания». — 1953 г. — последний шедевр — стихотворение «Ночь».
1953 г., 8 ноября — дата смерти поэта. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних лип, Звенящий люстры серый кокон И половиц прогнивших скрип. Люблю неясный винный запах Из шифоньерок и от книг В стеклянных невысоких шкапах, Где рядом Сью и Патерик. Люблю их синие странички, Их четкий шрифт, простой набор, И серебро икон в божничке, И в горке матовый фарфор, И вас, и вас, дагерротипы, Черты давно поблекших лиц, И сумрак от столетней липы, И скрип прогнивших половиц. 1906
Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних лип, Звенящий люстры серый кокон И половиц прогнивших скрип. Люблю неясный винный запах Из шифоньерок и от книг В стеклянных невысоких шкапах, Где рядом Сью и Патерик. Люблю их синие странички, Их четкий шрифт, простой набор, И серебро икон в божничке, И в горке матовый фарфор, И вас, и вас, дагерротипы, Черты давно поблекших лиц, И сумрак от столетней липы, И скрип прогнивших половиц. 1906
Читайте также: Фикс прайс тряпки для уборки
Люблю цветные стекла окон И сумрак от столетних лип, Звенящий люстры серый кокон И половиц прогнивших скрип. Люблю неясный винный запах Из шифоньерок и от книг В стеклянных невысоких шкапах, Где рядом Сью и Патерик. Люблю их синие странички, Их четкий шрифт, простой набор, И серебро икон в божничке, И в горке матовый фарфор, И вас, и вас, дагерротипы, Черты давно поблекших лиц, И сумрак от столетней липы, И скрип прогнивших половиц. — Как бы вы охарактеризовали настроение этого стихотворения?
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора… Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо… Как бьется сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой! 1922
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора… Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо… Как бьется сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой!
Синонимы к слову «дом»: гнездо – нора — отцовский двор – родной дом, нора – гнездо – чужой, наемный дом.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора… Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо… Как бьется сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой!
Подведение итогов — Письменно поразмышляйте над следующими вопросами: «В силу каких причин люди могут лишиться дома? Что, по-твоему, испытывает человек в подобных ситуациях?»
«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»
- Курдус Елена ВладимировнаНаписать 883 12.08.2016
Номер материала: ДБ-154938
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Читайте также: Измельчитель травы для кур
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
- 11.08.2016 341
- 11.08.2016 353
- 11.08.2016 208
- 11.08.2016 213
- 11.08.2016 1602
- 11.08.2016 686
- 11.08.2016 410
Не нашли то что искали?
«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Используемые источники:
- https://urok.1sept.ru/статьи/578166/
- https://ogorod.guru/ogorod/ljublju-cvetnye-stekla-okon.html