Содержание
В Советском Союзе радиотрансляции осуществлялись с помощью популярных ламповых радиоприемников и радиол, чьи модификации постоянно совершенствовались. Сегодня модели тех лет считаются раритетом, но до сих пор вызывают интерес у радиолюбителей.
История
После Октябрьской революции появились первые радиотрансляторы, но встретить их можно было только в крупных городах. Старые советские трансляторы были похожи на черные квадратные коробки, и устанавливались они на центральных улицах. Чтобы узнать актуальные новости, горожанам приходилось собираться в определенное время на городских улицах и слушать сообщения диктора. Радиотрансляции в те времена были лимитированными и выходили в эфир только в установленные часы вещания, но газеты дублировали информацию, и ознакомиться с ней можно было в печатном виде. Позже, примерно через 25-30 лет, радиоприемники СССР изменили свой внешний вид и стали привычным атрибутом жизни для многих людей.
После Великой Отечественной войны в продаже стали появляться первые радиолы – приборы, с помощью которых можно было не только слушать радио, но и воспроизводить мелодии с грампластинок. Пионерами в этом направлении стали приемник «Искра» и его аналог – «Звезда». Радиолы были популярны у населения, а модельный ряд этих товаров стал быстро расширяться.
Схемы, которые были созданы радиоинженерами на предприятиях Советского Союза, существовали как базовые и использовались во всех моделях, вплоть до появления более современных микросхем.
Особенности
Чтобы обеспечить советских граждан в достаточном количестве качественной радиотехникой, в СССР начали перенимать опыт европейских стран. Такие компании, как Siemens или Philips выпускали еще в конце войны компактные ламповые радиоприемники, у которых не было трансформаторного питания, так как медь была большим дефицитом. В первых радиоприемниках было 3 лампы, и выпускались они на протяжении первых 5 лет послевоенного периода, причем в довольно больших количествах, часть их была завезена в СССР.
Именно в применении этих радиоламп и заключалась особенность технических данных у бестрансформаторных радиоприемников. Радиолампы были многофункциональны, их напряжение составляло до 30 Вт. Нити накаливания внутри радиолампы нагревались последовательно, благодаря чему их применяли в цепях питания сопротивлений. Использование радиоламп дало возможность обходиться в конструктиве приемника без применения меди, но его энергопотребление при этом значительно повышалось.
Пик выпуска ламповых радиоприемников в СССР пришелся на 50-е годы. Заводы-изготовители разрабатывали новые схемы сборки, качество аппаратов постепенно повышалось, и приобрести их становилось возможно по приемлемым ценам.
Популярные производители
Первая модель радиолы советских времен под названием «Рекорд», в схеме которой было встроено 5 ламп, вышла еще в 1944 г. на Александровском радиозаводе. Массовое производство этой модели продолжили до 1951 г., но параллельно с ней вышла и более модифицированная радиола «Рекорд-46».
Вспомним наиболее известные, а сегодня ценящиеся уже как редкие, модели 1960-х годов.
«Атмосфера»
Радиоприемник выпускался Ленинградским заводом точных электромеханических приборов, а также Грозненским и Воронежским радиозаводами. Период выпуска длился с 1959 по 1964 г. Схема содержала 1 диод и 7 германиевых транзисторов. Работал аппарат в частоте средних и длинных звуковых волн. В комплектации имелась магнитная антенна, а две батареи питания типа КБС могли обеспечить работу аппарата на 58-60 часов. Транзисторные портативные приемники подобного типа весом всего лишь 1,35 кг получили широкое распространение.
«Аусма»
Радиоприемник настольного типа вышел в свет в 1962 г. от Рижского радиозавода им. А. С. Попова. Их партия была опытной и позволяла принимать волны ультракороткой частоты. Схема содержала 5 диодов и 11 транзисторов. Приемник выглядит как небольшой аппарат в деревянном корпусе. Качество звука из-за его просторного объема было довольно хорошим. Питание осуществлялось от гальванической батареи или через трансформатор.
Прибор по неизвестным причинам был быстро снят с производства после выпуска всего лишь нескольких десятков экземпляров.
«Вихрь»
Этот радиоприемник относят к армейским военным приборам. Он был использован на флоте еще в 1940 г. Аппарат осуществлял работу не только с радиочастотами, но и функционировал в телефонном и даже телеграфном режимах. К нему можно было подключить телемеханическое оборудование и фототелеграф. Портативным этот радиоприемник не являлся, так как весил 90 кг. Диапазон частот составлял от 0,03 до 15 МГц.
Gauja
Выпускался на Рижском радиозаводе им. А. С. Попова с 1961 г., а закончилось производство этой модели к концу 1964 г. Схема включала в себя 1 диод и 6 транзисторов. В комплектации была магнитная антенна, она крепилась на стержне из феррита. Прибор работал от гальванической батареи и являлся переносным вариантом, вес его составлял около 600 граммов. Радиоприемник мог работать от электросети с напряжением 220 вольт. Выпускался аппарат двух видов – с зарядным устройством и без него.
«Комсомолец»
Детекторные аппараты, не имеющие в схеме усилителей и не нуждающиеся в источнике питания, выпускались с 1947 по 1957 г. Из-за простоты схемы модель была массовой и дешевой. Работала она в диапазоне средних и длинных волн. Корпус этого мини-радио делали из оргалита. Прибор был карманным – его габариты 4,2х9х18 см, вес 350 г. Радиоприемник оснащался пьезоэлектрическими наушниками – их к одному аппарату можно было подключать сразу 2 комплекта. Выпуск был налажен в Ленинграде и Москве, Свердловске, Перми и Калининграде.
«Крот»
Этот настольный аппарат применялся для осуществления радиоразведки и работал на коротких волнах. После 1960 года был списан со службы и поступил в руки радиолюбителей и членов клуба ДОСААФ. Разработка схемы выполнена на основе немецкого прототипа, попавшего в руки советских инженеров в 1947 г. Выпускался аппарат на Харьковском заводе №158 в период с 1948 по 1952 г. Он работал в телефонном и телеграфном режимах, обладал высокой чувствительностью к радиоволнам в диапазоне частот от 1,5 до 24 МГц. Вес прибора составлял 85 кг, плюс к нему прилагался блок питания весом 40 кг.
«КУБ-4»
Довоенный радиоприемник выпускался в 1930 г. на Ленинградском радиозаводе им. Козицкого. Его применяли для профессиональной и любительской радиосвязи. Прибор имел в своей схеме 5 радиоламп, хотя его называли четырехламповым. Вес приемника составлял 8 кг. Был он собран в металлическом корпусе-ящике, по форме напоминающем куб, на ножках круглой и плоской формы. Свое применение он нашел и на военной службе в войсках ВМФ. Конструкция имела элементы прямого усиления радиочастот с регенеративным детектором.
Прием информации с этого приемника осуществлялся на специальные наушники телефонного типа.
«Москвич»
Модель относится к ламповым радиоприемникам, выпускавшимся с 1946 г. как минимум 8-ю заводами по стране, одним из которых был Московский радиозавод. В схеме радиоприемника было 7 радиоламп, он принимал диапазон коротких, средних и длинных звуковых волн. Прибор был оборудован антенной и питался от сети, обходясь без трансформатора. В 1948 г. модель «Москвич» усовершенствовали, и появился его аналог – «Москвич-Б». В настоящее время обе модели являются раритетной редкостью.
Riga-T 689
Настольный радиоприемник выпускался на Рижском радиозаводе им. А. С. Попова, в его схеме было 9 радиоламп. Прибор принимал короткие, средние и длинные волны, а также два коротковолновых поддиапазона. У него имелась функции управления тембром, громкостью и усиления ВЧ-каскадов. В аппарат был встроен громкоговоритель с высокими акустическими показателями. Выпускался он с 1946 по 1952 год.
«СВД»
Эти модели были первыми радиоприемниками с преобразованием звуковой частоты и питанием от электросети. Их выпускали с 1936 по 1941 г. в Ленинграде на заводе им. Козицкого и в городе Александрове. Аппарат имел 5 диапазонов работы и автоматическую регулировку усиления радиочастот. Схема содержала 8 радиоламп. Питание осуществлялось от сети электротока. Модель была настольной, к ней подключалось устройство для прослушивания грампластинок.
Selga
Портативный вариант радиоприемника, выполненного на транзисторах. Выпускали его в Риге на заводе им. А. С. Попова и на Кандавском предприятии. Производство марки началось в 1936 г. и продлилось до середины 80-х с различными модификациями моделей. Аппараты этой марки принимают звуковые сигналы в диапазоне длинных и средних волн. Прибор снабжен магнитной антенной, закрепленной на стержне из феррита.
Spidola
Радиоприемник появился в начале 1960-х, когда спрос на ламповые модели снизился, и люди искали компактные устройства. Выпуск этой транзисторной марки был осуществлен в Риге на предприятии ВЭФ. Аппарат принимал волны в коротких, средних и длинных диапазонах. Переносной радиоприемник быстро стал популярен, его конструкцию стали модифицировать и создавать аналоги. Серийный выпуск «Спидолы» продолжался до 1965 года.
«Спорт»
Выпускался в Днепропетровске с 1965 г., работал на транзисторах. Питание выполняли батарейки типа АА, в диапазоне средних и длинных волн имелся пьезокерамический фильтр, облегчающий настройку. Вес его 800 г, выпускался в различных модификациях корпуса.
«Турист»
Ламповый компактный приемник, работающий в диапазоне длинных и средних волн. Питание было от батарей или электросети, внутри корпуса имелась магнитная антенна. Выпускался в г. Риге на заводе ВЭФ с 1959 г. Это была переходная модель между ламповым и транзисторным приемником того времени. Вес модели 2,5 кг. За все время их было изготовлено не менее 300 000 единиц.
«УС»
Это несколько моделей приемников, выпускавшихся в довоенное время. Они применялись для нужд авиации, использовались радиолюбителями. Все модели типа «УС» имели ламповый конструктив и преобразователь частоты, дающий возможность приема радиотелефонных сигналов. Выпуск был налажен с 1937 по 1959 г., первые экземпляры были сделаны в г. Москве, а затем производились в г. Горьком. Аппараты марки «УС» работали со всеми диапазонами волн и мели высокую чувствительность.
«Фестиваль»
Один из первых советских приемников лампового типа, имеющих дистанционное управление в виде привода. Был разработан в 1956 г. в Ленинграде и назван в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Первая партия называлась «Ленинград», а после 1957 г. он стал выпускаться в г. Риге с названием «Фестиваль» вплоть до 1963 года.
«Юность»
Представлял собой конструктор деталей для сборки приемника. Выпускался в г. Москве на Приборостроительном заводе. Схема состояла из 4-х транзисторов, ее разработал Центральный радиоклуб с участием конструкторского бюро завода. В состав конструктора транзисторы не входили – комплект состоял из корпуса, набора радиоэлементов, печатной платы и инструкции. Выпускали его с середины 60-х до конца 90-х годов.
Министерство промышленности инициировало массовое изготовление радиоприемников для населения.
Базовые схемы моделей постоянно совершенствовались, что давало возможность создавать новые модификации.
Лучшие модели
Одним из радиоприемников высшего класса в СССР был настольный ламповый «Октябрь». Выпускали его с 1954 г. на Ленинградском заводе металлоизделий, а в 1957 г. за выпуск взялся завод «Радист». Прибор работал с любым диапазоном волн, и чувствительность его была 50 мкВ. На режимах ДВ и СВ включался фильтр, кроме того, прибор оснащался контурными фильтрами еще и в усилителях, что при воспроизведении грамзаписей давало чистоту звучания.
Еще одной высококлассной моделью 60-х годов была ламповая радиола «Дружба», которая с 1956 г. выпускалась на Минском заводе им. Молотова. На международной Брюссельской выставке этот радиоприемник был признан лучшей моделью того времени.
Прибор имел 11 радиоламп и работал с любой длиной волн, а также оснащался проигрывателем грампластинок с 3-мя скоростями.
Период 50-60-х годов прошлого столетия стал эрой ламповых радиоприемников. Они были желанным атрибутом успешной и счастливой жизни советского человека, а также символом развития отечественной радиопромышленности.
О том, какие были радиоприемники СССР, смотрите в следующем видео.
Именно на советские годы пришелся пик популярности различных радиоприемников и радиол. Выбор был по-настоящему большим, причем многие модели постоянно модифицировались, совершенствовались. Какой самый лучший радиоприемник СССР? В чем особенности техники тех лет вообще? Попробуем разобраться.
Немного истории
Первые ламповые приемники в СССР появились еще в 30-е годы XX века. Самой первой моделью был «Рекорд», который разработали конструкторы Александровского радиозавода в 1944 году. После этого начался серийный выпуск моделей, который длился до 1951 года. Вторым приемником, уже 7-ламповым, стал «Москвич», который, правда, не был популярным из-за высокой стоимости и сложных конструкторских решений. Именно в это время было дано задание на разработку радиоприемника, который мог быть стать массовым. Так, уже в 1949 и были выпущены в количестве больше 71 000 штук, а еще через год – почти 250 000.
В торговле массовый приемник поставлялся под названием «Москвич», и он сразу стал популярным. Кроме доступной цены, он отличался хорошими электрическими качествами, работал в диапазоне средних и длинных волн, правда, хорошо слышна была только речь.
Портативные модели
Первый советский портативный приемник появился значительно позже – в 1961 году. Это событие было связано, во-первых, с изобретением полупроводников-транзисторов, что позволило не только уменьшить размеры устройств, но и снизить энергопотребление. Во-вторых, общественная жизнь стала более либеральной, когда у населения появилась необходимость в портативных радиоустройствах, которые было необязательно регистрировать в почтовых отделениях и платить абонентскую плату. Многие пользователи очень радовались выходу портативных моделей, ведь их можно было взять с собой в поход и в любое другое место, чтобы слушать любимые передачи.
Первый портативный транзисторный радиоприемник был назван «Фестиваль» в честь проходившего в 1957 году в Москве Международного фестиваля молодёжи и студентов. Сборка этой модели была выполнена на основе девяти транзисторов, благодаря чему принимались передачи станций, которые работают в средних волнах. Питание модели осуществлялось от батареи карманного фонаря, которая могла проработать без замены в течение двадцати пяти часов.
50-60-е годы
Считается, что золотой век лампового радио в Советском Союзе пришелся именно на 1950-е годы. Именно тогда стали производиться качественные аппараты, которые к тому же можно было купить по доступным ценам. А еще производители соперничали в разработке схем и ящиков устройств. Сегодня коллекционирование радиоприемников СССР – это хобби, которое достойно уважения, ведь большинство моделей считаются раритетными, их просто так не купишь.
В 1960-е годы были универсализированы схемно-конструктивные и дизайнерские решения радиоприемников. На тот момент в стране было актуально удешевление всего процесса массового производства, поэтому приемники стали выглядеть примерно одинаково. Обезличенный дизайн так же грустно смотрелся, как и непонятный звук, так как вместо качества в стране было принято отдавать предпочтение низкой стоимости товара. Наверное, самые лучшие радиоприемники СССР – это «Фестиваль», громкость и диапазоны которого можно было настроить дистанционно с помощью пульта управления. Рассмотрим самые популярные приемники тех лет и их конструктивные особенности.
«Звезда-54» (1954 год)
Этот ламповый приемник был выпущен в Харькове и Москве, причем это было значимое для тех лет событие. Значимость объяснялась в том числе и тем, что среди унылых и однообразных устройств, в точности повторяющих друг друга, появилось нечто свежее, новое. Появление этого радиоприемника было эффектно описано в газетах и журналах. В них акцентировалось внимание на том, что «Звезда-54» — это новое явление в отечественной радиотехнике, выполненное совсем в другом, в отличие от импортной продукции, которую, впрочем, мало кто видел, дизайне и дающее надежду на светлую и новую жизнь.
На самом же деле этот радиоприемник СССР внешне практически полностью повторял приемник, выпущенный во Франции двумя годами ранее. Как он попал в Союз, неизвестно. В течение 1954 года «Звезда» выпускалась и в Харькове, и в Москве, причем модель постоянно модернизировалась. Выражалась новизна в вертикальном шасси модели, что облегчало технологические процессы, и в выпуске в зеленой и красной версии, причем красных приемников было выпущено почему-то больше. Корпус устройств штамповался из металла, причем применялось никелирование и многослойное лакирование. При разработке схемы радиоприемников СССР использовались радиолампы разного типа, что обеспечило номинальную выходную мощность 1,5 Вт.
«Воронеж» (1957)
Ламповый радиоприемник «Воронеж» был создан на базе батарейной модели, но обновленная версия была дополнена футляром и шасси. Устройство было рассчитано на работу в длинных и средних частотах, а на выходе включается динамический громкоговоритель. Для изготовления футляра использована пластмасса. Что касается схемы радиоприемников СССР, в частности, модели «Воронеж-28», здесь вход приемника ненастроенный, а усилитель используется с настроенным контуром в анодной цепи.
«Двина» (1955 год)
Сетевой ламповый радиоприемник «Двина», разработанный в Риге, основан на пальчиковых лампах разного дизайна. Причем к моменту выпуска данной модели были унифицированы блоки и шасси аппаратов. Особенность этих устройств – в клавишном переключателе, поворотной внутренней магнитной антенне и внутреннем диполе. Отметим, что старые радиоприемники СССР, которые относились к II классу и выше, имели от четырех динамиков. Отметим, что Министерством радиотехнической промышленности Советского Союза было разработано задание, согласно которому должно было быть создано 15 моделей аппаратуры, которые впоследствии отправились на Всемирную выставку в Брюсселе, а годом позже – в Нью-Йорк.
Популярные транзисторные приемники
Как мы уже говорили, эти модели появились несколько позже, а самым первым изделием такого рода стал «Фестиваль». Долгое время самым значительным достижением Союза были именно транзисторные радиоприемники СССР, так как они позволяли получить доступ к альтернативным источникам информации, которые передавались радиостанциями Запада. Первой ласточкой, связывающей СССР с Западом, стала «Спидола», которая не только отлично передавала трансляции западных передач, но и позволяла слушать музыку, которая звучала в эфире, причем не только советском.
«Спидола» начала выпускаться в начале 60-х на Рижском заводе, причем конструкторам завода никто задания по созданию транзистора не давал. И вообще даже не планировалось его массовое производство. Но ввиду неликвидности ламповых моделей, которыми были заполнены склады, требовалось создание чего-то компактного и удобного. И «Спидола» оказалась кстати…
Первые транзисторные радиоприемники СССР, которые были выпущены в массовое производство, сразу стали популярными, никогда не залеживались на прилавках и были востребованы средним классом населения. Примерно в это же время стали поставляться транзисторные приемники Ленинградским заводом. Устройства получили название «Нева» и строились на основе 6 транзисторов и полупроводникового диода. Они позволяли принимать передач радиовещательных станций в диапазоне длинных и средних волн. Стали активно разрабатываться и карманные транзисторные приемники, которые впоследствии выпускались уже серийно.
«Волна» (1957 год)
Ламповый радиоприемник «Волна» начал выпускаться с 1957 года Ижевским радиозаводом. Примечательно, что этот радиоприемник СССР выпускался на еще недостроенном заводе и сначала всего в количестве 50 штук. Оформление было двух типов – деревянный или пластмассовый футляр, причем в деревянной разновидности было выпущено совсем немного моделей, а массовым стало производство пластмассовых изделий.
В истории этого приемника была одна приятная дата: так, на Всемирной выставке, которая проходила в Брюсселе в 1958 году, «Волна» была удостоена диплома Гран-при и золотой медали. В конце года приемник подвергся модернизации, в ходе которого переработке подверглись конструкция устройства и его электрическая схема. На основе этой модернизированной модели выпускались уже радиолы, которые также назывались «Волна».
«Рига-6» (1952 год)
Ламповые радиоприемники СССР выпускались самыми разными заводами. Так, интересной моделью от Рижского радиозавода стал сетевой приемник 2 класса «Рига-6», который полностью отвечал существующим нормам ГОСТам, а по чувствительности и избирательности были лучше остальных моделей.
«Латвия М-137» выпускался электротехническим заводом ВЭФ и относился к первому классу. Примечательно, что модель создавалась на базе довоенной разработки, которая была усовершенствована. Особенность модели – в шкале, где указатель переключения диапазонов и визирное устройство соединены. Как и многие приемники, данная модель постоянно менялась, но основные функциональные особенности оставались прежними.
«АРЗ»
Александровский радиозавод долгое время выпускал качественные для того времени радиоприемники. Первая модель – АРЗ-40 – была представлена в 1940 году, правда, всего было выпущено 10 штук из-за технических причин. Данная модель ловила пять местных станций, которые заранее настраивались и фиксировались. Можно сказать, что это самые старые радиоприемники СССР. Сегодня их можно найти разве только в коллекциях любителей старинной радиотехники.
Следующая модель – АРЗ-49 – была выпущена спустя 8 лет, но уже существенно доработанной, чего требовали и власти. Этот массовый радиоприемник имел металлический корпус, который подвергался никелированию или окрашивался. Рисунок шкалы был в виде Московского Кремля.
Самой совершенной моделью стал приемник АРЗ-54, выпущенный в 1954 году сразу несколькими заводами. Она претерпела ряд модернизаций, благодаря чему качество приема сигнала было гораздо лучше.
Высший класс
Самые популярные радиоприемники СССР высшего класса – это «Октябрь» и «Дружба». Первая модель выпускалась в Ленинграде с 1954 года и имела ряд конструктивных особенностей. Так, переключатель диапазонов вращался посредством зубчатой передачи, а устранением шумов при смене диапазонов обеспечивалось специальным устройством в виде добавочных контактов, расположенных на фиксаторе переключателя.
Минским заводом имени Ленина выпускалась еще одна модель первого класса – радиола «Дружба», производство которой началось с 1957 года. Этот радиоприемник состоит из 11 ламп, корпус имеет трехскоростной проигрыватель, поэтому возможно воспроизведение обычных и долгоиграющих пластинок. Можно задать низкую скорость проигрывания благодаря мягкому ролику, что также позволяет оцифровывать старые пластины.
«Садко» (1956 год)
Старинные радиоприемники СССР сегодня интересны в основном коллекционерам. Одной из популярных моделей своего времени был ламповый радиоприемник второго класса «Садко», который производился на заводе «Красный Октябрь» в Москве. Данная модель — одна из первых, на которую ставились пальчиковые радиолампы. Устройство привлекает внимание раздельной регулировкой тембра в разных частотах, кроме того, оно оснащено четырьмя громкоговорителями.
ПТС-47
Сетевой трансляционный радиоприемник СССР под названием ПТС-47 был изначально предназначен для эффективного функционирования радиоузла, но широко использовали его и в качестве трансляционного радиоприемника. Для производства устройства использовалась супергетеродинная схема, работающая на 9-10 радиолампах в шести диапазонах. Радиоприемник оснащен основными ручками управления, регулятором громкости, ручкой для настройки и двумя переключателями – диапазонов и режимов. Питание осуществляется через электросеть посредством отдельного блока питания.
«Свет» (1956 год)
Данный радиоприемник рассчитывался для массового применения, поэтому получился дешевым и доступным для всего населения. Это трёхламповое устройство, которое работает от сети и обладает хорошей чувствительностью при применении внешней антенны. Но не все радиоприемники времен СССР получили широкое распространение. Например, данная модель была снята с производства из-за нерентабельности, так как розничная ее стоимость не перекрывала всех расходов, ушедших на комплектующие и сами работы.
«Рекорд»
Сетевой ламповый радиоприемник «Рекорд» начал выпускаться в 1945 году и модернизировался несколько раз. Первый вариант, кстати, был доступен как в сетевом, так и в батарейном варианте. Модернизации приемник подвергся уже через год, причем для создания новой модели были максимально изучены особенности предыдущих моделей, так как требовалось создать массовый, экономичный, но чувствительный и избирательный прибор, который позволял бы прослушивать центральные радиостанции в любой точке Советского Союза. Отметим, что некоторые идеи по поводу схем и дизайна были заимствованы с довоенных моделей марок Siemens и Tesla.
Первые приемники «Рекорд» создавались в деревянном или пластмассовом корпусе, но впоследствии из-за несовершенства процесса литья от пластмассовой версии пришлось отказать. В сетевом приемнике также были некоторые конструктивные недочеты, которые стали отражаться на удобстве и надежности устройства.
«Стрела» (радиола, 1955 год) и «Мелодия» (1959 год)
Какие были радиоприемники СССР? Фото показывает, что при внешних сходствах модели все-таки имели несущественные отличия. О многих моделях мы сегодня даже не помним, но список приемников, выпускаемых в Советском Союзе, на самом деле очень и очень внушительный. Так, с 1958 года в СССР выпускались приемники «Стрела», который относятся к приборам 4-го класса и являются трехламповыми супергетеродинами, позволяющими прослушивать грамзаписи благодаря внешнему звукоснимателю. Прибор оснащен эллиптическим динамическим громкоговорителем, а блок питания собран на основе однополупериодной схемы. Имеется клавишный переключатель, который выключает устройство или используется для переключения диапазонов.
Ближе к концу шестидесятых годов был разработан ламповый радиоприемник «Мелодия», который разрабатывался в Риге. Все аппараты данной модели оснащались клавишным переключателем, поворотной внутренней магнитной антенной и внутренним диполем для диапазона УКВ.
Таким образом, в Советском Союзе было огромное количество радиоприемников, которые постоянно совершенствовались и модернизировались. Сегодня они раритет, но все-таки продолжают работать. А их внешний вид служит ярким напоминанием об эпохе, когда радиотехника в стране только-только начала развиваться.
В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт…
Радио – в массы
Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья. Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок. Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».
Золотая эра
Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер. Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы. Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку. И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».
«У него приемник «Грюндиг»
«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах… Глушить «голоса» глушили, но законы физики таковы, что западная пропаганда где-нибудь да и проскакивала – не на двадцати пяти метрах, так на сорока девяти. Или наоборот.А вон дантист-надомник Рудик,У него приемник «Грюндиг»,Он его ночами крутит,Ловит, контра, ФРГ.(В. Высоцкий) Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали… Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…
«Голоса» в архипелаге
Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое… Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым. Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)… Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…
Нарушители эфира
Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством». «Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей. Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете. Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг. Чтобы была до конца понятна их дерзость, достаточно вспомнить, что в советские времена даже множительная техника была запрещена, а все печатные машинки ставились на учет в органы госбезопасности… Однако «радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям! Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и ловили самодеятельных шоуменов. Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.
По радио и по почте
Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах. Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.
Конец времени радиол
В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Исчезли и «радиохулиганы», а в эпоху перестройки – и «голоса»…
Радиола «Ригонда-стерео». Модель 1964 года. (первая советская стереофоническая радиола)Радиола «Беларусь-103». Модель 1969 года. Источник- +162
Поделись с друзьями!
« Предыдущая темаСледующая тема »
Посмотри супертемы
Как собрать гардероб из 10 вещей и каждый день выглядеть…Тайны закрытых городов СССР, не отмеченных на картеМатрица судеб: кто вы есть на самом деле?Удивительные исторические фотографии. Настоящее…15 убойных примеров как разведёнки с прицепом ищут себе мужаУникальные мечи и топоры от Вячеслава Шарова
</ul>Используемые источники:
- https://stroy-podskazka.ru/radiopriemniki/vremen-sssr/
- https://fb.ru/article/239271/staryie-radiopriemniki-sssr-foto-shemyi-luchshiy-radiopriemnik-sssr
- https://back-in-ussr.com/2019/05/sovetskie-radioly.html